Прототипы среднего танка Т-54

37
Танк Т-54 стал одной из самых распространенных послевоенных машин своего класса. Он стал основой для большого количества модификаций, в том числе танка Т-55, который строился еще большей серией. Танки Т-54 и Т-55 заслуженно считаются одними из самых лучших бронемашин своего времени. Однако базовый Т-54 появился не сразу. Работы по проекту перспективного танка начались еще в 1944 году, но в серию он пошел лишь спустя несколько лет. За это время конструкторы завода №183 (г. Нижний Тагил) создали несколько вариантов нового танка, каждый из которых стал шагом от первоначальной задумки до серийной машины.

Т-54 образца 1945 года

История проекта Т-54 началась осенью 1944 года. Нижнетагильские конструкторы без отрыва от основных работ по производству и совершенствованию серийной техники создали проект глубокой модернизации танка Т-44. Документация по проекту Т-54 была представлена в наркомат танковой промышленности в последних месяцах октября. Уже 1 ноября народный комиссар В.А. Малышев подписал приказ, в соответствии с которым завод №183 должен был построить опытный образец нового танка.

Прототипы среднего танка Т-54


Необходимо отметить, что тот вариант проекта не соответствовал ряду требований: на нем использовалась старая трансмиссия, гусеницы с гребневым зацеплением и т.п. устаревшие технические решения. Тем не менее, опытный танк Т-54, предъявленный на испытания в начале 1945 года, строился по проекту, появившемуся осенью 44-го. В феврале 1945 года прошли заводские испытания опытной бронемашины.

Проект Т-54 в варианте, появившемся в октябре 1944 года, представлял собой глубокую модернизацию танка Т-44. Целью этой модернизации было повышение уровня защиты и огневой мощи при сохранении приемлемых весовых и ходовых характеристик. Основным способом выполнения этой задачи стало изменение компоновки внутренних объемов бронированного корпуса. За счет более плотного расположения агрегатов и поперечного размещения двигателя получилось довести забронированный объем до 11,8 куб. метра.

Конструкция бронированного корпуса опытного танка почти не отличалась от корпуса танка Т-44. Лоб корпуса собирался из двух листов толщиной 90 мм, борта имели толщину 75 мм, а корма состояла из трех деталей толщиной от 30 до 45 мм. Танк Т-54 образца 1945 года оснастили сдвинутой к корме башней и люком механика-водителя в подбашенном листе.



В моторно-трансмиссионном отделении Т-54 установили 12-цилиндорвый дизельный двигатель В-2-44 мощностью 520 л.с. Благодаря поперечному размещению двигателя удалось сэкономить значительные объемы как внутри корпуса, так и в МТО. Кроме двигателя в корме танка установили входной редуктор («гитара»), многодисковый редуктор сухого трения, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач, два многодисковых бортовых фрикциона, ленточные тормоза и бортовые редукторы. Внутри МТО удалось уместить два основных топливных бака на 520 литров. Кроме того, в надгусеничных полках было предусмотрено место для трех 50-литровых баков. По расчетам, запаса топлива должно было хватать на 300-350 километров пути.

Подвеска танка Т-54 образца 1945 года была полностью заимствована у предыдущего Т-44. Она имел по пять опорных катков с торсионной подвеской на борт, ведущее и направляющее колесо. Как и на предыдущих танках, использовалось гребневое зацепление гусеницы.

«Главным калибром» перспективного танка сделали 100-мм нарезное орудие Д-10Т-К, разработанное на заводе №9 (г. Свердловск). Обновленная конструкция башни позволила впервые в отечественной практике оснастить средний танк пушкой калибра 100 мм. Опытное орудие Д-10Т-К отличалось от оригинального Д-10Т отсутствием пружинного уравновешивающего механизма. Для уравновешивания пушки пришлось облегчить или утяжелить некоторые ее детали. Пушка Д-10Т-К могла разгонять бронебойно-трассирующий снаряд БР-412 до скорости 895-900 м/с, что позволяло пробивать бронеплиту толщиной 120 мм с дистанции 1000 метров.

В качестве дополнительного оружия использовались два пулемета ГВТ калибра 7,62 мм. Один из них был спарен с пушкой, а второй поместили рядом с рабочим местом механика-водителя. Для стрельбы предусмотрели отверстие в лобовой плите корпуса.

22 февраля 1945 года опытный танк Т-54 первой версии был доставлен в Москву, где его продемонстрировали руководству танкостроительной промышленности и военным. 11 марта стартовали испытания на полигоне в Кубинке, продлившиеся чуть больше месяца. За это время танк прошел свыше 1500 километров. В отчете о результатах испытаний отмечалось, что Т-54 превосходит все существующие отечественные танки. При этом, однако, испытатели обратили внимание на некоторые недостатки конструкции, ликвидация которых могла бы повысить возможности машины.



Заводу №183 рекомендовали доработать конструкцию башни, использовать цевочное зацепление гусеницы, изменить трансмиссию, оснастить танк противокумулятивными экранами, а также обновить состав наблюдательного и прицельного оборудования. По завершении всех этих доработок танк можно было принять на вооружение. Пока же заводу №183 поручили строительство двух новых опытных образцов танка Т-54. К июню 45-го года нижнетагильские танкостроители должны были собрать два танка с обновленными механизмами трансмиссии и иными нововведениями, общее число которых превышало шесть десятков.

Один из новых прототипов получил планетарную трансмиссию, второй – планетарные механизмы поворота. Считалось, что второй вариант бронемашины имеет большие перспективы в сравнении с первым. В последних числах июля начались ходовые испытания танка Т-54 образца 1945 года с планетарными механизмами поворота. До начала ноября опытный танк прошел по полигону свыше 1500 км. По результатам испытаний была установлена высокая надежность планетарных механизмов поворота. При этом в конструкцию танка и его агрегатов пришлось внести около сотни различных изменений.

«Объект 137»

В начале декабря 1945 года Наркомат транспортного машиностроения издал приказ о доработке конструкторской документации по проекту Т-54 с последующими строительством и испытаниями танков установочной партии. Опытные машины требовалось построить к 15 марта 1946 года. Именно этот приказ наркома Малышева привел к появлению танка Т-54 образца 1946 года, более известного под названием «Объект 137».



В ходе доработки проект Т-54 претерпел серьезные изменения. Коррективам подверглись почти все его аспекты. Бронированный корпус изменили незначительно. Доработки касались узлов установки различного нового оборудования. Уровень защиты танка образца 1946 года остался на уровне предыдущей версии Т-54.

В качестве силовой установки использовали дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. При требуемой боевой массе 36 тонн такой двигатель мог обеспечить скорость на шоссе до 32-33 км/ч. Трансмиссия соответствовала третьему прототипу Т-54 образца 1945 года. Топливная система танка осталась прежней. В подвеске использовались немного доработанные агрегаты предыдущего опытного танка, однако теперь использовалось цевочное зацепление гусеницы с открытым металлическим шарниром.

В измененной башне двух прототипов танка «Объект 137» установили пушки калибра 100 мм двух моделей. Один из них оснастили орудием Д-10Т, другой – ЛБ-1. Оба танка несли спаренный с пушкой пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм. Еще два пулемета этой модели с боекомплектом по 250 патронов разместили в бронированных кожухах на надгусеничных полках. Наконец, на башне установили крупнокалиберный пулемет ДШК, предназначенный для борьбы с воздушными целями.



Из-за доработок башни, ходовой части и других агрегатов боевая масса опытных танков «Объект 137» ощутимо превысила заданный уровень. Вместо заданных 36 тонн машины весили 39,15 т. Это привело к снижению удельной мощности и увеличению давления на грунт.

20 июня стартовали межведомственные испытания двух танков Т-54 образца 1946 года. В ходе испытаний танк с орудием ЛБ-1 преодолел около 1000 км, а танк с пушкой Д-10Т – лишь 760 км. Несмотря на снижение ходовых качеств новых машин в сравнении с предыдущими прототипами, комиссия признала их преимущества перед существующей техникой. Однако конструкторам завода №183 было рекомендовано провести очередные доработки проекта. Претензии вызвала работа трансмиссии и обновленной ходовой части. Кроме того, шум в обитаемом объеме превышал приемлемый уровень, а зенитный пулемет не мог вести огонь в любом направлении без поворота башни.

В конце лета завод №183 доработал трансмиссию и ходовую часть танка «Объект 137», а к середине сентября построил новый опытный образец. Корпус, башня и двигатель остались прежними. С середины сентября и до конца октября этот прототип проходил заводские испытания. Программа испытаний подразумевала преодоление 2000 километров. За первые три дня испытаний опытный Т-54 прошел около 570 километров со средней скоростью 35 км/ч. 25 сентября, во время очередного пробега по полигону, разрушились восемь резиновых бандажей опорных катков и четыре опоры балансиров. До середины следующего месяца машина находилась на ремонте, а в конце октября ее разобрали для оценки состояния.



К этому времени военные и наркомат транспортного машиностроения определились с главным оружием перспективного танка. Им стала 100-мм пушка Д-10Т. 30 сентября это было закреплено соответствующим документом.

Танки Т-54 образца 1947 года

Всю осень 1946 года конструкторы завода №183 занимались обновлением корпуса и различных систем перспективного танка. В октябре началось строительство первого прототипа обновленной защиты, затянувшееся до февраля следующего года. Во второй половине февраля 47-го новый опытный образец вышел на полигон.



В ходе очередной доработки бронированный корпус претерпел серьезные изменения. Так, для сокращения общей высоты машины были уменьшены борта корпуса, а редан днища, наоборот, увеличен на 220 мм. Это позволило уменьшить силуэт машины, почти не потеряв внутренние объемы. Были изменены форма и размеры башни, что тоже сказалось на габаритах всего танка. На крыше башни установили новую зенитную пулеметную установку, конструкцию которой выполнили на базе соответствующего агрегата танка ИС-3.

С 18 по 26 февраля 1947 года этот прототип «Объекта 137» прошел 1020 км со средней скоростью 23,4 км/ч. При этом первые заезды танк совершал с башней старого образца. Сборка новой башни завершилась немного позже и ее установили на опытный танк. После установки башни новой конструкции Т-54 образца 1947 года произвел 14 пробных выстрелов. Одновременно с ходовыми испытаниями провели отстрел второго корпуса на артиллерийском полигоне.



В начале марта прошли министерские испытания. В очередной раз комиссия выдала танкостроителям список необходимых исправлений. Заводу №183 снова напомнили о необходимости сокращения боевой массы машины до требуемых 36 тонн, потребовали усилить отдельные элементы ходовой части, доработали трансмиссию и усовершенствовали наблюдательные приборы.

В апреле 1947 года были построены еще два танка «Объект 137», ставшие образцами для серийной бронетехники. Корпус и башня этих машин соответствовали агрегатам предыдущего прототипа, а вооружение осталось неизменным в сравнении с проектом в версии от 1946 года: 100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренный пулемет СГ-43, два курсовых пулемета той же модели и зенитный ДШК калибра 12,7 мм. К началу испытаний двух новых опытных танков конструкторам завода №9 удалось немного повысить характеристики орудия Д-10Т. Так, бронебойно-трассирующий снаряд БР-412 на дистанции 1000 метров мог пробить до 135 мм брони. Скорострельность орудия достигала 10 выстрелов в минуту.



В апреле и мае 1947 года два новых прототипа прошли межведомственные испытания. Оба танка в общей сложности преодолели почти 2490 километров со скоростью порядка 18-20 км/ч. За все тестовые пробеги танки ни разу не простаивали по причине технических проблем и прошли испытания почти без претензий со стороны комиссии. Было рекомендовано начать серийное производство нового танка Т-54.

По результатам испытаний появился приказ, которым заводу №183 предписывалось построить установочную партию из 50 новых танков. По мере строительства этой партии требовалось внедрить 22 конструктивных и производственных мероприятия. Остальные доработки предполагалось внедрять по мере освоения в производстве соответствующих агрегатов. Первый танк Т-54 установочной партии был готов в июле 1947 года. В ходе производства завод №183 внедрял в конструкцию нового танка различные изменения. Общее количество коррективов, внесенных в ходе строительства установочной партии, достигло 1500.



Испытания первого танка Т-54 из установочной партии начались в июле 1947 года, а уже в сентябре очередная бронемашина успешно преодолела требуемые 1000 километров. Строительство установочной партии из 50 танков позволило ликвидировать последние крупные недостатки проекта, а также освоить технологию производства новой техники.

Начало серийного строительства

В конце ноября 1947 года руководство утвердило чертежи и технологические условия на серийное строительство бронемашины новой модели. Вскоре документация была передана заводам №75 (Харьков) и №174 (Омск), где в начале 1948 года развернулось серийное производство новых танков Т-54. Дизельные двигатели В-54 производились Сталинградским тракторным и Челябинским тракторным заводами. Башни для новых танков тоже изготавливались на двух предприятиях: нижнетагильский и омский заводы получали эти агрегаты с челябинского завода №200, а харьковские танкостроители – с завода им. Ильича (г. Жданов). Орудия Д-10Т изготавливались только свердловским заводом №9.

В 1948 году завод №183 построил 285 танков новой модели, завод №75 – 218 и завод №174 – 90. В дальнейшем темпы производства постоянно росли, а строительство танков Т-54 различных модификаций, в том числе Т-55, продолжалось до середины семидесятых годов. В общей сложности три советских завода построили 16775 танков Т-54 всех модификаций. Кроме того, 300 танков в виде комплекта деталей были поставлены в Северную Корею, а Польша и Чехословакия построили по лицензии 1500 и 1800 машин соответственно. В шестидесятых годах китайские инженеры скопировали конструкцию танка Т-54 и запустили серийное производство его незначительно доработанной версии под названием «Тип 59».

В период с 1944 по 1947 годы нижнетагильский завод №183 провел массу конструкторских работ и построил несколько танков-прототипов. Все эти усилия оказались ненапрасными – результатом многочисленных доработок и испытаний стало создание одного из самых лучших танков своего времени.




По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://dogswar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://btvt.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 декабря 2013 09:15
    Броня крепка и танки наши быстры!
    1. +4
      4 декабря 2013 11:24
      Оригинально
  2. 10kAzAk01
    +4
    4 декабря 2013 10:29
    в WoT этот аппарат мой любимый... laughing
    1. 755962
      -1
      4 декабря 2013 19:56
      Нагибаете не по детски?На голде?
      Танководы в теме soldier
      1. 10kAzAk01
        0
        5 декабря 2013 11:35
        ......... бывает без голды никак.... laughing
  3. amigo1969
    +14
    4 декабря 2013 10:46
    Очередной раз поражаюсь дизйну наших танков!! Красота!!! Умели ведь делать. Для сравнения - посмотрите на английские танки времен 2-й мировой.. Самовары на гусеницах.
    1. +1
      5 декабря 2013 17:49
      Цитата: amigo1969
      Самовары на гусеницах

      Не смейте консервные банки называть самоварами. smile
  4. Jake Danzels
    +6
    4 декабря 2013 11:23
    А Морозова А.А. как-то забыли упомянуть.
    1. +8
      4 декабря 2013 11:29
      Цитата: Jake Danzels
      А Морозова А.А. как-то забыли упомянуть.
      Воздавая должное таланту Морозова, хотелось бы отметить, что не он один его создавал, и что в статье вообще ни названа не одна фамилия...
    2. sapran
      +3
      4 декабря 2013 11:35
      Не только Морозова А.А... Авторы незатрудняют себя тем что бы назвать имена героев которые в тяжелейшее для страны время не щадя себя работали на благо страны..
      Всего то проведите анализ кто что сделал внедрил настоял что именно так надо делать. Это люди которые заслуживают жизни в памяти поколений. Они должны быть примером для молодежи.
  5. +3
    4 декабря 2013 11:31
    Танк который оставил незабываемый след в мировой танкостроении fellow

    статье и танку респект
  6. Jake Danzels
    +3
    4 декабря 2013 11:48
    Цитата: svp67
    что в статье вообще ни названа не одна фамилия...

    А вот это как раз и плохо, мы забываем тех кто делал грозные боевые машины.

    з.ы. под фразой "мы забываем" имею ввиду подрастающее молодое поколение.
    1. 0
      5 декабря 2013 18:37
      Ну вот опять людей делят на Советских и "подрастающее молодое поколение". Товарищи, каждое последующее поколение растет на том, что ему оставило поколение предыдущее. Да и вообще, чем конструкторы танков лучше сотен миллионов других людей чей труд был так же честен и нелегок. Почему их имена должны помнить, а имена, скажем, конструкторов комбайна "Нива" нет?
  7. -12
    4 декабря 2013 13:36
    Отличная модификация Т-34 85.
    1. GastaClaus69
      +10
      4 декабря 2013 14:15
      Да что уж мелочится.
      1. +2
        4 декабря 2013 15:41
        МС-1? Грозный зверь... в свое время конечно.
      2. +1
        4 декабря 2013 20:34
        Есть сведения о боевом применении МС-1 в 1941.
        1. GastaClaus69
          +4
          4 декабря 2013 22:36
          Большинство передали западным УР и переделано в ДОТы, большинство тех что были на ходу потеряли в районе Дубно-Луцк-Броды правда некоторые дожили даже до битвы за Москву.
          http://www.bronetehnika.narod.ru/t18/t18_3.html
          Т-18 только что привезенный в Центральный Музей Великой Отечественной Войны(скорее всего с дальнего востока).
          1. +2
            4 декабря 2013 23:30
            Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены
            http://www.pro-tanki.ru/index.php/sssr/tanki-sssr1920-1938/tank-ms-1t-18
  8. avt
    +5
    4 декабря 2013 13:57
    Цитата: cosmos111
    Отличная модификация Т-34 85.

    request С какого перепугу так решили ?? Дальнейшее развитие Т-44 ,еще куда ни шло . Только по количеству выпущенных машин и участию их в боевых действиях рядом стоят .
    1. +5
      4 декабря 2013 20:16
      Цитата: avt
      avt

      Цитата: avt
      С какого перепугу так решили ?? Дальнейшее развитие Т-44 ,еще куда ни шло . Только по количеству выпущенных машин и участию их в боевых действиях рядом стоят .

      Т-44 результат перекомпоновки Т-34-85. Т-54 результат усиления вооружения Т-44. Т-55 и Т-62 развитие Т_54. Это как ВАЗ-2101 и -2107 "совершенно разные машины". В 1981 мне отец сделал царский по моим тогдашним понятиям подарок - подписку на журнал "Техника молодежи". И я до сих пор помню название статьи, прочитанную первой: "Наследники тридцатьчетверок". Рекомендую М.Свирин "Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955". М."ЯУЗА""ЭКСМО" 2006.
      По-ходу, меня сейчас тоже порвут. Но молчать не буду soldier
      Может зря COSMOS111 так заминусовали.
      1. +4
        4 декабря 2013 21:39
        Цитата: samoletil18
        Т-44 результат перекомпоновки Т-34-85

        Какая то иезуитская логика - тогда действительно перекомпоновка МС-1. Т-44 в действительности это не перекомпоновка, а переосмысление подхода к танкостроению. Перекомпоновка это когда меняют размеры и расположение баков, боеукладки, радиостанций и т.д., а когда вносят принципиальные отличия, такие как поперечное расположение двигателя, совершенно новую трансмиссию, абсолютно новую ходовую часть (торсионы вместо свечной подвески Кристи), новый корпус с широким погоном в последствии позволивший при тех же габаритах корпуса установить новую сферическую башню то это никак не "результат перекомпоновки", Т-44 принципиально другая машина, построенная с учетом опыта эксплуатации и боевого применения Т-34-85 и всех остальных советских танков. Т-54 это опять таки не модернизация Т-44, так как даже взятый изначально базовый корпус был кардинально изменен И перекомпонован.
        p.s. Даже не реализованный Т-34М это не перекомпоновка, а совершенно новый танк, который к сожалению не смог заменить т-34 из за технологических проблем военного времени.
  9. +5
    4 декабря 2013 15:49
    Было интересно почитать про историю создания прототипов Т-54, выросшей в замечательный Т-55.

    Хотя в это же время решалась судьба ИС-7, но выбрали "подвижность".
    Неизвестно, как бы тогда был броневой кулак Родины...

    Спасибо Кириллу за статью.
  10. +2
    4 декабря 2013 16:04
    На площади такой стоит, с виду неказистый, а на башню залезешь, чувствуешь себя не меньше чем богом. Хорошая машина, видел вскрытое МТО, но на ИМР-1, зрелище потрясающее, правда масла по щиколотку, но все равно круто. Внутрь залазил, с моими 177см на месте мехвода тесновато.
    Конечно, не отметить наличие баков-стеллажей сыгравших не очень то и хорошую роль в истории машины, невозможно, косяк со стороны конструкторов? естественно, но в противном случае машину бы не приняли на вооружение, это напоминает историю с местом воздушного стрелка на Ил-2. За все надо платить, а в отношении боевых машин плата издревле берется кровью, как говориться: Один хоть и одноглаз, а все видит.
    1. GastaClaus69
      +5
      4 декабря 2013 17:44
      Цитата: cth;fyn
      На площади такой стоит, с виду неказистый, а на башню залезешь, чувствуешь себя не меньше чем богом.

      Тут я с вами готов поспорить, у нас такое чудо на площади стоит. Залезешь да к прям боевая слава накатует!
      Даже примета есть: не лазил на 34ку значит не местный. smile
      1. amigo1969
        +6
        4 декабря 2013 17:52
        Памятник ухожен, танк покрашен, свежие венки есть. Значит народ в городе правильный живет!!))
        1. GastaClaus69
          +5
          4 декабря 2013 18:08
          Просто у нас в городе очень сильно чтят историю и очень не любят политику!)
      2. Jake Danzels
        +1
        4 декабря 2013 18:17
        Это на площади Победы?
        Да и у вас как-бы в городе при СССР был много военных да и Десна)
        1. GastaClaus69
          +3
          4 декабря 2013 18:50
          Да, по легенде это первый танк ворвавшийся в город, хотя сам город освободила в 43 76гв. десант-штурмовая дивизией).
          Кто был в Десне, тот в цырке не смеется.
          Военных хватает вот только служить в армии сейчас не комильфо. Сам пограничник, сержантом получаю 3тис, а сержант чер. гарнизона 1200грн и при этом служат!
          Короче нам ничего не страшно пока у нас есть такие люди!!
      3. Комментарий был удален.
      4. Military79
        +2
        5 декабря 2013 00:21
        Мать честная!!! Это же Чернигов, площа Перемоги,эгэ-ж? Каждый раз вспоминаю Симонова:
        Я выкопал его бы, как он есть,
        В пробоинах, в листах железа рваных, —
        Невянущая воинская честь
        Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

        На постамент взобравшись высоко,
        Пусть как свидетель подтвердит по праву:
        Да, нам далась победа нелегко.
        Да, враг был храбр.
        Тем больше наша слава.
  11. +2
    4 декабря 2013 18:16
    многодисковый редуктор сухого трения, главный фрикцион,

    Многодисковый главный фрикцион сухого трения, сталь по стали. hi
    1. 0
      5 декабря 2013 13:26
      сталь по стали

      ТОлько сталь! Только хардкор!
  12. Fedya
    +1
    4 декабря 2013 21:51
    У меня на работе , мужик на т-54 в казахстане служил на границе с Китаем. Говорил когда Брежнев помер они неделю на позицях жили, опасались , что китаёзы нападут. Хоть и 30ть лет прошло, а говорит что ещё бы послужил ! Я ему фотку с википедии, водительского места показал, он всё назвал , помнит .
  13. Sashko07
    0
    4 декабря 2013 21:53
    Летом в Гончаровске учения были, 2 дня бахали на полигоне, 20 км на север от Чернигова слышно было soldier
    1. Military79
      0
      4 декабря 2013 23:29
      "Булаты" пристреливали.
      1. 0
        5 декабря 2013 13:27
        А вполне себе интересная машинка, Булат ваш, жаль никто о нем подробно не написал... еще.
  14. Military79
    +4
    4 декабря 2013 23:28
    Касательно Т-55.При расформировании 97 МБр в Славуте на балансе числился стоящий на пьедестале танк. Машина проходила как учебно-боевая.Надо было гнать коллону машин на погрузку на узловую станцию.Зампотех долго чухал репу ,думая как снять 55-ку с пьедестала.Думали насыпь навалить и стянуть.А потом буксиром дотянуть до станции.Проходящий мимо старичок подощел к нам и рассказал ,что служил он в этой части прапорщиком и в 1976 году этот танк загоняли своим ходом.Болгаркой мы срезали сварку и залезли внутрь.В баках оказалась соляра.Кинули аккумуляторную группу и попробовали завести.Первую группу посадили но на второй машина зачихала и ЗАВЕЛАСЬ.Пришлось еще повозиться но до платфоры танк дочапал сам,и даже не заглох.Дело было в2003-2004 годах и техника простояла почти 30 лет.
    1. 0
      4 декабря 2013 23:56
      Цитата: Military79
      В баках оказалась соляра.

      Цитата: Military79
      машина зачихала и ЗАВЕЛАСЬ.

      Цитата: Military79
      техника простояла почти 30 лет.

      Вы сами в этом принимали участие, или слышали ?
      1. Military79
        0
        5 декабря 2013 00:13
        Я тогда служил в Изяславе,рядом.А история рассказана со слов одного из тамошних зампотехов ,который занимался сдачей техники.У него сестра была соседкой по общаге и он часто приезжал к ней.
        1. 0
          5 декабря 2013 00:36
          Цитата: Military79
          А история рассказана со слов одного из тамошних зампотехов

          Ясно.

          Я без наездов...
          Токо непонятно, что там (в памятнике) солярка делала ?

          Есть опыт использования 10-ти летней солярки (хранившейся правильно), ух и намучились мы с ней... а потом и с топливной аппаратурой.
          А тут - 30 лет...
          Может это и возможно, фиг знает.
          1. Military79
            0
            5 декабря 2013 02:20
            Слушайте,а может там какая-нибудь смесь была.Как Вам версия?
  15. 0
    4 декабря 2013 23:47
    Вот так вот. Основа современных танков была заложена при Сталине, да так, что до сих пор её модернизируют и особо нового не очень придумали.
    1. 0
      5 декабря 2013 13:31
      ну да, комбинированная броня, так, мелочи...
  16. Sashko07
    0
    5 декабря 2013 18:25
    Цитата: Military79
    "Булаты" пристреливали.

    Может быть, но скорее всего артиллерия стреляла, может даже реактивная, было что типа залпа и сразу много взрывов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»