Объект 476: опытный танк ХКБ имени Морозова

15


В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков, которые, по признанию многих экспертов, по техническому уровню значительно превосходили образцы западной техники. Этот факт позволял странам Варшавского договора и Советского Союза добиться качественного и количественного превосходства над армией НАТО в оснащении боевых частей лучшей бронетанковой техникой.

В то время основными преимуществами советских танков являлись: меньшая масса и низкий силуэт, имеющийся комплекс управляемого вооружения, меньший экипаж, наличие автомата заряжания, надежность в эксплуатации и простота в освоении. Советское лидерство в танковом оснащении отечественными образцами продержалось вплоть до 90-х годов.



В девяностые годы в зарубежные армии поступили модифицированные танки "Леопард-2А6", М1А2SEP, "Леклерк", "Челленджер-2", что привело к понижению военно-технического уровня советских танков по отношению к западным образцам.

Основными аргументами «пессимистов» стали утверждения, что отечественные танки обладают слабым бронированием и поэтому легче, имеют множество ослабленных зон в лобовой проекции, обладают худшим по сравнению с западными образцами боекомплектом, а также имеют недостаточные углы применения оружия. Кроме того, на советских танках установлены двигатели малой мощности и плохой ремонтопригодности.



Но любые доводы можно опровергнуть конкретными действиями. Так, еще в 70-е годы харьковскими военными конструкторами совместно с производственниками был создан танк — так называемый объект 476, в котором соединились защищенность и огневая мощь тяжелых танков и подвижность средних.

Объект 476 планировался как опытный образец. Он создавался на базе Т-64А и по замыслу конструкторов должен был стать базой для отработки и установки систем двигателя 6ТД.

При производстве этой модели была применена новая схема защиты — многослойное бронирование, а также установлен механизм заряжания и опробовано множество интересных конструкторских находок. Именно этот танк впоследствии стал основой создания новых модификаций танков Т-64 и Т-80.



Надо отметить, что Т-64, став на долгие годы основным боевым танком, определил развитие танкостроения на несколько десятилетий вперед. Дальнейшее развитие Т-64 позволило создать современные боевые машины Т-90, Т-72, Т-80 и "Оплот".

Но вернемся к базовой модели. Первый образец танка проекта "объект 476" появился в 1975 году. Создатели новой боевой машины смело изменили форму башни, применили метод комбинированного бронирования лобовой части (суть интересного решения в том, что в специальные полости размещается наполнитель, состоящий из залитых полиуретаном броневых пластин). В 70-е годы подобное решение было революционным в области создания бронированной техники. Не зря несколько измененный вариант башни базовой модели устанавливался впоследствии на танки Т-80У, производство которых было налажено на харьковском и ленинградском заводах. По словам харьковских специалистов, на этих танках удалось обеспечить защиту, аналогичную 600 мм обычной броневой стали. Благодаря тому, что на башне монтировался прицел-дальномер 1Г21, стало возможным осуществить установку на боевые машины комплекса управляемого вооружения "Кобра". Эти прицелы также достаточно долго устанавливались на серийные танки Т-64Б и Т-80Б и на их доработанные модели. Конструкторы устранили еще один недостаток танков семидесятых годов — на новой серии танков был установлен тысячесильный двигатель 6ТД-1. Благодаря новому двигателю сорокатонный танк был в состоянии развить по шоссе скорость до 70 км/ч.

Тактико-технические характеристики "объекта 476" имели следующие параметры: год выпуска 1979, вес — 41,5 т, экипаж 3 чел. Габаритные размеры в мм: длина 9530, ширина 3580, высота 2210. Вооружение: пушка 125 мм, пулеметы 7,62 мм и зенитный 12,7 мм. Броня — 20...600 мм. Мощность двигателя 1000 л.с. Максимальная скорость — 67 км/ч. Запас хода — 600 км.

Войсковые испытания новой базовой модели успешно прошли в различных климатических условиях. Несмотря на потяжелевшую башню, танк обладал повышенной маневренностью. По результатам испытаний новый двигатель 6ТД-1 был рекомендован для серийного производства. За счет высокой преемственности по конструктивному исполнению с предыдущим серийным двигателем 5ТДФ была обеспечена возможность использования уже хорошо отработанной технологии и имеющегося оборудования для серийного производства 6ТД-1 на харьковском заводе им. В.А. Малышева в самые сжатые сроки.

По приказу Министра обороны СССР от 21 декабря 1983 года танки Т-64А, Т-64АК (командирский), Т-64Б и Т-64Б1 с двигателем 6ТД-1 приняты на вооружение Советской Армии.

Однако танков этой базовой модели было выпущено не более 5, и на сегодняшний день ни один танк из этой серии не сохранился. Производство 6ТД-1 в серийных объемах развернули только в феврале 1986 г., в связи с тем, что он понадобился для производства новых танков Т-80У и Т-80УД.

Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

Использованы материалы:
http://www.vestnik-rm.ru/articles-opitniy-harkovskiy-tank-obekt-476.htm
http://www.morozov.com.ua/rus/body/tanks/476.php
http://btvt.narod.ru/1/tank3.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0809/T80Dz/T80Dz006.htm
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    29 ноября 2013 08:32
    Просто экспериментальный Т-64, одна из многочисленных попыток довести его до ума, не трогая его ходовую.
  2. +9
    29 ноября 2013 11:51
    1."ХКБ имени Морозова" вообще то это организация ХКБМ имени Морозова, а расшифровывается, как "Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова"
    2. "В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков" - это значит, что за 70 годы произвели 200000 танков, да господин Бовал фантаст.... за десять лет да возможно было произвести 20000.
    А в общем статья не о чем, грубый передир с других сайтов.
    1. EvgAn
      0
      29 ноября 2013 12:55
      Тоже прочел, дальше читать перехотелось.
    2. +2
      29 ноября 2013 13:54
      Цитата: Tankomaster
      В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков"


      Даа, не получается.

      Танковый парк Варшавского договора насчитывал 53 000 советских танков и еще около 12000-15000 восточноевропейских танков.

      Причем машины первого поколения - Т-54А и Т-55 - составляли 38% парка Советской Армии и 85% парка союзных армий, а их современными никак не назовешь.

      1. ГСВГ располагала 5700 танками, еще 2000 машин находилось в первом эшелоне резерва.
      2. ЧССР располагала 2650 танками.
      3.Войско Польское насчитывало 3100 танков.
      4. Венгерская армия располагала 1300 танками.
      5. Румынская армия 1300 танков.
      6. Болгария - 1900
      7.
      1. Luger
        0
        29 ноября 2013 14:07
        Вот вот, у меня тоже челюсть отпала belay , когда я подумал куда 200 тысяч танков сделанные за 70-е годы закопали, хотя может не закопали а в Украину перегнали? То то Украина до сих пор торгует танками вот уже 20-лет. wink
    3. 0
      29 ноября 2013 18:25
      Цитата: Tankomaster
      А в общем статья не о чем



      Совершенно верно. Валерий Бовал неплохой писатель, но лучше бы перешел в жанр научной фантастики.
  3. +2
    29 ноября 2013 12:31
    Наши танки Всегда были лучше приспособлены для Реальной войны, несмотря на "отставание" по отдельным параметрам.
    Есть Две школы танкостроения это Наша немецкая. Остальные или копируют, или пытаются выработать средства противодействия
  4. sapran
    0
    29 ноября 2013 13:17
    Как то все очень скомкано и слегка перевернуто, а самое главное чуток не втом русле по которому задумывалась машина...
  5. +2
    29 ноября 2013 13:37
    Объект 476 был продолжением серии 430, 432, 434.
    Он являлся экспериментальным, на нем отрабатывались новые узлы и механизмы, которые, в дальнейшем, нашли свое применение про постройке Т-80УД.

    Да, интересный материал и достаточно редкий.
    Спасибо Автору.

    Насчет 20.000 ежегодный поставок... мягко говоря не совсем верно.
    С 1945 по 1985 во всем мире было построено 100.000 танков, из них 60.000 в СССР.
    Вот как то так, если память не подводит.
  6. DZ_98_B
    0
    29 ноября 2013 17:29
    Весьма красивый танк!!!!..... И что????? С какого перепуга Т72 ..Т80 потомки этого танка. Ну в принципе" обьект 476" это дальнейшая модернизация танка мс-1. Ну а харьковские двухтактники..... Собственно говоря как очень многие двухтактные двигатели. Это .... очень плохие двигатели...Превосходство одно, рабочий ход осуществляется за один оборот коленвала. а 4 тактного за 2 оборота, ну вроде мощность будет в 2 раза выше...... Но увы,,. Для маленьких 2-х тактников, выгода, отсутсвие системы смазки , смазка в топливе , единственный плюс. А потом сплошные минусы.
    1. Nord007hold
      0
      30 ноября 2013 01:16
      Цитата: DZ_98_B
      Для маленьких 2-х тактников, выгода, отсутсвие системы смазки , смазка в топливе

      а также большая удельная мощность на единицу массы, меньший вес, более высокая компактность (в вертикальной проекции), возможность работы в широком температурном диапазоне;

      Минусы - относительно высокая скорость износа некоторых деталей и общая технологическая сложность в производстве, которая нивелируется при наладке технологии.
  7. mvg
    0
    29 ноября 2013 20:00
    то про 90гг, когда действительно появился леклерк, но не м1а2sep и 2а6 - это уже 2000гг, а потом несет про 73г и 79г про 476, и 86г это т-64. где автор покупает травку? у него плохой поставщик, надо срочно менять!!!
  8. mvg
    0
    29 ноября 2013 20:00
    то про 90гг, когда действительно появился леклерк, но не м1а2sep и 2а6 - это уже 2000гг, а потом несет про 73г и 79г про 476, и 86г это т-64. где автор покупает травку? у него плохой поставщик, надо срочно менять!!!
  9. +2
    29 ноября 2013 21:26
    Великая страна СССР ...
  10. 0
    29 ноября 2013 23:24
    Я так и не понял зачем СССР нужны были несколько разных и в тоже время одинаковых ОБТ. Всегда подходили к делу рационально а тут понеслась...
  11. 0
    30 ноября 2013 00:01
    В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков

    Да ладно вам, уберите слово "ежегодно" и фраза обретает вполне достоверный смысл. feel
  12. 0
    30 ноября 2013 00:01
    В семидесятые годы в советские войска ежегодно поступало более двадцати тысяч современных танков

    Да ладно вам, уберите слово "ежегодно" и фраза обретает вполне достоверный смысл. feel
  13. 0
    30 ноября 2013 22:16
    Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

    Вот! Скорей бы "Армату" живьем увидать.
  14. -1
    30 ноября 2013 22:16
    Танки всегда являлись "цементирующим звеном" боевых порядков сухопутных войск. Поэтому постоянная работа конструкторов и промышленников по созданию новых мощных, хорошо защищенных и вооруженных боевых машин позволит обеспечить безопасность и независимость государства.

    Вот! Скорей бы "Армату" живьем увидать.