Казанский вертолетный завод

В октябре я, Сергей и Лёша посетили Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг "Вертолёты России", как блогеры, которые до нас там ни разу не бывали. Нам был показан механо-сборочный цех, цех окончательной сборки, немного территории самого завода и даже испытательный полет Ми-8.
Но обо всем по порядку.

История Казанского вертолетного завода берет начало в 1933 году, когда на берегу Волги в Казани было основано производство по обработке дерева. А сам завод свою историю исчисляет с 4 сентября 1940 г., когда приказом Наркомата авиапрома был создан ленинградский авиационный завод № 387, который позднее эвакуировался в Казань и объединился с заводом обозных деталей №169. Авиационная судьба предприятия была определена в 1940 г., именно с этой даты идет отсчет истории нынешнего ОАО «Казанский вертолётный завод». В 1941 году легкие бипланы стали первыми воздушными судами, выпущенными заводом.

Казанский вертолетный завод



2. Число По-2, выпущенных за годы войны превысило 10000 (если точнее 11334) самолетов, что составило 10% от всех самолетов, выпущенных в Советском Союзе за годы войны.
В 1951 году начинается серийное производство вертолета Ми-1, сконструированного М.Л.Милем. На смену Ми-1 пришел Ми-4.

Казанский вертолетный завод


3. В 1956 году Казанский вертолетный завод начал поставки вертолетов на экспорт.
В 1965 году началось производство вертолета Ми-8. Это стало поворотной точкой в истории завода. Современный вертолет Ми-17 и его модификации - это результат огромного опыта, накопленного за время производства и эксплуатации вертолетов Ми-8.
Казанское вертолетное производственное объединение в 1993 г. преобразовалось в акционерное общество Казанский вертолетный завод, а в 1996 г. стало открытым – ОАО «Казанский вертолетный завод»

Казанский вертолетный завод


4. В том же году было создано КБ для разработки легкого многоцелевого Ансата.

Казанский вертолетный завод


Производство вертолетов:
2006 - 53
2007 - 38
2008 - 58
2009 - 67
2010 - 81
2011 - 94
2012 - 103
В 2013 году ожидается рост порядка 10%

Казанский вертолетный завод


6. На сегодняшний день КВЗ остается самым большим в мире производителем вертолетов среднего класса.

Казанский вертолетный завод


7. Традиционные для российского вертолетостроения рынки: Россия, страны СНГ, государства Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. В настоящее время КВЗ поставляет технику примерно в 90 стран мира (продукция холдинга "Вертолетов России" в целом представлена более чем в 110 странах мира).

Казанский вертолетный завод


8. В этом году планируется достигнуть уровня свыше 100 машин в год при почти не изменившемся составе рабочего коллектива - около 7 тысяч человек со средним возрастом 36 лет (в цехах механического производства; по заводу средний возраст на сегодня – 43,2 года). И достигнуто это за счет реорганизации производства, которая началась в начале 2000-х годов с ремонта цехов.

Казанский вертолетный завод


9. Не менее важный этап реорганизации предприятия последовал с закупкой нового оборудования в механообрабатывающее производство. Закупили станки иностранного производства, в связи с чем трудоемкость упала, а производительность труда выросла в 4 раза.

Казанский вертолетный завод


10. Шпангоуты сейчас обрабатываются на четырех трех- и пяти - координатных станках, которые заменили 24 старых (три линии по 8 станков каждая). Россия, к сожалению, пока не выпускает станков такого уровня. На фото – обработанная штамповка до покрытия.

Казанский вертолетный завод


11. Готовые шпангоуты идут на дальнейшую сборку.

Казанский вертолетный завод


12. Деталь для автомата перекоса для "Ансата" раньше изготавливалась за 18 часов, а сейчас 12. Из-за обработки на нескольких станках брак составлял большой процент. Сейчас вся токарная часть, фрезеровка, сверловка осуществляются в рамках одного цикла. И так происходит со многими деталями.
На фото кольцевой шпангоут, который идёт на хвостовую балку на серийный вертолёт.

Казанский вертолетный завод


13. Ступица виброгасителя. Не каждый клиент ее заказывает. Раньше на изготовление этой ступицы уходило 136 часов, сейчас 18 - время сократилось почти в восемь раз!

Казанский вертолетный завод


14. Служба главного технолога находится тут же в цеху за стеклянной перегородкой и не нужно ждать подолгу, как раньше, специалиста, пока он прибудет из другого корпуса.

Казанский вертолетный завод


15. В цехе фрезерного направления работает 2 линии фирмы «Mazak». Одна (4 станка) обрабатывает легкие сплавы (дюраль), другая (3 станка) только сталь. Каждый станок имеет свой магазин на 120 инструментов, а на «стальной» линии ещё и магазинный центр на 240 единиц. Замена инструмента на «стальной» линии формируется автоматически – это заложено программным обеспечением.

Казанский вертолетный завод


16. Допустим, у фрезы закончился ресурс, компьютерная программа сигнализирует о завершении назначенного ресурса, бегающая каретка забирает фрезу со станка, производит обмен и идет дальнейшая обработка детали. А оператор забирает отработавшую своё фрезу. Инструмент идет на переточку, его характеристики меняются и он идет на другое производство. Все инструменты с чипами, на которых записана история жизни детали.

Казанский вертолетный завод


17. За время перестройки этот цех увеличил свою мощность более чем в три раза. Если раньше делали 6 тысяч нормо-часов, то сейчас план подходит к 21 тысяче, а с января 2014 будет ещё больше.

Казанский вертолетный завод


18. Раньше каждый день отсюда уходил груженый самосвал дюралевой стружки, сейчас отходов стало в 4 раза больше, но стружка превращается в удобные для транспортировки брикеты, которые после переплавки идут в другие виды промышленности.
Каждые 28 секунд из пресса выпадает дюралевый брикет. Каждые 32 секунды – стальной. Стоимость брикетов на рынке в 4-5 раз больше, чем просто стружка. Витую стружку утрамбовщик в брикеты делать не может, поэтому она попадает в «мясорубку» и после измельчения тоже занимает меньше места.

Казанский вертолетный завод


19. Экологическая защита. На заводе не водятся крысы и мыши. Репортаж Алексея смотреть у него на страничке.

Казанский вертолетный завод


20. Чистота - залог экономического роста производства.

Казанский вертолетный завод


21. Перемещаемся в сборочный цех.
От начала сборки до первого полета вертолет находится тут в среднем один месяц, включая малярное производство.

Казанский вертолетный завод


22. ОАО "Казанский вертолетный завод", входящий в холдинг "Вертолеты России", производит семейство вертолётов Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира.

Казанский вертолетный завод


23.

Казанский вертолетный завод


24. Выпускается широкий ряд модификаций этих вертолётов: транспортный, пассажирский, спасательный, десантно-транспортный и множество других.

Казанский вертолетный завод


25. С 1997 года ОАО "КВЗ" обладает сертификатом разработчика вертолётной техники: сегодня в серийном производстве находится легкий двухдвигательный вертолёт "Ансат".

Казанский вертолетный завод


26. Холдинг "Вертолеты России" - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

Казанский вертолетный завод


27. По состоянию на 2013 год на предприятиях "Вертолетов России" произведено 35% мирового парка боевых вертолетов, 17% мирового парка сверхтяжелых вертолетов максимальной взлетной массой более 20 тонн, а также 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов максимальной взлетной массой от 8 до 15 тонн.

Казанский вертолетный завод


28. Выпускаемые в Казани модификации вертолетов Ми-8/17 - это техника нового поколения.

Казанский вертолетный завод


29. Уникальные летно-технические характеристики, самая современная авионика и специальное оборудование производства российских и западных компаний позволяют совершать полеты на больших высотах, в сложных метеоусловиях, в любое время суток, в автоматическом режиме.

Казанский вертолетный завод


30. Многоцелевой вертолет способен выполнять широкий спектр заданий: перевозка грузов, пассажиров, пожаротушение, поиск и спасение, эвакуация раненых.

Казанский вертолетный завод


31. За небольшой промежуток времени Ми-8/17 можно переоборудовать из транспортного в противопожарный, поисково-спасательный или санитарный. Возможны варианты "салон", "летающий госпиталь" и другие.

Казанский вертолетный завод


32. Высокий уровень безопасности, надежность простота и низкая стоимость эксплуатации и обслуживания превращают Ми-8/17 в один из самых продаваемых вертолетов в своем классе.

Казанский вертолетный завод


33. Лопасти бывают двух типов - металлические и композитные. У композитной выше ресурс и меньше вес, но при этом она требует более дорогого обслуживания при замене или ремонте.

Казанский вертолетный завод


34. Черный ящик в хвостовой балке.

Казанский вертолетный завод


35.

Казанский вертолетный завод


36. Средний транспортно-пассажирский вертолёт Ми-38.
Этот вертолет нового поколения способен обеспечить новый уровень комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и специальных работ по категории А (FAR-29). В базовой комплектации Ми-38 может перевозить 30 пассажиров.

Казанский вертолетный завод


37. Сегодня проект Ми-38 вышел на новый этап.
Третий летный опытный образец проходит испытания на летно-испытательной базе ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" (входит в состав "Вертолетов России"). Данный прототип оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В разработки ОАО "Климов".

Казанский вертолетный завод


38. Первыйпрототип Ми-38 ОП-1 совершил первый полет (висение) 22 декабря 2003 года, а второй прототип Ми-38 ОП-2 - 24 декабря 2010 года. Оба этих вертолета оснащались одним комплектом турбовальных двигателей Pratt & Whitney Canada PW127/5. Первый вертолет Ми-38 ОП-1 после снятия с него двигателей PW127/5 был в 2011 году переоборудован в прототип варианта Ми-38-2 с установкой двигателей ТВ7-117В.

Казанский вертолетный завод


39. ОАО "КВЗ" приступило к сборке четвертого летного прототипа. Вертолет типовой конструкции ОП-4 будет отличаться от прототипа ОП-3 ударостойкой топливной системой фирмы "Aerazur" и увеличенными проемами иллюминаторов.
Помимо изготовления летных прототипов в 2013 году, в рамках ОКР по вертолету Ми-38, идет процесс изготовления фюзеляжа и комплекта отдельных агрегатов для проведения усталостных испытаний, а также узлов и агрегатов для стендовых испытаний. ОП-4 - последний прототип вертолета перед началом серийного выпуска, запланированного на 2015 год.

Казанский вертолетный завод


40. "Ансат" на татарском языке означает "удобный", "легкий".
В 1993 году на КВЗ было создано КБ, целью которого была разработка вертолета с максимальным взлетным весом в 3,3 т, который должен отвечать авиационным требованиям ФАР-29.

Казанский вертолетный завод


41. В феврале 1997 года "КВЗ" получает сертификат от авиарегистра МАК, который позволяет производить разработку этих вертолетов. Первый полет легкого многоцелевого вертолета "Ансат" был осуществлен в 1999 году летчиком-испытателем В.М.Русецким.

Казанский вертолетный завод


Летно-технические характеристики

Максимальная скорость 275 км/ч
Крейсерская скорость 220 км/ч
Макс. дальность полета с основными баками 520 км
Практический потолок 5500 м
Статический потолок вне зоны влияния земли 3300 м

Массовые характеристики
Макс. взлетная масса 3 300 кг
Макс. полезная нагрузка 1 184 кг
Двигатели ГТ (2хPW207K, Pratt&Whitney)
Мощность на взлетном режиме 630 л.с.
Мощность на чрезвычайном режиме 710 л.с

Размеры салона
Длина 5700 мм
Ширина 1770 мм
Высота 1370 мм
Объем 8,0 м3

Вместимость
Летный экипаж 1-2
Пассажиры 7+1

Казанский вертолетный завод


43. "Ансат" - единственный российский вертолет, оснащенный цифровой электрической системой дистанционного управления (КСУ-А). Наличие цифровой системы управления двигателями позволяет имитировать режим выключения двигателя без его остановки.

Казанский вертолетный завод


Транспортно-пассажирская модификация вертолета предназначена для выполнения широкого круга задач:
- перевозка грузов и пассажиров в удаленные и труднодоступные населенные пункты;
- использовать в качестве воздушного такси в городе и между населенными пунктами;
- доставка вахт рабочих на морские буровые установки;
- использование вертолета для корпоративных перевозок и авиации общего назначения.

Казанский вертолетный завод


45. Ресурсные испытания "Ансата" идут на "КВЗ" с 1999 года.

Казанский вертолетный завод


46. Учебная модификация вертолета "Ансат-У" предназначена для обучения пилотированию вертолета курсантов летных училищ и гражданских лиц, а также для переучивания пилотов и повышения их квалификации. Оснащение вертолета двумя газотурбинными двигателями в сочетании с дублированием основных наиболее важных агрегатов и систем обеспечивает высокий уровень безопасности полета в специфических условиях летного обучения.

Казанский вертолетный завод


47. Всю территорию нам фотографировать не разрешили, только отдельные вертолеты. Потому что секретов никто не отменял.

Казанский вертолетный завод


48. Нам повезло – мы застали испытательный полет Ми-17В-5. Машинка улетала на полчаса, потом вернулась.

Казанский вертолетный завод


49. Вот такую красоту производит КВЗ – одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России», перешагнувшее 70-летний рубеж. Предприятие не перестает наращивать темпы выпуска продукции из года в год. Рабочие лошадки, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру, выполняя самые различные миссии на службе человека. Главное, чтобы задачи человек выбирал все чаще мирные - а вертолеты не подведут!

Казанский вертолетный завод


Спасибо за подробную экскурсию директору по маркетингу и сбыту Казанского вертолётного завода Валерию Александровичу Пашко, начальнику механообрабатывающего производства Калюпа Игорю Николаевичу, Галине и Владе из пресс-службы.

Казанский вертолетный завод
Автор: Марина Лысцева, фотограф
Первоисточник: http://fotografersha.livejournal.com/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. saag 5 декабря 2013 08:38
    А своим работникам вертолеты со скидкой?
    1. makarov 5 декабря 2013 08:52
      В продажу "нет!", только на прокат, - за ягодами или грибами. В минуту слабости предусмотрено коллективный полет на рыбалку либо охоту.
      makarov
  2. ben gun 5 декабря 2013 09:12
    Приятно видеть такое производство! Фотограферше в очередной и не последний раз СПАСИБО!) good
    1. bairat 5 декабря 2013 09:46
      Автор умиляется кошке на шкафчике, а я помню какая это была проблема. Они же берутся из неоткуда, кошка может разродиться в отсеке, собака отгрызть что нибудь. Мы их периодически отлавливали и отправляли в оборотной таре нашим поставщикам(ну а куда их еще девать)), через неделю уже другие попрошайки ходят по цеху.
  3. La-5 5 декабря 2013 09:40
    Отличные фото, спасибо автору.
  4. svp67 5 декабря 2013 10:07
    Спасибо! Можно долго и красиво говорить, да так, что ни кто ничего не поймет, а можно просто показать цифры
    2006 - 53
    2007 - 38
    2008 - 58
    2009 - 67
    2010 - 81
    2011 - 94
    2012 - 103

    И фото, из жизни, что бы многое стало ясно...
  5. predator.3 5 декабря 2013 10:26
    Прекрасные фотографии, везде порядок и чистота, и главное все улыбаются good !
    predator.3
  6. ramin_serg 5 декабря 2013 10:59
    Улыбаются и пашут

    статье респект

    Заводчанам больших успехов

    к слову когда наш заказ закончите?
  7. Sirs 5 декабря 2013 12:09
    Улан-Удэ начинает делать МИ-17А2 лучший вертолёт для армии.
  8. пенсионер 5 декабря 2013 16:13
    Спасибо ! Порадовало очень сильно! love
  9. Prapor-527 5 декабря 2013 17:14
    Люблю все ,что связано с вертолетами ( отечественными и не только ) Но наши вертолеты всегда стоят особняком в мировом вертолетостроении - отечественным конструкторам с меньшими затратами удается создавать лучшие машины , а порой и уникальные. Кто еще может похвастаться таким количеством мировых рекордов установленных на вертолетах ? Автору спасибо за статью ! love А отечественному вертолетостроению , и Казанскому вертолетному заводу в частности , - процветания , талантливых молодых специалистов , и побольше новых , замечательных винтокрылых машин !!!
  10. митридат 5 декабря 2013 18:39
    отличный фоторепортаж
  11. samoletil18 5 декабря 2013 19:09
    Автору+ и спасибо. Интересные фото и пояснения.
  12. studentmati 5 декабря 2013 20:12
    Такой способ транспортировки комплектующих по прежнему остаётся востребованным! laughing А иногда и незаменимым.
  13. искандер 5 декабря 2013 21:43
    Мой завод вот не ожидал то !!!!
  14. GarryM 6 декабря 2013 01:03
    Отличный репортаж ребята!!!! Ну а завод вообще заглядение!!!
    GarryM
  15. twviewer 7 декабря 2013 03:52
    Красота, а скажите плз много ли в технологии изготовления изменилось за последние 20 лет? :)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня