Приказ: остановить врага взрывом плотины

Приказ: остановить врага взрывом плотины


К середине августа 1941 года положение на фронтах становилось всё более тяжелым. На Северном фронте Красной Армии пришлось оставить Таллинн, фашисты прорвали Лужский рубеж обороны и стремительно продвигались к Ленинграду. В этих условиях Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение реорганизовать Северный фронт и создать на этом плацдарме два отдельных фронта. Один — для защиты Ленинграда, другой, Карельский, — для защиты северных рубежей страны. Протяженность Карельского фронта была фантастической — более 1500 км.

Генерал-лейтенант Валериан Александрович Фролов северные районы страны знал хорошо. Он много сил еще в мирное время отдал созданию укрепрайонов этого региона. Поэтому при создании Карельского фронта 23 августа 1941 года у Верховного Главнокомандующего Красной Армией И.В. Сталина не было сомнений в назначении В.А. Фролова командующим этого фронта.


Немецкие войска под Ленинградом в этот момент продвигались к городу со скоростью более 30 км в сутки. Финские войска, выполняя поставленные Гитлером задачи, также стремительно занимали территорию северной части СССР. По планам фашистской Германии, когда по ряду причин Финляндия стала страной «оси», ей отводилась роль глубокого захвата севера СССР. По этому плану еще в самый канун Великой Отечественной войны 16 финских диверсантов, переодетых в немецкую форму и подготовленных немецким разведчиком майором Шелером, высадились в районе 6-го шлюза Беломорканала для подрыва дамб с целью разрушения канала и прекращения проводки военных кораблей с Балтики на Северный флот. Усилиями военизированной охраны канала, испытателей радиотехнической системы одного из НИИ Ленинграда, которые проводили там исследовательские работы, и четырех заключенных — это были студенты, прикомандированные для обеспечения испытаний аппаратуры, — диверсанты были уничтожены. Высадка диверсантов производилась с двух гидросамолетов Не-115, стартовавших с финского озера Оулуярви. Пока части Красной Армии Карельского фронта сдерживали наступление финских войск, проводка подводных лодок, сторожевых, торпедных катеров и вспомогательных кораблей по каналу шла днем и ночью. Хотя ночи в этом регионе в этот период года можно было считать условными. Продолжался еще период «белых ночей».

Уничтожение группы диверсантов заставило фашистское и финское командование искать новые приемы для разрушения Беломорканала. Ограниченность вооружения и малочисленность частей Карельского фронта не позволили своевременно наладить противовоздушную оборону канала. Поэтому группы самолетов Ju-88А эскадрильи KGr 806 стали беспрепятственно появляться над каналом, они базировались на аэродромах Утти и Мальми в южной части Финляндии. По счастливому стечению обстоятельств, налеты не нанесли катастрофических разрушений сооружениям Беломорканала, поэтому работники всех служб успевали проводить восстановительные работы и продолжать проводку кораблей.

При одном из налетов на шлюз №9 сброшенная с ведущего бомбардировщика бомба попала не в ворота шлюза, а в бетонный устой. Взрыв на твердой бетонной плоскости оказался направленным вверх. Он зацепил самолет, и Ju-88А развалился. Пилотировал бомбардировщик обер-лейтенант Эминг, удостоверение которого специалисты канала достали из обломков «Юнкерса».

К этому времени уже начались и эвакуационные транспортировки через канал мирных жителей Карелии, специалистов и оборудования отдельных предприятий республики. Был эвакуирован в полном составе Повенецкий судоремонтный завод, который был оснащен хорошим оборудованием. На заводе в довоенный период после окончания навигации ремонтировались десятки судов Беломоро-Онежского пароходства. Повенецкую часть шлюзов и дамб канала срочно оснастили зенитными установками.

Нарком речного флота страны З.А. Шашков особо отмечал доблесть карельских водников. В его приказах того времени можно найти такие формулировки: «Коллектив управления пути Беломоро-Балтийского канала имени И.В. Сталина при активном участии руководителей Беломоро-Онежского пароходства, в трудных условиях, в исключительно короткий срок выполнил сложнейшее производственное задание …» Работникам канала вручались знаки «Отличник социалистического соревнования Наркомречфлота».

После тяжелых боев части Красной Армии 1 октября 1941 года были вынуждены оставить Петрозаводск, и начали отход к северу. Через несколько дней командование фронта создало Медвежьегорскую оперативную группу, штаб которой с 20 октября 1941 года разместился в Медвежьегорске. В этом районе действовали четыре партизанских отряда. Но противник на этом направлении превосходил части Красной Армии по численности более чем в 3 раза, а по вооружению — в 6 раз.

Упорство, с которым финские части рвались к Медвежьегорску, было понятно штабу Карельского фронта. Но сдержать это наступление врага было нечем, резервы отсутствовали. По плану, который согласовала фашистская Германия, финские войска, захватив Медвежьегорск и Повенец, должны были по каналу подняться к Морской Масельге и далее к Сумскому Посаду. На побережье Белого моря фашисты и финны рассчитывали сомкнуть кольцо вокруг северной Карелии и перерезать путь с Кольского полуострова в центральные районы СССР. Оценивая сложившееся положение, командование фронта с привлечением отдельных гидротехнических специалистов Беломорканала при соблюдении строгой секретности заминировали шлюзы с первого по шестой, а также плотину в районе седьмого шлюза. Заряды были заложены в специально подготовленные шурфы. Уровень водораздела у плотины и Онежского озера составлял более 80 метров. Гидротехнические специалисты прекрасно понимали, что в случае выполнения плана подрыва поселок Повенец будет смыт в озеро. В середине декабря 1941 года Беломорканал начал замерзать, а 5 декабря финские части ворвались в Медвежьегорск. Сутки боев за этот северный город, который несколько раз переходил из рук в руки, стоили для финнов безвозвратными потерями более 600 солдат. Такие жертвы командование Карельского фронта объяснило очень просто — противник лез на огневые точки в пьяном состоянии. Финские войска во главе с Маннергеймом и Рюти отмечали «День независимости». В 1918 году в этот день Финляндия вышла из состава России на основании декрета Советского правительства.

Руководил операцией по уничтожению финнов в Медвежьегорске командир 313-й дивизии Григорий Васильевич Голованов. Осуществляли его замысел оставшиеся в живых бойцы и командиры 126-го и 131-го полков. Этот бой в Медвежьегорске сыграл важную роль в обороне подступов к Беломорканалу. Войска наступавших финнов были расчленены на три группы, и значительную часть их Г.В. Голованов отбросил на северо-восток от города на бездорожье. Части войск Медвежьегорской оперативной группы отходили через зверосовхоз, по берегу Онежского озера и по окрестностям. Через канал войска переправлялись по поставленным баржам и по воротам шлюзов. Успели отвести не только все войска, технику, но и эвакуировать еще оставшихся мирных жителей. Войска отходили в район Пудожа. Утром 7 декабря последние подразделения Красной Армии покинули Повенец, в поселок вошел бронетанковый батальон финской армии. Днем 7 декабря в 14 часов саперы взорвали ворота шлюза №6. Это было сделано для предотвращения возможности частям финской армии форсировать русло канала. После отхода всех частей Красной Армии на рубежи, установленные штабом Карельского фронта, поочередно были взорваны плотина №20 и ворота шлюза №7. Приказ командования был выполнен 11 декабря 1941 года.

Воды Волозеро хлынули на Повенец при температуре воздуха, которая достигала минус 37 градусов. Ледовый вал смывал все на своем пути трое суток. То, что пытались сделать фашисты и руководство Финляндии во главе с Ристо Рюти и Маннергеймом в июне 1941 года, они получили в декабре 1941 года. В этот момент на Беломорканале из 800 ранее работавших специалистов продолжали исполнять свои обязанности 80. В аппарате Повенецкого и Онежского технических управлений осталось всего 8 специалистов. Производство взрывных работ выполняли персонально начальники шлюзов, подрыв плотины — заместитель начальника «Гидроотдела канала» и приданные им саперы Медвежьегорской оперативной группы Карельского фронта. Это объяснялось тем, что только начальники шлюзов квалифицированно знали гидротехнические особенности оборудования вверенных им объектов.

Руководство Наркомречфлота страны уже тогда считало, что восстанавливать шлюзы и канал придется специалистам под руководством начальников шлюзов. Вот так ценили в самом начале войны самоотверженных и преданных стране руководителей. Иная картина была в ряде других областей страны, где уничтожение заводов, мостов и других объектов выполняли саперы действующей армии. Если отвод частей Карельского фронта на новые позиции проводился под контролем командования, то другая картина сложилась в конце ноября 1941 года на рейде у Повенца. Десятки судов пароходства, не получив указания о месте зимовки, прибыли в Повенец. Здесь команды были пленены финнами и многие расстреляны.

Действия Советского правительства с участием США и Англии по принуждению финского правительства прекратить военные действия против СССР продолжались с самого начала войны. Однако соглашения, подписанные с Гитлером, были для финнов более ценными, чем те, что предлагали СССР и его союзники. Поэтому остался последний шаг — объявить Финляндии войну.

6 декабря 1941 года Финляндии объявляет войну Великобритания, 7 декабря 1941 года — Канада и Новая Зеландия, 9 декабря 1941 года — Австралия и Южная Африка. США воздержалась от объявления войны. Но в предостережениях, которые поступили финскому высшему руководству, намекалось, что в случае продолжения военных действий против СССР оно после разгрома Германии будет объявлено военными преступниками. Их ждет суд и казнь. По ряду обстоятельств Карельский фронт после 11 декабря 1941 года стал стабильным. До 1944 года войска оставались на тех позициях, которые они занимали 11 декабря 1941 года.

Уничтожение вражеских подразделений водным потоком в результате подрыва плотины было единственным и эффективным за весь период Великой Отечественной войны и только на Карельском фронте.

P. S. Генерал В. А. Фролов прошел славный путь защитника нашего Отечества. Родился он в Петрограде в 1895 году, скончался 6 января 1961 года, похоронен в Ленинграде.

В марте 1942 года в Наркомречфлоте страны было принято решение о восстановлении Беломорканала. 22 июня 1944 года был освобожден поселок Повенец и очищен южный участок канала от финнов. Восстановлено движение судов по Беломорканалу было уже в 1946 году. Вот так трудились наши деды и отцы по восстановлению разрушенного фашистами хозяйства.
Маннергейм и Рюти избежали суда как военные преступники, а жаль. Их пощадил И.В. Сталин. На их руках кровь сотен тысяч наших соотечественников и страшной блокады Ленинграда. Не ввяжись они в войну на стороне фашистской Германии, могла бы действовать железная дорога Мурманск — Ленинград, и город избежал бы блокады.
Автор: Ю. Г. Шатраков, Р. М. Лутфуллин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. патриот2 28 ноября 2013 09:30
    Прочитал с огромным интересом. Ещё одна страница летописи о Великой Отечественной и её Героях.
    патриот2
  2. Lindon 28 ноября 2013 09:52
    Маннергейм и Рюти избежали суда как военные преступники, а жаль. Их пощадил И.В. Сталин. На их руках кровь сотен тысяч наших соотечественников и страшной блокады Ленинграда. Не ввяжись они в войну на стороне фашистской Германии, могла бы действовать железная дорога Мурманск — Ленинград, и город избежал бы блокады.

    Вот легко так рассуждать задним числом - "пощадил". А были ли силы для ведения войны против Финляндии?
    Когда не хватало сил на уничтожение немцев (К примеру, Группа армий "Север" была изолирована от Восточной Пруссии и блокирована с суши на Курляндском полуострове в Курляндском котле, где и прекратила сопротивление 9 мая 1945 года, после капитуляции Германии.)
  3. Lesmed2 28 ноября 2013 11:28
    Вечная слава нашим воинам !!!
  4. Astrey 28 ноября 2013 17:49
    Очень счастливое стечение обстоятельств для ХХ века. И руководство и исполнители знали что делали. Иначе происходило в иных случаях.
    Подрыв плотины Днепрогесса так и остался неоднозначным фактом. Неизвестно, кому от последствий был нанесён больший ущерб.

    Исполнителя всю войну судили.
  5. Пеший 28 ноября 2013 17:58
    Жаль что финны не ответили за эту войну как немцы.
  6. Janis SU 28 ноября 2013 19:12
    "На Северном фронте Красной Армии пришлось оставить Таллинн..."

    Всё замечательно и позновательно, только согласно русскому правописанию наименование эстонской столицы - "Таллин". С одной "н". Так же пишется и по-латышски "Tallina", где аналогичным образом одна "n". Это важно, поскольку именно власти нынешнего Таллина решили изменить правила языка соседней страны и активно вмешиваются в правописание русскоязычной литературы и в средства массовой информации. На это у них нет абсолютно никакого права. Зачем же идти на поводу эстонских люмпен-националов? Так может дойти и до того, что вместо "Псков" будут печатать "Плескава". При этом особое внимание хотелось бы обратить на тот факт, что в Латвии и Эстонии 90% населённых пунктов имеют не изначально исторические названия. Что, впрочем, дело сугубо внутреннее и в этом направлении можно работать до бесконечного разнообразия и неисчислимого варьирования...
    Janis SU
  7. Kagulin 30 ноября 2013 08:23
    Обалденная статья! Особенно прикольно про пьяных финнов!Этого бы автора ко мне в дивизию...
    1. Каплей 30 ноября 2013 15:12
      Уважаемый Сергей, а можно поинтересоваться зачем Вы хотели пригласить меня к Вам в дивизию? За свою жизнь мне приходилось и достаточно долго руководить большими коллективами. Не хочу Вас расстраивать, по численности они в несколько раз превосходили штатную численность дивизии. Имею честь.
    2. Каплей 30 ноября 2013 15:12
      Уважаемый Сергей, а можно поинтересоваться зачем Вы хотели пригласить меня к Вам в дивизию? За свою жизнь мне приходилось и достаточно долго руководить большими коллективами. Не хочу Вас расстраивать, по численности они в несколько раз превосходили штатную численность дивизии. Имею честь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня