В Белоруссии представили морской боевой катер-беспилотник

50
В Белоруссии представили морской боевой катер-беспилотник

На Цнянском водохранилище на севере Минска прошли испытания первого построенного в СНГ катера-беспилотника. Белоруссия, не имеющая выхода к морю, рассчитывает стать крупным экспортером боевых беспилотных кораблей. На две трети корабль сделан в России и Китае.

Официальное название нового катера: "Многоцелевой морской беспилотный комплекс". Отмечается, что создан он был под эгидой Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а в проекте приняли участие Россия, Китай и Белоруссия. Спроектирован катер был санкт-петербургской компанией "Композитное кораблестроение", Китай поставил полимерную броню, а Белорусская компания "Кванд Ис" – электронную начинку судна.

Судно длиной около 6 метров и шириной 1,8 метра, судя по обводам корпуса, было построено по технологии "стелс". Катер может перемещаться в течение 5 суток с удалением от берега 360 км. При этом он может развивать скорость до 55 узлов (100 км/ч).

Катер управляется по спутниковому каналу связи, а в случае его отключения должен сам находить дорогу с помощью спутниковой навигации, однако встроенный автопилот позволяет кораблю путешествовать и без нее, если корабль попадет в зону действия систем подавления спутниковых сигналов. Также корабль обладает хорошим запасом живучести, его создатели отметили, что даже если броню удастся пробить из автомата, потопить судно не удастся.

Как рассказал порталу Onliner.by директор "Кванд Ис" Сергей Тыцык, беспилотное судно будет стоить дешевле самолета-беспилотника, и может заинтересовать белорусские министерства, в частности, для охраны водных угодий от браконьеров. Впрочем, Деловой клуб ШОС планирует найти основных заказчиков за рубежом. Как сообщает "Интерфакс-Запад", интерес к покупке "Многоцелевого морского беспилотного комплекса" проявил Вьетнам.

Предполагается, что для полноценных морских испытаний, дата начала которых пока не сообщается, будет создан новый катер длиной до 11 метров. В настоящее время на беспилотник установлены только радар и камеры, однако в перспективе на него можно установить и вооружение, например, пулемет.

В настоящее время наиболее продвинутыми программами по созданию кораблей-беспилотников обладают Израиль (Rafael Protector, Elbit Silver Marlin), США (Seafox, Spartan Scout) и Швеция (SAM 3 и Piraya).
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    27 ноября 2013 10:07
    Раньше такие в судомодельном кружке делали на "пляжах" запускали (конечно не 6-8 метров но и крупные были, да и 6-8 построили бы если б была задача)). Правда я ходил на авиамодельный и делал прообразы "безпилотников". А друг на судомодельный и делал нечто подобное.
    И ведь совершенно бесплатно. Хотя и был уже не Союз.
    Нив коем случае не насмешка. Просто вспомнилось чего то...
    Поймите правильно.
    1. +7
      27 ноября 2013 13:49
      Ни в коем случае не насмешка. Но не такие, попроще делали и судо и авиа модели. В мои годы электроника только появлялась, буквально "вчера" был изобретён транзистор. Отсутствовали маленькие, ёмкие и мощные аккумуляторы. Эх, нынешнюю электронику, да в 60-е годы. Вот было бы где развернуться! laughing
      1. AVV
        0
        27 ноября 2013 15:33
        Ракетное вооружение бы на него установить и ему цены бы не было при охране прибрежной зоны !!!А так же предусмотреть ,автоматический или по спутниковым каналам подрыв корабля при высадке на него воздушного десанта!!!Экспортный вариант огромен,кроме Вьетнама,Иран мог бы заказать эти комплексы!!!
        1. 0
          27 ноября 2013 17:16
          Иран вполне способен делать подобное сам.
    2. +1
      27 ноября 2013 14:07
      В «Остехбюро» были созданы радиоуправляемые торпеды «Акула-1» и «Акула-2», которые успешно прошли заводские испытания на Онежском озере с 26 августа по 30 октября 1935 года. Сведения о них засекречены до сих пор. Р/у катера ,созданные ранее, оказались малоэффективными.
    3. 0
      27 ноября 2013 16:25
      А это видимо его сухопутный брат
      1. СтарыйСкептик
        0
        27 ноября 2013 23:58
        На сколько я помню, это юсовская разработка. recourse
      2. 0
        28 ноября 2013 10:05
        Нет, его сухопутными братьями были телетанки, успешно применявшиеся в Советско-финскую войну
    4. +1
      27 ноября 2013 18:12
      Да роботизированные, (морские, воздушные, наземные) платформы это будущее. Только представьте рой из таких корабликов с высокоточным оружием, или подводные автономные аппараты с торпедами. good
    5. 0
      27 ноября 2013 20:50
      Цитата: klimpopov
      Просто вспомнилось чего то...

      Помню в 1978 летом в г. Березники проходила областная выставка достижений уачстников кружков ДЮТ. Мама дорогая!! Чего там только не было! Помню: дар речи потерял, когда увидел подводную лодку самостоятельно погружавшуюся в воду, шедшую под водой какое-то время, а затем самостоятельно всплывавшую. В надводном положении она была радиоуправляемая. А с транзисторами у нас в провинции действительно была даже не беда - полная -...опа. Мало того, что на рынке в Перми они стоили бешеные деньги, так ещё норовили всякое фуфло впарить...Но занимались по-тихоньку...Правда в основном на лампах. С ними проблем не было вообще!
  2. +2
    27 ноября 2013 10:16
    Ну надо же с чего то начинать! Заявка на вход в этот сегмент не плохая.Не совсем понятны мореходные качества судна.Почему то "Катер может перемещаться в течение 5 суток с удалением от берега 360 км" не о чем не говорит.Наверняка еще испытывать и испытывать.Но тема интересная,нужная.
    1. +3
      27 ноября 2013 13:47
      Ну,механизм,конечно примитивный(с виду),может даже первый блин комом-НО-все приходит с опытом.
      p.s.Вот Вам и ТС+ШОС в действии.Думаю,наверняка мы смогли бы собрать такой катер,но видите-дали работу Белоруси,+ КНР какой-то заказ получил.Вот это взаимодействие наверное и есть то,что сейчас важнее конечного продукта.
      1. СтарыйСкептик
        0
        28 ноября 2013 00:02
        Для отработки алгоритмов пойдет. Понты с окраской, зря. И про стелс обводы бред, у меня катер с такими же обводами (без надстройки), и че он тоже стелс?
  3. +2
    27 ноября 2013 10:16
    "..судя по обводам корпуса, было построено по технологии "стелс"..."
    Из "стелсовских" обводов разве что рубка без окон приделанная к моторке. Но общее направление мне нравится. такие лодки нужны не только Вьетнаму, нам бы тоже не помешали.
    1. +4
      27 ноября 2013 10:22
      Ага а сверху приблуда все эти технологии нивелирует...
  4. +2
    27 ноября 2013 10:26
    В Белоруссии представили морской боевой катер-беспилотник
    Да, ВЕЛИКАЯ МОРСКАЯ держава - Беларусия идет правильным путем, развивая этот сегмент своих ВМФ, а "сухопутной" России видимо этого не надо... Эй, господин Рогозин - "слов много, где ДЕЛА?"
    1. +4
      27 ноября 2013 10:34
      Цитата: svp67
      Эй, господин Рогозин - "слов много, где ДЕЛА?"

      А у нас своя программа - совместный проект с Монголией.
      1. +5
        27 ноября 2013 10:48
        Это тренд на применение беспилотной техники на суше, море, воздухе. На порядок повышает эффективность личного состава боевых частей и требует увеличение технического состава, обслуживающего технику и программное обеспечение.
        Очень приятно за белорусских конструкторов.
      2. +2
        27 ноября 2013 11:50
        Цитата: mark1
        А у нас своя программа - совместный проект с Монголией.
        тоже ВЕЛИКОЙ МОРСКОЙ державой...
    2. 0
      27 ноября 2013 21:41
      Цитата: svp67
      Эй, господин Рогозин - "слов много, где ДЕЛА?"


      Рогозин:-Дела бывают у прокурора,а у нас делишки))
  5. +1
    27 ноября 2013 10:37
    а может такой катерок с хорошим "фаршем" внутри на "тикондерогу" скажем наехать ??? feel
    1. 0
      27 ноября 2013 10:40
      Цитата: андрей юрьевич
      а может такой катерок с хорошим "фаршем" внутри на "тикондерогу" скажем наехать ??? feel
      Скорей он с этим "фаршем" просто может "случайно" оказаться на пути "Тикондероги", что бы та на него "наехала" и соответственно, получила "по полной..."
      1. +1
        27 ноября 2013 19:57
        Такое уж еще в парусную эпоху применяли...Тендерами вроде такие суда назывались, начинялись порохом и направлялись вглубь вражеской эскадры поджечь какой нить флагман, чтобы посеять панику на других судах противника...А эсминцы и корветы типа Орли Берков и другие подобные корабли даже легкие катера с отчаянными арабами дырявят, причем до сложного ремонта корпуса...Жестянки это...
        1. +2
          27 ноября 2013 22:31
          Тендерами вроде такие суда назывались,


          "Брандерами" они назывались.
        2. 0
          28 ноября 2013 10:08
          Ещё вспомнилась история, как аргентинцы Шеффилд потопили
    2. Лис Пустыни
      +1
      27 ноября 2013 10:52
      нет не может, ибо изделие уже тогда получит статус, торпеды wink или мины.
      Удел применения данных катеров, максимум разведка и траление мин.
      1. +3
        27 ноября 2013 11:33
        К чёрту стереотипы laughing Импровизировать всегда полезно. smile
        З.Ы. Скорость этого катерка меня приятно удивила.)
  6. Володя Сибиряк
    +1
    27 ноября 2013 10:38
    А как у нее с мореходностью? Размером она чуть больше рыбацкой " казанки", даже при небольшой волне будет швырять дай бог, про патрулирование можно будет забыть.
    1. +2
      27 ноября 2013 10:41
      Вы в Беларуси реки видели? В самый раз, еще и большеват.
      1. 0
        28 ноября 2013 20:10
        например Днепр ,путь из варяг в греки был ,кстати Днепр даже судоходен в Гомеле даже речные суда делают так что не надо не позорьтесь знанием о Беларуси
    2. +1
      27 ноября 2013 10:50
      Цитата: Володя Сибиряк
      А как у нее с мореходностью? Размером она чуть больше рыбацкой " казанки", даже при небольшой волне будет швырять дай бог, про патрулирование можно будет забыть.


      Судно длиной около 6 метров и шириной 1,8 метра, судя по обводам корпуса, было построено по технологии "стелс". Катер может перемещаться в течение 5 суток с удалением от берега 360 км. При этом он может развивать скорость до 55 узлов (100 км/ч).
      - это "беларус"


      Беспилотный катер Seafox разработан компанией Northwind Marine (Сиэтл, США) для целей наблюдения и патрулирования. Надувной катер с алюминиевым каркасом достаточно компактен (5 м в длину) и легок, его можно транспортировать в ограниченном пространстве трюма корабля-матки и разворачивать в считанные минуты. Kонтрольная система Guidance System была разработана специалистами Northwind Marine для управления любых беспилотных транспортных средств – как водных, так и сухопутных. Есть и вторая модификация катера – Seafox Mark II, оборудованный посадочными местами для четырех пассажиров. Он тяжелее, чем Mark I, и предназначен для спасательных миссий. На иллюстрации – Seafox Mark I
      - это "американец"

    3. +1
      27 ноября 2013 10:55

      SAM 3 (Швеция)
      Третьей страной – производителем водоплавающих дронов после Израиля и США можно назвать Швецию. Одна из крупнейших в мире кораблестроительных компаний Kockums с 2002 года разрабатывает и испытывает беспилотные лодки серии Piraya (пиранья). «Пираньи» – маленькие и легкие, всего 300 кг весом и 4 м длиной – предназначены для использования в разведывательных, а не в боевых целях (хотя и оборудованы легкими пулеметами). На той же технологической базе kockums серийно производит уже принятые на вооружение дроны – минные тральщики SAM 3. Первый SAM был разработан еще в 1982 году, а современная модель – это торжество военных технологий. По принципу действия SAM 3 ничем не отличается от обычного минного тральщика с человеческой командой. Зато он полностью автоматизирован, способен самостоятельно находить и собирать морские мины, при этом не подвергая людей риску
      - "швед"

      OWL MK II (США)
      Беспилотный катер, разработанный американской компанией Wamilton. В отличие от своих более продвинутых конкурентов, Owl («Сова») требует обязательного операторского контроля. Радиус удаления от оператора – порядка 15 км. На конец 2010 года запланирована демонстрация «Совы» министерству обороны США. Длина Owl – 3 м, ширина – полтора. Основное предполагаемое назначение беспилотника – транспортировка видеокамеры, сонара или подслушивающего устройства, то есть разведывательные цели. Скорость катера – до 40 узлов (75 км/ч). На сегодняшний день разрабатывается более совершенная конструкция катера, способная получать команды со спутника и не нуждающаяся в операторе, который «прячется где--то рядом»
      - опять "американец"

      А сколько "израильтян" со схожими характеристиками по размерам....

      1. +4
        27 ноября 2013 11:07
        "Израильтяне" как то по респектабельнее выглядят.
      2. +1
        27 ноября 2013 19:59
        Надводные корабли-роботы как я понимаю...Вот они-Летучие голландцы современности!
      3. 0
        27 ноября 2013 23:46
        А сколько "израильтян" со схожими характеристиками по размерам....


        Вторая картинка у вас немного устарела, второе поколение Протектора доделали, уже плавает:





  7. +1
    27 ноября 2013 10:42
    Отмечается, что создан он был под эгидой Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)
    А это приятно, что организация наконец то приступила и к реальным действиям, помимо многочисленных деклараций.
  8. +1
    27 ноября 2013 10:46
    Наверное "Висбю" отнерестился :))
    1. +2
      27 ноября 2013 11:08
      Блин фотки смотрю их всегда и думаю. Что же это напоминает?
      1. +4
        27 ноября 2013 14:08
        klimpopov Сегодня, 11:08 ↑ Новый
        Блин фотки смотрю их всегда и думаю. Что же это напоминает?

        Ну в общем то же безпилотники, живых то внутри точно не было
  9. +2
    27 ноября 2013 11:15
    Белорусы молодцы, у них ещё в Советские времена электроника была развита. А насчёт патрулирования по рекам.... Даже"пилотируемые" катера иногда купающихся винтами рубят.
    1. +2
      27 ноября 2013 14:07
      Сосед Сегодня, 11:15 Новый
      Белорусы молодцы, у них ещё в Советские времена электроника была развита. А насчёт патрулирования по рекам.... Даже"пилотируемые" катера иногда купающихся винтами рубят.
      Ответить Цитировать Сообщить о нарушении правил сайта

      Белоруссия ( не имеющая выхода к морю) продемонстрировала- на две трети сделан в яроссии и китае. good
      1. -1
        27 ноября 2013 16:00
        Цитата: atalef

        Белоруссия ( не имеющая выхода к морю) продемонстрировала- на две трети сделан в яроссии и китае. good

        Ну вот так сложилось. Электронные компоненты наверняка китайские, хотя скорее просто их деньги в проекте, они тут всё подряд финансируют, чуть ли не к каждому сектору приложили руку, а российская скорее всего машинная часть. Так сложилось, что в Белоруссии нет своих двигателей ДВС акромя тракторного Д240/243, электродвигатели может буквально 5-10 лет назад освоили, и то узкий ассортимент.
        Вы лучше мне скажите, если знаете, в новостях по поводу БЛА как-то проскакнула инфа, что израильские БЛА не рассчитаны на отрицательные температуры. В это слабо конечно верится, а точнее не верится вообще, т.к. вроде на высоте совсем не тепло в любое время года, проясните для меня, если не затруднит.
        1. +1
          27 ноября 2013 22:22
          Даст бог с Белорусами какие-нибуть прибалты морем поделятся...
          1. СтарыйСкептик
            0
            28 ноября 2013 00:09
            А не поделятся со временем подарим им прибалтику, вон хохлам пол Окраины подарили. Нихай репитируют. Надеюсь Белорусы благодарнее будут.
        2. +1
          27 ноября 2013 23:06
          Макс Отто http://vsr.mil.by/2013/11/26/eta-mashina%e2%80%af-samo-sovershenstvo/ Могилевский завод электродвигателей до 315 кв движки выпускают а также в Беларуси дисплеи делают для пак-фа т-50
        3. Комментарий был удален.
        4. 0
          28 ноября 2013 07:51
          Высота рабочего полета полета БПЛА "Эйтан" достигает 13+ км. Температура на таких высотах может достигать -75..-90 градусов, более мелкие БПЛА производятся на основе тех же технологий. Вывод как бы очевиден. Речь шла скорее всего о каких то более мелких технологиях для наземных систем, которые не расчитаны на экспорт, и производятся исключительно для "домашнего пользования". Температурный "потолок" для таких систем, в целях экономии при производстве, вполне может быть ограничен -15 градусами, и они более устойчивы чем европейские и юсовские аналоги к повышенным температурам. В случае предложения подобных технологий на экспорт, они легко дорабатываются до климатических условий заданных заказчиком. Это азы любой уважающей свою репутацию инженерной школы. А службы новостей... даже не хочу вдаваться в тему продажности современных СМИ.
  10. +2
    27 ноября 2013 11:26
    Против браконьеров и "гринписовцев" самое то. Кстати, пограничникам такой катерок тоже придётся по вкусу, например в дозоре.
  11. avg
    0
    27 ноября 2013 12:29
    На Цнянском водохранилище на севере Минска прошли испытания первого построенного в СНГ катера-беспилотника. Белоруссия, не имеющая выхода к морю, рассчитывает стать крупным экспортером боевых беспилотных кораблей.

    Пора строить авианосцы!
    1. -1
      27 ноября 2013 21:43
      Цитата: avg
      Пора строить авианосцы!


      беспилотные или все же с экипажем?
      1. СтарыйСкептик
        0
        28 ноября 2013 00:10
        С беспилотным экипажем. laughing
  12. 0
    27 ноября 2013 13:10
    Зачем беспилотному катеру такая рубка? Сделали бы как у яхты
    1. +1
      27 ноября 2013 13:47
      saag....Зачем беспилотному катеру такая рубка? Сделали бы как у яхты

      Это что бы "противник", увидев такое чудо, замер с раскрытым ртом от удивления.
      А он, в это время, его чик-чик и ... сфотографирует!
  13. +1
    27 ноября 2013 13:53
    Судно длиной около 6 метров и шириной 1,8 метра, судя по обводам корпуса, было построено по технологии "стелс". Катер может перемещаться в течение 5 суток с удалением от берега 360 км. При этом он может развивать скорость до 55 узлов (100 км/ч).

    Предполагается, что для полноценных морских испытаний, дата начала которых пока не сообщается, будет создан новый катер длиной до 11 метров. В настоящее время на беспилотник установлены только радар и камеры, однако в перспективе на него можно установить и вооружение, например, пулемет.


    Очень неплохо для начала. Только нужно китайцев из комплектующих убрать.
  14. Геннадий1973
    +3
    27 ноября 2013 14:29
    Мужики не важно плох или хорош катер,у каждого свое мнение.НО то что беларусы,что то делают и производят и это наш единственный не"купленный" союзник! в отличии от азии где базы наши и америкосов совсем рядышком...я только за...и еще президента ихнего ...на 2 страны...
    1. 0
      27 ноября 2013 16:48
      Геннадий, лучше бы на одну страну - единую! Батька, хочется надеяться, справился бы.
      1. Геннадий1973
        0
        28 ноября 2013 00:28
        Валькирия.я только ЗА!не ходил и не пойду на выборы а вот за одну СТРАНУ ДВУМЯ руками!
    2. 0
      27 ноября 2013 22:24
      080808 Союзник честно сказал - платите.
  15. +1
    27 ноября 2013 14:52
    По аналогии с беспилотниками, катер может иметь целый набор функций: разведка, уничтожение точечных целей, десантирование, с целью высадки (возврата) диверсионных групп, авиационное десантирование для контроля особо важных районов и т.д. Просто наши военно-морские заказчики пока не совсем понимают значения этого вида оружия. Если израильтяне спешно развивают эту тему, значит в этом есть глубокий смысл.
    1. 0
      28 ноября 2013 08:30
      Да зачем далеко идти за смыслом? Представте себе сценарий, рой в 20 (+5 с системами РЭБ) таких жестянок с заранее заданной программой (никакого радиоуправления в ключевой фазе) прорывается вплотную (что вполне реально учитывая их радиолокационную сигнатуру) к ордеру кораблей противника, и с 5-6 км расстреливает одновременным залпом в 4-8 ракет с каждого борта (80-160 ракет разом), обычными противотанковыми ракетами, рубки управления, радарные надстройки, надбортные пусковые установки, установки ПВО, и вообще все что имеет хоть какую то важность в бою.
      Ни одна система ПВО такое не отразит. Потом этот побитый в хлам ордер можно лениво потопить одним корветом или парой самолетов - он даже защищатся не сможет.
      А теперь добавим к этим 25 еще 20 с средними ЗРК на борту и еще 20 с 2 торпедами на каждой. Такой рой вполне способен вогнать шило в зад полновесной АУГ, причем вогнать фатально.
      Попробуйте сравнить стоимость этого роя (даже учитывая его одноразовость) и ущерб который он способен причинить, причем без потерь личного состава в случае неудачи.
  16. +1
    27 ноября 2013 14:57
    неплохо для начала!
  17. +1
    27 ноября 2013 16:22
    Раньше такие в судомодельном кружке делали на "пляжах" запускали
    а ведь какой потенциал был - клубы и станции юных техников, кружки технического творчества,..
  18. 0
    27 ноября 2013 17:10
    Впечатление такое, что на этом "народное творчество" и закончится...
  19. 0
    27 ноября 2013 18:49
    вот бы еще беспилотную подводную лодку кто придумал, только не на телеуправлении, а автономную
  20. 0
    27 ноября 2013 19:10
    Строить такие суда имеет смысл,они имеют перспективу практического использования.Только почему в таком корпусе,если уж это беспилотный вариант?Инерция мышления сработала,или что?Корпус можно сделать совсем низким ,который никакой радар не захватит.А современная видеокамера имеет размер со спичечный коробок,и радары также компактные имеются.Незачем сооружать такую надстройку.В России имеется еще одно перспективвное направление судостроения-это экраноплан как в управляемом экипажем,так и в беспилотном варианте.Давно пора начинать раотать в этом направлении.
  21. лёшка
    0
    27 ноября 2013 19:11
    нормальная вещь браконьеров ловить можно
  22. Yankuz
    0
    27 ноября 2013 19:12
    Кружок "Умелые ручки"! Свободное радио-моделирование! Что тут боевого-беспилотного? Да-а-а...... Нет слов!
    1. СтарыйСкептик
      0
      28 ноября 2013 00:20
      А что Вы хотели увидеть? Трансформера или чё?

      Грубо говоря, беспилотник, это радио модель с автопилотом, и телекамерой. Оружие система опознавания и т.д., это приходящее. Важно отработать алгоритмы работы автопилота, взаимодействия оператора с машиной, чтоб большую часть задач решала сама, чтоб понять что зачем нужно, а для этих целей нормально.
  23. vkrav
    0
    27 ноября 2013 19:24
    Цифирки 17 не хватает...А так--"Тайна двух океанов" реализована на практикеlaughing
  24. Lесник
    0
    27 ноября 2013 23:24
    Идея безусловно хороша good
  25. sasska
    +2
    28 ноября 2013 00:10
    В настоящее время на беспилотник установлены только радар и камеры, однако в перспективе на него можно установить и вооружение, например, пулемет.


    вроде как, сама идея уже была обкатана в 30х годах и называлась "Торпедный катер типа "Г-5" с волновым управлением".
    эдакий торпедонесущий дрон.