Американский опытный истребитель Lockheed XF-90

12
Lockheed XF-90 — многоцелевой истребитель, который был разработан американской фирмой Lockheed. Как и самолеты North American YF-93A и McDonnell XF-88, он разрабатывался по спецификации американских ВВС на истребитель прорыва (Penetration Fighter). Данный одноместный истребитель дальнего действия предназначался для авиационной поддержки наземных войск или сопровождения бомбардировщиков, проникающих в глубь территории СССР. Самолет разработала группа конструкторов компании «Lockheed» под руководством К. Джонсона (в дальнейшем данное отделение стало известно как «Skunk Works»).



Под руководством Джонсона проработали 65 различных вариантов, в том числе вариант с V-образным хвостовым оперением, самолет с W-образным крылом, трехдвигательный вариант и, наконец, вариант достаточно тяжелого и крупного самолета, который и выбрали в конечном итоге (вес истребителя XF-90 был таким же, как у DC-3).

20 июня 1946 года командование военно-воздушных сил одобрило представленный «Lockheed» проект и выдало заказ на создание двух опытных машин. Истребителю присвоили обозначение ХР-90. Изначально проект истребителя имел дельтовидное крыло, однако продувки модели, осуществленные в Калифорнийском технологическом институте, показали, что использование такого крыла для дальнего истребителя не дает преимуществ. Завод, не зная о результатах продувок, уже начал собирать некоторые узлы, но после получения соответствующей информации все работы по самолету были прекращены, а изготовленные узлы сдали в утиль.

Конструкторы фирмы полностью переделали свой проект на новый, получивший обозначение «модель 90». Истребитель по новому проекту имел острый нос, стреловидное крыло, боковые воздухозаборники и пару двигателей, установленных в хвостовой части фюзеляжа. Чтобы увеличить дальность полета, на самолет предусматривалась установка на концах крыла дополнительных топливных баков. В конструкции истребителя применили новые алюминиевые сплавы, облегченные кованые и фрезерованные детали. Однако, несмотря на это, машина получилась тяжелой в сравнении с конкурентом XF-88 компании «Макдоннелл», хотя в обоих самолетах применялись идентичные двигатели. По тем же требованиям создавался истребитель YF-93A компании «Норт Америкэн», представляющий собой развитие F-86 «Сейбр».



Проведенный американскими ВВС конкурс на дальний истребитель сопровождения между этими тремя компаниями выявил победителя — истребитель YF-93A фирмы «Норт Америкэн». «Норт Америкэн» даже получила заказ на изготовление 118 серийных F-93A, однако в феврале 1949 г. его аннулировали. Основной причиной послужило сокращение военного бюджета, а также то, что предпочтение было отдано строительству стратегических бомбардировщиков и перехватчиков. Летные характеристики выдвинутых на конкурс истребителей не устраивали командование военно-воздушных сил: оно чувствовало, что ни один из проектов не станет хорошим боевым самолетом.

Первый прототип истребителя XF-90 оснастили двумя бесфорсажными турбореактивными двигателями Westinghouse J34 с тягой 1630 кг каждый. Силовая установка размещалась в фюзеляже. Нормальная взлетная масса самолета XF-90, составляла около 11800 кг. Значительная часть данного веса приходилась на топливо, размещенного во внутренних и двух внешних сбрасываемых баках, установленных на концах крыла. Данный запас топлива обеспечивал большую тактическую дальность полета, которая превышала 3700 км.

Данная машина имела ряд характерных особенностей, которые подметили в его конструкции на основании испытаний в сверхзвуковой аэродинамической трубе. Фюзеляж имел вытянутую, круглую в поперечном сечении носовую часть, которая расширялась от воздухозаборников. Данная форма применялась для размещения двух турбореактивных двигателей и выхлопных труб. Максимальная относительная толщина профиля низкорасположенного крыла составляла 8%, а стреловидность 35°. Площадь и размах крыла составляли соответственно 12,2 и 32 метра. Удельная нагрузка на крыло — более 366 кг/м2. Хвостовые поверхности — стреловидные. Длина и высота истребителя XF-90 составляли 16,7 и 4,5 метра соответственно.



Ни одна из опытных машин не имела вооружения, хотя по проекту XF-90 предполагалось вооружить шестью пулеметами калибра 12,7 мм или четырьмя пушками калибра 20 мм для стрельбы вперед. Под крылом самолета могло размещаться различное оружие для уничтожения наземных целей.

Первый опытный образец истребителя XF-90, поднялся в воздух 4 июня 1949 г. Однако скоростные характеристики, показанные во время испытания первого прототипа, не удовлетворяли заказчика, поэтому на следующей машине установили турбореактивный двигатель с форсажем. После установки новых двигателей самолет получил обозначение XF-90A. В горизонтальном полете на высоте 9784 метров скорость самолета составила 1070,2 км/ч, и в пикировании машина легко могла преодолевать звуковой барьер. В районе полигона Мурок Драй Лейк (шт. Калифорния) в апреле-мае 1950 г. истребитель XF-90 преодолел звуковой барьер. Пилотировал машину Тони Ле Пир летчик-испытатель компании «Lockheed». 17 мая 1950 г. в пикировании удалось развить скорость М=1,12. Во время одного из полетов Ливьер чуть не разбился, поскольку самолет с трудом вышел из пикирования. Испытания данного варианта показали лучшие высотные и скоростные характеристики, но самолет нуждался в серьезных доработках. В сравнении с истребителем F-86A компании «Норт Америкэн», который уже находился в серийном производстве, летные характеристики XF-90A были ниже. В связи с этим командование американских ВВС посчитало машину недостаточно доведенной, а принятие ее на вооружение — нецелесообразным.

Чтобы повысить летные характеристики, компания «Lockheed» предложила несколько вариантов усовершенствования истребителя. Все они были связаны с монтажом новых двигателей, однако из-за трудности работ их так и не реализовали.



С началом Корейской войны американские военно-воздушные силы нуждались в готовых и проверенных истребителях. Работы над XF-90 прекратили. Всего было построено два самолета данного типа. В 1952 г. второй опытный экземпляр XF-90 использовался в ходе испытаний ядерного оружия в районе Френчмен Флэт (шт. Невада). По данным компании «Lockheed», в 1953 году первый опытный XF-90 был передан лаборатории комитета NACA в Кливленде (шт. Огайо).

Тактико-технические характеристики истребителя Lockheed XF-90:
Модификация — XF-90.
Длина — 17,17 м.
Высота — 4,80 м.
Размах крыла — 12,19 м.
Площадь крыла — 32,05 м2.
Удельная нагрузка на крыло — 384,9 кг/м².
Масса пустого самолета — 8401 кг.
Нормальная взлетная масса — 10152 кг.
Максимальная взлетная масса — 12340 кг.
Объем топлива во внутренних баках — 6310 л.
Тип двигателя — 2 турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-15.
Тяга нефорсированная — 2х1905 кН.
Максимальная скорость — 1070 км/ч.
Максимальная скорость в пикировании — М=1,12.
Крейсерская скорость — 798 км/ч.
Начальная скороподъемность — 2469 м/мин.
Практическая дальность — 3700 км.
Практический потолок — 11900 м.
Вооружение — шесть пушек калибра 20 мм.
Бомбовая нагрузка — 746 кг.
Используемые бомбы — 8х НУР HVAR 127 мм или легкие бомбы.
Экипаж — 1 чел.










Американский опытный истребитель Lockheed XF-90






Подготовлено по материалам:
www.dogswar.ru
crimso.msk.ru
jetaircraft.ru
alternathistory.org.ua
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 декабря 2013 10:16
    Что тут можно сказать - красивый самолёт.
    1. +3
      2 декабря 2013 13:53
      Цитата: clidon
      Что тут можно сказать - красивый самолёт.


      даа.. Только кончилась для Локхида вся эта "красота" дальнейшим развитием темы до летающего гроба от того же Джонсона, только под названием F-104 "Старфайтер" "Звездный боец"
      1. -2
        2 декабря 2013 16:11
        F-104 не более "летающий гроб", чем Миг-21.
        1. +2
          2 декабря 2013 21:42
          Цитата: clidon
          F-104 не более "летающий гроб", чем Миг-21.

