Французское авиационное изящество. Часть 3-я

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

После окончания Второй мировой войны французам пришлось практически с нуля восстанавливать флот и морскую авиацию. Франция получила в аренду от США и Великобритании четыре авианосца военной постройки. Корабли, большей частью устаревшие, переданные Франции союзниками и полученные в счет репараций у побежденных Германии и Италии. Самолеты, базировавшиеся на них, были так же далеко не самыми современными.

На вооружении палубной авиации Франции в первые послевоенные годы состояли американские истребители времен Второй мировой войны Грумман F6F "Хэллкэт", Воут F4U "Корсар", британские Супермарин "Сифайр".

Первым в 1945 году был получен английский эскортный авианосец "Байтер" (в свою очередь, полученный англичанами в США по ленд-лизу), переименованный в "Диксмюд". Вторым, в 1946 г., арендован в Великобритании сроком на пять лет авианосец "Аррооманш" (бывший "Колоссус"). В 1951 году и в 1953 году Франция взяла в аренду в США два авианосца типа "Индепенденс": "Лафайет" (бывший "Лэнгли") и "Буа Бельо" (бывший "Бельо Вуд"). Авианосец "Байтер" использовался в качестве авиатранспорта во время колониальных войн во Вьетнаме и Алжире, выведен из состава флота в 1960 году "Лафайет" выведен из боевого состава в 1960 году, а "Буа Бельо" - в 1963 году, оба авианосца возвращены США. Дольше всех прослужил "Арроманш" (корабль выкуплен у Британии по истечении срока аренды), его карьера завершилась в 1974 году. В 1957-58 годах "Арроманш" прошел модернизацию и был переклассифицирован в противолодочный, а с 1964 года корабль использовался в качестве учебного. Самолеты, базировавшиеся на "Арроманше", вместе с палубной авиацией английских авианосцев принимали участие в египетской войне 1956 году.


В 1952 году была принята программа строительства двух авианосцев. В отличие от американцев и англичан, французы решили, что им больше подходят легкие авианосцы. Первый авианосец - "Клемансо" был спущен на воду в декабре 1957 года. Однотипный с ним "Фош" спущен на воду в июле 1960 года.

Попытки создания собственного палубного истребителя закончились неудачей, и в 1954 году был налажен лицензионный выпуск английского истребителя "Си Веном", который получил во Франции наименование "Аквилон".

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

Французский палубный истребитель «Аквилон» 203


Производство новой машины велось на заводе под Марселем. Модель «Аквилон» 203 оснащалась двигателем «Хост» 48 тягой 2336 кг., производства фирмы «Фиат» и французским радаром APQ-65, а также управляемыми ракетами «Норд» 5103.
Истребитель разгонялся на высоте до 1030 км/ч., дальность с подвесными баками 1730 км.

Этот самолет имел герметичную кабину с системой регенерации воздуха, катапультное сиденье «Мартин-Бейкер» и четыре 20-мм пушки «Испано». Всего было построено 40 машин.

Первым же палубным реактивным истребителем французской конструкции стал самолет Дассо "Этандар" IV М. Исходный вариант "Этандар" II (первый полет совершил в 1956 году), который ведёт свою «родословную» от «Мистера» разрабатывался в соответствии с требованиями НАТО к легкому истребителю. В это же время ВМС Франции потребовался истребитель для базирования на авианосцах "Клемансо" и "Фош".

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

Испытания «Этандара» IVM-02 на палубе авианосца «Клемансо», 1960 г.


Серийный "Этандар" IV М разгонялся на высоте до 1093 км/ч. Максимальная взлетная масса: 10800 кг. Боевой радиус действия, в варианте истребителя: 700 км., в ударном варианте: 300 км.

В состав вооружения входили две 30-мм пушки DEFA, со 100 патронами каждая, 4 крыльевых пилона, рассчитанных на суммарный груз 1361 кг — авиационные средства поражения, включая ракеты «воздух-земля» AS.30 или ракеты «воздух-воздух» «Сайдуиндер», бомбы и НАР.

Самолёт оснащался БРЛС Tomcoh-CSF/EMD «Агав», комплексной ударно навигационной системой SAGEM ENTA с инерциальной платформой SKN-2602, имелся лазерный дальномер CGT/CSF, радиовысотомер, автопилот. Модернизированные самолеты оснащались БРЛС «Анемон».

Не сумев реализоваться в качестве «стандартного европейского истребителя» "Этандар" IV М занял своё место на палубе французских авианосцев.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

Первый серийный "Этандар" IVM


Полностью оборудованный для применения на флоте "Этандар" IVM совершил первый полет в 1958 году. В 1961-1965 годах ВМС Франции было поставлено 69 самолетов "Этандар" IVM, предназначенных для нанесения ударов по морским и наземным целям и для обеспечения ПВО авианосного соединения.

Самолет-фоторазведчик "Этандар" IVP совершил первый полет в ноябре 1960 года, самолет оснащался пятью фотокамерами, три из которых устанавливались в носовой части фюзеляжа, а две - вместо 30-мм пушек. В 1962-1965 годах был изготовлен 21 фоторазведчик "Этандар" IVP.

Боевым крещением самолета стала операция «Сапфир-1». Кризис, разразившийся в районе Африканского Рога в 1974 году, подвигнул Францию на решительные шаги. Была собрана эскадра во главе с авианосцем «Клемансо». Впрочем, «крещение» оказалось чистой формальностью, самолёты поднимались в воздух для демонстрационных полётов и фоторазведки.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

«Этандар» IVM из 17-й флотилии, 1980 г


В 1982 году в Ливане французским пилотам пришлось подвергнуться реальной опасности со стороны ПВО Сирии. Обеспечивая высадку французских войск в разведывательные полёты с борта «Фоша» ушли «Этандары» IVP. Их задачей была разведка местности и обнаружение очагов возможной опасности. Летчики сфотографировали позиции отрядов друзской «милиции», скопления сирийских войск и несколько зенитных батарей.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


С тех пор жизнь «четверок» складывалась относительно безмятежно, а 1 июля 1991 года в Истре прошла торжественная церемония проводов палубного штурмовика «Этандар» IVM на «заслуженный отдых». В этот день состоялся последний полет машины этого типа. «Этандары» разведывательной модификации «IVP» продолжали летать.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


В 1991 году началась гражданская война в Югославии, во все расширяющийся конфликт были втянуты силы НАТО, а через два года французский флот начал операцию «Балбюсар». Для казалось бы безнадёжно устаревших «Этандаров» -разведчиков нашлась работа.

Обычной в боевой задачей стала разведка в зоне действий всех воюющих сторон, но во главу угла ставилось обнаружение позиций, пунктов управления, связи и снабжения армии боснийских сербов. Эти же цели подвергались потом наиболее ожесточенным ударам натовской авиации. Роль устаревших «Этандаров» оказалась немалой. Во-первых, французские подразделения старались пользоваться именно их данными. Во-вторых, развединформации постоянно не хватало. Снимки едва успевали дешифровать и тут же передавали пехотинцам и летчикам-штурмовикам.

Полеты над Боснией не были ни легкими, ни безопасными, самолёты неоднократно обстреливались зенитной артиллерией и ПЗРК. В апреле и декабре 1994 года «Этандары» получали серьёзные повреждения от средств ПВО. Оба инцидента закончились вынужденными посадками. Не смотря на это, полёты продолжались, всего за период с 1993 по июль 1995 года пилоты «Этандаров» IVPM совершили 554 боевых вылета над Боснией.

В начале 90-х предполагалось, что разведчики «Этандар» IVPM вскоре заменят «Рафали» оснащённые разведывательными спецконтейнерами. Но дело затянулось, и разведчики эксплуатировались до 2000 года.

В начале 70-х годов характеристики самолетов "Этандар" IVM перестали удовлетворять возросшим требованиям. Первоначально для их замены предназначалась корабельная модификация ударного самолета "Ягуар" М, также предлагались самолеты «Воут» А-7 и «Макдоннелл-Дуглас» А-4 "Скайхок". "Ягуар" даже проходил испытания на авианосце. Однако из политических и экономических соображений было решено разрабатывать чисто французский ("Ягуар" был англо-французской машиной) истребитель- бомбардировщик на основе самолета "Этандар" IV.

Основной задачей самолета получившего название «Супер-Этандар» должна была стать борьба с боевыми кораблями противника и уничтожение важных береговых объектов. Исходя из этого, формировался комплекс вооружения, который компоновался вокруг бортового радара. Новая моноимпульсная станция AGAVE - обнаруживала корабль класса эсминец на расстоянии 111 км, ракетный катер – на 40-45 км, а самолет – на 28 км. Она могла осуществлять поиск, захват и автосопровождение морских и воздушных целей, а также картографирование.

Главным оружием самолета стала новейшая противокорабельная управляемая ракета AM 39 «Экзосет». Она весила свыше 650 кг и оснащалась проникающей фугасной боевой частью массой 160 кг. Комбинированная система наведения обеспечивала поражение крупных морских целей на дальностях 50-70 км с высоты от 100 метров до 10 км.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


Предполагалась штатная подвеска одной ПКР под крыло. При этом место на противоположном пилоне занимал топливный бак. Для самообороны можно было использовать пару тепловых ракет класса «воздух-воздух» нового поколения Матра R 550 «Мажик» или старые «Сайдуиндеры» на унифицированных пусковых устройствах.
Остальное вооружение осталось без особых изменений.

24 ноября 1976 года поднял первый серийный самолет, а 28 июня 1978 года в Бордо прошли официальные торжества по случаю принятия самолета «Супер-Этандар» на вооружение морской авиации Франции. Самолёт находился в производстве с 1976 по 1983 год, построено 85 машин.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


«Супер-Этандар» не блистал выдающимися данными, но в силу того, что он имел много общего с предыдущей моделью, был быстро освоен техническим и лётным составом.

Лётные характеристики:
Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1380 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1180 км/ч
Боевой радиус действия: 850 км
Практический потолок: более 13 700 м

В январе 1981 года первый «Супер-Этандар» был доработан для применения спец-боеприпаса AN-52 эквивалентной мощностью 15 кт. Одна такая бомба могла подвешиваться на подфюзеляжный или правый внутренний подкрыльевой пилон. Постепенно все строевые самолеты прошли такую же модернизацию.

В 1983 году «Супер-Этандары» приняли участие в операции «Олифант» в Ливане.
22 сентября под прикрытием «Крусейдеров» вылетела четверка «Супер-Этандаров». В конце дня появилось официальное сообщение, что в указанном районе французская авиация уничтожила 4 артиллерийские батареи противника.
Хотя первый боевой вылет прошел успешно, в ходе боевых действий в Ливане сирийскими ЗРК были сбиты два самолета «Супер Этандар» ВМС Франции.

По результатам боевых действий оборудование самолёта было усовершенствовано. Была обеспечена подвеска на правый внешний пилон контейнеров для выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей, на левый внешний узел подвески при этом обычно подвешивалась станция постановки активных радиопомех.
В комплект дополнительных баков были включены два подкрыльевых, емкостью по 1100 л и один подфюзеляжный 600-литровый ПТБ, расширилось и подвесное вооружение самолета. Был внедрен вариант с ракетой AS 30 – одна УР под правым крылом и дальномер - целеуказатель на центральном пилоне.

В начале 90-х «Супер Этандары» участвовали в боевых действиях на территории бывшей Югославии. Действуя с авианосца «Супер-Этандары» должны были оказывать огневую поддержку международным вооруженным силам в Боснии. В их задачу входило блокирование военной деятельности всех противоборствующих сторон, а практически они наносили удары по позициям армии боснийских сербов, ведя вместе с авиацией других стран НАТО настоящую войну в самом центре Европы. Каждый день «Супер-Этандары» совершали до 12 боевых вылетов, охотясь за танками и автоколоннами, или штурмуя позиции войск. В июле 1995 года авианосец «Фош» вернулся в Тулон, и участие французских ВМС в балканском конфликте было приостановлено.

Но широкую известность эти самолёты получили учавствуя в другом конфликте.
В конце 70-х Аргентина заказала14 «Супер-Этандаров», 28 противокорабельных ракет AM 39 «Экзосет».

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


К началу боевых действий с британской эскадрой было поставлено пять самолётов и пять ракет.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

«Супер-Этандар» З-А-202» ВМС Аргентины, принимавший участие в ударах по британским кораблям 4 и 25 мая 1982 г.


В 1982 году самолеты «Супер Этандар» аргентинских ВМС активно использовались против кораблей британского флота, в районе Фолклендских островов. 4 мая 1982 года ракетами АМ.39«Экзосет», запущенными с самолетов этого типа, был потоплен эсминец УРО «Шеффилд». Телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры – «Экзосет» кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец. На корабле загорелись алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. По иронии судьбы на «Шеффилде» находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

"Шеффилд" после попадания ПКР «Экзосет»


Следующей жертвой стал контейнеровоз «Атлантик конвейр» использовавшийся в качестве авиатранспорта. В этот раз пилоты аргентинских «Супер Этандаров» нацелили свои «Экзосеты» на авианосец «Гермес». Однако британцы сумели прикрыться облаком ложных целей. Дезориентированными дипольными отражателями и тепловыми ловушками, запущенными с кораблей британской эскадры ракеты «растерялись», их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут рядом, в каких-то 5-6 км оказалась новая жертва – контейнеровоз типа «ро-ро» «Атлантик Конвейер». Огромное судно пошло ко дну, унося с собой 6 средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


После этих событий «Супер Этандарами» и ПКР «Экзосет» заинтересовался Ирак. Арабы не скрывали, что новое оружие нужно им для блокирования вод Персидского Залива. Они хотели перекрыть приток валюты в Иран, с которым уже несколько лет вели жестокую войну. С Ираком был заключен договор о передаче в аренду пяти самолетов «Супер-Этандар» и первой партии из 20 ракет AM 39. В последствии ракетные удары по танкерам в Персидском заливе, что значительно сократило экспорт иранской нефти.
Во время «иракской кампании» один «Супер-Этандар» был потерян и еще один поврежден при невыясненных обстоятельствах, причем иранская сторона заявила, что обе машины стали жертвой их истребителей. В то же время в 1985 году было объявлено, что срок аренды самолетов истек и якобы все пять машин вернулись во Францию. Ирак полностью оплатил их использование, и никакие вопросы о компенсации потерь не поднимались.

«Супер-Этандары» имелись в марте 2011 года на борту атомного авианосцев «Шарль де Голль» во время операции «Харматан», в ходе которой наносились авиаудары по Ливии.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

Спутниковый снимок Google Earth: атомный авианосец «Шарль де Голль" на стоянке в Тулоне


На сегодняшний день «Супер-Этандары» остаются на вооружении авиакрыла французского авианосца «Шарль де Голль». Некоторое их количество имеется на хранении. В середине 2000-х предполагалось, что к настоящему времени все они будут заменены палубной модификацией «Рафаля». Но благодаря дефициту средств и финансовому кризису эти заслуженные самолёты продолжают подыматься в воздух.

Поскольку дозвуковые "Этандары" он не могли эффективно использоваться для перехвата скоростных воздушных целей. Для использования в качестве палубных перехватчиков в 1964 году, в США были закуплены 42 истребителя Воут F-8E "Крусейдер".

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

F-8E "Крусейдер"


Это был достаточно совершенный для своего времени самолёт. Но, учитывая темпы развития реактивной авиации, он довольно быстро устарел, в США "Крусейдеры" были выведены из боевого состава в середине 70-х. К тому же "Крусейдер" мог применять только ракеты ближнего боя с ТГС, что сильно ограничивало его возможности как перехватчика.

Тем не менее эти самолёты в течении длительного времени оставались на вооружении в составе французской палубной авиации. Лишь в декабре 1999 года последние французские «Крусейдеры» были сняты с вооружения, что стало концом сорокалетней эксплуатации этого типа самолётов.

В апреле 1993 года на авианосец совершил первую посадку палубный вариант истребителя "Рафаль". В июле 1999 г. французские ВМС получили первый серийный палубный самолет «Рафаль» М.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


В декабре 2000 года на вооружение ВМС Франции стали поступать истребители «Рафаль» М стандарта F1, предназначенные для обеспечения ПВО авианосной группировки. В июне 2004 года первая эскадрилья (военно-морская база в Ландивизо) достигла степени полной оперативной готовности.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


В середине 2006 года ВМС Франции получили первый истребитель «Рафаль» М стандарта F2. К сегодняшнему дню ВМС должны были получить на вооружение порядка трёх десятков истребителей стандарта F2. Они должны постепенно заменять истребители стандарта. Самолеты базируются на атомном авианосце «Шарль де Голль».

Французское авиационное изящество. Часть 3-я

Спутниковый снимок Goole Earth: самолёты "Супер-Этандар" и "Рафаль" на авиабазе Ланвизио


В середине 2006 года в испытательном центре в Истре начались наземные и летные испытания истребителя «Рафаль» В. С целью отработки систем и оборудования, которые должны использоваться на самолетах стандарта F3.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


В конце 2008 г. на самолетах стал устанавливаться новый комплекс авионики, позволивший довести истребители до стандарта F3, т. е. «Рафаль» превратился в полностью многоцелевой истребитель. Теперь он способен нести под фюзеляжем контейнер с разведывательной аппаратурой RECO-NG нового поколения и противокорабельные ракеты «Экзосет» АМ-39.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


Палубные «Рафали» уже успели принять участие в боевых действиях. 28 марта 2007 года самолеты «Рафаль» М с авианосца «Шарль де Голль» находящегося у побережья Пакистана, впервые нанесли бомбовый удар по боевикам движения «Талибан» по просьбе командования подразделений голландских войск.

В марте 2011 года палубные «Рафали» наносили удары по ливийским аэродромам и средствам ПВО. В ходе операции «Харматан» были впервые в реальных боевых действиях применены авиационные бомбы калибра 250 килограммов, оснащенные модульными комплектами высокоточного наведения AASM.

Французское авиационное изящество. Часть 3-я


Применение этих авиабомб с истребителей «Рафаль» в боевых условиях эксперты рассматривают как финальный этап испытаний варианта AASM с лазерной ГСН перед его принятием на вооружение ВВС Франции. Боевая бомба с модулем AASM имеет два режима наведения – заранее программируемый для выполнения задачи по поражению стационарной цели типа здания или склада боеприпасов или программируемый экипажем самолета в режиме целеуказания в условиях ограничения по времени.

В 2011 году в Ливии при проведении операции «Харматан» ВВС Франции применили свыше 1600 АСП, включая авиабомбы и управляемые ракеты. В их числе 225 модульных АСП AASM, сброшенных с самолетов «Рафаль».

ВВС Франции впервые нанесли удар по наземным целям в Ливии 19 марта 2011 года, когда бомбы AASM применялись для уничтожения колонны бронетехники в районе Бенгази в восточной части страны. Бомбы AASM также применялись для уничтожения зенитного ракетного комплекса С-125 советского производства. Они были сброшены с самолета за пределами зоны его эффективного действия, а также 24 марта для уничтожения реактивного учебно-тренировочного самолета «Галеб» югославского производства, который был обнаружен самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS и уничтожен сразу после приземления.

Несмотря на финансовый кризис Франция по прежнему демонстрирует способность самостоятельно разрабатывать и производить современную конкурентоспособную авиационную технику и средства поражения. Сохраняя высокий технический и технологический уровень своей авиационной промышленности.

По материалам:
http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38
http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdf
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/aviacija_1999_04/p5.php

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Su-9 6 декабря 2013 08:49
    Статья - красота. Очень полно и взвешенно.
    Раз уж упомянуты самолёты не только сделанные во Франции, то можно было бы добавить Хокаи к этой статье - тоже вроде бы с авианосцев летали.
    Также во всём обзоре боевых самолётов куда-то незаслуженно пропали Альфа-Джеты. А на них даже их пилотажники летали (-ют).
    Конечно особо изящным Альфа-Джет не назовёшь, но всё лучше Крузейдера.
    Но опять же - статье большой плюс.
    Su-9
    1. Bongo 6 декабря 2013 12:35
      К сожалению, формат статьи не позволяет сделать обозрение всей французской авиации военного назначения. К публикации принимается не более 8 стандартных "вордовских"
      листов. По этой причине описаны только "чисто боевые" машины, без УТС,ДРЛО и патрульных. Хотя ваше замечание конечно справедливо. hi
  2. Fitter65 6 декабря 2013 09:11
    Ну кроме "Альфы" у них ещё был Фуга Мажистер с V-образным оперением.А Альфа Джет тоже красивый самолёт,чем то синицу напоминает...
    1. алекс 241 6 декабря 2013 10:33
      ..............................................................
      алекс 241
  3. zyablik.olga 6 декабря 2013 15:29
    Статья очень обстоятельная,прочитала с интересом,спасибо автору.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня