Авианосец-музей «Интрепид»



Музей военно-морской и авиакосмической техники «Интрепид» расположен прямо в центре Нью-Йорка, на Манхэттене. Вест-Сайд, причал №86. Музейный комплекс был основан в 1982 году по инициативе миллионера-филантропа Закарии Фишера и стал всемирно известен благодаря своей богатой коллекции техники всех времен и народов.


В наши дни музей представляет собой причал с авианосцем и подводной лодкой. Полетная и ангарная палубы авианосца густо заставлены самолетами, многие из которых никогда не взлетали с палубы корабля. Помимо представленной авиатехники, на борту находятся посадочные капсулы российского и американского космических аппаратов, а также павильон с шаттлом «Энтерпрайз». Рядом на пирсе стоит авиалайнер «Конкорд». Из чрева пришвартованной субмарины торчит крылатая ракета «Регул». Таков вкратце общий вид музея «Интрепид».

Вся представленная в экспозиции техника — настоящая. Кроме знакомства с самолетами на верхней палубе, зрители могут спуститься внутрь авианосца и подлодки и осмотреть ангар, кубрики личного состава, мостик, каюту командира. Крутые узкие трапы боевых кораблей, обилие проходов и торчащее повсюду оборудование: детям до 16 лет без сопровождения взрослых вход в музейных комплекс запрещен. Стоимость взрослого входного билета — 31 доллар, что очень много даже по меркам Нью-Йорка, где вход во многие музеи бесплатный.

Главным экспонатом, несомненно, является USS Intrepid («Неустрашимый») — один из 24-х авианосцев типа «Эссекс» времен Второй мировой войны. Эти свирепые боевые машины создавались в эпоху, когда крейсерская скорость поршневых самолетов не превышала 500 км/ч, а боевой радиус — 300 миль. Приходилось повсюду таскать за собой аэродром.


Послужной список авианосца «Интрепид». Сбитые японские самолеты, потопленные и поврежденные корабли.

«Интрепид» был заложен 1 декабря 1941 года, спущен на воду и вошел в строй в 1943. Длина 260 метров. Полное водоизмещение свыше 36 тыс. тонн. Корабль успел повоевать на заключительном этапе Второй мировой — его пилотам довелось увидеть вблизи суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси», принять участие в битвах в заливе Лейте, в налете на Трук, атаках японских позиций на атолле Кваджалейн, в Микронезии, на Формозе (Тайвань), на острове Окинава. Авианосец пережил пять атак камикадзе, но, несмотря на тяжкие повреждения, всякий раз возвращался в строй.

После окончания войны «Интрепид» прошел модернизацию, получил угловую полетную палубу и направился к берегам Кореи. Осуществлял блокаду Кубы в ходе Карибского кризиса. После отправился воевать во Вьетнам. Выполнял задания в интересах НАСА — искал в океане приводнившиеся спускаемые аппараты с астронавтами. К концу 60-х его палуба стала слишком коротка для реактивных истребителей — «Интрепид» был переквалифицирован в противолодочный корабль и отправлен служить в составе Шестого флота к берегам Европы. Окончательно исключен из состава ВМС в 1974 году.

Несмотря на свой «музейный» статус, «Интрепид» по-прежнему сохраняет прикладное значение: после терактов 11 сентября 2001 г. на его борту разместился оперативный штаб ФБР. В настоящее время поржавевший корпус корабля является резервным центром экстренных служб г. Нью-Йорка.

Авианосец-музей «Интрепид»

Моряк с борта линкора «Нью-Джерси» наблюдает, как камикадзе пикирует на палубу «Интрепида», 25 ноября 1944 года. Жертвами взрыва станут 65 моряков из экипажа авианосца, «Интрепид» покинет зону боевых действий и уйдет на продолжительный ремонт в Сан-Франциско.

Сегодня на борту плавучего музея «Интрепид» находятся 34 образца авиационной техники, в том числе:

— сверхзвуковой высотный разведчик А-12 — прообраз знаменитого SR-71 «Черный дрозд»;

— многоцелевой истребитель F-16, принимавший участие в операции «Буря в пустыне»;

— многоцелевой истребитель «Кфир» ВВС Израиля;


— палубный истребитель «Дассо Этандар IV» из состава ВМС Франции;

— истребитель МиГ-17 из состава ВВС Польши;

— истребитель МиГ-21 ВВС Польши.


На переднем плане — «Фантом». Вдали видны самолет ДРЛО, разведчик А-12, истребители «Крусейдер», «Томкэт», штурмовик «Интрудер». Вертолеты — «Кобра» и «Ирокез».

У янки есть чувство юмора. Напротив МиГа припаркован его непримиримый противник — истребитель F-4 «Фантом».

Рядом выстроились самолеты:

— палубный истребитель-перехватчик F-14 «Томкэт»;

— палубный штурмовик А-4 «Скайхоук»;

— палубный штурмовик А-6 «Интрудер»;

— палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-1 «Трейсер»;

— палубный истребитель F-11 «Тайгер» пилотажной группы «Blue Angels»;

— палубный истребитель FJ-2/-3 «Фьюри» — «оморяченная» версия F-86 «Сейбр»;

— палубный истребитель F-8 «Крусейдер» родом из конца 50-х;

— палубный дозвуковой истребитель-перехватчик F3H «Демон»;

— палубный штурмовик F9 «Кугуар»;

— самолет с вертикальным взлетом AV-8C — лицензионная версия британского «СиХарриера»;

— торпедоносец «Эвенджер» времен Второй мировой войны;

— поршневой учебно-тренировочный самолет Т-34 «Ментор»;

— реактивный учебно-боевой самолет Аермакки MB-339 итальянской пилотажной группы «Фречче Триколори».

Рядом с самолетами стоят 7 винтокрылых машин: Белл 47 времен Корейской войны, «Ирокез» из джунглей Вьетнама, армейская АН-1 «Кобра», рядом еще одна «Кобра» — модификация AH-1J Корпуса морской пехоты. Пара реликтов полувековой давности — военно-транспортные вертолеты H-19 и H-25. Среди вертушек выделяется яркой раскраской поисково-спасательный Сикорский HH-52 «СиГардиан».

На причале стоит еще один шедевр конструкторской мысли — сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд» авиакомпании British Airways. Именно этот самолет (рег. номер G-BOAD) установил в 1996 году рекорд среди пассажирских самолетов, перелетев Атлантику за 2 часа 53 мин.
Под крылом «Конкорда» выставлен на всеобщее обозрение его двигатель — Olympus 593.


Страшный сон сенатора Маккейна: МиГ-21 на фоне небоскребов Нью-Йорка. Позади в шеренгу выстроились МиГ-17, AV-8C Harrier II и французский Dassault Étendard IV.


F-14 «Томкэт». Двухместный палубный перехватчик с крылом изменяемой геометрии. Самый тяжелый из самолетов авианосного базирования взлетной массой свыше 30 тонн. В период с 70-х по начало XXI века «Томкэты» являлись основой противовоздушной обороны АУГ.


Lokheed A-12. Фантастический самолет-разведчик, способный летать на высотах до 25 км со скоростью свыше 3000 км/ч. Был создан в 1962 году в интересах ЦРУ. Совершал разведывательные полеты над КНДР и Северным Вьетнамом с авиабазы Окинава. Конструкция сверхсамолета послужила основой для создания SR-71.


Израильский IAI Kfir («Львенок»), он же модернизированный французский «Мираж 5» с израильским двигателем и электроникой. Техника конца 70-х годов.


F-8 Crusader («Крестоносец»). Сверхзвуковой палубный перехватчик, единственный самолет в истории с изменяемой в полете углом атаки крыла. По официальным данным, имел лучшее соотношение воздушных побед и потерь в небе Вьетнама, чем более совершенный, но тяжелый «Фантом». Эксплуатировался в ВМС до 1976 г., а в варианте фоторазведчика RF-8 — до марта 1987. В составе французских ВМС прослужил до конца века. Удачная схема самолета послужила базой для создания легкого палубного штурмовика A-7 «Корсар II».




Отметка на борту «Крусейдера» о сбитом МиГе.



Палубный самолет ДРЛО E-1 Tracer («Следопыт») — «глаза» американского флота в 60-е годы. В каплевидном 9-метровом обтекателе над фюзеляжем скрыта радиолокационная станция AN/APS-82.


На переднем плане — палубный реактивный штурмовик F9 «Кугуар» времен Корейской войны. Позади — истребитель F-11 «Тайгер» в традиционной сине-золотой окраске Blue Angels. Далее — мощный дозвуковой штурмовик А-6 «Интрудер» (стоял на вооружении ВМС и КМП с 1963 по 1997 гг.). Вдали торчит «морда» жирного кота.


TBM Avenger. Основной палубный торпедоносец ВМС США в годы Второй мировой войны



«Вертикалка» AV-8C Harrier II. Ударные СВВП до сих пор стоят на вооружении авиации Корпуса морской пехоты. В качестве их замены сейчас создается F-35B



Военно-транспортный Piasecki H-25. Эксплуатировался ВМС США с 1949 по 1964 гг.




Коллекцию авиатехники музея «Интрепид» дополняют космические аппараты:

— спускаемый аппарат космического корабля «Аврора-7» (тип «Меркьюри») на котором астронавт С. Карпентер совершил три витка вокруг Земли в мае 1962 г., став первым американцем на околоземной орбите (капсула КА «Аврора-7» — пожалуй, единственная реплика из всей экспозиции «Интерпида»);

— спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-6». Настоящий, прожженный адским пламенем при возвращении на Землю. «Союз ТМА-6» совершил 180-дневную экспедицию к МКС в период с апреля по октябрь 2005 года;

— с июля 2012 года в экспозиции музея представлен спейс-шаттл «Энтерпрайз». Первый из семейства космических кораблей многоразового использования, несмотря на свою внешнюю идентичность другим шаттлам, никогда не бывал в космосе (внимательный глаз быстро заметит, что на нем отсутствует теплозащита и маневровые ЖРД). «Энтерпрайз» использовался только для тестовых полетов в атмосфере и отработки элементов посадки. После гибели «Челленджера» было решено возместить потерю за счет включения «Энтерпрайза» в ряды действующих космических шаттлов. Увы, этим планам не суждено было сбыться: на замену был построен новый «Индевор».





Кроме авианосного корабля и разнообразной авиатехники, коллекция музея «Интрепид» включает в себя подводный боевой корабль — субмарину USS Growler.

Дизель-электрическая подлодка типа «Грэйбэк» — одна из последних ДЭПЛ, построенных в США. Изначально обе лодки типа «Грэйбек» проектировались как многоцелевые субмарины-охотники, но вступили в строй как носители стратегических крылатых ракет «Регул».




На борту подводной лодки

«Гроулер» была заложена в 1954 г., спущена на воду в 1957. Вооружение — 8 торпедных аппаратов, 2 пусковые установки с боекомплектом 4 ракеты. Крылатая ракета морского базирования SSN-8-M Regulus представляла собой дозвуковой боеприпас массой 6 тонн с дальностью полета 900 км. Ракета была оснащена специальной БЧ мощностью 2 Мт. Запуск производился из надводного положения с помощью двух пороховых ускорителей по бокам ракеты. Развитием системы стал «Регул II» с увеличенной вдвое скоростью и дальностью полета.


Таким оружием предполагалось обстреливать прибрежные районы СССР. Лодка «Гроулер» девять раз приближалась к границам нашей страны, но приказ так и не поступил… В начале 60-х с появлением «Вашингтонов» и БРПЛ «Поларис» устаревшая и ненадежная система «Регул» была снята с вооружения. С 1964 года лодка «Грейбек» 20 лет простояла в резерве, пока не стала частью экспозиции нью-йоркского музея.

Такова вкратце экскурсия в Intrepid Sea, Air & Space Museum. Интересное место, дающее довольно обширное представление об американском военно-морском флоте.


«Интрепид» эвакуирует из воды спускаемый аппарат КА «Джемини-3», 23 марта 1965 г.



Апартаменты командира авианосца. Все строго и серьезно, как и подобает на боевом корабле.



Есть такое мнение, что в прошлом корабли были деревянными, а люди — железными. Сейчас — наоборот. В любом случае, условия обитания на борту «Интрепида» далеки от современных стандартов. Даже на таком огромном корабле не хватало места: экипаж авианосца состоял из 2500+ человек.


Мостик. Отсюда открывалась впечатляющая панорама на идущее полным ходом авианосное соединение.


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти