Авианосец для ВМФ России: возможности, пожелания и предположения

Утром 26 ноября новый индийский авианосец R33 Vikramaditya проекта 1143.4 покинул акваторию завода «Севмаш» (г. Северодвинск) и направился в Мурманск. Там корабль пробудет несколько дней, после чего отправится к месту службы в Индии. На ремонт и модернизацию авианосца, ранее носившего имя «Адмирал Горшков», ушло чуть менее десяти лет. Так, контракт был подписан 20 января 2004 года, а передача корабля заказчику состоялась 16 ноября 2013. Несмотря на достаточно большую продолжительность работ, осуществление этого проекта получило в основном положительные оценки как с российской, так и с индийской стороны. В течение последних месяцев в средствах массовой информации, заявлениях экспертов и многочисленных обсуждениях фигурировало интересное мнение. Согласно ему, успешное завершение работ по ремонту и модернизации авианосца «Викрамадитья» показывает возможности отечественного судостроения. Это значит, что российская оборонная промышленность способна строить новые авианосцы.

Авианосец для ВМФ России: возможности, пожелания и предположения



Действительно, в ходе выполнения российско-индийского контракта отечественная промышленность провела массу сложнейших работ, которые можно считать своеобразным индикатором готовности к строительству авианосцев. Однако в ближайшем будущем военно-морской флот России не получит корабли этого класса. В текущей Госпрограмме вооружений, рассчитанной до 2020 года (ГПВ-2020), не предусмотрены никакие работы по проектированию или строительству авианосцев. Заместитель министра обороны Ю. Борисов недавно отметил, что отсутствие программы строительства авианосцев в ГПВ-2020 прежде всего обусловлено финансовыми возможностями страны. При этом Борисов не исключил, что во второй половине текущего десятилетия или в двадцатых годах военные вновь рассмотрят вопрос создания новых авианосцев.

Вскоре после передачи корабля R33 Vikramaditya заказчику российский вице-премьер Д. Рогозин сделал несколько заявлений, касающихся как контракта с Индией, так и перспектив строительства подобных кораблей для ВМФ России. По мнению Рогозина, сейчас наличие новых авианосцев не является вопросом обороноспособности стороны, а связано с геополитикой. Таким образом, пока российский флот не нуждается в кораблях с авиационной группой и в течение ближайших лет ему будет достаточно единственного имеющегося авианосца «Адмирал Кузнецов».

Как видим, руководство страны и военного ведомства пока не видит смысла в немедленном старте работ по созданию новых авианосцев, хотя и не исключает воплощение подобных планов в будущем. Стоит отметить, подобная точка зрения появилась не сегодня и не вчера. К примеру, почти год назад главнокомандующий ВМФ России адмирал В. Чирков говорил о возможном начале строительства авианосцев после 2020 года, в рамках следующих Госпрограмм вооружения. По мнению адмирала, в следующем десятилетии следует повышать потенциал флота за счет строительства многоцелевых атомных подлодок четвертого поколения, современных боевых кораблей ближней, дальней морской и океанской зон, а также перспективных авианосцев в составе авианесущего комплекса. Отмечалось, что в пользу подобной стратегии развития ВМФ говорит опыт локальных конфликтов последних лет, в которых активное участие принимали соединения палубной авиации.

Современный авианосец, действуя в составе корабельного соединения (иные методы боевой работы таких кораблей давно не рассматриваются в качестве практически применимых), должен решать сразу несколько задач. Эти задачи напрямую связаны с наличием на его борту авиационной группы, в том числе смешанного состава (истребители-бомбардировщики, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, противолодочные вертолеты и т.д.). Современный авианосец предназначен для обеспечения противовоздушной обороны корабельного соединения силами авиагруппы; для обеспечения авиационных ударов по кораблям или наземным объектам противника; а также для прикрытия районов, в которых находятся подводные лодки со стратегическими ракетами. От этого следует отталкиваться при определении облика перспективного корабля, принимая во внимание особенности гипотетических конфликтов, в которых он должен принимать участие.

В июле этого года обсуждения перспективного российского авианосца разгорелись с новой силой. Причиной этого стал представленный на выставке МВМС-2013 макет, созданный ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (бывший ЦНИИ им. А.Н. Крылова). Сотрудники научного центра работают над проектом перспективного авианосца, и в соответствии с этим проектом был собран макет. Естественно, пока этот проект представляет собой лишь одну из версий того, как будет выглядеть перспективный российский авианосец, но нельзя не признать, что именно рассмотрение нескольких вариантов позволит выбрать самый лучший.

Предложенный проект подразумевает строительство тяжелого авианосца с водоизмещением порядка 80 тыс. тонн. Корабль предлагается оснастить стартовым трамплином и аэрофинишерами, что делает его похожим на эксплуатируемый сейчас авианосец «Адмирал Кузнецов». Новый авианосец предполагается оснастить неатомной силовой установкой, способной обеспечить максимальную скорость хода до 30 узлов. Заявлена авиагруппа в 40 самолетов и вертолетов нескольких типов. Для самообороны корабль должен получить несколько зенитных ракетных комплексов.

Пожалуй, наиболее интересной частью проекта является его предполагаемая финансовая составляющая. Общая стоимость программы разработки и строительства оценивается в 400 миллиардов рублей, 80 из которых уйдет непосредственно на постройку корабля. Таким образом, перспективный отечественный авианосец получается примерно в три раза дешевле последних американских кораблей проекта Nimitz. При этом, однако, нельзя не отметить заметный проигрыш как по размерам, так и по количеству самолетов и вертолетов.

Как видим, в ближайшем будущем подобный проект не может быть реализован по финансовым причинам. Программа стоимостью около 400 млрд рублей – даже если ассигнования поделить и «растянуть» на несколько лет – проделает ощутимую дыру в оборонном бюджете. Пока наша страна не готова к таким тратам, тем более в свете не вполне понятной роли перспективного авианосца в современной структуре военно-морского флота.

Тем не менее, необходимо и дальше продолжать работы, формируя облик перспективного авианосца. Именно таким образом можно найти необходимые конструкторские и технологические решения, которые позволят в будущем разработать и построить авианосец, полностью удовлетворяющий современным требованиям. Пока же, по причине отсутствия единого взгляда на облик авианесущих кораблей будущего, можно составить свой прогноз. Правильная оценка нынешнего состояния флота и промышленности, а также грамотный анализ перспектив могут привести к появлению достаточно точного предположения относительно облика нового авианосца.

Вероятнее всего, новый российский авианосец будет заметно крупнее существующего корабля «Адмирал Кузнецов». Предложение сотрудников бывшего ЦНИИ им. Крылова выглядит жизнеспособным и логичным. Поэтому водоизмещение перспективного авианесущего корабля следует оценивать в 70-80 тыс. тонн. Отечественные конструкторы, скорее всего, будут активно использовать имеющийся опыт, но им придется применить несколько новых решений, которые сделают новый авианосец отличающимся от «Адмирала Кузнецова». Прежде всего это силовая установка. В течение последних десятилетий в мире распространилось мнение, согласно которому современный авианосец должен иметь ядерную энергетическую установку. Это мнение подкреплено рядом аргументов технического и эксплуатационного характера. Кроме прочего ядерный реактор позволит избавиться от крупных баков для горючего, а также сократить объемы, выделенные на различные элементы энергоустановки.

Рост внутренних объемов корпуса, который можно достичь не только путем увеличения корабля, позволит увеличить размер авиагруппы и объемы топлива или вооружений для нее. Вспоминая авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», стоит отметить отсутствие необходимости в противокорабельном ракетном вооружении. Как показали расчеты и практика (в том числе опыт зарубежных стран), авианосцу достаточно нести лишь зенитное вооружение. Бороться с кораблями противника должны самолеты или корабли сопровождения. Отказ от оснащения авианосца противокорабельным вооружением позволит освободить дополнительные объемы внутри корпуса.

Количественные и качественные аспекты авиационной группы перспективного авианосца обсуждать рано. Если строительство такого корабля стартует лишь в начале следующего десятилетия, то планы относительно типов самолетов и вертолетов, предполагаемых к базированию на нем, могут неоднократно измениться. В таком контексте интересным образом выглядит макет авианосца за авторством Крыловского государственного научного центра, на котором были замечены модели гипотетической палубной версии истребителя Т-50. Возможно, к концу строительства нового авианосца подобные самолеты будут готовы, но все же нельзя исключать, что в течение первых лет службы он будет плавучим аэродромом уже для существующих МиГ-29К. Соответственно, не зная тип предполагаемой техники, нельзя говорить о ее количестве. Вероятно, авианосец, облик которого мы сейчас пытаемся угадать, получит авиагруппу в составе не менее 40-50 самолетов или вертолетов.


Подобный предполагаемый облик перспективного авианосца напоминает проект 1143.7, по которому в конце восьмидесятых годов строился корабль «Ульяновск», однако имеет ряд отличий. «Ульяновск» был крупнее и тяжелее «Адмирала Кузнецова», имел более крупную авиагруппу, но при этом должен был нести примерно такое же вооружение, в том числе и противокорабельные ракеты «Гранит». Из-за распада Советского Союза недостроенный авианесущий крейсер был разобран на стапеле. Некоторые нюансы проекта 1143.7 остаются актуальными до сих пор, из-за чего ряд наработок по этому проекту может быть применен в будущем.

Текущая программа закупки новых вооружений и военной техники рассчитана до 2020 года и в ней нет места для нового авианосца. Тем не менее, в подобных программах будущего могут появиться соответствующие пункты, благодаря чему в следующем десятилетии ВМФ России сможет получить новый авианосец или даже несколько кораблей этого класса. Пока же у отечественного судостроения есть иные задачи, выполнение которых позволит в будущем приступить к строительству авианосцев. В течение нескольких следующих лет военно-морской флот должен получить 14 фрегатов проектов 22350 и 11356, 15 корветов проектов 20380 и 20385, а также 8 малых ракетных кораблей проекта 21631 и некоторое количество катеров, вспомогательных судов и т.д., не считая подводных лодок. Таким образом, в ближайшие годы предприятия оборонной промышленности оказываются загружены существующими заказами и стапеля для авианосцев могут освободиться лишь в отдаленном будущем. Благодаря этому у военных и конструкторов есть солидный запас времени для определения требований к перспективному авианосцу и последующего создания проекта.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://vz.ru/
http://ria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://flot.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

198 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти