Т-72: царь-танк


Долго думал над созданием этой статьи, и все же надумал. По моему мнению, Т-72 — лучший танк в мире. Как вы уже знаете, западные эксперты считают иначе: "мол, ваша банка устарела и не сравнится с нашим произведением искусства под названием Абрамс". Но так ли это? Сейчас разберемся.


Т-72 создавался как глубокая модификация Т-64, а Т-64 был настоящим прорывом в мировом танкостроении, соответственно, Т-72 опередил на многие годы всех своих противников.

Конструкция Т-72 классическая, то есть низкий силуэт и, соответственно, его не так легко обнаружить. Броня (лобовая) имеет рациональные углы наклона и имеет достаточную толщину в 205 мм. Лоб башни от 305 мм до 410 мм, к тому же она имеет форму полусферы, что в разы увеличивает шанс рикошета. Борта и корма также защищены хорошо. У Абрамса с этим дела обстоят не так хорошо, очень неравномерно распределена толщина брони: корпус — лоб 1 метр, борта и корма не более 50 мм; совсем нерационально, правда? Электроника и оптика на данный момент на Т-72 в ТВ стоит неплохая, я бы даже сказал, не уступающая западным образцам. Вот так вот о нашем бойце сказано на бумаге.

Но бой — это совсем другое. И свое боевое крещение танк прошел удачно. Кстати, существует неопровержимое доказательство прямого столкновения Т-72 и Абрамса. Дело было в Ливане в далеком 1982 году. По рассказу советского военного советника, он и сирийские танкисты обкатывали только что привезенные из СССР семьдесятдвойки в районе Южного Ливана незадолго до агрессии Израиля против этой страны (операция «Мир Галилее»).

Колонна, двигаясь по дороге, огибала большой холм, и когда первый танк, в котором находился рассказчик, начал выходить из-за холма, то совершенно неожиданно он обнаружил на удалении примерно 800 метров три неизвестных танка, которые не были похожи на израильские. Эти танки также двигались в колонне и, обнаружив сирийские машины, быстро начали перестраиваться в линию для атаки. Первыми открыли огонь неизвестные машины, попадание в башню получил третий наш танк, который только что вышел из-за холма. Снаряд танк не пробил, однако из-за сильного динамического удара машина заглохла. Экипаж при этом получил контузию средней степени. Второй танк противника, произведя почти сразу с первым выстрел, поразил средний в колонне танк Т-72 в кормовое отделение, выведя из строя двигатель.

Видя столь агрессивное поведение незнакомцев, рассказчик, будучи командиром танка, отдал приказ открыть огонь по крайнему правому танку и после его поражения — по среднему. Здесь советник отметил высокую выучку сирийского наводчика, который не допустил ни одного промедления во время прицеливания и ведения огня. Решено было использовать БПС. Произведя с интервалом примерно 7 секунд два выстрела, добились двух попаданий, причем оба — в башни. Оставшийся целым третий танк, отойдя за два подбитых, постарался эвакуировать раненых и убитых. Однако сделать полностью этого не смог, так как Т-72 открыл огонь из спаренного пулемета. Забрав раненых, неизвестный танк быстро ретировался.

Подъехав к подбитым машинам и убедившись, что никто там не опасен, экипаж, выбравшись наружу, осмотрел танки. Сомнения, что это были не израильские танки, подтвердились, так как они не были похожи ни на "Центурион", ни на М60, ни тем более на только что появившийся «Меркаву», его фотографии советник видел и поэтому спутать он не мог. Форма у двух убитых танкистов также не была похожа на израильскую. Хотели взять один танк на буксир, однако, посчитав остатки топлива (надо было буксировать и свой танк), решили добраться до части и доложить начальству о местоположении вражеской машины, после чего принять меры к эвакуации.

Контуженный экипаж, придя в себя, смог завести танк, и колонна выдвинулась в обратный путь. Однако запланированное время на маршрут по техническим причинам увеличилось втрое, и танки прибыли домой только ночью. Доложив по форме о случившемся, решили сразу утром выслать разведку. Однако сомнений в том, что что-нибудь останется, было много, которые на следующее утро и подтвердились. В том квадрате, где произошел бой, подбитых танков не было, однако было много следов от колесных машин, видимо тягачей, которые и эвакуировали танки.

Впоследствии при сравнении фотографий по опознаванию танков, с которыми произошло столкновение, в нем был опознан, на удивление многих, американский М1 «Абрамс». Видимо, он проходил испытание в Израиле с целью ознакомления израильских специалистов с танком, но для чего нужно было начинать бой, если танк секретный, никто так и не понял. Некоторые предполагали, что имея более скоростной танк и, как полагали экипажи «Абрамсов», более надёжное бронирование, они хотели навязать бой на выгодных для них дистанциях и по возможности взять трофей, ведь Т-72 ни у американцев, ни у израильтян на тот период не было. Исход этого поединка остался за сирийцами, что подняло в них на более высокий уровень оценку защищенности и эффективности оружия новых советских танков. И заметьте факты о высокой прочности наших танков: попадание в лоб башни не сорвало её и не вызвало взрыв боеукладки, попадание в корму нашего танка не зажгло его как спичку, а просто вывело из строя двигатель, и всё.

Кстати это были Т-72 без ДЗ, так что запас прочности у Т-72 — огромный.

Чеченские конфликты — ещё одно испытание для наших танков, там они себя проявили на высоком уровне боевой эффективности, а именно успешно боролись с противотанковыми средствами противника. Т-72 не брали РПГ и ПТУРы мины и гранаты боевиков.

Иракские конфликты. Не самое лучшее применение танков иракской армией привело к их уничтожению. Но американцы утверждают, что они именно Абрамсами уничтожали наши танки. Но вся соль в том, что американцы ещё с времен Второй мировой любят применять авиацию для уничтожения более сильного противника, таким образом, большинство подбитых танков Ирака подбито авиацией. К тому же на этом сказалась низкая боеподготовка личного состава.

Идущая сейчас гражданская война в Сирии показывает, насколько крепки наши танки — вот неопровержимое доказательство.

Боевой опыт Т-72 — самый большой среди всех танков послевоенного поколения, и он незаменим. И это одно из главных его преимуществ над американцем. Ремонтопригодность — ещё один немаловажный фактор. Т-72 легко и быстро починить в большинстве случаев без ремонтбригады, а попробуй-ка починить газотурбинник Абрамса вчетвером (экипаж Абрамса — 4 человека) — нет, не получится. Наш — дешев в производстве, и он численно превосходит американский. Про автомат заряжания я скажу коротко: эта вещь улучшила выживаемость личного состава в целом, т. к. экипаж уменьшился на человека. Ну вот, пожалуй, я привел достаточно аргументов в пользу нашего танка. Следующим шагом в танкостроении будет боевая платформа Армата, но это уже совсем другая история…
Автор:
Николай Клюев, он же Komandir_T-72
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

218 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти