Французское авиационное изящество. Часть 2-я

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Несмотря на попытки упрощения и удешевления ударного «Mираж» 5 он оставался слишком дорогим, сложным и уязвимым для использования его в качестве массового маловысотного ударного самолёта предназначенного для оказания авиационной поддержки сухопутных войск.

В 1964 году штаб французских ВВС сформулировал тактико-технические требования к дешевому и простому по конструкции сверхзвуковому самолету, предназначенному для выполнения заданий по тактической поддержке.
С учетом экономической целесообразности правительства Франции и Великобритании подписали 17 мая 1965 года соглашение о совместном строительстве самолета, который отвечал бы требованиям обеих стран.


Разработка конструкции планера была поручена фирмам «Бреге авиасьон» и «Бритиш эркрафт», а создание двигателя – фирмам «Роллс-Ройс» и «Тюрбомека». Из оперативных требований и соображений безопасности принята двухдвигательная схема с использованием двигателей совместного англо-французского производства типа «Адур».
На период строительства самолета, сотрудничающие фирмы образовали объединение SEPECAT. Спустя 18 месяцев со дня подписания соглашения было начато строительство первого опытного образца.

ВВС Франции больше нуждались в двухместных «Ягуарах», чем одноместных. Именно по этой причине первым серийным французским «Ягуаром» стала спарка «Е», впервые поднявшаяся в воздух 2 ноября 1971 года, в то время как первый серийный истребитель-бомбардировщик «А» выполнил первый полет только 20 апреля 1972 года.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Самолёт с нормальной взлётной массой 11000 кг, разгонялся у земли до 1350 км/ч, на высоте: 1593 км/ч. Боевой радиус по профилю «большая-малая-большая» высота с ПТБ: 1315 км, без ПТБ: 815 км.

«Ягуар» А - французская одноместная модификация истребителя-бомбардировщика. Начиная с 18 построенного самолета, оснащается штангами для дозаправки, позволяющими заправляться на высотах до 12 000 м со скоростью перекачки топлива 700-1000 л/мин. Продолжительность дозаправки 3-5 мин. По сравнению с британским «Ягуаром» отличается более простым оборудованием и пушками DEFA 553 с боезапасом 150 снарядов.
«Ягуар» Е- двухместная модификация для ВВС Франции. Начиная с 27-го серийного экземпляра в носовой части, фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки, которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних «спарках» эскадры ЕС11 для выполнения перелетов на «заморские» территории. Всего ВВС Франции получили 40 двухместных самолетов «Ягуар Е».

Вскоре на «Ягуар» Е были испытаны новые устройства оповещения и РЭБ, а также лазерные дальномеры-целеуказатели Marconi Avionics LRMTS. Сначала на киле появился характерный плоский контейнер РЭБ, затем под укороченным ПВД - клиновидное окно LRMTS. В таком виде самолет пошел в серию. К 1980 году двигатели Adour Мк.102 были заменены на Мк.104, обкатанные на экспортных самолетах. Истребителей-бомбардировщиков «Ягуар А» в ВВС Франции было поставлено 160 штук, последний передали 14 декабря 1981 года.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Все модификации, за исключением «Ягуара» В, имеют стационарное вооружение в виде двух пушек (калибр 30 мм) с запасом снарядов 150 шт. на каждую. Французские самолеты оснащены пушками DEFA, британские – пушками «Эйден» (модификация В оснащена одной пушкой). На самолете имеются пять замков внешних подвесок (по два под консолями крыла и один под фюзеляжем) с общей грузоподъемностью 4500 кг. На подкрыльных замках (грузоподъемность 1000 кг и 500 кг) могут быть подвешены бомбы, контейнеры НУРС SNEB или управляемые ракеты класса воздух-воздух «Мажик» фирмы «Матра». Подфюзеляжный замок (1000 кг) приспособлен для подвески бомб и управляемых ракет класса воздух-земля (тактического ядерного оружия).

Французское авиационное изящество. Часть 2-я

"Ягуар" ВВС Индии


Экспортные поставки «Ягуаров» велись в Эквадор, Оман и Нигерию. В Индии было организовано лицензионное производство, серийное производство шло медленно и продолжалось до 1992 года (построено по лицензии более 100 самолетов). Отличительной чертой индийских Ягуаров стала приспособленность к работе с бетонобойными бомбами «Дюрандаль».

Впервые французские «Ягуары» были использован в боевых действиях в конце 1977 - начале 1978 года, в ходе операции «Ламантин», направленной против обосновавшихся в Сенегале бойцов Фронта освобождения Северо-Западной Африки «Полиссарио». Несколько боевых вылетов «Ягуары» выполнили по объектам, расположенным на территории Мавритании, в бывшей Испанской Сахаре. Повстанцы оказались неплохо вооружены. Три «Ягуара» были сбиты средствами ПВО.

В том же 1978 году использовались в Чаде. Париж оказал помощь своей недавней колонии. В ходе операция «Такю», в рамках которой в Чад прибыли «Ягуары», четыре из них были потеряны. Операция «Такю» успеха не имела, к 1980 году проливийские силы контролировали большую часть территории Чада. Парижу пришлось вывести свои войска из Чада, хотя ограниченное военное присутствие французов в этой африканской стране сохранилось.
«Ягуары» вновь появились над Чадом в 1983 году. Почти год самолеты беспрепятственно выполняли патрульные полеты, пока в январе 1984 года один «Ягуар» не был сбит удачной очередью, выпущенной из 23-мм зенитной пушки во время атаки колонны техники повстанцев.
В Чаде французы использовали с «Ягуаров» противорадиолокационные ракеты AS-37 «Мартель» с целью подавления ливийских РЛС. Так 7 января 1987 года в ходе очередного налета на Куади-Дум было выпущено десять ракет AS-37 «Мартель». Налет на Куади-Дум стал последним случаем боевого применения «Ягуаров» в Африке.

Пика своей славы «Ягуары» достигли в 1991 году, приняв участие в операциях «Щит пустыни» и «Буря в Пустыне». «Ягуары» использовались только днем, преимущественно в простых метеоусловиях. Первый боевой вылет французских «Ягуаров» состоялся 17 января 1991 года, в первый день войны. Двенадцать самолетов нанесли удар по позициям ракет SCAD на авиабазе Ахмед Аль-Джабер. Самолеты сбросили с высоты 30 метров контейнеры «Белуга» и выпустили несколько ракет AS-30L. Над целью самолеты встретили плотный огонь зенитной артиллерии, в результате чего четыре самолета получили повреждения. На одном зенитный снаряд попал в правый двигатель, другой самолет получил в левый двигатель ракету ПЗРК «Стрела». Двигатель загорелся, тем не менее, летчик сумел сохранить управление самолетом и выполнил вынужденную посадку. Еще на одном «Ягуаре» зенитный снаряд прошил насквозь фонарь кабины заодно с находившимся внутри фонаря шлемом пилота. Голова летчика, как это ни удивительно, не пострадала.

Однако при массированном подавлении управления, радиолокационных и зенитно-ракетных средств ПВО Ирака почти никаких специальных средств не применялось для предотвращения активных действий ствольной зенитной артиллерии, в результате чего спаренные и счетверенные установки советского производства нанесли серьезный урон авиации многонациональных сил.

В этих условиях лёгкие «Ягуары» успешней выполняли противозенитные манёвры и несли меньшие потери. Сам же самолёт при получении боевых повреждений оказался весьма живучим.
В последствии для предотвращения потерь было решено отказаться от маловысотных полётов и перейти к ударам с использованием управляемых авиабомб.

«Ягуар» заслужил славу простого и надежного, неприхотливого к условиям эксплуатации самолета с отменной боевой живучестью. На совместных с США учениях «Рэд Флэг», предельно приближенных к боевой обстановке, летчики-истребители «обороняющейся» стороны считали «Ягуар» самым «трудносбиваемым» ударным самолетом. Во Франции его эксплуатация прекращена в 2005 году.
Позже по этому поводу во французской прессе выражалось сожаление. По мнению ряда экспертов «Ягуар» был снят с вооружения слишком поспешно. Этого самолёта очень не хватало французскому контингенту в Афганистане. Вместо него использовался более дорогой и уязвимый "Мираж"2000.

В начале 1960-х начались работы по определению облика самолета, который был должен заменить "Мираж" III.
После ряда экспериментов с крылом изменяемой геометрии, подъемно-маршевыми и двухконтурными двигателями, фирма «Дассо» остановила свой выбор на классической компоновке истребителя. Решающим преимуществом этой схемы перед "бесхвосткой" оказалась возможность развивать гораздо более высокие коэффициенты подъемной силы при сбалансированном самолете, что очень важно для улучшения маневренности и взлетно-посадочных качеств.

Прототип "Мираж" F1-01, оборудованный ТРДФ SNECMA "Атар" 09К тягой 7000 кгс, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1966 г. Самолет выгодно отличался от "Миража" IIIЕ увеличенной дальностью, большей боевой нагрузкой, меньшей посадочной скоростью и меньшей длиной разбега и пробега. Время дежурства в воздухе возросло втрое. Вдвое увеличился боевой радиус при нанесении ударов по наземным целям.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Первой и наиболее массовой модификацией "Миража" F1 для французских ВВС стал всепогодный истребитель ПВО, строившийся в двух вариантах. Первый из них - "Мираж" F1C поставляли заказчику с марта 1973 года по апрель 1977 года. В производстве его сменил "Мираж" F1C-200, поставки которого завершились в декабре 1983 года. Основным отличием более позднего варианта было наличие оборудования для дозаправки в воздухе.

Основу системы управления огнем составил моноимпульсный радар "Сирано" IV с дальностью обнаружения цели типа "истребитель" до 60 км, а сопровождения - до 45 км.

Вооружение самолета состояло из традиционных для французских истребителей двух встроенных 30-мм пушек "Дефа". На внешних узлах размещались УР класса "воздух-воздух" средней дальности R.530 с полуактивной радиолокационной или инфракрасной ГСН и ближнего боя R.550 "Мажик" С ИК-ГСН. Типовой вариант боевой нагрузки включал две ракеты R.530 на подкрыльевых узлах и две R.550 на законцовках крыла. Впоследствии состав вооружения расширили за счет новых модификаций ракет - "Супер" R.530F/D и "Мажик" 2. Возможности нанесения ударов по наземным целям первоначально ограничивались применением лишь неуправляемых средств поражения - НАР и свободнопадающих бомб. Позже в арсенал "Мираж" F1 вошли ракеты «воздух-земля» AS.37 «Mартель», ПКР «Экзосет» и корректируемые бомбы.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Первым зарубежным покупателем истребителей "Мираж" F1 стала Южно-Африканская Республика. Следом за ЮАР "Миражи" F1 заказала Испания, ставшая крупнейшим после Франции европейским эксплуатантом таких самолетов. Позже они поставлялись в Грецию, Ливию, Марокко, Иорданию, Ирак, Кувейт и Эквадор.
С учетом экспортных заказов количество построенных "Миражей" F1 превысило 350 единиц. Повторить успех «бестселлера» "Мираж" III не получилось. К тому моменту уже появились истребители 4-го поколения, обладавшие лучшими характеристиками.

Самолёты участвовали в войне в Западной Сахаре, войне в Анголе, эквадоро-перуанском конфликте, чадско-ливийский конфликте, ирано-иракской войне, в войне в Персидском заливе, турецко-греческий конфликте, в гражданской войне в Ливии.

Французским самолётом 4-го поколения стал «Мираж» 2000, который впервые поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Предполагалось, что самолет будет сочетать скоростные и разгонные характеристики истребителя-перехватчика «Мираж» F.1 со способностью самолета «Мираж» III вести ближний маневренный воздушный бой. При разработке истребителя фирма «Дассо» вновь вернулась к хорошо освоенной ею схеме «бесхвостка», отлично зарекомендовавшей себя на истребителях «Мираж» III. От своих предшественников «Mираж» 2000 унаследовал крыло большой площади и планер со значительными внутренними объемами для топлива и бортового оборудования. В нём была применена электродистанционная система управления, самолет стал неустойчивым по каналу тангажа. Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элеронов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше улучшило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. Истребитель создавался по возможности легким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA M53-5 тяговооруженность, равную 1.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Самолет оснащен катапультным креслом Мартин-Бейкер F10Q, выпускаемым по лицензии фирмой Испано-Сюиза и обеспечивающим спасение летчика на нулевой скорости и высоте.

Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС RD-I, которая обеспечивает поиск воздушных целей на фоне подстилающей поверхности и в свободном пространстве.
На двухместных модификациях Mirage 2000D и N вместо нее устанавливается РЛС "Антилопа" 5, обеспечивающая обзор земной поверхности в передней полусфере и полет самолета в режиме огибания рельефа местности. Самолет оборудован также аппаратурой радионавигационной системы ТАКАН, систем радиолокационного опознавания, предупреждения об облучении РЛС противника, радиоэлектронного противодействия.

Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек DEFA калибра 30 мм, расположенных в нижней части фюзеляжа между воздухозаборниками. На девяти замках внешних подвесок самолет может нести бомбы и ракеты и общей массой 5000 кг. Типовая нагрузка 2000С при перехвате включает две УР Матра "Супер"530D или 530F на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 "Мажик" или "Мажик" 2 на внешних подкрыльных узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб калибром 250 кг или бетонобойных бомб ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб "Дюрандаль"; одну-две бомбы BGL калибром 1000 кг с лазерной системой наведения; пять-шесть кассетных бомб "Белуга"; две УР AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра ARMAT или противокорабельные АМ39 "Экзосет"; четыре контейнера с НАР (18x68 мм). "Мираж" 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кт.

Первый серийный истребитель-перехватчик «Мираж» 2000С совершил первый полет в ноябре 1982 году, а первая эскадрилья ВВС Франции, оснащенная новыми самолетами, приступила к боевому дежурству летом 1984 года. ВВС Франции был поставлен 121 самолет «Мираж» 2000С. Общий объем закупленных и заказанных самолетов «Мираж» 2000 (вместе с двухместными ударными модификациями) - 547 единиц.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Дальнейшим развитием одноместного истребителя стали самолеты с более мощным ТРДДФ М53-Р2, предназначенные для поставок на экспорт. На истребителях устанавливались БРЛС RDM с системой радиолокационной подсветки для УР класса воздух - воздух средней дальности «Супер» 530D. Самолеты этого типа поставлялись ОАЭ (22 «Миража» 2000EAD), Египту (16 «Миражей» 2000ЕМ), Индии (42 «Миража» 2000Н) и Перу (10 «Миражей» 2000Р).

В октябре 1990 г. начались летные испытания многоцелевого истребителя «Мираж» 2000-5, оснащенного новым БРЭО и вооружением, а также более мощным двигателем М88-Р20. В 1994 г. начались работы по переоборудованию в вариант «Мираж» 2000-5 части истребителей-перехватчиков «Мираж» 2000С наиболее позднего выпуска.

«Мираж» 2000 разных модификаций неоднократно участвовали в международных учениях, где вели учебные воздушные бои с истребителями, произведёнными вне Франции.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: "Мираж"2000 на авиабазе ВМС США Джексонвиль


По результатам этих боёв американские военные пришли к выводу, что все без исключения модификации «Мираж» 2000 не обладают превосходством над истребителями ВМС и ВВС США.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я

«Мираж» 2000 ВВС Франции на учениях Red Flag, база ВВС США "Неллис", август 2006 года


В тоже время отмечалось, что в ряде случаев пилотам «Миражей» удавалось раньше обнаружить с помощью бортовой РЛС истребители условного противника. При ведении ближнего манёвренного боя на малых скоростях, американские истребители не всегда могли выполнить фигуры пилотажа доступные «Миражам» с треугольным крылом, построенным по схеме «бесхвостка».

В тоже время пилоты «Миражей» выразили желание иметь на вооружении ракету аналогичную по своим характеристикам AIM-120 AMRAAM последних модификаций.

В составе ВВС Франции участвовал в боевых действиях против Ирака в 1991 году. Использовались в боевых действиях в Боснии и агрессии против Сербии. Французские «Мираж» 2000 входящие в состав международных сил в Афганистане базировались в аэропорту Кабул.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я

Обломки французского «Миража 2000», потерянного в Афганистане


Истребитель состоит на вооружении ВВС Франции, Египта, Индии, Перу, ОАЭ, Греции, Иордании и Тайваня.

4 июля 1986 года в воздух впервые поднялся новый многоцелевой истребитель четвертого поколения «Рафаль» (фр. Шквал), разработанный французской компанией Dassault Aviation.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Он был создан в рамках достаточно амбициозного проекта. «Один самолет для всех миссий» - таким был девиз конструкторов «Дассо» при создании «Рафаля», предназначенного для замены сразу шести специализированных типов: «Крусейдер» и «Супер Энтандар» - на флоте, «Мираж F1», «Ягуар» и два варианта «Мираж 2000» - в ВВС. В многофункциональности нового истребителя французы, прежде всего, видят средство долгосрочного снижения расходов на оборону. По мнению многих специалистов «Рафаль» станет последним в Европе боевым самолетом (после шведского «Грипена»), созданным полностью в одной стране.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Аэродинамическая компоновка «Рафаля» основана на 40-летнем опыте фирмы «Дассо» по совершенствованию истребителей семейства «Мираж». В ее основе лежит традиционное дельтавидное крыло большой площади, а в качестве нового элемента применено небольшое переднее горизонтальное оперение. Скорее всего, установка ПГО преследует цель преодолеть характерные для «Миражей» недостатки, связанные с невозможностью развивать большие коэффициенты подъемной силы на крыле ввиду отсутствия оперения, которое могло бы их сбалансировать. ПГО в сочетании с традиционно низкой нагрузкой на крыло и статически неустойчивой продольной компоновкой призвано значительно повысить маневренность истребителя, хотя о сверхманевренности речи не идет. Кроме того, крыло большой площади позволяет поднять в воздух беспрецедентно большую боевую нагрузку - 9 т., при массе пустого самолета около 10 т. Конструкторам «Дассо Авиасьон» удалось создать сравнительно простой истребитель с нерегулируемыми воздухозаборниками и без воздушных тормозных щитков, упростив, таким образом, техобслуживание.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


«Рафаль» управляется с помощью цифровой электродистанционной системы (ЭДСУ), которая обеспечивает балансировку и управляемость статически неустойчивого самолета.

На «Рафале» установлен радар RBE2, созданный совместными усилиями Thomson-CSF и Dassault Electronique. Это первый серийно производящийся западный истребительный радар с фазированной антенной решеткой. Как утверждается в рекламной информации по самолету, в воздушном бою RBE2 может сопровождать до 40 целей, наделять приоритетами восемь из них, одновременно атаковать четыре.

ТРДДФ М88-2 устанавливаемый на серийные варианты «Рафаля» отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Он имеет взлетную тягу 5100 кгс, которая при форсаже увеличивается до 7650 кгс. На нем применяется цифровая система управления, с помощью которой в течение 3 с двигатель может перейти с режима «малый газ» на максимальный форсаж.

На самолёте установлена 30-мм пушка Nexter DEFA 791B, боезапас — 125 патронов.
Для размещения вооружения имеется 14 узлов подвески. Основным оружием класса «воздух - воздух» на «Рафале» является ракета «Мика». Она может поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Существуют два варианта ракеты: «Мика» ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и «Мика» IR с тепловизионной ГСН. Возможно применение перспективной ракеты большой дальности MBDA Meteor, предназначенной для истребителя Еврофайтер «Тайфун». Кроме оружия «воздух-воздух» в состав вооружения входит широкий спектр управляемых и неуправляемых боеприпасов для поражения наземных и надводных целей.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


На сегодняшний момент существуют следующие серийные варианты «Рафаля»:
Rafale B - Двухместный, наземного базирования.
Rafale D - Одноместный, наземного базирования.
Rafale M - Одноместный, авианосного базирования.
Rafale BM - Двухместный, авианосного базирования.

По состоянию на сентябрь 2013 года произведён 121 «Рафаль». В январе 2012 года «Рафаль» победил в тендере MRCA на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, что обеспечило крупный экспортный заказ и спасло самолёт от снятия с производства. Самолёт участвовал в боевых действиях в Афганистане и Ливии.

Общемировые тенденции глобализации мировой экономики не обошли стороной французский авиапром. Начиная с начала 70-х годов, значительная часть программ по созданию новых образцов авиатехники велась в рамках международных консорциумов.
Хотя все эти консорциумы работали над одними программами, часто между странами, от которых в этих программах участвовали фирмы-подрядчики, возникали финансовые и технические разногласия.

Для предотвращения этого и лучшей координации в борьбе за рынки сбыта в 2000 году был образован общеевропейский авиационно-космический концерн EADS. В его состав вошли почти все европейские авиаконсорциумы на правах акционерных фирм. С этого момента французская авиационная промышленность в значительной мере утратила национальные рамки. Практически все ведущие фирмы Франции задействованы
в той или иной степени в общеевропейских программах разработки авиационной техники.
Несмотря на это контроль государства за этой отраслью промышленности очень велик. Французское правительство жестко контролирует и пресекает возможность получения доступа к активам и технологиям национального авиапрома иностранцами.
Основу современной авиационной промышленности Франции составляют государственные или переходящие под государственный контроль фирмы. Авиационная промышленность располагает значительной научно-экспериментальной базой, соответствующей современным стандартам. Франция — одна из немногих стран, способных создавать системы оружия в комплексе, крупный экспортёр истребителей, ракетного оружия и вертолётов.

Французское авиационное изящество. Часть 2-я


Созданные во Франции боевые самолёты вполне соответствовали требованиям своего времени, обладая неплохими лётными данными, они несут на себе печать неповторимого французского дизайна и изящества.

По материалам:
http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38
http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdf
http://machinepedia.org/index.php/Авиационная_промышленность_Франции

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. Su-9 5 декабря 2013 08:19
    Хороший обзор.
    По моему мнению, МиражФ1 - лучший французский реактивный самолёт по совокупности качеств.
    Очень опасный соперник в воздушном бою и неплохая платформа вооружений при минимальных требованиях к обслуживанию.
    Летать против него - очень тяжело на всех режимах на сравнимых платформах как советских (Миг -21, Миг - 23, Су-15) так и западных (Ф-104, Ф-4, Ф-5, Хантер...) .
    При тотальной войне в 70-х, 80-х имел бы наилучшие шансы летать после месяца боевых действий.
    А бестселлером он не стал потому что франки втиснули третьи Миражи всем у кого были деньги, на Ф1 денег у потенциальных покупателей не хватило.
    Su-9
    1. Bongo 5 декабря 2013 09:51
      "Мираж"F1 имел неплохие разгонные характеристики, что и предопределило его использование по большей части в качестве перехватчика. По манёвренности F-5 и "Хантеру" он по всей видимости уступал.
      1. zyablik.olga 8 декабря 2013 11:57
        Возможно МиГ-23 тоже стоило делать с крылом неизменяемой геометрии от этого он бы только выиграл. Был бы дешевле, проще в обслуживании и ремонте.
    2. xetai9977 5 декабря 2013 10:42
      Чисто внешне мне симпатичны "Рафали". Помимо этого у них ТТХ одни из лучших среди машин своего класса
      1. Bongo 5 декабря 2013 10:46
        Согласен с вами - очень симпатичный самолёт с неплохими лётными данными(если верить рекламным проспектам). Но лично у меня возникают сомнения в способности "Рафаля" нести боевую нагрузку массой более 9 т.
        1. StolzSS 5 декабря 2013 19:58
          Да сказка это))) Он 9 тон несет при 30 процентной заправке и при взлёте с определённых аэродромов. В Баграме он при полной загрузке только 2-3 тонны может поднять так что реклама она такая hi
          StolzSS
  2. La-5 5 декабря 2013 09:26
    Французы молодцы сумели сохранить и развить свой авипром в условиях жёсткой конкуренции со стороны США.
  3. andrey-ivanov 5 декабря 2013 09:29
    На снимке базы Джексонвиль с большой долей вероятности заснять не Мираж 2000, а "Кфир". По моему там ПГО просматривается, которого у 2000-го нет. Возможно, и ошибаюсь - снимок небольшого размера.
    1. Bongo 5 декабря 2013 09:42
      Нет, судя по всему это всё таки "Мираж", ПГО там не просматривается. "Кфиры" арендовались в США в начале 90-х. Потом их вернули в Израиль. Да и содержать сейчас "Кфир" в рабочем состоянии американцам слишком хлопотно и накладно.
      Почему-то картинка с увеличеным изображением не загружается.
      1. Su-9 5 декабря 2013 20:34
        Это Кфир, а не Мираж. Хотя и похож. У Кфира ПГО и более вытянутый нос. Всё как на фото.Просто сверху ПГО сливается с передней кромкой крыла. Ну и камуфляж не помогает.
        Su-9
  4. Bongo 5 декабря 2013 09:47
    А вот самолёт рядом опознать не могу.
    1. kotdavin4i 5 декабря 2013 15:38
      Цитата: Bongo
      А вот самолёт рядом опознать не могу.

      AV-8 - Харриер
      1. Bongo 5 декабря 2013 16:41
        Вот AV-8 - Харриер
    2. Su-9 5 декабря 2013 19:57
      Это Хантер конечно же. С баками.
      Su-9
      1. алекс 241 5 декабря 2013 22:13
        Три самолета Hunter T.Mk 8 были переделаны в учебно-боевые T.Mk 8M, предназначенные для ознакомления морских летчиков с РЛС истребителей Sea Harrier FRS.Mk 1. На снимке - одна из этих машин, поступившая в 899-ю учебную эскадрилью, сфотографирована в совместном полете с Sea Harrier и Harrier T.Mk 4N из той же эскадрильи.
        алекс 241
        1. алекс 241 5 декабря 2013 22:22
          Hawker Hunter
          алекс 241
  5. Argon 5 декабря 2013 12:54
    В целом соглашусь с Su-9,однако бросаться"титулами"я бы не стал.Мираж-1 в целом являясь аналогом нашего МиГ-23(только в меньших МГХ),создавался в период неопределенности во взглядах вояк на условия применения будущего истребителя,что привело к определенным"шатаниям"при проэктировании(как и у 23его).В результате затянувшегося"цикла создания"(и сдесь Мираж-1 разделил судьбу МиГ-23)довольно перспективная технически,платформа появилась почти одновременно с машинами 4го поколения,которыми и была вытесненна.Что касается маневренных характеристик,то сдесь ключевым является выбор понятий,летать-"Тигр" имеет в основе более совершенную,трансформируемую,аэродинамическую модель.Воевать-полноценный радар"Миража"станет решающим аргументом,тут как в поговорке-"Самый лучший прием карате в бою-автомат калашникова"- Хотелось бы обратить внимание читателя на ситуацию с появлением"Мираж-2000",применение ЭДСУ позволило,в значительной степени невелировать"ахелесовы пятки" с управляемостью,а по угловой скорости крена,машина лидер до сих пор непревзайденный,имел возможность применять ракеты"воздух-воздух"средней дальности и был на треть дешевле ровесника\конкурента-F-16A(мог использовать только ракеты малой дальности).Это была звонкая оплеуха амерам и отличная альтернатива(на рынке авиатехники)для тех кто не хотел с ними связываться.Некоторое недоумение вызвало у меня упоминание"Рафаля"как истребителя 4го поколения,ну не хватило у французов воли и денег забросить практически готовую машину(в отличии от наших МиГ-1.42;С-37),кроме несколько сниженного потенциала в оптимизации ЭПР,машина современная,вполне отвечающая уровню сегодняшних"норм"поколения 5,а главное уже на вооружении,наверное единственная из"пятерок", которая повоевать успела.
    1. mvg 5 декабря 2013 15:05
      миг 1.44 и су-37 не "пятое" поколение, и там и там нет движка и вооружеия
      mvg
      1. SkiF_RnD 27 декабря 2013 22:59
        А вот С-37 и МиГ 1.44 это машины пятого поколения. Проекты не завершены, это вопрос к 90-ым. Но требованиям времени машины отвечали. Что значит нет вооружения? Как это понимать? Нет движка? Согласно ТТЗ движок был) как ни странно, движок пятого поколения. И оружие было, ракеты средней дальности с АРГСН, размещение боекомплекта во внутреннем отсеке. Что Вы хотите сказать, что специалисты, относящие эти машины к 5 поколению дурачки?
    2. SkiF_RnD 27 декабря 2013 22:56
      Зачем вводить людей в заблуждение? В статье написано верно- самолет 4 поколения (4+, если точнее).

      машина современная,вполне отвечающая уровню сегодняшних"норм"поколения 5,а главное уже на вооружении,наверное единственная из"пятерок", которая повоевать успела.


      Современная, спору нет. Современная машина 4 поколения.
      Требования к самолетам пятого поколения-
      1. Крейсерский сверхзвук с боевой нагрузкой. (хотя бы в легком варианте)
      2. Малозаметность. (РЛ, ИК, проч.)
      3. РЛС с АФАР.
      4. Сверхманевренность.
      5. Размещение вооружения во внутренних отсеках (вывел отдельно, но это РЛ малозаметность)
      6. Полноценная ИУС.
      Можно продолжать. Но ключевым требованиям к 5 поколению французский "Шквал" не отвечает совершенно. К примеру, российский Су-35С объективно гораздо ближе к 5 поколению (по крайней мере БРЭО у него совершеннее, крейсерский сверхзвук есть, хотя бы номинально. Сверхманевренность.)
      На каком основании самолет 4 поколения можно причислить к 5ому? Чем хуже "Гриппен"? Или F\A-18E?
      Самолетами пятого поколения являются F-22, F-35, J-20, Т-50, "Шиншин". В Европе таких машин не создано и не предвидится в ближайшее десятилетие.
      Машины 5 поколения необязательно должны соответствовать всем критериям своего времени. Акценты могут быть смещены (у "Раптора" нет сверхманевренности, например. Хотя в требованиях к проекту она была)
      Но Рафаль не развивает даже 2 Маха на форсаже, не являет своей РЛС ничего удивительного, несет вооружение под крыльями, заметностью не выделяется среди других самолетов 4+ поколения, маневренность его на среднем уровне среди аналогов.
  6. Zymran 5 декабря 2013 12:55
    Еще статьи на тему будут? Было бы интересно почитать про Супер-Этандары.
    1. Bongo 5 декабря 2013 12:56
      Третья часть на подходе.
      1. Zymran 5 декабря 2013 13:45
        Будем ждать.
  7. mvg 5 декабря 2013 14:16
    а почему сомнения в боевой нагрузке? ф-18 "супер шмель" тоже, при сравнимой массе несет 8.5-9.. не думаю, что "снекма" хуже, чем "пратт энд вьитни", или "дженерал динамикс", тем более площадь крыла больше, подъемная сила выше. и 14 узлов подвески они же не зря "нарисовали", очень красивый и приятный самолетик, и БСУО одна из передовых. молодцы "лягушки", тем более эта птица и на палубу может садиться. потенциальых покупателей отталкивает цена и сложность самолета. а так, гипотетически, с радостью поменял бы все миг-29 хоть овт, хоть куб на, пусть вдвое меньшее, количество "рафалей"
    mvg
  8. lx 5 декабря 2013 15:45
    [quote=Bongo]Согласен с вами - очень симпатичный самолёт с неплохими лётными данными(если верить рекламным проспектам). /quote]
    почему только рекламным -- он уже достаточно налетался
    [quote=Bongo]Но лично у меня возникают сомнения в способности "Рафаля" нести боевую нагрузку массой более 9 т.[/quote]
    почему? вообще строго по ТТХ там после 9 "всего" 500 кг. В действительности среди текущих реальных конфигураций БП и 9 тонн нет. Я точно не помню, но например по бомбам 4.5-5. Так и су-35 8 тонн бомб нести не может. Это просто характеристика макс. взлетного веса и совокупной нагрузки всех точек подвески
    lx
  9. lx 5 декабря 2013 16:01

    Цитата: kotdavin4i
    Цитата: Bongo
    А вот самолёт рядом опознать не могу.

    AV-8 - Харриер

    хм, угол стреловидности по задней кромке крыла явно не тот. Да и вообще площадь и расположение крыльев. Скорее *этандар какой-нть. Воздухозаборники только не видно, но это скорее из-за фото.
    lx
    1. Su-9 5 декабря 2013 19:58
      Это Хантер. С баками.
      Вот молодёжь пошла! wink
      Su-9
  10. lx 5 декабря 2013 20:45
    Цитата: Su-9
    Это Хантер. С баками.
    Вот молодёжь пошла! wink

    Таки да -- скорее всего он. good
    lx
  11. Su-9 5 декабря 2013 22:00
    Цитата: Bongo
    Нет, судя по всему это всё таки "Мираж", ПГО там не просматривается. "Кфиры" арендовались в США в начале 90-х. Потом их вернули в Израиль. Да и содержать сейчас "Кфир" в рабочем состоянии американцам слишком хлопотно и накладно.
    Почему-то картинка с увеличеным изображением не загружается.

    Фото Кфира может быть с РедФлага. Там израильтяне почти всегда летают.
    Su-9
    1. алекс 241 5 декабря 2013 22:29
      ................................................................................
      .....
      алекс 241
      1. Su-9 6 декабря 2013 06:10
        2000-й красавец конечно. Нет слов. Это с фильма какого-то нарезка?
        Su-9
        1. алекс 241 6 декабря 2013 10:20
          "Рыцари неба",сюжет и фильм ни о чем,но съемки потрясающие.
          алекс 241
    2. Bongo 6 декабря 2013 12:23
      Кфиров в составе ВВС Израиля уже не осталось.
    3. zyablik.olga 8 декабря 2013 11:59
      Летают, но не на Кфирах.
  12. iaf-man 8 декабря 2013 03:26
    Всё правильно-Кфиров в Израиле уже давно на пенсию отправили.
    На фотографии видны самолеты гражданской фирмы АТАС.
    Вроде 2 Хантера и 1 Кфир С.2
    http://www.airliners.net/photo/ATAC-(Airborne-Tactical/Hawker-Hunter-F58/1314905
    /L/&sid=eac04cb805a6dfb175a2fdac8810400a
    http://www.airliners.net/photo/ATAC-(Airborne-Tactical/Israel-Aircraft-Industrie
    s/1962500/L/&sid=eac04cb805a6dfb175a2fdac8810400a
    http://www.airliners.net/photo/ATAC-(Airborne-Tactical/Israel-Aircraft-Industrie
    s/1985982/L/&sid=eac04cb805a6dfb175a2fdac8810400a

    Есть у них и Скайхоки и пару Дракенов и Альбатрос
    iaf-man
  13. iaf-man 8 декабря 2013 10:42
    Ссылки почему то не высветились полностью
    iaf-man

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня