Робототехнический комплекс РБТК

В начале декабря отечественные средства массовой информации и профильные интернет-сайты вспомнили об одной интересной разработке российских конструкторов, впервые показанной еще в конце июля. Напомним, 31 июля на Ржевском испытательном полигоне состоялось выездное заседание Коллегии министерства обороны. Помимо обсуждения различных вопросов в программе мероприятия была выставка достижений оборонной промышленности. Среди прочих предприятий и организаций свои разработки показал Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики. Сообщалось, что внимание министра обороны С. Шойгу привлекли малогабаритные робототехнические комплексы «Юла» и «Зернышко», а также принятый на вооружение мобильный комплекс, предназначенный для разведки и уничтожения целей при помощи стрелкового и огнеметного оружия.

Робототехнический комплекс РБТК


Из сообщений конца июля следовало, что новый робототехнический комплекс уже принят на вооружение нашей армии. Однако об этом комплексе на тот момент почти ничего не было известно. Вскоре в СМИ появились сведения о примерных характеристиках перспективной беспилотной боевой машины. Кроме того, было опубликовано возможное обозначение проекта – РБТК. К сожалению, и через несколько месяцев после выставки на Ржевском полигоне о новом проекте известно крайне мало. Тем не менее, даже имеющиеся сведения позволяют представить, на что способен комплекс РБТК в том виде, в котором он демонстрировался руководству Минобороны.


Новый робототехнический комплекс выполнен на базе четырехосного шасси, в котором интересующаяся общественность почти сразу узнала доработанный снегоболотоход семейства ARGO. Машины этой марки производятся канадской компанией Ontario Drive & Gear Limited и используются в различных сферах, где нужно добираться до каких-либо объектов по пересеченной местности. После некоторой доработки четырехосное шасси становится основой для боевой машины РБТК. Как видно на фотографиях нового робототехнического комплекса, базовое шасси при переоборудовании в дистанционно управляемую боевую машину претерпевает несколько изменений. На нее устанавливаются листы лобового бронирования и усиленное днище.

К сожалению, модель базового снегоболотохода не оглашалась, из-за чего нельзя точно назвать тип силовой установки. Четырехосные машины марки ARGO оснащаются бензиновыми двигателями нескольких типов мощностью около 20-30 л.с. По имеющимся данным, комплекс РБТК способен двигаться по суше со скоростью не выше 20 км/ч, а также может плавать со скоростью до 2,5 узлов. При передвижении по воде передние листы бронирования выполняют функцию волноотражающего щитка. В зависимости от обстановки расчет робототехнического комплекса РБТК может выбрать один из двух вариантов движителя. В случае если характеристики колес оказываются недостаточными, машина может быть оснащена быстромонтируемыми гусеницами.

Робототехнический комплекс РБТК


Машина РБТК оказалась одним из самых крупных экспонатов выставки на Ржевском полигоне. Ее длина превышает 3,3 метра, общая ширина достигает 1,8 метра, а высота равняется 1,65 м. Полная снаряженная масса машины достигает 1020 кг. Такие габариты и вес позволили оснастить машину топливными баками большой емкости. Заявленное время непрерывной работы – 20 часов.

Комплекс РБТК, как следует из имеющихся сведений, использует систему управления по радиоканалу. Для удобства оператора машина оснащена несколькими видеокамерами на корпусе. Сигнал с камер передается на удаленный пульт управления и выводится на монитор. Используя пульт, оператор комплекса может управлять работой всех систем.

При переоборудовании базового снегоболотохода в боевую машину на него устанавливается новая крыша, закрывающая грузовую платформу и место для экипажа. Над грузовой платформой базовой машины на новой крыше монтируется боевой модуль. Демонстрировавшийся в июле образец комплекса РБТК был вооружен пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Для поиска целей и наведения оружия боевой модуль оснащен прицельным блоком. Судя по его виду, применяется видеокамера, тепловизор и, возможно, лазерный дальномер. Утверждается, что боевой модуль комплекса РБТК может нести и применять реактивное вооружение: гранатометы или огнеметы.

Робототехнический комплекс РБТК


Дистанционно управляемый робототехнический комплекс РБТК может применяться для выполнения различных задач. Так, пулеметное и реактивное вооружение позволяют вести разведку и, при необходимости, уничтожать живую силу или незащищенную либо легкобронированную технику противника. Кроме того, комплекс, лишенный боевого модуля, можно использовать для доставки каких-либо грузов, в том числе и с пересечением водных преград.

Судя по имеющимся сведениям, проект робототехнического комплекса РБТК представляет интерес для военных, однако некоторые его особенности могут вызывать вопросы. В первую очередь, это базовое шасси зарубежного производства. Несмотря на характеристики, подобный выбор базовой машины выглядит неоднозначно и может стать причиной споров. Вторая особенность проекта РБТК, вызывающая определенные сомнения, – бронирование. На имеющихся фотографиях видно, что установленная броня защищает лишь переднюю часть корпуса и днище. Остальные части машины, по-видимому, не имеют даже такой защиты, что связано с ограниченными характеристиками базового шасси. Таким образом, живучесть комплекса РБТК при выполнении боевой задачи оказывается под вопросом.

В целом, имеющиеся сведения не позволяют считать робототехнический комплекс РБТК полноценным боевым средством. Тем не менее, при разработке этого проекта специалисты ЦНИИ робототехники и технической кибернетики получили опыт в деле создания боевой техники с дистанционным управлением. Поэтому уже в самом ближайшем будущем на очередной выставке достижений оборонной промышленности может появиться новый робототехнический комплекс, предназначенный для решения различных боевых задач, который будет лишен недостатков нынешнего РБТК.


По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://sdelanounas.ru/
http://stat.function.mil.ru/
http://argoatv.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. makarov 5 декабря 2013 08:59
    Сейчас судить что либо об агрегате невозможно, поскольку это опытный образец ниокра, это просто почин в развитии нового направления.
    makarov
    1. Apollon 5 декабря 2013 09:06
      цитата-Новый робототехнический комплекс выполнен на базе четырехосного шасси, в котором интересующаяся общественность почти сразу узнала доработанный снегоболотоход семейства ARGO. Машины этой марки производятся канадской компанией Ontario Drive & Gear Limited и используются в различных сферах, где нужно добираться до каких-либо объектов по пересеченной местности.

      Видео про базовую модель

      1. the47th 5 декабря 2013 10:07
        Судя по видео, ARGO - бесполезная и дорогая игрушка, абсолютно не приспособленная для армии.
        1. unclevad 5 декабря 2013 12:24
          Это не игрушка, это ходовой макет. Естественно дорогой как и весь НИОКР.
        2. А Нас Рать 6 декабря 2013 04:50
          Цитата: the47th
          Судя по видео, ARGO - бесполезная и дорогая игрушка, абсолютно не приспособленная для армии.


          А почему обязательно только для армии? Такой машине найдется место в охране важных обьектов, поисково спасательных службах, у пожарных, в полиции, в агенстве лесного хозяйства, у пограничников. Из подобной "игрушки" много чего можно извлечь. (Вот видео подобной системы, много гражданских вариантов)

    2. рыбак 5 декабря 2013 09:46
      Сейчас судить что либо об агрегате невозможно, поскольку это опытный образец ниокра, это просто почин в развитии нового направления


      но лет так через 5 уже можно будет

      посмотрим как приживутся те или иные модели
      рыбак
  2. Адмирал 013 5 декабря 2013 11:22
    Опыт опыт и еще раз опыт. Это направление необходимо развивать и возможно наши кулибины смогут создать что нибудь надежное, оригинальное а самое главное не имеющее аналогов в мире, как это неоднократно делали в СССР.
    Адмирал 013
  3. abrakadabre 5 декабря 2013 12:56
    Достаточно достать с полки и пересмотреть подборку советских ТВ-передач "Это вы можете".
    Там чего только народ не конструировал.
  4. Appiann 5 декабря 2013 16:39
    Вот откуда ноги растут:

    http://topwar.ru/24764-boevoy-robot-na-video-i-v-zhizni.html
  5. Kir 5 декабря 2013 17:37
    Если правда то, что базой служит иностранец канадского происхождение, то тогда это просто национальный позор для страны создавший луноход, да и много ещё чего, но учитывая то как у нас некоторые "продвинутые" и "беспристрастные эксперты" любят находить чужие следы в наших разработках, то ещё не факт что сие правда. Поживём увидим что далее будет.
    Kir
    1. makarov 5 декабря 2013 20:32
      Ув. Castor, успокойтесь, не все так запущено, как Вам кажется.
      Примите во внимание, что это просто макет для обстрела.
      Реально же, что бы сваять нужный агрегат, необходимо:
      1. целесообразность применения, и от туда плясать к цене.
      2. Для кого/чего предназначен.
      3. Против кого/чего предназначен.
      4. Зачем?
      5. Время (включая времена года), и место использования.
      6 Кем должен использоваться (применяться)
      и т.д и т.п....
      На мое субъективное мнение, агрегат должен весить не более 50-100 кг. вместе с вооружением и автоматикой, иметь возможность избирательно поражать живую силу и бронетехнику противника на любой местности и при любых погодных условиях, быть дешевым в изготовлении и простым в эксплуатации.
      Если вспомнить прошлое, то такое шасси(платформу) создать не трудно, причем даже в короткие сроки, с автоматикой и программным управлением, считаю что сложности тоже не должно быть, поскольку ПО тоже изготавливается на единой платформе.
      Просто как вижу, оно ни кому на хрен не надо.....
      makarov
      1. Kir 5 декабря 2013 21:05
        Да я особо и не беспокоюсь, даже есть какое-то ощущение что установка на данное шасси комплекса, просто отработка на более или менее схожей платформе. А вообще просмотрев видео честно скажу нда уж то ещё ......, особенно поведение на воде просто.... захлебнуться движку и ней нечего делать, а тут уж или наши что-то не доперевели или не допоняли, так как машинка явно не для больших водных преград.
        Kir
      2. Сосед 8 декабря 2013 17:17
        Что-то вроде небольшого (разового) снегохода, чтобы не тратиться на большой ресурс ходовой и движка.
  6. Andriuha077 5 декабря 2013 20:56
    На вид довольно симпатично. Неясно, с какого перепугу всунули в базу канадские машины, всё настолько плохо, да? Свои были не хуже. Если там иномарочные блоки, во время конфликта противник через спутник их просто выключит.

    Где же стойкость к попаданиям, цены, хоть какие-либо ещё параметры.
  7. Орда 5 декабря 2013 21:45
    не поленился поднял архив профессор предлагал английский вездеход пару лет назад



    тоже похоже даже руль справа типа английский,тока колёс шесть,вот англы по афгану на таких раскатывают,вот и наших зацепило видимо...

    http://topwar.ru/13966-vezdehodnaya-mobilnaya-platforma-atmp.html#comment-id-323
    746
    Орда
  8. vladsolo56 6 декабря 2013 06:15
    И все-таки стремление к экономии преобладает. такое ощущение что основной замысел создать одноразовый агрегат. Как написано в статье то он не бронированный, и это значит что любое попадание может вывести его из строя. Мне кажется что если делать такой комплекс, то он должен быть полноценным бронированным, по крайней мере от стрелкового оружия и пулеметов. Более скоростным и более вооруженным.
    vladsolo56
    1. abrakadabre 6 декабря 2013 10:49
      он должен быть полноценным бронированным, по крайней мере от стрелкового оружия и пулеметов

      Сколько будет весить броня на такую машинку против обстрела бронебойными, скажем навскидку, ДШК? Затем, какой мощности двигатель понадобится для передвижения такого бронированного устройства. Потом запас топлива. его тоже бронировать надо и так далее. В конце концов это выльется в аппарат размером не меньше уазика-буханки и весом 5-8 тонн.
      1. Andriuha077 6 декабря 2013 14:04
        Учитывая НУЛЕВОЙ обитаемый объём (блоки дублированы), при желании будет весить полтонны.
        1. abrakadabre 6 декабря 2013 15:05
          при желании будет весить полтонны

          весьма сомнительно
          1. Andriuha077 6 декабря 2013 15:21
            Да легко.
            Давайте сразу поставим задачу машине.
            Спарка пулемётов, "Корнет".
            Стойкость к ограниченному количеству попаданий вплоть до 30 мм, за счёт дублирования ряда систем, вычислители разнесены, легкая замена оторванной лапки в поле.
            Ближнего действия по запасу энергии и боеприпасу, ограниченная автономность действий без постоянного канала связи.
            Возможность перевозки до двух человек в альтернативной навеске, без защиты и при снятом вооружении.
            Запросто столько весит.
          2. Комментарий был удален.
  9. странник_032 6 декабря 2013 11:33
    Аппарат в целом не плохой,но требует доработки чем думаю наши инженеры и будут заниматься в ближайшем будущем.
    В бою такую штуку можно использовать для огневой поддержки поставив на ней "КОРД" или АГС-17(30).
    При штурме можно навесить на неё РПО типа "Шмель"(только надо серьёзно подумать над автоматическим перезаряжанием по типу ПТРК "Хризантема" или ИТ-1 "Дракон"),или распологать подобное вооружение в транспортно-боевых блоках по типу БМПТ или ЗРАК "Панцирь".
    Так же можно использовать для борьбы с бронетехникой как роботизированный ПТРК.
    Можно использовать подобный девайс и как санитарный ТПК(шасси по размерам позволяет разместить 2х раненых солдат на носилках).
    Что касается самого шасси,то думаю неплохо было б оснастить его длинноходной независимой подвеской всех колёс(тип "качающаяся свеча" думаю подойдёт).
    Это в разы повысит проходимость шасси по пересечённой местности избавив машину при преодолении различных препятствий от излишней раскачки и опасных боковых кренов,а так же от излишних нагрузок на трансмиссию.А для преодоления водных преград изменить форму носовой части и поставить хороший волноотражательный щиток(можно выполнить его из оболегчённой брони для двойного использования).
    Ещё неплохо оснастить боевые модули стабилизаторами вооружения в 2х плоскостях(для ведения огня на ходу).
    Модули должны быть быстрозаменяемые в зависимости от боевой задачи.
    Управлять таким девайсом должны два оператора(систему управления сделать дублированной),1й номер ходом,2й номер вооружением.Аппаратура управления должна быть помехозащищённой(противостоять РЭБ боеприпасам и РЭБ аппаратуре противника).
    Что касаемо внешней защиты(бронирования),то думаю что наиболее подойдёт броня из композитных материалов(серьёзную защиту целесообразно ставить на наиболее уязвимые места),неплохо если она будет модульной и быстрозаменяемой.
    Так же я бы серьёзно подумал бы о том как скомпоновать сей агрегат на предмет удобства в тех.обслуживании и ремонта,это позволит снизит трудоёмкость работ и сэкономит время которого в боевой обстановке очень мало.
    Вот так примерно мне это видится применение подобных РБТК.
    странник_032
    1. Andriuha077 6 декабря 2013 14:07
      Два оператора - именно так развивалось данное направление в 70-х в СССР, только ходовка была на порядок поинтереснее и бронированная.
      Прошло какое-то время. Связь глушится на раз, может быть только кратковременной, выводы.
      1. странник_032 6 декабря 2013 16:08
        Я думаю что для одного оператора в бою нагрузка будет нереально жёсткой.
        Управлять ходом(следить за местностью, рабочими параметрами машины,принимать решения как укрыться,куда и как перескочить) и одновременно вести поиск целей,вести общее наблюдение,поддерживать связь с командиром и взаимодействовать с подразделением,вести огонь это всё-таки сильно жёстко для одного человека.
        Вдвоём им сподручней будет я думаю.
        Я так понимаю вы сторонник частично-автономной или полностью автономной концепции управления подобными девайсами.
        Я же склоняюсь к методам управления через операторов.
        Если дело так обстоит с РЭБ,то вывод только один передача команд дрону путём коротких импульсов(обмен данными сделать двусторонний) и контроль его действий через веб камеры по отдельной линии(каналу).
        При автономной работе придётся монтировать ему свою ЭВМ,подключаться ко всем системам.
        В результате мы поимеем уменьшение полезной нагрузки(объёма).
        Как с этим быть вот вопрос.
        странник_032
        1. Andriuha077 6 декабря 2013 16:20
          "ЭВМ, ... уменьшение полезной нагрузки"
          Вес ЭВМ стремится к одному кило в сумме, в виде рассеянных по корпусу дюжины блоков и более, то же о наблюдательных приборах. Цена одного блока 2-3 тысячи рублей, не более, если руками собрать, без коррупции. С одной стороны радиатор, с другой пластиком просто залиты. Если топором вырубить все блоки кроме одного, аппарат несколько медленнее продолжает приём команд, стрельбу и движение. Коммуникации между ними стандартные и опять же дублированные, с учётом размеров аппарата общий вес проводов снова 1-2 кг.
          Аккумуляторы рассчитаны на четверть часа подкрадывания, в 2-4 блока рассеяны.
          Вооружение не выбивается с одного попадания, везде те же методы. Привода усилителей управления обычные из магазина, допускают управление. Бронирование от осколков, стрелкового, и соединительные узлы.
          1. странник_032 6 декабря 2013 16:27
            А про объём?
            странник_032
            1. Andriuha077 6 декабря 2013 17:04
              Объём... затрат.
              Два квадрика на запчасти.
              Двадцать китайских мобильников, половину при испытаниях попалим.
              Много стеклоочистителей и приводов стёкол от "желтой калины".
              Железяки и композиты брони от жилетки.
              Пластик, пенозаполнитель и клей.
              Два нуля к цене, для военной приёмки.
              1. Kir 6 декабря 2013 17:12
                по уму так, бронирование на основе криобработанного спецпластика, о сём уже давно говорят, а как подложка парарамид полотняного плетения!
                Kir
                1. Andriuha077 6 декабря 2013 17:15
                  А если так: что попроще, с уменьшением размера мишени. Осколки пронизывают и промахиваются.
                2. Комментарий был удален.
              2. странник_032 6 декабря 2013 17:45
                Я имел ввиду внутренний объём машины.
                странник_032
                1. Andriuha077 6 декабря 2013 17:56
                  В высоту колеса, при убранном клиренсе.
                  Вооружение поднимается из этой плоскости "валетиком" двумя независимыми стойками.
                  Машина широкая для устойчивости и ажурная внутри.
                  Блок топливного движка присоединяется рамкой на вал и направляющие.
                  При необходимости заходить в дверной проём 80 см, добавляется горизонтально-радиальный ход подвески.
                2. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
      2. Kir 6 декабря 2013 16:11
        Вот именно от глушения и перехвата дистанционной передачи данных ни кто не застрахован, даже американцы не зря-же сделали так называемый "лазерный пистолет"-устройство приёма передачи команд на линии прямой видимости, вот и выходит что сие агрегат либо должен работать в режиме как работал Буран, либо группой с "повадырём".
        Kir
        1. Andriuha077 6 декабря 2013 16:38
          От глушения поставьте направленную на ретранслятор антенну.
          От перехвата используйте бытовой WPA-2 с длинным ключом, они и в перспективе не вскрыты, habrahabr.ru/search/?q=wpa (см.варианты) нет на планете пригодных для этого вычислительных мощностей.
          1. Kir 6 декабря 2013 17:05
            Интересно а американцы что не в курсе этого? или название у них как всегда одно, а суть другое? а касаемо хабрахарба спасибо, посмотрю, а вообюще я там часто бываю, но правда по вопросам связанным с выбором оптимального софта под мои задачи.
            Kir
    2. Комментарий был удален.
  10. странник_032 6 декабря 2013 17:35
    Честно сказать по эл.начинке я не совсем в курсе новинок и номенклатуры комплектующих,а вот по шасси хотел добавить.
    В подвеску неплохо добавить возможность изменения клиренса(по примеру БМД),чтобы машину прятать можно было даже в небольшой лощинке или за невысоким укрытием.
    В плане силовой установки:ДВС который стоит на прототипе не годится для боевых условий,нужен сходный по мощности 4х-тактный "воздушник" с принудительным охлаждением (он живучее).
    Так же неплохо бы установить генератор достаточной мощности(с запасом) чтобы обеспечить нормальную работу бортовой сети даже при экстремальных нагрузках,то же касается и АКБ.
    странник_032
  11. Ivan Pomidorov 9 декабря 2013 17:45
    "ARGO" можно использовать только в качестве макета шасси для отработки алгоритмов управления и как платформу для демонстрации предНИРовского образца.
    При разработке реального шасси объем проектирования будет поболее, чем у полноразмерной машины.
    Причем, ограничений будет больше. И по массе и по объему аппаратуры и по компоновке и типу узлов и агрегатов.
    Потому начинать нужно с четкой постановки задачи и выбора назначения проектируемой техники.
    В таком габарите ужа и ежа скрестить не получится.
    То, что мы видим сейчас - это маркетинговая игрушка, не более того.
    Ivan Pomidorov
  12. Ivan Pomidorov 9 декабря 2013 17:55
    Цитата: странник_032
    неплохо было б оснастить его длинноходной независимой подвеской всех колёс(тип "качающаяся свеча" думаю подойдёт)


    Не подойдет. Макферсон - короткоходная подвеска.
    Вдобавок ко всему, механическая трансмиссия со шрусами на многоколесном вездеходе будет слишком тяжелая и трудоемкая в ремонте и обслуживании.
    Тем более, в схеме с бортовым поворотом.
    Электропривод или гидростатическая трансмиссия - это возможный выход в данном случае.
    Все равно, нужно начинать с постановки задачи. Результаты проектирования для разных задач будут разные.
    Ivan Pomidorov
  13. Ustian 27 декабря 2013 19:15
    (К сожалению, и через несколько месяцев после выставки на Ржевском полигоне о новом проекте известно крайне мало.)
    Ни какого сожаления не испытываю!Надеюсь,что не знаю я,значит не знают вражины! hi
  14. Alexis 8 апреля 2014 01:11
    Если военная техника соответствует гражданской то это сплошной утиль
    Alexis

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня