Профессионалы завтрашней войны

Профессионалы завтрашней войныВажнейшей проблемой военного образования в России стала модернизация системы подготовки офицерских кадров. В обучение и воспитание курсантов военных училищ были внесены изменения. Но до сих пор добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в программах много ненужного, в то время как многие вопросы остаются за рамками обучения.

Разумная инициатива не должна быть наказуема

Ни одной программой военного обучения не предусмотрена выработка у будущих офицеров инициативы, умения генерировать собственные варианты решения. Конечно, знать основополагающие закономерности, принципы и правила ведения боевых действий нужно, но очень часто командирам в бою приходится принимать решения, полагаясь исключительно на свою сообразительность.


Воспитанию инициативы и самостоятельности офицеров уделялось пристальное внимание с момента образования регулярной русской армии. Офицерам предоставлялась инициатива в действиях сообразно «случаю» и «обыкновению» противника. За «нерассуждение» в бою офицер подвергался суровому наказанию. Особо подчеркивалось, что в воинском Уставе «порядки писаны, а времен и случаев нет», поэтому в военных действиях нужно иметь «рассуждение», сообразуясь с обстоятельствами, а не держаться Устава, «яко слепой стены».

К сожалению, эти способности офицерами стали понемногу утрачиваться. «После войны на оперативно-тактических занятиях и учениях было принято говорить, что решение того или иного командира соответствует или не соответствует требованиям устава, – свидетельствует генерал армии Гареев. – Но решение по определенной задаче не может и не должно соответствовать уставам или иным теоретическим положениям. Оно может быть жизненным только в том случае, если учитывает все оттенки сложившихся условий, соответствует конкретной обстановке и обеспечивает наиболее эффективное выполнение поставленной задачи… Самый страшный враг рационального военного искусства – это шаблон и догматизм. Сила военного искусства – в творчестве, новаторстве, оригинальности, а следовательно, в неожиданности решений и действий для противника».

Будущему офицеру нужны фундаментальные знания истории военного искусства. Но не для возведения в ранг догм, а для осмысления и творческого приложения к современным условиям. Хотя классические теории войны в разработках Сунь-цзы, Вегеция, Макиавелли, Клаузевица, Свечина, Гарта и требуют адаптации к нынешней эпохе, фундаментально они остаются справедливыми. Логика войны и стратегического мышления столь же универсальна и бесконечна, как и сама человеческая природа.

Курсанты военных училищ должны получать такие знания, которые давали бы им возможность в короткий срок освоить любую военную специальность. Учитывая, что концепция вооруженной борьбы и военная техника кардинально меняется в течение 5–10 лет, будущий офицер должен уметь учиться, самостоятельно овладевать знаниями. Пример в этом показал Александр Суворов, который к 20 годам самостоятельно изучил и досконально знал все походы Македонского, Ганнибала, Цезаря, Конде и других известных тогда полководцев. В дальнейшем он освоил семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, прекрасно овладел математикой и другими науками. И не проиграл ни одного сражения.

В военном вузе педагоги должны делать все возможное, чтобы курсанты напрочь забыли школьную подготовку в виде «натаскивания» на сдачу ЕГЭ. Будущих офицеров необходимо учить мыслить самостоятельно, а не готовить из них начетчиков, как это делается в школе. Курсантов необходимо ориентировать на самостоятельный поиск нужного решения проблемных вопросов, а не на умение находить нужный вариант из представленного их набора.

Большую помощь в развитии творческого мышления оказывает изучение естественно-научных дисциплин, и прежде всего математики и информатики. В основе всех концепций вооруженной борьбы будущего лежит использование информационных технологий. Поэтому без знания информатики, без умения применять алгоритмические методы решения задач оптимального планирования и управления невозможно становление будущего командира. Каждый курсант должен проводить расчеты с использованием электронных таблиц, работать с базами данных, создавать алгоритмы и писать программы на языках программирования высокого уровня.

Немаловажную роль в становлении будущего командира играет изучение гуманитарных наук, в первую очередь педагогики и психологии. От командира требуется умение убеждать людей.

Боевая, политическая и физическая подготовка

Важнейшее значение имеет боевая подготовка. Основной метод обучения должен быть наглядный, а не словесный, как в большинстве военных вузов в настоящее время. Основное учебное время должно быть отведено напоказ и отработку практических действий – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но еще лучше – один раз сделать, чем сто раз увидеть.

Для качественной подготовки необходимы постоянные стажировки курсантов в воинских частях. В настоящее время стажировка проводится лишь на последнем году обучения курсантов. В результате после окончания училища офицеры нуждаются в дополнительной подготовке и адаптации к особенностям службы в воинской части. Стажировка в воинских частях по окончании каждого курса в военном вузе будет способствовать не только более качественной подготовке будущих офицеров, но и позволит командирам воинских частей заранее подобрать резерв для замещения вакантных офицерских должностей. Кроме того, тесное взаимодействие военных вузов с воинскими частями позволяет решить многие проблемы в обучении и воспитании курсантов. К сожалению, этот огромный потенциал большинство военных вузов не использует.

Не менее важной является политическая подготовка. На всем протяжении истории русской армии офицеров пытались вовлечь в политику, привлечь на свою сторону, исходя из разнообразных убеждений и верований.

Царская власть запретила офицерам обращаться к политике. При производстве в офицеры давалась подписка следующего содержания (текст ее так и оставался неизменен до 1917 года): «Я, нижеподписавшийся, даю сию подписку в том, что ни к каким масонским ложам и тайным обществам, Думам, Управам и прочим, под какими бы названиями они ни существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членам оных обществ по обязательству, чрез клятву или честное слово не был, да и не посещал и даже не знал об них, и чрез подговоры вне лож, Дум, Управ, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал».

Такие клятвы пагубно сказались на политической подготовке офицеров и были одной из причин растерянности офицерского корпуса в ходе событий Февраля–Октября 1917 года. Политическое размежевание офицеров стало возможным лишь как следствие их политического невежества, а их практические действия нередко определялись сложившейся политической конъюнктурой, а не идейными позициями.

«Погоня за оставлением армии вне политики и общественных взглядов представляется ныне не чем иным, как плодом канцелярских мудрствований», – утверждал царский генерал-майор Владимир Воронецкий, до июля 1916 года воглавлявший штаб 13-го армейского корпуса.

Роль политической подготовки офицерского корпуса обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, армия является инструментом власти. Офицерский корпус не может блуждать в политических потемках: он должен быть политически просвещен и сопричастен к тем государственным задачам, которые решает власть. Офицер должен быть активным носителем государственной и национальной идеи.

Во-вторых, политическая подготовка войны, политический аспект самой войны требуют высокой политической квалификации не только высшего, но и старшего и младшего офицерства.

В-третьих, сама война требует от офицера умения управлять и направлять энергию масс на достижение победы, а без идеологии справиться с этой задачей невозможно.

В-четвертых, попытки политических партий использовать офицерство в борьбе за власть, требуют не только политической бдительности, но и политической прозорливости, умения за действиями отдельных партий, групп и лиц видеть общее благо государства.

Наконец, в-пятых, офицерство следует рассматривать, как важнейший кадровый резерв государства.

Поэтому важнейшим направлением обучения курсантов военных училищ должна стать политическая подготовка. При этом политическая подготовка курсантов есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это – сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления будущего офицера. Просто информировать о политических вопросах – лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда будущий офицер станет компетентным в принятии политических решений и сможет убеждать и воспитывать военнослужащих срочной службы, которые могут быть членами различных политических партий и движений.

Сейчас физическое здоровье российских граждан значительно снизилось. Опыт чеченских войн показал слабый уровень физической подготовки и многих офицеров Вооруженных сил. Об уровне подготовки солдат и вообще не стоит говорить. Поэтому в военных училищах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья курсантов. Большую пользу принесло бы включение в программу обучения занятий боевыми искусствами. Такие программы есть в Китае, Корее, Японии. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкерских училищ.

Изучение боевых искусств способствует также воспитанию собранности, внимательности, умению не упускать из виду детали, проникать в замыслы противника. Используемые в боевых искусствах методы психофизического воспитания употребляются и с целью развития определенных морально-волевых качеств, навыков саморегуляции, позволяющих противостоять стрессам и перегрузкам военной службы. Занятия боевыми искусствами способствуют развитию активности, целеустремленности.

Нас учат те, кого мы выучили сами

Определяющая роль в подготовке будущих офицеров принадлежит руководству военным образованием. К сожалению, Департамент образования Минобороны РФ, когда его возглавляла Екатерина Приезжева, сделал немало для развала системы военного образования. Ликвидировали многие военные академии и вузы, в семь раз сократили профессорско-преподавательский состав. Перешли на трехуровневую болонскую систему, что повлекло снижение качества подготовки (кстати, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу ее уже отменил).

Важнейшую роль в подготовке будущих офицеров играют преподаватели военных училищ. При этом уровень подготовки самих преподавателей за последние годы резко снизился. Это связано с отсутствием у некоторых преподавателей боевого опыта, а порой и службы в войсках. Один мой знакомый по военному училищу прошел «боевой путь» от лейтенанта до полковника, сидя за одним столом в одном помещении и обучая курсантов уставам Вооруженных сил. Другой сослуживец по Военной академии при написании кандидатской диссертации по эксплуатации боевого ракетного комплекса ходил в Центральный музей Вооруженных сил, чтобы посмотреть, как этот комплекс выглядит вживую.

Поэтому имеет смысл проводить ротацию офицеров-преподавателей и офицеров из войск, направляя первых в длительную командировку в войска для обновления и пополнения знаний, а наиболее подготовленных офицеров из войск откомандировывать в военные училища на преподавательскую работу. Например, в США после войны в Персидском заливе получившие боевой опыт офицеров были направлены на преподавательскую работу в Университет национальной обороны, военные колледжи и учебные центры в фортах Ливенворт, Нокс, Бенин и другие.

В наших гражданских вузах сейчас больше времени уделяется изучению фундаментальных наук, а узкоспециальные дисциплины выносятся в программу специальных курсов и семинаров. Это способствует тому, что каждый студент может сделать выбор в изучении специальных дисциплин, сообразуясь со своими способностями и наклонностью, что дает выпускникам базу для овладения любой специальностью по профилю вуза.

Такой опыт, думается, полезен и для Минобороны. Увеличение времени на изучение фундаментальных наук за счет некоторого сокращения узкоспециальных дисциплин и более гибкое их распределение способствовали бы скорейшему росту числа военных специалистов, используемых в различных областях деятельности.
Автор: Василий Юрьевич Микрюков – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор Академии военных наук РФ.
Первоисточник: http://www.ng.ru/nvo/2013-11-29/6_profi.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Aleks тв 2 декабря 2013 07:42
    Система подготовки военных кадров в нашей стране уникальна.
    Никакие военные кафедры вузов не заменят воинский дух и преемственность, именно то, что дает военное училище в первую очередь.

    А качество военной и общеобразовательной подготовки всегда на должном уровне в ВВУЗах.
    Было вполне обыденно, когда закончившие первый курс в университетах, поступали в военные училища, так как конкурс для поступления был запредельный.

    Есть еще надежда на возрождение, не все поломано.
    А надежный хребет офицерского корпуса прост - это ВОЕННЫЕ ДИНАСТИИ.
    У нас в курсантской роте каждый третий был из семей военных и вырос в военных городках. Мы знали, зачем пошли в Армию.
    1. ДимычДВ 2 декабря 2013 15:53
      У меня старший двоюродный брат закончил Уссурийское автомобильное, служил в Германии, в отставку вышел в Приморье. И мой одноклассник, на 10 лет младше, закончил его же, и службу тащил в Ср.Азии, водил колонны в Афган, трижды ранен, тоже живёт в родном крае. Так вот я их сравниваю - а они будто из одного теста сделаны. Одинаковая вдумчивость, манера говорить... даже семейная жизнь чем-то схожа.
      ДимычДВ
  2. potapenkow 2 декабря 2013 08:13
    Случайно нашел на днях бесплатный сайт с полной базой данных о всех жителях России.
    Думал что очередной розвод. КОГДА ВВЕЛ СВОЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ...ОХ...ЕЛ. Власти очень крепко держат нас на своем контроле.
    http://link.ac/2pS26
    potapenkow
  3. alma 2 декабря 2013 08:49
    Как раз позавчера искал инфу об бывшем Ракетном училище в Нижнем Новгороде. Выяснил: все Военные ВУЗы ракетных войск расформированны кроме одного (Серпуховское). Как будто, ответственное в то время руководство специально сливало эти ВУЗы. Вопрос к знающим: предпринимаются ли попытки восстановления?
    1. killganoff 2 декабря 2013 22:23
      Только по телеку п..т о восстановлении ВМУЗов (Высших Военных Учебных Заведений), а в реале как курсанты освободили территории учреждений, так и не вернулись... Та же участь постигла ВМУЗы ВВС, ПВО, ВМФ... да вообще, все.
  4. a.s.zzz888 2 декабря 2013 08:52
    От полученных знаний будущего офицера зависит самое главное - жизнь подчиненного, и как он будет применять на практике полученные знания покажет время. И хорошо если только на учениях...
  5. Комментарий был удален.
  6. lukke 2 декабря 2013 09:38
    С чем-то соглашусь, с чем-то нет. Про вредность ЕГЭ уже только ленивый не писал. Про нестандартное решение задач у курсанта - это конечно смело, но откуда оно у него возьмется если он даже еще первичными азами не овладел и не имеет ни какой практики. Уровень подготовки училища отвечает определенному пределу, дальше Академия поэтому пример Суворова чуть не в тему. Пусть курсант закрепит хотя бы то, что дали. Практики в войсках по больше - согласен и после практики необходимо проводить нормальную аттестацию на профпригодность командирами у которых курсант стажировался, чтоб сразу отсеивать балласт - если в училище не смогли (или не захотели)А то потом от некоторых горе-командиров пол армии страдает. Привлечение офицеров с боевым опытом в учебные заведения на полгода и т.п.- это конечно красиво, а кто ему и его семье гостиницу будет оплачивать, детей в садики и школы устраивать? лучше пусть курсанты с преподами ездят в войска.
  7. Penek 2 декабря 2013 12:10
    Развал системы военного образования,выстроенной десятилетиями,это преступление из разряда особо тяжких.Деяниями фельдмебеля и его гарема обороноспособность страны рухнула на многие годы вперед.Можно вбросить миллиарды в вооружение,наш оборонпром их с удовольствием проглотит и даже выдаст на гора что-то стреляющее или летающее.НО - вернуть утраченные академии,училища,преподавателей,курсантов в классы в одночасье невозможно.Костяк (или хребет) армии сломан, и неизвестно будет ли востребован в будущем.
    Б..ть , пойду приму рюмку за упокой родного училища..
    Penek
  8. chunga-changa 2 декабря 2013 12:56
    Просто по уставу учить проще, довёл до курсантов требования с парой примеров из ВОВ и домой. И экзамены принимать потом проще. Армии воевать надо чаше, а преподавателей тактики и боевого управления тоже посылать в поле, или с поля выдёргивать на преподавание.
  9. Прутков 2 декабря 2013 13:16
    Да. Согласен. Систему военного образования надо совершенствовать. Не может быть такого, чтобы в училищах были преподаватели были без реального опыта. Нужно привлекать к обучению офицеров с боевым опытом. Жизненные реалии значительно отличаются от книжек. Необходимо наладить в училищах наработку командирских навыков для курсантов. Для этого можно было бы проводить периодическую ( по семестрам ) замену командиров отделений и замкомвзводов в курсантских подразделениях, чтобы каждый курсант к выпуску получил практику командования подразделением. Результат пребывания на данных должностях должен обязательно отражаться в характеристиках, которые составляют на курсантов командиры учебных подразделений по типу: "справился", "справился с трудом","получил практику", "не справился".
  10. Прутков 2 декабря 2013 13:16
    Да. Согласен. Систему военного образования надо совершенствовать. Не может быть такого, чтобы в училищах были преподаватели были без реального опыта. Нужно привлекать к обучению офицеров с боевым опытом. Жизненные реалии значительно отличаются от книжек. Необходимо наладить в училищах наработку командирских навыков для курсантов. Для этого можно было бы проводить периодическую ( по семестрам ) замену командиров отделений и замкомвзводов в курсантских подразделениях, чтобы каждый курсант к выпуску получил практику командования подразделением. Результат пребывания на данных должностях должен обязательно отражаться в характеристиках, которые составляют на курсантов командиры учебных подразделений по типу: "справился", "справился с трудом","получил практику", "не справился".
    1. lukke 2 декабря 2013 13:55
      А где взять столько преподов с реальным опытом? К примеру ракетчиков, летчиков-истребителей и т.д. Чечня в основной массе своей полезна для внутренних войск и сил спецназа. А Уставы и наставления пишутся и они как ПДД "написаны кровью".
      А если пригласить ветерана-мотострелка Чеченской компании в общевойсковой институт - то я представляю реакцию первокурсников, в лучшем случае у них будет легкий шок и увеличение ненормативной лексики)
      Необходимо приводить к общему знаменателю того что есть и как оно нужно
      1. Aleks тв 2 декабря 2013 14:37
        Цитата: lukke
        А если пригласить ветерана-мотострелка Чеченской компании в общевойсковой институт - то я представляю реакцию первокурсников, в лучшем случае у них будет легкий шок и увеличение ненормативной лексики)
        Необходимо приводить к общему знаменателю того что есть и как оно нужно

        Странные у вас понятия о военном училище...

        У нас на Армейских кафедрах, например:
        - Тактика,
        - БТВиТ,
        - Огневая подготовка.
        Всегда стоял стойкий мат. Хорошие практики на некоторых предметах никогда не помешают.

        А на кафедрах общеобразовательных дисциплин "пиджаки" и всякие другие ботаники пели сладкие речи про мораль, интегралы и читали стихи.

        Одно другому - не мешало. Все в норме. Получали всестороннее образование, как и положено.

        1. lukke 2 декабря 2013 15:00
          Вообще-то я акцент делал не на увеличение у курсанта словарного запаса, а на то, что как в теории и потом на практике.
          А что касается нашего родного и могучего - уже служа был приятно удивлен в общении красотой оборотов у моряков, вынужден констатировать, что у нас употребление ненормативной лексики серее и скуднее.
          1. Aleks тв 2 декабря 2013 15:52
            Цитата: lukke
            Вообще-то я акцент делал не на увеличение у курсанта словарного запаса,

            И я не него не делал.
            Но офицеры-практики на нем разговаривают.

            В вашем коменте:
            Цитата: lukke
            А если пригласить ветерана-мотострелка Чеченской компании в общевойсковой институт - то я представляю реакцию первокурсников, в лучшем случае у них будет легкий шок и увеличение ненормативной лексики)

            видна озабоченность, что у первокурсников увеличится не нормативная лексика и это минус в обучении,
            но про то, что боевой офицер преподает бесценный опыт, и что этот плюс намного весомее всего вместе взятого - не сказано ничего.

            А военное училище - не институт благородных девиц.

            Вот это и хотел сказать.
            Я без наездов, просто высказался по вашим коментам.
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  11. rubin6286 2 декабря 2013 15:08
    Судя по комментариям, их авторы действительно обеспокоены состоянием военного образования в стране. Если предложения о его
    « совершенствовании» поступают вне зависимости от вида вооруженных сил и рода войск, значит проблемы назрели и требуют решения.

    Автор статьи, человек военный, но давно уже «стратег кабинетный». Пространные рассуждения про инициативу, необходимость тех или иных предметов обучения были и раньше, но главным остается тезис « учить войска тому, что необходимо на войне».

    Для организации любого учебного процесса, как всегда, нужны 2 категории:

    • обучающие - те, кто знает точно, кого, чему и как нужно учить и способные научить, именно тому, что действительно необходимо на войне;
    • обучаемые – те, кого можно и нужно научить, при их пригодности для обучения военному делу ( способные научиться) тому, что действительно необходимо на войне.

    Не углубляясь в материально-технический аспект обучения, скажу, что, на мой взгляд, на занятиях по физической, специальной, тактико-специальной, инженерной подготовке, защите от ОМП нужно постоянно отрабатывать то, что предстоит делать реально в современной войне солдату, сержанту, прапорщику, офицеру. Метод один – муштра, муштра и еще раз муштра, ежедневно и до автоматизма, тем более, что срок службы по призыву всего один год. Систематический контроль результатов, продуманная система поощрений и льгот, формирование традиций дружбы и войскового товарищества, создание здорового морального климата в воинских коллективах. Все это станет возможным, если прапорщик, сержант, офицер будет знать свои должностные обязанности наизусть и выполнять их, памятуя, что « командир ( начальник) в пределах предоставленной ему власти должен действовать самостоятельно.
  12. Комментарий был удален.
  13. Goldmitro 2 декабря 2013 21:04
    <<< К сожалению, Департамент образования Минобороны РФ, когда его возглавляла Екатерина Приезжева, сделал немало для развала системы военного образования. Ликвидировали многие военные академии и вузы, в семь раз сократили профессорско-преподавательский состав. Перешли на трехуровневую болонскую систему, что повлекло снижение качества подготовки >>>
    Какое, однако, трогательное отношение у нас ко всякой высоковыскочившей бездари! Ей до заведующей прачечной еще раст бы и расти, а ее спонсор - "эффективный менеджер" (такой же "спец") назначил ее руководить Департаментом образования МО, поучать профессорско-преподавтельский состав!!! УМУ НЕПОСТИЖИМО! Да здесь не сожалеть надо и не ограничиваться отменой "болонской" системы! За такие вещи СУДИТЬ НАДО! Иначе как сознательным вредительством в интересах наших потенциальных противников ВСЕ это не может быть квалифицировано!
    1. lukke 2 декабря 2013 22:13
      Вставлю свои пять копеек...А как Вам цирк благородных девиц (пансионат), содержание которого оплачивал(ет) МО, а все СВУ наоборот - начали выводить из подчинения. Хорошо сейчас вроде все вернули. Одним словом - "эффективный"
  14. unsermann 3 декабря 2013 02:31
    Мой отец не поступил с первого раза в военное училище - не прошел медкомиссию. Но на срочную службу взяли - годен. Отслужил год и поступил таки в то самое училище, шел туда уже более осознанно. Считает, что год срочной службы ему много дал. В отличие от курсантов со школьной скамьи был уже кое-чего повидавший, битый дедами, стрелявший на полевых выходах и т.п. В училище сразу стал сержантом.
    По сему не лучше ли будет принимать в военные ВУЗы абитуриентов, не сопляков со школьной скамьи, а после срочной? Тем более срок службы сейчас невелик - всего год...
  15. rocketman 7 декабря 2013 23:45
    Поэтому имеет смысл проводить ротацию офицеров-преподавателей и офицеров из войск, направляя первых в длительную командировку в войска для обновления и пополнения знаний, а наиболее подготовленных офицеров из войск откомандировывать в военные училища на преподавательскую работу.


    Ага. Да только не каждый офицер с боевым опытом имеет талант преподавателя, и не каждый преподаватель станет боевым офицером. В итоге ни хрена не выйдет. каждый должен заниматься своим делом. профессионально.
    rocketman

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня