Французское авиационное изящество. Часть 1-я

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Авиационная промышленность Франции сформировалась в начале 20-го столетия на базе большого числа полукустарных предприятий. В 1914 во Франции, ставшей мировым авиационным лидером, было 20 самолётостроительных и 13 двигателестроительных заводов, производительность которых достигала 541 самолёта и 1065 двигателей в месяц. В Первую мировую войну было выпущено 67892 самолёта и 85316 авиадвигателей (только в 1918 соответственно 23669 и 44569), в это время произошло укрупнение производителей авиатехники и двигателей ( 10 самолётостроительных и 6 двигателестроительных фирм), расширилась научно-экспериментальная база.

В 1921—1922 французский авиапром вышел на 1-е место в мире ( выпускалось до 3,5 тысяч самолётов в год). Но с 1930 года французская авиапромышленность постепенно теряла лидерство в конкуренции с Великобританией, Германией и США. В 1932 году выпущено 400 самолётов, в 1935 году произведено 500 самолётов. В ходе последующей национализации и концентрации авиапромышленности в 1936 году, из десяти основных авиационных фирм было образовано шесть. В это время национальная французская авиапромышленность стала постепенно сдавать свои позиции, и авиационная техника закупалась за границей.


В 1939 году, благодаря вмешательству государства, годовое производство возросло до 3200 самолётов, что впрочем, не предотвратило германской оккупации и перехода контроля над авиапромом к немцам. В период оккупации часть предприятий выполняла заказы для люфтваффе, выпуская разведывательные, транспортные и вспомогательные машины. Авиационными моторами французского производства оснащались штурмовики Хеншель-129, транспортные Гота-244 и Мессершмитт-323.

В отличие от Германии и Австрии промышленные предприятия Франции почти не пострадали от разрушительных налётов английских и американских бомбардировщиков.
Это, а так же формальное вхождение Франции в число стран победителей, что повлекло отсутствие в отличие от Германии и Японии ограничений на разработку боевых самолётов, позволило быстро возобновить производство для нужд национальных ВВС.

Первым послевоенным серийным французским боевым самолётом стал «Дассо» MD-450 «Ураган». Прототип поднялся в воздух 28 февраля 1949 года. На нем стоял двигатель "Нин" 102 с взлетной тягой 2270 кг, выпускавшийся по лицензии фирмой "Испано-Сюиза".

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Самолет MD 450 "Ураган" предназначался для использования днем в простых метеоусловиях в качестве одноместного истребителя и истребителя-бомбардировщика.

Основным вооружением MD 450 "Ураган" являлись четыре пушки типа калибра 20 мм, установленные в нижней части фюзеляжа. Под крылом можно было подвешивать различные средства поражения наземных целей: 16 НУР Матра-Брандт Т-10, бомбы или баки с напалмом общей массой до 500 кг под каждым крылом.

Программа создания этого самолета стала знаменательным событием, говорящим о послевоенном возрождении французской авиационной промышленности.
Фирма "Дассо" при проектировании "Урагана" пошла по достаточно консервативному пути. В 1947 году, когда этот самолет проектировался, в США и Советском Союзе уже разрабатывались первые реактивные истребители F-86 и МиГ-15 со стреловидным крылом.

Конструкторы выбрали достаточно распространенную во второй половине 1940-х годов схему, рассчитанную на достижение максимальных скоростей в пределах 950 км/ч. Это был низкоплан с прямым крылом и хвостовым оперением небольшой стреловидности, с веретенообразным фюзеляжем круглого сечения. Максимальный диаметр фюзеляжа, находившийся примерно посередине длины машины, определялся размерами центробежного компрессора ТРД. Воздухозаборник двигателя располагался в носовой части самолета.

Первый официальный заказ на серийные "Ураганы" был выдан фирме "Авьонс Марсель Дассо" 31 августа 1950 года. Он предусматривал постройку 150 самолетов. В сентябре 1951 г. ВВС Франции выдали второй заказ - на 100 самолетов. В 1952 году дополнительно подписали контракт еще на 100 "Ураганов".

Первый серийный "Ураган" поднял в воздух 5 декабря 1951 года. В ходе серийного производства самолет постоянно совершенствовался, менялось оборудование и вооружение, дорабатывалась конструкция.

Поставки ВВС Франции начались в 1952 году, самолеты поступили на вооружение трех авиагрупп. В 1955 году эти истребители начали заменять другими самолетами. Последний Ураган был снят с вооружения только в 1961 году, а около 50 машин использовались в качестве тренировочных до середины 60-х.

«Ураганы» поставлялись на экспорт в Индию и Израиль, где приняли участие в боевых действиях, в основном они привлекались для оказания авиационной поддержки сухопутным подразделениям. Позже израильские «Ураганы» были переданы Сальвадору и приняли участие в затяжной гражданской войне, находясь на вооружении до начала 80-х.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я

"Ураган"ВВС Израиля


Созданием «Урагана» Дассо удалось завоевать репутацию надежного и перспективного разработчика и производителя реактивной боевой авиационной техники. "Ураган" стал той опорной площадкой, с которой стартовали успехи фирмы "Дассо", да и всей авиационной промышленности Франции в деле создания современных истребителей.

После успеха «Урагана» на его базе была разработана более продвинутая машина. Самолёт известный как MD.452 «Mистер» I (Mystere - загадка, тайна) поднялся в воздух в начале 1951года. Первый опытный образец «Mистер I» представлял собой «Ураган» с крылом стреловидностью 30 градусов.

Следующим шагом стал «Mистер» II, который строился серийно. Истребитель разгонялся на уровне моря до 1040 км/ч.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Для ВВС Франции были заказаны 180 истребителей различных модификаций - «Mистер» IIА (с двигателем Rolls-Royce Tay Mk.250), «Mистер» IIВ (с двигателем Rolls-Royce Tay Mk.250 и двумя 30-мм пушками DEFA 541 ), «Mистер» IIС ( с двигателями SNECMA Atar 101D, в последствии 101F-2 и двумя 30-мм пушками DEFA 551). Самолет находился на вооружении ВВС Франции с 1952 года до конца 50-х.

В 1952 году в воздух поднялся MD.454 «Mистер» IV созданный на основе самолёта MD.452 «Mистер» II. Новый истребитель был рассчитан на достижение сверхзвуковых скоростей в горизонтальном полёте. Хотя MD.454 «Mистер» IV внешне и напоминал своего предшественника, это был новый проект, с улучшенными аэродинамическими формами фюзеляжа и крыльев.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Заказ на изготовление первой партии из 225 серийных «Mистер» IV был получен в апреле 1953 года, первые 50 самолетов получили ТРД Tay Mk 250A, их максимальная взлетная масса составляла 7250 кг, а максимальная скорость - 1110 км/ч (М=1,035). Позже эти самолеты переоснастили более мощными ТРД Verdon 350, что увеличило боевую нагрузку и позволило использовать самолеты в качестве истребителей-бомбардировщиков.

Серийный «Mистер» IVA был вооружен двумя 30-мм пушками DEFA 551 (внизу носовой части фюзеляжа), под фюзеляжем за пушками можно было подвесить блок MATRA на 55 НАР, а на четырех подкрыльевых пилонах — 500-кг или 250-кг бомбы, либо 480-литровые баки с напалмом, либо блоки MATRA на 19 НАР, либо шесть 105-мм НАР.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Всего было построено 451 истребителя, в том числе 242 для французских ВВС.
Самолёт пользовался популярностью на мировом рынке: 110 единиц закупила Индия, 60 - Израиль.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Боевой дебют как французских, так и израильских "Мистэров" состоялся во время Суэцкого кризиса. Истребитель использовался в различных конфликтах - во время Суэцкой компании в1956 году, Индией против Пакистана в 1965 году и во время "Шестидневной войны" Израилем в 1967 году. Он состоял на вооружении во Франции до 1975 года, однако его тренировочный вариант сохранился до начала 80-х.
В 1975 году Сальвадор закупил 18 самолётов в Израиле. Во время гражданской войны они использовались для нанесения ударов по наземным целям. 27 января 1982 года 5 самолётов были взорваны в результате диверсии на авиабазе Илопанго.

«Супер Mистер» B.2 стал последним типом истребителя в модельном ряду ведущих свою «родословную» от «Урагана».

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Вооружение самолета состоит из двух пушек DEFA (калибр 30 мм) и 35 снарядов, находящихся в специальном отсеке фюзеляжа. Под крылом самолет может нести два контейнера с 38 неуправляемыми ракетами каждый, две 500-килограммовые бомбы. УР типа «Матра» или дополнительные топливные баки.

Этот сверхзвуковой самолёт близкий по своим данным к советскому МиГ-19 и американскому F-100 «Суперсейбр» производился относительно небольшим тиражом, с начала производства в 1957 году, за два года было выпущено всего 180 машин, большая часть которых поступила на вооружение ВВС Франции. В ВВС Франции самолёты служили до 1977 года.

В 1958-60 году израильтяне получили 24 новых самолета, а в начале 1967г. - еще 11 машин, бывших в употреблении. Израильским самолётам довелось принять участие в конфликтах 1967 - 1973 года.

В 1975году после принятия на вооружение «Мираж» III» карьера "Супер-Мистэра" в ВВС Израиля завершилась.
Однако ставить точку в боевой биографии самолетов не пришлось, тогда же 18 бывших израильских "Супер-Мистэров" (12 летных и 6 как наборы запчастей) продали Гондурасу.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я

"Супер Мистер" ВВС Гондураса 1976 год


Все поставленные машины были способны нести УР "Шафрир" класса "воздух-воздух". В Гондурасе самолеты поступили в истребительную эскадрилью, базировавшуюся на аэродроме близ города Ла-Сейба, что в 170 км севернее столицы страны Тегусигальпы. На новом месте в начале 80-х гг. «Супер-Мистеры» отличились в многочисленных вооруженных инцидентах в пограничных с Никарагуа районах. Их пилоты действовали как против наземных частей сандинистов, так и против их авиации. Например, 13 сентября 1984 г. во время боев недалеко от города Халапа одному из летчиков удалось сбить пушечным огнем никарагуанский Ми-8.

После завершения в 1990 году гражданской войны в Никарагуа напряженность на границе спала, и истребители стали подниматься в воздух все реже и реже. В 1996 году их поставили на консервацию прямо под открытым небом. Казалось бы, их карьера была окончена, однако жизнь полна неожиданностей. Через Гондурас пролегли транзитные маршруты доставки наркотиков в США, и воздушное пространство страны стало постоянно нарушаться самолетами, перевозящими незаконный груз. Располагая весьма ограниченными возможностями для борьбы с воздушными контрабандистами, руководство ВВС страны в 1998 г. приняло решение вновь ввести в строй оставшиеся 11 "Супер-Мистеров", проведя с иностранной помощью ремонт и замену оборудования, после чего самолёты ещё несколько лет подымались в воздух.

По настоящему прорывной машиной, получившей признание во всём мире, стал «Мираж III». Самолёт изначально разрабатывался как многоцелевой, способный выполнять задачи по уничтожению наземных и воздушных целей, с максимальной скоростью на большой высоте не менее 2М.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Первый прототип получивший наименование «Мираж» IIIА поднялся в воздух 12 мая 1958 года, а 24 октября, при выполнении очередного испытательного полёта, истребитель достиг скорости в 2,0 Маха в горизонтальном полёте на высоте 12 500 метров.

Самолет создан по схеме "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом, угол стреловидности по передней кромке составляет 61 градус. Расположенная в передней части фюзеляжа одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом RM4 фирмы "Мартин-Бейкер". В качестве силовой установки на самолете используется турбореактивный двигатель "Атар-9С" с тягой на форсаже 6200 кгс.

Серийной модификацией стал «Мираж» IIIС, первые машины были поставлены в 1963 году. «Мираж» IIIC имел такую же площадь крыла и высоту, как и его предшественник "Мираж" IIIА, но длина фюзеляжа возросла до 14.73 м. Максимальный вес самолета составлял 11800 кг, и нормальный вес колебался от 7960 кг до 9730 кг. Истребитель был оборудован РЛС "Сирано"

Первоначально самолет имел три пилона под вооружение под центропланом - один под фюзеляжем и два под средней частью крыла, по 500 кг нагрузки на каждый. Для ведения воздушного боя истребитель обычно нес одну ракету R.511 на центральной точке подвески и два подвесных бака емкостью 500 л каждый. При полетах на небольшие расстояния вместо баков подвешивались ракеты "Сайдуиндер". Позже ракету R.511 заменила Матра R.530 с дальностью 18 км, с полуактивной или инфракрасной головкой. В передней части фюзеляжа находился отсек с двумя 30-мм пушками "Дефа", с боекомплектом 125 снарядов на пушку.

Для наземных атак использовалась 454-килограммовая бомба, которая могла подвешиваться под любым пилоном, на месте баков с топливом устанавливались НУРСы. Впоследствии для "Сайдуиндера" установили пилоны, которые размещались с внешней стороны крыльев. Для тренировочных полетов и перелетов использовались подвесные баки на 1200 литров каждый, подвешиваемые под крылом.

"Мираж" стал по настоящему многоцелевым самолетом, с началом поступления на вооружение модификации IIIE. В то время как IIIC использовался в роли чистого перехватчика, "Мираж" IIIE, был создан не только, как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но также мог использоваться для атаки наземных целей не только с обычным бомбовым вооружением, но и используя тактическою ядерную бомбу AN-52.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Истребитель широко поставлялся на экспорт и состоял официально на вооружении в 20 странах, в некоторых из них "Мираж" III состоит на вооружении до сих пор. В Австралии было налажено лицензионное производство.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я

"Мираж" III ВВС Австралии



В ряде стран, с целью адаптации к местным условиям и повышения боевых и эксплуатационных качеств самолёты подвергались существенному переоборудованию. Всего выпущено 1422 самолёта различных модификаций.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я

Спутниковый снимок Google Earth: бразильские "Миражи" на авиабазе Анаполис


Боевая карьера «Миража» оказалась очень насыщенной. Он участвовал в ближневосточных конфликтах, в индо-пакистанской войне 1971 года, а так же во множестве вооруженных противостояний второй половины 20-го века. Благодаря относительно небольшой нагрузке на крыло, экономичному и мощному двигателю, наличию мощного пушечного вооружения в сочетании с управляемыми ракетами "Мираж" III оказался очень серьёзным противником в воздушном бою.
Наравне с советским МиГ-21 французский "Мираж" III стал одним из самых воюющих реактивных истребителей второй половины 20-го века.

«Мираж» 5 был создан, когда ВВС Израиля понадобился, не дорогой и простой в пилотировании ударный самолет для выполнения задач в дневное время. Для удовлетворения потребностей заказчика компания «Дассо» приняла решение создать новую машину на базе многоцелевого истребителя «Mираж» IIIС с существенным упрощением конструкции. Основные изменения коснулись радиоэлектронного оборудования. Радар «Cирано» был заменен на более дешевый «Aида», остальное оборудование так же было упрощено. Для сохранения центровки самолета и повышения боевых характеристик на освободившихся местах были установлены дополнительные топливные баки. «Mираж» 5 нес на борту на 32% больше топлива, чем «Mираж» III. По сравнению с прототипом на новом самолете было увеличено количество точек подвески для вооружения. Максимальная боевая нагрузка составляла 4000 кг.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я

"Мираж"5 ВВС Франции


С начала 70-х «Mираж» 5 широко поставлялся на экспорт, в основном малыми партиями. Существовало множество различных модификаций, созданных по требованиям различных иностранных заказчиков. Произведено 582 самолёта.

В Израиле после введения против этой страны эмбарго, на базе добытой израильской разведкой документации выпускались его доработанные нелицензионные версии известные как: и «Даггер».

«Нэшер» был точной копией «Mираж» 5, за исключением производимой в Израиле части авионики, катапультируемых кресел «Maртин-Беккер» и вооружения, включавшего израильские ракеты «воздух-воздух» . Были построены 51 одноместный истребитель «Нэшер» и 10 двухместных спарок.
Производство «Нэшер» было прекращено, когда в Израиле завершились работы по проекту истребителя «Kфир» — более совершенной разработке на основе планера «Mираж» III.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я

Кфир на стоянке с образцами вооружения


Вместо французского двигателя Atar 9 «Kфир» имел двигатель J79 (использовался также на американских самолетах F-104 «Старфайтер» и F-4 «Фантом» II)

Самолет, обозначавшийся как «Мираж» 50 представлял собой модификацию «Мираж» 5 с более совершенным оборудованием и более мощным двигателем от "Мираж" F1.

В 1963 году фирмой «Дассо» начал серийно производится «Мираж» IV.
Этот самолёт был специально разработан как дальний сверхзвуковой бомбардировщик для французских сил ядерного сдерживания. Всего за 5 лет было построено 66 машин.
Бомбардировщики обладали высокой степенью надежности, за первые семь лет эксплуатации произошло только шесть аварий.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Максимальная взлётная масса бомбардировщика достигала 33 475 кг. На большой высоте самолёт разгонялся до 2340 км/ч, у земли до 1225 км/ч. Боевой радиус около 1200 км.

В конце 60-х годов все самолеты прошли модернизацию, которая позволила перейти к полетам на малой высоте. В начале 80-х годов ведущая роль в стратегических силах Франции окончательно перешла к баллистическим ракетам наземного и морского базирования. 12 самолетов "Мираж" IVA прошли переоборудование в стратегические разведчики, фотооборудование размещалось в подвесном контейнере. На вооружении бомбардировочных эскадрилий осталось только 33 самолета и четыре машины были выведены в резерв. Как ядерный бомбардировщик, самолет окончательно устарел. Для повышения боевого потенциала "Миража", в 1983 году решили провести коренную модернизацию всех его систем.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


В первую очередь модернизация касалась системы вооружения. Входить в современную зону ПВО на машине образца 60-х годов было равносильно самоубийству. Поражать цели не входя в зону ПВО могла позволить только управляемая ракета. "Мираж" решили вооружить новейшей ракетой с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем и боеголовкой мощностью 150 Кт - ASMP. Для этого на бомбардировщик вместо ядерной бомбы установили специальный подвесной пилон и доработали бортовое оборудование, добавив в его состав инерциальную навигационную систему и РЛС "Аркана" с режимом картографирования местности.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Непосредственно перед пуском штурман "Миража" вводил координаты точки пуска в инерциальную систему ракеты. После сброса ASMP включался ее твердотопливный ускоритель, который за пять секунд разгонял ракету до скорости М=2. Когда пороховой заряд ускорителя выгорал, в дело вступал маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, разгоняющий ASMP до М=3 на средних высотах полета. Дальность полета ракеты сильно зависит от высоты пуска и профиля полета. Если ASMP летит на больших и средних высотах полета, то она может пролететь 250 км, если ракета летит к цели на малой высоте, то дальность достигает 80 км. Система автономного наведения инерциальная, и из-за этого точность попадания в цель не высокая, вероятное круговое отклонение около 150 м, но для ядерной боевой части это величина вполне приемлема. Стартовый вес ракеты 860 кг.

Французское авиационное изящество. Часть 1-я


Носители ракет (18 самолетов) получили обозначение "Мираж" IVР. В 1996 году было принято решение о снятии бомбардировщика с вооружения. Самолеты стали постепенно списывать по выработке ресурса. В боевых подразделениях их заменили тактические истребители "Мираж" 2000N.

По материалам:
http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38
http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdf
http://machinepedia.org/index.php/Авиационная_промышленность_Франции

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Fitter65 4 декабря 2013 08:48
    Миражи-красивые машины,но мне больше нравиться МиражF1,чем то похож на наглого воробья.Но вспоминая французские бомбардировщики 20-30 годов на память приходит ,не помню правда чьё,высказывание-издевательство над аэродинамикой.
    1. Bongo 4 декабря 2013 14:53
      Да, "Мираж"F1 очень красивая машина, но такого распостранения как "мираж"-3 он не получил. Тут ему дорогу перешли американцы с F-5 и F-16.
      1. zyablik.olga 8 декабря 2013 12:01
        Вы ещё про МиГи забыли.
  2. алекс 241 4 декабря 2013 09:00
    Все дело в том ,что французские конструкторы пошли по пути переделки гражданских машин в военные,придавая им несвойственные функции,отсюда такая нелепица.
    алекс 241
    1. Bongo 4 декабря 2013 14:54
      Интересно какой французкий истребитель переделан из гражданского авиалайнера?
  3. алекс 241 4 декабря 2013 09:03
    .................................................................
    алекс 241
  4. klimpopov 4 декабря 2013 11:09
    Однако «Mистер» IVA отдаленно
    когото напоминает

    Хотя может показалось
    Чет фотка не вставляется
    http://www.avia-mir.com/photo/su/su-17/009-Su-17-Fitter-1994.jpg
    1. алекс 241 4 декабря 2013 11:42
      Клим приветствую скорее уж Ф-84 или Ф-84Ф.
      алекс 241
  5. klimpopov 4 декабря 2013 11:54
    Клим приветствую скорее уж Ф-84 или Ф-84Ф.

    Привет! Что то комп глючит или ВО по счет каментов.
    Ну у всех самолетов того времени есть нечто общее а Ф-84 по мне так больше Миг - 15
    ну вот сравни в профиль Француза
    http://www.oocities.org/es/aviacionperucenepa/su-22/su22m2.jpg
    http://www.airwiki.org/history/af/gonduras/foto/gonduras2.jpg
    блин опять с фотоками лажа(
  6. ramin_serg 4 декабря 2013 11:55
    Миражи показали себя достойна на локальных войнах последних 50 лет
  7. plohoy 4 декабря 2013 12:12
    Ну не знаю...внешний вид по крайней мере отстой....у французов что машины динозавры какие то, что самолеты))
  8. Argon 4 декабря 2013 12:35
    При всем уважении к французкой авиапромышленности,началом,ее самостоятельной деятельности следует считать именно"Мираж-3"(Все"ураганы"и"тайны"хотя и были машинами довольно надежными,имеют"мутные"корни и в целом более низкий потенциал,чем ровестные им советские и американские машины.)Французы довольно точно определили"золотую середину"между простым и надежным легким истребителем(МиГ-21),и истребителем прорыва(как их тогда называли),с совершенным БРЭО,но как правило машиной далеко не маленькой(F-4),как по МГХ так и по стоимости.Цена и многофункциональность,определили успех"тройки".Однако следует обратить внимание на то,что выбор схемы"бесхвостка"с трехугольным крылом,для такой машины, хотя и был оптемален,с точки зрения минимальных объемов НИОКР и максимальной"грузоподъемности",обрекал самолет на ряд вражденных дефектов связанных с управлением.В частности,машины в такой схеме негативно,а иногда и непредсказуемо реагируют на дачу РУС от себя,делая выполнение некоторых элементов высшего пилотажа невозможным(сдесь пилот"миража"был в положении пилотов первых"Спитфайров"-причины разные,следствие одно).Относительно большая площадь крыла является причиной целого"букета"ограничений по работе"у земли".Взлетно-посадочные характеристики таковы,что не позволяют говорить о"Мераже-3"как о машине доступной летчику"без класса".
  9. Bongo 4 декабря 2013 12:47
    На мой взгляд. у "Супермистера" и F-100 "Суперсебр"внешне очень много общего.
  10. паниковский 4 декабря 2013 13:52
    спасибо, статья вкусная и питательная, ждем продолжения.
    1. алекс 241 4 декабря 2013 18:59
      ................................................................
      алекс 241
      1. мамба 4 декабря 2013 22:25
        Красиво. Похоже "утюжат" воду над побережьем Нормандии. good
        мамба
  11. samoletil18 4 декабря 2013 21:20
    Если бы не видел наших истребителей, может подивился бы красоте французов.
  12. Vital 33 5 декабря 2013 11:59
    Есть французский фильм "Рыцари неба", кто не видел советую посмотреть, чертовски красивые есть съёмки.
    Vital 33
  13. samolet il-76 12 декабря 2013 11:18
    А мне кажется Су-27 красивее!
    samolet il-76

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня