Старые добрые МиГи не умрут никогда

23
После десятилетий войн только две страны в западной части бывшей Югославии летают на современных реактивных самолетах: Сербия и Хорватия. Обе страны озвучили планы по эксплуатации как минимум одного полка современных реактивных многофункциональных истребителей. До тех пор, пока не появятся новые истребители, боевое дежурство в ВВС обеих стран будут нести два МиГ-21бис, вооруженные ракетами класса «воздух-воздух» Р-60. Авиация обеих стран бежит наперегонки со временем, так как требуется замена существующим самолетам до тех пор, пока они окончательно не выработают свой ресурс. Но ограниченность в средствах приводит к тому, что обе страны должны держать в уме вариант, при котором МиГ-21 останется в боевом составе еще на протяжении нескольких ближайших лет.

Сербия

В ВВС и ПВО Сербии все истребители сосредоточены в одном подразделении, 101 истребительного полка «Витязи» из 204-й воздушной бригады, расположенной на аэродроме Батайница. Четыре МиГ-29 летают в 1 звене – три одноместных МиГ-29Б (местное обозначение L-18) и одна «спарка» МиГ-29УБ (NL-18). Это единственные уцелевшие самолеты от 16 полученных в 1987-1988 гг., 11 были уничтожены в ходе войны в Косово в 1999 г. Все оставшиеся самолеты были выведены из эксплуатации в 2005 г. по причине выработки ресурса.


В декабре 2006 г. был подписан контракт с российской компанией РСК «МиГ» на ремонт и ограниченную модернизацию пяти МиГ-29, закупку авиационного тренажера, новых ракет Р-27Р1 и запасных частей. Четыре МиГ-29 были возвращены в боевой состав в 2008 г., но один самолет был уничтожен в летном происшествии в 2009 г. Работы на пятом самолете были завершены в 2011 г., тем самым всем самолетам был продлен ресурс на десять лет или 700 летных часов. На боевом дежурстве сербские МиГ-29 обычно вооружены ракетами Р-73 и Р-60; другой часто используемой комбинацией является подвеска двух ракет Р-27 и четырех Р-60 или шести Р-73/Р-60 для ближнего воздушного боя. Летчики, которых выбирают для службы на МиГ-29, относятся к более старшим возрастам, обычно им в районе 40 лет. В 2011 г. два сербских МиГ-29 впервые применили ракеты Р-60 по целям на болгарском полигоне Сабля на побережье Черного моря. Они перебазировались на болгарскую авиабазу Граф Игнатьево для участия в учениях, которые проводились совместно с болгарскими коллегами на их МиГ-29. Следующее совместное учение запланировано на 2014 г. В то же время болгарские летчики посетят своих коллег в Сербии для обучения на авиационном тренажере МиГ-29.

Оставшиеся подразделения 101 полка (2 и 3 звено, а также 4 разведывательное звено) летают на МиГ-21. На бумаге полк состоит из 28 истребителей двух модификаций – 21 МиГ-21бис (L-17, включая два переделанных в разведывательный вариант, оснащенные камерами Vinten 880 и 753A) и семь двухместных МиГ-21УМ (NL-16Sh). Но фактически большинство их них выработало свой ресурс, а другие не летают из-за отсутствия запасных частей, оставшиеся просто объявлены избыточными для имеющихся задач.


Говоря в целом ресурс МиГ-21 составляет 30 лет или 2400 часов для варианта «бис» и 3600 часов для «спарок». Межремонтный период составляет 10 лет или 750-850 часов. Средний ремонт для сербских ВВС и ПВО проводится на авиаремонтном предприятии «Moma Stanojlovic», расположенном на авиабазе Батайница. Альтернативным подходом является использование 24 авиационно-технического батальона 204-й авиационной бригады для проведения ускоренного ремонта, который продляет ресурс на пять лет или 500 часов, а общий ресурс – до 35 лет. Но только два одноместных истребителя имеют разрешение на полеты до 2013 г., а ресурс двух «спарок» истекает в 2016 и 2019 гг.

Учитывая то обстоятельство, что боевое дежурство несут два МиГ-21бис, остается мало времени до того дня, когда немногочисленный флот МиГ-29 будет нести ПВО страны исключительно своими силами. В 2010 г. министерство обороны разослало по производителям самолетов запрос об информации и получило ответы от компаний, производящих истребители Eurofighter, Rafale, Су-30МК2, МиГ-29М, F-16C/D Block 52 и JF-17.

Конечно же, стоимость станет определяющим фактором. Текущими планами по модернизации предусматривается одновременная закупка трех сложных систем: многофункционального боевого самолета, ЗРК ПВО средней дальности и двух 3D РЛС для наблюдения за воздушным пространством. Средства, необходимые для этого, настолько велики, что потребуется специальный закон, разрешающий подобное приобретение, поскольку оно превышает объем обычного военного бюджета. Так как этого все равно недостаточно, сербские ВВС и ПВО также рассчитывают модернизировать 14 легких штурмовиков Galeb G-4 в вариант G-4MD, что позволит использовать их для углубленной подготовки летчиков новых истребителей. Но фактически, мало что из запланированного будет реализовано, если вообще хоть что-нибудь.

Оборонный бюджет Сербии на 2013 г. составляет 533 млн евро, из которых только 34,45 млн предназначены для закупок вооружений и оснащения. Одобрено финансирование программ модернизации штурмовика Galeb G-4MD, ЗРК Куб-М2 и систем наблюдения.

Хорватия

ВВС и ПВО Хорватии в настоящее время имеют на вооружении десять МиГ-21 – шесть МиГ-21бисD и четыре МиГ-21УМD, входящими в состава Полка боевых самолетов, базирующийся на 91-й базе в аэропорту Плесо неподалеку от Загреба. Из-за хронического дефицита запасных частей, текущая подготовка ведется нерегулярно, что ставит под вопрос несение боевого дежурства на постоянной основе.

История получения МиГ-21 хорватскими ВВС и ПВО уходит во времена гражданской войны в начале 1990-х гг. В 1992 г. три летчика дезертировали из федеральных ВВС Югославии, и перелетели в Хорватию на своих МиГ-21бис. Из них два самолета было сбито сербами в ходе боевых действий, а третий был списан.


Новые поставки МиГ-21бис и УМ нелегально состоялись из Украины в 1993-1994 гг. в обход эмбарго ООН, в результате к моменту окончания боевых действий в 1995 г. в наличии было не менее 23 МиГ-21бис и четыре «спарки» МиГ-21УС/УМ. На сегодня авиация состоит из шести МиГ-21бисD, оставшихся от восьми, прошедший ремонт на румынском предприятии Aerostar, а также четыре отремонтированных там же МиГ-21УМD. Работы, проведенные Aerostar, продлили ресурс самолетов на 10 лет, который уже практически исчерпан. Планы по замене МиГ-21 были отложены и лучшее на что можно надеяться, это на наличие средств, которые позволят продлить ресурс самолетов и возможно приобрести самолеты на Украине.

После рассмотрение предложений новых и подержанных самолетов из России, США Германии, Швеции и Израиля, Хорватия решила остановиться на ремонте своих МиГов на Украине или Румынии. Также должны быть приобретены дополнительные МиГ-21бис для формирования полноценной эскадрильи из 12 самолетов, а также четыре двухместных самолета. Расходы в размере 20 млн евро будут оплачены из бюджета в 2013 и 2014 гг. [как известно, в июле 2013 г. контракт на ремонт на Украине семи хорватских МиГ-21 и поставку еще пять однотипных самолетов из наличия был подписан – прим. Перископ].

Хорватия стала лидером в организации региональной ПВО. Хорватские ВВС и ПВО интегрированы в Интегрированную систему ПВО и ПРО НАТО (NATINADS), которая пользуется данными, полученными от стран-участников для защиты территории НАТО. С июня 2011 г. он стала получать информацию от РЛС, расположенных в Боснии-Герцеговине. Существуют планы по ее интеграции с Черногорией, а в долгосрочной перспективе воздушное пространство обеих стран может защищаться хорватскими истребителями.

За исключением Сербии и Хорватии все остальные страны региона вывели из боевого состава боевые самолеты и опираются на NATINADS. Когда Босния-Герцеговина, Черногория и Македония будут интегрированы в систему обмена данными, их участие будет заключаться в содействии в наблюдении за воздушным пространством и развитии наземной компоненты системы ПВО.

Оригинал публикации: Air Forces Monthly, March 2013 — Aleksandar Radic

Перевод Андрея Фролова
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 ноября 2013 09:08
    цитата-После десятилетий войн только две страны в западной части бывшей Югославии летают на современных реактивных самолетах: Сербия и Хорватия.

  2. +3
    27 ноября 2013 09:56
    Жаль, что все МиГ-21,23 уничтожили, распродали хранили бы на складах на всякий случай, типа войны с китаем или антантой. На пару тройку-боевых вылетов хватило бы.
    1. +8
      27 ноября 2013 10:59
      А пилотов? Тоже на один два раза?
      1. СтарыйСкептик
        +2
        27 ноября 2013 22:23
        А как, насчет безпилотного варианта?
  3. +6
    27 ноября 2013 10:38
    на сколько мне дилетанту (читающему о авиации) известно...МиГ-29 до сих пор в своем классе легкого фронтового истребителя,ни в чем не уступает аналогам (F16 и тп) а в такой важной составляющей как ремонт в полевых условиях,не требовательность к качеству ВПП ,время подготовки к вылету-серьезно превосходит любой западный (ЛА)
    1. +10
      27 ноября 2013 11:43
      Цитата: полный ноль
      МиГ-29 до сих пор


      посмотрите на него - дух захватывает, красивее самолета сложно найти, а красота как известно спасет мир.
    2. Комментарий был удален.
  4. джедай
    +3
    27 ноября 2013 11:22
    да никого он там "серьёзно не превосходит". но самолёт хороший,с потенциалом. вот и сейчас его берём на вооружение как палубный истребитель...
    1. +7
      27 ноября 2013 14:38
      В целом согласен,однако положение когда "хотят,но не могут по финансам"в современной ситуации на рынке вооружений,попахивает"идиотизмом".Думаю не ошибусь сказав,что та же хорватия заинтересованна в модернизации своих МиГов не меньше,чем россия в расширении клуба зарубежных эксплуатантов своей техники.Сейчас так много схем оплаты в"кредит".Может даже где то стоило бы и "демпенгнуть",даже если все это"выскочит"в ноль,Россия останется в выигрыше.Во первых имеем плацдарм для организации сервес-центра"МиГ"в центральной европе,во вторых держать за кредитную"бороду"любое балканское государство,означает влиять на ее внешнюю политику.Учитывая то,как говаривал Черчиль-"Ветерок на балканах,делает погоду во всей европе"-.
    2. +6
      27 ноября 2013 19:54
      джедай."да никого он там "серьезно не превосходит".
      МиГ-29 - единственный истребитель 4-го поколения , который в достаточном кол-ве попал в руки НАТОвских спецов . С этим самолетом провели учебные воздушные бои все натовские ВВС . И сделали вывод : в ближний маневренный бой не вступать (т.к. практически все выиграл МиГ) , атаковать с дальних дистанций . Это значит , что над местом наземного боя , где летает МиГ-29 (это его прямое назначение - поддержка СВ и завоевание господства в небе над полем боя) , натовским летунам надо вначале сбить МиГи с дальних дистанций (а пока они там ни-ни) , а потом уже думать о поддержки СВ . Или же забыть о поддержки СВ , если на подлете МиГи .
      Конечно , время не стоит на месте . Появляются новые самолеты . Думаю , что только Рафаль может достойно с ним конкурировать . МиГу нужен только хороший БРЛС . С середины года для испытания БРЛС "Жук" (уж простите индекс не знаю) было выделено 2 МиГ-29 . hi
      1. +2
        27 ноября 2013 20:17
        Цитата: Касым
        МиГ-29 - единственный истребитель 4-го поколения , который в достаточном кол-ве попал в руки НАТОвских спецов . С этим самолетом провели учебные воздушные бои все натовские ВВС . И сделали вывод : в ближний маневренный бой не вступать (т.к. практически все выиграл МиГ) , атаковать с дальних дистанций


        Добрый вечер Даурен hi Досмотрите до конца.
      2. +2
        28 ноября 2013 00:15
        Цитата: Касым
        И сделали вывод : в ближний маневренный бой не вступать (т.к. практически все выиграл МиГ)

        Я не совсем согласен с вами. В визитов в разных частях США, нашей территории и проведенного выводу полетов является то, что близко воздушного боя маневр все зависит от опыта пилота.Особенно сильным противником были, если я правильно помню соединений, вооруженных "блок 30", было сказано, что эти машины являются весьма гибкими.Новые подразделения F-16 был более серьезным, но опыт пилота важно.

        Цитата: Касым
        МиГу нужен только хороший БРЛС .


        К сожалению, время было упущено из-за той или иной причине. То, что было, кто знает наверняка.Теперь только радар не поможет, а также лазерный указатель цели и современная система РЭБ.
    3. 0
      28 ноября 2013 06:32
      Добрый день (по Мигу)-на "Стрижах" общался с техником обслуживающим 29,его слова-"на спор меняли ДВС за 45 минут)-,сомневаюсь что любая западная машинка позволит к себе такое отношение)))),да и качество ВВП-для Мига не имеет такого значения как для западных (ЛА)-об этом говорят сами Американцы-а война все же не бой в авиасимуляторе...вот это я и назвал главным и весомым преимуществом Мига перед западными самолетами-все остальное (ТТХ и пр) -нивелируется подготовленностью пилотов. с уважением.
  5. +5
    27 ноября 2013 11:45
    С
    тарые-добрые МиГи не умрут никогда
    это не много ПУГАЕТ, а НОВЫЕ то БУДУТ?
    1. Heccrbq.3
      -1
      27 ноября 2013 13:20
      В этой стране, при этой Системе?Будут ,штук 100 на всю территорию !
  6. mvg
    +7
    27 ноября 2013 13:28
    это первые 4 новых МИГа для России. До этого делали только для 24 Индии. Поэтому последние самолеты ушли с заводов в начале 90гг. Ни одной капитальной модернизации, только межремонтная. А Ф-16 постоянно делались, блок 52, блок 60 для богатых арапов. Менялись радары, авионика, ракеты (5-6 модификация сайндвиндер 9, практически каждая - это новая ракета). Сколько у нас МИГов, которые могут работать по земле умным оружием, а ф-16 - ударный самолет, несущий в 2 раза больше нагрузки. Предприятие МИГ практически съел Погосян, только ремонт, новых идей не было, все разбежались. Не даром, 35 так и не покупают.. там сроки будут, как у Ф-35. Посмотрим, может что изменится с созданией концерна Сухой-МИГ
    1. bolonenkov
      +1
      27 ноября 2013 21:06
      Цитата: mvg
      Предприятие МИГ практически съел Погосян,

      Тогда как так получилось, что палубные истребители у нас МИГи, а не сушки?
      Чуть что, Погосян! Если КБ просрало свой самолет 5го поколения, то что с них взять, вот сделали Миг-29КУБ, даст бог потихоньку еще и 35й реализуют в новой концепции и будет нам счастье, а пока

      ЛУЧШЕ 30 СУШЕК НА АЭРОДРОМЕ, ЧЕМ 100 МИГОВ В ПЛАНАХ
      1. bif
        +1
        27 ноября 2013 22:31
        Цитата: bolonenkov
        Тогда как так получилось, что палубные истребители у нас МИГи, а не сушки?

        "Подписан контракт на закупку МиГ-29К для ВМФ России. Согласно контракту, определено в период с 2013 по 2015 годы построить и поставить Военно-Морскому Флоту России 20 самолетов МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ взамен Су-33 и Су-25УТГ.[20]
        По данным на 25.11.2013 ВМФ РФ пререданы 2 МиГ-29К и 2 МиГ-29КУБ[21]. Истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на "Адмирале Кузнецове", не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними[22].
        Использующиеся Су-33 находятся в хорошем состоянии и предположительно будут законсервированы." Вики
        Вот интересная статья о ситуации с палубной авиацией в РФ. http://army-news.ru/2011/08/su-33-uletayut-s-admirala-kuznecova/
    2. bif
      +2
      27 ноября 2013 21:57
      Соглашусь, но не во всём.
      1.
      Цитата: mvg
      это первые 4 новых МИГа для России. До этого делали только для 24 Индии. Поэтому последние самолеты ушли с заводов в начале 90гг

      Заказов от разоренной РФ в 90-х не было, чтобы предприятие не помёрло, чтобы разработку и опыт сохранить выполняли заказы на экспорт, Только период между МАКС-2009 и МАКС-2011 было продано 44 истребителя семейства МиГ-29 (24 единицы в Индию и 20 – в Мьянму)...всё логично и обоснованно.
      2. 4 новых МиГа для РФ - вы не забывайте ЭТО ПАЛУБНЫЕ версии, у нас пока не 10 АУГ... скромные потребности авиакрыла Кузи не требуют десятков новых МиГов "прямо щас и прямо здесь".
      3. Если говорить о "сухопутных" версиях МиГ-29, то это истребитель прифронтовой зоны, с малым радиусом, со скромным арсеналом и т.д...в условиях бескрайних просторов РФ и экстренной реанимации ВВС более прагматично закупать в первую очередь тяжелые истребители с большим радиусом и большим ассортиментом вооружения.
      4.
      Цитата: mvg
      5-6 модификация сайндвиндер 9
      Не надо молиться на это "чудо" этой ракете более 70 лет.
      5.
      Цитата: mvg
      А Ф-16 постоянно делались, блок 52, блок 60 для богатых арапов.
      Цитата: mvg
      Сколько у нас МИГов, которые могут работать по земле умным оружием, а ф-16 - ударный самолет, несущий в 2 раза больше нагрузки

      Ф-16 делались постоянно и даже умеют пользоваться "умным оружием", да с таким бюджетом на протяжении десятилетий, этот самолет должен сам уже летать в космос и стрелять оттуда лазером. Ф-16 отродясь не нес больше, чем МиГ-29 при прочих равных, рекомендую получше ознакомится.
  7. тайфун7
    +3
    27 ноября 2013 17:08
    Цитата: mvg
    Предприятие МИГ практически съел Погосян, только ремонт, новых идей не было, все разбежались. Не даром, 35 так и не покупают.. там сроки будут, как у Ф-35. Посмотрим, может что изменится с созданией концерна Сухой-МИГ

    К сожалению это так. Хочется надеяться , что произойдет как у Жванецкого:,,Врачи очень долго боролись за его жизнь, но ему все-таки удалось выжить,,.
  8. nastran123
    +1
    27 ноября 2013 18:01
    Хорошие машины.
  9. +2
    27 ноября 2013 18:34
    В настоящее время имеется спрос на услуги по ремонту и модернизации советской военной техники .Только эти деньги ,видимо,никому не нужны,потому что их надо еще заработать.Куда проще вынуть из бюджета(а потом еще и украсть).
  10. 0
    27 ноября 2013 21:37
    [quote=bolonenkov][quote=mvg] Предприятие МИГ практически съел Погосян,[/quote]
    Тогда как так получилось, что палубные истребители у нас МИГи, а не сушки?
    Чуть что, Погосян! Если КБ просрало свой самолет 5го поколения, то что с них взять


    Что значит просрало?Если нет заказов как предприятию развиваться?а погосяну Миги ни больно то и нужны...
  11. тайфун7
    +2
    27 ноября 2013 23:23
    Цитата: bif
    3. Если говорить о "сухопутных" версиях МиГ-29, то это истребитель прифронтовой зоны, с малым радиусом, со скромным арсеналом и т.д...в условиях бескрайних просторов РФ и экстренной реанимации ВВС более прагматично закупать в первую очередь тяжелые истребители с большим радиусом и большим ассортиментом вооружения.

    Извините, вы про какие модели МиГ-29 говорите? МиГ-35 с ПТБ имеет дальность полета 3000 км. плюс штанга дозаправки. Номенклатура вооружения у него почти такая же как у Су-35. Увеличен ресурс двигателей, экономичность, 11 подвесок, 6500 кг вооружения. При этом он на 10 тонн легче и на 10 лимонов дешевле, он дешевле и выгоднее и он готов к производству. Корабелки тоже имеют прекрасные характеристики. На счет МиГ-29П узкой специализации, кто сказал что они не нужны? Повернитесь хоть на запад, хоть на восток. С обоих этих направлений может полететь не один десяток тысяч ракет и самолетов, а в России только Москва и Питер прикрыты. Просто одного товарища на верху жаба душит, он не терпит конкуренции.
  12. 0
    7 декабря 2013 05:13
    пардон муа, гонять КР истребителями не дороговато ли? да и не модно, теперь беспилотники в почете, так что увы при всем уважении таз не нужен, модернизируйте то что уже есть тренируйтесь. глядишь что и придумается.
  13. samolet il-76
    0
    11 декабря 2013 20:57
    Ура! Русские МиГи не умрут никогда. Россия будет делать новые самолёты марки МиГ и наконец Россия будет делать самолёты не хуже американских. Ура!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»