В ОПК объяснили суть проблемы с соплом «Булавы»

В ОПК объяснили суть проблемы с соплом «Булавы»На запуск «Булавы» 6 сентября 2013 года с борта первого серийного подводного ракетоносца «Александр Невский» проекта 955 (шифр «Борей») повлияла неисправность механизма, выдвигающего сопло из корпуса ракеты, выдвижного штока, сообщил источник в российском ОПК.

«Это уже второй случай аварийного пуска «Булавы», вызванного такой неисправностью. Впервые такое случилось 9 декабря 2009 года при стрельбе «Булавой» с борта подводного крейсера «Дмитрий Донской», за которой наблюдали жители Норвегии. Тогда поломка штока произошла из-за того, что он был изготовлен не из титана, как должно было быть, а из стали. В результате сопло не вышло из ракеты, произошла авария», – уточнил источник ИТАР-ТАСС.

«6 сентября текущего года, то есть спустя почти четыре года после той аварии, произошел рецидив болезни, когда вновь штатно не сработал выдвижной шток сопла», – сказал он. Источник не уточнил причину поломки штока в этот раз.


Он пояснил, что до выхода ракеты из шахты сопло находится внутри корпуса, чтобы уменьшить габариты ракеты. Оно выдвигается из корпуса ракеты при выходе ее из воды одновременно с включением маршевого двигателя.

В сентябре глава Минобороны Сергей Шойгу принял решение о приостановке государственных испытаний АПЛ «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и проведении пяти дополнительных пусков межконтинентальных баллистических ракет «Булава» из-за неудачного пуска ракеты этого типа.

Для выяснения причин инцидента была создана комиссия под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала Виктора Чиркова, которая начала масштабную проверку создавших ракету предприятий.

14 ноября источник в ОПК сообщил, что пуски МБР с подводных ракетоносцев «Александр Невский» и «Владимир Мономах» возобновятся только летом 2014 года.

20 ноября эксперты, расследовавшие неудачный пуск баллистической ракеты, назвали причиной аварии нарушение технологии при производстве ракеты. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, причины «носят технологический характер при изготовлении ракеты и связаны с соплом». При этом сомнений в «правильности изготовления самого изделия в целом» нет.
Первоисточник: http://www.vz.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. Rus2012 6 декабря 2013 10:38
    ВВС Франции провели очередные ядерные маневры
    ...
    Вооууу...в невыходе сопла - лягушатники виноваты?
    fellow wassat
    1. ПВОшник 6 декабря 2013 10:45
      Когда копирастили статью, заголовок взяли от другой. А Франция здесь ни при чем.
      ПВОшник
    2. fantast 6 декабря 2013 10:45
      исправил заголовок laughing
  2. Комментарий был удален.
  3. kartalovkolya 6 декабря 2013 10:52
    Да это с "бодуна"! А вот с Булавой очень интересно получается:нарушена технология и кто наказан,и теперь так же будет? Что-то напоминает элементарную диверсию:дискредитируется сама ракета и ставятся под сомнение возможности ОПК! Кто-то очень не хочет чтобы началось серийное изготовление "Булавы"!
  4. Александр романов 6 декабря 2013 10:52
    И что из статьи следует??? Будут ракеты или нет не знаю,но получается,что приемка АПЛ затягивается.Вывод-****** не цензурное слово sad
  5. ed65b 6 декабря 2013 10:55
    Контрофакт что ли ставили на ракету, как могли титановую деталь заменить на стальную? сейчас в срочном порядке найдут работягу и свалят все на него.Пропил мол Вася деталь, а потом испугавшись выточил на токарном станке и заменил.
    ed65b
  6. makarov 6 декабря 2013 10:55
    каждое сопло имеет фамилию имя и отчество, и соответствующего военпреда!!!
    makarov
  7. Bort Radist 6 декабря 2013 10:57
    По ТУ изготовили, а не по ГОСТУ. Сейчас узнаем что в гараже собирали.
    1. AVV 6 декабря 2013 16:16
      Потом окажется,что сделали из титана,но к титану еще и алюминий подмешали,что бы не одно а два сопла сделать,а где технологи,и кто персонально ответит за халтуру в работе???
      AVV
  8. askort154 6 декабря 2013 10:58
    Из статьи:- "...тогда поломка штока произошла из-того, что он был изготовлен не из титана,как должно быть, а из стали...".

