Взятые из-под огня

Взятые из-под огня

Командир танка Н. Барышев в своем трофейном танке. Июль, 1942 г.


В начале апреля 1942 года 1-й отдельной горнострелковой бригаде, 80-й стрелковой дивизии и соседним частям предстояло наступать на Веняголово. Для прорыва линии вражеской обороны и поддержки пехоты нужны были танки. А после февральских боев у Погостья танков на здешнем участке фронта не хватало. 124-я и 122-я танковые бригады недосчитывались многих машин, да и не могли бы даже при полном составе обеспечить части двух наступавших армий. 107-й отдельный танковый батальон был совсем без машин. В конце марта танкисты этого батальона томились от вынужденного безделья в Оломне, рядом со штабом армии, и чувствовали себя отвратительно. Но откуда было ждать новых машин? Во второй половине марта ладожский лед под весенним солнцем уже таял и разрушался, ледовая трасса вот-вот могла закрыться, переправить танки из Ленинграда, как это было сделано зимою, теперь уже оказывалось невозможным. Новые танки с заводов дальнего тыла, надо полагать, были нужнее в других местах.

Танкисты батальона и командир его майор Б.А.Шалимов решили добыть себе танки сами – искать подбитые немецкие машины в лесах за Погостьем, восстановить какие возможно, использовать их.


Заместитель командующего Ленинградским фронтом генерал-майор Болотников идею танкистов одобрил.

…Пять человек – старший сержант Н.И.Барышев, воентехник 2-го ранга, помтехроты И.С.Погорелов, механики-водители Скачков и Беляев, а с ними сандружинница комсомолка Валя Николаева, изучившая специальность башенного стрелка, – были посланы на поиски подбитых танков.

В первый день группа, двигаясь к передовой, ничего в лесу не нашла. Заночевали под елкой, в снегу. На второй день юго-западнее Погостья группа приблизилась к передовой. Шли по лесу, под орудийным и минометным обстрелом, да не обращали на него внимания – к этому все привычны!

И вот, кажется, удача! Спасибо пехоте – не соврала: впереди, между деревьями, два средних немецких танка. Поспешили к ним…

Но что это были за танки! Один совершенно разбит прямым попаданием снаряда какого-то тяжелого оружия, искрошенный мотор валялся метрах в пятнадцати от бортовых фрикционов, коробка передач торчала из снега в другой стороне, броня рваными лоскутьями охватывала чудом уцелевшую могучую сосну, надломленную, но только чуть покосившуюся. Мелкие детали были рассеяны в радиусе не менее пятидесяти метров. Среди обломков металла, в окрашенном заледенелой кровью снегу, лежали трупы гитлеровских танкистов.

Делать тут было нечего, – разве что приметить, какие детали могут пригодиться при ремонте других, пока еще не найденных танков.

Второй танк стоял неподалеку от остатков первого. Но и он не годился для восстановления: сбитая снарядом нашей противотанковой пушки половина башни лежала на земле. Однако повозиться с ним, хотя бы для практики, стоило – его, вероятно, можно было завести, никаких повреждений в моторе не обнаружилось.

Никто из пяти разведчиков устройства немецких танков не знал, и потому, по-прежнему не обращая внимания на сильный артиллерийский и минометный огонь, все занялись изучением незнакомой системы.

С полудня и до поздней ночи Барышев, Погорелов и остальные провозились у этих двух танков.

Взятые из-под огня

Экипаж танка под командованием Н, Барышева. Июль, 1942 г.


Разбирая побитые осколками узлы, сравнивая их с уцелевшими на втором танке, друзья узнали в этот день много полезного. Особенно довольна была Валя: помтех Погорелов давно обещал научить ее и вождению танка и мотору. Не век же ей быть санитаркою в 107-м отдельном танковом батальоне, хотя все знают, что и в этом деле она не сплоховала, медаль «За отвагу» дана ей еще в Невской Дубровке!

На рассвете третьего дня решили продолжить поиски. Барышев взглянул на компас – и, опять шагая впереди, повел всех строго на юго-запад, по направлению, указанному два часа назад встречным артиллеристом-корректировщиком. Треск ружейно-пулеметной перестрелки, доносившейся теперь с полной отчетливостью, с той четкостью, какая бывает только в лесу на морозном воздухе, подтвердил Барышеву, что направление – правильно.Но лес был по-прежнему пуст, если не считать разбросанные повсюду трупы гитлеровцев и обычные следы прошедшего здесь несколько дней назад боя.

Вся группа остановилась, вглядываясь в чащу залитого солнечными лучами снежного леса. Между могучими соснами, повыше елового мелколесья, совсем недалеко от угадываемой за ним опушки, где, несомненно, проходили передовые траншеи немцев, едва виднелась зеленовато-серая башня танка.

Посовещавшись, все пятеро двинулись просекой, но не прошли и ста шагов, как были остановлены выдвинувшимся из-за ствола сосны часовым. Обменявшись пропуском, отзывом, выслушали: «Дальше, товарищ воентехник, идти нельзя, до немчиков тут двести метров!.. А танк, действительно, танкишко немецкий, на нашем крайчике с неделю уже стоит… Мы его тут гранатиками приручили!..».

Не успели Барышев и Погорелов закончить разговор с часовым, как всем сразу пришлось залечь, – очевидно, услышав разговор, немцы веером развернули по просеке пулеметную очередь… И, только вглядевшись в просвет за лесом, Барышев увидел снежные бугорки землянок и мелкий окоп, утонувший в длинном сугробе бруствера. Наши бойцы на пулеметный огонь врага не ответили. Жестом руки Погорелов приказал своей группе ползти к танку. Этот добротный немецкий танк перевалился было через нашу оборонительную линию, успел войти в лес, но тут же у опушки и закончил свой боевой путь.

Заметив подползающих к танку людей, немцы зачастили из пулемета так, что, зарывшись в снегу, наши вынуждены были лежать. Затем, выбирая секунды между очередями, прислушиваясь к энергичной, затеявшейся с двух сторон ружейно-автоматной перестрелке, наши, все пятеро, поползли от сугроба к сугробу и от сосны к сосне, подобрались к танку вплотную и залегли за ним. Правым бортом он был обращен в нашу сторону, и боковой люк у него был открыт.

Улучив мгновенье, Погорелов и Барышев первыми вскочили на гусеницу. Пролезли в люк. Немцы сразу же осыпали танк пулеметным огнем. Почти одновременно впереди танка одна за другой грохнули три мины. Погорелов показался в люке, махнул рукой. Валя Николаева и Беляев до следующего минометного залпа успели забраться в танк, а старшина Скачков залег между гусеницами, под машиной.

Внутри танка оказался хаос, учиненный разорвавшимися там гранатами. Рычаги управления были выломаны, вся система управления нарушена. От немецкого экипажа, перебитого и выброшенного из танка (трупы валялись тут же, поблизости от машины), остались только льдистые пятна крови…

Убедившись, что пятеро подобравшихся к танку людей неуязвимы, немцы прекратили минометный и пулеметный огонь. Барышев взглянул на часы – стрелки показывали ровно полдень. Теперь можно было приступать к делу. Старшина Скачков тоже забрался в танк и выложил из своего заплечного мешка собранные накануне в разбитой, такой же по типу, машине инструменты. Пересмотрели все, перебрали рваные тяги, убедились, что в системе охлаждения антифриз, а не вода и потому радиатор цел. Валя помогла выбросить из танка все, что было признано ненужным.
И тогда начался ремонт…

Он длился много часов подряд. Вместо тяг приспособили толстую проволоку, обрывки троса, – вчерашнее изучение разбитого танка помогло всем. Поврежденную осколками систему питания удалось залатать кусочками меди от распрямленных гильз. Просмотрели все электрооборудование, исправили порванную проводку, перепробовали все клапаны, стартер, подвинтили помпу. Пулеметов в танке не оказалось, но сейчас это и не имело значения, – важно было завести танк и угнать его из зоны обстрела. Вместо ключа зажигания Барышев смастерил подходящий крючок из проволоки и жести. Накануне всего труднее было разобраться в схеме электрооборудования – осваивали по догадке, а теперь приобретенные знания пригодились. Послали Беляева и Скачкова к пехотинцам в окоп за горючим, те бегали к артиллеристам, часа через полтора приволокли несколько канистр, – опять был пулеметный обстрел, и опять все обошлось.

Взятые из-под огня

Комиссар части И.И. Собченко проводит политинформацию 107 ОТБ. 6 июля 1942 г.


Залили горючее в бак. Барышев решил попробовать запустить мотор, нажал на кнопку стартера, мотор хорошо завелся, и сразу же опять занялась стрельба, пули цокали по броне. Барышев быстро осмотрел пушку, – она была с электрозапалом, который не работал и без которого выстрела дать нельзя. Разбираться в электрозапале и исправлять его тут было некогда – немцы открыли огонь и из минометов. Барышев и Погорелов зарядили пушку осколочным, повернули башню в сторону немцев, навели и, схватив кусок проволоки, присоединили один ее конец к щитку механика-водителя, другой конец примкнули напрямую к конечному контакту электрозапала пушки.

Раздался выстрел. За ним дали второй выстрел. Третий. Пулеметная и минометная стрельба прекратилась. Можно было выводить машину, но вокруг оказалось минное поле. В полосах вытаявшего под мартовским солнцем снега противотанковые мины там и здесь были заметны. Но другие могли быть и не видны. Особенно следовало опасаться снежных сугробов и крупных подушек мха. Все переглянулись. Барышев глазами спросил Беляева: «Ну как?». Беляев, сжав губы, мотнул головой утвердительно. Барышев махнул рукой: «Давай!».

Беляев развернул машину – она слушается! Тогда смело и уверенно, но очень осторожно, Беляев повел танк через минное поле, пропуская одни мины между гусеницами, другие обходя впритирочку, оставляя в стороне третьи. Они не были расположены, как полагается, в шахматном порядке, а раскиданы как придется. Это дало возможность Беляеву маневрировать. Мелкие, противопехотные мины под гусеницами потрескивали, как хлопушки, – такие танку нанести вред не могли. Вокруг валялись трупы немцев, и Беляев повел танк по трупам. Испытывая неприятное ощущение, Беляев мучительно морщился, но это был единственный способ уменьшить риск нарваться на мину, потому что раненый, умирающий человек, заметив, что упал на мину, вряд ли станет рассуждать о том, что эта мина именно противотанковая и, значит, под его малой тяжестью не должна взорваться… Нет, конечно, и, теряя сознание, он постарается сползти с нее!.. Впрочем, танк мог и наехать на мину, и она под его гусеницами непременно взорвалась бы, но… дело случая, – обошлось!

Не доехав десяти метров до просеки, машина остановилась: заглох мотор. Посмотрели: в чем дело? Нет подачи бензина. Не зная конструкции системы бензоподачи и стремясь поскорее отсюда выбраться, решили сделать сифон, но шлангов не оказалось. Отвернули водоотводные трубки, нашли маленький кусочек шланга, один конец трубки опустили в бензобак, другой конец – через верх мотора – сунули в бензофильтр. Беляев нажал на кнопку стартера, мотор заработал…

Сбоку к ним неожиданно выкатился второй такой же трофейный танк. Его вели командир роты их батальона старший лейтенант Дудин и комиссар роты младший политрук Полунин. Они отсалютовали друг другу радостными возгласами, залпами из винтовок, из пистолетов и, сойдясь у машин в кружок, духом выпили перед маршем по сто граммов заветной, оказавшейся у командира роты. Из найденного в ящике немецкого знамени, приготовленного для оккупированных стран, Валя вырвала куски полотнища, наспех сшила из них два красных флага, утвердила их над башнями танков: наша противотанковая артиллерия находилась позади, и надо было, чтоб эти флаги хорошо виднелись издали.

И машина за машиной, с развевающимися над открытыми люками большими красными флагами, двинулись дальше вместе.

И лесом, лесом, лесом, проехав пять километров, вкатились на территорию СПАМ – на лесную поляну, в глубине расположения наших войск.

Валя, Скачков, Погорелов последнюю часть пути сидели на броне танка, Валя в восторге размахивала красным флагом, и наши пехотинцы, артиллеристы, бойцы разных попадавшихся по дороге подразделений с тем же восторгом кричали Вале «ура!»…

Взятые из-под огня

Командиры танков уточняют боевую задачу 107 ОТБ. Июль, 1942 г.


Это были средние немецкие танки PzKpfw III с нарисованными по бортам на броне квадратными черными крестами на белом фоне. Танк Барышева, с крупной цифрой над гусеницами «121», был выпущен германским военным заводом в феврале 1942 года и поступил в распоряжение 107-го отдельного танкового батальона 28 марта 1942 года, чтобы через неделю, после тщательного ремонта, включиться вместе с девятью другими трофейными танками в наступление наших частей на немецкий укрепленный узел Веняголово, западнее Погостья, на правом берегу речки Мги, напоенной кровью многих сотен людей*.

В ту же ночь старший сержант Николай Иванович Барышев был назначен командиром приведенного им танка, старший сержант Анатолий Никитич Беляев – его механиком-водителем, а наутро экипаж был укомплектован полностью: командиром орудия назначен комсомолец, старший сержант Иван Фомич Садковский, радистом-пулеметчиком – замполитрука, недавний студент, кандидат партии Евгений Иванович Расторгуев и заряжающим – рядовой, комсомолец Георгий Фролович Зубахин.

Из всех десяти восстановленных трофейных танков в батальоне была сформирована третья рота под командованием старшего лейтенанта Дудина.

Барышеву и экипажу его танка предстояло сражаться в немецком тылу, но об этом пока никто не думал, не гадал.

На ремонт танка Барышева командир батальона майор Б.А.Шалимов дал экипажу пять дней и пять ночей. Предстояло заменить шесть катков с балансиром, восстановить все электрооборудование и, конечно, электрозапал пушки, привести в порядок всю систему управления. На танке отсутствовали пулеметы, рация и оптический прицел**.


* В документах 107-го отдельного танкового батальона сказано, что «по состоянию на 1 апреля 1942 года эвакуировано девять трофейных танков. К боевым действиям пригоден один легкий танк, остальные требуют оснащения вооружением и оптикой». Сведения о марках трофейных машин присутствуют лишь в документе от 5 июля 1942 года. На этот момент 107 ОТБ имел в своем составе один KB, два Т-34, один БТ-7, два PzKpfw lll, один PzKpfw lV, три САУ StuG III и один PzKpfw l – Прим. ред.
** Приведено по книге «Ленинград действует», Москва, «Советский писатель», 1971.
Автор: Павел Лукницкий Журнал «Танкомастер» №4-1999


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. 31231 7 декабря 2013 08:08
    Интересно читать. Все таки русский мужик мастер ремонта. И трофеи были у нас в ходу и будут.
    1. predator.3 7 декабря 2013 11:57
      Звучит конечно ,как анекдот, да и М.Задорнов, как-то упоминал в своих выступлениях !
      Через несколько лет после Великой Отечественной войны в одной машине ехал советский гражданин и его шофер. Неожиданно машина глохнет по средине пути. Шофёр - немец нашёл неисправность и сказал, что надо вызывать буксир для транспортировки машины в ремонт. И тут, случайно, подъехала встречная машина с русским шофёром. Он остановился и спросил - какие проблемы? Немец показал ему неисправность. Наш шофёр сошёл с дороги и ушел в поле. Вернулся через 10 минут с турнепсом. Что-то ножичком из корня вырезал и вставил это немцу в неисправный мотор, со словами - ездить так конечно нельзя, но до своего места назначения доедете. И действительно, они благополучно доехали до места назначения. После этого немецкий шофёр взял эту турнэповскую детальку и грустно сказал - теперь я понимаю, почему мы проиграли войну...
      predator.3
  2. Аристократ 7 декабря 2013 08:18
    Немецкие танкисты тоже не брезговали использовать трофейные Т-34-76.Предварительно нанеся штатную пятнистую окраску и свастику.
    Не говорю уже о том что немцы поставили на поток производство противотанковых и самоходных орудий на базе трофейных танков и танков производящихся на заводах покоренных стран (например Шкода).
    1. Fitter65 7 декабря 2013 09:51
      Не на одном немецком танке ,ни разу не видел свастики в виде опазнавательного знака.В начале войны на моторном отсеке,для опознавания своей авиацией,раскладывали нацисткий флаг,красное полотнище с белым кругом в центре и свастикой в нём.Опять же когда у них пятнистая окраска стала штатной.Первые трофейные Т-34 красились в стандартный для начального периода "танковый серый".
      1. Аристократ 7 декабря 2013 10:10
        Цитата: Fitter65
        Не на одном немецком танке ,ни разу не видел свастики в виде опазнавательного знака.В начале войны на моторном отсеке,для опознавания своей авиацией,раскладывали нацисткий флаг,красное полотнище с белым кругом в центре и свастикой в нём.Опять же когда у них пятнистая окраска стала штатной.Первые трофейные Т-34 красились в стандартный для начального периода "танковый серый".

        Не совсем свастика. Крест.
        Что до цвета - опираюсь на статью в журнале еще времен Союза. Не претендую на истину в последней инстанции.
        1. BigRiver 7 декабря 2013 12:58
          Цитата: Аристократ
          ...Не совсем свастика. Крест.

          Примерно так, сверху.
          11-я ТД, 15-й танковый "полк призрак".
          "Тайфун", ноябрь-декабрь 1941, 100-километровая зона Москвы.
      2. La-5 8 декабря 2013 00:49
        Свастику на танках рисовали фины.
    2. GastaClaus69 7 декабря 2013 13:57
      И не только красили.
      КВ-1 c 75мм пушкой KwK40.
      GastaClaus69
    3. ДимычДВ 7 декабря 2013 21:50
      Без Чехословакии не было бы плана "Барбаросса". а культурные порабощённые братья-чехи всю войну выражали сокрушительный протест против оккупации... ходя на заводы в траурном прикиде. Но все БТРы и существенную часть танков немцам давали именно они.
      ДимычДВ
  3. Мур 7 декабря 2013 09:46
    Я так понимаю, за рамками повествования остался вопрос - кто скоммуниздил пулемёты и прицел? Как я понимаю - "царица полей" постаралась... laughing
  4. Аристократ 7 декабря 2013 10:00
    Цитата: Мур
    Я так понимаю, за рамками повествования остался вопрос - кто скоммуниздил пулемёты и прицел? Как я понимаю - "царица полей" постаралась... laughing

    Более вероятно что сам экипаж. Пулеметы на танках тех времен демонтировались при потере машины и использовались для самообороны экипажа. Что до прицела -то выскажу версию о том что демонтаж был произведен для того что бы "не достался врагу" все таки по тем временам оптика -это вершина технологий(Карл Цейс-это и сейчас круто). Так же поступали и в более поздние годы. Например в Корее наши Миги расстреливали упавшие машины что бы те не были исследованы противником. Хотя это не всегда удавалось. МИГ-19 с новейшим радио прицелом был сбит и упал на рисовое поле. Южные корейцы закидали его рисовой соломой и грязью в результате чего не удалось его уничтожить. Ночью Миг был вывезен и переправлен в 3,14ндостан...
    1. Дядя Витя 7 декабря 2013 10:38
      Так таким же образом захватили и американский самолет hi
      Дядя Витя
    2. Fitter 7 декабря 2013 14:17
      Миг-19 в Корее?
      Fitter
      1. Аристократ 7 декабря 2013 18:26
        Цитата: Fitter
        Миг-19 в Корее?

        А что вас смутило?Начали на 15-ках, потом 19-е подтянули.
        1. Гамдлислям 7 декабря 2013 20:41
          Цитата: Аристократ
          МИГ-19 с новейшим радио прицелом был сбит и упал на рисовое поле. Южные корейцы закидали его рисовой соломой и грязью в результате чего не удалось его уничтожить. Ночью Миг был вывезен и переправлен в 3,14ндостан...

          Цитата: Аристократ
          А что вас смутило?Начали на 15-ках, потом 19-е подтянули.

          Уважаемый коллега Олег, Вы ошиблись. 5 января 1954 г. лётчик-испытатель Г.А.Седов впервые поднял СМ-9/1 (прототим МиГ-19) в воздух. Первые серийные самолёты выпущены в 1955 году. Война в Корее закончилась летом 1953 года. В Корее воевали МиГ-15, а также Як-9. Ещё на территории Китая участвовали в этой войне Ла-11.
          1. Аристократ 8 декабря 2013 06:13
            Цитата: Гамдлислям
            Цитата: Аристократ
            МИГ-19 с новейшим радио прицелом был сбит и упал на рисовое поле. Южные корейцы закидали его рисовой соломой и грязью в результате чего не удалось его уничтожить. Ночью Миг был вывезен и переправлен в 3,14ндостан...

            Цитата: Аристократ
            А что вас смутило?Начали на 15-ках, потом 19-е подтянули.

            Уважаемый коллега Олег, Вы ошиблись. 5 января 1954 г. лётчик-испытатель Г.А.Седов впервые поднял СМ-9/1 (прототим МиГ-19) в воздух. Первые серийные самолёты выпущены в 1955 году. Война в Корее закончилась летом 1953 года. В Корее воевали МиГ-15, а также Як-9. Ещё на территории Китая участвовали в этой войне Ла-11.

            Я действительно совершил техническую ошибку. Конечно же имел в виду МИГ-17 принятый на вооружение в 52г. Ссылки искать не буду(кому надо гугл поможет).Инфа из Техники Молодежи восьмедисятых годов.
            Спасибо за поправку.
    3. Мур 7 декабря 2013 20:12
      Ну, сам экипаж, если верить первоисточнику, в убитом состоянии валялся вокруг - внутри только следы крови. Тот, кто их оттуда выкинул, тот и прибрал понравившееся...
  5. Дядя Витя 7 декабря 2013 10:36
    В то время трофеи использовали все. Известно, что при штурме Киевского укрепрайона немцы использовали захваченные в приграничных боях танки КВ-1, КВ-2, Т-35. Есть сведения, что 1-я немецкая танковая группа Клейста после приграничных боев ( после потери своих танков ) сильно пополнилась захваченными советскими танками Т-34, и разными модификациями танков БТ.
    Захваченные в Сталинграде немецкие танки ( больше 200 шт ) также во всю использовались Красной армией.
    Также Красная армия использовала захваченные немецкие танки и самоходки чуть ли де до конца войны ( как то в одной газете видел фотографию Королевского тигра с красной звездой в бою где то в Польше ).
    И это только танки и самоходки. Хорошо известно, что таким же образом использовалась и артиллерия.
    Дядя Витя
    1. BigRiver 7 декабря 2013 13:05
      Цитата: Дядя Витя
      ...Известно, что при штурме Киевского укрепрайона немцы использовали захваченные в приграничных боях танки КВ-1, КВ-2, Т-35. Есть сведения, что 1-я немецкая танковая группа Клейста после приграничных боев ( после потери своих танков ) сильно пополнилась захваченными советскими танками Т-34, и разными модификациями танков БТ...

      Источником не поделитесь?
      1. Дядя Витя 7 декабря 2013 13:15
        Надо искать в интернете. Я когда то состоял в одном историческо-поисковом клубе, с нами работали как и военные саперы, так профессиональные историки, это больше из их рассказов, о архивах, воспоминаниях, найденных фотографий и т. д.
        Так же видел документальные фильмы на эту тему и кинохронику.
        Дядя Витя
        1. BigRiver 7 декабря 2013 14:08
          Цитата: Дядя Витя
          ... это больше из их рассказов, о архивах, воспоминаниях, найденных фотографий и т. д.
          Так же видел документальные фильмы на эту тему и кинохронику.

          Нету свидетельств о пополнении Клейстом матчастью в виде БТ-5,7,7М, КВ-1, КВ-2, а особенно Т-35 СВОИХ ТД.
          Упомянутая матчасть совсем не вписывалась в оперативно-тактическую доктрину танковых войск Вермахта. По разным причинам.
          Но. Эта самая матчасть могла использоваться ограниченно моторизованными и пехотными соединениями вплоть до сбрасывания оной, по истечению: ресурса и БК.
          Это, т.н., неучтенка. Примерно, как МГ-34 в расчете 53-К или Ф-22 УСВ.
          Ну и, самое главное - не стоит говорить о централизованном СНАБЖЕНИИ этой техники в подвижных соединениях Вермахта и СС. Без такого снабжения матчасть "умирает" в 1-2 дня, в зависимости от интенсивности БД.
          РезУме:)
          Оно и могло быть. Но, боевая ценность - чуть выше Нуля.
          1. Дядя Витя 7 декабря 2013 14:23
            Под Киевом немцы использовали трофейные КВ-1 и КВ-2 в борьбе с ДОТами, выкатывали их на прямую наводку и бетонобойными снарядами расстреливали ДОТы в упор!
            Что касается централизованного снабжения, так конечно его у немцев не было, я это не говорил, но стоит и учесть и то, что немцы захватили большое количество зап.частей и боеприпасов к разным танкам, а также ремонтные базы советских танковый дивизий и корпусов в полной исправности! Точно не помню где, но где то на Западной Украине была создана немцами база по восстановлению советских танков, где наравне с немецкими механиками работали и пленные советские механики-танкисты. "Продукция" этой базы и подпитывала 1-ю танковую группу Клейста.
            Стоит также учесть что много танков было брошено экипажами в полной исправности.
            Дядя Витя
            1. BigRiver 7 декабря 2013 15:02
              Цитата: Дядя Витя
              Под Киевом немцы использовали трофейные КВ-1 и КВ-2 в борьбе с ДОТами, выкатывали их на прямую наводку и бетонобойными снарядами расстреливали ДОТы в упор!
              Что касается централизованного снабжения, так конечно его у немцев не было,

              Судя по минусу мне, у Вас нет ссылки на источник? laughing
              Вы, вместо мантр, молитв и "детского "минусования взяли бы, и занялись вопросом. А потом - сделали бы ссылочки на источники Вашего знания.
              Хотя, все делается наоборот love
              Что, опять минусок влепите:? laughing
              1. Дядя Витя 7 декабря 2013 15:18
                Я не кому не ставлю не минусы не плюсы! У каждого своя правда !
                Дядя Витя
                1. Комментарий был удален.
              2. Andy 7 декабря 2013 16:18
                эполеты на сайте замена разуму... при взятии Харькова немцам 60 т34 новеньких досталось. как думаете их применили?
            2. Гамдлислям 7 декабря 2013 20:57
              Цитата: Дядя Витя
              Под Киевом немцы использовали трофейные КВ-1 и КВ-2 в борьбе с ДОТами, выкатывали их на прямую наводку и бетонобойными снарядами расстреливали ДОТы в упор!

              Уважаемый коллега Виктор, Вы не совсем правы. Возможно немцы и могли использовать КВ-1 под Киевом, но это скорее единичные случаи (Под Москвой немцы точно несколько КВ-1 использовали, а также лёгкие советские танки). А вот КВ-2 там не было. Практически все выпущенные КВ-2 были направлены в Северо-Западный округ (облегчался ремонт, т.к. танк выпускался в Ленинграде), где они и были потеряны по причине поломок, либо брошены из-за отсутствия топлива. В боях они почти не участвовали из-за отсутствия боеприпасов (увы, это так и было).
      2. igor67 7 декабря 2013 18:18
        Цитата: BigRiver
        Цитата: Дядя Витя
        ...Известно, что при штурме Киевского укрепрайона немцы использовали захваченные в приграничных боях танки КВ-1, КВ-2, Т-35. Есть сведения, что 1-я немецкая танковая группа Клейста после приграничных боев ( после потери своих танков ) сильно пополнилась захваченными советскими танками Т-34, и разными модификациями танков БТ...

        Источником не поделитесь?
        1. igor67 7 декабря 2013 18:43
          . Трофейные немецкие танки
        2. smersh70 7 декабря 2013 23:48
          Цитата: igor67
          Источником не поделитесь?


          вот это даааа..не только смотрится ,н ои по настоящему новая техника good ...а качеств краски вообще нет слов..столько лет прошло...а все четко сохранилось...
          smersh70
  6. Дядя Витя 7 декабря 2013 14:53
    Вот еще один момент использования немцами трофейного танка, что называется нужда подперла.

    В первые недели войны один Т-35, полностью исправный и оставленный, видимо, из-за нехватки топлива, был отправлен немецким командованием на танковый полигон в Куммерсдорфе, где был тщательно изучен немецкими инженерами. При этом немцы отмечали, что с транспортировкой машины возникли проблемы — танк не вписывался в железнодорожный габарит, а переключение рычагов было невероятно тяжёлым и изнурительным делом. Дальнейшая судьба этого танка точно неизвестна, хотя возможно, что именно с этим экземпляром связан последний случай боевого применения Т-35, относящийся к концу апреля 1945 года. В ходе обороны Берлина один трофейный Т-35 с испытательного полигона Цоссена был включён в состав 4-й роты 11-го танкового полка вермахта. В составе роты танк участвовал в боях в районе полигона, где вскоре и был подбит.
    Дядя Витя
    1. BigRiver 7 декабря 2013 16:04
      Цитата: Дядя Витя
      Вот еще один момент использования немцами трофейного танка, что называется нужда подперла...

      Где зафиксированный?
  7. Дядя Витя 7 декабря 2013 15:06
    http://d3.ru/comments/320285

    Интересная подборка фотографий на тему данной статьи.
    Дядя Витя
  8. sasska 7 декабря 2013 15:45
    Panzerkampfwagen 747 (r). Т-34 раннего выпуска со сварной башней из состава немецкой 18-й танковой дивизии.
    Цитата: Fitter65
    Опять же когда у них пятнистая окраска стала штатной.Первые трофейные Т-34 красились в стандартный для начального периода "танковый серый".


    "Между 1927 годом и 19 июля 1937 года немецкие танки окрашивались по четырёхцветному шаблону из остро очерченных многоугольников (Buntfarbenanstrich). Цвета, используемые в данном шаблоне, были определены немецким Управлением по стандартизации качества продукции и маркировке (RAL) под номерами Nr.17 Erdgelb-matt("Матовая охра"),Nr.18Braun-matt ("Матовый коричневый") и Nr.28Grün-matt ("Матовый зелёный"). Этот шаблон наносился аэрозольным способом волнистыми разводами, различными узорами для каждого транспортного средства. Границы между цветами должны были либо растушёвываться, либо очерчиваться полосами шириной от 1 до 3 см цвета RAL Nr.5Schwarz-matt("Матовый чёрный").
    19 июля 1937 года был издан приказ о том, чтобы при нанесении всех типов камуфляжа использовались только цветаNr.45 Dunkelbraun ("тёмно-коричневый") и Nr.46 Dunkelgrau("тёмно-серый"), нанесённые со сглаженными краями. Транспортные средства, окрашенные ранее по шаблону Buntfarbenanstrich, перекрашивать по новым правилам не следовало, за исключением тех ситуаций, когда перекраска требовалась в любом случае. 7 ноября 1938 года был отдан приказ о том, что все транспортные средства должны перекрашиваться силами солдат согласно новому шаблону. Кроме того, было указано, что данный шаблон тёмно-коричневого цвета (Dunkelbraun Nr.45) должен наноситься на одну третью часть площади покрытия тёмно-серого цвета (Dunkelgrau Nr.46). 12 июня 1940 года вышел приказ о собственном производстве краски в войсках вместо покупки у поставщиков. Этот же приказ определял производство только тёмно-серой краски (Dunkelgrau). 31 июля 1940 года для экономии краски было приказано окрашивать танки исключительно в тёмно-серый цвет Dunkelgrau Nr.46. 10 февраля 1941 года краскаDunkelgrau Nr.46 была переименована в Dunkelgrau RAL7021.
    17 марта 1941 года было приказано перекрасить все бронемашины африканского корпуса в жёлто-коричневый (GelbbraunRAL 8000) и серо-зелёный (Graugrün RAL 7008) цвета. Базовой являлась краска Gelbbraun RAL8000, на одну треть площади которой наносилась краска Graugrün RAL 7008. Края было приказано оставлять сглаженными. При этом на поверхности, которые перекрашивались в цвет Graugrün RAL 7008, не следовало вначале красить цветом GelbbraunRAL8000. Небольшие элементы конструкции следовало красить только одно краской. 25 марта 1942 года африканским войскам было приказано использовать цвета Braun RAL 8020 (коричневый) и Grau RAL 7027 (серый) после расходования складских запасов Gelbbraun RAL8000 и Graugrün RAL 7008. Шаблон покраски оставался тем же. Все четыре цвета были матовыми."
    sasska
  9. samoletil18 7 декабря 2013 21:56

    * В документах 107-го отдельного танкового батальона сказано, что «по состоянию на 1 апреля 1942 года эвакуировано девять трофейных танков. К боевым действиям пригоден один легкий танк, остальные требуют оснащения вооружением и оптикой». Сведения о марках трофейных машин присутствуют лишь в документе от 5 июля 1942 года. На этот момент 107 ОТБ имел в своем составе один KB, два Т-34, один БТ-7, два PzKpfw lll, один PzKpfw lV, три САУ StuG III и один PzKpfw l

    10 танков и танкетка. Батальон...
    А все-таки Победа наша была! Кто там еще хочет потолковать о тупых командирах, бездушных комиссарах и коварных особистах? То было поколение героев.
  10. mnn_13 8 декабря 2013 03:02
    Интересная статьял Здес часто читал о том как гитлеровцев пользовалис пленных Т34 но впервы раз читаю как красноармейцы пользовалис противниковых танках. Интересно мне было бы прочитат например были ли случай пользование немецких тиграх на стороне Красной армии.
    mnn_13
  11. Вожик 8 декабря 2013 10:28
    Цитата: mnn_13
    Интересно мне было бы прочитат например были ли случай пользование немецких тиграх на стороне Красной армии.

    Почитайте... - http://warfiles.ru/show-22576-trofeynye-tanki-krasnoy-armii-na-tigrah-na-berlin.
    html
  12. bublic82009 8 декабря 2013 13:56
    молодцы наши деды и прадеды!
    bublic82009
  13. Иваноff 8 декабря 2013 22:56
    Отличная статья ,благодарю
    Иваноff

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня