Советские авианесущие крейсеры в Китае

Советские авианесущие крейсеры в Китае


Словно два обломка гранитной скалы — великое наследие Советского Союза.

Тяжелые авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск», проданные за рубеж по цене металлолома, теперь украшают развлекательные парки в Китайской Народной Республике. «Киев» подпирает причальную стенку в Тяньцзине. Его близнец стал частью тематического парка Minsk World в Шэньчжэне. На первый взгляд, корабли являются плавучими военно-морскими и авиационными музеями — с расставленной на верхней палубе авиатехникой, бутафорскими ракетами и сохранившимися в первозданном виде боевыми постами в надстройке. Но если спуститься на нижние палубы, то неожиданно попадаешь в царство блеска и роскоши: внутри бывшего советского авианосца оборудован оригинальный отель на 148 номеров — от простых до класса «люкс», а также ресторан с блюдами украинской кухни.


Легендарные ТАКРы пр. 1143 (шифр «Кречет»), стоявшие на вооружении ВМФ СССР с середины 70-х по конец 80-х годов. Головной корабль серии — «Киев», принятый в строй в 1975 году, стал родоначальником нового класса кораблей — тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР). Крупные боевые единицы полным водоизмещением свыше 40 тыс. тонн, сочетавшие в себе авиакрыло из трех десятков единиц авиатехники и ударную мощь тяжелого ракетного крейсера. 2/3 длины корпуса занимала полетная палуба с семью посадочными площадками для СВВП и вертолетов. Под полетной палубой располагался авиационный ангар размерами 130 х 22,5 метра. Носовая часть была полностью отдана под размещение ракетного и артиллерийского вооружения.

Советские авианесущие крейсеры в Китае


Ощетинившийся стволами зенитных автоматов и пиками востроносых ракет с балочных пусковых установок, с ревущими самолетами на полетной палубе — 270-метровый исполин являл собой фантастическое зрелище, на которое даже сейчас приезжают смотреть тысячи туристов со всего света.

Гибрид оказался не слишком рациональным в плане боевых возможностей, тем не менее, весьма изощренным с технической точки зрения — в 70-е годы ни одна страна в мире (кроме США), при всем желании, не смогла бы воссоздать нечто подобное.

В конструкции ТАКРа были воплощены лучшие достижения советского ВПК: противокорабельный комплекс П-500 «Базальт» со сверхзвуковыми ракетами большой дальности, зенитный ракетный комплекс средней дальности М-11 «Шторм», противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» со специальными боевыми частями, радиолокационные станции общего обнаружения МР-700 «Фрегат-М» и МР-600 «Восход», боевая информационно-управляющая система «Аллея-2», гидроакустический комплекс в составе подкильной ГАС «Платина» и буксируемой ГАС «Орион», станция обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок МИ-110К и станция обнаружения радиационного кильватерного следа МИ-110Р, спутниковые линии связи и передачи данных, пять станций РЭБ, системы постановки пассивных помех, автоматические зенитки с радарным наведением. В 1975 году ни один флот в мире не располагал подобной техникой и даже не мог мечтать о постройке такого корабля.

Советские авианесущие крейсеры в Китае

С такого ракурса хорошо чувствуются габариты "Минска". Корабль чудовищно велик.

«Звездным номером» советских ТАКРов было авиашоу с самолетами Як-38. Маленький одноместный штурмовик, державший первенство по аварийности среди всей авиатехники ВВС и ВМФ. Тем не менее — один из трех типов самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, когда-либо принятых на вооружение и запущенных в серийное производство (другие два СВВП — британский «Си Харриер» и перспективный американский F-35B). Значение Як-38, как боевой единицы, было невелико — самолет заслужил множество обидных прозвищ («самолет защиты топ-мачты») и считался бесперспективным для выполнения любых насущных задач. Малая тяговооруженность и низкие ЛТХ, вкупе с отсутствием бортовой РЛС, не позволяли Яку осуществлять эффективный перехват воздушных целей (только при визуальном контакте, с использованием подвесных пушечных контейнеров или ракет малой дальности). В то же время, минимальный боевой радиус (при вертикальном взлете с полезной нагрузкой не превышал 100 км), малая боевая нагрузка (всего 1500 кг при взлете с укороченным разбегом) и отсутствие малогабаритных ПКР с большой дальностью пуска делали его малополезным в роли ударного самолета.

Советские авианесущие крейсеры в Китае


Гораздо важнее, что на борту авианесущего крейсера могла базироваться полная эскадрилья противолодочных вертолетов. Дюжина вертолетов Ка-25ПЛ, ракетный комплекс «Вихрь» и собственные средства обнаружения ПЛ — ТАВКР, изначально создававшийся как мощный противолодочный крейсер, полностью оправдал данное предназначение.

Не меньшее значение имели зенитные средства: ТАКР, в отличие от американских авианосцев, был лишен истребителей-перехватчиков F-14, но взамен имел утешение в виде трех эшелонов ПВО.

Первый состоял из двух ЗРК «Шторм» (макс. дальность стрельбы до 55 км, БЧ массой 146 кг, боекомплект крейсера — 96 ракет). Помимо ЗРК средней дальности на борту «Киева» имелась пара ЗРК малой дальности «Оса-М» и четыре батареи зениток АК-630 — 8 шестиствольных автоматов с вращающимся блоком стволов и 4 РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел».

Наконец, ударное вооружение, ставшее неприятным сюрпризом для «вероятных противников» — 8 ПУ для противокорабельных ракет комплекса П-500 «Базальт» (боекомплект — 16 ПКР). Максимальная дальность пуска — до 500 км. Маршевая скорость — до 2,5 М на большой высоте. Стартовая масса ≈ 5 тонн. Настоящий «одноразовый штурмовик», беспилотный самолет-камикадзе. Боевая часть — проникающего типа, массой 1000 кг или «специальная» мощностью 350 кт. По состоянию на середину-конец 70-х годов никакая система ПВО АУГ не гарантировала защиту от «стаи» из 8 ПКР «Базальт». В то же время, одного попадания подобной ПКР с обычной БЧ было достаточно, чтобы переломить пополам эскортный крейсер или надолго вывести из строя авианосец.

Советские авианесущие крейсеры в Китае


Вопреки распространенному заблуждению, боевые возможности ТАКРа определялись в первую очередь именно возможностями зенитного, противолодочного и ударного оружия и средств обнаружения, размещенных на его борту. Что касается сверхсамолетов Як-38, пилоты шутили: «Советская военная угроза: взлетел, напугал, приземлился».

Полное водоизмещение — 40 000+ тонн. Паротурбинная ГЭУ суммарной мощностью 180 000 л.с. Штатный экипаж корабля — 1433 моряка + 430 человек авиакрыла. Скорость полного хода — 32 узла. Дальность плавания 8000 миль на экономической скорости 18 уз. Шесть ракетных комплексов различного назначения, зенитная и универсальная артиллерия, РБУ, торпеды, подкильная и буксируемая ГАС, мощный радиотехнический комплекс средств обнаружения, разведки и РЭБ, до тридцати единиц самолетов и вертолетов на борту…

Шедевр науки и техники. Морская боевая платформа, сочетавшая в себе функции противолодочного корабля, ракетного крейсера и авианосца (вертолетоносца). ТАКРы стали визитной карточной советского флота, могучими боевыми единицами, способными радикально усилить боевую устойчивость любой океанской эскадры.

Советские авианесущие крейсеры в Китае

ТАКР "Новороссийск"

Всего по проекту 1143 было построено 4 ТАКРа. «Киев» и «Минск» имели минимальные отличия в конструкции и внешне были неотличимы друг от друга.

Третий корпус — «Новороссийск» — строился уже с учетом всех выявленных недостатков в процессе эксплуатации первых ТАКРов. Были демонтированы бесполезные торпедные аппараты. устаревшие ЗРК "Оса-М" и запасной комплект ракет «Базальт» — перезарядка 5-тонных ракет в боевых условиях выглядела слишком нереалистично. Высвободившийся резерв пространства был потрачен на увеличение авиагруппы и возможность для размещения десанта на борту. Появилась возможность базирования тяжелых вертолетов. Были обновлены БИУС и радиотехническая аппаратура корабля. Комплекс средств обнаружения дополнила РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей. Вместо подкильной ГАС «Платина» была установлена фантастическая станция «Полином».

Четвертый ТАВКР — «Баку» («Адмирал Горшков», пр. 1143.4) — стал следующим этапом эволюции советских авианесущих крейсеров. Носовая часть была расширена за счет ликвидации носового спонсона по левому борту — количество ПУ П-500 «Базальт» возросло до 12. Устаревшие зенитные комплексы «Шторм» и «Оса» были заменены на 24 подпалубные пусковые установки ЗРК малой дальности «Кинжал» (боекомплект 192 ЗУР) — прямое следствие появления угрозы в виде низколетящих ПКР. Калибр универсальной артиллерии был увеличен до 100 мм. Новая БИУС «Ледоруб». Впервые на советском флоте, на корабле установили радиолокационный комплекс «Марс-Пассат» с четырьмя неподвижными ФАР (этот комплекс довести «до ума» не успели — ВМФ СССР исчез, вместе с великой страной).

По-разному сложилась судьба этих кораблей.

«Киев» и «Минск» верно служили до конца 80-х годов, выполнив по 10 боевых служб на просторах Мирового океана. Ввиду отсутствия подходящей береговой инфраструктуры, оба ТАВКРа были вынуждены стоять на рейде, постоянно используя для энергообеспечения собственную ГЭУ. Рейд «убил» корабли. Уже к концу 80-х «Киев» и «Минск» практически полностью выработали свой ресурс и нуждались в срочном капитальном ремонте и модернизации. К тому времени начался процесс снятия с вооружения морально устаревших Як-38 — но замены им в виде Як-141 так и не появилось. Ввиду неясности дальнейшей судьбы и предназначения этих исполинов и при резком сокращении финансирования было принято решение исключить ТАКРы из состава ВМФ.

В 1991 г. «Киев» был выведен из боевого состава флота в резерв, — корабль с 1987 года не выходил в море и к тому времени представлял собой небоеспособную ржавую развалину. В 1993 г. ТАКР был окончательно разоружен и через год продан на разделку в Китай. Вопреки опасениям, связанным с восстановлением некогда грозного корабля и его включением в действующий состав ВМС НОАК, китайцы отказались от принятия на вооружение подобных «гибридов». Авианесущий крейсер превратился в роскошный музей-отель.

С «Минском» произошла похожая история — корабль бы продан на разделку в Ю. Корею, но в результате тоже оказался в Китае, превратившись в величественный монумент ВМФ СССР в г. Шэньчжэне.

Гораздо более горькой оказалась участь «Новороссийска»: несмотря на относительно молодой возраст ТАКРа (к моменту выведения в резерв — менее 10 лет), общая архаичность его конструкции и отсутствие подходящего СВВП однозначно повлияли на исход ситуации — в 1994 году корабль был продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 млн. долл., но увы, в тот раз желающих выкупить ТАКР для каких-либо насущных задач не нашлось, и «Новороссийск» был безжалостно разделан на гвозди.

Единственный, кто сумел пережить свое время и войти в строй уже под новым, индийским именем — INS Vikramaditya — стал советский авианесущий крейсер «Баку» (он же — «Адмирал Горшков»).

Советские авианесущие крейсеры в Китае

ТАКР "Киев" в Тяньцзине


Советские авианесущие крейсеры в Китае

Противолодочные ракеты комплекса "Вихрь". Дальность пуска до 24 км. КВО в несколько сотен метров не имело значения — ракеты "Вихрь" оснащались ЯБЧ мощностью 10 кт с зоной сплошного поражения 1 км при подрыве на глубине 200 м. В боекомплект крейсера входило 16 таких боеприпасов

Советские авианесущие крейсеры в Китае

Боевой информационный центр ТАКРа


Советские авианесущие крейсеры в Китае

Ангарная палуба "Минска"


Советские авианесущие крейсеры в Китае

Шестиствольные "металлорезки" АК-630 зачем-то покрашены в черный цвет


Советские авианесущие крейсеры в Китае

На палубе заметен транспортно-боевой Ми-24. Встроившиеся в шеренгу самолеты — легкие штурмовики Nanchang Q-5. В это трудно поверить, но китайцы утверждают, что это глубокая модернизация МиГ-19


Советские авианесущие крейсеры в Китае


Советские авианесущие крейсеры в Китае


Советские авианесущие крейсеры в Китае


Советские авианесущие крейсеры в Китае

Обратите внимание за забавную униформу горничных


Советские авианесущие крейсеры в Китае
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 54
  1. Сахалинец 2 декабря 2013 07:36
    Глядя на эти корабли стоящие в китайских портах в качестве увесилительных заведений, возникает единственное желание... посадить на кол меченого упыря и всю ту свору шакалов, что уничтожила великую державу.
    1. Гражданский 2 декабря 2013 08:26
      Позор! Больше добавить нечего.
      1. гурт 2 декабря 2013 16:02
        желтожопые развлекаются................. hi досадно.Мы много потеряли благодаря нескольким убл....кам в верхах
      2. predator.3 2 декабря 2013 18:52
        Лучше бы их утопили посреди Черного моря или разрезали на иголки, чем смотреть на этот позор ! fool
        predator.3
    2. Nayhas 2 декабря 2013 08:36
      Цитата: Сахалинец
      Глядя на эти корабли стоящие в китайских портах в качестве увесилительных заведений, возникает единственное желание... посадить на кол меченого упыря и всю ту свору шакалов, что уничтожила великую державу.

      И при чём тут Горбачёв? Он отвечал за постройку причалов для Киева, Минска, Новороссийска, Горшкова, а также Кирова, Фрунзе, Калинина, Урала? В общем для всех тех гигантов, которые на рейде убивали свой ресурс, потому что "кто-то" не подумал, что построив гиганты нужно обеспечить их местом базирования с паром, водой и электричеством? Давайте вспомним его фамилию, его звали Сергей Георгиевич Горшков, ну никак не Горбачёв.
      1. Пеший 2 декабря 2013 15:47
        Построить такие корабли и совсем не озаботится их наземным обеспечением это выбрасывание денег на ветер, и урок на будущее для современных любителей авианосцев.
    3. Klibanophoros 3 декабря 2013 01:26
      Тут надо добавить, что советский флот развивался крайне экстенсивно, для введённых в строй ТАКРов... просто не было соответствующей портовой инфраструктуры, зачастую, они на рейде жгли ресурс двигателей, потому они все за 10-15 лет свой ресурс и выработали.
  2. Xmypp 2 декабря 2013 08:36
    Все просрали .
    Xmypp
  3. Stiletto 2 декабря 2013 08:57
    По цене металлолома... Эх! А ведь в крайнем случае, могли бы стать нашими музеями, а не увеселительными заведениями для копипастеров, не имеющих к ним никакого отношения.
    1. loft79 2 декабря 2013 10:24
      Цитата: Stiletto
      а не увеселительными заведениями для копипастеров

      Печально. Я так думаю они еще с рулеткой все облазили и измерили.
    2. Kars 2 декабря 2013 11:03
      Цитата: Stiletto
      По цене металлолома..

      Скорее даже намного дешевле чем металолом.

      Была программа Момент Истины с Карауловым -не в курсе как к ней в РФ патриоты относятся.Так там толь бывший командир то ли еще кто рассказывал и показывал что даже часть секретного оборудования не сняли.
      1. SWEET_SIXTEEN 2 декабря 2013 16:15
        Цитата: Kars
        что даже часть секретного оборудования не сняли.

        Не могло такого быть
        Не было на нем никакого секретного оборудования. Устаревший хлам в перемешку со ржавчиной.
        1. Kars 2 декабря 2013 17:05
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Не было на нем никакого секретного оборудования. Устаревший хлам в перемешку со ржавчиной.

          Все вопросы к Караулову.Но почему то Украине крейсер Лобов продать не разрешаетса,а там примерно одно и тоже.
        2. Папакико 2 декабря 2013 17:57
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Не было на нем никакого секретного оборудования. Устаревший хлам в перемешку со ржавчиной.

          Добрый день, Олег.
          Категорически с тобой соглашусь.
          Чтобы отправить за бугор цвет-драг мет, в изделиях а не слитках,это кощунство.Хотя по распоряжению кокого нибудь адмирала могли и недомонтировать.Но зная Русский "авось" и "ОП. с ним",могли вплоть до винтов снять. Последние без пастановки док. laughing wink
          На примере "Бурана" можно убедится в последнем(его ни кому не продавали и не передавали, а выглядит, как ТУ-22 или ТУ-160 на Полтавской авиабазе).
          Ну и полюбому покоренному отличается от видов в магазине мистера Газманы из США.


          Более подробно и детально в ссылке.
          http://eecue.com/b/665/Norton-Sales-HDR-Photo-Essay.html

          Последнее кстати тема для Олега в будущем или иного профессионала пера и журналистики.
        3. Ингвар 72 2 декабря 2013 18:45
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Не могло такого быть

          Не факт, не факт. В те времена продавали и не такое.
  4. Blad_21617 2 декабря 2013 09:04
    американцы из своих относительно новых кораблей музеи делают берегут свою небогатую историю для потомков.... а наши стараются прибыль получить... все бы лишь бы распродать порезать... да что мешало музеи сделать... да они бы уже 10 раз окупились и прибыль приносили.
  5. УВБ 2 декабря 2013 09:06
    Можно помечтать? Желаю "Киеву", "Минску" и б. "Варягу" такой же кончины как и "Джулио Чезаре"!
    1. УВБ 2 декабря 2013 10:22
      Ну и кто заминусовал? Злорадствуете, что боевые корабли, гордость ВМФ СССР превратили в вертеп? Или может не в курсе, что это "Джулио Чезаре"? Поясню для несведущих. Бывший итальянский линкор, полученный СССР после войны при разделе итальянского флота, в составе ВМФ СССР носил имя "Новороссийск", погиб после взрыва в Севастопольской бухте 25.10.1955. Самая вероятная на сегодня версия гибели- работа итальянских диверсантов.
      1. Legioner 2 декабря 2013 16:29
        Согласен, пусть Японцы их взорвут и начнётся там вертеп
        Legioner
      2. Setrac 2 декабря 2013 17:08
        Цитата: УВБ
        Ну и кто заминусовал? Злорадствуете, что боевые корабли, гордость ВМФ СССР превратили в вертеп? Или может не в курсе, что это "Джулио Чезаре"?

        Что за высокомерие? Не нужно считать себя умнее других. Где вы видите вертеп? Музей - достойное окончание службы для боевого корабля, жаль что не в России этот музей, но тем не менее.
        1. Ингвар 72 2 декабря 2013 18:50
          Цитата: Setrac
          Музей - достойное окончание службы для боевого корабля,

          Если музей в стране потенциального противника- то НЕТ. hi
        2. УВБ 3 декабря 2013 08:56
          Бары, кабаре на борту вы называете музеем? Ну-ну...
      3. Армата 2 декабря 2013 17:32
        Цитата: УВБ
        Ну и кто заминусовал? Злорадствуете, что боевые корабли, гордость ВМФ СССР превратили в вертеп? Или может не в курсе, что это "Джулио Чезаре"? Поясню для несведущих. Бывший итальянский линкор, полученный СССР после войны при разделе итальянского флота, в составе ВМФ СССР носил имя "Новороссийск", погиб после взрыва в Севастопольской бухте 25.10.1955. Самая вероятная на сегодня версия гибели- работа итальянских диверсантов.
        Ну так то судьба его настигла. Джулио Чезаре родной брат Марии Медичи. И как вся их семейка предпочитал травить из подтишка. Хотел отравить собственного отца, но получилось что слуга перепутал бутыли с вином и дал ему яд. Он выжил после этого, а погиб когда пытался бежать из страны и встретил тяжёлую конницу охраны границ, там его и порубили на котлеты.
        1. clidon 2 декабря 2013 18:25
          Линкор вообще то был назван: Giulio Cesare, в честь Гая Юлия Цезаря. Был такой диктатор в Древнем Риме. )
        2. УВБ 2 декабря 2013 18:42
          Причем здесь родной брат Медичи? Неужели не понятно, я имел ввиду судьбу линкора, а не исторической личности. Кавычки для чего?! "..."
  6. Одиссей 2 декабря 2013 09:25
    Позор нам,что не сумели сохранить ни страну,ни корабли.
    Китайцы,конечно,молодцы все по уму сделали-но вот смотреть на это очень обидно.....
    1. saturn.mmm 2 декабря 2013 22:22
      Цитата: Одиссей
      Китайцы,конечно,молодцы все по уму сделали-но вот смотреть на это очень обидно.....

      Совершенно с Вами согласен.
  7. Greenwood 2 декабря 2013 09:37
    Лучше уж так, чем совсем на металлолом. Великой державе под названием СССР эти корабли были нужны, сырьевому донору Запада под названием РФ без внятной внешней политики и с грабительской внутренней такие корабли естесно ни к чему.
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. twister 2 декабря 2013 10:24
    Хоть китайцы сохранили историю былой мощи ушедшей в прошлое огромной державы! Молодцы, у нас бы ржавели где нибудь в отстойнике!
    1. Greenwood 2 декабря 2013 17:29
      Цитата: twister
      у нас бы ржавели где нибудь в отстойнике!
      Так наши же и продали.
  11. clidon 2 декабря 2013 10:36
    Судьба этих кораблей в любом случае была бы печальной. А так пользу приносят хоть какую то. Поэтому жалко не "Киев", "Минск", "Новороссийск", а только проданный "Варяг", который Россия могла в принципе за небольшие деньги выкупить и достроить, получив, таким образом, вторую АУГ с модернизированным "Нахимовым".
  12. Ахмед Османов 2 декабря 2013 11:06
    Да уж... Обидно за державу.
    Ахмед Османов
  13. Wiruz 2 декабря 2013 12:24
    ПЯТЬ авианосцев было продано после развала Союза - "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Горшков", "Варяг". На кол того кто их продал!
    1. Пеший 2 декабря 2013 15:51
      В России они бы просто стояли и ржавели у стенки, к сожалению.
  14. vostok68 2 декабря 2013 12:29
    Базальты очень красивые ракеты! На 675 проекте их видел!
  15. ramin_serg 2 декабря 2013 13:32
    Эти авианосцы в то время были для страны бременем. По этому высокое начальство решило их тогда их слить в утиль а когда наступят благоприятные времена сделать для флота новейшие авианосцы. ДУМАЮ НЕ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. Можно было вить поставить на консервацию.
    1. clidon 2 декабря 2013 13:50
      Высокому начальству тогда было вообще не до авианосцев, вопросы о продаже решались спонтанно. Но одно могу сказать более менее, точно, если бы сейчас у нас в отстойниках стояли "Киев", "Минск" и "Новороссийск", это никак бы не помогло отечественному флоту. Вопрос стоял бы лишь об одном, когда их спишут...
    2. Greenwood 2 декабря 2013 17:31
      Цитата: ramin_serg
      По этому высокое начальство решило их тогда их слить в утиль а когда наступят благоприятные времена сделать для флота новейшие авианосцы.
      По-моему высокое начальство в то время думало только, как побольше нажиться на распродаже государственного имущества.
      Цитата: ramin_serg
      а когда наступят благоприятные времена сделать для флота новейшие авианосцы.
      Интересно, когда же они наступят. Сейчас вон говорят, что до 2020 года не видать нам новых авианосцев, как своих ушей.
  16. vostok68 2 декабря 2013 13:51
    Базальты в своё время аннулировали авианосцы! Сейчас есть другие средства! Нам Авианосцы не нужны! Мы не агрессивная нация! Мы за Мир во всём Мире! Любой ценой!
  17. tank 34 2 декабря 2013 14:33
    Спасибо беспалому боре и гайдарке:(
    tank 34
  18. tank 34 2 декабря 2013 14:33
    Спасибо беспалому боре и гайдарке:(
    tank 34
  19. Мак 2 декабря 2013 14:39
    видел Баку в своё время живьём, мы их на боевой меняли в Средиземке, прошли вдоль борта - впечатляло конечно, даже по сравнению с нами (ПКР Ленинград)
    1. Пеший 2 декабря 2013 15:58
      В советское время видел их только на фото, только недавно смог осмотреть их в живую в поездке по Китаю.Море впечатлений и легкая грусть.
    2. ramin_serg 2 декабря 2013 16:12
      мдяя а шас его обозвали Викромадатия блин язык можно сламать
  20. Мак 2 декабря 2013 14:39
    видел Баку в своё время живьём, мы их на боевой меняли в Средиземке, прошли вдоль борта - впечатляло конечно, даже по сравнению с нами (ПКР Ленинград)
  21. павел72 2 декабря 2013 14:44
    неужели так сложно было во времена СССР построить причалы и не убивать ресурс кораблей не рейде?
    даже если плохи были ЯКи, эти корабли сгодились бы как вертолетоносцы
    1. clidon 2 декабря 2013 15:37
      Куда столько вертолётов? ) Нужна была коренная модернизация как в случае с "Викрамадитьей". Вот только в 90-е это уже было фантастикой.
  22. Kovrovsky 2 декабря 2013 15:13
    Цитата: vostok68
    Базальты в своё время аннулировали авианосцы! Сейчас есть другие средства! Нам Авианосцы не нужны! Мы не агрессивная нация! Мы за Мир во всём Мире! Любой ценой!

    В мире хотят жизнь только с сильными. Слабых побеждают!
    Kovrovsky
  23. Комментарий был удален.
  24. Комментарий был удален.
  25. Удав КАА 2 декабря 2013 15:49
    гидроакустический комплекс в составе подкильной ГАС «Платина» и буксируемой ГАС «Орион»,

    Автор как всегда интересен, однако вкралась неточность: "Орион" - подкильная ГАС, находившаяся в носовом бульбе ТАКРа, а вот "Платина" имела две антенны -- подкильную и буксируемую (тн буксируемое, опускаемое тело).
    китайцы отказались от принятия на вооружение подобных «гибридов».

    Не потому, что не хотели, а потому, что ничего подобного "Базальту" у них не было. Однако это не помешало им облазить корабль от киля до клотика со штангель-циркулем и все тщательно скопировать на "Ляолин".
    1. SWEET_SIXTEEN 2 декабря 2013 16:11
      Цитата: Удав КАА
      "Орион" - подкильная ГАС, находившаяся в носовом бульбе ТАКРа, а вот "Платина" имела две антенны -- подкильную и буксируемую (тн буксируемое, опускаемое тело).

      все точно
      Цитата: Удав КАА
      от киля до клотика со штангель-циркулем и все тщательно скопировать на "Ляолин".

      Ляолин (Варяг) не имеет ничего общего с Киевом и Минском
      Да и с Варягом только внешнее сходство - это уже совсем др. корабль
  26. Yankuz 2 декабря 2013 15:51
    Грустно смотреть ЭТО... Сердце кровью обливается! Вспоминаю, как в 80-х сидя студентом кораблестроительного факультета ДВПИ на лекциях, смотрел в окно и любовался красотой и величием "Минска", стоящего в ту пору в бухте Золотой Рог г. Владивостока! Эх! Были времена! И гордость была и за Страну, и за Родину, и за Отечество!
    Yankuz
    1. Ингвар 72 2 декабря 2013 18:59
      Цитата: Yankuz
      И гордость была и за Страну, и за Родину, и за Отечество!

      а сейчас чувство, схожее с ощущениями изнасилованной женщины. sad
  27. Комментарий был удален.
  28. xomaNN 2 декабря 2013 16:43
    Как безжалостна история в виде попавших не на своё место горбачёва и ельцина! Придержи тогда в резерве ТАКР "Новороссийск" и, возможно, "Минск" - была бы сейчас площадка-корпус для постройки -модернизации авианесущих кораблей. Вот ведь предыдущие советские вертолётоносцы ЧФ "Москва" и "Ленинград" выслужили свои плавательные сроки достойно.
  29. Комментарий был удален.
  30. stranik72 2 декабря 2013 20:36
    Цитата: гурт
    Мы много потеряли благодаря нескольким убл....кам в верхах

    Да и не только им и не столько им, сколько нам, помните лозунг "мы не рабы, рабы не мы". Промолчали, молчим и сейчас, а северный пушистый зверёк всё ближе.
    stranik72
  31. Dan Slav 2 декабря 2013 23:57
    Как жаль, что имея такой флот, страна так и не имеет хороший Военно-Морской музей в реале и в натуре. Некоторые, да и многие, просто даже не представляют масштабов таких кораблей и АПЛ.
    Вот бы в Питере такое сделать, это было бы прекрасным подарком городу. Но увы!
  32. GrossFater 3 декабря 2013 00:34
    Грустно. Я служил на "Новороссийске" в 90-91 БЧ-1 штурманский электрик. В 91-м, в составе экипажа вновь строящегося эм "Беспокойный" , отправлен в Питер на строящийся эсминец.
    GrossFater
  33. Comrade1945 3 декабря 2013 01:00
    Больно... больно, ребята, на это смотреть.
  34. q_556 3 декабря 2013 01:16
    Эх, были бы у меня деньги, купил бы я этот авианосец. Если можно было бы - восстановил и подарил ВМФ, если не в качестве ТАРКРа, то хоть в качестве музея. А если восстановить нет возможности, то нашел бы подходящее судно, собрал на нем наших моряков, оркестр, вывел бы этот авианосец в море и под звуки гимна СССР дал бы приказ открыть кингстоны. А что, помирать так гордо, с музыкой, а не стоять в чужом порту на радость туристов и зевак.

    На берегу так оживленно, людно,
    А у воды высится как мираж
    Древний корабль, грозное чье-то судно,
    Тешит зевак и украшает пляж.
    Как не воюй, годы, увы, сильнее,
    Как ни верти, время свое возьмет,
    Сгнили борта и нет парусов на реях,
    И никогда полный не дать вперед.

    Зато любой войдет сюда за пятачок,
    Чтоб в пушку затолкать бычок,
    И в трюме посетить кафе и винный зал,
    А также сняться на фоне морской волны,
    С подругой, если нет жены,
    Одной рукой обняв ее,
    Другой обняв штурвал.

    Был там и я, и, на толпу глазея,
    С болью в душе понял я вещь одну,
    Чтобы не стать этаким вот музеем,
    В нужный момент лучше пойти ко дну.
  35. pvv113 5 декабря 2013 21:05
    ВСЕ, ЧТО НЕ РАЗВОРОВЫВАЕТСЯ, ТО ПРОДАЕТСЯ ПО ЛЮБОЙ ЦЕНЕ, БЫЛ БЫ БАРЫШ. ВЕСЬМА ПЕЧАЛЬНЫЙ ФАКТ
  36. Комментарий был удален.
  37. pvv113 5 декабря 2013 21:10
    толь бывший командир то ли еще кто рассказывал и показывал что даже часть секретного оборудования не сняли.
    Я ВИДЕЛ ЭТУ ПРОГРАММУ - ВЫСТУПАЛ БЫВШИЙ КАПИТАН КОРАБЛЯ, КОТОРЫЙ И РАССКАЗАЛ О НЕСНЯТОМ СЕКРЕТНОМ ОБОРУДОВАНИИ
  38. Николай Н 5 декабря 2013 22:15
    А я видал корабль в Даляне 12 лет назад сердце кровью облилось не укладывалось в голове.
    Николай Н

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня