Military Review

Object 476: experimental tank KKB named after Morozov

15



In the seventies, more than twenty thousand modern tanks, which, according to many experts, were much superior in technical standards to Western models. This fact allowed the Warsaw Treaty countries and the Soviet Union to achieve qualitative and quantitative superiority over the NATO army in equipping the warheads with the best armored vehicles.

At that time, the main advantages of Soviet tanks were: a smaller mass and low silhouette, the existing guided weapons complex, a smaller crew, the presence of an automatic loader, reliability in operation and ease of use. The Soviet leadership in tank equipment with domestic samples lasted until the 90-s.



In the nineties, modified tanks “Leopard-2А6”, М1А2SEP, “Leclerc”, “Challenger-2” entered the foreign armies, which led to a decrease in the military-technical level of Soviet tanks in relation to Western models.

The main arguments of the "pessimists" were the assertions that domestic tanks have weak reservations and therefore are lighter, have many weakened zones in frontal projection, have worse ammunition compared to Western models, and also have insufficient application angles weapons. In addition, the Soviet tanks installed engines of low power and poor maintainability.



But any arguments can be refuted by specific actions. So, back in 70-s, the Kharkov military designers together with the production workers created a tank - the so-called 476 object, which combined the security and fire power of heavy tanks and the mobility of medium ones.

The 476 object was planned as a prototype. It was created on the basis of the T-64A and, as conceived by the designers, was to become the basis for testing and installing the 6TD engine systems.

In the production of this model, a new protection scheme was applied - multi-layered booking, as well as a loading mechanism was installed and many interesting design findings were tested. It was this tank that later became the basis for the creation of new modifications of the T-64 and T-80 tanks.



It should be noted that the T-64, having become the main battle tank for many years, determined the development of tank building for several decades to come. Further development of the T-64 allowed the creation of modern combat vehicles T-90, T-72, T-80 and Oplot.

But back to the base model. The first sample of the tank project "object 476" appeared in 1975 year. The creators of the new combat vehicle boldly changed the shape of the turret, used the method of combined armored frontal booking (the essence of the interesting decision is that a filler consisting of armor plates filled with polyurethane is placed in special cavities). In 70, this decision was revolutionary in the field of armored vehicles. Not for nothing, a somewhat modified version of the base model tower was subsequently installed on T-80U tanks, the production of which was established at Kharkov and Leningrad factories. According to Kharkov specialists, these tanks managed to provide protection similar to 600 mm of ordinary armored steel. Due to the fact that the rangefinder 1-X21 was mounted on the turret, it became possible to install the Cobra guided weapons complex on combat vehicles. These sights were also installed on the T-64B and T-80B production tanks and on their modified models for quite a long time. The designers eliminated another drawback of the seventies tanks - the new 6TD-1 engine was installed on the new series of tanks. Thanks to the new engine, the forty-ton tank was able to develop speed up to 70 km / h on the highway.

The tactical and technical characteristics of the “476 object” had the following parameters: year of manufacture 1979, weight - 41,5 t, crew of 3 people. Overall dimensions in mm: length 9530, width 3580, height 2210. Armament: 125 mm cannon, mm 7,62 machine guns and 12,7 anti-aircraft mm. Armor - 20 ... 600 mm. Engine power 1000 hp Maximum speed - 67 km / h. Power reserve - 600 km.

Military tests of the new base model were successfully passed in various climatic conditions. Despite the heavy turret, the tank had increased maneuverability. According to test results, the new 6TD-1 engine was recommended for mass production. Due to the high continuity of the design with the previous serial 5TDF engine, it was possible to use the already well-developed technology and the existing equipment for the mass production of 6ТD-1 at the Kharkiv plant. V.A. Malysheva in the shortest possible time.

By order of the Minister of Defense of the USSR from 21 December 1983, T-64А, T-64АК (commander), T-64Б and T-64БХNNUMX with 1ТD-6 engine were adopted by the Soviet Army.

However, the tanks of this basic model were released no more than 5, and today not a single tank in this series has survived. Production of 6TD-1 in serial volumes was launched only in February 1986, due to the fact that it was needed for the production of new T-80U and T-80UD tanks.

Tanks have always been the "cementing link" of the combat orders of the ground forces. Therefore, the constant work of designers and industrialists to create new powerful, well-protected and armed combat vehicles will ensure the security and independence of the state.

Materials used:
http://www.vestnik-rm.ru/articles-opitniy-harkovskiy-tank-obekt-476.htm
http://www.morozov.com.ua/rus/body/tanks/476.php
http://btvt.narod.ru/1/tank3.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0809/T80Dz/T80Dz006.htm
Author:
Photos used:
KHB named after Morozov
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Echo
    Echo 29 November 2013 08: 32
    +4
    Just an experimental T-64, one of the many attempts to bring it to mind without touching its chassis.
  2. Tankomaster
    Tankomaster 29 November 2013 11: 51
    +9
    1. "KhKB named after Morozov" is actually the organization of the KhKBM named after Morozov, and stands for "Kharkiv Design Bureau for Mechanical Engineering named after A.A. Morozov"
    2. "In the seventies, more than twenty thousand modern tanks entered the Soviet troops annually" - this means that over the 70 years they produced 200000 tanks, but Mr. Boval is a science fiction writer .... in ten years, it was possible to produce 20000.
    But in general, the article is not about anything, a rough redirection from other sites.
    1. Evgan
      Evgan 29 November 2013 12: 55
      0
      I also read it, I didn’t want to read further.
    2. Vadivak
      Vadivak 29 November 2013 13: 54
      +2
      Quote: Tankomaster
      In the seventies, more than twenty thousand modern tanks entered the Soviet troops annually "


      Yeah, it doesn’t work.

      The Warsaw Pact tank fleet consisted of 53 Soviet tanks and another 000-12000 East European tanks.

      Moreover, the machines of the first generation - T-54A and T-55 - accounted for 38% of the fleet of the Soviet Army and 85% of the fleet of the Union armies, and you can not name them modern.

      1. The GSVG had 5700 tanks, another 2000 vehicles were in the first echelon of the reserve.
      2. Czechoslovakia had 2650 tanks.
      3. Voisko Polish totaled 3100 tanks.
      4. The Hungarian army had 1300 tanks.
      5. Romanian army 1300 tanks.
      6. Bulgaria - 1900
      7.
      1. Luger
        Luger 29 November 2013 14: 07
        0
        Now, my jaw dropped too belay when I thought about where 200 thousand tanks made during the 70s were buried, although maybe they didn’t bury them and they drove them to Ukraine? That Ukraine is still selling tanks for 20 years. wink
    3. Cherdak
      Cherdak 29 November 2013 18: 25
      0
      Quote: Tankomaster
      But in general, the article is not about anything



      That's right. Valery Boval was a good writer, but it would be better to go into the genre of science fiction.
  3. washi
    washi 29 November 2013 12: 31
    +2
    Our tanks have always been better adapted for the Real War, despite the "lag" in some parameters.
    There are two schools of tank building this is Our German. The rest either copy, or try to develop means of counteraction
  4. sapran
    sapran 29 November 2013 13: 17
    0
    Somehow, everything is very crumpled and slightly turned upside down, and most importantly, a bit out of tune in which the car was conceived ...
  5. Aleks tv
    Aleks tv 29 November 2013 13: 37
    +2
    The 476 object was a continuation of the 430, 432, 434 series.
    It was experimental, it worked out new components and mechanisms, which, in the future, found their application about the construction of the T-80UD.

    Yes, interesting material and quite rare.
    Thanks to the author.

    As for the 20.000 annual supply ... to put it mildly not quite right.
    From 1945 to 1985, 100.000 tanks were built all over the world, including 60.000 in the USSR.
    That's something like this, if memory does not fail.
  6. DZ_98_B
    DZ_98_B 29 November 2013 17: 29
    0
    A very beautiful tank !!!! ..... So what ????? With what fright T72 .. T80 descendants of this tank. Well, in principle, "object 476" is a further modernization of the MS-1 tank. Well, Kharkov two-stroke engines ..... As a matter of fact, like so many two-stroke engines. These are .... very bad engines ... There is one advantage, the working stroke is carried out in one revolution of the crankshaft. and 4 strokes in 2 revolutions, well, it seems the power will be 2 times higher ... But alas ,,. For small 2 strokes, benefit, lack of a lubrication system, lubrication in fuel, the only plus. And then solid cons.
    1. Nord007hold
      Nord007hold 30 November 2013 01: 16
      0
      Quote: DZ_98_B
      For small 2 cycles, benefits, lack of lubrication system, lubrication in fuel

      as well as a large specific power per unit mass, less weight, higher compactness (in vertical projection), the ability to work in a wide temperature range;

      Cons - a relatively high wear rate of some parts and the general technological complexity in production, which is leveled when setting up the technology.
  7. mvg
    mvg 29 November 2013 20: 00
    0
    then about 90, when the Leclerc really appeared, but not m1a2sep and 2a6 - this is already 2000, and then it carries about 73g and 79g about 476, and 86g is the t-64. where does the author buy weed? he has a poor supplier, an urgent need to change !!!
  8. mvg
    mvg 29 November 2013 20: 00
    0
    then about 90, when the Leclerc really appeared, but not m1a2sep and 2a6 - this is already 2000, and then it carries about 73g and 79g about 476, and 86g is the t-64. where does the author buy weed? he has a poor supplier, an urgent need to change !!!
  9. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 29 November 2013 21: 26
    +2
    The great country of the USSR ...
  10. alert_timka
    alert_timka 29 November 2013 23: 24
    0
    I still did not understand why the USSR needed several different and at the same time identical MBTs. We always approached the matter rationally and then it started ...
  11. understudy
    understudy 30 November 2013 00: 01
    0
    In the seventies in the Soviet troops annually received more than twenty thousand modern tanks

    Come on, remove the word "annually" and the phrase takes on a completely reliable meaning. repeat
  12. understudy
    understudy 30 November 2013 00: 01
    0
    In the seventies in the Soviet troops annually received more than twenty thousand modern tanks

    Come on, remove the word "annually" and the phrase takes on a completely reliable meaning. repeat
  13. samoletil18
    samoletil18 30 November 2013 22: 16
    0
    Tanks have always been the "cementing link" of the combat orders of the ground forces. Therefore, the constant work of designers and industrialists to create new powerful, well-protected and armed combat vehicles will ensure the security and independence of the state.

    Here! Hurry to see "Armata" alive.
  14. samoletil18
    samoletil18 30 November 2013 22: 16
    -1
    Tanks have always been the "cementing link" of the combat orders of the ground forces. Therefore, the constant work of designers and industrialists to create new powerful, well-protected and armed combat vehicles will ensure the security and independence of the state.

    Here! Hurry to see "Armata" alive.

Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова

Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова


В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков, которые, по признанию многих экспертов, по техническому уровню значительно превосходили образцы западной техники. Этот факт позволял странам Варшавского договора и Советского Союза добиться качественного и количественного превосходства над армией НАТО в оснащении боевых частей лучшей бронетанковой техникой.

В то время основными преимуществами советских танков являлись: меньшая масса и низкий силуэт, имеющийся комплекс управляемого вооружения, меньший экипаж, наличие автомата заряжания, надежность в эксплуатации и простота в освоении. Советское лидерство в танковом оснащении отечественными образцами продержалось вплоть до 90-х годов.


Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова


В девяностые годы в зарубежные армии поступили модифицированные танки "Леопард-2А6", М1А2SEP, "Леклерк", "Челленджер-2", что привело к понижению военно-технического уровня советских танков по отношению к западным образцам.

Основными аргументами «пессимистов» стали утверждения, что отечественные танки обладают слабым бронированием и поэтому легче, имеют множество ослабленных зон в лобовой проекции, обладают худшим по сравнению с западными образцами боекомплектом, а также имеют недостаточные углы применения оружия. Кроме того, на советских танках установлены двигатели малой мощности и плохой ремонтопригодности.

Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова


Но любые доводы можно опровергнуть конкретными действиями. Так, еще в 70-е годы харьковскими военными конструкторами совместно с производственниками был создан танк — так называемый объект 476, в котором соединились защищенность и огневая мощь тяжелых танков и подвижность средних.

Объект 476 планировался как опытный образец. Он создавался на базе Т-64А и по замыслу конструкторов должен был стать базой для отработки и установки систем двигателя 6ТД.

При производстве этой модели была применена новая схема защиты — многослойное бронирование, а также установлен механизм заряжания и опробовано множество интересных конструкторских находок. Именно этот танк впоследствии стал основой создания новых модификаций танков Т-64 и Т-80.

Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова


Надо отметить, что Т-64, став на долгие годы основным боевым танком, определил развитие танкостроения на несколько десятилетий вперед. Дальнейшее развитие Т-64 позволило создать современные боевые машины Т-90, Т-72, Т-80 и "Оплот".

Но вернемся к базовой модели. Первый образец танка проекта "объект 476" появился в 1975 году. Создатели новой боевой машины смело изменили форму башни, применили метод комбинированного бронирования лобовой части (суть интересного решения в том, что в специальные полости размещается наполнитель, состоящий из залитых полиуретаном броневых пластин). В 70-е годы подобное решение было революционным в области создания бронированной техники. Не зря несколько измененный вариант башни базовой модели устанавливался впоследствии на танки Т-80У, производство которых было налажено на харьковском и ленинградском заводах. По словам харьковских специалистов, на этих танках удалось обеспечить защиту, аналогичную 600 мм обычной броневой стали. Благодаря тому, что на башне монтировался прицел-дальномер 1Г21, стало возможным осуществить установку на боевые машины комплекса управляемого вооружения "Кобра". Эти прицелы также достаточно долго устанавливались на серийные танки Т-64Б и Т-80Б и на их доработанные модели. Конструкторы устранили еще один недостаток танков семидесятых годов — на новой серии танков был установлен тысячесильный двигатель 6ТД-1. Благодаря новому двигателю сорокатонный танк был в состоянии развить по шоссе скорость до 70 км/ч.

Тактико-технические характеристики "объекта 476" имели следующие параметры: год выпуска 1979, вес — 41,5 т, экипаж 3 чел. Габаритные размеры в мм: длина 9530, ширина 3580, высота 2210. Вооружение: пушка 125 мм, пулеметы 7,62 мм и зенитный 12,7 мм. Броня — 20...600 мм. Мощность двигателя 1000 л.с. Максимальная скорость — 67 км/ч. Запас хода — 600 км.

Войсковые испытания новой базовой модели успешно прошли в различных климатических условиях. Несмотря на потяжелевшую башню, танк обладал повышенной маневренностью. По результатам испытаний новый двигатель 6ТД-1 был рекомендован для серийного производства. За счет высокой преемственности по конструктивному исполнению с предыдущим серийным двигателем 5ТДФ была обеспечена возможность использования уже хорошо отработанной технологии и имеющегося оборудования для серийного производства 6ТД-1 на харьковском заводе им. В.А. Малышева в самые сжатые сроки.

По приказу Министра обороны СССР от 21 декабря 1983 года танки Т-64А, Т-64АК (командирский), Т-64Б и Т-64Б1 с двигателем 6ТД-1 приняты на вооружение Советской Армии.

Однако танков этой базовой модели было выпущено не более 5, и на сегодняшний день ни один танк из этой серии не сохранился. Производство 6ТД-1 в серийных объемах развернули только в феврале 1986 г., в связи с тем, что он понадобился для производства новых танков Т-80У и Т-80УД.

Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

Использованы материалы:
http://www.vestnik-rm.ru/articles-opitniy-harkovskiy-tank-obekt-476.htm
http://www.morozov.com.ua/rus/body/tanks/476.php
http://btvt.narod.ru/1/tank3.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0809/T80Dz/T80Dz006.htm
Автор: Валерий Бовал

Использованы фотографии: ХКБ имени Морозова

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Echo 29 ноября 2013 08:32
    Просто экспериментальный Т-64, одна из многочисленных попыток довести его до ума, не трогая его ходовую.
  2. Tankomaster 29 ноября 2013 11:51
    1."ХКБ имени Морозова" вообще то это организация ХКБМ имени Морозова, а расшифровывается, как "Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова"
    2. "В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков" - это значит, что за 70 годы произвели 200000 танков, да господин Бовал фантаст.... за десять лет да возможно было произвести 20000.
    А в общем статья не о чем, грубый передир с других сайтов.
    1. EvgAn 29 ноября 2013 12:55
      Тоже прочел, дальше читать перехотелось.
      EvgAn
    2. Vadivak 29 ноября 2013 13:54
      Цитата: Tankomaster
      В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков"


      Даа, не получается.

      Танковый парк Варшавского договора насчитывал 53 000 советских танков и еще около 12000-15000 восточноевропейских танков.

      Причем машины первого поколения - Т-54А и Т-55 - составляли 38% парка Советской Армии и 85% парка союзных армий, а их современными никак не назовешь.

      1. ГСВГ располагала 5700 танками, еще 2000 машин находилось в первом эшелоне резерва.
      2. ЧССР располагала 2650 танками.
      3.Войско Польское насчитывало 3100 танков.
      4. Венгерская армия располагала 1300 танками.
      5. Румынская армия 1300 танков.
      6. Болгария - 1900
      7.
      1. Luger 29 ноября 2013 14:07
        Вот вот, у меня тоже челюсть отпала belay , когда я подумал куда 200 тысяч танков сделанные за 70-е годы закопали, хотя может не закопали а в Украину перегнали? То то Украина до сих пор торгует танками вот уже 20-лет. wink
        Luger
    3. Cherdak 29 ноября 2013 18:25
      Цитата: Tankomaster
      А в общем статья не о чем



      Совершенно верно. Валерий Бовал неплохой писатель, но лучше бы перешел в жанр научной фантастики.
  3. вася 29 ноября 2013 12:31
    Наши танки Всегда были лучше приспособлены для Реальной войны, несмотря на "отставание" по отдельным параметрам.
    Есть Две школы танкостроения это Наша немецкая. Остальные или копируют, или пытаются выработать средства противодействия
  4. sapran 29 ноября 2013 13:17
    Как то все очень скомкано и слегка перевернуто, а самое главное чуток не втом русле по которому задумывалась машина...
    sapran
  5. Aleks тв 29 ноября 2013 13:37
    Объект 476 был продолжением серии 430, 432, 434.
    Он являлся экспериментальным, на нем отрабатывались новые узлы и механизмы, которые, в дальнейшем, нашли свое применение про постройке Т-80УД.

    Да, интересный материал и достаточно редкий.
    Спасибо Автору.

    Насчет 20.000 ежегодный поставок... мягко говоря не совсем верно.
    С 1945 по 1985 во всем мире было построено 100.000 танков, из них 60.000 в СССР.
    Вот как то так, если память не подводит.
  6. DZ_98_B 29 ноября 2013 17:29
    Весьма красивый танк!!!!..... И что????? С какого перепуга Т72 ..Т80 потомки этого танка. Ну в принципе" обьект 476" это дальнейшая модернизация танка мс-1. Ну а харьковские двухтактники..... Собственно говоря как очень многие двухтактные двигатели. Это .... очень плохие двигатели...Превосходство одно, рабочий ход осуществляется за один оборот коленвала. а 4 тактного за 2 оборота, ну вроде мощность будет в 2 раза выше...... Но увы,,. Для маленьких 2-х тактников, выгода, отсутсвие системы смазки , смазка в топливе , единственный плюс. А потом сплошные минусы.
    DZ_98_B
    1. Nord007hold 30 ноября 2013 01:16
      Цитата: DZ_98_B
      Для маленьких 2-х тактников, выгода, отсутсвие системы смазки , смазка в топливе

      а также большая удельная мощность на единицу массы, меньший вес, более высокая компактность (в вертикальной проекции), возможность работы в широком температурном диапазоне;

      Минусы - относительно высокая скорость износа некоторых деталей и общая технологическая сложность в производстве, которая нивелируется при наладке технологии.
      Nord007hold
  7. mvg 29 ноября 2013 20:00
    то про 90гг, когда действительно появился леклерк, но не м1а2sep и 2а6 - это уже 2000гг, а потом несет про 73г и 79г про 476, и 86г это т-64. где автор покупает травку? у него плохой поставщик, надо срочно менять!!!
    mvg
  8. mvg 29 ноября 2013 20:00
    то про 90гг, когда действительно появился леклерк, но не м1а2sep и 2а6 - это уже 2000гг, а потом несет про 73г и 79г про 476, и 86г это т-64. где автор покупает травку? у него плохой поставщик, надо срочно менять!!!
    mvg
  9. Робертъ Невский 29 ноября 2013 21:26
    Великая страна СССР ...
  10. alert_timka 29 ноября 2013 23:24
    Я так и не понял зачем СССР нужны были несколько разных и в тоже время одинаковых ОБТ. Всегда подходили к делу рационально а тут понеслась...
  11. Дублер 30 ноября 2013 00:01
    В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков

    Да ладно вам, уберите слово "ежегодно" и фраза обретает вполне достоверный смысл. feel
  12. Дублер 30 ноября 2013 00:01
    В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков

    Да ладно вам, уберите слово "ежегодно" и фраза обретает вполне достоверный смысл. feel
  13. samoletil18 30 ноября 2013 22:16
    Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

    Вот! Скорей бы "Армату" живьем увидать.
  14. samoletil18 30 ноября 2013 22:16
    Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

    Вот! Скорей бы "Армату" живьем увидать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня