США в ожидании разведывательно-ударных БЛА морского базирования

25
США в ожидании разведывательно-ударных БЛА морского базирования

Командование ВМС США в августе 2013 года в рамках реализации программы UCLASS выдало американской промышленности первые контракты, которые предполагают выполнение работ по эскизному проектированию перспективных разведывательно-ударных БЛА, базирующихся на кораблях флота. По замыслу американских военных, авиационные комплексы с данными беспилотниками в состоянии радикальным образом повысить боевой потенциал авианосных сил флота. Фактически можно уже сейчас говорить о том, что появляются все предпосылки для настоящей «революции в военном деле», которая произойдет уже в обозримом будущем.

Еще со времен Второй мировой войны, когда победа американских войск на Тихом океане во многом была обусловлена успешными действиями американских авианосных соединений, авианосцы остаются очень важной составной частью доктрины ВМС США. Современные авианосцы — это та самая «длинная рука», которая, фактически имея статус экстерриториальности, в состоянии обеспечить США возможность стратегического проецирования силы как для командования флота, так и для военно-политического руководства страны в целом.



На данный момент времени в Вашингтоне абсолютно уверены в том, что амфибийные и авиационные группы постоянной боевой готовности, которые используют Мировой океан для своего базирования, а также средства доступа в необходимые, пусть даже самые отдаленные уголки нашей планеты, позволяют КМП и ВМС США справляться со всеми возложенными на них функциями по обеспечению защиты национальных интересов государства. С этим утверждением можно лишь согласиться: расположенные в международных водах американские авианосцы с самолетами на борту не требуют получения от других стран разрешения на базирование, а также совершение пролетов или промежуточных посадок летательных аппаратов.


Но время неумолимо, оно не стоит на месте — периодически в военно-технической и военно-политических сферах происходят перемены, которые заставляют военных ведущих мировых государств пересматривать, в некоторых случаях радикально, роль тех или иных образцов вооружений в войнах будущего и обеспечении национальной безопасности. В последние несколько лет американские военно-морские эксперты и стратеги достаточно активно занимаются пересмотром статуса национальных ВМС и авианосных соединений, предлагая значительно расширить круг решаемых ими задач, а также добиться повышения боевого потенциала подразделений.

В очередном 4-летнем обзоре по оборонной политике, который был подготовлен американским оборонным ведомством еще в 2006 году, были достаточно четко определены главные задачи, которые вооруженные силы США должны будут решать в XXI веке. Среди них: всесторонняя защита страны; уничтожение террористических сетей и борьба с радикальными экстремистами; борьба с распространением ОМП, а также создание и реализация на практике мер на случай появления силы или сил, которые в состоянии будут составить конкуренцию США в военной сфере деятельности.

Эффективно решать задачи в рамках данной стратегии планировалось в том числе и с помощью создания «единых авиационных платформ», которые обладали бы увеличенной дальностью действия, а также повышенной способностью ведения длительных боевых действий, обладающих лучшей скрытностью и увеличенными возможностями по использованию в составе «единой многомерной сетевой структуры». Среди этих авиационных платформ особое место должны будут занять ББЛА — боевые беспилотные летательные аппараты.

Подчиняясь данной концепции на практике, командование военно-морских сил США приступило к реализации довольно амбициозной программы, которая получила обозначение UCLASS — Unmanned Carrier-Launched Surveillance and Strike. Данная программа предусматривает разработку высокотехнологичных разведывательно-ударных беспилотных авиационных систем (БАС) с базированием на авианосцах. В высших военно-политических кругах США считают, что реализация данной программы в состоянии обеспечить командный состав соединений ВМС и авианосных групп возможностью в круглосуточном режиме получать всеобъемлющую актуальную разведывательную информацию при одновременном наличии возможности оперативно наносить ракетно-бомбовые удары по приоритетным, наиболее опасным на данный момент, целям.

В рамках реализации этой программы в августе 2013 года с рядом американских компаний были заключены контракты стоимостью по 15 млн. долларов каждый. При этом денежные средства Пентагон выделил всем 4-м компаниям, которые изъявили свое желание участвовать в программе и откликнулись на запрос о предоставлении информации по программе разработки перспективных разведывательно-ударных БАС морского базирования. Свои варианты беспилотника готовы предоставить компании «Нортроп Грумман» (на базе своего демонстратора Х-47В), «Боинг» (на базе демонстратора «Призрачный скат»), «Локхид Мартин» (со своим перспективным БЛА «Морской призрак») и «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» (предлагает военным корабельный БЛА «Морской мститель»).

Решение выдать контракты сразу 4-м компаниям-участницам выглядит как минимум неожиданно. В первую очередь по той простой причине, что все эти программы находятся на разной стадии технической готовности и проработки. А во-вторых, данные проекты БЛА корабельного базирования различаются и по схеме исполнения — 3 компании предлагают на суд военных БЛА, которые представляют собой реализацию схемы «летающее крыло», а один БЛА выполнен по традиционной на данный момент схеме — стреловидное крыло в сочетании с хвостовым V-образным двухкилевым оперением. Таким образом, заказчику предлагается выбор не только между схожими проектами беспилотников от разных компаний, но и между двумя совершенно разными подходами к их созданию.


После того, как военные закончат изучение подготовленных компаниями эскизных проектов, они выдадут претендентам запрос на предоставление информации 2-го этапа работ — предоставление демонстрационного образца для проверки его работоспособности (этап разработки технологий). Второй этап работ запланирован на 1-й квартал 2014 календарного года. После того как военные закончат изучение результатов работ по обоим этапам программы, до конца 2014 года будет определен генподрядчик по проекту. Постройки первого БЛА можно ожидать уже в 2016 году. Одновременно с созданием непосредственно беспилотника начнутся работы по созданию отдельных систем управления и базирования новых летательных аппаратов на авианосцах. Всего, согласно опубликованным документам, Пентагон готов выделить на реализацию программы UCLASS 3,7 млрд. долларов.

По расчетам американских специалистов ВМС США, с момента начала работ по созданию перспективного БЛА корабельного базирования до момента достижения состояния оперативной готовности пройдет 3-6 лет. Первый полет машины должен будет состояться в 2016-2017 финансовом году, а программа летных испытаний на борту авианосца — в конце 2019 финансового года. Рассмотрим все четыре проекта перспективных американских БЛА корабельного базирования более подробно.

Х-47В Pegasus — Northrop Grumman (Пегас)

4 февраля 2011 года беспилотник X-47B совершил своей первый полет, аппарат провел в воздухе 29 минут, все его системы отработали в штатном режиме. 14 мая 2013 года аппарат успешно взлетел с борта авианосца «Джордж Буш». Аппарат проектировался с использованием технологий малозаметности в радиолокационном спектре, выполнен по схеме «бесхвостка». На беспилотнике установлен реактивный двигатель Pratt & Whitney F100-220U, который не имеет форсажной камеры, двигатель в состоянии развивать тягу в 79,1 кН. Предполагается, что данный аппарат будет оснащен системой дозаправки в воздухе, а также средствами РЭБ, комплектом разведывательной аппаратуры, корректируемыми бомбами и управляемыми ракетами.


Ожидается, что на данный БЛА в будущем можно будет установить и перспективные ударные системы, к примеру, микроволновое оружие или лазерные установки. Планируется, что корабельный беспилотник будет в состоянии выполнять различные боевые задачи непрерывно в течение 2-4 суток, поднимаясь на высоту до 12,2 тыс. метров. Любопытным представляет тот факт, что «Пегас», размеры которого сопоставимы с размерами истребителя, возможно, будет применяться военными и в роли летающего танкера для осуществления дозаправки в воздухе истребителей ВВС или ВМС США, а также беспилотников, оснащенных заправочной системой.

БЛА Х-47В обладает вытянутым вперед, пятиугольным фюзеляжем и стреловидным крылом размахом 18,93 м. Длина аппарата составит 11,64 м, ширина со сложенным крылом — 9,42 м, высота со сложенным крылом — 5,27 м, в нормально положении — 3,17 м. На нем используется следующая силовая установка — ТРДД Pratt & Whitney F100-PW-220U, которая позволяет аппарату развивать крейсерскую скорость на уровне М=0,9. На одной заправке беспилотник сможет пролете примерно 3889 км., а максимальная продолжительность полета на одной заправка равняется 6 часам. Практический потолок аппарата — 12 190 м. Максимальная взлетная масса — 20 215 кг. В двух отсеках, которые можно будет использовать для размещения различной боевой нагрузки, можно будет разместить вооружение массой до 2 тонн.


Phantom Ray — Boeing (Призрачный скат)

Впервые широкой публики БЛА — демонстратор технологий Phantom Ray — был показан 10 мая 2010 года, подробнее с его характеристиками заинтересованные лица смогли познакомиться на авиасалоне Фарнборо летом того же года. 18 ноября 2010 года беспилотник приступил к проведению первых пробежек по летному полю, в это время его бортовая система самостоятельно связывалась с наземным КП, откуда получала все необходимые команды и данные, после чего Phantom Ray самостоятельно на малой скорости перемещался по ВПП. Первый самостоятельный полет машины состоялся 27 апреля 2011 года.

Phantom Ray является преемником предыдущей программы корабельного БЛА X-45A. Он также выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет реактивный двигатель. Летательный аппарат построен с использованием технологий малозаметности и предназначен для решения довольно широкого круга задач — наблюдения и рекогносцировки, разведки, бомбардировки, подавления систем ПВО противника, РЭБ. Сообщается, что беспилотник будет оснащен системой дозаправки в воздухе.


Беспилотник Phantom Ray, размах крыльев которого составит 15,2 м., сможет летать со скоростью около 980 км/ч, совершая полеты на расстояние до 2500 км. Так как аппарат создается с использованием технологий малозаметности, он получил внутренние отсеки для размещения разнообразного вооружения, стоит отметить, что его точная номенклатура пока неизвестна. Масса боевой нагрузки должна составить до 2-х тонн. По заверениям представителей компании Boeing, аппарат сможет находиться в воздухе в течение 16-18 часов.

БЛА «Призрачный скат» обладает на данный момент следующими летно-техническими характеристиками: размах крыла — 15,2 м, длина — 10,9 м, максимальная взлетная масса — 16 556 кг, масса полезной нагрузки — 2 000 кг. Установленный на нем ТРДД F404-GE-102D производства компании «Дженерал Электрик» позволит поддерживать крейсерскую скорость на уровне 980 км/ч, а также дальность полета до 2400 км. Практический потолок беспилотника составит 12 200 м. В 2-х внутренних отсеках вооружения смогут разместиться до 2-х управляемых авиабомб JDAM калибром 900 кг или набор различного специального или разведывательного оборудования, включая комбинированную оптико-электронную/тепловизионную систему наблюдения или РЛС с синтезированной апертурой луча.

Sea Ghost — Lockheed Martin (Морской призрак)

В качестве альтернативы двум предыдущим моделям компания Lockheed Martin продвигает свой БЛА «Морской призрак», который создается на основе наработок, полученных компанией при создании истребителя корабельного базирования F-35C и малозаметного разведывательного беспилотника RQ-170 «Сентинел». Информации об этой разработке в свободном доступе находится крайне мало. Постройка полноразмерного макета аппарат была завершена лишь в апреле текущего года.


Презентация модели прошла в апреле 2013 года в рамках выставки/конференции морских, авиационных и космических систем Военно-морской лиги США, которая носит ежегодный характер. В рамках данной презентации представители компании Lockheed Martin рассказали, что их новый беспилотник будет разрабатываться отдельным подразделением «Сканк Уоркс». Аппарат строится по схеме «летающее крыло» и предполагает максимальное заимствование разнообразных решений в области малозаметности, а также других наработок, которые инженеры компании получили, реализуя программу F-35C (от нее точно будет заимствована технология «стелс»-покрытия) и ряд других программ. При этом создатели отметили, что их новая БАС в состоянии решать различные боевые задачи в любых условиях — от борьбы с террористами до штурмовки наземных и водных целей.

По словам представителей компании Lockheed Martin, беспилотник «Морской призрак» получит открытую архитектуру борта, что в дальнейшем позволит проводить модернизацию его БРЭО без каких-либо проблем. Директор программы UCLASS в компании Боб Ружковски отметил, что командование флота ясно дало понять, что оно нуждается в такой возможности, как размещение на борту UCLASS любых самых современных и новых систем. Открытая архитектура позволит решить данную задачу.

Sea Avenger — General Atomics Aeronautical Systems (Морской мститель)

Компания General Atomics хорошо успела «набить руку» на выпуске своего основного продукта — знаменитых БПЛА Predator и Reaper для нужд ЦРУ и ВВС США. В этом плане БЛА «Морской мститель» является последователем этих успешных аппаратов, получившим реактивный двигатель. Он отличается от своих прародителей большей скоростью полета и меньшей заметностью. При этом аппарат (единственный из всех) построен по классической схеме — со стреловидным крылом и хвостовым V-образным двухкилевым оперением.

Палубный БЛА компании General Atomics, обладающий размахом крыла на уровне 20 метров, не имеет такой богатой родословной, как проекты компаний Boeing и Northrop, но и у него есть свои преимущества. Специалисты компании General Atomics рассчитывают оснастить свое детище совершенно новыми системами обнаружения целей, в частности речь идет о компактной РЛС разведки с синтезированной апертурой, что повысит его возможности по обнаружению наземных и надводных целей и тепловизионных камерах высокого разрешения. Точно такие же уже установлены на борту современного американского унифицированного ударного истребителя F-35. Сообщается, что система БРЭО данного летательного аппарата будет иметь тройное резервирование.


Боевая нагрузка данного БЛА, скорее всего, будет размещаться не только во внутреннем отсеке вооружений, но и на внешних узлах подвески, которых будет сразу 6 штук. Номенклатура используемого беспилотником вооружения представляется довольно обширной. Боевой расчет беспилотника должны будут составить 2 оператора, находящихся в пункте управления.

Пока американские военные тянули с рассылкой предложений о проектировании нового беспилотаника, специалисты General Atomics успели подготовить 2 версии своей машины. Второй прототип, который удалось облетать 12 января 2012 года, отличается удлиненным на 1,22 метра фюзеляжем, что в свою очередь позволило взять на борт больше полезной нагрузки и топлива.

Второй прототип «Морского мстителя» обладает стреловидным крылом размахом 20,12 м и углом стреловидности по передней кромке 17 градусов. Длина БЛА — порядка 13 м, используемая силовая установка — ТРДД Pratt & Whitney PW545B, развивающая тягу 18,32 кН и обеспечивающая аппарату максимальную скорость полета 740 км/ч. Крейсерская скорость — около 650 км/ч. Заявленная продолжительность полета — не менее 18 часов (в случае размещения во внутреннем бомбоотсеке дополнительного топливного бака — 20 часов), практический потолок — 15 240 м. Максимальная взлетная масса беспилотника — 8 255 кг, максимальная полезна нагрузка — 2948 кг (в том числе внутри фюзеляжа — 1588 кг).

Источники информации:
http://nvo.ng.ru/armament/2013-11-15/6_drones.html
http://newseek.org/articles/909799
http://www.popmech.ru/blogs/post/3752-phantom-podnyalsya-v-vozduh
http://lenta.ru/articles/2011/02/08/x47b
http://www.inosmi.ru/world/20130328/207480400.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. StolzSS
    -11
    29 ноября 2013 07:01
    Какая там революция? Так бабосы попилят на новых игрушках для флота) По критерию стоимость эффективность все равно не дотянут до приемлимых значений...
    1. +5
      29 ноября 2013 09:43
      когда-то так говорили о компьютерах...
      1. +8
        29 ноября 2013 09:50
        Цитата: white_f
        когда-то так говорили о компьютерах...


        Над первыми танками тоже сильно смеялись немцы, а потом открыли для себя и всего мира их потенциал.
        1. +5
          29 ноября 2013 10:34
          А Наполеон смеялся над первыми пароходами =)
          Список можно продолжать долго.
        2. +1
          30 ноября 2013 00:22
          Цитата: Lindon
          Над первыми танками тоже сильно смеялись немцы, а потом открыли для себя и всего мира их потенциал.

          Цитата статьи: "Еще со времен Второй мировой войны, когда американских войск на Тихом океане во многом была обусловлена успешными действиями американских авианосных соединений, авианосцы остаются очень важной составной частью доктрины ВМС США. Современные авианосцы — это та самая «длинная рука», которая, фактически имея статус экстерриториальности, в состоянии обеспечить США стратегического проецирования силы как для командования флота, так и для военно-политического руководства страны в целом."
          =============================================================
          А некоторые ещё упираются и бубнят, что дескать, России не нужны авианосцы! request
      2. Constantine
        -3
        29 ноября 2013 11:03
        Цитата: white_f
        когда-то так говорили о компьютерах...


        Не нужно путать *** с пальцем. Компьютеры - продукт массового потребления, а у беспилотников я такой перспективы как-то не замечаю. Это не та ситуация, когда тысячи и тысячи компаний по всему миру трудятся в условиях жесткой конкуренции для того, чтобы обеспечить потребность рынка. На такие разработки способны пару сотен контор от силы. Так что сравнивать компьютеры и беспилотники как минимум не корректно. hi

        Что касается статьи, то наши системы РЭБ тоже ждут эти беспилотники wassat
        1. служивый
          +2
          29 ноября 2013 11:11
          Конечно ждут...Обидно что нам до этого ох как далеко...До ума эти аппараты американцы доведут можно не сомневаться, интеллектуальный и экономический потенциал позволяет им это сделать... Хотелось бы что б и у нас так же было но... 20 лет пропасти даром не прошли.....
          1. Constantine
            -2
            29 ноября 2013 12:37
            Цитата: служивый
            Конечно ждут...Обидно что нам до этого ох как далеко...До ума эти аппараты американцы доведут можно не сомневаться, интеллектуальный и экономический потенциал позволяет им это сделать... Хотелось бы что б и у нас так же было но... 20 лет пропасти даром не прошли.....


            F-35, F-22, Comanche и ряд других проектов уже довели wassat
            1. +6
              29 ноября 2013 18:09
              F-22 на вооружении, F-35 первую сотню доделывают. А "ряд дургих проектов" всегда оказывается за бортом. такова уж участь проектов или быть исполненными или отправиться в лету. Поэтому часть проектов БПЛА, несомненно, отправятся в мусорную корзину, а часть встанет на крыло.
            2. mvg
              +4
              29 ноября 2013 22:14
              да просто завидно становится, что у нас нет НИЧЕГО подобного... только ядерной дубиной грозим :-( красивые штуки.. при 8 т взлетного веса, берет полезных 3 т, вот это отдача.. хоть бы какой деипаска, вместо норникеля купил бы дженерал атомик что ли
        2. +1
          29 ноября 2013 11:43
          никто и не путает, проведена аналогия, вы прогресс как хотите получить, сидеть и ничего не делать? Большинство технологий использующихся сейчас, пришли в массовое потребление из военной сферы. Я не сомневаюсь, что лет через 20, Вы многоуважаемый, на этих беспилотниках в свои Турции летать будете.
          1. Constantine
            -2
            29 ноября 2013 12:42
            Ок. Как вы себе представляете массовое потребление продукта под названием БПЛА? Я в Турцию не летаю т.к. это лоховской курорт. Да и потом, дома, в России, есть на что посмотреть и где побывать. Я в области инноваций специалист с научной степенью. Можете говорить что угодно, но это не выстрелит так, как компьютеры и GPS. Это узкая ниша + БПЛА уязвимы для РЭБ, что было показано на практике в Иране, когда без единого выстрела посадили их супер современный Sentinel. Не нужно строить воздушных замков и питать вредных и не обоснованных иллюзий по части американского потенциала. Что касается прогресса, то все зависит от того, какой прогресс. Разного рода технологии появляются очень по разному.
            1. +3
              29 ноября 2013 13:03
              О как, это у нас теперь еще и на иноваторов учат) Стоить перефразировать: раньше на инженеров да учителей готовили, а теперь иноваторов... Даже степени выдают...
              Автопилот, это не зачатки БПЛА, не? Сегодня БПЛА нужен оператор, а завтра будет ненужен. А такими темпами глядишь такое понятие как человеческий фактор или ошибки пилотов из гражданской авиации уйдут. Если даже машины с автопилотом уже имеются.
        3. ИнженерЯ
          +2
          29 ноября 2013 13:09
          Вы что-то слышали об инерциально-навигационных системах (ИИС), которым РЭБ не помеха для выполнения боевой задачи....
  2. +1
    29 ноября 2013 11:08
    Так как почему то другие проекты проходят в закрытом режими ( если вообще проходят). Есть интересная новость про X-47b
    X-47 был испытан при различных направлениях и различной силе ветра.
    Было совершено 26 посадок, 21 touch-and-goes, 5 с использование аэрофинеша. Два раз аппарат самостоятельно принял решение о уходе на второй круг.
    В это же время второй X-47b летал между авианосцем и берегом,подробной цели полетов не сообщается.
    P.s. первоисточник
  3. 0
    29 ноября 2013 11:17
    Скоро и беспилотниками, будут управлять беспилотные пульты управления.
  4. 0
    29 ноября 2013 12:35
    Вся эта техника, очень уязвима и громадные затраты на конструирование и производство, может не окупиться в боевых условиях. И чем БЛА проще тем она эффективнее. По этой причине мы и не тратились на сверх дорогие и технически сложные системы. Уже сегодня этой техникой манипулируют продвинутые страны, меняют курс, задачи и садят там где надо. А идти тупо на поводу моды, нам не следует.
    1. Constantine
      +1
      29 ноября 2013 12:43
      Цитата: гора
      Вся эта техника, очень уязвима и громадные затраты на конструирование и производство, может не окупиться в боевых условиях. И чем БЛА проще тем она эффективнее. По этой причине мы и не тратились на сверх дорогие и технически сложные системы. Уже сегодня этой техникой манипулируют продвинутые страны, меняют курс, задачи и садят там где надо. А идти тупо на поводу моды, нам не следует.


      Вот тут согласен. Наша страна всегда выдает шедевры в тех случаях, когда действует самостоятельно с нуля, а не догоняет кого-то в технологиях. Экранопланы, например, тому подтверждение.
    2. +4
      29 ноября 2013 13:47
      Цитата: гора
      Вся эта техника, очень уязвима и громадные затраты на конструирование и производство, может не окупиться в боевых условиях. И чем БЛА проще тем она эффективнее. По этой причине мы и не тратились на сверх дорогие и технически сложные системы. Уже сегодня этой техникой манипулируют продвинутые страны, меняют курс, задачи и садят там где надо. А идти тупо на поводу моды, нам не следует.


      Конечно, конечно: «Русские бабы ещё нарожают!»
  5. ИнженерЯ
    +4
    29 ноября 2013 13:22
    Все разговоры о применении РЭБ в отношении БПЛА противника беспочвенны. Все дело в том, что ударные БПЛА в своем составе имеют автономные инерциально-навигационные системы с точностью удержания курса до 0.03 град. Автономность полета БПЛА обеспечивается тем, что ИИС комплексирована с ДИИС и СНС + еще массой сенсоров. ИИС выполняет несколько задач: навигацию + гиростабилизацию средств разведки + гиростабилизацию системы вооружения.К большому сожалению, российские разработчики не имеют опыта работы с такими системами....поэтому пока российские БПЛА выполняют задачи только оптической разведки. Говорить о задачи целеуказания в интересах РВиА от российских БПЛА пока рано в виду того, что точность целеуказания для современных средств поражения должна быть не менее 1.7 д.у. для перспективных - 0.7 д.у..эта точность достигается применением высокоточных ИИС.....Вот как-то так....
    1. 0
      29 ноября 2013 14:39
      А зачем тогда нужен оператор? Только на "гашетку" нажать?
      То, что отстали-да, но хоть понимаем, что отстали, значит есть надежда.
      1. +4
        29 ноября 2013 18:10
        Оператор нужен для управления бортовым вооружением. Американцы хотели часть ударных задач уже переложить на автоматику, но как бы многие против такого доверия роботам.
  6. 0
    29 ноября 2013 13:55
    По мне так надо брать Х-47В Pegasus — Northrop Grumman (Пегас). аппарат находиться в реш стадии .уже многое отработанно. Сколько будут возиться другие компании неизвестно. Да и 15 млн для такого проекта смешно)
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    30 ноября 2013 20:37
    Цитата: Constantine
    Цитата: white_f
    когда-то так говорили о компьютерах...


    Не нужно путать *** с пальцем. Компьютеры - продукт массового потребления, а у беспилотников я такой перспективы как-то не замечаю. Это не та ситуация, когда тысячи и тысячи компаний по всему миру трудятся в условиях жесткой конкуренции для того, чтобы обеспечить потребность рынка. На такие разработки способны пару сотен контор от силы. Так что сравнивать компьютеры и беспилотники как минимум не корректно. hi

    Что касается статьи, то наши системы РЭБ тоже ждут эти беспилотники wassat
  9. +1
    1 декабря 2013 09:51
    Беспилотники штука хорошая и перспективная, но самолёт с лётчиком они ещё долго на заменят (заменят ли вообще).
    1. Сергей Минин
      0
      8 апреля 2014 16:01
      Цитата: La-5
      Беспилотники штука хорошая и перспективная, но самолёт с лётчиком они ещё долго на заменят (заменят ли вообще).

      это 100%

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»