          МиГи-21 не так часто падали, как Ф-104. МиГ-21 хорошо себя показал в боях, а Ф-104 ни во Вьетнаме, ни в индо-пакистанских войнах ничего не добились.
          Особенно Ф-104 не любили немцы. Ас Второй Мировой Эрик Хартман, посбивавший немало наших лётчиков, даже ушёл из ВВС, чтобы не летать на "Старфайтере"
          1. 0
            3 декабря 2013 08:41
            Не так часто падали...
            "итоговая статистика аварийности F-104 за всё время службы в ВВС ФРГ оказалась не такой уж плохой — один потерянный самолёт на 6630 часов налёта[6]. Для сравнения можно указать, что у советского аналога F-104, истребителя МиГ-21, аварийность на раннем этапе эксплуатации в ВВС СССР была выше (одна потеря на 4650 часов налёта в 1965 году[7])


            Итог:
            Из общего числа - 976 истребителей МиГ-21, введенных в эксплуатации Индией с 1960-х годов, более половины были потеряны в авиакатастрофах.
        2. +1
          3 декабря 2013 10:00
          Цитата: clidon
          F-104 не более "летающий гроб", чем Миг-21.


          Начиная с 1956 года для ВВС Соединенных Штатов было построено в общем счете 296 из них только на территории США 49 из них разбилось в авариях и катастрофах, погибло 19 пилотов. Также разбилось 300 из 916 германских, 112 из 238 канадских.
          ФРГ - F-104 - 1963 - 83г. - самолётов 916 \ аварий 269 \ катастроф 110
          Италия - F-104 - 1964-77 - самолётов 314 \ аварий 85 \ катастроф 45
          ЧССР - МиГ-21 - 1963 - 85 - самолётов 460 \ аварий 77 \ катастроф 26



          А по балалайке у вас случайно данные не индийские? Так там к коровам относились лучше чем к обслуживанию МиГ-21. Да и американы любят вбросить в инет свою статистику по аварийности советских самолетов.

          И ещенНе грешите на МиГ-21 советской сборки. Он в отличии от Ф-104 успешно эксплуатируется до сих пор.
          1. 0
            3 декабря 2013 15:13
            Высокая аварийность характерна для всех машин того времени и больше зависело от условий экслуатации и подготовки пилотов. Летали на них немцы по ночам да на ПМВ, получали высокую аварийность. Летали испанцы днём, так и без аварий вообще обошлись.

            Поэтому больше зависело от подготовки пилотов, тем более что машина была сложной в пилотировании:
            С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.
            "Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.


            А индусы использовали машины как собственной, так и советской сборки. С одинаковым результатом. Кстати и статистика их, а не какая то "подброшенная". Свою статистику янки как раз не скрывают.

            Что касается эксплуатации, то оно и понятно - Миг-21й поставлялся массово в страны третьего мира, там он и продолжает эксплуатацию.
  2. джедай
    +1
    2 декабря 2013 20:43
    Цитата: clidon
    Майор
    clidon RU Сегодня, 16:11 ↑

    F-104 не более "летающий гроб", чем Миг-21.

    ф-104 стратофайтер у нас было что-то аналогичное?
    1. 0
      2 декабря 2013 21:46
      В смысле - "аналогичное"?
    2. +1
      2 декабря 2013 21:47
      Цитата: джедай
      Цитата: clidon
      Майор
      clidon RU Сегодня, 16:11 ↑

      F-104 не более "летающий гроб", чем Миг-21.

      ф-104 стратофайтер у нас было что-то аналогичное?

      прямого аналога (как Ф-15 - Су-27, В-1 - Ту-160) не было. Но если сравнивать именно аварийность - то аналогом Ф-104 можно назвать истребитель-бомбардировщик Су-7Б.
      Была даже поговорка - "если хочешь быть в гробэ, то летай на Су-7Б"
  3. 0
    2 декабря 2013 22:46
    Ну если так придираться то и Ту-160 не аналог B1B (скорей аналог не пошедшего в серию B1A). )
    Высокая аварийность у F-104 была при определённых условиях - например скоростные полёты на малых высотах, как в Германии. Те, кто эксплуатировал машины умеренно, жили долго и счастливо (как итальянцы), не замечая ужасных качеств F-104. Ровно так же и Миг-21 - в СССР самолёт считался "с норовом", но в принципе ничем особо не выделялся - в Индии же это ужасный "делатель вдов" и страшные цифры аварийности.
    1. 0
      2 декабря 2013 22:54
      Цитата: clidon
      Ну если так придираться то и Ту-160 не аналог B1B (скорей аналог не пошедшего в серию B1A).


      Ту-160 это продолжение М-20 и М-18 Мясищева Владимира Михайловича. Если выражаться современным языком, то просто рейдерский захват Туполева Андрея Николаевича....
      В1 здесь стольку-поскольку.
      1. 0
        3 декабря 2013 05:53
        Ну вот так вот совпало, что вариантов было море, а получился B1A. )

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»