Федор Тютчев, пророк в своем Отечестве

Великий русский поэт точно предсказывал судьбы России и Европы

Федор Тютчев, пророк в своем Отечестве«Умом Россию не понять». Замечательные слова великого поэта, 210 лет со дня рождения которого исполняется сегодня. Любим мы и его чудесные лирические стихи, но не всем известно, что Федор Тютчев был еще автором острых политических статей. Еще Федор Достоевский называл его первым поэтом-философом, равных которому, кроме Александра Пушкина, не было.

Родился Федор Иванович 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, в небогатой, но родовитой дворянской семье. «Овстуг… Прелестный, благоуханный и безмятежный», - вспоминал он родной край потом, работая на чужбине. Будущий поэт получил домашнее образование под руководством Семена Раича, впоследствии учителя Михаила Лермонтова. Делал успехи, уже в 13 лет переводил с латыни оды Горация. Учился в Московском университете, после окончания получил «распределение» в Коллегию иностранных дел, и в возрасте 18 лет отправился на работу в российскую дипломатическую миссию в Мюнхен.


Кем был в те времена дипломат? А тем же, кем и сегодня – политическим разведчиком. А Тютчев стал разведчиком еще и по наследству. Один из его предков, Захарий Тютчев, был послан Дмитрием Донским в Золотую орду, в стан к самому Мамаю, с особыми поручениями. Другими словами - на разведку в тыл к неприятелю, и сумел самым блестящим образом выполнить задание. Тем же самым занимался 20 лет в Германии, а еще и в Турине и Федор Тютчев: регулярно слал донесения в Санкт-Петербург, беседовал с информаторами, анализировал политическую ситуацию в странах пребывания, делал выводы и вносил свои предложения.

Уровню его информированности мог бы позавидовать любой современный дипломат. Он был «на дружеской ноге» не только с королями, местной знатью, но и с Гейне, Шеллингом, Гете, другими корифеями европейской культуры. И, следовательно, знал очень и очень много, был в курсе всех европейских интриг, тайных заговоров и самых глубоких стратегических замыслов.

Местом для сбора разведывательной информации в те времена были королевские дворцы, салоны князей и баронов, светские рауты и приемы в посольствах. На них Тютчев, отличавшийся блестящим красноречием и редким остроумием, чувствовал себя как рыба в воде.
Кроме того, он был в Германии вроде бы и вообще своим, женившись на девушке из родовитой немецкой семьи Элеоноре Петерсон.

А вот своему литературному творчеству, благодаря которому мы помним о нем сегодня, Тютчев большого значения не придавал. Часто терял рукописи или вообще их сжигал, как мусор. Стихосложение было для него лишь способом самовыражения. Приятели убедили послать его некоторые из стихов для публикации в Россию, что он и сделал. Но - подписанные инициалами. Многие, в том числе и самые известные, стихотворения были опубликованы только после его смерти. Если бы не Николай Некрасов, обративший на Тютчева внимание в своей статье «Русские второстепенные поэты», то его, наверное, при жизни в этом качестве вообще бы не заметили.

В Санкт-Петербург Тютчев вернулся в 1844 году и поначалу впал в опалу. Все изменила его встреча с могущественным шефом Третьего отделения Александром Бенкендорфом. Тот разыскал его по поручению Николая I, которому понравилась опубликованное без подписи письмо Тютчева редактору германской газеты Гюставу Кольбу. В итоге Тютчев был назначен чиновником по особым поручениям при госканцлере и стал близким другом Александра Горчакова, а потом - председателем иностранного цензурного комитета.

Поэт во главе цензурного ведомства? Более чем странно, но дело в том, повторю, что Тютчев сам себя поэтом вовсе не считал. Он был государственным чиновником, служил России. Служил верой и правдой, и всю жизнь был пламенным русским патриотом. Но еще - и тонким дипломатом, а, следовательно, разведчиком и очень осторожным человеком. Неслучайно именно он написал:

Молчи, скрывайся и таи,
И мысли и мечты свои…
Лишь жить в самом себе умей,
Есть целый мир в душе твоей…


Тютчеву было поручено создание позитивного облика России на Западе, а также самостоятельные выступления в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Другими словами, Тютчев стал первым в российской истории организатором контрпропаганды на заграницу в ответ на потоки лжи и клеветы, уже тогда лавиной катившихся на нашу страну.

Тютчев долго жил за рубежом и лучше многих понимал, как на самом деле относятся в Западной Европе к России. «Единственная естественная политика России по отношению к западным державам, - сделал он вывод, - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными – по бессилию. Эта суровая истина, быть может, покоробит чувствительные души, но, в конце концов, ведь это же закон нашего бытия». Мало того, он предсказывал возможность появления в Германии фашизма. Отмечал зарождение в ней нечто такого, что «может повести Европу к состоянию варварства, не имеющего подобного себе в истории мира».

В те годы русское общество было шокировано появлением на Западе книги «Россия в 1839 году» французского маркиза де Кюстина, ласково принятого в Санкт-Петербурге. В ней, в ответ на щедрое русское гостеприимство, он изобразил нашу страну с ненавистью и презрением, а заодно ненароком выдал тайные планы Запада против России. «Этот коварный замысел, - проговорился болтливый маркиз, - берет свое начало от эпохи Наполеона. Прозорливый корсиканец видел опасность, грозящую Европе от растущей мощи русского колосса, и, желая ослабить страшного врага, прибегнул к силе идей… Он послал в Петербург под предлогом помочь осуществлению планов молодого монарха (то есть Александра. – В.М.), целую плеяду политических работников – нечто вроде переодетой армии, которая должна была тайком расчистить путь для наших солдат. Эти искусные интриганы получили задание втереться в администрацию, завладеть, прежде всего, народным образованием и заронить в умы молодежи идеи, противные политическому символу веры страны, вернее, ее правительства…».

Россия, освободившая Европу от наполеоновского господства, писал по этому поводу Тютчев, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати. Он не стал отвечать де Кюстину, а написал Гюставу Кольбу, редактору влиятельного немецкого журнала:

«Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».
Тютчев пророчески предупреждал германского редактора, что проводимая по отношению к России политика раздоров и вражды принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, - писал он, - вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».

Ну, а главным ответом Тютчева клеветникам стало его то самое, знаменитое:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить…


Причем, нетрудно догадаться, что он имел при этом в виду «западноевропейский ум» и такой же «аршин». Тютчев, писал Николай Погодин, был первым представителем народного сознания о русской миссии в Европе, в истории.

Поразительно его высказывание в статье «Россия и Запад» о прозападной интеллигенции, будто списанное с портрета сегодняшних активистов Болотной площади. «Сей безымянный народец, - отмечает он, называя его «злейшим врагом», - одинаков во всех странах. Это племя индивидуализма, отрицания». При этом Тютчев отмечал ложность навязываемых России с Запада норм и стандартов:

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась.


Применительно к славянству, горячим сторонником которого он был, Тютчев так описывает эту угрозу: «Есть у Славянства злейший враг, и еще более внутренний, чем немцы, поляки, мадьяры и турки. Это их так называемые интеллигенции. Вот что может окончательно погубить славянское дело… Эти глупые, тупые, с толку сбитые интеллигенции до сих пор не могли себе уяснить, что для славянских племен нет и возможности самостоятельной исторической жизни вне законно-органической их зависимости от России». Тютчев будто предвидел тот факт, что сербы, например, после натовских бомбардировок стали сами проситься в российское подданство. Но ведь и другие государства уже понимают, что без нашей страны современный мир обойтись не может. Это отчетливо показали последние события вокруг Сирии, когда только Россия смогла остановить новую надвигающуюся бойню.

Тютчев мечтал о создании под эгидой России православно-славянской державы и считал, что «русское царство должно простираться от Нила до Невы, от Эльбы до Китая». Причем не только мечтал, но и активно этому содействовал, упорно боролся против антирусских сил, был убежден во всемирной судьбе России, верил в ее особый путь развития. Неустанно разоблачал коварные происки иезуитов и папства, критиковал политику поднимающихся США.

По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада». А потому он был убежденным противником слепого заимствования иностранного опыта, переноса на русскую почву европейских учреждений и институтов. Он считал, что «необходимо оставаться там, где нас поставила судьба. Но таково роковое стечение обстоятельств, вот уже несколько поколений отягощающих наши умы, что вместо сохранения у нашей мысли относительно Европы естественно данной ей точки опоры мы ее волей-неволей привязали, так сказать, к хвосту Запада».

Но при этом он считал, что Россия вовсе не противостоит Западу, а является его «законной сестрой», живущей только «своей собственной, органичной и самобытной жизнью».

Вопреки мнению тогдашнего канцлера Германии Бисмарка, заявившего, что единство наций достигается только «железом и кровью», Тютчев написал:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…


Он пророчески сознавал, что под лозунгами свободы и западноевропейских «демократических» революций для России подготавливается страшная судьба, ее ждут суровые испытания. Он писал:

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому Молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова-
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной! - такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!


Предвидя события, Тютчев отмечал: «Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».

И Тютчев оказался прав - так и произошло. Революция в России не только разрушила вековые устои страны и залила ее кровью, но и изменила облик мира, последствия продолжают ощущаться до сих пор. А ненависть адептов к исторической России он объяснял тем, что Россия, прежде всего, «христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному…

Революция же, прежде всего – враг христианства. Антихристианский дух есть душа революции, ее сущностное, отличительное свойство.
Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления – все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало».

В своей статье «Россия и революция» он утверждал, что если страна нравственно и духовно преобразится, то одержит победу над революционной заразой: «И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре… И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?»

В нынешние времена, когда США и НАТО бомбили Сербию, разрушали Ирак, спровоцировали хаос в Ливии, а теперь поощряют банды террористов, ведущих войну в Сирии, когда политика Запада основывается на двойных стандартах и весь мир охвачен глобальной сетью электронного шпионажа со стороны США, а духовные основы западного общества разлагают беснование сексуальных меньшинств, однополых браков и культ золотого тельца, возведенный за океаном в ранг национальной идеи, Россия, несмотря на все свои собственные нелегкие проблемы, остается сегодня для всего мира чуть ли не единственным оплотом христианских ценностей.

…Еще молчат колокола,
А уж Восток заря румянит,
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет!
Вставай же, Русь! Уж близок час!


Но нелегка была судьба пророка в своем Отечестве. Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. Умер его старший сын, брат, дочь Мария. От чахотки умерла его возлюбленная Елена Денисьева, а через год – двое их детей, его мать. Сам он тяжело болел, и умер в 1873 году в Царском Селе. Но до последнего дня своей жизни он верил в торжество правды и справедливости, упорно боролся за интересы России. Это же завещал и нам, потомкам:

Мужайтесь, боритесь,
О славные други,
Как бой ни жесток,
Ни упорна борьба.
Автор: Владимир Малышев
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Belogor 11 декабря 2013 08:03
    Удивительное сочетание высокой гражданской позиции и художественного дара. К тому же он был, человек философского склада ума.
    Belogor
    1. Gladiatir-Zlo 11 декабря 2013 20:27
      Пророк земли нашей.
      Gladiatir-Zlo
  2. kaktus 11 декабря 2013 08:04
    Федор Тютчев - стихи
    Антология русской поэзии СЛАВЯНАМ

    Man muss die Slaven an die Mauer drucken *

    Они кричат, они грозятся:
    "Вот к стенке мы славян прижмем!"
    Ну, как бы им не оборваться
    В задорном натиске своем!

    Да, стенка есть - стена большая,-
    И вас не трудно к ней прижать.
    Да польза-то для них какая?
    Вот, вот что трудно угадать.

    Ужасно та стена упруга,
    Хоть и гранитная скала,-
    Шестую часть земного круга
    Она давно уж обошла...

    Ее не раз и штурмовали -
    Кой-где сорвали камня три,
    Но напоследок отступали
    С разбитым лбом богатыри...

    Стоит она, как и стояла,
    Твердыней смотрит боевой:
    Она не то чтоб угрожала,
    Но... каждый камень в ней живой.

    Так пусть же бешеным напором
    Теснят вас немцы и прижмут
    К ее бойницам и затворам,-
    Посмотрим, что они возьмут!

    Как ни бесись вражда слепая,
    Как ни грози вам буйство их,-
    Не выдаст вас стена родная,
    Не оттолкнет она своих.

    Она расступится пред вами
    И, как живой для вас оплот,
    Меж вами станет и врагами
    И к ним поближе подойдет.
    ______________________________
    * Славян должно прижать к стене (нем.)

    Без комментариев! good
    kaktus
  3. predator.3 11 декабря 2013 08:12
    Весенняя гроза

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.

    С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной и шум нагорный -
    Все вторит весело громам.

    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила.
    predator.3
  4. Хорт 11 декабря 2013 09:13
    «Единственная естественная политика России по отношению к западным державам, - сделал он вывод, - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными – по бессилию. Эта суровая истина, быть может, покоробит чувствительные души, но, в конце концов, ведь это же закон нашего бытия».
    хорошо сказал! Кому-то это может показаться циничным, но с волками жить..., как говорится.
    Мало того, он предсказывал возможность появления в Германии фашизма. Отмечал зарождение в ней нечто такого, что «может повести Европу к состоянию варварства, не имеющего подобного себе в истории мира».
    конечно немецкий нацизм был не праведным райским благоденствием, но, по моему разумению, нынешнее европейское общество больше подходит под это описание - дана свобода по реализации самых мерзких и низменных наклонностей. Это ли не настоящее варварство?
    Россия, освободившая Европу от наполеоновского господства, писал по этому поводу Тютчев, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати.
    Что же, история повторилась. И вновь нас ненавидят...
    Ночь бесконечная прошла,
    И скоро светлый день настанет!
    Вставай же, Русь! Уж близок час!

    Открой врата для "Воеводы",
    Пусть в высь взметнётся быстрый "Ярс"
    И сотрясёт все небосводы!
    ---
    этакий милитаристский экспромт soldier ...чё-то накатило laughing
  5. avt 11 декабря 2013 09:57
    Да , не просто рифмоплет был .МЫСЛИТЕЛЬ ! Как то его незаслуженно на второй план задвинули .А может и сознательно . Ведь шла градация всегда ,так по Ленину Толстой - матегый человечеще ,зеркало русской революции ,глыбища . Ну а Достоевский - дрянной старикашка . Вот и Тютчев ни в интернационализм ,ни в глобализм как то не вмещается ,а укоротить не удастся ,вот и выходит оптимальный вариант - забвение .
    avt
  6. сергей32 11 декабря 2013 10:40
    У тестя сестра хорошо стихи пишет. Как то начала по архивам изучать родословную, оказалось они прямые потомки Тютчева по женской линии.
  7. Sirocco 11 декабря 2013 11:17
    Тютчев пророчески предупреждал германского редактора, что проводимая по отношению к России политика раздоров и вражды принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, - писал он, - вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».
    Прошло двести лет, а перемен в отношении Запада к России не предвидится. Сценарий, и актеры все те же. Видимо сильно пытливый у западных реформаторов ум. Ну не доходит к ним через голову, дойдет через пинок под зад. Как не раз бывало, только в будующем, нельзя останавливаться на полпути, идти надо до Ламанша.
    По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада».
    Эта цитата достойна более широкой публикации, как и про ум с аршином.
  8. Sirocco 11 декабря 2013 11:29
    «Есть у Славянства злейший враг, и еще более внутренний, чем немцы, поляки, мадьяры и турки. Это их так называемые интеллигенции. Вот что может окончательно погубить славянское дело… Эти глупые, тупые, с толку сбитые интеллигенции до сих пор не могли себе уяснить, что для славянских племен нет и возможности самостоятельной исторической жизни вне законно-органической их зависимости от России».
    Хотел обойти стороной эту цитату, но не выдержал. Меня возмущает сам факт, что эти интелигенты России, актеры театра и кино, которые в былые годы этак лет 200-300 назад были шутами при дворе, и участниками балаганов на базарах, так сказать Петрушки, стали от имени народа вступаться за пуси раит, за гринписовцев, кто дал право этим клоунам, выступать от нашего имени, и заявлять о себе как об элите Российской нации. Пора бы Государству поставить этих шутов и им подобных на место, всяк сверчок, знай свой шесток. Если так дальше пойдет, то эти шуты и за передастию будут выступать, хотя там половина таких. Так что Тютчев как в воду глядел, одно слово ПРОРОК.
  9. ЖОРЖ 11 декабря 2013 12:44
    Благодарствую за статью .
    В романе Пикуля "Битва железных канцлеров" ( хотя Горчакова называли "бархатным") отлично показаны взаимоотношения и жизненный путь нашего великого поэта .
  10. Standard Oil 11 декабря 2013 13:14
    Никогда не мог понять российских либералов,на протяжении 200 лет,весь смысл их существования был в желании как можно более прогнуться перед Западом и в восхвалении всего Западного одновременно поливая Россию грязью,по моему ни в одной другой стране такого нету.А так как к либерализму и западничеству склонна в наибольшей степени именно интеллигенция,то в России сложилась парадоксальная ситуация,люди которые по идее должны составлять духовную основу нации,у нас составляют духовный отстойник и помойку.Люди вроде Тютчева,Толстого или Достоевского говорили об этом еще с 19 века,гнать эту зараженную либерализмом антиллегенцию поганой метлой к западной границе.
  11. Кавказец 11 декабря 2013 13:51
    А что, по этому поводу, скажет наша интеллигентная интеллигенция?
  12. Братишка 11 декабря 2013 14:55
    Фёдор Ива́нович Тю́тчев -
    По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада».
    «Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».
    А ненависть адептов к исторической России он объяснял тем, что Россия, прежде всего, «христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному…

    Фёдор Ива́нович Тю́тчев славный сын Империи! Я восторгаюсь им и его делам!

    P.S. Большое человеческое спасибо автору сей статьи!
  13. Братишка 11 декабря 2013 16:23
    Цитата: Хорт
    Ночь бесконечная прошла,
    И скоро светлый день настанет!
    Вставай же, Русь! Уж близок час!

    Открой врата для "Воеводы",
    Пусть в высь взметнётся быстрый "Ярс"
    И сотрясёт все небосводы!
    ---
    этакий милитаристский экспромт... чё-то накатило

    Сударь, да у Вас талант good, продолжайте и дальше творить hi.
    1. Хорт 11 декабря 2013 21:45
      ну да, мы люди творческие: хотим - творим, хотим - вытворяем)))
      Спасибо на добром слове)
  14. Ross 11 декабря 2013 17:59
    Цитата: Standard Oil
    Никогда не мог понять российских либералов,на протяжении 200 лет,весь смысл их существования был в желании как можно более прогнуться перед Западом и в восхвалении всего Западного одновременно поливая Россию грязью,по моему ни в одной другой стране такого нету.А так как к либерализму и западничеству склонна в наибольшей степени именно интеллигенция,то в России сложилась парадоксальная ситуация,люди которые по идее должны составлять духовную основу нации,у нас составляют духовный отстойник и помойку.Люди вроде Тютчева,Толстого или Достоевского говорили об этом еще с 19 века,гнать эту зараженную либерализмом антиллегенцию поганой метлой к западной границе.

    Вот тут можно почитать о 200-летней борьбе либералов-западников против России:
    http://romankluchnik.ru/books
    или тут: http://romankluchnik.narod.ru/
  15. Sterlya 11 декабря 2013 19:03
    Давно на почве европейской,
    Где ложь так пышно разрослась,
    Давно наукой фарисейской
    Двойная правда создалась.
    во сколько раз все утроилось с тех пор. бесспорно. Тютщев человечище
  16. недоучка 11 декабря 2013 20:52
    Обратите внимание коллеги.Ни один "хорёк" не вылез и минус статье не поставил.
    1. KOMA 12 декабря 2013 03:39
      Все на майдане!
  17. эгссп 11 декабря 2013 23:14
    как говорил тов. Лермонтов: "Да, были люди в наше время..." А сейчас от предателей и казнокрадов тошнит, и меченый Иуда ещё жив, видать Господь не хочет видеть его у ног своих.
  18. makeev.dmitry 11 декабря 2013 23:43
    и снова про либералов великий Русский поэт Тютчев (извините если не точно):
    "Как перед ней не гнитесь, господа
    Вам не снискать признанья у Европы
    Пред ней вы будете всегда
    Не слуги просвещенья, а холопы"
    makeev.dmitry
  19. kair_kz 12 декабря 2013 00:51
    Цитата: Кавказец
    А что, по этому поводу, скажет наша интеллигентная интеллигенция?
    хотелось бы послушать)))
    kair_kz

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня