Кого и чему собираются учить в московских центрах толерантности?
В «центрах толерантности» планируется проводить курсовую подготовку по следующим направлениям: обучение русскому языку, семинарские занятия по изучению прав и обязанностей приезжих, беседы об истории и культуре России, занятия с прикладной направленностью (в качестве примера приводится такой вариант как обучение мигрантов пользованию московским метрополитеном и рассказ об особенностях устройства московской подземки). Со временем в таких центрах будут проводиться и празднования особо почитаемых общероссийских и национальных праздников, - об этом тоже сообщают сотрудники ЦБС ЦАО Москвы.
Если верить представителям Центральной библиотечной системы ЦАО российской столицы, то уже сейчас центры толерантности посещают по 40 человек (каждый) одновременно, и мигранты выражают живой интерес к тому, что в них преподаётся.
С одной стороны идея повышения уровня образованности среди тех лиц, которые прибывают в Россию вообще и Москву в частности, является гуманной и правильной. Очевидно, что чем выше уровень знания русского языка, русской культуры, русских традиций, законов Российской Федерации в мигрантской среде, тем меньше проблем для традиционного (местного) общества мигранты будут создавать, тем меньшей окажется сама возможность их вовлечения в различные экстремистские группы, меньше шансов встать на преступные пути. Это всё рационально, и выглядит весьма действенной работой. Однако и другая сторона у этого вопроса однозначно присутствует. В чём же она заключается?
Представители Центральной библиотечной системы ЦАО города Москвы заявляют, что открытые на данный момент 7 центров толерантности работают исключительно на голом энтузиазме самих сотрудников ЦБС. Другими словами, инициатива эта вовсе не государственная и даже не муниципальная, а потому рано или поздно для её реализации понадобится внешнее финансирование. В ЦБС подтверждают факто того, что без бюджетного финансирования центры толерантности долго просуществовать не смогут, и отмечают, что уже со следующего года надеются от московских властей получить примерно по 300 тысяч рублей на финансирование каждого из таких центров. При этом особый акцент делается на том, что 300 тысяч рублей (сумма вроде бы совсем даже не астрономическая) понадобится для создания новых методических пособий. Путём несложных математических подсчётов можно получить сумму бюджетного финансирования для 30 готовящихся к открытию в ЦАО столицы центров толерантности в 9 миллионов рублей. Для московского бюджета сумму опять-таки нельзя назвать неподъёмной, но дело-то в том, что бюджет столицы (как и бюджет любого другого населённого пункта страны) наполняется за счёт трудовой деятельности жителей этого города. К этой сумме, очевидно, придётся добавлять и процент к зарплате для тех сотрудников библиотек, которые будут вынуждены проводить занятия с мигрантами. Ведь в круг обязанностей рядового сотрудника библиотеки обучение лиц русскому языку, истории, культуре и правоведению посетителей библиотеки не входит. А если так, то сумму финансирования центров толерантности, что называется, хочешь – не хочешь, а придётся увеличивать, ведь на одном только голом энтузиазме очень далеко не уедешь.
В связи с этим вырисовывается достаточно странная ситуация. Среднестатистический житель Москвы, который уже сегодня вынужден делить рабочие места с представителями мигрантской среды (причём часто делить в таком случае, когда у мигранта явная фора – отсутствие необходимости уплачивать налоги в казну), столкнётся с необходимостью ещё и финансировать из своего кармана повышение уровня образования «гостей столицы». То есть, посыл примерно такой: москвич, хочешь, чтобы мигрант был образованнее и толерантнее, заплати ещё совсем немножко…
Но даже если допустить, что тот же среднестатистический москвич готов профинансировать инициативу по созданию специальных центров толерантности для мигрантов, то насколько ощутимой будет отдача от работы таких центров? Если снова обратиться к словам представителей ЦБС о том, что центры посещают по 40 мигрантов, то отдача на данном этапе впечатляющей явно не выглядит. Почему? Да хотя бы потому, что общее число мигрантов в Москве отнюдь не 40 человек и даже не 40 тысяч. Реальное число - несколько миллионов! А потому если даже допустить, что библиотеки ЦАО будут выпускать исключительно образованный контингент, то его объёмы будут ничтожно малы в сравнении с общим числом мигрантов в той же столице.
Кстати, стоит обратиться к вопросу о том, для каких именно мигрантов в ЦАО столицы открыты те самые «толерантные центры» сейчас. Мягко говоря, лёгкую странность вызывает открытие в библиотеке имени Вересаева центра для мигрантов из Белоруссии… По крайней мере, не меньшую странность вызывает открытие в ЦАО спеццентра толерантности для мигрантов, внимание… из Коми, Чувашии и Республики Мордовия. Честно говоря, с трудом можно себе представить «нетолерантных» белорусов, которые приезжают в Москву, не зная ни русского языка, ни нашей общей истории и вдобавок устанавливают свои правила, держа в страхе целые московские кварталы… А стреляющие чувашские свадьбы или, прости Господи, «мордовский беспредел» на улицах Москвы кто-нибудь видел?.. Ну, хорошо ещё, что в Москве не успели открыть центры толерантности для воронежцев, белгородцев или хабаровчан…
Итак, инициатива по созданию спеццентров толерантности есть, есть первые наработки и планы, но для того чтобы такая система стала по-настоящему, эффективной одного энтузиазма библиотекарей мало. Нужно, как минимум, выделить основные направления работы и озаботиться притоком инвестиций. При определении основных направлений работы необходимо выделять те мигрантские группы (национальные и конфессиональные), которые сегодня больше других создают проблем в обществе, и именно на них делать главный акцент. Ну, а группы эти всем хорошо известно: выходцы с Кавказа (в том числе и с Северного), «гости» из Средней Азии. Для повышения эффективности работы центров, названных центрами толерантности, стоило бы привлекать (и для финансирования особенно) диаспоры. А то в той же Москве национальные диаспоры превратились в крепко сбитые кланы, деятельность внутри которых является ли чуть ли не табу для «непосвящённых». Диаспоры, если они позиционируют себя как законопослушные структуры, явно не должны оставаться в стороне от развития центров, в которых «слушатели» будут больше узнавать о законодательстве РФ и традициях русского (российского) общества. На финансирование же центров исламской культуры или центров изучения арабского языка средств хватает, почему бы не озаботиться и финансированием центров изучения русской культуры и русского языка?..
Было бы неплохо привлечь для финансирования и развития центров и посольства тех государств, граждан которых в столице, мягко говоря, немало. Пока на добровольной основе… Вот в таком многостороннем ключе работа пошла бы куда успешнее.
Информация