X-47B – первая ласточка умных дронов

США развивают программу палубных беспилотных летательных аппаратов

Командование ВМС США активно занимается реализацией программы разработки перспективных палубных беспилотных летательных аппаратов, которые в будущем станут выполнять множество задач. В частности, такие беспилотники согласно предварительным требованиям военных должны будут уметь взлетать и садиться на палубу авианесущего корабля, проводить разведку, рекогносцировку и наблюдение, наносить высокоточные удары по объектам противника, находящимся под прикрытием системы противовоздушной обороны, и даже дозаправляться в воздухе и производить дозаправку других беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов. Начало же программе перспективных палубных дронов положила программа демонстратора технологий X-47B UCAS-D.

Работы по созданию палубного беспилотника для американских ВМС начались в США в середине 2000 года. Разработкой аппаратов занимались тогда две компании – Boeing, представившая в 2002 году БЛА X-45, и Northrop Grumman, создавшая X-47A Pegasus. Впоследствии командование ВМС заключило с Northrop Grumman контракт на создание аппарата – демонстратора технологий, который и получил обозначение X-47B UCAS-D (Unmanned Combat Air System-Demonstrator).


Испытали по полной программе

X-47B оснащен складывающимся крылом и двумя внутренними бомбоотсеками для вооружения общей массой до двух тонн. Беспилотник способен развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние свыше четырех тысяч километров. Сейчас аппарат оснащен лишь системой управления и обмена информацией и оборудованием, необходимым для маневрирования на загруженной палубе авианосца. Дополнительных боевых систем на дрон пока нет и даже не планируется устанавливать. К настоящему времени ВМС США потратили на проект X-47B 1,4 миллиарда долларов. Первый полет демонстратора палубного БЛА состоялся 4 февраля 2011 года, он откладывался на протяжении двух лет.

“ БЛА планируется использовать для разведки, рекогносцировки, наблюдения и нанесения высокоточных ударов по наземным целям ”
Вскоре после этого началась подготовка к проведению его испытаний на палубе авианосца. В ноябре прошлого года Northrop Grumman совместно со специалистами ВМС США испытала палубную систему управления беспилотником, получившую название CDU (Control Display Unit). Она полностью контролирует тягу двигателя и рулевой механизм X-47B при движении по корабельной палубе. Позднее беспилотный аппарат доставили на авианосец «Гарри Трумэн», где проверялась способность дрона маневрировать на летной палубе. Эти испытания завершились в декабре 2012-го. В ноябре прошлого года X-47B также впервые совершил взлет при помощи катапульты на наземном полигоне.

Весной 2013-го X-47B доставили на палубу авианосца «Джордж Буш». 14 мая текущего года беспилотник впервые совершил катапультный взлет с авианесущего корабля. В момент запуска авианосец находился у побережья Вирджинии. По словам руководителя программы UCAS ВМС США Карла Джонсона, это событие стало вторым важнейшим в истории флота после первого взлета пилотируемого самолета с палубы авианосца в 1915 году. В общей сложности X-47B после взлета с авианосца находился в воздухе 65 минут. За это время испытатели выполнили несколько низких пролетов над палубой и заходов на посадку.

Испытания завершились посадкой беспилотника на аэродроме базы ВМС США «Патаксент-Ривер» в Мэриленде в 278 километрах от места взлета. В ходе полета БЛА успешно выполнил сразу несколько испытательных задач. Во-первых, разработчики убедились в способности X-47B выполнять полеты и маневрировать в контролируемом воздушном пространстве вокруг авианосца. Во-вторых, была испытана возможность передачи управления беспилотником от оператора на борту «Джорджа Буша» оператору на авиабазе «Патаксент-Ривер». Наконец, проверена способность аппарата взаимодействовать с бортовыми системами авианесущего корабля.

Первую посадку на палубу X-47B выполнил 10 июля на авианосце «Джордж Буш» недалеко от побережья штата Вирджиния. Согласно программе испытаний X-47B должен был совершить три взлета и три посадки с палубы авианосца, однако беспилотник сумел только дважды сесть и трижды взлететь с корабля. При заходе на третью, последнюю посадку БЛА выявил сбой в системе навигации и автоматически ушел на заранее намеченный резервный аэродром на острове Уоллопс. Там аппарат приземлился без инцидентов.

Позднее ВМС США и американская компания Northrop Grumman провели новое испытание X-47B UCAS-D посадкой на палубу авианосца «Джордж Буш». Во время испытаний дрон взлетел с аэродрома на базе ВМС США «Патаксент-Ривер». При заходе на посадку аппарат обнаружил неполадку и автоматически вернулся на базу «Патаксент-Ривер». Дополнительные попытки посадить X-47B на палубу не предпринимались. На этом программу разработки X-47 планировалось завершить, но военные посчитали необходимым продлить испытания беспилотника до конца 2013 года, чтобы получить более полное представление о возможностях аппаратов такого класса.

Что хотят получить военно-морские силы

В процессе реализации проекта X-47B ВМС США занимаются формированием требований к перспективным палубным ударным беспилотникам, первый из которых, как ожидается, будет принят на вооружение уже в 2019–2021 годах. Формальный тендер на разработку беспилотного аппарата был объявлен в марте 2010-го. Согласно обнародованным требованиям ВМС палубные беспилотники должны быть способны проводить в воздухе не менее 11–14 часов с полезной нагрузкой в виде различного рода сенсоров, вооружения или топлива для дозаправки других аппаратов в воздухе. В дронах должны применяться различные технологии малозаметности. При этом особых запросов к компоновке не предъявляется.

X-47B – первая ласточка умных дроновПерспективные аппараты планируется использовать в первую очередь для разведки, рекогносцировки и наблюдения, а также для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. Однако их возможности должны быть расширяемыми за счет модульности конструкции. Так, при необходимости беспилотники могут быть дополнены средствами радиоэлектронной борьбы, системами ретрансляции сигналов или специальным разведывательным оборудованием. В марте 2013 года ВМС США объявили, что в новых БЛА необходимо использовать уже существующие технологии запуска, посадки, управления и обмена информацией. Победителя конкурса на создание беспилотника планируется объявить до 2016 года.

Какими именно будут перспективные аппараты, сказать пока сложно – компании Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman, участвующие в тендере ВМС США, подробности о своих проектах не раскрывают. Между тем сам X-47B выполнен по схеме «летающее крыло» с применением технологий малозаметности. Он оснащен реактивным двигателем Pratt & Whitney F100-220U без форсажной камеры, способным развивать тягу до 79,1 килоньютона. Размах крыла беспилотника – 18,93 метра, длина – 11,63 метра, высота – 3,1 метра. Для сравнения: аналогичные параметры палубного истребителя F/A-18E/F Super Hornet составляют 13,62, 18,31 и 4,88 метра соответственно.

В ближайшие несколько месяцев X-47B предстоит принять участие еще в нескольких испытаниях.

В целом программа испытаний X-47B подходит к концу. В 2014-м ВМС США проведут анализ всех полученных в результате реализации проекта UCAS-D данных и на их основе сформируют окончательный список требований к перспективным палубным БЛА. С 2007 года Northrop Grumman построила в общей сложности два летных прототипа X-47B, постройку дополнительных таких беспилотников ВМС заказывать не планируют. По окончании испытаний уже имеющиеся аппараты передадут в музей авиации.

В 2014 году командование ВМС США намерено заключить контракты на разработку палубных беспилотников со всеми четырьмя участниками тендера, однако соглашение на производство и поставку аппаратов будет подписано только с одним из них. Компания Northrop Grumman планирует предложить американским военным БЛА на базе X-47B, Boeing – на базе Phantom Ray, Lockheed Martin – Sea Ghost, а General Atomics – Sea Avenger (продолжение уже созданного семейства Predator: M/RQ-1 Predator, MQ-9 Reaper и MQ-1C Grey Eagle). Из всех перечисленных аппаратов в летных испытаниях пока участвуют только X-47B и Phantom Ray.

Впрочем, планы американских военных, возможно, несколько поменяются. В частности, ВМС США могут отложить обнародование требований к новым палубным беспилотным летательным аппаратам и объявление тендера на их разработку. Поводом для этого стали разногласия между командованием авиационных систем ВМС США и Пентагоном относительно задач, которые должны будут выполнять новые аппараты. Ранее предварительные требования к беспилотникам предполагалось обнародовать в середине декабря 2013-го, а окончательные – во втором квартале 2014 финансового года (первый квартал 2014-го).

Согласно утверждению ВМС все требования к палубным беспилотникам, которые военные уже подготовили, изменяться не будут: новые БЛА должны быть построены с широким применением технологий малозаметности, нести вооружение для нанесения высокоточных ударов по объектам противника, различные сенсоры для разведки, рекогносцировки и наблюдения, системы радиоэлектронной борьбы и оборудование для дозаправки в воздухе, а также произведения дозаправки других летательных аппаратов.

В Пентагоне же заявляют, что пока не определились с окончательным спектром задач, которые будет выполнять новый беспилотный аппарат. Так, в ведомстве сомневаются в том, что на данном этапе верно соблюден баланс между дальностью полета беспилотника, его малозаметностью и возможностью нести вооружение и полезную нагрузку в виде сенсоров и различных систем. В Министерстве обороны США рассматривают возможность разработки исключительно разведывательной версии палубного беспилотника, которому не потребуется прорывать системы ПВО противника.

Действующий пока график предусматривает подписание контракта на разработку палубных беспилотников в рамках проекта UCLASS в четвертом квартале 2014-го (первом квартале 2015 финансового года, начинающегося 1 октября 2014-го). При этом начальную оперативную готовность новых БЛА планируется объявить в 2019–2021 годах. Сроки принятия аппаратов на вооружение пока окончательно не определены, по заявлению военных, во многом они будут зависеть от скорости отработки технологий и проведения испытаний.

В ближайшие 30 лет американское военное ведомство намерено увеличить количество беспилотных летательных аппаратов на вооружении страны в четыре раза – до 26 тысяч единиц. Это будет сделано не только за счет производства самих дронов, но и посредством конвертации уже имеющихся самолетов в беспилотные варианты (например лишиться пилотов могут штурмовики A-10 Thunderbolt II), а также разработки опционально пилотируемых боевых летательных аппаратов. С каждым годом увеличивается число новых технологий, позволяющих решать задачи, с которыми человек справиться уже не в состоянии. И вполне может статься, что в отдаленном будущем палубные беспилотники будут взлетать уже с безэкипажных авианосцев.

Под властью роботов

Серьезная приверженность американских военных к разработке беспилотных авиационных систем и наземных роботизированных комплексов между тем вызывает опасения у различных правозащитных организаций. Так, организация Human Rights Watch при поддержке Гарвардской школы права в прошлом году опубликовала 50-страничный доклад об опасности использования полностью автономных (роботизированных) вооружений. Авторы доклада полагают, что боевые роботы не смогут отличить мирных жителей от военных, а значит, международные правила ведения военных действий будут серьезно нарушены.

Проведя ряд исследований, HRW пришла к выводу, что роботы – суть механизмы, оснащенные возможностью воспринимать окружающий мир и действовать в соответствии с программой. Все они в той или иной степени обладают автономностью, то есть способны осуществлять какие-либо действия без вмешательства человека. Степень автономности у дронов будет значительно отличаться в зависимости от модели. Условно роботов можно разделить на три категории: «человек в системе управления» (human in the loop), «человек над системой управления» (human on the loop) и «человек вне системы управления» (human out of the loop).

Первая категория подразумевает, что некая беспилотная машина может самостоятельно обнаруживать и выбирать цели, однако решение об их уничтожении принимает только человек-оператор. Ко второй категории относятся системы, способные самостоятельно обнаруживать и выбирать цели, а также принимать решения об их уничтожении, но человек-оператор, исполняющий роль наблюдателя, в любой момент может вмешаться в эту цепочку. Наконец, в третью категорию HRW включила роботов, способных обнаруживать, выбирать и уничтожать цели вообще без человеческого вмешательства.

В докладе, который получил название Losing Humanity: The Case Against Killer Robots (дословно «Теряя человечность: доводы против роботов-убийц»), в частности, отмечается, что машины лишены сострадания и не несут ответственности за причиненный ущерб. С одной стороны, как говорится в докладе, наличие боевых роботов поможет спасти жизни собственных военнослужащих. С другой – использование роботов вместо людей может облегчить моральную ответственность за развязывание военных конфликтов.

Чтобы хоть как-то избежать нарушения прав человека и «безнаказанных» действий роботов, им необходим постоянный контроль со стороны человека. Впрочем, в докладе отмечается, что полностью автономные боевые машины пока еще не разработаны и тем более не приняты на вооружение. По мнению экспертов, на которых ссылаются авторы документа, такие вооружения могут появиться в ближайшие 20–30 лет. Первыми подобные технологии, как ожидается, представят США, Израиль, Южная Корея, Китай, Германия, Великобритания и Россия.
Автор: Василий Сычев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. lotar 6 декабря 2013 08:52
    Любая система,какой бы она защищённой не была имеет уязвимости.Я надеюсь,что у наших военных к тому моменту,когда такая техника выйдет на финишную прямую уже будет всё нужное,как для противодействия,так и для перехвата управления этими машинками.
    1. Kram 7 декабря 2013 17:15
      "Надежды юношей питают"

      И при таком раскладе, когда вора и К° из МО оправдывают и назначают на новое "тёплое место", долго ещё ничего подобного не будет в российской армии - для этого денег нужно немеренно. А где же их взять, если из бюджета МО тянут все, кому не лень (причём безнаказанно)
      Опять же вопрос: почему безнаказанно? Cui prodest?
    2. Рав-Серен 9 декабря 2013 18:25
      С учетом того, что в РФ отсутствует элементная база вообще как таковая, ни черта нет ни для перехвата , ни для управления. ну, сами вдумайтесь - в любое устройство GLONAS встроен чип GPS. И без него отечественная система просто не работает.
      Рав-Серен
    3. Рав-Серен 9 декабря 2013 18:26
      Да и не надо американцам что то предпринимать против надежного поставщика сырья и надежного потребителя американских товаров.
      Рав-Серен
  2. Ols76 6 декабря 2013 08:56
    Тема очень Перспективная. Очень удобно использовать в разведке ну и конечно для нанесения высокоточных ударов по целям противника. Хотелось бы узнать как Россия развивает программу палубных беспилотных летательных аппаратов или если такая программа вообще существует?
    1. Рав-Серен 9 декабря 2013 18:37
      Ну, если провалилась , увы программа с обычными БПЛА, несмотря на 5 млрд проглоченных денежек - то с чего вдруг будет развиваться программа по палубным?
      Рав-Серен
  3. iwind 6 декабря 2013 10:23
    Перехват управления это очень мало вероятно событие. Асимметричные алгоритмы шифрования( ключ зашифровки в пентагоне, а расшифровки в БПЛА) с размером ключа уже с 128 бит. Его просто не взломать за разумный промежуток времени. Лично я думаю, что используется скорей всего даже не одни вид шифрование.

    Самое большая угроза ударным функциям UCAS-D. это F-35, а тут может получится, что часть его функций забирает БПЛА, и тут поучится что нет нужды в таком количестве F-35. А на F-35 слишком много поставлено и потрачено денег.
    1. Рав-Серен 9 декабря 2013 18:28
      Ну, это разные функции совсем - у Лайтинга и беспилотника. Да и БПЛА пока еще в перспективной разработке - они не скоро еще полноценно будут на вооружение.
      Рав-Серен
  4. tchoni 6 декабря 2013 13:50
    Тема хорошая, самое противное, что у американцев может получиться (уже, блин, получается) очень даже неплохо. Начнут с беспилотных ДЛРО (и действительно, зачем им экипаж. Летают то по кругу) И одноразовых разветчиков (типа систему ПВО вскрыть, общую рекогносцировку провести и т.д. (кстати уже есть всякие рапторы - предаторы, правда наземного базирования)) потом через штурмовики (тоже блин уже летают ударные БПЛА) перейдут к полноценным беспилотным многоцелевым дронам. Останется только завод по их производству наладить - и все - можно захватывать мир......
    Давным - давно, в одной очень далекой америке......
  5. saag 6 декабря 2013 21:51
    уже запустили дрона через торпедный аппарат и он сел на суше, потом на прочтение этого наложилась информация о японских подводных лодках-авианосцах и скомпоновалось что-то вроде такого ПВО подлодки, вынести Орион или вертолет поисковый одноразовым дроном, точнее барражирующим боеприпасом
  6. Сергей Ситников 10 декабря 2013 10:08
    если он без пилота ))) - нахрен ему окно спереди и вполне вместительная кабина????

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня