Почему Турция отказывается от проекта восстановления Османской империи

42

Турция, которая была одним из основных вдохновителей и организаторов ближневосточных революций и рассчитывала даже возродить с их помощью Оттоманскую империю, неожиданно оказалась в числе проигравших от событий «арабской весны». Теперь глава МИД Ахмет Давутоглу, которого давно уже прозвали «турецким Киссинджером», пытается сформулировать прагматичную внешнеполитическую идеологию, призванную заменить неоосманизм: он рассуждает о новом витке сближения с Западом, возвращается к идеям евроинтеграции и предлагает превратить страну в крупнейший энергетический хаб.

Ровно год назад турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган совершил своё триумфальное турне по странам Магриба. В Египте, Тунисе и Ливии, где незадолго до того мирным или кровавым путём были свергнуты светские режимы, Эрдогана приветствовали как героя. Во всех трёх странах у власти на тот момент находились идейно близкие турецкой правящей партии ПСР «Братья-мусульмане» (в тунисском варианте «Ан-Нахда»). Сегодня же от былого восхищения Турцией в арабском мире нет и следа.

По словам многих экспертов, отношения Анкары с Каиром можно описать лищь с помощью термина «холодная война». Турция резко критикует правительство генерала Абдель Фаттаха эль-Сисси за «антиконституционный переворот» и преследования «Братьев-мусульман». Новый режим в Каире обвиняет турок во вмешательстве во внутренние дела Египта: сотрудничество с Анкарой заморожено, турецкий посол выслан из страны. А учитывая тот факт, что эль-Сисси пользуется поддержкой Эр-Рияда, последние демарши Анкары негативно отразились и на турецко-саудовских отношениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать, какой ожесточённой критике подвергают Эрдогана на контролируемом саудитами телеканале «Аль-Арабия».

Сирийская дилемма

Однако наибольший вред турецкому премьеру нанесла безоглядная поддержка антиасадовской вооружённой оппозиции в Сирии. Несмотря на патриотические речи Эрдогана, призывающего поддержать агрессивный курс в отношении Дамаска, вмешательство в сирийские дела вызвало глубокий раскол в турецком обществе. Если в 2011 году, согласно опросам общественного мнения, 44% турок поддерживали позицию ПСР, то осенью 2013 года уже две трети опрошенных выступали против правительственного курса. Моментом истины для многих турок стал взрыв, произошедший в конце мая этого года в Рейханлы, городке, который находится неподалёку от турецко-сирийской границы. После этой трагедии многим стало ясно, что через границу в обоих направлениях идёт бесконтрольный поток оружия и террористов, и сама Турция становится всё более уязвимой для боевиков «Аль-Каиды».

Провалами правительства на сирийском направлении не замедлили воспользоваться извечные оппоненты исламистов — кемалистские и левые партии. Лидер основанной когда-то Ататюрком Народно-Республиканской партии Кемаль Кылычдароглу обвинил правительство Эрдогана в авантюризме, и даже совершил поездку в Дамаск, где выразил солидарность с Башаром Асадом. Лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели в июне этого года отметил, что «западные страны оказывают давление на Турцию, призывая её осуществить вторжение в Сирию, однако политики в Анкаре не должны попасть в эту ловушку». А один из руководителей Рабочей партии Турции Хасан Басри Озбей даже пригрозил импичментом президенту Гюлю за «разжигание войны, поддержку терроризма в Сирии и секретные договорённости с Соединёнными Штатами» (всё это, по его словам, можно считать доказательством измены Родине»).

Впрочем, и в рядах правящей Партии справедливости и развития растёт понимание того, что стратегия, выбранная Эрдоганом на сирийском направлении, завела страну в тупик. Эту позицию озвучил не кто иной, как президент Абдулла Гюль. Выступая 8 октября в Стамбуле, он подверг осторожной ревизии алармистский курс Анкары и подчеркнул, что Соединённые Штаты должны разделить ответственность за судьбу Ближнего Востока с другими ведущими державами: Россией и Ираном. Гюль отметил, что американо-иранские переговоры будут способствовать урегулированию сирийского кризиса, и признал, наконец, что в Сирии действуют радикальные и экстремистские группы. Он заявил, что надеется на «всеобъемлющее дипломатическое и политическое решение проблемы» и «создание новой администрации, отражающей чаяния всех групп сирийского народа». Интересно, что Гюль ни разу не подверг критике Башара Асада и не обвинил сирийское правительство в применении химического оружия.

Возвращение на Запад?

Очевидно, что провалы на сирийском направлении и разлад с государствами, пережившими «арабскую весну», вынуждают Анкару пересмотреть свои отношения с Соединёнными Штатами. Турки внимательно присматриваются к новой американской политике на Ближнем Востоке и видят в ней для себя определённые выгоды. Ведь они всегда были заинтересованы в урегулировании иранской ядерной проблемы (напомним, что ещё на переговорах 2009 года Турция пыталась выступить посредником между Вашингтоном и Тегераном). Выход Исламской республики из международной изоляции позволит Анкаре извлечь ощутимые дивиденды (в первую очередь, речь, конечно, идёт о транспортировке иранских углеводородов через территорию Турции).

Ещё один важный момент: когда турецкая элита осознала, что путь на Арабский Восток для неё закрыт, она вновь вернулась к идеям евроинтеграции и очень рассчитывает, что Вашингтон поможет ей «дожать» Европу. О необходимости укреплять стратегическое партнёрство между Анкарой и Вашингтоном заявил недавно турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. В статье, опубликованной во влиятельном американском журнале Foreign Policy, он, в частности, отметил: «Сближение с Западом во время «арабской весны» доказывает, что в основе турецкой внешней политики лежат демократические ценности».

Давутоглу намекнул, что США могли бы помочь туркам в процессе европейской интеграции: «Мы верим, что Турция будет играть более конструктивную роль в выработке будущего Европы. В наших переговорах с ЕС открылась новая глава, связанная с упрощением визового режима. К тому же, НАТО по-прежнему остаётся краеугольным камнем турецкой политики безопасности. Мы развиваем сотрудничество с Западом повсюду ― от Балкан до Центральной Азии, и во многом это позволяет обеспечить стабильность в Евразии». Давутоглу приветствовал потепление в отношениях между США и Ираном, заявив, что «многовекторный дипломатический подход Обамы внушает надежды на мир в ближневосточном регионе».

Однако, несмотря на панегирики в адрес Соединённых Штатов и клятвы в верности НАТО, турецкое руководство далеко не во всём координирует свои действия с американцами. Определённая непоследовательность Вашингтона на сирийском направлении лишний раз доказала туркам, что у США нет постоянных союзников, а есть лишь постоянные интересы. Неслучайно Анкара пытается застраховать себя даже в военно-стратегических вопросах, развивая сотрудничество с другими крупными державами. Примером здесь может служить недавняя оружейная сделка с Китаем. В конце сентября турецкое правительство подписало с КНР контракт на поставку систем противоракетной обороны FD-2000, которые представляют собой модернизированную версию российских систем С-300. Комплекс способен поражать крылатые ракеты (7–24 км), самолёты (7–125 км), ракеты класса «воздух–земля» (7–50 км), управляемые бомбы и тактические баллистические ракеты (7–25 км). Сделка эта не имеет прецедентов. Государство, входящее в Североатлантический альянс, впервые покупает стратегические вооружения неНАТОвского образца. Правда, не совсем понятно, каким образом Пекин объяснит этот контракт Ирану, который является пока основным покупателем китайского оружия в регионе. Скорее всего, говорят эксперты, китайцы успокоят своих партнёров в Тегеране, дав понять, что, приобретая их системы вместо комплексов ПРО Raytheon, турецкая армия не сможет вписаться в натовскую систему противоракетной обороны.

Всё дело в трубе

В ноябре этого года Ахмет Давутоглу развил невообразимую активность. Он посетил Соединённые Штаты, присутствовал на встрече Эрдогана и Путина в Санкт-Петербурге, нанёс визит своему иранскому коллеге Мохаммеду Джаваду Зарифу и провёл переговоры с иракским премьер-министром Нури аль-Малики. В Багдаде ему необходимо было добиться лояльного отношения властей к открытию трубопровода, прокачивающего нефть из Иракского Курдистана в Европу через турецкую территорию. Этот трубопровод дублирует трубопровод Киркук-Джейхан, контролируемый Багдадом (данная магистраль с теоретической пропускной способностью 1,6 миллиона баррелей в день загружена только на одну пятую, кроме того на ней с завидной постоянностью происходят взрывы). Новый трубопровод будет иметь пропускную способность 250 000 баррелей в день и, по прогнозам специалистов, лишит Багдад последних рычагов влияния на курдскую автономию, которая, по сути дела, получит экономическую независимость.

Для Анкары данный путь транспортировки нефти имеет как экономические, так и политические преимущества. Он наглядно продемонстрирует, кто является истинным другом курдов, и, возможно, даже убедит их в необходимости отдать свои голоса за кандидата от правящей исламистской партии на президентских выборах, которые состоятся в следующем году.

Нынешняя турецкая элита давно уже мечтает превратить страну в крупнейший хаб для транспортировки азиатских и ближневосточных углеводородов в Европу. Вспомним проект газопровода «Набукко», который был запущен пять лет назад определёнными кругами ЕС для того, чтобы наполнить рынки Западной Европы газом откуда угодно (из Туркменистана, Азербайджана, Ирака, даже Египта), только не из России. После того, как Туркмения полностью переориентировала экспорт своего газа на азиатские рынки, эксперты заговорили об убыточности и бессмысленности данного проекта. А с началом строительства «Южного потока» «Набукко» стал играть скромную роль Трансадриатического трубопровода, по которому планируется поставлять незначительные объёмы азербайджанского природного газа в Италию.

Впрочем, это не означает, что для Газпрома с турецкой территории не исходит больше никаких угроз. Если Запад действительно откажется от экономических санкций, действующих сейчас против Тегерана, почти наверняка возродятся планы поставок иранского природного газа в Европу, которые разрабатывались ещё в начале нулевых. И это явно заинтересует нынешнюю турецкую элиту.

Беспокойство в Москве вызывает и мегапроект Эрдогана, связанный со строительством «второго Босфора» — 50-километрового судоходного канала, соединяющего Чёрное море со Средиземным. Если данный проект осуществится, это нанесёт колоссальный ущерб российским интересам. Ведь в результате будут пересмотрены международные конвенции в Монтрё, разрешающие нашим крупнотоннажным судам беспрепятственно пересекать Босфор и Дарданеллы. В общем, при всём многообразии экономических связей России и Турции необходимо помнить, что мы остаёмся постоянными конкурентами в евразийских проектах и стратегическое партнёрство между нашими странами в обозримой перспективе вряд ли возможно.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 декабря 2013 12:05
    Не совсем понял, что мы потеряем и что будет пересмотрено.
    Если данный проект осуществится, это нанесёт колоссальный ущерб российским интересам. Ведь в результате будут пересмотрены международные конвенции в Монтрё, разрешающие нашим крупнотоннажным судам беспрепятственно пересекать Босфор и Дарданеллы.
    Основания для пересмотра? Ведь этот канал по сути будет дублировать Босфор, и не отменяет предыдущих соглашений.
    А вообще Турки меняют свои планы по сто раз на дню, я бы не стал полагаться на слова Эрдогана, как на сова серьезного политика. Он обгадился и у себя в стране, и в международных отношениях. После событий в Сирии, многие политики с Востока пытаются сделать хорошую мину при плохой игре.
    1. Angry Reader
      +4
      5 декабря 2013 15:28
      Просто так не поменяют..)- с Сирией сели в лужу- сели., куда там тягаться с Ираном..?
      Тем более дижуха по Средиземноморью Отечественного флота, как то не дает заряда бодрости неоосманам.
      Тут же и шило в османской заднице- КРП..)
      1. sens99.ru
        +3
        5 декабря 2013 19:01
        Кто помнить как мы Османцев века 3 назад шатали? wassat Вот и не хотят восстанавливать!
  2. +2
    5 декабря 2013 15:19
    Почему отказывается?.. А кто собственно даст ей это сделать?..
    1. +12
      5 декабря 2013 16:52
      Нравится кому-то или нет,но сегоднящная Турция -мощное государство,и с ним приходится считатся.Эрдоган и другие преходящи,но Турция никуда не денется и будет усиливатся из года в год.Я сам не сторонник Эрдогана,по моему мнению он путает интересы турков с интересами арабов. Но по любому недооценивать Турцию попросту глупо и недальновидно.
      1. +3
        5 декабря 2013 16:54
        [quote=xetai9977]Турция никуда не денется и будет усиливатся из года в год[/quote
        ]
        Однозначно
        [quote=xetai9977]Я сам не сторонник Эрдогана,по моему мнению он путает интересы турков с интересами арабов.[/quote]
        Абсолютно верно и турки это понимают.
      2. +6
        5 декабря 2013 17:12
        Цитата: xetai9977
        сегоднящная Турция -мощное государство,и с ним приходится считатся.

        С Турцией считались всегда...Не только сегодня,но и в советские и досоветские времена.Стабильность черноморского региона как раз и достигалась ровностью отношений России и Турции.
        В данный момент турки используют нестабильное,а вернее неясное положение Украины и пытаются усилить своё влияние в регионе.Думается мне,что в геополитическом плане из этого ничего не выйдет.Политическая карта в решгионе,благодаря позиции США,меняется в огромной скоротью.А все усилия по отуречиванию могут быть разрушены обострением курдской проблемы.А для того,чтобы проблема из тлеющей стала горящей достаточно небольшой спички.И не важно кто её подожгёт-США,Израиль,НАТО или Россия...
  3. +7
    5 декабря 2013 15:22
    Как будто бы Турция хотела ее то бишь эту империю восстановить.
    1. Бек
      +4
      5 декабря 2013 21:06
      Цитата: Zymran
      Как будто бы Турция хотела ее то бишь эту империю восстановить.


      Турция, которая была одним из основных вдохновителей и организаторов ближневосточных революций и рассчитывала даже возродить с их помощью Оттоманскую империю,

      Ну, что за БРЕД? Какую Оттоманскую империю? Сейчас в 21 веке? Что эпоха колониальных держав не ушла в небытие после окончания 2 МВ?

      Чего только авторы не брякают, лишь бы п...рнуть. Или автор сегодняшних руководителей государств считает за идиотов. Вот других проблем нет перед Турцией, других направлений, других прерогатив развития как только султана на трон возвести и современную Турцию погубить претендуя на бывшие земли оттоманской империи.
      1. +4
        5 декабря 2013 21:09
        Цитата: Бек
        Чего только авторы не брякают, лишь бы п...рнуть. Или автор сегодняшних руководителей государств считает за идиотов. Вот других проблем нет перед Турцией, других направлений, других прерогатив развития как только султана на трон возвести и современную Турцию погубить претендуя на бывшие земли оттоманской империи.


        +1 Все правильно.
      2. 0
        5 декабря 2013 21:47
        Цитата: Бек
        Цитата: Zymran
        Как будто бы Турция хотела ее то бишь эту империю восстановить.


        Турция, которая была одним из основных вдохновителей и организаторов ближневосточных революций и рассчитывала даже возродить с их помощью Оттоманскую империю,

        Ну, что за БРЕД? Какую Оттоманскую империю? Сейчас в 21 веке? Что эпоха колониальных держав не ушла в небытие после окончания 2 МВ?

        Чего только авторы не брякают, лишь бы п...рнуть. Или автор сегодняшних руководителей государств считает за идиотов. Вот других проблем нет перед Турцией, других направлений, других прерогатив развития как только султана на трон возвести и современную Турцию погубить претендуя на бывшие земли оттоманской империи.
        ну судя по телодвижениям эрдогана, других проблем у Турции не было. В Сирию-то зачем туркам нужно было лезть? Из любви к искусству? Или из любви к амерской демократии? Ежели так любят эту демократию, то зачем помогать амерам навязывать ее сирийцам? Почему сами, раз так любят демократию, у себя дома ею не пользуются? А ведь не пользуются - Эрдоган очень жестко подавил у себя выступления из-за какой-то там рощицы в три дерева в Стамбуле. А Януковича уже почти обвинили в преступлениях против человечности только за одну десятую от того, что с митингующими сделал Эрдоган.
        Ачто касается вообще вероятности восстановления, точнее, попыток восстановления оттоманской империи - об эффекте "растекания по старым следам" в физике сложных и сверхсложных систем слышали? Почитатйте хотя бы для общей эрудиции, там еще поговорим. Спасибо, что флаг сменили, теперь можно с вами спорить без излишних эмоций и излишней неприязни. Теперь спор вполне логичен.
        1. -1
          5 декабря 2013 22:36
          Цитата: аксакал
          Эрдоган очень жестко подавил у себя выступления из-за какой-то там рощицы в три дерева в Стамбуле.


          Ха ха ха ,В Турции и так самый высокий уровень демократии на востоке !

          Бек меньше чем ты любит Казахстан? И как понял что он меньше чем ты любит
          свою родину ?Подскажи ?
          1. +3
            6 декабря 2013 07:13
            Цитата: ayyildiz
            Бек меньше чем ты любит Казахстан? И как понял что он меньше чем ты любит свою родину ?Подскажи ?

            - Ну когда либерализм в душе зашкаливает, трудно любить недостаточно либеральный (и даже недостаточно деморкатичный, тут признаю, причем БЕЗ ОГОРЧЕНИЯ) Казахстан. С Беком именно так и случилось. И он повесил флаг той страны, где уровень либрализма точно соответствует уровню либерализма в его душе. Вам так понятно?
            И даже если любит он Казахстан, спасибо ему, но боже упаси мою страну от таких "любителей". Лично бдить буду am am am Подсказал достаточно ясно?
            Цитата: ayyildiz
            Ха ха ха ,В Турции и так самый высокий уровень демократии на востоке !

            - флаг в руки и гордись до пенсии wassat
            1. +3
              6 декабря 2013 13:16
              Цитата: аксакал
              Лично бдить буду Подсказал достаточно ясно?

              Откуда такое высокомерие ?
              1. Бек
                +4
                6 декабря 2013 19:32
                Цитата: ayyildiz
                Откуда такое высокомерие ?


                Бдеть у него не получится. Он только бздеть будет.
  4. +4
    5 декабря 2013 15:24
    Цитата: Zymran
    Как будто бы Турция хотела ее то бишь эту империю восстановить.


    Турция-то, может быть и хотела, да только хотелка у нее пока что достаточных размеров не выросла.
  5. alex-kon
    +7
    5 декабря 2013 15:29
    Турции лучше с Россией не ссориться. Без наших туристов и огромного рынка сбыта им поясок придется подтянуть.
    1. +7
      5 декабря 2013 17:14
      Так, согласно данным посольства Турции в Москве, объем торговли двух стран в 2012 году вместе с косвенными затратами составил 50 миллиардов долларов, но, несмотря на это, экспорт Турции в Россию равен всего 12-13 миллиардам. Турция зависима от России в области энергетики (природный газ, нефть), и половина объема товарооборота (25 миллиардов) приходится на российский экспорт энергоресурсов. Доход Турции от российских туристов насчитывает порядка 4 миллиардов долларов,

      Читать далее: http://www.inosmi.ru/world/20131127/215179043.html#ixzz2mbcj4Pgy
      Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
    2. Clegg
      +3
      5 декабря 2013 20:05
      Цитата: alex-kon
      Турции лучше с Россией не ссориться. Без наших туристов и огромного рынка сбыта им поясок придется подтянуть.


      lol я ржу над вами)
    3. +1
      5 декабря 2013 21:04
      Цитата: alex-kon
      Турции лучше с Россией не ссориться. Без наших туристов и огромного рынка сбыта им поясок придется подтянуть.


      Хотя бы пройдитесь по ссылкам торгово-экономических отношений между Турцией и Россией.
      Зачем писать такую бред?
  6. +9
    5 декабря 2013 15:50
    О возрождении великой империи "Туран" турки давно мечтали. Пусть и дальше мечтают, не до этого сейчас им. После того как Ататюрк провел реформы с 1924 по 1934 года прошлого века, Турция взяла курс на европеизацию и довольно долго придерживалась его. Но нынешний лидер Турции Эрдоган взял курс на исламизацию жизни в стране, что и привело к сегодняшним потрясениям в политике страны. Скинут его скоро. yes
    1. негоро
      +1
      5 декабря 2013 23:22
      Да,это вероятно,сегодня турецкой власти надо думать не о возрождении Отоманской империи,а о сохранении целостности сегодняшнего государства.Если грамотно подогреть внутреннии проблемы ,то удержать Турцию от развала будет проблематично.
  7. +3
    5 декабря 2013 16:01
    ЭРДОГАН пересадил военных в своей стране,
    пытался переделать Турецкое общество уже переделанное АТАТЮРКОМ(отцом турков))
    вновь, перейти на Шириатские устои, уйдя от СВЕТскости общества....
    Часто ездит в Вашингтон,
    Затащил на свою территорию системы MIM-104 "Patriot",прикрываясь проблемами с Сирией,
    Посадил самолет из Москвы!!!!и Путин ничего не сделал, значит по указке от "больших дядей")))
    Ведет политику расшатывающую общество, не в национальных интересах ослабляя гос-во!?!?
    Безответственный ....ссорится с ближневосточными государствами, причем лично и вопреки интересам Бизнеса и политики(ведет свою закулисную игру))и что интересно, Путин его поддерживает!?!?неявно,(ну скажем так не возражает))))
    Пешки в политической игре, цель которой зажечь весь регион в пламени Большой Войны....
    Возражений ни от кого Я не вижу....Думаю, что им удастся))))
    План Ротшильдов - сделать мир поделенным на несколько Валютных зон.
    вот и вся ПОЛИТИКА эрдогана))))
    1. +4
      5 декабря 2013 16:09
      Цитата: Асгард
      План Ротшильдов - сделать мир поделенным на несколько Валютных зон.вот и вся ПОЛИТИКА эрдогана))))

      План Эрдогана возрадить пантюркизм и Великую Турцию.Это не входит в планы ни США ни Европы .Поэтому он бьётся как рыба об лёд и безрезультатно . Настолько безрезультатно , то поссорился с США . Европой ,Египтом и вообще в регионе его просто ни переваривают и как ни странно
      арабы всё меньше и меньше ему доверяют , а индекс доверия к нему в таких странах как Египет , Саудия ,Сирия -- упал ниже плинтуса
  8. +1
    5 декабря 2013 16:03
    Турция как дворняга много гавкала, по зубам получила, в конуру спряталась и сидит тихонько. Им одно в +, что вкусные маршруты вдоль этой будки проходят, косточки ням-няшные кидать будут и то вперед.
    1. +5
      5 декабря 2013 17:54
      Нет, дворняга из своей будки тявкает , знаете как безродная псина себя чувствует волкодавом , пока на цепи . Да вылезает время от времени за будку свои нужды справлять , то на Кавказе , то в Сирии , т.е до куда цепи хватает .
  9. +7
    5 декабря 2013 16:06
    Гы-гы-гы! Торговали - веселились, посчитали - прослезились... Турки пытались что то построить, используя в качестве инструмента танки-пулеметы-бомбы-самолеты а в качестве строителей бандитов, убийц и разведенных в твиттере америкосами лохов. Пантюркизм без следа присутствия головного мозга...
    Если ты собрался строить великую державу, у тебя есть два пути. Наш и западный. Наш - войны и строительство, помощь, совместная работа. А чаще всего даже и без войн - договариваемся, строим, производим... Западный - войны, грабеж, захват и убивать-убивать-убивать. Пока в завоеванных не исчезнет инстинкт сопротивления.
    Турция нашла "особый путь" - путь лакея при организаторах "арабской весны", надеющегося почему то, что именно ему разрешат получить все дивиденды с удавшихся операций. При этом турки даже не понимали как следует, что эти самые "весны" делают со странами, в которых происходят. Результат, я полагаю, полностью устраивает организаторов уничтожения стабильных арабских стран. Удалось практически полностью переложить ответственность за хаос, кровь и слезы на Турцию. Причем ее правители проявили такой энтузиазм в самоочернении и возложении именно на себя ответственности за реки крови, что просто оторопь берет. Поистине всякому разуму есть предел сил. И лишь глупость беспредельна...
    Вангую, как пишут на молодежных сайтах. Украина пока увернулась. Теперь, все с тем же идиотическим энтузиазмом, Турция положит свою экономику для продления сладкой жизни Евросоюза. Надо бы и вправду поменьше денег им возить, свои курорты строить...
  10. +6
    5 декабря 2013 16:08
    Что знаит отказалась??
    Любое гос-во хочет развиваться быть сильнее,дайте хоть кучу названий этому,но процесс будет идти.
    Сейчас урегулирование конфликта с Ираном на руку Турции.Они реально становятся энергетическим центром,Каспийские энергоносители идут через его территории,договорились с Ираком при чем и центром и с курдами,тот же Босфор.
    Единственно может турки погорячились экспансировать во все стороны.
    И пожалуйста давайте не начинать дилему,что огромная Турция входящая в 20 крупнейших экономик живет за счет туристов аля Тагиль с "огромными кашельками"и чуть ли не сбывает 90%процентов своего экспорта в России))
  11. 0
    5 декабря 2013 16:12
    Пантюркизм не отменили.На Балканах,Кавказе и,особенно,в Средней Азии не сворачиваются.Турки народ терпеливый,и ждать/выжидать умеют.
    1. +1
      5 декабря 2013 19:29
      Пантюркизм не означает главенствующую роль какого-то тюркского государства.Это равноправное общество братских тюркских народов.
    2. Бек
      +4
      5 декабря 2013 21:50
      Цитата: knn54
      Пантюркизм не отменили.На Балканах,Кавказе и,особенно,в Средней Азии не сворачиваются.


      Какой пантюркизм? Вообще то его никогда и не было, возрождать нечего. Культурно-экономические связи это да. Но пантюркизм как единое целое БРЕД которым некоторые авторы пугают несмышленых читателей.

      Посадите вместе узбека, киргиза, казаха, туркмена так у них через пол-дня, может и не пол-дня, а пол-часа столько противоречий наберется, что претензий девать некуда будет.

      Но, конечно есть урашники, которые глотку готовы рвать за мифическое предположение, но они погоды не делают.
    3. smersh70
      +1
      5 декабря 2013 23:34
      Цитата: knn54
      антюркизм не отменили.На Балканах,Кавказе и,особенно,в

      ...и особенно на Украине..ведь ваша площадь называется-МАЙДАН.. наверно предки Кличко. состояли в войсках Атиллы.... wassat .
  12. avt
    +2
    5 декабря 2013 16:26
    Цитата: knn54
    Пантюркизм не отменили.На Балканах,Кавказе и,особенно,в Средней Азии не сворачиваются.Турки народ терпеливый,и ждать/выжидать умеют.

    good Да , от возрождения османской империи они не отказались ,пантюркизм тут как передовая идея с повестки не снята .Просто Эрдогану пришло осознание из вашингтонского обкома ,что он пока на роль игрока мирового уровня не тянет и самостоятельно ему по шахматной доске ходить разрешения нет .А так игра продолжается -,,Только когда все умрут ,только тогда закончится Больша игра"
  13. +5
    5 декабря 2013 16:48
    В Казахстане в принципе относительно популярны идеи пантюркизма среди молодежи, но только как развитие и укрепление торгово-экономических и культурных связей между тюркскими странами. То бишь без старшего брата.
    1. 0
      5 декабря 2013 19:29
      Цитата: Zymran
      В Казахстане в принципе относительно популярны идеи пантюркизма среди молодежи, но только как развитие и укрепление торгово-экономических и культурных связей между тюркскими странами. То бишь без старшего брата.

      Так дело в том,что и Турецкое руководство и что самое главное сами турки не смотрят с высока,на страны и народы тюрского мира.В отличии от России со своими славянами.
      1. +5
        5 декабря 2013 19:54
        Ну, не скажи, брат. Всякие попадаются. Есть интеллигентные, а есть очень заносчивые, которые и слышать не хотят о братстве. Первых конечно больше.
  14. makarov
    +1
    5 декабря 2013 17:03
    Может стоит шепнуть погромче товарищам из курдской рабочей партии, что их кровные интересы пытается сожрать Эрдоган и К*? Что бы они ему проблем создали, а то видать заскучал бедолака.
  15. +1
    5 декабря 2013 18:09
    Великого Турана точно не будет. Это уже стало просто сказкой для маленьких турчат.
    1. +5
      5 декабря 2013 19:34
      Цитата: asadov
      Великого Турана точно не будет. Это уже стало просто сказкой для маленьких турчат.

      Ну понятно пока это утопия.
      Но что может не может быть не нам решать все может быть.Сейчас да,а в будущем...
  16. Христианин
    -11
    5 декабря 2013 18:27
    Турция ,в ближайшие 20 лет,будет разделена между Россией,Грецией,Арменией и Курдистаном. Турция-наш всегдашний и непремиримый враг.
    1. 0
      5 декабря 2013 19:30
      христианину- не говори гоп пока не перепрыгнешь. Ещё неизвестно,какая страна будет разделена...
    2. +5
      5 декабря 2013 19:32
      Цитата: Христианин
      Турция ,в ближайшие 20 лет,будет разделена между Россией,Грецией,Арменией и Курдистаном. Турция-наш всегдашний и непремиримый враг.

      ахахах тут че некоторые принимают перед написанием)))
      Армения сама свои территории не может охранять,какая там территория Турции при чем на те земли которые претендует армяне живут курды,как они будут договариваться)))
      Греция ну смешно
      А Россия с населением маленького Кавказа не может справиться,как она будет с 80 миллионным населением Турции.И кстати какие территории отойдут России?
      1. 0
        6 декабря 2013 06:39
        не поддерживаю пост Христианина, но
        А Россия с населением маленького Кавказа не может справиться,
        не не может, а не хочет. А это две больших разницы ;)
    3. +1
      5 декабря 2013 19:56
      Ради Бога,завязывайте с наркотиками!
      1. +3
        5 декабря 2013 21:07
        Цитата: Rattenfanger
        Ради Бога,завязывайте с наркотиками!


        это не наркотики.это уже болезнь.и она неизлечима)))
    4. 0
      5 декабря 2013 20:35
      Ты что ли будешь помогать разделит? laughing
    5. +2
      5 декабря 2013 21:10
      Цитата: Христианин
      Турция ,в ближайшие 20 лет,будет разделена между Россией,Грецией,Арменией и Курдистаном.

      Не мешало бы спросить Россию и Грецию хотя бы -Оно надо? и на кой болт такое счастье-таджиков хоть попой ешь так ещё миллионов 20 турок добавить fool
      1. +4
        5 декабря 2013 22:39
        Цитата: Ruslan67
        так ещё миллионов 20 турок добавить

        80-90 миллионов !
        1. +4
          5 декабря 2013 22:41
          Цитата: ayyildiz
          80-90 миллионов !

          Так делим вроде на четверых what Или остальные уже заранее отказались от такого счастья? laughing
          1. +2
            5 декабря 2013 23:30
            немцев попросите-они еще своих пришлют!
          2. 0
            5 декабря 2013 23:30
            немцев попросите-они еще своих пришлют!
    6. Realist
      +2
      5 декабря 2013 22:27
      враг то враг,но чувство меры терять не надо
  17. +4
    5 декабря 2013 19:05
    Турция и останется Турцией ..по крайней мере в ближайшие лет 20=30..Ничего у них не осталось Османского (курортная зона однако) Выпендреш Эрдогана на счет Сирии (стягивания войск истребитель сбитый на территории Сирии..) и потом тишина ..Турки русских запомнили надолго..Пусть в ТС вступают(из нато выходят) и будет у них Османская империя (только в другом направлении))) bully Вполне реально...хе хе
  18. Reyngard
    +7
    5 декабря 2013 19:26
    Откуда на сайте столько грамотеев? (Имею в виду правописание). Вы уж, господа хорошие, сначала на русском языке писать научитесь, а потом глубокомысленные комментарии пишите - о Турции,русском патриотизме и проч.
    1. +1
      5 декабря 2013 20:06
      Цитата: Reyngard
      ы уж, господа хорошие, сначала на русском языке писать научитесь, а потом глубокомысленные комментарии пишите - о Турции,русском патриотизме и проч.

      Бывает..Главное вы суть поняли ..)))
  19. +1
    5 декабря 2013 19:54
    Турция отказывается от идеи воссоздания Османской Империи? А "Боз курт" со своей идей Великого Турана это что? Попытка создать всемирный профсоюз Дедов Морозов?
  20. +3
    5 декабря 2013 19:54
    Турки - наши старые враги!

    Нужно помнить об этом.

    Несмотря на нынешний денежный оборот.

    А нашим властям я бы посоветовал повышать туристическую привлекательность России. Чтобы не в Турции наши граждане денежку оставляли, а у нас.
    1. +4
      5 декабря 2013 20:39
      Цитата: Enot-poloskun
      А нашим властям я бы посоветовал повышать туристическую привлекательность России. Чтобы не в Турции наши граждане денежку оставляли, а у нас.


      А нашим я советую .минимум газа нефть и газа из России ! laughing
  21. Clegg
    +4
    5 декабря 2013 20:08
    Я понимаю что Турцию не жалуют. Находится в первой пятерке стран для хейтеров. США, Англия, Турция, Япония и Израиль. Вот пять стран которых все здесь ненавидят)
    1. +2
      6 декабря 2013 10:42
      Вы забыли про Азербайджан и Казахстан
      1. lilit.193
        -1
        6 декабря 2013 15:22
        Цитата: xetai9977
        Вы забыли про Азербайджан и Казахстан

        Мы про них никогда не забываем. wink Но им до лидерства в тюркском массиве как до Пекина раком. wink
  22. +1
    5 декабря 2013 20:19
    Цитата: Clegg
    Я понимаю что Турцию не жалуют. Находится в первой пятерке стран для хейтеров. США, Англия, Турция, Япония и Израиль. Вот пять стран которых все здесь ненавидят)

    Турцию вы зря в этот список включили..(Анталья однако))) laughing Продолжайте.. интересно почему..?
    1. Clegg
      +2
      5 декабря 2013 21:34
      Цитата: МИХАН
      Продолжайте.. интересно почему..?


      Вы не догадываетесь? Как никак исторические враги, кроме Израиля.

      В России быть антисемитом - это норма.
      1. +3
        5 декабря 2013 21:37
        Цитата: Clegg
        В России быть антисемитом - это норма.

        Вас в детстве головой об батарею не били?
        1. Clegg
          +2
          6 декабря 2013 07:55
          Цитата: Ruslan67
          Вас в детстве головой об батарею не били?


          В казахских семьях так не делают, а у тебя были такие проблемы?
  23. Режисёр
    +3
    5 декабря 2013 21:08
    Турция динамично развивающаяся страна с довольно сильной экономикой. У неё высокие темпы роста ВВП. Очень выгодное геополитическое положение. Со временем, она имеет шанс стать центром притяжения стран, прежде входивших в Османскую империю, которые развиваются менее успешно. Если по уровню развития и благосостояния Турция превзойдёт Россию - многие тюркоязычные народы задумаются: С какой страной связать своё будущее?
    Имперский проект, к осуществлению которого Турция всё равно будет стремиться, реализуется в 21 веке не силой оружия, а экономической мощью и технологическим превосходством.
    1. +4
      5 декабря 2013 22:43
      Полностью согласен hi
  24. yurii p
    0
    5 декабря 2013 23:28
    "Почему Турция отказывается от проекта восстановления Османской империи"....только потому что этого не хочет Россия,именно за счет территории России Турция планировала возродить свою империю.
  25. pinkrabbit
    +3
    5 декабря 2013 23:37
    Дорооогу ! Султан Сулейман Хан Хазрет Лери !
    1. +8
      5 декабря 2013 23:39
      laughing насмотрелись турецских сериалов)))
  26. Бек
    +4
    5 декабря 2013 23:38
    Цитата: yurii p
    "Почему Турция отказывается от проекта восстановления Османской империи"....только потому что этого не хочет Россия,именно за счет территории России Турция планировала возродить свою империю.


    Цветы завяли и листья все опали после такого отпада. Это ж как за счет России? Прежде чем Россия, Балканы перейти надо и до марроканского берега Атлантики добраться надо.

    И вообще какая империя? Влияние на соседние страны, то или иное, хотят оказывать любые страны, но возрождать именно Оттоманскую империю? Полная чушь.
  27. Мирный военный
    +2
    6 декабря 2013 00:11
    Почему Турция отказывается от проекта восстановления Османской империи?

    А кто это постулировал и где в статье ответ на этот вопрос?
    Другое дело, что всё, как в том анекдоте: "Хотеть-то она хочет, да кто ей даст...".
    Амба, наглосаксонская империя, застолбила за собой место исключающее какую-либо империю в принципе. Как говорится "Боливар двоих не выдержит".