Military Review

Mortars, mortar complexes and mortar ammunition

7
The ongoing development of lightweight mortars promise increased levels of accuracy and mobility for those who use this powerful weapon support in urban areas, while the center of projects to reduce the mass and forces of rollback are heavier self-propelled options, reports Land Warfare International August.


In July, 2013, BAE Systems reached an important milestone in its XL59 program and conducted successful 81-mm mortar "low-sensitivity ammunition" at Qinetiq's Eskmeals in the UK. They followed preliminary tests conducted a month earlier, where all the shells flew along the expected trajectory over the entire temperature range from -46 to + 71 ° C and at various masses of charge.

The qualification program will begin at the end of 2013, and production and supply are expected to begin at the beginning of 2015. The 81-mm mortar is the subject of a series of projects to develop improved solutions for infantrymen.

At the beginning of 2012, BAE Systems and General Dynamics Ordnance and Tactical Systems (GDOTS) announced that they would jointly develop, demonstrate, and produce an affordable RCGM version (Roll Controlled Guided Mortar - roll control) 81-mm high-precision mortar shot.

Mortars, mortar complexes and mortar ammunition

XM395 120 mm high precision mortar shot has a circular probable deviation of less than 10 meters


Combat effectiveness

This solution uses the existing British L41 projectile and the American M734A1 fuse, including GPS guidance and RCFC (Roll Controlled Fixed Canard) technology - fixed nasal rolls with roll control) from GDOTS. According to BAE Systems, this solution allows you to invest "an inexpensive, highly accurate indirect guidance system in the hands of a soldier on the front line, dramatically increasing his combat effectiveness", as well as improve accuracy in order to deliver faster, more effective fire to the target.

The development ended with 25 with live shooting from British 81-mm mortar at the Yuma range in the presence of representatives of the armies of Australia, Canada, Great Britain and the United States, as well as the Marine Corps. Shooting has shown that it is quite possible to create lighter mortars, for example, an 81-mm mine with an 4,5 kg mass can improve the mobility and accuracy of existing mortars.

In the past decade, the demand for more accurate and mobile mortar systems has increased. The transfer of hostilities to cities in particular and the need to limit indirect losses in these conditions force us to develop high-precision mortar weapons.

Most mortar systems are designed for use by infantry units, they must be light and easily transported, providing fire support in various environmental conditions and leading accurate mounted fire at a range of 70 - 7000 meters and more. In the US military, mortars are regular weapons in all battalions of combat brigade groups, as well as in the US command of special operations forces.

“The US Army uses mortar fire either to stop, suppress and neutralize enemy forces, or in contact with allied forces to illuminate the battlefield, put up a curtain or prevent enemy actions against American and allied forces,” said a representative of the military plant Picatinny Arsenal. - During Operation Iraqi Freedom, mortars did not play a big role, since the rules of engagement limited their use; at that time, it was a weapon for striking squares and mortars were not fired at Baghdad, in particular because of the problem of indirect damage. ”


The recoilless mortar complex Cardom from Elbit is in service with the American and Israeli armies


Extensive needs

Since then, a number of statements on operational requirements have been submitted by the US military, including a request for an 120-mm high-precision mortar shot. The Accelerated Precision Mortar Initiative's Accelerated 120-mm Precision Mortar Shot Initiative is designed to fulfill this requirement. Supplied to the US Army by ATK, under the designation XM395, the 120-mm high-precision mortar round has a permissible round deviation (CEP) less than 10 meters at a range of 1 - 6,2 km. With the exception of armored brigades, it is in service with the Stryker infantry and mechanized brigade groups.

APMI has proven itself in the fighting to deliver a high-precision high-explosive impact on the enemy while limiting indirect damage, ”the plant representative added. “The army is currently developing an official program called the 120-mm high-explosive guided mortar shells HEGM (High Explosive Guided Mortar), which should incorporate the initiative of APMI.

This successor to the APMI will provide an improved projectile with a greater range and greater reliability than current ammunition manufactured to meet urgent requirements. ”

The representative of the military plant explained that such accuracy is necessary in order to fire with more restrictive rules of combat and to destroy moving targets not from the first shot.


Spectacular video of APMI 120-mm high-precision mortar round firing


GDOTS is awaiting official HEGM requirements. In her proposed solution, the prospective solution for the APMI initiative of the American army is taken as a basis. Similar to the work of BAE Systems on the 81-mm mortar shot, GDOTS applied its RCGM and RCFC technologies in a standard 120-mm mortar.

Tests have shown that 120 martial RCGM projectiles can be successfully guided within 10 radius of meters from their target at 1000 - 5000 meters. The tests also demonstrated the capabilities of the RCGM in air blasting, point detonation and detonation at slowing down, as well as the ability of these projectiles to operate at high and low air temperatures.

“In anticipation of the official demands of the army for HEGM, we hope to offer something like this - possibly with a modification of the trajectory - for RCGM based on its high accuracy and economic profitability,” said Joe Buzzett, director of technology programs at GDOTS. “In the army there will always be a desire to use mortars to suppress, but accuracy is increasingly in demand in urban areas, where the basis is a reduction in indirect losses.”


Marines mortar gun charges 60-mm mortar shot M224A1


Extended range

The ATK company’s contract for the supply of APMI is currently executed, and there they state that they are waiting for the decision of the army in which direction they are going to take the next step in the deployment of high-precision mortar complexes.

The company is currently working on a technical demonstration contract worth 14,3 million dollars issued in December 2012 of the year to develop a solution complying with the requirements of the USCM on a high-precision PERM (Precision Extended Range Mortar) 120-mm mortar shot.

Developed solutions to increase the range are of great importance for American mortar systems, either by improving ammunition, or by upgrading mortars, or by both.

"The combat space of all our brigade groups is expanding and the need for enhanced range solutions is very significant," said a representative of the military plant Picatinny Arsenal. “A mortar with a range of 14,4 km (twice the current range) could cover four times the area of ​​the existing 120-mm battalion mortar system.”

In the APMI initiative, ATK added a guided fuse to the XM395 mortar shot, which replaced the traditional fuse and tail stabilizer to the standard M394 mortar projectile to provide the necessary stability for proper projectile guidance in flight. As part of the PERM program, the company is working with its GDOTS partner to create a new projectile. GDOTS will be responsible for the data link and ATK will provide targeting capabilities.

Within the framework of the two-year PERM development program, ATK will demonstrate a high-precision mortar shot with a guaranteed QUO 20 meter, the production of which and, ultimately, the supply to the troops could be quickly adjusted. This initiative is closely interrelated with the doctrine of operations of the US International Maritime Commission on disembarking ships to the coast, which provide for firing precision-guided long-range mines (16 - 20 km) from the marine infantry units towed by the mortar of the Expeditionary Fire Support System.

Weight reduction

Mass mortar systems are also at the center of ongoing developments. This factor is a vital characteristic of weapons intended for use by infantry units in melee combat. Implementing greater precision in lighter systems will enable faster deployment of mortars at company level.

As part of a joint project of the army and the USMC, the M224A1 system reduced the mass of the M60 224-mm mortar from 20 to 15,8 kg, but at the same time all combat requirements were maintained (ammunition compatibility, rate of fire). M224A1 is currently in service.

A similar way is the program to create a light version of the 81-mm mortar M252, designated M252A1. Currently, final tests are underway with planned deliveries to the troops at the start of 2014. According to a Picatinny Arsenal representative, the weight of the M81A252 1-mm mortar is reduced from 39 kg to 34 kg while maintaining all operational requirements, and the new version returns the single structure (A-frame of the bipod) to all army mortar systems.



According to STK, SRAMS is the first 120-mm mortar with a recoil force of less than 30 tons. In the rear module of the articulated combat vehicle BRONCO (top photo), on the light platform SPIDER Light Strike Vehicle (bottom photo)


Self-propelled mortar installations

Although falling into the heavy category, towed and mounted on a trailer 120-mm mortars still have their own requirements to reduce the forces of recoil. Mortar complexes M120 and M121 of the US Army, modifications of the K6 Soltam mortars (currently part of Elbit Systems Land and the C4I division) weigh less than 150 kg and are serviced by four people. The newest 120-mm mortar systems developed by Elbit are "mortar with recoil devices" .a

In these mortars, the recoil forces are significantly reduced, which allows them to be installed on a wide variety of light and medium machines. Boaz Cohen, vice-president of Elbit Systems Land and C4I, said: “These systems are known worldwide as Cardom or RMS 6L systems and may have a range over 7000 meters, depending on the configuration and type of ammunition. Both manual and autonomous, fully computerized systems with automatic guidance, serviced by a calculation of two or three people, are available. Approximately 1000 systems were delivered or are in production. ”

Autonomous systems with a small recoil are equipped with computer servo-electric guidance systems, navigation and self-positioning tools. In these systems, the barrel assembly is housed in a hydraulic buffer, which reduces the recoil forces during firing.

Shot and drove away

The concept of development of mortar systems with recoil devices appeared in the 1990-ies, when the tactics of “fired and left” were introduced for small mobile units as evidence of the asymmetric conflicts of the time.

“We foresaw the trend towards shifting the spectrum of hostilities to urban operations, which position the mortar as the preferred weapon,” says Theo Küpics Vice-President of ST Kinetics (STK). - STK began developing its own anti-recoil mortar system, which can be installed on a variety of light wheeled and tracked vehicles. Our 120-mm ultra-fast Super Rapid Advanced Mortar System [SRAMS] advanced mortar complex is the result of this development program. ”

The SRAMS 120-mm smooth barrel mortar is mounted on recoil devices, and is also equipped with an original muzzle brake. The complex is equipped with an inertial navigation system and a ballistic computer, which are connected to the onboard MSA, which allows the SRAMS to perform automatic guidance and independent firing tasks. The complex can be installed combat control system, which is connected to the military communications network. The system was sold to an unnamed buyer in the Middle East in 2008.



“When firing standard 120-mm shots, the SRAMS complex has a maximum range of 8,5 km. SRAMS has small recoil forces and can therefore be installed on light platforms such as the STK or Hummer SPIDER Light Strike Vehicle, ”continued Theo. - The possibility of transportation by helicopter allows you to deploy it amphibious or special forces. In addition, the SRAMS 120-mm mortar can easily provide fire support to mechanized troops. The SRAMS complex can be configured to fire with other modern mortar rounds. ”

The design of the recoil mechanism regulates the recoil force to 24 tons. This is a critical value when installing 120-mm SRAMS on light and medium machines - what STK sees as a defining trend.

“Increasingly, mortar systems are being installed on vehicles, and therefore control of the recoil forces in systems like SRAMS is very important,” added Theo. “The mass of the 120-mm complex SRAMS is also amenable to correction, as there are restrictions on the carrying capacity of vehicles.”

Further development

In general, customers are seeking more and more benefits from mortars. Increased accuracy and mobility, increased range allow you to get the capabilities that previously could only provide artillery systems. Given the lower cost compared to artillery, mortars are also in great demand from countries that cannot afford expensive guided missiles or artillery systems.

The development of mortars is moving in the direction of self-positioning, automatic guidance and ballistic calculations, the use of this type of weapons on the battlefield will only expand.

“Mortar systems and technologies will borrow the experience of current development projects in which a variety of sensors are connected with affordable weapons,” said a representative of the military plant Picatinny Arsenal. - If mortar complexes learn to measure and refine the coordinates for all types of combat operations, the fire of mortars of all types and variants will become more accurate. In addition, with the introduction of automated systems, the availability of which in digital networks will be instantaneous, mortar fire will become very responsive (response). Theoretically, when combined with modern radar or sensor complexes, mortars could be used as autonomous counter-battery systems. ”
Author:
Originator:
http://www.arms-expo.ru/
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. dmitry21
    dmitry21 28 November 2013 08: 39 New
    +1
    indeed, the mortar is a terrible thing. for example, during the Second World War, losses of mortar from mortar fire reached 50% of the total - small arms, art and air raids, tanks, mines, bombs, diseases ...
  2. Baron Wrangell
    Baron Wrangell 28 November 2013 08: 45 New
    13
    like a mortar man, I can say that the accuracy of the shot depends on the work of many factors, from the art scout to the calculation.
    At one time, we managed to fall at a distance of about 3000 km into the square 2X2 m. However, without seeing the target. so we calculated all SOB (senior battery officer)
    High-precision mines are probably good, but a mortar is more a fire cover over areas.
    And in our country, good mortars!
  3. makarov
    makarov 28 November 2013 08: 55 New
    0
    It is only natural that the existing competition in the US military-industrial complex is trying in one way or another to present its goods most presentably, and the media exist for this as one of the tools. The reality is that for any action in the development of weapons, an instant reaction occurs. And the described samples are not a panacea for everything and everything.
  4. Sasha 19871987
    Sasha 19871987 28 November 2013 11: 18 New
    +3
    and we have a "Tulip", a very evil thing .... and there are "smart" shells for it ...
  5. x.andvlad
    x.andvlad 28 November 2013 12: 51 New
    +1
    Quote: makarov
    And the described samples are not a panacea for everything and everything.

    A panacea, not a panacea, but development is carried out in the spirit of the 21st century. Behind the hillock, engineering and scientific thought do not stand still. The accuracy of the fire and the mobility of the mortar unit is something to strive for. Often this is the whole point of their application. This suggests experience.
    1. makarov
      makarov 28 November 2013 12: 55 New
      +5
      The inclusion of small-sized electronic warfare will drown out all the "smart bells and whistles" and only regular capabilities will remain. And nested denyuzhki then bye bye
      1. Gladiatir-zlo
        Gladiatir-zlo 28 November 2013 23: 13 New
        0
        Here it is very interesting to read about the successful, and not so, facts of drowning out smart things. And then a bunch of conversations, but a little specifics?
  6. x.andvlad
    x.andvlad 28 November 2013 13: 02 New
    +1
    Of course, with all this, one should not forget the "old-fashioned" methods. For local conflicts, these designs can come in handy. They know how to count denyuzhki.
  7. GEO
    GEO 29 November 2013 22: 56 New
    0
    Quote: Gladiatir-Zlo
    Here it is very interesting to read about the successful, and not so, facts of drowning out smart things. And then a bunch of conversations, but a little specifics?

    http://topwar.ru/36527-koncern-radioelektronnye-tehnologii-vypolnil-zakaz-na-pos
    tavku-mashin-reb-novoy-modeli.html
    read, for a long time everything works, and very efficiently.
  8. Sanamana
    Sanamana 3 December 2013 08: 40 New
    0
    Quote: GEO
    Quote: Gladiatir-Zlo
    Here it is very interesting to read about the successful, and not so, facts of drowning out smart things. And then a bunch of conversations, but a little specifics?

    http://topwar.ru/36527-koncern-radioelektronnye-tehnologii-vypolnil-zakaz-na-pos

    tavku-mashin-reb-novoy-modeli.html
    read, for a long time everything works, and very efficiently.

    this weapon will certainly be used against the "Papuans". And they have no electronic warfare means. so everything is OK .. And we should have thought, otherwise we can always say that "they" are doing nonsense
  9. Fedya
    Fedya 10 December 2013 22: 13 New
    0
    My grandfather told me that during the war the Fritz quickly thought of using mortars against the partisans in the forest. The fact is that the mine fuse is quite sensitive and when it gets into a tree branch, rain comes from fragments from above! In view of this, it was difficult to take refuge.

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасы

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасыВедущиеся разработки легких минометов обещают повышение уровней точности и мобильности для тех, кто использует это мощное оружие поддержки в городских условиях, тогда как в центре проектов по снижению массы и сил отката находятся более тяжелые самоходные варианты, сообщает Land Warfare International August.

В июле 2013 года компания BAE Systems достигла важного рубежа в своей программе XL59 и провела успешные стрельбы 81-мм минометным «малочувствительным боеприпасом» на полигоне Eskmeals компании Qinetiq в Великобритании. Они последовали после предварительных испытаний, проведенных месяцем ранее, где все снаряды пролетели по ожидаемой траектории во всем диапазоне температур от -46 до +71°C и при различных массах заряда.

Программа квалификации начнется в конце 2013 года, а производство и поставки, как ожидается, начнутся в начале 2015 года. 81-мм миномет является темой ряда проектов по разработке улучшенных решений для пехотинцев.


В начале 2012 года компании BAE Systems и General Dynamics Ordnance and Tactical Systems (GDOTS) объявили, что они будут совместно разрабатывать, демонстрировать и производить доступный по средствам вариант RCGM (Roll Controlled Guided Mortar – управляемый минометный выстрел с контролем по крену) 81-мм высокоточного минометного выстрела.

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасы

Высокоточный минометный выстрел XM395 120 мм имеет круговое вероятное отклонение мене 10 метров


Боевая эффективность

В этом решении используется существующий британский снаряд L41 и американский взрыватель M734A1, включающий GPS-наведение и технологию RCFC (Roll Controlled Fixed Canard – фиксированные носовые рули с контролем крена) от GDOTS. По заявлению BAE Systems, подобное решение позволяет вложить «недорогую, высокоточную систему непрямой наводки в руки солдата на передовой, резко повысив его боевую эффективность», а также повысить точность с целью доставки более быстрого эффективного огня до цели.

Разработка завершилась 25 боевыми отстрелами из британского 81-мм миномета на полигоне в Юме в присутствии представителей армий Австралии, Канады, Великобритании и США, а также корпуса морской пехоты. Стрельбы показали, что вполне возможно создание более легких минометов, например 81-мм мина массой 4,5 кг позволяет повысить мобильность и точность существующих минометов.

В последнее десятилетие увеличился спрос на более точные и мобильные минометные системы. Перенос боевых действий в города в частности и необходимость ограничить косвенные потери в этих условиях заставляют разрабатывать высокоточное минометное вооружение.

Большинство минометных систем создано для применения пехотными подразделениями, они должны быть легкими и легко транспортируемыми, обеспечивая огневую поддержку в различных окружающих условиях и ведя точный навесной огонь на дальности 70 – 7000 метров и более. В американских вооруженных силах минометы являются штатными средствами во всех батальонах боевых бригадных групп, также как в американском командовании силами специальных операций.

«Американская армия применяет минометный огонь либо для останова, подавления и нейтрализации сил противника, либо в контакте с союзными силами для освещения поля боя, постановки завесы или предотвращения вражеских действий против американских и союзных войск, - сообщил представитель военного завода Picatinny Arsenal. - Во время операции «Иракская свобода» минометы не играли большой роли, поскольку правила ведения боевых действий ограничивали их применение; на то время это было оружие для нанесения удара по площадям и минометы не стреляли в Багдаде, в частности из-за проблемы косвенного ущерба».

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасы

Безоткатный минометный комплекс Cardom от Elbit стоит на вооружении американской и израильской армий


Обширные потребности

С тех пор, американскими военными был представлено ряд заявлений по оперативным требованиям, включая запрос по 120-мм высокоточному минометному выстрелу. Ускоренная инициатива по 120-мм высокоточному минометному выстрелу APMI (Accelerated Precision Mortar Initiative) предназначена для выполнения этого требования. Поставленный в американскую армию компанией ATK под обозначением XM395, 120-мм высокоточный минометный выстрел имеет круговое вероятное отклонение (КВО) менее 10 метров на дальности стрельбы 1 – 6,2 км. За исключением бронетанковых бригад он стоит на вооружении пехотных и механизированных бригадных групп Stryker.

АPMI зарекомендовал себя в боевых действиях по доставке высокоточного фугасного воздействия на противника при одновременном ограничении косвенного ущерба», добавил представитель завода. «Армия в настоящее время разрабатывает официальную программу названную 120-мм фугасный управляемый минометный снаряд HEGM (High Explosive Guided Mortar), которая должна вобрать в себя инициативу APMI.

Этот преемник APMI предоставит улучшенный снаряд с большей дальностью и большей надежностью по сравнению с нынешними боеприпасами, выпускаемыми в соответствии с неотложными требованиями».

Представитель военного завода пояснил, что такая точность необходима для того, чтобы вести огонь при более ограничивающих правилах ведения боя и уничтожать движущиеся цели не с первого выстрела.


Эффектное видео боевых стрельб 120-мм высокоточного минометного выстрела APMI


Компания GDOTS ожидает официальных требований по HEGM. В предлагаемом ею решении берется за основу перспективное решение для инициативы APMI американской армии. Аналогично работам компании BAE Systems по 81-мм минометному выстрелу, компания GDOTS применила свои технологии RCGM и RCFC в стандартном 120-мм миномете.

Испытания показали, что боевые 120-мм снаряды RCGM могут успешно наводиться в радиусе 10 метров от своей цели на дальностях 1000 – 5000 метров. Испытания также продемонстрировали возможности RCGM при воздушном подрыве, точечной детонации и подрыве с замедлением, а также возможности этих снарядов работать при высоких и низких температурах воздуха.

«В ожидании официальных требований армии по HEGM, мы надеемся предложить что-то подобное – возможно с модификацией траектории – для RCGM исходя из его высокой точности и экономической рентабельности, - рассказывает Джо Базет (Joe Buzzett), директор технологических программ в компании GDOTS. - В армии всегда будет желание использовать минометы для подавления, но точность всё больше востребована в городских условиях, где основой является снижение косвенных потерь».

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасы

Минометчик морской пехоты заряжает 60-мм выстрелом миномет M224A1


Увеличенная дальность

Контракт компании ATK на поставку APMI в настоящее время исполнен и там заявляют, что ждут решения армии в каком направлении там собираются сделать следующий шаг при развертывании высокоточных минометных комплексов.

Компания в настоящее время работает над контрактом технической демонстрации стоимостью 14,3 миллиона долларов выданным в декабре 2012 года на разработку решения соответствующего требованию КМП США по высокоточному 120-мм минометному выстрелу увеличенной дальности PERM (Precision Extended Range Mortar).

Разрабатываемые решения по увеличению дальнобойности имеют большое значение для американских минометных систем, либо за счет совершенствования боеприпасов, либо за счет модернизации минометов, либо за счет и того и другого.

«Боевое пространство всех наших бригадных групп расширяется и потребность в решениях повышенной дальности весьма значительна, - отметил представитель военного завода Picatinny Arsenal. - Миномет с дальнобойностью 14,4 км (вдвое больше нынешней дальности) мог бы покрыть площадь в четыре раза большую, чем площадь покрытия существующей 120-мм батальонной минометной системы».

В минометный выстрел XM395 в рамках инициативы APMI компания ATK добавила взрыватель с наведением, который заменил традиционный взрыватель, а также хвостовой стабилизатор к стандартному минометному снаряду M394 с целью обеспечения необходимой стабильности для правильного наведения снаряда в полете. В рамках программы PERM компания работает со своим партнером GDOTS по созданию нового снаряда. GDOTS будет ответственна за канал передачи данных, а ATK обеспечит возможности наведения.

В рамках двухлетней программы разработки PERM компания ATK продемонстрирует высокоточный минометный выстрел с гарантированным КВО 20 метров, производство которого и, в конечном счете, поставку в войска можно было бы быстро наладить. Эта инициатива тесно взаимосвязана с доктриной проведения операций КМП США по высадке с кораблей на побережье, которые предусматривают ведение огня высокоточными минами дальнего действия (16 – 20 км) отстреливаемыми из буксируемого миномета экспедиционной системы огневой поддержки (Expeditionary Fire Support System) подразделений морской пехоты.

Снижение массы

Масса минометных систем также находится в центре ведущихся разработок. Этот фактор является жизненно важной характеристикой вооружения предназначенного для применения пехотными подразделениями в ближнем бою. Реализация большей точности в более легких системах позволит быстрее развертывать минометы на уровне роты.

В рамках совместного проекта армии и КМП США по системе M224A1 была снижена масса 60-мм миномета M224 с 20 до 15,8 кг, но при этом были сохранены все боевые требования (совместимость боеприпасов, скорострельность). M224A1 в настоящее время поступает на вооружение.

По схожему пути идет программа по созданию легкого варианта 81-мм миномета M252, получившего обозначение M252A1. В настоящее время идут финальные испытания с планируемыми поставками в войска в начале 2014 года. По словам представителя Picatinny Arsenal, масса 81-мм миномета M252A1 снижена с 39 кг до 34 кг при сохранении всех оперативных требований, при этом новый вариант возвращает единую конструкцию (A-образная рама сошки) во все армейские минометные системы.

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасы

Минометы, минометные комплексы и минометные боеприпасы

По данным STK, SRAMS является первым 120-мм минометом с силами отката менее 30 тонн. В заднем модуле сочлененной боевой машины BRONCO (верхнее фото), на легкой платформе SPIDER Light Strike Vehicle (нижние фото)


Самоходные минометные установки

Хотя и попадая в тяжелую категорию, буксируемые и устанавливаемые на прицеп 120-мм минометы до сих пор имеют собственные требования по снижению сил отката. Минометные комплексы M120 и M121 американской армии, модификации минометов K6 Soltam (в настоящее время часть Elbit Systems Land и дивизиона C4I) весят менее 150 кг и обслуживаются расчетом из четырех человек. Новейшие варианты 120-мм минометных систем разработанные компанией Elbit являются «минометами с противооткатными устройствами».a

В этих минометах силы отката значительно снижены, что позволяет устанавливать их на самые разные легкие и средние машины. Боаз Коэн, вице-президент компании Elbit Systems Land and C4I, сказал: «Эти системы известны во всем мире как «Cardom» или системы RMS 6L и могут иметь дальнобойность свыше 7000 метров – в зависимости от конфигурации и типа боеприпаса. Доступны как ручные, так и автономные, полностью компьютеризированные системы с автоматическим наведением, обслуживаемые расчетом из двух или трех человек. Приблизительно 1000 систем было поставлено или находится в процессе производства».

Автономные системы с малым откатом оборудованы компьютерными серво-электрическими системами наведения, средствами навигации и самопозиционирования. В этих системах ствол в сборе размещается в гидравлическом буфере, который снижает силы отката при производстве выстрела.

Выстрелил и уехал

Концепция развития минометных систем с противооткатными устройствами появилась в 1990-е годы, когда для небольших мобильных подразделений была введена тактика «выстрелил и уехал» как свидетельство асимметричных конфликтов того времени.

«Мы предвидели тенденцию смещения спектра боевых действий к городским операциям, которые позиционируют миномет в качестве предпочтительного вооружения, - рассказывает вице-президент компании ST Kinetics (STK) Тео Чю Кви. - STK начала разработку своей собственной противооткатной минометной системы, которая может устанавливаться на самые разные легкие колесные и гусеничные машины. Наш 120-мм сверхскоростной перспективный минометный комплекс Super Rapid Advanced Mortar System [SRAMS] это итог этой программы разработки».

120-мм гладкий ствол миномета SRAMS устанавливается на противооткатных устройствах, а также оснащен оригинальным дульным тормозом. Комплекс оборудован инерциальной навигационной системой и баллистическим вычислителем, которые соединены с бортовой СУО, что позволяет SRAMS выполнять автоматическое наведение и самостоятельные огневые задачи. В комплекс может устанавливаться система управления боем, которая подсоединяется к войсковой коммуникационной сети. Система была продана неназваному покупателю на Ближнем Востоке в 2008 году.



«При стрельбе стандартными 120-мм выстрелами комплекс SRAMS имеет максимальную дальнобойность 8,5 км. SRAMS имеет небольшие силы отката и поэтому может устанавливаться на такие легкие платформы, как автомобили SPIDER Light Strike Vehicle от STK или Hummer, - продолжил Тео. - Возможность транспортировки вертолетом позволяет развертывать его десантными или специальными силами. Кроме того, 120-мм миномет SRAMS может легко обеспечить огневую поддержку механизированным войскам. Комплекс SRAMS может быть сконфигурирован для стрельбы другими современными минометными выстрелами».

Конструкция противооткатного механизма регулирует силу отката до 24 тонн. Это критичная величина при установке 120-мм SRAMS на легкие и средние машины – то, что компания STK рассматривает как определяющую тенденцию.

«Всё чаще минометные комплексы устанавливаются на транспортные средства и поэтому управление силами отката в системах подобных SRAMS очень важно, - добавил Тео. - Масса 120-мм комплекса SRAMS также поддается коррекции, поскольку есть ограничения по грузоподъемности транспортных средств».

Дальнейшее развитие

В целом, заказчики стремятся получить от минометов всё больше преимуществ. Повышенная точность и мобильность, увеличенная дальнобойность позволяют получить те возможности, которые ранее могли предоставить только артиллерийские системы. Исходя из более низкой стоимости по сравнению с артиллерией, минометы также пользуются большим спросом у стран, которые не могут себе позволить дорогие управляемые ракеты или артиллерийские системы.

Развитие минометов движется в направлении самопозиционирования, автоматического наведения и баллистических вычислений, применение этого типа вооружения на поле боя будет только расширяться.

«Минометные системы и технологии будут заимствовать опыт нынешних проектов разработки, в которых самые разные сенсоры соединяются с доступным вооружением, - добавил представитель военного завода Picatinny Arsenal. - Если минометные комплексы научатся измерять и уточнять координаты для всех видов боевых действий, огонь минометов всех типов и вариантов станет более точным. Вдобавок, с внедрением автоматизированных систем, доступность которых в цифровых сетях станет мгновенной, минометный огонь станет очень реагирующим (ответным). Теоретически, при соединении с современными радиолокационными или сенсорными комплексами минометы могли бы использоваться в качестве автономных контрбатарейных систем».
Автор: Вячеслав Мерзляков
Первоисточник: http://www.arms-expo.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. dmitry21 28 ноября 2013 08:39
    действительно, миномет страшная штука. например, за время Второй Мировой потери л/с от минометного огня достигали 50% от общих - стрелковое оружие, арт- и авианалеты, танки, мины, бомбы, болезни...
  2. барон врангель 28 ноября 2013 08:45
    как минометчик могу сказать, что точность выстрела зависит от работы многих факторов, от арт разведчика до расчета.
    Мы в свое время умудрялись попадать на дальности около 3000 км в квадрат 2Х2 м. При этом не видя цели. так нам расчитывал все СОб(старший офицер батареии)
    Высокоточные мины наверно хорошо, но миномет это больше огневое покрытие по площадям.
    А у нас в стране хорошие минометы!
  3. makarov 28 ноября 2013 08:55
    Вполне естественно, что существующая конкуренция в отрасле ВПК США пытается тем либо иным способом выставить наиболее презентабельно свой товар, и СМИ для этого существуют одним из инструментов. Реальность же такова, что на любые действия в развитии вооружения, мгновенно происходит противодействие. И описанные образцы, не есть панацеей от всего и вся.
    makarov
  4. саша 19871987 28 ноября 2013 11:18
    а у нас "Тюльпан" есть,очень злая штука.... и снаряды "умные" к нему есть...
  5. x.andvlad 28 ноября 2013 12:51
    Цитата: makarov
    И описанные образцы, не есть панацеей от всего и вся.

    Панацея, не панацея, а разработки ведутся в духе 21го века. За бугром инженерная и научная мысли не стоят на месте. Точность огня и мобильность минометного подразделения - это то к чему нужно стремиться. Зачастую в этом весь смысл их применения. Это подсказывает опыт.
    1. makarov 28 ноября 2013 12:55
      Включение малогабаритных РЭБ заглушит все "умные навороты" и останутся только штатные возможности. И вложенные денюжки тогда тю тю
      makarov
      1. Gladiatir-Zlo 28 ноября 2013 23:13
        Вот очень интересно почитать о успешных, и не очень, фактах заглушения умных штук. А то разговоров куча, а конкретики чуть?
        Gladiatir-Zlo
  6. x.andvlad 28 ноября 2013 13:02
    Конечно, при всем этом не нужно забывать и "дедовские" методы. Для локальных конфликтов эти разработки могут пригодиться. Там умеют денюжки считать.
  7. ГЕО 29 ноября 2013 22:56
    Цитата: Gladiatir-Zlo
    Вот очень интересно почитать о успешных, и не очень, фактах заглушения умных штук. А то разговоров куча, а конкретики чуть?

    http://topwar.ru/36527-koncern-radioelektronnye-tehnologii-vypolnil-zakaz-na-pos
    tavku-mashin-reb-novoy-modeli.html
    почитай, давно все работает, причем, очень эффективно.
    ГЕО
  8. Sanamana 3 декабря 2013 08:40
    Цитата: ГЕО
    Цитата: Gladiatir-Zlo
    Вот очень интересно почитать о успешных, и не очень, фактах заглушения умных штук. А то разговоров куча, а конкретики чуть?

    http://topwar.ru/36527-koncern-radioelektronnye-tehnologii-vypolnil-zakaz-na-pos

    tavku-mashin-reb-novoy-modeli.html
    почитай, давно все работает, причем, очень эффективно.

    это оружие наверняка будут против "папуасов" применять. А у них средств РЭБ нет. так что все О.К.. И нам бы стоило задуматься, а то всегда можно сказать что у "них" ерундой занимаются
  9. Fedya 10 декабря 2013 22:13
    Мне дед говорил, что фрицы в войну быстро додумались против партизан в лесу использовать миномёты. Дело в том, что взрыватель мины достаточно чувствительный и при попадании в ветку дерева получается дождь из осколков сверху ! Ввиду этого укрыться было трудно.
    Fedya

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня