Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова



В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков, которые, по признанию многих экспертов, по техническому уровню значительно превосходили образцы западной техники. Этот факт позволял странам Варшавского договора и Советского Союза добиться качественного и количественного превосходства над армией НАТО в оснащении боевых частей лучшей бронетанковой техникой.


В то время основными преимуществами советских танков являлись: меньшая масса и низкий силуэт, имеющийся комплекс управляемого вооружения, меньший экипаж, наличие автомата заряжания, надежность в эксплуатации и простота в освоении. Советское лидерство в танковом оснащении отечественными образцами продержалось вплоть до 90-х годов.



В девяностые годы в зарубежные армии поступили модифицированные танки "Леопард-2А6", М1А2SEP, "Леклерк", "Челленджер-2", что привело к понижению военно-технического уровня советских танков по отношению к западным образцам.

Основными аргументами «пессимистов» стали утверждения, что отечественные танки обладают слабым бронированием и поэтому легче, имеют множество ослабленных зон в лобовой проекции, обладают худшим по сравнению с западными образцами боекомплектом, а также имеют недостаточные углы применения оружия. Кроме того, на советских танках установлены двигатели малой мощности и плохой ремонтопригодности.



Но любые доводы можно опровергнуть конкретными действиями. Так, еще в 70-е годы харьковскими военными конструкторами совместно с производственниками был создан танк — так называемый объект 476, в котором соединились защищенность и огневая мощь тяжелых танков и подвижность средних.

Объект 476 планировался как опытный образец. Он создавался на базе Т-64А и по замыслу конструкторов должен был стать базой для отработки и установки систем двигателя 6ТД.

При производстве этой модели была применена новая схема защиты — многослойное бронирование, а также установлен механизм заряжания и опробовано множество интересных конструкторских находок. Именно этот танк впоследствии стал основой создания новых модификаций танков Т-64 и Т-80.



Надо отметить, что Т-64, став на долгие годы основным боевым танком, определил развитие танкостроения на несколько десятилетий вперед. Дальнейшее развитие Т-64 позволило создать современные боевые машины Т-90, Т-72, Т-80 и "Оплот".

Но вернемся к базовой модели. Первый образец танка проекта "объект 476" появился в 1975 году. Создатели новой боевой машины смело изменили форму башни, применили метод комбинированного бронирования лобовой части (суть интересного решения в том, что в специальные полости размещается наполнитель, состоящий из залитых полиуретаном броневых пластин). В 70-е годы подобное решение было революционным в области создания бронированной техники. Не зря несколько измененный вариант башни базовой модели устанавливался впоследствии на танки Т-80У, производство которых было налажено на харьковском и ленинградском заводах. По словам харьковских специалистов, на этих танках удалось обеспечить защиту, аналогичную 600 мм обычной броневой стали. Благодаря тому, что на башне монтировался прицел-дальномер 1Г21, стало возможным осуществить установку на боевые машины комплекса управляемого вооружения "Кобра". Эти прицелы также достаточно долго устанавливались на серийные танки Т-64Б и Т-80Б и на их доработанные модели. Конструкторы устранили еще один недостаток танков семидесятых годов — на новой серии танков был установлен тысячесильный двигатель 6ТД-1. Благодаря новому двигателю сорокатонный танк был в состоянии развить по шоссе скорость до 70 км/ч.

Тактико-технические характеристики "объекта 476" имели следующие параметры: год выпуска 1979, вес — 41,5 т, экипаж 3 чел. Габаритные размеры в мм: длина 9530, ширина 3580, высота 2210. Вооружение: пушка 125 мм, пулеметы 7,62 мм и зенитный 12,7 мм. Броня — 20...600 мм. Мощность двигателя 1000 л.с. Максимальная скорость — 67 км/ч. Запас хода — 600 км.


Войсковые испытания новой базовой модели успешно прошли в различных климатических условиях. Несмотря на потяжелевшую башню, танк обладал повышенной маневренностью. По результатам испытаний новый двигатель 6ТД-1 был рекомендован для серийного производства. За счет высокой преемственности по конструктивному исполнению с предыдущим серийным двигателем 5ТДФ была обеспечена возможность использования уже хорошо отработанной технологии и имеющегося оборудования для серийного производства 6ТД-1 на харьковском заводе им. В.А. Малышева в самые сжатые сроки.

По приказу Министра обороны СССР от 21 декабря 1983 года танки Т-64А, Т-64АК (командирский), Т-64Б и Т-64Б1 с двигателем 6ТД-1 приняты на вооружение Советской Армии.

Однако танков этой базовой модели было выпущено не более 5, и на сегодняшний день ни один танк из этой серии не сохранился. Производство 6ТД-1 в серийных объемах развернули только в феврале 1986 г., в связи с тем, что он понадобился для производства новых танков Т-80У и Т-80УД.

Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

Использованы материалы:
http://www.vestnik-rm.ru/articles-opitniy-harkovskiy-tank-obekt-476.htm
http://www.morozov.com.ua/rus/body/tanks/476.php
http://btvt.narod.ru/1/tank3.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0809/T80Dz/T80Dz006.htm
Автор:
Валерий Бовал
Использованы фотографии:
ХКБ имени Морозова
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти