Россия может потерять рынок военной продукции в Индии

5
Россия может потерять рынок военной продукции в ИндииРоссия и Индия плодотворно сотрудничают в практически всех сферах военного дела – самолетостроение, кораблестроение, двигателестроение, системы ПВО, вертолеты, бронетехника. Это сотрудничество началось ещё в советское время.

Но РФ постепенно уступает свои позиции конкурентам - Израилю, США - особенно в сфере высоких технологий. 20-летний провал и деградация русского ВПК сделали своё дело.

По словам маршала индийских ВВС: «Индо-российское военно-техническое сотрудничество достигло такого уровня, что мы сегодня совместно осуществляем создание истребителя 5-го поколения, военно-транспортного самолета и ракет. Совместные проекты выводят наше сотрудничество на новый уровень, позволяют повысить технологический потенциал индийской промышленности», – подчеркивал в интервью еженедельнику «Флайт Интернэшнл» командующий ВВС Индии главный маршал авиации Наик. «Россия – наш главный партнер, когда дело касается внедрения в ВВС новейших технологий, но меняющаяся природа вооруженных конфликтов требует от нас быстрейшего освоения самых передовых технологий, поэтому мы решили также обратить внимание на другие предложения, существующие сегодня на рынке».

Западные компании заполняют ниши, где России нечего предложить

- Дели объявил тендер на поставку самолётов-заправщиков стоимостью, ориентировочно, 2 млрд. долларов. Россия так и не запустила производство в Ульяновске заправщика Ил-78. Поэтому безальтернативным вариантом по воздушным танкерам остается самолет Airbus А330 MRTT. В 2010 году военные Индии уже принимали решение в пользу этой машины, но оно было опротестовано Минфином из-за завышенной стоимости контракта.

- ВВС Индии заказали 6 американских военно-транспортных самолетов С-130J «Супер Геркулес», 5 февраля 2011 года на военно-воздушной базе «Хиндон» близ Дели прошла официальная церемония ввода в эксплуатацию первого американского ВТС. Контракт на поставку Индии шести C-130J был заключен в марте 2008 года. Сумма сделки составила 962,45 миллиона долларов. Министерство обороны Индии заказало «Геркулесы» в версии C-130J-30. Все заказанные транспортники будут приняты на вооружение сил специальных операций Индии и будут оснащены различными видами дополнительного оборудования, которое обеспечит многофункциональность машин.

- Концерн «Боинг» также заключил с Индией контракт на поставку 10-ти ВТС С-17 «Глоубмастер» III, стоимость которого оценивается не менее чем в 2,5 миллиарда долларов. Российско-украинский же Ан-70 до сих пор не пущен в серию.



- В 2009 году Индия купила 8 самолётов базовой патрульной авиации P-8I «Посейдон» разработки концерна «Боинг», стоимость которых вместе с «сопроводительным» пакетом около 2,13 миллиардов долларов. Дели планирует купить ещё 4 «Посейдона» и списать уже устаревшие Ту-142М и Ил-38СД советского производства. Российской Федерации и здесь нечего предложить Индии.

- Индия собирается купить 4 корабля-дока, на 160 миллиардов рупий. До этого Дели купил у США за 88 миллионов долларов выведенного из боевого состава ВМС США десантно-вертолетного корабля-дока «Трентон», переименованного индийцами в «Джалашву», и 6 палубных вертолетов UH-3H «Си Кинг». России и здесь нечего предложить, Москва сама покупает 4 вертолетоносца у Франции.

- В июле 2010 года подписан контракт на поставку 57 самолетов УТС «Хок» 132 (40 – для ВВС, 17 – для ВМС) стоимостью 700 миллионов фунтов стерлингов, самолеты будут собираться по лицензии в Бангалоре, но львиная доля указанной суммы – порядка 500 миллионов фунтов стерлингов – достанется британской компании «БиЭйИ Системс».



Позиция Вашингтона

Белый Дом, как и Пентагон, считает военно-техническое сотрудничество с Дели очень важным шагом – в первую очередь для сдерживания мощи КНР. В обнародованной 8 февраля 2011 года новой Национальной военной стратегии США указано, что Вашингтон намерен установить «развернутое военное сотрудничество» с Дели.

США стараются не только продать побольше готовой продукции Дели, но и внедриться на внутренний рынок Индии путем создания различных совместных предприятий. Так, концерн «Боинг», уже наладивший тесное деловое партнерство с фирмами HAL, «Бхарат Электроникс» (Bharat Electonic Ltd.), «Ларсен энд Тубро» (Larsen & Toubro Ltd.) и промышленной группой «Тата» (Tata Group), собирается в течение следующего десятилетия «существенно увеличить объем инвестиций в индийскую аэрокосмическую промышленность», а заодно экспортировать в Индию ВВСТ на сумму около 31 миллиарда долларов.

Руководители другой крупной американской корпорации - «Пратт энд Уитни» - заявили о том, что хотели бы создать в Индии 5 СП, которые займутся различными программами в области авиационного двигателестроения. «Одно из них будет образовано уже в течение ближайших недель, а другие – до конца года, – сообщил региональный менеджер компании по Индии Вивек Саксена, проводивший брифинг с журналистами накануне открытия выставки. – Кроме того, мы уже тесно сотрудничаем в сфере производства отдельных комплектующих для двигателей с 16 индийскими компаниями».

Компания «Сикорский Эркрафт» собирается организовать в Индии совместные разработки и производство вертолетов легкого класса. «О наших планах в данной сфере сотрудничества мы объявим уже в самое ближайшее время, – заявил представитель корпорации «Сикорский Эркрафт» Стив Эстилл. – Мы предпочитаем именно создавать совместные предприятия с индийскими компаниями, что обеспечивает нам оперативный контроль над их работой и позволяет создать своего рода «производственную экосистему» в данной сфере. При этом мы отдаем предпочтение компаниям частного сектора, которые имеют наиболее высокий уровень технологического развития и наиболее подготовленный и мотивированный персонал». Уже открыто СП «Сикорский Эркрафт» и индийской промышленной группы «Тата» в Хайдарабаде, которое займется изготовлением компонентов к вертолетным двигателям.

Кроме США активно сотрудничают с Дели израильские компании, Бразилия заключила контракт на поставку 3-х самолетов ДРЛОиУ ЕМВ-145 (в 2008 году), пытаются восстановить свои позиции и британские фирмы. Британские фирмы пытаются продать Индии истребители «Еврофайтер» («Тайфун»).


Индийский C-130J Super Hercules на испытаниях.

«Минусы» сотрудничества с Западом

- Не только российские фирмы имеют проблемы в качестве продукции и сервисе. Так, командующий сухопутными силами Индии генерал Виджай Кумар Сингх призвал «к осторожности при заключении контрактов на поставки вооружения из США», отмечая завышенную, на его взгляд, стоимость закупаемых ВВСТ и обращая внимание на полноту, качество и цену сервисного обслуживания полученных Индией образцов. Генерал привел данные, что две трети приобретенных у США в 2002 году радиолокационных комплексов артиллерийской разведки AN-TPQ-37 находятся в нерабочем состоянии из-за отсутствия технического обслуживания. Виджай Кумар Сингх выразил в связи с этим недоумение, поскольку «несмотря на это Индия продолжает заключать военные сделки с США, объем которых достиг нескольких миллиардов долларов».

- США, восстановив отношения с Индией в военном и военно-техническом плане, прерванных после проведения Индией ядерных испытаний в 1999 году, оказывает давление на индийскую элиту. Так, министр торговли США Гэри Лок вручил министру финансов Индии Пранабу Мукерджи и министру торговли Ананду Шарме «список пожеланий». Он содержал перечень уступок, которые «должно бы» предпринять индийское правительство «в качестве ответного шага» на снятие правительством США в конце прошлого года (после визита в Вашингтон в ноябре 2010-го индийского премьера Манмохана Сингха) запрета на сотрудничество американских специалистов в области высоких технологий с девятью институтами и лабораториями, входящими в состав Организации по оборонным исследованиям и разработкам, и Индийской организацией космических исследований. Например, США хотели бы смягчить режим экспорта в Индию продукции телекоммуникационных компаний США – сегодня согласно имеющемуся законодательству они обязаны в этом случае передавать технологии.

То есть «бесплатного сыра» не бывает, за свою помощь США желают определенных действий. По утверждению ряда индийских военных – действующих и в отставке - военно-техническое сотрудничество с Москвой всегда было свободно от такой политической составляющей.


ДРЛОиУ ЕМВ-145 .


P-8I «Посейдон» .
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. репа
    репа
    0
    11 марта 2011 13:41
    да хрен с ними с индусами.самим нужно 3-5 тыс.боевых аппаратов.НЕ МЕНЬШЕ!!!!
  2. 0
    11 марта 2011 15:49
    проблема ещё в том, что если мы не можем индусам предложить самолеты-заправщики, самолеты для патрулирования морских просторов,самолеты ДРЛОиУ, ВТС и т .п, значит наш ВПК и Русской армии этого не может дать.
  3. 0
    11 марта 2011 19:44
    «Индия должна больше полагаться на Запад и Соединенные Штаты в вопросе приобретения современных высокотехнологичных вооружений и оборудования военного назначения, чтобы на равных противостоять растущей угрозе со стороны соседнего Китая», – подчеркнул в интервью еженедельнику «Дифенс Ньюс» известный в Индии военный эксперт Найтин Мехта. Комментарии, как говорится, излишни.
  4. unit669
    0
    13 марта 2011 01:31
    C-17 Globemaster и Ан-70 самолёты разных "весовых" категорий.Единственный транспортник,который может составить ему конкуренцию-это Ан-124"Руслан".Но в варианте военно-транспортного самолёта он и в ВВС России ещё не поступал.И так по многим тендерам,объявленным Индией.Где-то не конкурентноспособны,а где-то и показать нечего.Так что,тут индийцы абсолютно правы.Ориентация в экспорте вооружения только лишь на Россию не лучший вариант для обороноспособности Индии.Спорить бессмысленно.
  5. 0
    30 сентября 2012 11:00
    Китай уже потеряли.Индия видимо тоже упустим.Что же останеться.Зимбабве и т.д