Советские авианесущие крейсеры в Китае

Советские авианесущие крейсеры в Китае


Словно два обломка гранитной скалы — великое наследие Советского Союза.


Тяжелые авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск», проданные за рубеж по цене металлолома, теперь украшают развлекательные парки в Китайской Народной Республике. «Киев» подпирает причальную стенку в Тяньцзине. Его близнец стал частью тематического парка Minsk World в Шэньчжэне. На первый взгляд, корабли являются плавучими военно-морскими и авиационными музеями — с расставленной на верхней палубе авиатехникой, бутафорскими ракетами и сохранившимися в первозданном виде боевыми постами в надстройке. Но если спуститься на нижние палубы, то неожиданно попадаешь в царство блеска и роскоши: внутри бывшего советского авианосца оборудован оригинальный отель на 148 номеров — от простых до класса «люкс», а также ресторан с блюдами украинской кухни.

Легендарные ТАКРы пр. 1143 (шифр «Кречет»), стоявшие на вооружении ВМФ СССР с середины 70-х по конец 80-х годов. Головной корабль серии — «Киев», принятый в строй в 1975 году, стал родоначальником нового класса кораблей — тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР). Крупные боевые единицы полным водоизмещением свыше 40 тыс. тонн, сочетавшие в себе авиакрыло из трех десятков единиц авиатехники и ударную мощь тяжелого ракетного крейсера. 2/3 длины корпуса занимала полетная палуба с семью посадочными площадками для СВВП и вертолетов. Под полетной палубой располагался авиационный ангар размерами 130 х 22,5 метра. Носовая часть была полностью отдана под размещение ракетного и артиллерийского вооружения.



Ощетинившийся стволами зенитных автоматов и пиками востроносых ракет с балочных пусковых установок, с ревущими самолетами на полетной палубе — 270-метровый исполин являл собой фантастическое зрелище, на которое даже сейчас приезжают смотреть тысячи туристов со всего света.

Гибрид оказался не слишком рациональным в плане боевых возможностей, тем не менее, весьма изощренным с технической точки зрения — в 70-е годы ни одна страна в мире (кроме США), при всем желании, не смогла бы воссоздать нечто подобное.

В конструкции ТАКРа были воплощены лучшие достижения советского ВПК: противокорабельный комплекс П-500 «Базальт» со сверхзвуковыми ракетами большой дальности, зенитный ракетный комплекс средней дальности М-11 «Шторм», противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» со специальными боевыми частями, радиолокационные станции общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход», боевая информационно-управляющая система «Аллея-2», гидроакустический комплекс в составе подкильной ГАС «Платина» и буксируемой ГАС «Орион», станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок МИ-110К и станция обнаружения радиационного кильватерного следа МИ-110Р, спутниковые линии связи и передачи данных, пять станций РЭБ, системы постановки пассивных помех, автоматические зенитки с радарным наведением. В 1975 году ни один флот в мире не располагал подобной техникой и даже не мог мечтать о постройке такого корабля.


С такого ракурса хорошо чувствуются габариты "Минска". Корабль чудовищно велик.

«Звездным номером» советских ТАКРов было авиашоу с самолетами Як-38. Маленький одноместный штурмовик, державший первенство по аварийности среди всей авиатехники ВВС и ВМФ. Тем не менее — один из трех типов самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, когда-либо принятых на вооружение и запущенных в серийное производство (другие два СВВП — британский «Си Харриер» и перспективный американский F-35B). Значение Як-38, как боевой единицы, было невелико — самолет заслужил множество обидных прозвищ («самолет защиты топ-мачты») и считался бесперспективным для выполнения любых насущных задач. Малая тяговооруженность и низкие ЛТХ, вкупе с отсутствием бортовой РЛС, не позволяли Яку осуществлять эффективный перехват воздушных целей (только при визуальном контакте, с использованием подвесных пушечных контейнеров или ракет малой дальности). В то же время, минимальный боевой радиус (при вертикальном взлете с полезной нагрузкой не превышал 100 км), малая боевая нагрузка (всего 1500 кг при взлете с укороченным разбегом) и отсутствие малогабаритных ПКР с большой дальностью пуска делали его малополезным в роли ударного самолета.



Гораздо важнее, что на борту авианесущего крейсера могла базироваться полная эскадрилья противолодочных вертолетов. Дюжина вертолетов Ка-25ПЛ, ракетный комплекс «Вихрь» и собственные средства обнаружения ПЛ — ТАВКР, изначально создававшийся как мощный противолодочный крейсер, полностью оправдал данное предназначение.

Не меньшее значение имели зенитные средства: ТАКР, в отличие от американских авианосцев, был лишен истребителей-перехватчиков F-14, но взамен имел утешение в виде трех эшелонов ПВО.

Первый состоял из двух ЗРК «Шторм» (макс. дальность стрельбы до 55 км, БЧ массой 146 кг, боекомплект крейсера — 96 ракет). Помимо ЗРК средней дальности на борту «Киева» имелась пара ЗРК малой дальности «Оса-М» и четыре батареи зениток АК-630 — 8 шестиствольных автоматов с вращающимся блоком стволов и 4 РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел».


Наконец, ударное вооружение, ставшее неприятным сюрпризом для «вероятных противников» — 8 ПУ для противокорабельных ракет комплекса П-500 «Базальт» (боекомплект — 16 ПКР). Максимальная дальность пуска — до 500 км. Маршевая скорость — до 2,5 М на большой высоте. Стартовая масса ≈ 5 тонн. Настоящий «одноразовый штурмовик», беспилотный самолет-камикадзе. Боевая часть — проникающего типа, массой 1000 кг или «специальная» мощностью 350 кт. По состоянию на середину-конец 70-х годов никакая система ПВО АУГ не гарантировала защиту от «стаи» из 8 ПКР «Базальт». В то же время, одного попадания подобной ПКР с обычной БЧ было достаточно, чтобы переломить пополам эскортный крейсер или надолго вывести из строя авианосец.



Вопреки распространенному заблуждению, боевые возможности ТАКРа определялись в первую очередь именно возможностями зенитного, противолодочного и ударного оружия и средств обнаружения, размещенных на его борту. Что касается сверхсамолетов Як-38, пилоты шутили: «Советская военная угроза: взлетел, напугал, приземлился».

Полное водоизмещение — 40 000+ тонн. Паротурбинная ГЭУ суммарной мощностью 180 000 л.с. Штатный экипаж корабля — 1433 моряка + 430 человек авиакрыла. Скорость полного хода — 32 узла. Дальность плавания 8000 миль на экономической скорости 18 уз. Шесть ракетных комплексов различного назначения, зенитная и универсальная артиллерия, РБУ, торпеды, подкильная и буксируемая ГАС, мощный радиотехнический комплекс средств обнаружения, разведки и РЭБ, до тридцати единиц самолетов и вертолетов на борту…

Шедевр науки и техники. Морская боевая платформа, сочетавшая в себе функции противолодочного корабля, ракетного крейсера и авианосца (вертолетоносца). ТАКРы стали визитной карточной советского флота, могучими боевыми единицами, способными радикально усилить боевую устойчивость любой океанской эскадры.


ТАКР "Новороссийск"

Всего по проекту 1143 было построено 4 ТАКРа. «Киев» и «Минск» имели минимальные отличия в конструкции и внешне были неотличимы друг от друга.

Третий корпус — «Новороссийск» — строился уже с учетом всех выявленных недостатков в процессе эксплуатации первых ТАКРов. Были демонтированы бесполезные торпедные аппараты. устаревшие ЗРК "Оса-М" и запасной комплект ракет «Базальт» — перезарядка 5-тонных ракет в боевых условиях выглядела слишком нереалистично. Высвободившийся резерв пространства был потрачен на увеличение авиагруппы и возможность для размещения десанта на борту. Появилась возможность базирования тяжелых вертолетов. Были обновлены БИУС и радиотехническая аппаратура корабля. Комплекс средств обнаружения дополнила РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей. Вместо подкильной ГАС «Платина» была установлена фантастическая станция «Полином».

Четвертый ТАВКР — «Баку» («Адмирал Горшков», пр. 1143.4) — стал следующим этапом эволюции советских авианесущих крейсеров. Носовая часть была расширена за счет ликвидации носового спонсона по левому борту — количество ПУ П-500 «Базальт» возросло до 12. Устаревшие зенитные комплексы «Шторм» и «Оса» были заменены на 24 подпалубные пусковые установки ЗРК малой дальности «Кинжал» (боекомплект 192 ЗУР) — прямое следствие появления угрозы в виде низколетящих ПКР. Калибр универсальной артиллерии был увеличен до 100 мм. Новая БИУС «Ледоруб». Впервые на советском флоте, на корабле установили радиолокационный комплекс «Марс-Пассат» с четырьмя неподвижными ФАР (этот комплекс довести «до ума» не успели — ВМФ СССР исчез, вместе с великой страной).

По-разному сложилась судьба этих кораблей.

«Киев» и «Минск» верно служили до конца 80-х годов, выполнив по 10 боевых служб на просторах Мирового океана. Ввиду отсутствия подходящей береговой инфраструктуры, оба ТАВКРа были вынуждены стоять на рейде, постоянно используя для энергообеспечения собственную ГЭУ. Рейд «убил» корабли. Уже к концу 80-х «Киев» и «Минск» практически полностью выработали свой ресурс и нуждались в срочном капитальном ремонте и модернизации. К тому времени начался процесс снятия с вооружения морально устаревших Як-38 — но замены им в виде Як-141 так и не появилось. Ввиду неясности дальнейшей судьбы и предназначения этих исполинов и при резком сокращении финансирования было принято решение исключить ТАКРы из состава ВМФ.

В 1991 г. «Киев» был выведен из боевого состава флота в резерв, — корабль с 1987 года не выходил в море и к тому времени представлял собой небоеспособную ржавую развалину. В 1993 г. ТАКР был окончательно разоружен и через год продан на разделку в Китай. Вопреки опасениям, связанным с восстановлением некогда грозного корабля и его включением в действующий состав ВМС НОАК, китайцы отказались от принятия на вооружение подобных «гибридов». Авианесущий крейсер превратился в роскошный музей-отель.

С «Минском» произошла похожая история — корабль бы продан на разделку в Ю. Корею, но в результате тоже оказался в Китае, превратившись в величественный монумент ВМФ СССР в г. Шэньчжэне.

Гораздо более горькой оказалась участь «Новороссийска»: несмотря на относительно молодой возраст ТАКРа (к моменту выведения в резерв — менее 10 лет), общая архаичность его конструкции и отсутствие подходящего СВВП однозначно повлияли на исход ситуации — в 1994 году корабль был продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 млн. долл., но увы, в тот раз желающих выкупить ТАКР для каких-либо насущных задач не нашлось, и «Новороссийск» был безжалостно разделан на гвозди.

Единственный, кто сумел пережить свое время и войти в строй уже под новым, индийским именем — INS Vikramaditya — стал советский авианесущий крейсер «Баку» (он же — «Адмирал Горшков»).


ТАКР "Киев" в Тяньцзине



Противолодочные ракеты комплекса "Вихрь". Дальность пуска до 24 км. КВО в несколько сотен метров не имело значения — ракеты "Вихрь" оснащались ЯБЧ мощностью 10 кт с зоной сплошного поражения 1 км при подрыве на глубине 200 м. В боекомплект крейсера входило 16 таких боеприпасов


Боевой информационный центр ТАКРа



Ангарная палуба "Минска"



Шестиствольные "металлорезки" АК-630 зачем-то покрашены в черный цвет



На палубе заметен транспортно-боевой Ми-24. Встроившиеся в шеренгу самолеты — легкие штурмовики Nanchang Q-5. В это трудно поверить, но китайцы утверждают, что это глубокая модернизация МиГ-19









Обратите внимание за забавную униформу горничных


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти