Прогноз, а не фантазии. Заглянуть на 50 лет вперед вполне реально, если действовать по науке

12
Опыт формирования долгосрочных планов развития в различных областях показывает, что детальное планирование такого развития на период, превышающий 10 лет, – занятие малопродуктивное. Число неопределенностей в современном мире таково, что никакие выверенные цифры и мероприятия, запланированные на несколько лет вперед, не остаются неизменными.

На прогноз или перспективный план, в какой бы области он ни формировался (социальной, политической, экономической, военной, военно-технической и т. д.), оказывает влияние огромное количество факторов. Причем достоверно определить перечень, степень и характер влияния этих факторов на содержание того или иного прогноза априори невозможно. В ходе выполнения плана может оказаться, что некоторый фактор, казавшийся вначале ничтожным и не принятый во внимание, становится определяющим и план «плывет» по срокам, цифрам, объемам…

Предсказания и вымыслы

Получается, что решения высшего руководства нашей страны о формировании прогнозов развития России на 30 лет и более (вплоть до 50 лет вперед) – задача нереализуемая? Давайте представим себе, что в 1910 году отечественные ученые занялись бы составлением прогноза развития Российской империи до 1960 года. Интересно, удалось бы им спрогнозировать Первую мировую войну, Октябрьскую революцию 1917 года, Вторую мировую войну, появление ядерного оружия и ядерной энергетики, полет человека в космос? Или каким бы содержанием был наполнен сформированный в 1963 году прогноз развития СССР на 50-летний период (до 2013-го)?

Прогноз, а не фантазии. Заглянуть на 50 лет вперед вполне реально, если действовать по науке«Советский народ через 20 лет будет жить при коммунизме», – сказал руководитель Советского Союза в 1960 году (сформировал основную идею двадцатилетнего прогноза). При этом само понятие «коммунизм» было очерчено весьма расплывчато: от каждого по способностям, каждому по потребности. Ясно, что такой прогноз (скорее – политический лозунг) так и оказался пустым звуком. За прошедшие с той поры 50 лет были события в Чехословакии, война в Афганистане, перестройка и ускорение, распад организации Варшавского договора, а затем Советского Союза, смена социально-экономического строя в стране (вместо коммунизма возврат в капитализм), вооруженные конфликты между некогда братскими республиками СССР (Армения – Азербайджан, Молдавия – Приднестровье, Грузия – Абхазия, Грузия – Южная Осетия и Россия).

Уже из приведенных примеров становится понятно, что столь долгосрочное прогнозирование, особенно построенное на базе политических лозунгов, сродни фантастическим произведениям. Действительно, за 30–50 лет при современных темпах развития человечества меняется слишком многое, чтобы можно было достоверно предсказать конкретные события в мире или каком-то регионе (перевороты, революции, появление и распад коалиций и т. п.), определить цифровые показатели, характеризующие то или иное состояние человеческой цивилизации или общества (например объем валового внутреннего продукта, объемы затрат в бюджете государства на социальный блок, объемы выпуска автомобилей), установить конструктивный облик того или иного технического средства.

Существующие в настоящее время модели долгосрочного прогнозирования, базирующиеся на различных способах периодизации человеческой истории, дают возможность судить о вероятном наступлении в какой-то период неких переломных событий (экономических кризисов, глобальной политической нестабильности, вызванных ими войн или вооруженных конфликтов). При этом ни глубины кризиса, ни степени нестабильности, ни масштаба конфликта такие модели определить не позволяют. Тем не менее моделирование, например, на основе известных циклов Николая Кондратьева дает возожность говорить о наступлении в 2014–2016 годах глобального экономического кризиса, который может продлиться до 2019-го. Это объясняется исчерпанием потенциала пятого технологического уклада. С 2020 года ожидается начало выхода из кризиса, а с 2025-го – бурный экономический рост в рамках шестого технологического уклада. Но какие события в этот период последуют конкретно (в политике, экономике, военной области), вряд ли можно предсказать.

Определить государственную сверхзадачу

Тогда что же должен собой представлять прогноз развития страны (или отдельных сфер ее жизни) на длительный период (30 или 50 лет), чтобы он был устойчивым (в допустимых пределах) и реалистичным?

Как представляется, этот прогноз должен базироваться на некой государственной сверхзадаче, ее можно назвать национальной идеей, в интересах достижения которой должно работать все общество во всех сферах человеческой деятельности.

Например, предположим, что в качестве подобной идеи (сверхзадачи, цели) принята следующая установка: в ближайшие 30 (или 50) лет наша страна с учетом ожидаемого глобального экономического кризиса и последующего интенсивного роста мировой экономики должна обеспечить сохранение своего положения как одного из основных мировых лидеров, строящего свое лидерство на базе высокоразвитой экономики и технологий нового технологического уклада. Такая идея (цель) может стать основой для формирования совокупности планов в различных областях, каждый из которых и все вместе должны способствовать достижению указанной цели. Причем под словом «план» здесь понимается скорее некая концепция, общий замысел достижения цели. В этой концепции необходимо указать сферы жизни государства, определяющим образом влияющие на достижение поставленной цели, принципы их трансформации (развития) в программном (прогнозном) периоде, этапность проводимых трансформаций (преобразований) в обозначенных сферах, способы обеспечения системной увязки (согласования по времени и содержанию) этих преобразований и т. д. Этот план-прогноз развития каждой из сфер должен предполагать ее декомпозицию с последующим определением согласованного по времени и содержанию порядка (плана) преобразования компонент.

Для примера рассмотрим одну из сфер деятельности государства, обеспечивающую сохранение мирового лидерства в длительном периоде, – военную безопасность страны. Компонентами ее применительно к рассматриваемому примеру являются собственно военная и военно-техническая составляющие. При этом предполагается, что влияющие на военную безопасность экономическая, социальная, духовно-нравственная и другие сферы применительно к рассматриваемому примеру также должны быть подвергнуты аналогичному планированию на тот же период.

Вначале необходимо определиться, какие угрозы в военной сфере будут иметь место в течение столь длительного периода. Их можно разделить на три общих типа: стратегические (глобальные), региональные и локальные. Такое деление не потеряет своей актуальности на протяжении достаточно длительного периода. К стратегическим (глобальным) следует отнести угрозу развязывания крупномасштабной (мировой) войны, в которую будет втянута Россия. К региональной – соответственно возможность развязывания региональной войны, к локальной – угрозу локальной войны или вооруженного конфликта. Опять же столь общая формулировка угроз позволяет надеяться на высокую устойчивость прогноза подобного рода, но при этом ценность такого прогноза невелика: необходимы более конкретные формулировки, которые могли бы послужить основой для формулирования целей и задач в военной и военно-технической сферах, направленных на парирование этих угроз.

Что подразумевается под конкретностью в данном случае?

Первое – определение (констатация) источника угроз, то есть стран или коалиций, со стороны которых исходят (будут исходить) эти угрозы. Это позволит определить потенциал или степень угрозы, то есть оценить наличие и динамику изменения опасности источника угрозы по отношению к нашей стране в военной и военно-технической областях.

Второе – определение (констатация) того, каким образом эта угроза может быть реализована. Пример такой констатации – следующая формулировка: региональная угроза в отношении России может быть реализована:

  • в воздушно-космической сфере – возможностью массового применения стратегического и оперативно-тактического ядерного оружия, вероятностью уничтожения нашей орбитальной группировки противоспутниковым оружием;
  • в наземной сфере – вторжением больших масс сухопутных войск, многократно превосходящих по численности наши войска;
  • на морских направлениях – блокированием проливных зон, захватом портов и высадкой десантов для поддержки действий сухопутных группировок.

    Исходя из такого определения характера угроз для военной сферы на сверхдальний период (30–50 лет) могут быть сформулированы, например, следующие принципы развития:

  • сохранение потенциала стратегического сдерживания, достаточного для парирования угроз (сдерживания агрессии) со стороны развитых в военно-экономическом отношении государств (коалиций);
  • сохранение потенциала нестратегического (регионального) сдерживания для парирования угроз (сдерживания агрессии) со стороны региональных государств (коалиций);
  • сохранение потенциала сил общего назначения для обеспечения ведения локальной войны против любого государства, не входящего в коалиции.

    Тогда соответственно для военно-технической сферы подобными принципами будут:

  • сохранение в прогнозно-плановом периоде паритета в области стратегических вооружений (ядерных или им равных по эффективности) с самой мощной в этом отношении державой мира;
  • наличие тактического, оперативно-тактического и оперативно-стратегического оружия (ядерного или ему равного по эффективности), обеспечивающего нанесение поражения региональной державе при возникновении региональной войны;
  • наличие обычных вооружений, обеспечивающих эффективное поражение группировок войск любого государства, не входящего в коалиции, в локальной войне;
  • создание научно-технологического задела по вооружению будущего, обеспечивающего предотвращение недопустимого снижения перечисленных выше потенциалов серживания, и ведение локальной войны, а при необходимости – переход на новые принципы сдерживания.

    Причем понятно, что перечисленные принципы могут детализироваться применительно к различным сферам военного противоборства. Таким образом, может быть сформирован в качественных терминах «каркас» сверхдальнего прогноза.

    При таком подходе разработка подобного сверхдолгосрочного плана-прогноза не будет иметь значительных методологических сложностей. Дело в том, что данный план-прогноз достаточно просто может быть встроен в существующую систему долгосрочного планирования в области военного строительства. На основе положений такого плана-прогноза возможно формирование Государственных программ вооружения, для которых содержание плана-прогноза будет представлять собой совокупность программных установок (принципов, условий). Причем превращение этих установок в совокупность конкретных программных мероприятий ГПВ возможно с использованием существующей методической базы.

    С учетом результатов реализации действующей ГПВ и содержания проекта новой программы возможно уточнение один раз в пять лет (в рамках пятилетнего цикла планирования) самого сверхдолгосрочного плана-прогноза. Этим будет обеспечено его «скольжение во времени» (актуализация), препятствующее деградации программных установок.

    Помогут конкретные методики и задачи

    Формирование методического обеспечения разработки и актуализации сверхдолгосрочного плана-прогноза потребует определенных усилий со стороны как научно-исследовательских организаций Минобороны, так и Российской академии наук и оборонно-промышленного комплекса. Эти усилия должны быть направлены на разработку методик и моделей, необходимых для обоснования и оценки эффективности мероприятий сверхдолгосрочного плана-прогноза, определения рациональных путей реализации сверхдолгосрочных установок при формировании проекта ГПВ.

    Какими видятся основные направления формирования такого методического обеспечения?

    Блок методик и моделей для обеспечения исследований в военной сфере, как представляется, должен быть нацелен на решение следующих задач:

    1. Прогнозирование вероятных сценариев развития военно-политической обстановки в мире и изменения потенциала группировок войск на различных направлениях.

    2. Определение возможных угроз национальной безопасности, прогнозирование возможного характера войн и вооруженных конфликтов с участием России.

    3. Определение содержания задач, решение которых будет возложено в прогнозно-плановом периоде на Вооруженные Силы нашей страны.

    4. Определение структуры и состава ВС России с учетом характера решаемых задач.

    5. Определение требований к системе вооружения как техническому базису решения задач Вооруженными Силами.

    В свою очередь блок методик и моделей для обеспечения исследований в военно-технической сфере должен обеспечить:

    1. Оценку целесообразной длительности жизненных циклов существующего вооружения с учетом сформированных требований к системе вооружения.

    2. Оценку сроков начала разработки перспективных (новых) образцов вооружения и рисков их создания для обеспечения парирования угроз национальной безопасности в прогнозном периоде.

    3. Определение приоритетных направлений создания научно-технического задела для вооружений будущего.

    4. Определение направлений создания промышленных технологий и мощностей для обеспечения разработки и производства вооружений будущего.

    Следует еще раз подчеркнуть, что при сверхдальнем прогнозировании различные оценки и предложения должны носить преимущественно качественный характер. В некоторых случаях количественные оценки могут быть получены с использованием вероятностных моделей, разработка которых является достаточно трудоемкой и непростой задачей. В основном же конкретные (количественные) характеристики подлежащих разработке образцов ВВСТ, объемы их производства могут и должны определяться с учетом реальных экономических и производственных возможностей, то есть в рамках Государственных программ вооружения, разрабатываемых на десятилетний период.
  • Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    12 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. AVV
      +5
      28 ноября 2013 13:45
      Прогнозирование на большие временные сроки дело хорошее,но неблагодарное !!!
      1. 0
        28 ноября 2013 23:07
        Прогнозировать можно что угодно! это как в анекдоте:
        или Шах умрет или Осёл!!
    2. +4
      28 ноября 2013 15:35
      В статье очень много слова "Определение". Хотелось бы, простите за тавтологию, поопределеннее.
    3. makarov
      +2
      28 ноября 2013 16:38
      Для меня лично, описанное давно не есть открытием. Просто все имеет начало и конец, и средину с большой долей вероятности можно спрогнозировать. Это своего рода большая игра коллективов аналитиков. Нечто подобное, как игры генштабистов.
    4. amp
      amp
      +6
      28 ноября 2013 17:05
      Генералы и военные эксперты всегда готовятся к прошедшей войне. Даже здесь много народа, желающего строить авианосцы и крупные надводные корабли, хотя ещё в советское время были самые различные убийцы авианосцев, от АПЛ "Акула" да экраноплана "Лунь" и катеров на воздушной подушке, с ракетами "Москит".
      Очевидно одно: планирование развития ВС на отдалённое будущее нельзя поручать военным. Было бы разумно создать некий центр стратегического планирования, где военные не играли бы главную роль.
      На мой взгляд, основное внимание нужно уделить развитию ВВС и космосу. В точ числе размещению в космосе ударного вооружения. Надо рассмотреть возможность создания базы РВСН на Луне. В принципе это вполне возможно даже сейчас, с нынешними технологиями. Такая база гарантирует ответный ядерный удар надёжнее чем стратегические АПЛ.
      1. +2
        28 ноября 2013 17:56
        Цитата: amp
        желающего строить авианосцы и крупные надводные корабли

        Цитата: amp
        хотя ещё в советское время были самые различные убийцы авианосцев, от АПЛ "Акула" да экраноплана "Лунь" и катеров на воздушной подушке, с ракетами "Москит"
        Ну, если что СССР параллельно Акулам, Луням и Москитам строил авианосец "Ульяновск" и тяжёлые крейсера проекта 1144 "Орлан". Одно другому не мешает.
        Цитата: amp
        В точ числе размещению в космосе ударного вооружения.
        Где-то я это уже слышал. Ах да, Рейган вроде предлагал в 80-х стрелять из космоса по Союзу.
        Цитата: amp
        Надо рассмотреть возможность создания базы РВСН на Луне. В принципе это вполне возможно даже сейчас, с нынешними технологиями.
        С текущим уровнем экономики России и согласно прогнозам её развития от Минэкономразвития до 2030 года базы на Луне мы увидим разве что году в 2100-ом, и то не факт.
    5. катафрактарий
      +1
      28 ноября 2013 17:21
      ох неблагодарное дело эти прогнозы...
    6. +2
      28 ноября 2013 18:02
      Минэкономразвития ухудшило прогноз социально-экономического развития России до 2030 года по сравнению с утвержденным весной, передает агентство «Прайм». Как сообщил на брифинге глава министерства Алексей Улюкаев, теперь, в частности, рост экономики страны в этот период ожидается в среднем на уровне 2,5% в год.
      В целом, к 2030 году Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины, высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала и профицитом бюджета. При этом она по-прежнему будет отставать по качеству жизни и от развитых стран, и от средних для Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) значений.

      http://www.forbes.ru/news/246985-mer-ukhudshilo-prognoz-sotsialno-ekonomicheskog
      o-razvitiya-rossii-do-2030-goda
      1. zub46
        0
        28 ноября 2013 18:20
        Учитывая наши сегодняшние реалии, скорее всего так будет. Но нельзя исключать в ближайшей перспективе появление новых политических сил, взамен нынешних, способных повернуть Россию на более привычный её историческому укладу путь развития. В таком случае вышеизложенный прогноз будет откорректирован в части экономики. Военный же его раздел, скорее всего, изменится незначительно.
    7. Комментарий был удален.
    8. +2
      28 ноября 2013 18:16
      Только живя в вакууме можно делать долгосрочный прогноз! Все влияющие внешние факторы предусмотреть невозможно. Тогда уж лучше снова "железный занавес" опустить, а вот экономику страны - поднять. Вот тут можно и прогнозировать.
    9. +1
      28 ноября 2013 18:47
      Теоретически всё верно. Но автор статьи сам не раз на практике убеждался, что при подготовке каждой ГПВ, приходится исходить только из бюджетных ассигнований, прогнозируемых Правительством на этот же период, и которых всегда едва хватает для поддержки того, что имеется, и только в последнее время появилась возможность обновлять В и ВТ в более или менее приемлемых объемах.
      А с точки зрения прогнозов предлагаю посмотреть этот прогноз. Нострадамус с Вангой отдыхают:
    10. optimist
      0
      28 ноября 2013 18:48
      Товарищам, занимающимся прогнозированием, тоже нужно что-то кушать! laughing Ну а если серьёзно, все наши "цари" всегда благополучно "ложили" на все прогнозы, считая себя умнее. Всё эти "вы.пердыши" нашей власти про коммунизм к 80-му, к отдельной квартире каждой семье к 2000-му и т.д у всех нормальных людей в лучшем случае вызывают улыбку, а в стандартном,-кучу мата! Можно сказать оределённо одно,-нынешний политический, социальный и экономический пути ведут Россию в одно место: ПРОПАСТЬ!!!
    11. 0
      28 ноября 2013 20:38
      Можно составить, хотя бы приблизительный. Сложность то в том, что чем точнее должен быть прогноз, тем больше в нём должно быть учтено переменных, значение которых, если упрощённо - то с каким знаком "+" или"-" должна учитываться переменная, нужно так же спрогнозировать. А этих переменных - больше чем китайцев.
    12. 0
      29 ноября 2013 06:29
      Да ну все это очень элементарно и давно :)
      Сколько лет назад Сунь Цзы говорил что любой план хорош до начала его выполнения? :) В бизнесе уж лет 100 (за границей) составляются стратегические планы больших корпораций лет так на 10, дробятся на 5- или 3-летние, а те по кварталам и месяцам. По факту выполнения звена внизу корректируется звено вверху, таким образом вся цепочка получается живая динамичная модель. Правда, больше чем на 10-летку загадывать особого смысла нет, мало кто из инициаторов прогнозов столько продержится у руля :), даже в СССР вон были 5-летки которые успешно выполняли за 4 года, что говорит о точности прогнозирования резервов роста :) Но тем не менее с учетом моделей Кондратьева того же и т.д. _динамичная модель_ прогноза лет на 20 вполне реальна. На 50? Может быть, действительно кучу факторов нужно учеть, это работы институту надолго, но теоретически почему бы и нет, только вот какие-то разработки военной техники если делать на базе этой модели - так они все равно будут основываться на существующей элементной базе, смысла - не очень много.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»