    Что, весь титан уходит на шасси для Боингов? Видимо там больше прибыли?!
  9. А.ЯРЫЙ 6 декабря 2013 10:59
    Как только называют причину очередного цугундера с ракетами-самолётами-с любым высокотехнологичным железом,красной каймой и толстым шрифтом с самого верху дОлжно писать-

    СПАСИБО ЗА"РЕФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ!"

    Осталось не так много времени и начнётся такая свистопляска что мало не покажется,спецов с каждым годом всё меньше и меньше.Даже Верховный как-то обмолвился про необходимость подготовки молодых кадров! А откуда брать "заготовку" что б сделать "молодого кадра"? Скажете из школы?Это после ЕГЭ?Это после нововведений в образовательный процесс?
    Там одни недонеучи.Менагеры и мерзкимдазеры не выше.Ручёнки надо заново отрывать и к плечам пришивать,что б хоть гвоздь смогли забить,а не ракету делать.
    А.ЯРЫЙ
    1. HollyGremlin 6 декабря 2013 11:24
      Да при чем тут образование? даже обезьянка поймет: если сказано сделать из титана, нужно из титана, тут спецом быть не нужно. Это называется проще ПРЕДАТЕЛЬСТВО!

      P.S.: все оскорбляют ЕГЭ, прежде чем так говорить, уделите пару часов, пройдите его и поделитесь результатами. Старая система умерла. В институтах экзамены принимают гораздо менее качественно чем ЕГЭ. Введение аналога ЕГЭ для региональных вузов будет настоящей чисткой от псевдо-образования.
    2. А.ЯРЫЙ 6 декабря 2013 11:46


      Это хоть и хохма но в каждой шутке-есть доля шутки
      А.ЯРЫЙ
    3. bubla5 6 декабря 2013 13:34
      Скоро найдется наш тугодум во власти и предложит как летчиков,приглашать из-за бугра
  10. Сосед 6 декабря 2013 11:12
    Французские боевые лягушки подменили дорогущий титан на дешёвую сталь, чтобы подставить Российских"эффективных менеджеров".
    1. Оникс 6 декабря 2013 11:16
      Цитата: Сосед
      Французские боевые лягушки подменили дорогущий титан на дешёвую сталь, чтобы подставить Российских"эффективных менеджеров".

      На счет французских лягушек не знаю, но вспомните диверсию с Протоном, когда рабочий впихнул датчик какой-то вверх ногами, а потом чухнул в США, в результате Протон рухнул в прямом эфире. Почему так же не могли сделать и с Булавой?
      Оникс
      1. clidon 6 декабря 2013 14:35
        Откуда данные что работяга уехал в США?
      2. DezzeD 6 декабря 2013 18:38
        Оникс: "Почему так же не могли сделать и с Булавой?"

        Возможно, но куда тогда контразведка смотрит?
        DezzeD
  11. Асгард 6 декабря 2013 11:15
    Сегодня сын потерял колесо на автомобиле, открутились болты. Менял колесо, не протянул их еще раз, после того, как проехал пять километров. Надо Это делать ВСЕГДА, даже если гайки при подтяжке не тянутся))) Зато будешь уверен , что Лохом на дороге тебя никто не назовет)))
    Технологическая ДИСЦИПЛИНА....
    Цитата: Bort Radist
    По ТУ изготовили, а не по ГОСТУ.

    и Это главная проблема, к ГОСТ мы еще вернемся, тенденция..., так сказать набирает ХОД...
    И Главное, расстрелять всяких там "дЭФЕКТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ"(тем более есть за ЧТО00))) предприятия должен возглавлять СПЕЦИАЛИСТ.
    А не ВОР залоговых аукционов.....

    А все начинается с колеса)))))Ух как я зол......
    1. сашка 6 декабря 2013 11:19
      Цитата: Асгард
      А все начинается с колеса)))))Ух как я зол...

      Пока лодку не утопят не успокоятся. Потом "гарант" с улыбкой скажет "она утонула"
      сашка
      1. военный 6 декабря 2013 11:44
        Цитата: сашка
        Пока лодку не утопят не успокоятся. Потом "гарант" с улыбкой скажет "она утонула"

        ... сурово сдвинет брови и погрозит кому-то невидимому пальцем...
    2. Bort Radist 6 декабря 2013 11:24
      Цитата: Асгард
      А все начинается с колеса)))))Ух как я зол......

      С болта!!! Владимир, всеобщая тенденция. Я так и не понял, кто же болты не подтянул. Кто огрёбся в конце то концов? am
  12. rubin6286 6 декабря 2013 11:17
    Мне кажется,что если бы причины неудачных пусков носили технологический характер и были связаны с механизмом выдвижения сопла,то это все выяснилось бы еще до пусков с подводных лодок. В КБ накоплен огромный опыт решения такой проблемы. Говоря о человеческом факторе, нужно понимать,что к изготовлению ответственных элементов двигательной установки допускают не всех подряд, а военная приемка осуществляет тройной контроль. Не все так просто,господа.
  13. alex-kon 6 декабря 2013 12:20
    Отлично! Кто-то титан решил заменить сталью. Раньше за такую экономию многие отправились бы снег убирать или лес валить, а сейчас пальчиком пригрозят или крайнего дядю найдут.
    alex-kon
  14. Strashila 6 декабря 2013 12:36
    Ну замена материала... дело тонкое.Удивляет... заменили на более тяжелый, сам факт... при изготовлении не учли коэффициент температурного расширения, шток просто заклинило или не учли пару материалов которая работала, качество поверхностей и вот вам прихватило... надо было дополнительное покрытие было вводить чтоб скользило... с экономили. Вообще дело замены не простое требует массу согласований в том числе и калькодержателем/разработчиком... если сделали и выпустили значит в карточке согласовали... значит накосорезил конструктор который согласовывал... а если там все тупаки? То Булава летает вопреки законам физики.
  15. пенсионер 6 декабря 2013 13:25
    поломка штока произошла из-за того, что он был изготовлен не из титана, как должно было быть, а из стали.

    Ну это - полное ...(5 предупреждений)!!! Мне, как специалисту в области НК - просто НЕ ПОНЯТНО!!! КАК??????? Да душу надо сначала вытрясти с нач. лаба спектрального анализа, военпредов и нач. цеха, где этот шток изготавливали, а потом и срок впаять! Ведь все в своё время расписались об ответственности, вплоть до уголовной где надо...А работяги...Они, что не поняли какой металл обрабатывают, что ли?????? Сталь от титана не отличили??? Да на нашем заводе первый, кто сообщал о несоответствии материала - был условный дядя Вася-токарь, фрезеровщик или сверловщик!! Если уж ОТК и ЛНК прошляпили, то дядя Вася поправит! Дурдом!
    1. Стройбат запаса 6 декабря 2013 18:45
      Юра, не нервничай. Что-то мне сомнительно, что так было на самом деле. Скорей опять какая-то су(м)ка прикрывает вопрос саботажа
  16. Аскет 6 декабря 2013 13:25
    В статье полный бред. Ничего там при старте не выдвигается ибо у "Булавы" управление полетом на участке работы первой ступени осществляется центральным поворотным частично утопленным соплом на основе эластичного шарнира.. Вторая и третья ступени оснащаются центральным поворотным частично утопленным соплом со складывающимся сопловым насадком(дефлектором)Это и есть выдвигаемая часть сопла ракетного двигателя, предназначенная для увеличения его эффективности в разреженных слоях атмосферы или в вакууме. Вот именно этот механизм и вышел из строя. Сопловый насадок(дефлектор) служит для управления тягой ТТРД.Он должен выдвигаться тогда когда давление воздуха на срезе сопла с насадком станет равно давлению газов на срезе его же. А уже в конце АУТ применяется "отсечка" РДТТ -гашение заряда путём быстрого снижения давления в камере двигателя, отклонение реактивной струи при помощи самих поворотных сопел плюс вспомолательных двигателей.Для чего и придумали вот это самое частично утопленное сопло на эластичном шарнире. Поэтому на Тополь-М (и Булаве) нет решетчатых стабилизаторов и рулей,которые были у его предшественника Тополь.
  17. 123321 6 декабря 2013 13:33
    [quote=Аскет]В статье полный бред. Ничего там при старте не выдвигается ибо у "Булавы" управление полетом на участке работы первой ступени осществляется центральным поворотным частично утопленным соплом на основе эластичного шарнира.. Вторая и третья ступени оснащаются центральным поворотным частично утопленным соплом со складывающимся сопловым насадком(дефлектором)Это и есть выдвигаемая часть сопла ракетного двигателя, предназначенная для увеличения его эффективности в разреженных слоях атмосферы или в вакууме. Вот именно этот механизм и вышел из строя. Сопловый насадок(дефлектор) служит для управления тягой ТТРД.Он должен выдвигаться тогда когда давление воздуха на срезе сопла с насадком станет равно давлению газов на срезе его же. А уже в конце АУТ применяется "отсечка" РДТТ -гашение заряда путём быстрого снижения давления в камере двигателя, отклонение реактивной струи при помощи самих поворотных сопел плюс вспомолательных двигателей.Для чего и придумали вот это самое частично утопленное сопло на эластичном шарнире. Поэтому на Тополь-М (и Булаве) нет решетчатых стабилизаторов и рулей,которые были у его предшественника Тополь.[/quote
    Конструкцию эластичного сопла помог создать случай: эта мысль озарила после того как изобретатель увидел складной стаканчик(были популярны в свое время). Я являюсь родственником этого новатора. Не скромно так)
    1. Аскет 6 декабря 2013 14:04
      Цитата: 123321
      Конструкцию эластичного сопла помог создать случай: эта мысль озарила после того как изобретатель увидел складной стаканчик(были популярны в свое время).


      А в КБ "Южное" в 80-е годы отрабатывали технологию раздвижение сопловых насадков (секций стаканчика)в "горячем" режиме продуктами работы двигателей ступеней. Чтобы стаканчик раскрылся его опытные люди не выдвигали (вытягивали) а резко встряхивали и он с треском эффектно раскрывался. Не знаю какой метод на Булаве,но вероятность именно этого метода довольно высока для МИТовских ракет ибо почти все разработки КБ "Южное" достались МИТу.
      Вообшем сделали вывод что все изобретения у нас идут через стакан drinksНоватор случайно не из Днепропетровска? Или из "инвалидного дома" на Березовой аллее?
      1. пенсионер 6 декабря 2013 17:29
        Цитата: Аскет
        Чтобы стаканчик раскрылся его опытные люди не выдвигали (вытягивали) а резко встряхивали и он с треском эффектно раскрывался.

        Цитата: Аскет
        Вообшем сделали вывод что все изобретения у нас идут через стакан

        laughing good hi
        Факт!
  18. пенсионер 6 декабря 2013 13:33
    Всякое у нас было на заводе. Но, что б ТАК по-глупому загубить изделие...Ни-ког-да! Я не знаю НТД в области контроля в косм. пром... У нас был т.н. образец-свидетель (ну или как-то по-другому назывался...). Т.е. кусочек материала из которого была сделана та или иная деталь. ВСЕГДА после предъявления партии изделий ВП это кусочек подвергался всесторонним испытаниям. Смысл: если накосячили в нём, то значит: накосячили и в изделиях. Но ни разу не было ни чего такого...
    1. Аскет 6 декабря 2013 14:30
      Цитата: пенсионер
      Но, что б ТАК по-глупому загубить изделие...Ни-ког-да! Я не знаю НТД в области контроля в косм. пром... У нас был т.н. образец-свидетель (ну или как-то по-другому назывался...). Т.е. кусочек материала из которого была сделана та или иная деталь


      Да тут наверное не в детали дело и не в сплавах.Как пошли новые МИТовские ракеты,так периодически выскакивает эта лажа с насадком. Тополь-М пятый или четвертый испытательный пуск точно такая же хрень была,только тогда сказали что испытывали систему самоподрыва и всё нормально.Видимо Соломонов решил использоавать идею Уткина из "Молодца" и АРК "Кречет",тот и другой с целью сокращения времени АУТ ракеты при разделении ступеней предусмотривал "горячую" раздвижка соплового насадка в рабочее положение истекающей струей продуктов сгорания и возможность отклонения и маневрирования по тангажу и рысканию при старте по настильной траектории.
      А вот почему в среднем из 10 одна имеет эту неисправность тут уж пища для размышления и чесания репы.
  19. VADEL 6 декабря 2013 21:41
    ОХ! Чувствую прочистят кому то очень хорошо "сопло" и при этом "шток" рабочий найдут. crying
    VADEL
  20. voliador 7 декабря 2013 01:07
    Может, просто, воруют? Как иначе объяснить то, что шток был изготовлен из другого материала - я не знаю.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня