Минные заградители сегодня

Мировые эксперты едины во мнении, что роль минного оружия, используемого как в наступлении, так и в обороне, зависит от качественного развития техники и приспособлений по установке мин, а также от совершенствования и самих мин. Военные конструкторы и инженеры постоянно совершенствуют системы скоростной установки мин в грунт и внаброс. Реальные успехи в этой сфере позволяют применять минные заграждения в ходе современного боя.

Обычно минные заграждения ставят для прикрытия занимаемых позиций с целью задержки наступающих сил противника или для принуждения их выходить в другие зоны, где они попадут под поражающий огонь другими видами оружия. Предусмотрена стратегия установки мин непосредственно на маршрутах движения противника и в его тылу для препятствования введения в бой вторых эшелонов или резервов. Минные заграждения способны остановить противника, прорывающегося через полосу обороны или усилить уже имеющуюся защиту обороняющихся.

Но и в наступлении роль мин трудно переоценить — минными заграждениями прикрывают открытые фланги, задерживаются и уничтожаются боевые силы контратакующего противника, также минные поля замедляют отход противника на свои позиции после проведенной атаки.


Если проанализировать пути развития средств минирования, то можно выделить следующие направления:
— применение механического оборудования для установки мин, что позволяет очень быстро устанавливать минные заграждения малыми силами;
— уделение максимального внимания совершенствованию противотанковых мин как эффективному средству уничтожения бронированных машин противника, а также модификации противотранспортных мин, которые поражают небронированные цели (транспортеры, автомобили, инженерные машины, самолеты и вертолеты);
— значительное повышение эффективности мин за счет использования заряда направленного поражения, а также применения электронного взрывателя (неконтактного и контактного) с элементом неизвлекаемости и управляемым сроком боевой службы. Такая мина, после истечения запрограммируемого срока, самоуничтожается либо подрывом, либо переходом в безопасное состояние;
— существенное повышение механических свойств мин за счет использования высокопрочных материалов и новых конструктивных решений, позволяющих минам падать со значительных высот, выдерживая большие ускорения (метод установки мин внаброс);
— разработка и применение систем дистанционного минирования, что позволяет устанавливать минные заграждения не только инженерным подразделениям, но и другими родами войск: авиацией, артиллерией, ВМС;
— разработка новых методов налаживания работы тыловых служб по обеспечению войск боекомплектами мин, в связи с возросшими возможностями различных подразделений по устройству минных заграждений.

В настоящее время, НАТО в основном применяет минные заградители для установки противотанковых мин. Минные заградители делятся на прицепные и самоходные — первых больше всего. Основной работой минных заградителей является установка мин на поверхность и в сам грунт. Конструктивно предусмотрено изменение шага минирования, что позволяет устанавливать заданную плотность заграждения. В основном при минировании применяются противотанковые противоднищевые и противогусеничные мины.

Минные заградители FFV 5821 ФРГ, изготовленные шведской фирмой, поступили на вооружение в бундесвер и нидерландские вооруженные силы. Заградитель относится к прицепному виду и буксируется 7-тонным автомобилем, груженным 720 минами, темп установки минного ряда — 20 мин в минуту.

Армия Великобритании оснащена также прицепными минными заградителями, которые буксируются гусеничным бронетранспортером FV 432 «Троуджен», в грузовом отсеке которого находится 144 мины. Допускается также использования для транспортировки заградителя автомобиля FV 602 «Столвэт», груженного 500 минами.

Минный заградитель ST-AT/V, производства Испании, относится к прицепному типу и устанавливает противотанковые противоднищевые, противогусеничные мины в грунт или на поверхность. Буксирует заградитель бронетранспортер, груженный 200 минами.

Французский минный заградитель мод. F1 работает на колесной базе. Его особенность в том, что он роет лунки для каждой из мин не повреждая растительного слоя. Мина помещается под поднятый пласт земли, а затем место установки прикатывается валиком. Этот минный заградитель рассчитан на установку противотанковых противоднищевых мин HPD мод. F2 и противогусеничных АСРМ. Грузовой отсек машины может вмещать четыре кассеты по 112 мин. Все действия по установке мины выполняются автоматически. Французские минные заградители также закуплены и бельгийской армией. Темп минирования — 400 мин в час.

На вооружении западных армий находятся и системы дистанционного минирования. Эти системы являются принципиально новым средством по установке минных заграждений в сжатые сроки (несколько минут) на расстояние от десятков метров до сотен километров. Система дистанционного минирования включает в себя противотранспортные, противопехотные и противотанковые мины, носители средств установки. Роль носителя могут выполнять наземная машина, ракета, вертолет, самолет, артиллерийский снаряд.

Упавшие на землю мины переводятся в боевое положение и срабатывают на установленную цель. Любая попытка противника снять мину приводит к ее подрыву. По истечении срока службы мина сама самоликвидируется. Как показали испытания, обнаружение мин экипажами боевых машин затруднено и, как правило, мины остаются незамеченными.

Вызывает интерес и наземная система минирования GEMSS (США), основа которой — прицепной минный заградитель М128, перемещаемый гусеничным бронетранспортером M113. Устанавливаемые мины двух типов — противотанковые противоднищевые М75 и противопехотные осколочные М74, загружаются в отсек в количестве 800 штук. Во время движения минного заградителя, мины разбрасываются на расстояние до 60 метров. В течение 15 минут заградитель создает заминированную полосу размером 1000X60 м. 60 комплектов наземной системы минирования GEMSS были испытаны сухопутными подразделениями США в Европе. В результате эксплуатации выявлены недостатки комплекса — большая масса самого заградителя и трудность придания мине вращения 2500 об/мин с целью снятия одной из ступеней предохранения взрывателя.

На вооружении сухопутных войск США также находятся универсальные системы минирования «Вулкан». Они монтируются на 5-ти тонном автомобиле М817 или на вертолете «Блэк Хок». В состав боекомплекта системы входят четыре модуля по 40 минных кассет одноразового применения. В каждой кассете находится одна противопехотная осколочная мина и пять противотанковых. Одна заправка обеспечивает минирование за 30 минут площади 1000X50 м. Эта система используется американскими "силами быстрого развертывания".

Американские военные также успешно используют новую ракетную систему минирования. Она состоит из 12-ти ствольной РСЗО MLRS и ракеты с кассетами мин. Дальность стрельбы до 40 км, длительность залпа — 60 с., минируемая площадь — 1000х400 м. Эта система также находится на вооружении Франции, Англии, Италии.

Армия Великобритании оснащена наземной системой минирования «Рейнджер», которая предназначена для установки противопехотных фугасных мин. В одной заправке системы находятся 1296 мин. Дальность обстрела составляет 100 метров, темп — 18 мин в минуту. Перезарядка системы осуществляется двумя сотрудниками за 6 минут. Основное предназначение системы минирования — усиление невзрывных заграждений и противотанковых минных полей.

Западными военными подразделениями также используются вертолетные системы минирования, которые предназначены для ограничения подвижности механизированных и танковых частей противника. Но у системы есть существенный недостаток — уязвимость вертолетов. Одна заправка вертолета способствует установлению за 17 минут минной полосы размером 1000х50 м.

Сегодня в армиях стран НАТО проходят испытания новые образцы минных заградителей, основной принцип действия которых — пиротехническая установка противотанковых и противопехотных мин внаброс. Например, модульная система минирования MOPMS (США) устанавливает очаговые смешанные поля для прикрытия обороняемых позиций. Управление минированием осуществляется дистанционно (по радио или по проводам). Минами перекрывается площадь — в радиусе 35 метров.

Очень интересна переносная установка минирования (Италия). Она предназначена для всех родов войск. Позволяет за минимальное время перекрыть обороняемые позиции от проникновения пехоты противника.

Но работа над совершенствованием систем минного заграждения ведется постоянно. Экспертами ожидается прорыв в этой области уже в самое ближайшее время.

Производство минных заградителей ведется и в странах бывшего Советского Союза. Так, в Украине их выпуск осуществляется на Крюковском машиностроительном заводе.

Этот завод является одним из старейших производств. Создан он был в 1869 году, в качестве вагоноремонтных мастерских, занимающихся текущим ремонтом вагонов для Харьковско-Николаевской железной дороги. С 1900 года на производстве трудились 400 рабочих, которые ремонтировали не только 120 грузовых, но и 20 пассажирских вагонов в месяц для нужд железной дороги.

Минные заградители сегодня


Сегодня Крюковский вагоностроительный завод занимает ведущие позиции по разработке и производству пассажирских вагонов для железной дороги, а также вагонов метро. Но, кроме гражданской продукции, завод выпускает специальную бронетехнику — в том числе и минный заградитель И-52, предназначенный для дистанционной постановки минных заграждений. И-52 способен устанавливать противопехотные и противотанковые мины в любое время суток и в широком температурном диапазоне — от минус 45° С до плюс 45° С, а также с уклонами местности (подъемы, спуски, косогоры) до 15 град. Минный заградитель И-52 в процессе движения обеспечивает одно- и двухполосную установку минных полей способом внаброс. При стоянке И-52 способен устанавливать минные заграждения путем автоматического отстрела мин из кассет. Кассеты находятся в специальных контейнерах, установленных на легком многоцелевом шасси МТ-ЛБу.

Многоцелевое шасси включает в себя: пульт управления минированием, блок контейнеров для отстрела мин, механизм приведения контейнеров в рабочее состояние, конструкцию раздвижки контейнеров, устройство поворота блока контейнеров.

Минные заградители сегодня


Минный заградитель И-52 находится на вооружении в 12 инженерном полку, дислоцирующимся в Житомирской области в г. Новоград-Волынский.
Основные технические характеристики минного заградителя И-52:
Максимальная скорость транспортировки с полным комплектом груза — 61,5 км/ч.
Запас хода по топливу — 500 км.
Эксплуатационная масса при полной загрузке — 16000 кг.
Габаритные размеры в транспортном положении: 2200 мм (высота), 7210 мм (длина), 2850 мм (ширина).
Габаритные размеры в рабочем положении: 3300 мм (высота), 7210 мм (длина), 3450 мм (ширина).
Экипаж — 2 человека.
Типы устанавливаемых минных полей — противопехотные, противотанковые и смешанные. Типы мин: ПФМ-1, ПМФ-1С, КСО-1, ПОМ-1, ПОМ-2, ГТМ-1, ПТМ-3.
Способ установки мин — отстрел из кассет, выброс.
Количество контейнеров — 2 по 90 штук мин в каждом.
Количество полос минного заграждения, устанавливаемых за один проход машины — 1 или 2.
Скорость минирования — 10-40 км/час.
Угол поворота контейнеров в горизонтальной плоскости — 360 градусов.
Угол установки кассет в контейнерах в вертикальной плоскости — 50 градусов.
Время приведения машины из транспортного в рабочее состояние — 5 минут.
Время перезарядки боекомплекта — 120 мин. (экипажем) или 20 мин. (саперным подразделением).

Минные заградители востребованы на рынке продукции оружейных производителей. Поэтому у украинских поставщиков этого сегмента военной техники есть перспективы и стимул для развития, модификации и расширения линейки выпуска минных заградителей различных типов и назначения.

Использованы материалы:
http://www.kvsz.com/index.php?option=com_content&view=article&id=39&Itemid=337&lang=ru
http://ukrindustrial.livejournal.com/99402.html
http://topwar.ru/10659-sovremennye-sredstva-minirovaniya-na-sluzhbe-armiy-mira.html
http://target.ucoz.ru/publ/99-1-0-253
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Володя Сибиряк 2 декабря 2013 08:02
    Пара таких машин и проход на майдан закрыт.
    Володя Сибиряк
    1. TIT 2 декабря 2013 08:58
      Цитата: Володя Сибиряк
      Пара таких машин и проход на майдан закрыт.

      у них немного другие задачи
      TIT
  2. Сочи 2 декабря 2013 15:13
    С одной стороны конвенция о запрерте противопехотных мин, с другой совершенствование мин и их постановки. а вообщё МОЛОДЦЫ - своих надо защищать, а чужих уничтожать или калечить.
    1. bask 2 декабря 2013 16:25
      Цитата: Сочи
      а чужих уничтожать или калечить.

      Вот это ,правильно поставленный вопрос-ответ.
      ГМЗ-3, гусеничный минный заградитель-лучшей в мире.
      ТТХ.
      ГШ-ГМ 123
      Масса в боевом положении- 28,5 тонн
      Экипаж, чел - 3
      Возимый комплект мин-208 шт.
      Скорость движения при минировании-6-16 кл/час
      Типы устанавливаемых противотанковых мин - ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62ПЗ
      Мощность дизеля- 600 л/с
      Максимальная скорость движения- 60 кл/ч
      Запас хода-500 кл.
      bask
  3. gych 2 декабря 2013 16:07
    какая дальность отсрела контейнеров
    gych
  4. APASUS 2 декабря 2013 20:42
    Статья написана немного странно,минные заградители стран НАТО потихоньку перешли в заградитель из Украины.Ну тогда написали бы хоть про Универсальный минный заградитель УМЗ.
    1. ZloDeey 2 декабря 2013 21:59
      Как раз в тему:
  5. APASUS 2 декабря 2013 20:43
    Правда есть еще и видео
  6. kelevra 24 декабря 2013 23:18
    Страшная вещь-мина!Особенно для транспортной колонны!
    kelevra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня