Military Review

Minelayers today

8
World experts are unanimous that the role of the mine weaponsused both in the offensive and in the defense depends on the qualitative development of the equipment and devices for laying mines, as well as on the improvement of the mines themselves. Military designers and engineers are constantly improving the system of high-speed installation of mines in the ground and vnabros. Real success in this area allows the use of minefields in the course of modern combat.


Usually minefields are placed to cover their positions in order to delay the attacking forces of the enemy or to force them into other zones where they will be hit by other types of weapons. A mine-laying strategy is envisaged directly on the enemy’s routes and in the rear to prevent the introduction of second echelons or reserves into battle. The minefields are capable of stopping the enemy breaking through the defense line or strengthening the existing defenses of the defenders.

But even in the offensive, the role of mines can hardly be overestimated - minefields cover the open flanks, the fighting forces of the counterattacking enemy are delayed and destroyed, and the minefields slow down the enemy’s withdrawal to their positions after the attack.

If we analyze the ways of development of mining tools, we can distinguish the following areas:
- the use of mechanical equipment for the installation of mines, which allows very quickly to install minefields with small forces;
- giving maximum attention to the improvement of anti-tank mines as an effective means of destroying enemy armored vehicles, as well as modifications of anti-vehicle mines that hit unarmored targets (transporters, cars, engineering vehicles, airplanes and helicopters);
- a significant increase in the efficiency of mines due to the use of a directional attack charge, as well as the use of an electronic fuse (non-contact and contact) with a non-recoverable element and a controlled service life. Such a mine, after the expiration of the programmed period, is self-destructed either by undermining or passing to a safe state;
- a significant increase in the mechanical properties of mines due to the use of high-strength materials and new design solutions that allow mines to fall from considerable heights, withstanding large accelerations (the installation of mines in the pipeline);
- the development and use of remote mining systems, which allows the installation of minefields not only to engineering units, but also to other types of troops: aviation, artillery, Navy;
- the development of new methods for organizing the work of the rear services to provide troops with ammunition for mines, in connection with the increased capabilities of various units in the construction of minefields.

Currently, NATO mainly uses minelayers to set up anti-tank mines. Minelayers are divided into trailed and self-propelled - the first most. The main work of minelayers is to place mines on the surface and in the ground itself. Structurally, there is a change in the mining step, which allows you to set the desired density of the barrier. Mainly anti-tank and anti-tracked mines are used in mining.

The minelayers of the FFV 5821 of the Federal Republic of Germany, manufactured by a Swedish company, entered service in the Bundeswehr and the Netherlands armed forces. The barrier is trailed and towed by an 7-ton vehicle loaded with 720 mines, the installation rate of the mine range is 20 min. Per minute.

The British Army is also equipped with trailed minelayers, which are towed by tracked armored troop-carrier FV 432 “Trojan”, in the cargo hold of which are 144 mines. It is also allowed to use the FV 602 “Stolvet” carriage loaded with 500 mines for transportation of the haul.

Minelayer ST-AT / V, made in Spain, is of a trailed type and places anti-tank anti-bottom, anti-tracked mines into the ground or on the surface. The haulier is towed by an armored personnel carrier loaded with 200 mines.

French minelayer mod. F1 works on a wheelbase. Its peculiarity is that it digs holes for each of the mines without damaging the vegetation layer. The mine is placed under a raised layer of earth, and then the installation site is rolled by a roller. This minelayer is designed for the installation of anti-tank mines HPD mod. F2 and anti-track ASRM. The cargo compartment of the vehicle can hold four 112 min cassettes. All the installation of mines are performed automatically. French minelayers are also purchased by the Belgian army. The rate of mining - 400 min per hour.

On the armament of the Western armies are remote mining systems. These systems are a fundamentally new tool for installing minefields in a short time (several minutes) at a distance of tens of meters to hundreds of kilometers. The system of remote mining includes anti-vehicle, anti-personnel and anti-tank mines, installation vehicle carriers. The role of the carrier can be performed by a ground vehicle, a rocket, a helicopter, an airplane, an artillery shell.

Mines that have fallen to the ground are transferred to the combat position and are triggered by the set target. Any attempt by the enemy to remove a mine leads to its undermining. Upon expiration of the service life, the mine itself is self-destructing. As tests have shown, the detection of mines by the crews of combat vehicles is difficult and, as a rule, mines go unnoticed.

GEMSS (USA) ground-based mining system is also of interest, the basis of which is the M128 trailed minelayer, moved by the tracked armored personnel carrier M113. Two types of mines to be installed are the anti-tank anti-bottom M75 and anti-personnel fragmentation M74, which are loaded into the compartment in the number of 800 units. During the movement of the mine layer, mines are scattered to a distance of 60 meters. Within 15 minutes, the minelayer creates a mined strip the size of 1000X60. The 60 kits of the GEMSS surface mining system were tested by US land forces in Europe. As a result of the operation, the disadvantages of the complex were revealed - a large mass of the minelayer and the difficulty of imparting a rotation to the mine 2500 rpm in order to remove one of the fuse protection stages.

The US Army also has the Vulkan universal mining systems in service. They are mounted on a 5-ton M817 vehicle or on a Black Hawk helicopter. The system’s ammunition consists of four disposable 40 modules for mine cassettes. Each tape contains one anti-personnel fragmentation mine and five anti-tank mines. One refueling provides mining for 30 minutes of 1000X50 m area. This system is used by the American "rapid deployment forces".

The US military is also successfully using the new rocket mining system. It consists of 12-ti RSML MLRS and missiles with cassettes min. The firing range to 40 km, the duration of the volley - 60 with., Mined area - 1000х400 m. This system is also in service with France, England, Italy.

The British Army is equipped with a Ranger land mine system, which is designed for the installation of anti-personnel high-explosive mines. In one refueling system are 1296 min. The firing range is 100 meters, the pace - 18 min per minute. The recharging of the system is carried out by two employees in 6 minutes. The main purpose of the mining system is to strengthen non-explosive barriers and anti-tank minefields.

Western military units also use helicopter mining systems, which are designed to restrict the mobility of mechanized and tank parts of the enemy. But the system has a significant drawback - the vulnerability of helicopters. One helicopter refueling contributes to the establishment of a mine strip measuring 17x1000 m in 50 minutes.

Today, in the armies of NATO countries, new types of mine-barriers are being tested, the basic principle of which is the pyrotechnic installation of anti-tank and anti-personnel mines in the issue. For example, the modular mining system MOPMS (USA) establishes focal mixed fields to cover defended positions. Management of mining is carried out remotely (by radio or by wire). Minami overlaps the area - within a radius of 35 meters.

The portable installation of mining (Italy) is very interesting. It is designed for all types of troops. Allows for the minimum time to block defended positions from the penetration of enemy infantry.

But work on improving minefield systems is ongoing. Experts expect a breakthrough in this area in the very near future.

Production of minelayers is conducted in the countries of the former Soviet Union. So, in Ukraine, their release is carried out at the Kryukovsky machine-building plant.

This plant is one of the oldest manufactures. It was created in 1869 year, as car-repair workshops engaged in the current repair of cars for the Kharkiv-Nikolaev railway. From 1900, 400 workers worked in production, who repaired not only 120 freight, but also 20 passenger cars per month for the needs of the railway.

Minelayers today


Today, the Krukovka Carriage Works occupies leading positions in the design and manufacture of passenger cars for the railways, as well as subway cars. But, in addition to civilian products, the plant produces special armored vehicles - including the minelayer I-52, intended for remote setting of minefields. And-52 is able to set anti-personnel and anti-tank mines at any time of day and in a wide temperature range - from minus 45 ° C to plus 45 ° C, as well as with slopes (ascents, descents, slopes) to 15 degrees. The minelayer I-52 in the process of movement provides one- and two-way installation of minefields in a vbros manner. When parked, the X-NUMX is capable of setting minefields by automatically shooting mines from a cassette. The cassettes are located in special containers mounted on the MT-LBu light multi-purpose chassis.

The multipurpose chassis includes: a mining control panel, a block of containers for shooting mines, a mechanism for bringing containers to a working state, a container unfolding structure, a device for rotating a block of containers.



The minelayer I-52 is in service with the 12 engineering regiment stationed in the Zhytomyr region in the city of Novograd-Volynsky.
Main technical characteristics of mine layer I-52:
Maximum transport speed with a full set of cargo - 61,5 km / h.
Cruising range - 500 km.
Operating weight at full load - 16000 kg.
Overall dimensions in transport position: 2200 mm (height), 7210 mm (length), 2850 mm (width).
Overall dimensions in working position: 3300 mm (height), 7210 mm (length), 3450 mm (width).
Crew - 2 person.
Types of installed minefields - anti-personnel, anti-tank and mixed. Types of mines: PFM-1, ПМФ-1С, КСО-1, ПОМ-1, ПОМ-2, ГТМ-1, ПТМ-3.
The installation method min - shooting from cassettes, ejection.
The number of containers - 2 to 90 min pieces in each.
The number of lanes of a minefield installed in a single pass of the machine is 1 or 2.
Mining speed - 10-40 km / h.
The angle of rotation of containers in the horizontal plane - 360 degrees.
The installation angle of the cassettes in containers in the vertical plane is 50 degrees.
The time taken to bring the vehicle from the transport to working condition is 5 minutes.
Ammunition reload time - 120 min. (crew) or 20 min. (demining unit).

Minelayers are in demand in the market of weapons manufacturers. Therefore, Ukrainian suppliers of this segment of military equipment have prospects and incentives for the development, modification and expansion of the mine-laying line for various types and purposes.

Materials used:
http://www.kvsz.com/index.php?option=com_content&view=article&id=39&Itemid=337〈=ru
http://ukrindustrial.livejournal.com/99402.html
http://topwar.ru/10659-sovremennye-sredstva-minirovaniya-na-sluzhbe-armiy-mira.html
http://target.ucoz.ru/publ/99-1-0-253
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Volodya Sibiryak
    Volodya Sibiryak 2 December 2013 08: 02
    11
    A pair of such cars and the passage to the Maidan is closed.
    1. ICT
      ICT 2 December 2013 08: 58
      +3
      Quote: Volodya Sibiryak
      A pair of such cars and the passage to the Maidan is closed.

      they have slightly different tasks
  2. Sochi
    Sochi 2 December 2013 15: 13
    +2
    On the one hand, the convention on the prohibition of anti-personnel mines, on the other, the improvement of mines and their setting. and generally GOOD FELLOWS — one must protect one’s own, and destroy others or cripple.
    1. bask
      bask 2 December 2013 16: 25
      +1
      Quote: Sochi
      and destroy strangers or cripple.

      Here it is, a correctly posed question-answer.
      GMZ-3, the caterpillar mine layer, is the best in the world.
      TTX.
      GS-GM 123
      Mass in combat position - 28,5 tons
      Crew, people - 3
      Transportable set of min-208 pcs.
      The movement speed during mining is 6-16 cells / hour
      Types of installed anti-tank mines - ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62ПЗ
      Diesel power - 600 l / s
      Maximum speed - 60 cells / h
      Cruising range-500 C.
  3. gych
    gych 2 December 2013 16: 07
    +1
    what is the range of containers
  4. APASUS
    APASUS 2 December 2013 20: 42
    +1
    The article was written in a slightly strange way, the minefields of the NATO countries slowly moved to the fighter from Ukraine. Well, then they would write at least about the Universal Mine Fighter UMP.
    1. Zlodeey
      Zlodeey 2 December 2013 21: 59
      0
      Just in topic:
  5. APASUS
    APASUS 2 December 2013 20: 43
    0
    True, there is also a video
  6. kelevra
    kelevra 24 December 2013 23: 18
    0
    The terrible thing is mine! Especially for the transport convoy!

Минные заградители сегодня

Мировые эксперты едины во мнении, что роль минного оружия, используемого как в наступлении, так и в обороне, зависит от качественного развития техники и приспособлений по установке мин, а также от совершенствования и самих мин. Военные конструкторы и инженеры постоянно совершенствуют системы скоростной установки мин в грунт и внаброс. Реальные успехи в этой сфере позволяют применять минные заграждения в ходе современного боя.

Обычно минные заграждения ставят для прикрытия занимаемых позиций с целью задержки наступающих сил противника или для принуждения их выходить в другие зоны, где они попадут под поражающий огонь другими видами оружия. Предусмотрена стратегия установки мин непосредственно на маршрутах движения противника и в его тылу для препятствования введения в бой вторых эшелонов или резервов. Минные заграждения способны остановить противника, прорывающегося через полосу обороны или усилить уже имеющуюся защиту обороняющихся.

Но и в наступлении роль мин трудно переоценить — минными заграждениями прикрывают открытые фланги, задерживаются и уничтожаются боевые силы контратакующего противника, также минные поля замедляют отход противника на свои позиции после проведенной атаки.


Если проанализировать пути развития средств минирования, то можно выделить следующие направления:
— применение механического оборудования для установки мин, что позволяет очень быстро устанавливать минные заграждения малыми силами;
— уделение максимального внимания совершенствованию противотанковых мин как эффективному средству уничтожения бронированных машин противника, а также модификации противотранспортных мин, которые поражают небронированные цели (транспортеры, автомобили, инженерные машины, самолеты и вертолеты);
— значительное повышение эффективности мин за счет использования заряда направленного поражения, а также применения электронного взрывателя (неконтактного и контактного) с элементом неизвлекаемости и управляемым сроком боевой службы. Такая мина, после истечения запрограммируемого срока, самоуничтожается либо подрывом, либо переходом в безопасное состояние;
— существенное повышение механических свойств мин за счет использования высокопрочных материалов и новых конструктивных решений, позволяющих минам падать со значительных высот, выдерживая большие ускорения (метод установки мин внаброс);
— разработка и применение систем дистанционного минирования, что позволяет устанавливать минные заграждения не только инженерным подразделениям, но и другими родами войск: авиацией, артиллерией, ВМС;
— разработка новых методов налаживания работы тыловых служб по обеспечению войск боекомплектами мин, в связи с возросшими возможностями различных подразделений по устройству минных заграждений.

В настоящее время, НАТО в основном применяет минные заградители для установки противотанковых мин. Минные заградители делятся на прицепные и самоходные — первых больше всего. Основной работой минных заградителей является установка мин на поверхность и в сам грунт. Конструктивно предусмотрено изменение шага минирования, что позволяет устанавливать заданную плотность заграждения. В основном при минировании применяются противотанковые противоднищевые и противогусеничные мины.

Минные заградители FFV 5821 ФРГ, изготовленные шведской фирмой, поступили на вооружение в бундесвер и нидерландские вооруженные силы. Заградитель относится к прицепному виду и буксируется 7-тонным автомобилем, груженным 720 минами, темп установки минного ряда — 20 мин в минуту.

Армия Великобритании оснащена также прицепными минными заградителями, которые буксируются гусеничным бронетранспортером FV 432 «Троуджен», в грузовом отсеке которого находится 144 мины. Допускается также использования для транспортировки заградителя автомобиля FV 602 «Столвэт», груженного 500 минами.

Минный заградитель ST-AT/V, производства Испании, относится к прицепному типу и устанавливает противотанковые противоднищевые, противогусеничные мины в грунт или на поверхность. Буксирует заградитель бронетранспортер, груженный 200 минами.

Французский минный заградитель мод. F1 работает на колесной базе. Его особенность в том, что он роет лунки для каждой из мин не повреждая растительного слоя. Мина помещается под поднятый пласт земли, а затем место установки прикатывается валиком. Этот минный заградитель рассчитан на установку противотанковых противоднищевых мин HPD мод. F2 и противогусеничных АСРМ. Грузовой отсек машины может вмещать четыре кассеты по 112 мин. Все действия по установке мины выполняются автоматически. Французские минные заградители также закуплены и бельгийской армией. Темп минирования — 400 мин в час.

На вооружении западных армий находятся и системы дистанционного минирования. Эти системы являются принципиально новым средством по установке минных заграждений в сжатые сроки (несколько минут) на расстояние от десятков метров до сотен километров. Система дистанционного минирования включает в себя противотранспортные, противопехотные и противотанковые мины, носители средств установки. Роль носителя могут выполнять наземная машина, ракета, вертолет, самолет, артиллерийский снаряд.

Упавшие на землю мины переводятся в боевое положение и срабатывают на установленную цель. Любая попытка противника снять мину приводит к ее подрыву. По истечении срока службы мина сама самоликвидируется. Как показали испытания, обнаружение мин экипажами боевых машин затруднено и, как правило, мины остаются незамеченными.

Вызывает интерес и наземная система минирования GEMSS (США), основа которой — прицепной минный заградитель М128, перемещаемый гусеничным бронетранспортером M113. Устанавливаемые мины двух типов — противотанковые противоднищевые М75 и противопехотные осколочные М74, загружаются в отсек в количестве 800 штук. Во время движения минного заградителя, мины разбрасываются на расстояние до 60 метров. В течение 15 минут заградитель создает заминированную полосу размером 1000X60 м. 60 комплектов наземной системы минирования GEMSS были испытаны сухопутными подразделениями США в Европе. В результате эксплуатации выявлены недостатки комплекса — большая масса самого заградителя и трудность придания мине вращения 2500 об/мин с целью снятия одной из ступеней предохранения взрывателя.

На вооружении сухопутных войск США также находятся универсальные системы минирования «Вулкан». Они монтируются на 5-ти тонном автомобиле М817 или на вертолете «Блэк Хок». В состав боекомплекта системы входят четыре модуля по 40 минных кассет одноразового применения. В каждой кассете находится одна противопехотная осколочная мина и пять противотанковых. Одна заправка обеспечивает минирование за 30 минут площади 1000X50 м. Эта система используется американскими "силами быстрого развертывания".

Американские военные также успешно используют новую ракетную систему минирования. Она состоит из 12-ти ствольной РСЗО MLRS и ракеты с кассетами мин. Дальность стрельбы до 40 км, длительность залпа — 60 с., минируемая площадь — 1000х400 м. Эта система также находится на вооружении Франции, Англии, Италии.

Армия Великобритании оснащена наземной системой минирования «Рейнджер», которая предназначена для установки противопехотных фугасных мин. В одной заправке системы находятся 1296 мин. Дальность обстрела составляет 100 метров, темп — 18 мин в минуту. Перезарядка системы осуществляется двумя сотрудниками за 6 минут. Основное предназначение системы минирования — усиление невзрывных заграждений и противотанковых минных полей.

Западными военными подразделениями также используются вертолетные системы минирования, которые предназначены для ограничения подвижности механизированных и танковых частей противника. Но у системы есть существенный недостаток — уязвимость вертолетов. Одна заправка вертолета способствует установлению за 17 минут минной полосы размером 1000х50 м.

Сегодня в армиях стран НАТО проходят испытания новые образцы минных заградителей, основной принцип действия которых — пиротехническая установка противотанковых и противопехотных мин внаброс. Например, модульная система минирования MOPMS (США) устанавливает очаговые смешанные поля для прикрытия обороняемых позиций. Управление минированием осуществляется дистанционно (по радио или по проводам). Минами перекрывается площадь — в радиусе 35 метров.

Очень интересна переносная установка минирования (Италия). Она предназначена для всех родов войск. Позволяет за минимальное время перекрыть обороняемые позиции от проникновения пехоты противника.

Но работа над совершенствованием систем минного заграждения ведется постоянно. Экспертами ожидается прорыв в этой области уже в самое ближайшее время.

Производство минных заградителей ведется и в странах бывшего Советского Союза. Так, в Украине их выпуск осуществляется на Крюковском машиностроительном заводе.

Этот завод является одним из старейших производств. Создан он был в 1869 году, в качестве вагоноремонтных мастерских, занимающихся текущим ремонтом вагонов для Харьковско-Николаевской железной дороги. С 1900 года на производстве трудились 400 рабочих, которые ремонтировали не только 120 грузовых, но и 20 пассажирских вагонов в месяц для нужд железной дороги.

Минные заградители сегодня


Сегодня Крюковский вагоностроительный завод занимает ведущие позиции по разработке и производству пассажирских вагонов для железной дороги, а также вагонов метро. Но, кроме гражданской продукции, завод выпускает специальную бронетехнику — в том числе и минный заградитель И-52, предназначенный для дистанционной постановки минных заграждений. И-52 способен устанавливать противопехотные и противотанковые мины в любое время суток и в широком температурном диапазоне — от минус 45° С до плюс 45° С, а также с уклонами местности (подъемы, спуски, косогоры) до 15 град. Минный заградитель И-52 в процессе движения обеспечивает одно- и двухполосную установку минных полей способом внаброс. При стоянке И-52 способен устанавливать минные заграждения путем автоматического отстрела мин из кассет. Кассеты находятся в специальных контейнерах, установленных на легком многоцелевом шасси МТ-ЛБу.

Многоцелевое шасси включает в себя: пульт управления минированием, блок контейнеров для отстрела мин, механизм приведения контейнеров в рабочее состояние, конструкцию раздвижки контейнеров, устройство поворота блока контейнеров.

Минные заградители сегодня


Минный заградитель И-52 находится на вооружении в 12 инженерном полку, дислоцирующимся в Житомирской области в г. Новоград-Волынский.
Основные технические характеристики минного заградителя И-52:
Максимальная скорость транспортировки с полным комплектом груза — 61,5 км/ч.
Запас хода по топливу — 500 км.
Эксплуатационная масса при полной загрузке — 16000 кг.
Габаритные размеры в транспортном положении: 2200 мм (высота), 7210 мм (длина), 2850 мм (ширина).
Габаритные размеры в рабочем положении: 3300 мм (высота), 7210 мм (длина), 3450 мм (ширина).
Экипаж — 2 человека.
Типы устанавливаемых минных полей — противопехотные, противотанковые и смешанные. Типы мин: ПФМ-1, ПМФ-1С, КСО-1, ПОМ-1, ПОМ-2, ГТМ-1, ПТМ-3.
Способ установки мин — отстрел из кассет, выброс.
Количество контейнеров — 2 по 90 штук мин в каждом.
Количество полос минного заграждения, устанавливаемых за один проход машины — 1 или 2.
Скорость минирования — 10-40 км/час.
Угол поворота контейнеров в горизонтальной плоскости — 360 градусов.
Угол установки кассет в контейнерах в вертикальной плоскости — 50 градусов.
Время приведения машины из транспортного в рабочее состояние — 5 минут.
Время перезарядки боекомплекта — 120 мин. (экипажем) или 20 мин. (саперным подразделением).

Минные заградители востребованы на рынке продукции оружейных производителей. Поэтому у украинских поставщиков этого сегмента военной техники есть перспективы и стимул для развития, модификации и расширения линейки выпуска минных заградителей различных типов и назначения.

Использованы материалы:
http://www.kvsz.com/index.php?option=com_content&view=article&id=39&Itemid=337&lang=ru
http://ukrindustrial.livejournal.com/99402.html
http://topwar.ru/10659-sovremennye-sredstva-minirovaniya-na-sluzhbe-armiy-mira.html
http://target.ucoz.ru/publ/99-1-0-253
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Володя Сибиряк 2 декабря 2013 08:02
    Пара таких машин и проход на майдан закрыт.
    Володя Сибиряк
    1. TIT 2 декабря 2013 08:58
      Цитата: Володя Сибиряк
      Пара таких машин и проход на майдан закрыт.

      у них немного другие задачи
      TIT
  2. Сочи 2 декабря 2013 15:13
    С одной стороны конвенция о запрерте противопехотных мин, с другой совершенствование мин и их постановки. а вообщё МОЛОДЦЫ - своих надо защищать, а чужих уничтожать или калечить.
    1. bask 2 декабря 2013 16:25
      Цитата: Сочи
      а чужих уничтожать или калечить.

      Вот это ,правильно поставленный вопрос-ответ.
      ГМЗ-3, гусеничный минный заградитель-лучшей в мире.
      ТТХ.
      ГШ-ГМ 123
      Масса в боевом положении- 28,5 тонн
      Экипаж, чел - 3
      Возимый комплект мин-208 шт.
      Скорость движения при минировании-6-16 кл/час
      Типы устанавливаемых противотанковых мин - ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62ПЗ
      Мощность дизеля- 600 л/с
      Максимальная скорость движения- 60 кл/ч
      Запас хода-500 кл.
      bask
  3. gych 2 декабря 2013 16:07
    какая дальность отсрела контейнеров
    gych
  4. APASUS 2 декабря 2013 20:42
    Статья написана немного странно,минные заградители стран НАТО потихоньку перешли в заградитель из Украины.Ну тогда написали бы хоть про Универсальный минный заградитель УМЗ.
    1. ZloDeey 2 декабря 2013 21:59
      Как раз в тему:
  5. APASUS 2 декабря 2013 20:43
    Правда есть еще и видео
  6. kelevra 24 декабря 2013 23:18
    Страшная вещь-мина!Особенно для транспортной колонны!
    kelevra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня