Lockheed F-80 Shooting Star — первый американский серийный реактивный истребитель

27
Аналогично советскому реактивному истребителю МиГ-9, американский Lockheed F-80 Shooting Star (в переводе с английского «падающая звезда» или «метеор») стал первым по-настоящему боеспособным самолетом данного класса в США. Самолет был в состоянии развивать скорость на уровне 800 км/ч. Также именно эта машина стала первым американским реактивным самолетом, который принял участие в воздушных боях и одержал в них победу. Также впервые именно с данной машиной была осуществлена процедура дозаправки самолета в воздухе в боевых условиях. Некоторое время (довольно короткое) данному самолету принадлежал еще и мировой рекорд скорости полета.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что как боевой истребитель Shooting Star являлся не в пример более удачной машиной, чем первый в мире реактивный истребитель — немецкий Me 262. Однако, пожалуй, самую большую известность получил все же не он, а созданный на его базе двухместный учебно-боевой самолет, получивший обозначение Т-33. Эта машина по праву считается одним из самых удачных послевоенных самолетов. Именно через учебно-боевой вариант произошла своеобразная реинкарнация самолета F-80. Боевой вариант учебного самолета АТ-33 до сих пор находится на вооружении некоторых государств.

Стоит отметить, что США достаточно поздно включились в гонку по созданию реактивной авиации. Значительно ускорил работы тот факт, что в 1943 году командование американских ВВС было серьезно обеспокоено появлением на вооружении немцев новых реактивных истребителей Me.163 и Me.262. Тогда же ВВС США сделали компании Lockheed заказ на проектирование реактивного истребителя, который должен был получить британский двигатель. Работы над проектированием машины начались в июле 1943 года, после того как в США из Великобритании был доставлен новейший на тот момент турбореактивный двигатель Havilland H-1(Хевиллэнд H-1). На создание самолета командование американских ВВС отвело необычайно мало времени — всего 140 дней.

Lockheed F-80 Shooting Star — первый американский серийный реактивный истребитель

Несмотря на столь короткие сроки компании Lockheed удалось успешно справиться с поставленной задачей, проект самолета XP-80 был создан всего на 2 дня позднее установленного военными срока. При этом самолет испытывал проблемы с турбореактивным двигателем, по этой причине первый полет новинки состоялся только 9 января 1944 года. В феврале специалисты компании Lockheed подготовили новый прототип XP-80A, который оснащался ТРД американского производства. Речь идет о двигателе I-40 компании General Electric.

Истребитель F-80 стал первым по-настоящему реактивным боевым самолетом, поступившим на вооружение американских ВВС. Данный самолет, как и его британский коллега тех лет, обладал вполне традиционным для своего времени внешним видом и довольно простой конструкцией, что позволило машине стать настоящей рабочей лошадкой тактической авиации ВВС США. В течение 5 лет после завершения Второй мировой войны он выполнял роль основного американского истребителя-бомбардировщика.

В самом конце войны, в апреле 1945 года, два самолета F-80 были направлены в Великобританию, где они были включены в состав 8-й воздушной армии, еще два истребителя были отправлены в Италию. При этом ни один из 4-х самолетов не принял участия в активной фазе боевых действий в Европе. Первые серийные истребители, получившие официальное обозначение P-80А Shooting Star, поступили на вооружение ВВС США в конце 1945 года. Они были направлены в состав 412-й истребительной группы, которая достаточно быстро была переименована в 1-ю истребительную авиагруппу, которая включала в свой состав 3 эскадрильи: 27-ю, 71-ю и 94-ю. Уже 12 июня 1946 года 16 новых американских самолетов было направлено на усиление европейской группировки, что было вызвано блокадой советскими войсками Западного Берлина. Производство самолетов Shooting Star осуществлялось до 1953 года. После завершения Корейской войны все самолеты были переданы в состав ВВС Национальной гвардии.


За версией истребителя F-80A последовали еще две — F-80B и F-80C. Именно последний вариант самолета стал наиболее распространенным в американской армии. Самолет F-80C достаточно активно и широко применялся в роли истребителя-бомбардировщика во время Корейской войны. Только за 4 первых месяца конфликта данные самолеты смогли выполнить 15 тысяч боевых вылетов. Американские летчики считали данную машину идеальной для проведения атак с бреющего полета. При этом F-80 был плохо приспособлен для борьбы с поршневыми северокорейскими «Яками», он не мог противостоять им на равных по причине довольно ограниченной маневренности.

Описание конструкции

Американский истребитель F-80С Shooting Star представлял собой классический моноплан с низкорасположенным прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением. Конструктивно фюзеляж истребителя включал в себя 3 части. В носовой части располагалось вооружение, герметичная кабина пилота и оборудование. На первой модификации в носу устанавливалась посадочно-рулежная фара, а на модификациях истребителя В и С — радиолокационный дальномер AN/ARN-6. Среднюю часть фюзеляжа истребителя занимали баки с топливом и каналы воздухозаборника. В задней части фюзеляжа располагался турбореактивный двигатель. Снизу под кабиной пилота были установлены тормозные щитки, имеющие гидропривод. Расчетная перегрузка для планера самолета составляла 11g.

Воздухозаборники располагались по бокам фюзеляжа и имели вертикальные отсекатели пограничного слоя воздуха. Крыло истребителя обладало профилем NACA 65213. Внутренний объем крыла занимал бак с топливом. Механизация крыла включала в свой состав элероны и посадочные щитки (максимальный угол их отклонения составлял 60 градусов). Шасси самолета было выполнено трехстоечным с носовым колесом. Основные стойки шасси убирались в фюзеляж, механизм уборки шасси был гидравлическим. На самолетах последней серии был установлен турбореактивный двигатель J33-A-35 компании Аллисон, который оснащался центробежным компрессором. При впрыске воды в компрессор тяга силовой установки доходила до 2450 кгс. Максимальный запас топлива, расположенного внутри фюзеляжа истребителя, составлял 2487 литров.


Встроенное вооружение истребителя F-80 Shooting Star включало в свой состав 6 крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов М-3, обладающих скорострельностью в 1200 выстр./мин. Боезапас составлял по 297 патронов на ствол. Для обеспечения прицеливания в кабине пилота устанавливался оптический прицел К-14. Также в версии F-80B самолет имел 2 подкрыльевых пилона, на которые можно было подвесить 8 НУР HVAR калибром 127 мм, 2 бомбы калибром 454 кг или 2 зажигательных бака с напалмом емкостью 418 литров каждый. Версия самолета F-80C получила еще 2 дополнительных пилона. Максимальная полезная нагрузка версии F-80C достигла 1850 кг. Для регистрации последствий авиаударов и стрельбы по целям на самолет устанавливался фотопулемет N-6.

Основной проблемой, с которой столкнулись первые американские реактивные истребители, была относительно небольшая продолжительность и дальность полета. Для того, чтобы улучшить данные показатели, американские конструкторы экспериментировали с дозаправкой самолета в воздухе. Так, в центре по разработке авиационных технологий, расположенном на авиационной базе Райт, несколько истребителей F-80C оснастили крыльевыми баками, которые имели приемную штангу для осуществления дозаправки машин в воздухе. Проект был признан успешным, и американцам даже удалось осуществить первую дозаправка истребителя в воздухе в процессе ведения боевых действий, однако в конечном итоге дозаправка в воздухе для истребителей F-80С Shooting Star не прижилась.

Согласно официальной американской информации, за время эксплуатации истребителям F-80 удалось одержать 18 побед над самолетами противника. Все победы в воздухе были одержаны во время войны в Корее с 1950 по 1953 годы. Всего за годы производства американская промышленность передала военным 1718 истребителей всех модификаций. Многие из них после окончания активной службы были переоборудованы в самолеты-мишени.


Летно-технические характеристики F-80С:

Габариты: размах крыла — 11,85 м; площадь крыла — 22,07 м., длина самолета — 10,52 м, высота — 3,45 м.
Масса максимальная взлетная — 7 646 кг, пустого самолета — 3 819 кг.
Силовая установка: 1 ТРД Allison J33-A-35, нефорсированная тяга 2402 кгс.
Максимальная скорость на высоте — 933 км/ч, у земли — 956 км/ч.
Крейсерская скорость — 800 км/ч.
Практическая дальность полета без ПТБ — 1328 км., с ПТБ — 2221 км.
Практический потолок — 14 265 м.
Экипаж — 1 чел.
Вооружение: 6х12,7-мм пулеметов М3, боевая нагрузка до 1850 кг на 4-х узлах подвески.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f80.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/5505-istrebitel-f-80-shoo.html
http://airspot.ru/catalogue/item/lockheed-f-80c-5-shooting-star
http://www.tinlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2001_12/p5.php
http://techno-story.ru/articles/aircrafts/461-kak-padayut-zvjozdy-istrebitel-f-80-shooting-star
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 ноября 2013 07:55
    Вооружение: 6х12,7-мм пулеметов М3
    Ставили бы уж 20
    А так трё пушкам МИГ-15 по весу залпа проигрывал
    Да и по убойности с таким калибром
    Хотя в воздухе больше мог находиться,по запасу топлива превосходил
    1. +7
      28 ноября 2013 09:35
      Цитата: Денис
      Ставили бы уж 20


      Они и на Сейбр Кольты 12 мм ставили, японцам на Тихоокеанском театре и этого хватало, вот и не заморачивались. У них пожалуй только Кобра со свой дурмашиной 37 мм была звездой балета, и если она стреляла и пушкой и пулеметами шансов не было
      1. 0
        28 ноября 2013 10:28
        Цитата: Vadivak
        Кобра со свой дурмашиной 37 мм была звездой балета
        То да! Так там не пушку предполагали установить на самолёт,а самолёт вокруг пушки конструировали.Даже движок за пилотом разместили,нос пушка занимала
        А в разработке Кинг-Кобры и советские участие принимали,командировали их туда
      2. +7
        28 ноября 2013 10:38
        Цитата: Vadivak
        У них пожалуй только Кобра со свой дурмашиной 37 мм была звездой балета, и если она стреляла и пушкой и пулеметами шансов не было

        Покрышкин не раз наглядно демонстриривал.
        1. 0
          29 ноября 2013 22:18
          Цитата: Наган
          Цитата: Vadivak
          У них пожалуй только Кобра со свой дурмашиной 37 мм была звездой балета, и если она стреляла и пушкой и пулеметами шансов не было

          Покрышкин не раз наглядно демонстриривал.

          А по герою статьи подчиненные Кожедуба.
    2. +4
      28 ноября 2013 10:00
      Цитата: Денис
      Вооружение: 6х12,7-мм пулеметов М3
      Ставили бы уж 20
      А так трё пушкам МИГ-15 по весу залпа проигрывал
      Да и по убойности с таким калибром
      Хотя в воздухе больше мог находиться,по запасу топлива превосходил
      Задачи разные. МиГ был заточен под перехват стратегических бомберов, в частности Б-29, а такого зверя пулеметом не враз завалишь, отсюда большой калибр. С другой стороны, по такому промазать трудно, слишком велик, поэтому относительно малая скорострельность не сильно влияла.
      F-80, да и F-86 Sabre делались изначально как Air Superiority Fighter, т.е. заточены под dog fight. В этом случае важнее неприятельский истребитель хоть чем зацепить, поэтому плотность огня важнее калибра. Были случаи когда F-86 проскакивали между снарядов МиГа. Но правда если МиГ попадал, мало не казалось, а сами МиГи частенько по нескольку пулевых дыр привозили, и ничего - ставили заплатку и опять в дело.
      1. +4
        28 ноября 2013 10:45
        Цитата: Наган
        МиГ был заточен под перехват стратегических бомберов, в частности Б-29, а такого зверя пулеметом не враз завалишь, отсюда большой калибр.


        Верно. Именно поэтому на него ставили нс-37, для Сейбров вполне хватило бы и комплекта НР-23, на снимке попадание 37 мм снаряда в киль Сейбра
        1. +4
          28 ноября 2013 11:09
          Цитата: ...
          за время эксплуатации истребителям F-80 удалось одержать 18 побед над самолетами противника. Все победы в воздухе были одержаны во время войны в Корее с 1950 по 1953 годы.


          Причем сбивали они даже то, что в Корее не летало. Ла-7 например. А что касается самих, то За 34 месяца боевых действий F-80C понесли очень тяжелые потери - до 35% от общего выпуска этой модели. 14 самолетов было сбито истребителями противника, 113 - зенитным огнем и 150 потеряно от других причин.


          Другие причины это наверное Т-34. Даже он стал грозой Шуттинг стар.



          3 июля 1950 года четыре реактивных истребителя-бомбардировщика F-80C Shooting Star, ведомые командиром 80-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи майором Амосом Слудером отправилась в район Пъёнгё-Ри для атаки двигающейся к линии фронта северокорейской техники.

          Шутинг Стары считались самолёт идеальным для атак с бреющего полёта, но в силу своей ограниченной манёвренности и слабости вооружения F-80 не был способен бороться на равных даже с поршневыми Як-9П.

          Обнаружив колонну из примерно 90 автомашин в сопровождении четырёх танков, американцы пошли в атаку, применив с малой высоты неуправляемые ракеты и открыв огонь из крыльевых 12,7-мм пулеметов.
          Однако от северокорейцев последовал неожиданный ответ: Т-34-85 открыли огонь из 85-мм орудий по низколетящим самолетам.

          Удачно выпущенный снаряд разорвался перед самолетом ведущего и повредил осколками топливные баки. На борту возник пожар. Шедший ведомым капитан Верне Петерсон сообщил майору Слудеру по радио: «Босс, ты горишь! Тебе лучше прыгать». В ответ командир попросил указать направление на Юг, куда он, очевидно, собирался развернуться, но в этот же момент самолет разрушился и горящие обломки рухнули на землю. Майор Амос Слудер стал первым летчиком 5-го воздушного флота, погибшим в боевых действиях на Корейском полуострове.
          1. +4
            28 ноября 2013 12:23
            Интересно какими снарядами вели огонь Т-34-85. Штатно в боекомлект танка зенитные снаряды с дистанционной трубкой не входят, а если это так с какой стати осколочно-фугасные снаряды с контактным взрывателем должны взрываться в воздухе?
            1. +3
              28 ноября 2013 14:14
              Цитата: Bongo
              Интересно какими снарядами вели огонь Т-34-85. Штатно в боекомлект танка зенитные снаряды с дистанционной трубкой не входят, а если это так с какой стати осколочно-фугасные снаряды с контактным взрывателем должны взрываться в воздухе?


              Погибший от огня Т-34 пилот Шуттинг Стара Майор Амос Слудер. Скорее всего снаряд не взорвался а зацепил машину.
              1. +4
                28 ноября 2013 14:33
                Цитата: Vadivak
                Удачно выпущенный снаряд разорвался перед самолетом ведущего и повредил осколками топливные баки. На борту возник пожар.

                Или это не вы писали?
                1. +6
                  28 ноября 2013 15:10
                  Цитата: Bongo
                  Или это не вы писали?


                  Не я. Я статью скопировал, а вы нашли в ней сомнительное место.
            2. +6
              28 ноября 2013 14:50
              Цитата: Bongo
              Интересно какими снарядами вели огонь Т-34-85. Штатно в боекомлект танка зенитные снаряды с дистанционной трубкой не входят, а если это так с какой стати осколочно-фугасные снаряды с контактным взрывателем должны взрываться в воздухе?

              Это байка. Не было на Т-34 снарядов с дистанционной трубкой.
              1. +3
                28 ноября 2013 14:57
                Даже если бы и были применять по назначению нет никакой возможности. Как измерить дистанцию и где разместить в башне установщика трубки?
                1. +4
                  28 ноября 2013 15:19
                  Цитата: Bongo
                  Даже если бы и были применять по назначению нет никакой возможности. Как измерить дистанцию и где разместить в башне установщика трубки?


                  Для корейцев это совсем даже не вопрос какую приблуду воткнуть в Т-34.

                  Тема работы- как еще можно замучить Т-34.
                  1. +3
                    29 ноября 2013 04:01
                    Башня Т-34-85 достаточно тесная и свободного места там нет. На фото огнемётный вариант танка, массово не выпускавшийся.
            3. +4
              28 ноября 2013 20:03
              Летчик штурмовик, дважды ГСС Талгат Бегельдинов писал, что при штурмовке наземных целей, огонь танковых пушек был достаточно неприятной и даже опасной вещью. Так, что и F-80 мог быть сбит танковым огнем.
              1. +3
                29 ноября 2013 03:59
                Может, но скакой вероятностью?
          2. +7
            28 ноября 2013 13:18
            Содержание статьи ,на мой взгляд,вполне достойное,кроме упамянания про поршневые Яки это показывает,что корни текста родом из СССР(с тем же успехом можно"констатировать"что FW-190D уступал в маневренности,а следовательно не мог бороться с И-15).Нарекания вызывает оформление,еще раз,уважаемые авторы и администрация сайта,огромная просьба,обращайте внимания на иллюстрации(зеленый самолет на фото это СААБ).Такие"опечатки" чрезвычайно снижают доверие к фактам в тексте.Да и статус сайта не увеличивают.Из просмотра комментов понял,что наиболее интересным является вопрос вооружения.Да просто не было у них своей авиапушки,и главное опыта их разработки(37мм-ые М-4;М-6 и последние М-10)это облегченные зенитные орудия"ноги"которых росли из 19 века.Лицензионная"Испано"не устраивала по весу,эффективности снаряда,а главное по надежности.Хотелось бы прояснить некоторые факты из комментов,"Аэрокобра"-самолет вокруг пушки-не думаю,на момент создания не было ясно кто возьмет машину ВВС,флот\КМП,"коммисия"по торговле оружием.Соответственно не ясно какие требования будут к вооружению.Перенос двигателя на центроплан был самоцелью направленной на увеличение маневренности при сохранение достаточной статичной устойчивости и возможности использования"скоросного"профиля крыла.В рамках понимания,того времени.Попадание 37мм снаряда пушки НС-37,в пространственные конструкции из легированных алюминиевых сплавов вызывают образование отверстий площадью до 1,5кв.м.с потерей общей прочности конструкции,и последующим ее саморазрушением.Отсюда,врядли можно говорить о фотографировании истребителя(как такового)получившем попадание такого снаряда.В войсках индекс Ла-9"не прижился"его называли "железный Ла-7",основная информация амерами получалась из радиоперехвата,учитывая некоторые тавтологиеские переплетения и особенности русского языка можно понять откуда появились Ла-7 в корее. О самой машине скажу,что это был самый"просчитанный"реактивный истребитель первого поколения,вопрос создания боковых воздухозаборников обеспечивший увязку двигателя на машине,вообще является темой отдельной статьи(мы этот вопрос решили только на Су-15,правда на более высоком уровне),соответствено самый совершенный(как реактивный летательный аппарат),был высокоманевренной,при этом довольно простой в пилотировании машиной.Сравнивать F-80 с МиГ-15 довольно не корректно,у нас нет машины которую можно объективно назвать аналогом"Стара"(к сожалению).МиГ-9 наиболее близок(2х моторный),но по сути является эксперементальной машиной,пущенной в серию.
            1. Su-9
              +4
              28 ноября 2013 18:48
              Да, всё так. Шутинг Стар был отличным реактивным истребителем нулевого поколения. Сравнения с Миг-15 неуместны, из за разных поколений.
              Сравнения с поршневыми истребителями - тоже.
              Тоже просьба с администрации - следить за фото. Сааб 32 Лансен на Стар даже не похож.
            2. vinni
              +4
              28 ноября 2013 23:33
              Совершенно верно, Argon! На первом снимке - шведский Saab J-32 Lansen. Тщательнее надо быть авторам с подбором иллюстраций, тем более, что их сейчас уйма...
  2. +4
    28 ноября 2013 13:37
    F-80 оказался в тени своего учебно-тренировочного варианта Т-33, который стал настоящей "летающей учебной партой". Да и повоевать Т-33 довелось гораздо больше. Например кубинские Т-33 учавствовали в отражении агрессии на Плая-Хирон.
    Статья про Т-33:
    http://topwar.ru/30273-dvuhmestnyy-uchebno-trenirovochnyy-samolet-t-33a-shooting
    -star.html
    1. +4
      8 декабря 2013 12:10
      Да, его учебная модификация Т-33 распространилась по миру гораздо больше. Кое где, например в Боливии его ударная модификация АТ-33 до сих пор по джунглям наркомафию гоняют.
  3. 0
    28 ноября 2013 23:48
    А американцы проводили учебные бои между F-80 Shooting Star и Ме262?

    И интересно наши МиГ9

    и Як15

    как бы с эНтим "шаровым" справлялись бы?
    1. алекс 241
      +1
      28 ноября 2013 23:59
      Сереж привет ,вот почитай http://www.airforce.ru/history/korea/chapter3.htm http://militera.lib.ru/memo/russian/kramarenko_sm/12.http://www.airforce.ru/hist
      ory/korea/chapter1.htm
      1. 0
        29 ноября 2013 00:03
        Привет Алекс. Рад встрече и спасибо, чуть погодя, скорей всего с утра ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрю, люблю знакомитться с новой инфой. Авиация - вторая детская мечта, после танков, дед сильно повлиял... winked
  4. mvg
    0
    29 ноября 2013 00:04
    по поводу вооружения, США имели возможность покупать шведские "эрликоны", но "любили" пулеметы. так же как и Англия, поставляла нам "харикейны" с 12х7.62 пулеметов, которые уже у нас переделывались под 3 пушки и рс-82. кстати для флота они (американцы) не "стеснялись" покупать у шведов, могли и лицензию купить. что читал в литературе "слабый" самолет (f-80), очень большие потери, особенно от МИГов.. что то 14 машин, явно занижено. именно поэтому новейший F-86 и был послан на "выручку", не смотря на то, что был реальный шанс, что новая техника попадет в руки "главного" врага, что и произошло.. интересен был радиоприцел. а вот как учебный самолет, то да, действительно звезда, сам летит..
  5. джедай
    0
    30 ноября 2013 00:33
    конечно по сравнению с миг-15 "слабый". во вторую мировую сделан был...
  6. джедай
    0
    30 ноября 2013 00:33
    конечно по сравнению с миг-15 "слабый". во вторую мировую сделан был...
  7. samolet il-76
    0
    12 декабря 2013 11:01
    Ребята я не понял какой самолёт круче Lockheed F-80 Shooting Star или МиГ-15?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»