Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken

В Швеции 60 лет назад в рамках создания истребителя J-35 Draken был разработан и построен необычный экспериментальный самолет, получивший обозначение SAAB 210 Lill-Draken. SAAB-210 Draken представлял собой выполненный в масштабе 1:10 летающий аналог Draken. Данная машина стала первым в мире полетевшим самолетом с крылом, имеющим двойную стреловидность, что в 1950-х гг. было в новинку. SAAB-210 сыграл важнейшую роль в последующем успехе компании Draken.

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken


В 1949 году военно-воздушные силы Швеции (Flygvapen) опубликовали требования для самолета-перехватчика, призванного заменить SAAB J29, который свой первый полет совершил в предыдущем году. Новый самолет предназначался для обеспечения противовоздушной обороны. Основными целями должны были быть бомбардировщики, а это требовало скорости горизонтального полета в пределах 1,4-1,5 Маха (позже данный диапазон увеличили до 1,7-1,8 Маха), высокой скороподъемности и способности работать от тех же высотах, что и J29.


Главные конструкторы компании Эрик Братт и Ларс Бризинг пришли к заключению, что для выполнения этих условий наилучшие результаты даст использование схемы «бесхвостка» с треугольным тонким крылом, имеющим малое удлинение. Требовалось создать самолет, легкий по конструкции, с небольшой нагрузкой на крыло и малым волновым сопротивлением. Конструкторы приняли решение установить на самолете крыло переменной стреловидности. Угол наклона у основания крыла составлял около 80 градусов, а приблизительно на полуразмахе он уменьшался до 57 градусов. Данную форму крыла называли «двойная дельта». У крыла с двойной стреловидностью больше преимуществ, чем недостатков. Оно в сравнении с треугольным обладает большей подъемной силой на посадке самолета. Главным источником подъемной силы на дозвуковой скорости служат внешние части крыла. Вытянутая вперед корневая часть при сверхзвуковой скорости начинает генерировать силу направляющую вверх, тем самым удерживая аэродинамический фокус от сдвига назад. Основной недостаток такой схемы — сложность изготовления.

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken


Однако конструкторы столкнулись с вполне ожидаемой и довольно сложной проблемой: до того момента летательных аппаратов с такой формой крыла никто не строил. Конечно, все теоретические расчеты показывали, что данная форма является идеальной, но обойтись без экспериментов невозможно. Испытания в аэродинамической трубе показали преимущества данной конфигурации, что было подтверждено на меньшем Draken, получившем название SAAB 210 Lill-Draken. В августе 1951 года машина была готова.

Несмотря на довольно небольшие размеры, SAAB 210 Lill-Draken был вполне пристойным реактивным самолетом, с двигателем Armstrong Siddeley Adder (тяга 467 кг) развивающим скорость до 650 км/ч. Saab 210 использовали для полного изучения характеристик дельтовидного крыла, тестирования характеристик во время полетов на низких скоростях и проверки других конструктивных предположений, прежде чем начать изготовление полномасштабного прототипа. Вся верхняя поверхность крыла была покрыта лоскутами ткани для визуализации процесса обтекания. Небольшие размеры планера послужили причиной некоторых конструктивных особенностей самолета. Например, конструкторы смогли реализовать лишь частичную уборку шасси, отсутствовали створки ниш шасси. Также небольшие габариты повлияли и на дальность полета, поскольку большого запаса топлива он не мог взять на борт. Поскольку SAAB 210 все-таки являлся экспериментальным самолетом, он не был застрахован от катастроф и аварий, поэтому самолет оснастили катапультируемым креслом (но оно так и не пригодилось).

Наземные испытания необычного летательного аппарата начались в ноябре, а свой первый полет он совершил 21 января 1952 года. Пилотом стал Бенгт Олов (Bengt Olow). Продолжительность первого полета составляла не более 30 минут. Всего за четыре года испытаний SAAB 210 Littdraken выполнил около 1000 полетов. В период с 1952 по 1955 год на данном летательном аппарате были проверены все теории. Полученные в ходе испытаний результаты дали ценные данные для разработки истребителя SAAB 35 Draken.

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken


Внешний вид SAAB 210 Littdraken в процессе создания менялся три раза. Изменялась конструкция крыла и конфигурация воздухозаборников. В ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было установлено, что длина воздухозаборников первого опытного экземпляра избыточна. Модификации с укороченными каналами воздухозаборников присвоили обозначение SAAB 210B. В данной модификации в носовой части в обтекателе размещалась РЛС. При этом размеры соответствовали будущей реальной радиолокационной станции истребителя. Площадь крыла немного уменьшили. Именно эта машина сохранилась до настоящего времени и является экспонатом музея ВВС Швеции в Линчепинге. К 1955 году будущий истребитель SAAB получил полностью сложившийся облик. К этому времени все дозвуковые исследования уже выполнили.

Технические характеристики:
Экипаж — 1 человек.
Длина — 8,80 м.
Размах крыла — 4,88 м.
Площадь крыла — 13,0 м2.
Высота — 2,78 м.
Силовая установка — турбореактивный двигатель Армстронг Siddeley Adder AS.A.1 тягой 467 кг.
Скорость — около 650 км/ч.

Подготовлено по материалам:
www.dogswar.ru
strangernn.livejournal.com
aviacollections.ru
crimso.msk.ru
aviac.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Vasia Kruger 2 декабря 2013 10:45
    Спасибо за статью)

    Красивый самолетик.
  2. Комментарий был удален.
  3. Лес 2 декабря 2013 11:27
    Саабы впускали своеобразную технику начиная от машин и заканчивая истребителями и всегда были на острие прогресса.
  4. abrakadabre 2 декабря 2013 15:01
    Интересная машинка. Гляда на масштаб 1:10, попытался представить себе полноразмерную машину.
    Длинна - 88 м
    Ширина - 48,8 м
    и так далее.
    Цельный Имперский разрушитель.
  5. studentmati 2 декабря 2013 22:33
    Шведское самолётостроение само по семе очень самобытно, независимо и оригинально! good
    1. poquello 2 декабря 2013 23:47
      Цитата: studentmati
      Шведское самолётостроение само по семе очень самобытно, независимо и оригинально! good

      на Саабе своя модель системы ценностей в менеджменте и маркетинге была, сильно отличная от американской, но у нас почему-то не преподавали. Америка рулила с её успешностью (дутой).
      1. studentmati 2 декабря 2013 23:54
        Цитата: poquello
        на Саабе своя модель системы ценностей в менеджменте и маркетинге была, сильно отличная от американской, но у нас почему-то не преподавали. Америка рулила с её успешностью (дутой).


        Почему была? Она и сейчас существует. Насчёт того, что у нас шведскую школу не преподавали - согласен. Другое дело, что мы к 80-ым со скрипом создали всё-таки свою школу, которую помпезно похоронили в 90-х! Сегодня на пепелище той Великой школы пытаемся возрождать уже новую Русскую школу. Как это получается - уже другой вопрос!
        1. poquello 3 декабря 2013 00:57
          Цитата: studentmati
          .... Другое дело, что мы к 80-ым со скрипом создали всё-таки свою школу, которую помпезно похоронили в 90-х! Сегодня на пепелище той Великой школы пытаемся возрождать уже новую Русскую школу. Как это получается - уже другой вопрос!

          не знаком, к сожалению. Канонические труды не подскажете, если есть таковые или известны
          1. studentmati 3 декабря 2013 01:05
            Цитата: poquello
            не знаком, к сожалению. Канонические труды не подскажете, если есть таковые или известны


            Школы Лозино-Лозинского, Глушко, работы КБ Яковлева, Сухого, Микояна, Мясищева... Или я не о том?
            1. poquello 3 декабря 2013 02:04
              Цитата: studentmati
              Цитата: poquello
              не знаком, к сожалению. Канонические труды не подскажете, если есть таковые или известны


              Школы Лозино-Лозинского, Глушко, работы КБ Яковлева, Сухого, Микояна, Мясищева... Или я не о том?

              Спасибо, я посмотрю, но возможно не о том. Я имел ввиду сформировавшиеся концепции управления, претендующие на право быть основой и имеющие характерные отличительные черты.
  6. poquello 2 декабря 2013 22:40
    Я смотрю не только в Швеции потом были SAAB 35 Draken, фины, датчане, австрияки, что значит "семь раз отмерь".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня