Military Review

Swedish experimental aircraft SAAB-210 Draken

10
In Sweden, 60 years ago, as part of the creation of the J-35 Draken fighter, an unusual experimental aircraft was developed and built, designated SAAB 210 Lill-Draken. SAAB-210 Draken was a 1: 10 flying Draken analogue. This car was the first aircraft in the world to fly with a double-swept wing, which in the 1950-s. was a novelty. SAAB-210 played a crucial role in the subsequent success of Draken.




In 1949, the Swedish Air Force (Flygvapen) published requirements for an interceptor aircraft designed to replace the SAAB J29, which made its first flight the previous year. The new aircraft was designed to provide air defense. The main objectives were to be bombers, and this required horizontal flight speeds within Mach 1,4-1,5 (later this range was increased to Mach 1,7-1,8), a high climb rate and the ability to operate from the same altitudes as J29.

The chief designers of the company, Eric Bratt and Lars Brising, came to the conclusion that to meet these conditions, the best results would be given by using the tailless scheme with a thin triangular wing having a small elongation. It was necessary to create a plane, light in design, with a small load on the wing and low wave resistance. The designers decided to install a variable sweep wing on the aircraft. The angle of inclination at the base of the wing was about 80 degrees, and about half the span it decreased to 57 degrees. This form of wing was called "double delta". A double swept wing has more advantages than disadvantages. It is in comparison with the triangular has a greater lifting force on the landing of the aircraft. The main source of lift at subsonic speeds are the outer parts of the wing. An elongated root at supersonic speed begins to generate a force upward, thereby keeping the aerodynamic focus from shifting backwards. The main disadvantage of such a scheme is the complexity of manufacturing.



However, the designers were faced with a quite expected and rather difficult problem: no one had built flying vehicles with such a wing shape until that moment. Of course, all theoretical calculations showed that this form is ideal, but it is impossible to do without experiments. Tests in a wind tunnel showed the advantages of this configuration, which was confirmed at the smaller Draken, dubbed SAAB 210 Lill-Draken. In August, 1951, the car was ready.

Despite its relatively small size, the SAAB 210 Lill-Draken was quite a decent jet aircraft, with an Armstrong Siddeley Adder engine (467 kg thrust), which can reach speeds up to 650 km / h. Saab 210 was used to fully study the characteristics of the deltoid wing, test the performance during flights at low speeds, and test other design assumptions before starting to produce a full-scale prototype. The entire upper surface of the wing was covered with flaps of cloth to visualize the process of wrapping. The small size of the airframe caused some of the design features of the aircraft. For example, the designers were able to implement only partial cleaning of the chassis, there were no landing gear louvres. Also, small dimensions affected the flight range, since he could not take a large amount of fuel on board. Since SAAB 210 was still an experimental aircraft, it was not insured against accidents and accidents, so the aircraft was equipped with an ejection seat (but it was not useful).

Ground tests of an unusual aircraft began in November, and he made his first flight on 21 on January 1952. The pilot was Bengt Olov (Bengt Olow). The duration of the first flight was no more than 30 minutes. In just four years of testing, SAAB 210 Littdraken performed about 1000 flights. During the period from 1952 to 1955, all theories were tested on this aircraft. The results obtained during the test gave valuable data for the development of the SAAB 35 Draken fighter.



The appearance of the SAAB 210 Littdraken in the creation process has changed three times. Changed the design of the wing and the configuration of air intakes. During the research and development work, it was found that the length of the air intakes of the first prototype is redundant. Modifications with shortened air intake ducts have been assigned the designation SAAB 210B. In this modification, a radar was placed in the fairing in the fairing. At the same time, the dimensions corresponded to the future real fighter radar station. The area of ​​the wing slightly reduced. This machine has survived to the present day and is an exhibit of the Museum of the Swedish Air Force in Linköping. By the 1955, the future SAAB fighter received a fully formed look. By this time, all subsonic studies have already completed.

Specifications:
Crew - 1 man.
Length - 8,80 m.
Wingspan - 4,88 m.
Wing area - 13,0 m2.
Height - 2,78 m.
The power plant is a turbojet Armstrong Siddeley Adder AS.A.1 467 kg.
Speed ​​- about 650 km / h.

Based on materials:
www.dogswar.ru
strangernn.livejournal.com
aviacollections.ru
crimso.msk.ru
aviac.ru
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Vasia kruger
    Vasia kruger 2 December 2013 10: 45 New
    +3
    Thank you for the article)

    Beautiful airplane.
  2. The comment was deleted.
  3. Forest
    Forest 2 December 2013 11: 27 New
    +4
    Saabs let in a kind of equipment ranging from cars to fighters and were always on the cutting edge of progress.
  4. abrakadabre
    abrakadabre 2 December 2013 15: 01 New
    +1
    Interesting machine. Looking at a scale of 1:10, I tried to imagine a full-sized car.
    It is long - 88 m
    Width - 48,8 m
    and so on.
    One-piece Imperial Destroyer.
  5. studentmati
    studentmati 2 December 2013 22: 33 New
    +1
    Swedish aircraft construction is very distinctive in its own way, independent and original! good
    1. poquello
      poquello 2 December 2013 23: 47 New
      +2
      Quote: studentmati
      Swedish aircraft construction is very distinctive in its own way, independent and original! good

      Saab had its own model of the value system in management and marketing, which was very different from the American one, but for some reason they didn’t teach us. America taxied with its success (pout).
      1. studentmati
        studentmati 2 December 2013 23: 54 New
        +2
        Quote: poquello
        Saab had its own model of the value system in management and marketing, which was very different from the American one, but for some reason they didn’t teach us. America taxied with its success (pout).


        Why was? She exists now. About the fact that we did not teach a Swedish school - I agree. It’s another matter that by the 80s we had created our own school with a creak, which we pompously buried in the 90s! Today, in the ashes of that Great School, we are trying to revive the already new Russian school. How it turns out is another question!
        1. poquello
          poquello 3 December 2013 00: 57 New
          +1
          Quote: studentmati
          .... Another thing is that by the 80s we had creaked with the creak our own school, which we pompously buried in the 90s! Today, in the ashes of that Great School, we are trying to revive the already new Russian school. How it turns out is another question!

          not familiar, unfortunately. Canonical writings do not tell if there are any or are known
          1. studentmati
            studentmati 3 December 2013 01: 05 New
            +1
            Quote: poquello
            not familiar, unfortunately. Canonical writings do not tell if there are any or are known


            Schools of Lozino-Lozinsky, Glushko, the work of KB Yakovlev, Sukhoi, Mikoyan, Myasishchev ... Or am I not talking about that?
            1. poquello
              poquello 3 December 2013 02: 04 New
              +1
              Quote: studentmati
              Quote: poquello
              not familiar, unfortunately. Canonical writings do not tell if there are any or are known


              Schools of Lozino-Lozinsky, Glushko, the work of KB Yakovlev, Sukhoi, Mikoyan, Myasishchev ... Or am I not talking about that?

              Thanks, I'll see, but maybe not about that. I had in mind the established management concepts, claiming the right to be the basis and having characteristic distinctive features.
  6. poquello
    poquello 2 December 2013 22: 40 New
    +2
    I look not only in Sweden then there were SAAB 35 Draken, Finns, Danes, Austrians, which means "measure seven times".

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken

В Швеции 60 лет назад в рамках создания истребителя J-35 Draken был разработан и построен необычный экспериментальный самолет, получивший обозначение SAAB 210 Lill-Draken. SAAB-210 Draken представлял собой выполненный в масштабе 1:10 летающий аналог Draken. Данная машина стала первым в мире полетевшим самолетом с крылом, имеющим двойную стреловидность, что в 1950-х гг. было в новинку. SAAB-210 сыграл важнейшую роль в последующем успехе компании Draken.

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken


В 1949 году военно-воздушные силы Швеции (Flygvapen) опубликовали требования для самолета-перехватчика, призванного заменить SAAB J29, который свой первый полет совершил в предыдущем году. Новый самолет предназначался для обеспечения противовоздушной обороны. Основными целями должны были быть бомбардировщики, а это требовало скорости горизонтального полета в пределах 1,4-1,5 Маха (позже данный диапазон увеличили до 1,7-1,8 Маха), высокой скороподъемности и способности работать от тех же высотах, что и J29.


Главные конструкторы компании Эрик Братт и Ларс Бризинг пришли к заключению, что для выполнения этих условий наилучшие результаты даст использование схемы «бесхвостка» с треугольным тонким крылом, имеющим малое удлинение. Требовалось создать самолет, легкий по конструкции, с небольшой нагрузкой на крыло и малым волновым сопротивлением. Конструкторы приняли решение установить на самолете крыло переменной стреловидности. Угол наклона у основания крыла составлял около 80 градусов, а приблизительно на полуразмахе он уменьшался до 57 градусов. Данную форму крыла называли «двойная дельта». У крыла с двойной стреловидностью больше преимуществ, чем недостатков. Оно в сравнении с треугольным обладает большей подъемной силой на посадке самолета. Главным источником подъемной силы на дозвуковой скорости служат внешние части крыла. Вытянутая вперед корневая часть при сверхзвуковой скорости начинает генерировать силу направляющую вверх, тем самым удерживая аэродинамический фокус от сдвига назад. Основной недостаток такой схемы — сложность изготовления.

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken


Однако конструкторы столкнулись с вполне ожидаемой и довольно сложной проблемой: до того момента летательных аппаратов с такой формой крыла никто не строил. Конечно, все теоретические расчеты показывали, что данная форма является идеальной, но обойтись без экспериментов невозможно. Испытания в аэродинамической трубе показали преимущества данной конфигурации, что было подтверждено на меньшем Draken, получившем название SAAB 210 Lill-Draken. В августе 1951 года машина была готова.

Несмотря на довольно небольшие размеры, SAAB 210 Lill-Draken был вполне пристойным реактивным самолетом, с двигателем Armstrong Siddeley Adder (тяга 467 кг) развивающим скорость до 650 км/ч. Saab 210 использовали для полного изучения характеристик дельтовидного крыла, тестирования характеристик во время полетов на низких скоростях и проверки других конструктивных предположений, прежде чем начать изготовление полномасштабного прототипа. Вся верхняя поверхность крыла была покрыта лоскутами ткани для визуализации процесса обтекания. Небольшие размеры планера послужили причиной некоторых конструктивных особенностей самолета. Например, конструкторы смогли реализовать лишь частичную уборку шасси, отсутствовали створки ниш шасси. Также небольшие габариты повлияли и на дальность полета, поскольку большого запаса топлива он не мог взять на борт. Поскольку SAAB 210 все-таки являлся экспериментальным самолетом, он не был застрахован от катастроф и аварий, поэтому самолет оснастили катапультируемым креслом (но оно так и не пригодилось).

Наземные испытания необычного летательного аппарата начались в ноябре, а свой первый полет он совершил 21 января 1952 года. Пилотом стал Бенгт Олов (Bengt Olow). Продолжительность первого полета составляла не более 30 минут. Всего за четыре года испытаний SAAB 210 Littdraken выполнил около 1000 полетов. В период с 1952 по 1955 год на данном летательном аппарате были проверены все теории. Полученные в ходе испытаний результаты дали ценные данные для разработки истребителя SAAB 35 Draken.

Шведский экспериментальный самолет SAAB-210 Draken


Внешний вид SAAB 210 Littdraken в процессе создания менялся три раза. Изменялась конструкция крыла и конфигурация воздухозаборников. В ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было установлено, что длина воздухозаборников первого опытного экземпляра избыточна. Модификации с укороченными каналами воздухозаборников присвоили обозначение SAAB 210B. В данной модификации в носовой части в обтекателе размещалась РЛС. При этом размеры соответствовали будущей реальной радиолокационной станции истребителя. Площадь крыла немного уменьшили. Именно эта машина сохранилась до настоящего времени и является экспонатом музея ВВС Швеции в Линчепинге. К 1955 году будущий истребитель SAAB получил полностью сложившийся облик. К этому времени все дозвуковые исследования уже выполнили.

Технические характеристики:
Экипаж — 1 человек.
Длина — 8,80 м.
Размах крыла — 4,88 м.
Площадь крыла — 13,0 м2.
Высота — 2,78 м.
Силовая установка — турбореактивный двигатель Армстронг Siddeley Adder AS.A.1 тягой 467 кг.
Скорость — около 650 км/ч.

Подготовлено по материалам:
www.dogswar.ru
strangernn.livejournal.com
aviacollections.ru
crimso.msk.ru
aviac.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Vasia Kruger 2 декабря 2013 10:45
    Спасибо за статью)

    Красивый самолетик.
  2. Комментарий был удален.
  3. Лес 2 декабря 2013 11:27
    Саабы впускали своеобразную технику начиная от машин и заканчивая истребителями и всегда были на острие прогресса.
  4. abrakadabre 2 декабря 2013 15:01
    Интересная машинка. Гляда на масштаб 1:10, попытался представить себе полноразмерную машину.
    Длинна - 88 м
    Ширина - 48,8 м
    и так далее.
    Цельный Имперский разрушитель.
  5. studentmati 2 декабря 2013 22:33
    Шведское самолётостроение само по семе очень самобытно, независимо и оригинально! good
    1. poquello 2 декабря 2013 23:47
      Цитата: studentmati
      Шведское самолётостроение само по семе очень самобытно, независимо и оригинально! good

      на Саабе своя модель системы ценностей в менеджменте и маркетинге была, сильно отличная от американской, но у нас почему-то не преподавали. Америка рулила с её успешностью (дутой).
      1. studentmati 2 декабря 2013 23:54
        Цитата: poquello
        на Саабе своя модель системы ценностей в менеджменте и маркетинге была, сильно отличная от американской, но у нас почему-то не преподавали. Америка рулила с её успешностью (дутой).


        Почему была? Она и сейчас существует. Насчёт того, что у нас шведскую школу не преподавали - согласен. Другое дело, что мы к 80-ым со скрипом создали всё-таки свою школу, которую помпезно похоронили в 90-х! Сегодня на пепелище той Великой школы пытаемся возрождать уже новую Русскую школу. Как это получается - уже другой вопрос!
        1. poquello 3 декабря 2013 00:57
          Цитата: studentmati
          .... Другое дело, что мы к 80-ым со скрипом создали всё-таки свою школу, которую помпезно похоронили в 90-х! Сегодня на пепелище той Великой школы пытаемся возрождать уже новую Русскую школу. Как это получается - уже другой вопрос!

          не знаком, к сожалению. Канонические труды не подскажете, если есть таковые или известны
          1. studentmati 3 декабря 2013 01:05
            Цитата: poquello
            не знаком, к сожалению. Канонические труды не подскажете, если есть таковые или известны


            Школы Лозино-Лозинского, Глушко, работы КБ Яковлева, Сухого, Микояна, Мясищева... Или я не о том?
            1. poquello 3 декабря 2013 02:04
              Цитата: studentmati
              Цитата: poquello
              не знаком, к сожалению. Канонические труды не подскажете, если есть таковые или известны


              Школы Лозино-Лозинского, Глушко, работы КБ Яковлева, Сухого, Микояна, Мясищева... Или я не о том?

              Спасибо, я посмотрю, но возможно не о том. Я имел ввиду сформировавшиеся концепции управления, претендующие на право быть основой и имеющие характерные отличительные черты.
  6. poquello 2 декабря 2013 22:40
    Я смотрю не только в Швеции потом были SAAB 35 Draken, фины, датчане, австрияки, что значит "семь раз отмерь".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня