Подводные лодки класса Gato

Подводные лодки типа «Gato» (название произошло от названия кошачьей акулы, заимствование от испанского el gato — кот) — серия американских подлодок времен Второй мировой войны. В качестве основы послужил предыдущий проект «Тамбор». В сравнении с предыдущим проектом подлодки «Гато» претерпели значительные модернизации, в результате чего улучшились боевые и патрульные качества субмарин. Дизельные двигатели, прошедшие модификацию, и аккумуляторные батареи увеличили длительность и дальность патрулирования. Кроме этого, существенно улучшились условия обитания.

Подводные лодки класса Gato


Результаты боевых действий ВМФ США на Тихом океане во Вторую мировую войну стали подлинным триумфом американских военно-морских сил. Огромный вклад в победу над Японией был внесен американскими субмаринами, которые потопили японские суда и корабли суммарным водоизмещением 5 миллионов тонн.


Формирование современного американского подводного флота началось в 1930-х годах с постройки нескольких больших подлодок, способных действовать в океане. Друг от друга они отличались оборудованием и характеристиками. Анализ опытной эксплуатации данных субмарин дал возможность сделать выбор наиболее удачного образца. Именно его начали совершенствовать и использовали в серийном производстве.

Это была подлодка Cachalot SS-170. При ее производстве вместо традиционной клепки использовалась сварка. Это снижало массу конструкции при увеличении ее прочности. Кроме этого, данная субмарина выгодно отличалась наличием электромеханического вычислительного устройства TDS, позволяющего решать задачи прицеливания во время ведения огня торпедами. TDS автоматически вводил в систему управления торпеды упреждение, угол цели, а также глубину хода.

На базе субмарин Cachalot в 1933 году заложили серию из 10 подлодок «Туре Р». Новые подводные суда, в отличие от прототипа, имели большие водоизмещение и размеры, что позволяло установить на борт дизель-электрическую энергетическую установку большей мощности (Cachalot был оснащен обычным дизельным двигателем с прямой передачей) и систему кондиционирования воздуха. Последнее усовершенствование было самым важным. Системами кондиционирования не только улучшались условия обитаемости, но и обеспечивалась безопасность, устраняя в отсеках повышенную влажность воздуха (основную причину коротких замыканий в электроцепях).

Подводные лодки класса Gato


Максимальная глубина погружения подлодок «Туре Р» равнялась 75 метрам. Основное вооружение состояло из 16 торпед и четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Десять построенных подлодок «Туре Р» можно разделить на две серии. Первая (4 субмарины) вступила в строй в 1935—1936 гг. и вторая (6 подлодок) — в 1936—1937 гг. Подводные лодки второй серии отличались более мощной дизельной энергоустановкой.

Вслед за «Туре Р» американским флотом было заказано 16 субмарин типа Salmon, имеющих усиленное вооружение. На них смонтировали еще пару дополнительных кормовых торпедных аппаратов. Таким образом, количество торпедных аппаратов увеличилось до десяти: 6 носовых и 4 кормовых. Количество торпед возросло до 24. По мнению некоторых специалистов, электродвигатель на подлодках «Туре Р» можно вывести из строя путем повреждения силового кабеля. В связи с этим на первых шести подлодках серии «Salmon» (вступили в строй в 1937—1938 гг.) разработчики не стали устанавливать дизель-электрической энергоустановки, а вернулись к прямой передаче от двигателей к гребному валу.

Но сильные вибрации, большая шумность и увеличение времени для зарядки аккумуляторов заставили разработчиков в остальных десяти подлодках (по имени головного судна их выделяют в отдельный тип «Sargo») вновь вернуться к схеме с использованием дизель-электрической энергоустановкой, в которой отсутствовали вышеперечисленные недостатки. В ходе переделки на подводной лодке удалось дополнительно разместить 44 т топлива и увеличить вдвое емкость аккумуляторов, что увеличило дальность надводного хода (на 1000 миль) и подводного плавания (85 миль).

Следующей ступенью совершенствования американских подводных лодок стали субмарины «Tambor», несущие на борту 24 торпеды и 10 торпедных аппаратов. «Tambor» — последняя серийная подводная лодка, вступившая в строй на Тихом океане до начала войны. По остальным характеристикам, включая и тип энергоустановки, она не отличалась от первой серии подводных лодок «Salmon».

После Перл-Харбора стало понятно, что остановить японскую экспансию получится только с помощью асимметричных ответных действий. Адмиралами Нимитцем и Кингом было предложено действовать в двух направлениях: вести сдерживающие бои и наносить удары в глубь территории Японии. В распоряжении командования флотом были несколько авианосцев, около 30 эскадренных подлодок, 10 старых субмарин класса V и несколько ветхих подводных лодок класса S.

Подводные лодки класса Gato


Силами авианосцев удалось сдержать наступление японцев. Японцы проиграли в Коралловом море, а у атолла Мидуэй были полностью разгромлены. В принципе, Соединенные Штаты выигрывали войну на тихоокеанском театре, достаточно было лишь затянуть ее и дождаться, пока Япония истощит ресурсы. Но две эти решительные операции ускорили поражение Японской империи.

Глубокие удары наносились почти исключительно субмаринами. За исключением налета на Токио Дулиттла в апреле 1942 года, самолеты США не могли достать до территории Японии вплоть до середины 1943 г. Американские подводные лодки с первых дней войны действовали в глубине вражеской территории, нанося удары по конвоям. Поначалу эффективность действий подлодок была ниже ожидаемой. Главной причиной была чрезмерная осторожность командиров лодок, еще не получивших реального боевого опыта. Заметную проблему представляла и ненадежность торпедных взрывателей, и частые сходы торпед с курса. Наконец, подлодок было слишком мало для создания серьезной угрозы на коммуникациях противника. 40 с небольшим лодок, включая десяток старых, было явно мало.

Последняя проблема решалась проще всего. Оригинальный бюджет 1941 г., предполагавший строительство 6 подводных лодок, с началом войны был пересмотрен в сторону резкого увеличения их количества. Капитуляция Франции также заставила правительство США резко увеличить финансирование программы по строительству судов. 20 мая 1940 г. к 6 запланированным подлодкам добавили строительство еще 22, а 16 августа заказали еще 43 субмарины. Все подлодки были заказаны фирмами: Electric Boat Company (41); Portsmouth Naval Shipyard (14); Mare Island Naval Shipyard (10). Вскоре у компании Mare Island Naval Shipyard освободились 2 стапеля, и в апреле 1941 г. она получила заказ на 2 дополнительные подлодки. Таким образом, до нападения на Перл-Харбор строилось 73 подводные лодки класса «Gato». К 07.12.1941 г. в строй успели ввести лишь одну подлодку данного типа — «Drum» (SS 228), однако в первые дни после налета было спущено еще 10 лодок, а заложили 21. Темпы производства постоянно увеличивались.

Подводные лодки класса Gato


Семидесяти трем подлодкам класса «Gato» были присвоены номера от SS 212 до SS 284. В отличие от флотов других стран, где тактические номера присваиваются произвольно и могут меняться, на американском флоте корабль получает постоянный номер. Как правило, номер состоит из двухбуквенного индекса (тип судна) и порядкового номера. Номера выделяются блоками для различных верфей. Например, блок номеров SS 212-227 выделили Electric Boat Company, a номера SS 228-235 — Portsmouth Naval Shipyard. Данные номера не несли информации об очередности закладки, спуска или введения в строй корабля. Поэтому подводную лодку «Drum» (SS 228) заложили и приняли в строй раньше формально первой подлодки серии «Gato» (SS 212). Номера судов, строительство которых было прекращено, выпадали из последовательности. Хотя последней подлодкой серии «Gato» стала «Grenadier» (SS 525), в серии были промежутки среди младших номеров. Также аннулировали дальнейшую серию, вплоть до SS 562. В связи с этим первой послевоенной серией подлодок стали 6 субмарин класса «Tang» с номерами, начиная с SS 563. В случае, если судно переделывалось, изменялся буквенный префикс, но номер оставался неизменным. Так, например, «Cavalla» (SS 244) в 1952 г. была переделана в ПЛО, ее обозначение изменилось на SSK 244.

От своих предшественниц, подводных лодок класса «Tambor», субмарины класса «Gato» отличались деталями. «Gato» была тяжелее на 51 тонну и длиннее на 1,4 м. Дополнительная длина позволила установить более мощные дизельные двигатели и дополнительные переборки между двигательными отделениями. Первые субмарины «Gato» оснастили старыми дизелями, как у «Tambor». Однако удлинение корпуса улучшило гидродинамику, что дало возможность выиграть в надводном положении пол-узла скорости (21 узел). На подводную лодку также установили более мощные аккумуляторы, что увеличило скорость в подводном положении на четверть узла (до 9 узлов). Дополнительный объем использовался для увеличения запасов топлива и масла до 94000 гал (355829 л). Это обеспечило дальность хода 12 тыс. миль при скорости 10 узлов. По результатам эксплуатации субмарин класса «Tambor» внутренняя арматура была усилена, увеличив на 15 м предельную глубину погружения (до 91,5 метров). Расчетная глубина раздавливания не изменилась — 152 м. Предельная глубина погружения равнялась глубине, на которой подлодка может действовать без проблем и протечек, связанных с ростом давления. Во время боевых действий капитаны довольно часто превышали предельную глубину, стремясь избежать глубинных бомб.

Подводные лодки класса Gato


Между подводными лодками, выпускавшимися разными верфями, существовали небольшие различия. Наиболее заметным из них была конфигурация дренажных отверстий. Дренажные отверстия на субмаринах, построенных на правительственных верфях, были более многочисленны и заходили дальше на корму и нос, нежели у подлодок, выпущенных Electric Boat. Позднее многие подлодки получали дополнительное оснащение и вооружение, поэтому их внешний вид мог меняться в широких пределах.

Подводные лодки класса «Gato» имели два корпуса. Внутренний прочный корпус был окружен легким наружным корпусом, внутри которого размещались топливные баки, дифферентные цистерны и балластные цистерны. Центральная часть прочного корпуса — цилиндрическая конструкция из стали 14,3 мм. Прочный корпус к носу и корме конически сужался, а к корпусу сверху крепился цилиндр боевой рубки. Прочный корпуса имел максимальный диаметр 16 футов (4,9 метров).

К внешнему корпусу сверху палубы и крепилась надстройка. Формой наружного корпуса обеспечивалась высокая скорость надводного хода. На носу находились кабестан и якорь, цистерна плавучести и передние рули глубины. Конструкция палубы перед мостиком и позади него была усилена. Здесь устанавливались две пушки калибра 76,2 мм (длина ствола 50 калибров), но на практике оставляли одну пушку или обе демонтировали.

Под палубой скапливался воздух, что замедляло погружение субмарины. Для устранения этого недостатка в палубе проделывали дренажные отверстия. Сверху боевую рубку закрывало ограждение мостика. Палуба за рубкой получила прозвище «сигаретной», поскольку именно туда выходили матросы покурить. Здесь же устанавливался зенитный пулемет: Browning калибра 12,7 или 7,62 мм. При погружении пулемет убирался внутрь подлодки.

Подводные лодки класса Gato


Прочный корпус подводной лодки класса «Gato» внутри разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков.

Носовой торпедный отсек

Носовой торпедный отсек служил для размещения шести торпедных труб (4 — выше уровня палубы, 2 — под палубой). Отправляясь в боевой поход, лодка несла по одной торпеде в каждой трубе. К 4 верхним торпедным аппаратам имелось по 2 запасных торпеды, к подпалубным аппаратам — только по одной. Всего к носовым трубам имелось 16 торпед. Из переднего торпедного отсека наружу выдвигался и вращался сонар, а также гидродинамический лаг. Кроме этого, в носовом торпедном отсеке имелось 14 спальных мест.

В отсеке было установлено следующее оборудование: гидронасос; механизм управления носовыми рулями глубины; гидродвигатель для управления рулями; воздухопровод для вентиляции и продувания торпедных аппаратов; баллоны со сжатым воздухом для запуска торпед; клапанная коробка продувки; коллектор и клапаны нормальных топливных цистерн №№ 1 и 2; коллектор и клапаны санитарной цистерны №1; коллектор и клапаны цистерн с пресной водой №№ 1 и 2; механизмы управления клапаном продувки балластной носовой цистерны и управления продувкой цистерны главного балласта.

Подводные лодки класса Gato


Носовой батарейный отсек

Носовой батарейный отсек располагался между шпангоутами 35 и 47. От носового торпедного отсека он отделялся герметичной переборкой. Подлодка несла 252 аккумуляторные батареи (6 рядов по 21), половина из которых находилась под палубой носового батарейного отсека. Возникавший при работе аккумуляторов водород удалялся специальной вентиляционной системой. Палуба отсека служила для размещения помещений для офицерского состава: буфетная; кают-компания; 3 жилые офицерские каюты. Одна из кают предназначалась для 3 младших офицеров. Во второй каюте жили первый лейтенант и старший помощник капитана. У капитана подводной лодки имелась отдельная каюта, он был единственным человеком на субмарине, у которого было отдельное помещение. В четвертой каюте размещалось 5 старших унтер-офицеров. Экипаж лодки в некоторых случаях мог насчитывать до 10 офицеров, в офицерских каютах было довольно тесно. Унтер-офицерская каюта служила для хранения и ведения корабельного журнала.

В отсеке размещалось следующее оборудование: переборочные захлопки; вытяжные и нагнетающие вентиляционные магистрали; компрессоры вентиляции аккумуляторных батарей; механизм управления вентилем цистерны балласта 2А-2В; внешние и внутренние штуцеры аварийной подачи воздуха.

Пост управления

В центральной части подлодки между шпангоутами 47 и 58 размещался пост управления. Отсюда управляли курсом, скоростью и глубиной погружения подводной лодки. Пульт управления рулями, люк в насосное отделение, главный гироскоп, а также шахты радиолокационной мачты и перископов находились в диаметральной плоскости отсека. На подволоке смонтировали магистрали системы вентиляции, штуцеры внешней аварийной подачи воздуха, люк в боевую рубку и переборочные захлопки.

По правому борту на палубе отсека были установлены клапанная коробка системы воздуха высокого давления, электрические распределительные щитки, 225-фунтовый воздушный коллектор, коллекторы продувки 10- и 600-фунтовых цистерн главного балласта, а также распределительный щит силовой сети вспомогательных механизмов.

По левому борту размещались сигнальный эжектор, оружейная группа, клапанная коробка гидросистемы, клапан вентиляции цистерны быстрого погружения, боевой пост всплытия и погружения и управление кормовыми горизонтальными рулями, аварийные вентиляционные захлопки и клапанная коробка дифферентовочной магистрали. Здесь же размещалась панель индикаторов отверстий прочного корпуса, в шутку прозванная «рождественской елкой». Данное прозвище было дано потому, что каждый люк в прочном корпусе имел два огня: красный и зеленый. Красный сигнал означал открытие люка, зеленый — закрытие. Отсюда появилось сленговое выражение green board («зеленая панель»), означавшая, что все люки задраены, и субмарина может погружаться.

Под палубой поста управления располагалось насосное отделение, служащее для размещения ручного и гидравлического механизмов управления отрицательной плавучестью, компрессоров воздуха высокого давления, компрессора низкого давления, трюмного насоса, насоса дифферентной системы, вакуум-насоса, гидравлического аккумулятора, машины системы кондиционирования, холодильника и кладовой.

В кормовой части поста управления находилась радиорубка, в которой были установлены радиостанция, шифровальная машина CSP-888 (скорость работы 45—50 слов в мин.), индикатор радиопеленгатора.

Подводные лодки класса Gato


Боевая рубка

Особый, довольно тесный отсек, расположенный за пределами обводов корпуса над постом управления, цилиндрической формы, оснащенный собственной системой вентиляции и кондиционирования. В ней располагались приборы управления стрельбой, навигационное оборудование, гидроакустическое оборудование, перископы, гирокомпас, пульт управления рулями, различные индикаторы и датчики давления. Боевая рубка соединялась с постом управления через нижний рубочный люк.

Здесь размещалось оба перископа. Первые субмарины класса «Gato» оснащались перископом «тип 2» или «тип 3». Перископ «тип 2» также назывался боевым или игольчатым, он был малозаметен, имея минимально возможный диаметр. «Тип 3» обеспечивал большее поле зрения, но был толще. Начиная с 1944 г. на подлодки начали ставить перископы «тип 4» или вместо перископа «тип 3» ночной перископ. Перископ «тип 4» был короче и толще, поэтому имел большую светосилу. На перископе стоял радар-дальномер ST, который помогал осуществлять ночные подводные атаки. По левому борту на задней переборке размещался калькулятор курса торпед (TDC, Torpedo Data Computer). Рядом находились дисплеи сонара и радаров, а также запасные органы управления субмариной. Во время подводной атаки в боевом отделении становилось тесно, поскольку здесь размещались боевые места капитана, первого помощника, одного или двух операторов сонара и радара, одного или двух операторов TDC и телефонист.

Кормовой батарейный отсек

Под палубой кормового батарейного отсека между 58 и 77 шпангоутами находились остальные 126 аккумуляторных батарей, а также трубопроводы и компрессор системы вентиляции. На палубе размещались камбуз, главный буфет, морозилка и холодильник. Здесь же стояла корабельная аптечка и была оборудована столовая матросов. Кроме того, здесь находились 36 спальных мест и шкафчики для личных вещей экипажа. Здесь же были двухместная матросская душевая и посудомоечная машина. Кормовой батарейный отсек был самый вместительный на субмарине.

Носовое машинное отделение

Размещалось между 77 и 88 шпангоутами. В нем размещались дизели №№ 1 и 2, которые вращали валы электрогенераторов. Кроме этого, здесь устанавливались масляные и топливные насосы, штуцеры аварийной подачи воздуха, переборочные захлопки, клапан общекорабельной системы вентиляции, нагнетатели воздуха, сепаратор жидкого топлива и откачивающие компрессоры.

Подводные лодки класса Gato


Кормовое машинное отделение

За носовым машинным отделением между 88 и 99 шпангоутами располагалось кормовое машинное отделение. Оборудование данного отсека от предыдущего отличалось входным люком в подволоке. Под палубой отсека устанавливался вспомогательный дизель-генератор (мощность 300 кВт), который снабжал электроэнергией зарядные устройства аккумуляторных батарей и вспомогательные механизмы.

В зависимости от производителя подводные лодки оборудовались дизельными двигателями фирм Fairbanks-Morse или General Motors. Fairbanks-Morse 38D81/8 (мощность 1600 л.с.) — 10-цилиндровый, двухтактный, с оппозитным расположением цилиндров. General Motors 16-278А (мощность 1600 л.с.) — 16-цилиндровый, двухтактный, с V-образным расположением цилиндров. Воздух для двигателя подавался компрессором.

Топливный насос (производительность 37,9 л/мин) работал от электродвигателя постоянного тока (мощность при 1150 об/мин 0,736 кВт). Система охлаждения работала на пресной воде, охлаждаемой перед повторным использованием забортной водой. Двигатели запускались от 200-атмосферной воздушной магистрали.

Каждый дизель был соединен с валом генератора (мощность 1100 кВт). При частоте 750 об/мин генератор вырабатывал ток напряжением 415 В. Генераторы постоянного тока имели воздушное охлаждение и параллельное возбуждение. Во время плавания они приводили в действие электродвигатели или заряжали аккумуляторы.

Подводные лодки класса Gato


Рулевой/моторный отсек

Размещался между шпангоутом 99 и 107. При этом на палубе размещался пост управления силовой установкой, пульт дистанционного выключения двигателей, вспомогательный распределительный электрощит и токарный станок. Под палубой отсека устанавливалось четыре гребных электродвигателя (мощность каждого при 1300 об/мин 1000 кВт), попарно вращавших гребные валы: на правом борту — правого вращения, на левом борту — левого.

Электродвигатели №№ 1 и 3 через понижающие редукторы (снижали частоту вращения до 280 об/мин), приводили во вращение гребной вал по правому борту, а электродвигатели №№ 2 и 4 — по левому. Кроме этого, под палубой были установлены масляные и циркуляционные насосы.

На подводных лодках поздних выпусков редукторы не устанавливались, поскольку монтировались двухякорные электродвигатели, которые могли менять мощность при частоте вращения 67..282 об/мин в пределах 15 — 2000 кВт.

Кормовой торпедный отсек

В кормовом торпедном отсеке, находящимися между шпангоутами 107 и 125, имелось четыре торпедные трубы (перед походом заряжались торпедами) и четыре запасные торпеды. Также здесь находились инструментальный ящик боцмана и пятнадцать спальных мест. Хотя на субмарине было 70 спальных мест (формально на каждого матроса по одному месту) экипаж лодок на практике был больше, в связи с чем матросы спали в две смены, точнее три матроса спали по очереди на двух постелях. Численность экипажа к концу войны обычно превышала 80 человек. Некоторые постели в торпедных отсеках опускались лишь после того как торпедные аппараты перезаряжались. К концу войны значительно убавилось количество целей в море, подлодки могли возвратиться из похода, так и не сделав ни единого выстрела.

Кроме торпед, подводные лодки класса «Gato» несли и другие виды вооружения. Например, на «сигаретной» палубе устанавливался 7,62- или 12,7-миллиметровый зенитный пулемет Browning. Во время погружения пулемет убирался внутрь лодки.

Пулемет «Browning» калибра 7,62 мм стал первым зенитным оружием, которое устанавливалось на подлодки класса «Gato». Первоначально использовался пулемет со стволом, имеющим водяное охлаждение, однако появился вариант с воздушным охлаждением. Как правило, подлодка оснащалась несколькими пулеметами, устанавливаемыми по периметру рубки на станки. Крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет «Браунинг» популярности не получил. Хотя он и имел большую эффективность при ведении огня по воздушным целям, он имел большие размеры и массу, что затрудняло уборку пулемета при экстренном погружении.

Подводные лодки класса Gato


Заменить зенитный пулемет должна была 20-мм пушка «Oerlikon» (длина 70 калибров) швейцарского производства. В Соединенных Штатах ее выпускали по лицензии. Многие подводные лодки после начала войны получили по одной такой пушке. Одноствольные пушки в дальнейшем заменили на спаренные.

Шведская 40-мм пушка «Bofors» (длина 60 калибров) на американском флоте была принята на вооружение вскоре после того, как выяснилось, что американская зенитная пушка калибра 28 мм малоэффективна против современных самолетов. В 1944 году на подлодки класса «Gato» начали ставить по одной пушке «Bofors». Пушка себя отлично зарекомендовала, и ее начали устанавливать на все подводные лодки еще до конца 1944 г.

Перед и позади мостиком палуба имела усиленную конструкцию для монтажа пушек. Артиллерийское вооружение подводных лодок «Gato» отличалось разнообразием. Места и тип расположения орудий зависели от пожеланий командира лодки и времени ее ввода в строй.

У подлодок класса «Gato» перед и позади рубки на палубе имелись усиленные площадки, которые предназначались для установки пушек. Лишь некоторые подлодки несли сразу пару пушек. На субмаринах могли устанавливаться следующие орудия:

76,2-мм пушка с длиной ствола 50 калибров являлась стандартной палубной пушкой американских подводных лодок времен Второй мировой войны. Выпускалось множество модификаций, имеющих разные обозначения. Между собой модификации различались главным образом типом нарезки. Хотя пушка в эксплуатации была проста, в ней использовались слишком легкие снаряды (5,9 кг — 13 фунтов), чтобы быть эффективной даже в противостоянии с небольшими кораблями. Боевой опыт заставил оснастить подлодки артсистемой большей мощности.

Подводные лодки класса Gato


Первоначально 102-мм пушки с длиной ствола 50 калибров устанавливалась на нескольких подлодках класса S. В дальнейшем они устанавливались и на субмаринах класса «Gato». Для 102-мм пушки уже использовались 15-кг снаряды. Главным недостатком орудия была высокая начальная скорость снаряда составлявшая 884 м/с, поэтому снаряд часто пробивал легкие цели навылет, не причиняя серьезных повреждений.

Ствол 127-мм пушки (длина ствола 25 калибров) изготавливался из нержавеющей стали, в связи с чем пушке не требовалась заглушка на дульном срезе. Это упрощало перевод орудия из походного положения в боевое. Пушка стреляла 24,4-кг фугасными снарядами (масса фугасного заряда — 2,55 кг). Начальная скорость составляла 808 метров в секунду. Данное орудие считали идеально соответствующим требованиям, которые предъявлялись к палубной артиллерии подлодок.

Между субмаринами, произведенными различными верфями, существовало большое количество визуальных отличий. Наиболее заметными были расположение, число и конфигурация шпигатов. Некоторые подлодки оснащались дополнительными оборудованием и вооружением. Именно поэтому историки флота утверждают, что найти две абсолютно одинаковые подлодки типа «Gato» невозможно.

Модернизация подводных лодок типа Gato продолжалась до конца Второй мировой войны, при этом работа касалась не только вооружения и конструкции, но и оборудования.

Подводные лодки класса Gato


Например, постоянно модернизировалось гидроакустическое оборудование. На первых сериях подлодок устанавливали гидролокаторы WCA с гидрофоном JT, работавшем в диапазоне 110 Гц — 15 кГц. Его дальность действия составляла 3429 метров. Он давал возможность определить дальность до цели и пеленг, а если цель — подлодка, то определялась и глубина погружения. В 1945 г. на вооружение был принят более совершенный гидролокатор WFA.

Все 73 подлодки класса «Gato» принимали участие в боях. Из 10 наиболее успешных американских подводных лодок (по величине потопленного тоннажа) 8 относятся к данному классу. Погибло 19 лодок. Одна из них (SS-248 «Dorado») была потоплена американским самолетом по пути к Панамскому каналу в Карибском море, 18 были потеряны в результате противодействия противника в Тихом океане.

Среди подводных лодок типа «Gato» наиболее известными в годы войны стали «Flasher» SS-249 (лидер по потопленному тоннажу, 100231 брт), «Barb» SS-220, «Growler» SS-215, «Silversides» SS-236, «Trigger» SS-237, и «Wahoo» SS-238.

Капитан SS-215 «Growler» Говард В. Гилмор стал первым подводником, награжденным Медалью Почета. Гилмор 7 февраля 1943 г., будучи на мостике, был ранен с японского транспорта «Hayasaki». Капитаном был отдан приказ на немедленное погружение, хотя сам Гилмор не успел добраться вовремя до люка.

Подводные лодки класса Gato


SS-227 «Darter» — единственная американская субмарина, затонувшая в результате удара о дно.

SS-238 «Wahoo» под командованием Дадли «Маш» Мортона стала первой из американских подводных лодок, которая проникла в Японское море. В 1943 году она была потоплена во время возвращения из второго похода в тот район.

SS-245 «Cobia» была потоплена японскими транспортами, которые шли с танковыми частями на Иводзиму в качестве подкрепления.

SS-257 «Harder» под командованием Samuel D. Dealey — единственная подлодка, потопившая за свою карьеру пять эскортных кораблей. Четыре из них были потоплены за один поход.

SS-261 «Mingo» после войны была продана в Японию и служила под именем «Kuroshio».

SS-244 «Cavalla» потопила авианосец Shōkaku, который принимал участие в атаке на Перл-Харбор.

Некоторые подводные лодки класса «Gato» сохранились в качестве памятников: в Seawolf Park установлена USS Cavalla (SS-244), в морском музее в Висконсине — USS Cobia (SS-245), в музее Battleship Memorial Park — USS Drum (SS-228).

Подводные лодки класса Gato


Технические характеристики:
Длина — 95 м.
Ширина — 8,3 м.
Надводное водоизмещение — 1526 т.
Подводное водоизмещение — 2410 т.
Рабочая глубина погружения — 90 м.
Надводная скорость — 20 узлов.
Подводная скорость — 8 узлов.
Силовая установка:
4 дизеля мощностью по 1400 л.с.
4 электромотора мощностью по 1370 л.с.
2 аккумуляторные батареи по 126 элементов в каждой.
Автономность плавания — 75 суток.
Экипаж — 60/85 человек.
Вооружение:
Артиллерия — палубное орудие калибра 76 мм.
Торпедное вооружение — 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм, 24 торпеды.
Противовоздушное вооружение — 2 пулемета калибра 12,7 мм или 7,62 мм.

Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato
Подводные лодки класса Gato


Подготовлено по материалам:
dic.academic.ru
wunderwafe.ru
anrai.ru
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. Su-9 9 декабря 2013 08:31
    Спасибо за статью. А продолжение про модернизации Гуппи будут?
    Su-9
    1. Гражданский 9 декабря 2013 09:01
      Про радары во время 2 мировой нужны статьи, автору спасибо.
    2. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 14:04
      Цитата: Su-9
      А продолжение про модернизации Гуппи будут?

      Уж позвольте немного попиариться, раз появился повод

      Проект GUPPY: между Второй мировой и Эрой атомоходов
      http://topwar.ru/31384-proekt-guppy-mezhdu-vtoroy-mirovoy-i-eroy-atomohodov.html






      Янки развили идеи немецкого "электробота": нужно пожертвовать многим (артиллерией, запасом топлива, внутренним пространством отсеков), ради подводных характеристик (скорость/дальность хода, ГАК). Гладкие, обтекаемые обводы корпуса, в три раза больше аккумуляторов - ставили на любом свободном месте + современная гидроакустика и радар. Расчет оказался верным. Greater Underwater Propulsion Program продлила жизнь старых "Гато", "Балао" и "Тенч" на 30-70 лет!

      ...самая поразительная история связана с двумя лодками ВМС Тайваня – бывш. USS Cutlass и USS Tusk, ставшими, соответственно, «Хай Ши» и «Хай Пао». Обе субмарины, спущенные на воду в 1944-45 годах, по состоянию на 2013 год все еще числятся в строю, как учебно-боевые единицы, и периодически совершают выходы в море!

      А как здорово выглядят!
      1. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 14:21
        Последняя из американских лодок Второй мировой, погибшая в бою - аргентинская ARA Santa Fe (S-21). 25 апреля 1982 г.

        "Святая вера" - бывш. американская USS Catfish, прошедшая модернизацию GUPPY II. Повреждена британскими вертолетами у о. Ю.Георгия - смогла дойти до Грютвикена, где была захвачена британскими коммандос. При попытке буксировки один из аргентосов - Феликс Артузо (часть экипажа оставили на борту для управления лодкой под надзором британцев) открыл кингстоны и затопил лодку прямо посреди фарватера. Застрелен британцами. Погребен как герой. Впоследствии, после войны - старую лодку подняли и затопили в океане.


        Полузатопленная Санта Фе у причалов Грютвикена


        В гибели "Санта Фе" нет никаких секретов - лодка дважды доставляла десант на Ю.Георигию и находилась в очень гнусном тех. состоянии (аргентосы-футболисты, что с них взять). Потрепанная сильным штормом, к моменту обнаружения британцами она полностью утратила способность погружаться. Была расстреляна из пулеметов и залпом малогабитных ПКР
        1. Владимирец 9 декабря 2013 16:49
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          При попытке буксировки один из аргентосов - Феликс Артузо (часть экипажа оставили на борту для управления лодкой под надзором британцев) открыл кингстоны и затопил лодку прямо посреди фарватера. Застрелен британцами. Погребен как герой.

          Действительно, герой. yes
  2. Eugeniy_369 9 декабря 2013 08:59
    Автор молодец +++. Подробнейшая статья, фото порадовали, но внесу ложку дегтя. Хотелось бы про боевое применение побольше информации.
    Eugeniy_369
  3. makarov 9 декабря 2013 09:18
    интересный обзорный материал. Автору ++++++
    makarov
  4. avt 9 декабря 2013 10:28
    good Красиво оформлено и хорошо написано .Обзор хорош .+
    avt
  5. ramin_serg 9 декабря 2013 11:59
    Автору и статье Респект
  6. Бывший 9 декабря 2013 12:05
    спасибо весьма познавательно.
    Бывший
  7. Yuri11076 9 декабря 2013 12:20
    Отлично, статье +. Спасибо автору!!!
  8. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 13:53
    За исключением налета на Токио Дулиттла в апреле 1942 года, самолеты США не могли достать до территории Японии вплоть до середины 1943 г. Американские подводные лодки с первых дней войны действовали в глубине вражеской территории, нанося удары по конвоям

    Еще один хороший пример того, что лодки - автономные боевые единицы. Им НЕ ТРЕБУЕТСЯ какого-либо прикрытия и поддержки

    В условиях господства в воздухе собственной авиации и получения качественных разведданных с самолетов (в наше время ИСЗ) - эффективность субмарин вообще становится запредельной.
    Расклад по тоннажу потопленных кораблей и судов японского флота в годы Второй мировой. Базовая/авианосная авиация, субмарины, артиллерийские и торпедные дуэли НК, мины и групповые победы (неустановленные, форс-мажоры). Догадайтесь кто потопил больше всех)))
    1. avt 9 декабря 2013 16:03
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Еще один хороший пример того, что лодки - автономные боевые единицы. Им НЕ ТРЕБУЕТСЯ какого-либо прикрытия и поддержки

      request Только плюсанул за описание
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Последняя из американских лодок Второй мировой, погибшая в бою - аргентинская ARA Santa Fe (S-21). 25 апреля 1982 г.

      И вот те здрасте ! negative Ну к чему опять пустые лозунги ? Ведь сам же и опровергает себя
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      В условиях господства в воздухе собственной авиации и получения качественных разведданных с самолетов (в наше время ИСЗ) - эффективность субмарин вообще становится запредельной.

      Ведь не только в наше время ,когда немцам завернули ласты назад с их ,,метеорологическими " развед судами,когда разладилось взаимодействие с ,,Кондорами" из за Геринга ,когда наконец закрыли им небо береговой авиацией и конвойными АВИАНОСЦАМИ ,враз накрылась у гансов вся ,,автономность боевых единиц ". Амерам здорово свезло в том что японцы не удосужились ,а порой не имели технических средств для конвойной работы ,ну хотя бы как в Атлантике . Не люблю допуски типа ,,если",но вот при вводной постановке игры по атлантическому сценарию - расклад для амеров мог быть существенно более затратный в части потерь .
      avt
      1. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 16:24
        Цитата: avt
        когда немцам завернули ласты назад с их ,,метеорологическими " развед судами,когда разладилось взаимодействие с ,,Кондорами" из за Геринга ,когда наконец закрыли им небо береговой авиацией и конвойными АВИАНОСЦАМИ ,враз накрылась у гансов вся ,,автономность боевых единиц "

        Правда? Нечегосебе

        Тогда чем вы объясните британским морякам, куда пропали 765 000 бр. рег. тонны в 1944 году. При том, что лодок на коммуникациях стало меньше, чем в 1942 или 1943 гг.

        Каково вообще было соотношение побед/потерь у немецких подводников в 1944-45 гг.?
        1. тлауикол 9 декабря 2013 16:52
          Принцип неравномерного распределения сил по фронту для немцев еще никто не отменял. Когда твой противник вынужден размазывать силы ПЛО по всему мировому океану, ничто не мешает тебе сосредоточить 2,5,20 лодок там, где сочтешь нужным. И даже в этих условиях эсминцы и корветы подтираются лодкой в 9 случаях из 10ти.
          Тот же Прин или Кречмер в последних походах..4 лучшие лодки против конвоя из 2 эсминцев и 2 корветов - результат - потеря лучших асов. А на дворе март 41года ! США,СССР еще не скоро начнут воевать, у немцев базы от Африки до Норвегии, британцы сражаются с Кригсмарине, итальянцами и франками одновременно. Эсминцы высаживают и эвакуируют войска, ставят мины, дерутся с немецкими крейсерами. И еще успевают свернуть шею этим гнидам.
          Принцип неравномерного разделения сил в действии :
          конвой SC 130 : 37 транспортов, 8 эсминцев/корветов. Немцы : 25 подлодок в трех эскадрах. Итог : 3 лодки потоплены, конвой потерь не имеет.
          SC 143 : 14 лодок против 8ми эскортников
          SC 129 : 12 лодок, 8 кораблей эскорта
          SC-118 : 20 лодок против 11
          SC-94 : 19 против 9ти
          SC 42 : 14 против 4х
          SC-121 : 27 подлодок против 2х эсминцев 2х фрегатов 3х корветов
          HX 212 :17 против эсминца, фрегата, 5ти корветов
          и т. д. и т.п.

          Согласитесь,ни англичане,ни янки не могли себе позволить выставить 270 эсминцев для охраны конвоя SC-121 от 27 лодок ( типа 10:1 )
          1. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 17:21
            Цитата: тлауикол
            Когда твой противник вынужден размазывать силы ПЛО по всему мировому океану, ничто не мешает тебе сосредоточить 2,5,20 лодок там, где сочтешь нужным.

            И чьи это проблемы?
            Скрытное развертывание - одно из преимуществ подлодок
            Цитата: тлауикол
            И еще успевают свернуть шею этим гнидам.

            Да, успевают))) 1000 судов потеряли за 1942 год. Успеватели)))
            Цитата: тлауикол
            Эсминцы высаживают и эвакуируют войска, ставят мины, дерутся с немецкими крейсерам

            Лодки высаживают диверсионные группы, ставят мины, огранизуют транспортный канал Киль-Токио, дерутся с британскими крейсерами (чего один Эдибург стоит wink ), а под конец войны эвакуируют руковдство Рейха в Юж. Америку - вместе с золотом партии.

            При том, что немецкий У-бот раза в три-четыре меньше среднестатистического эсминца ВМВ. Отработали на 200%
            Цитата: тлауикол
            конвой SC 130 : 37 транспортов, 8 эсминцев/корветов. Немцы : 25 подлодок в трех эскадрах. Итог : 3 лодки потоплены, конвой потерь не имеет.

            По разному бывало. Это же война.

            Были свои герои и на Тихом океане - чего стоит одна "Флешер", ЕМНИП 9 танкеров потопила + кучу боевых кораблей
            Цитата: тлауикол
            Согласитесь,ни англичане,ни янки не могли себе позволить выставить 270 эсминцев для охраны конвоя SC-121 от 27 лодок ( типа 10:1 )

            Сколько эсминцев охраняли Скапа-Флоу?))

            Отдельные случаи не имеют смысла. А вот 14 млн. тонн куда-то пропали
            1. тлауикол 9 декабря 2013 18:27
              Согласен с этим : "Отдельные случаи не имеют смысла."(с). Это вы про Эдинбург и Скапа-Флоу ? :))Про золото партии это из репертуара РенТВ скорее.

              о том, как янки атаковали среднестатистическую цель наглядный пример :

              "Американская подводная лодка "Тиноса", которой командовал капитан Дэспит, встретила в районе Каролинских островов японский танкер "Тонан-мару" (водоизмещение 19000 тонн).

              В 9.30 "Тиноса" выпустила по танкеру четыре торпеды, две из которых попали в цель, но не взорвались. Тогда Дэспит приказал развернуть лодку и произвести залп из носовых аппаратов. Еще две торпеды попали в цель, и одна из них взорвалась. Раздался оглушительный взрыв, и "Тонан-мару", осев на корму, остановился. "Тиноса" не могла всплыть, так как танкер имел на борту артиллерийские орудия, но под водой могла занять идеальную позицию для атаки замершего на месте, беспомощного судна-гиганта. К началу атаки на борту "Тиносы" имелись 16 торпед. В течение пяти часов подлодка выпустила по "Тонан-мару" все торпеды, кроме одной. Все 15 торпед, кроме первых двух, попали в цель, но взорвалась из них только одна - та, что заставила танкер остановиться. Проклиная все на свете, Дэспит ушел с места боя, сохранив последнюю торпеду для специалистов на базе в Перл-Харборе. Этот случай помог понять серьезные недоработки в конструкции взрывателей американских торпед и исправить их, значительно повысив эффективность действий подводных лодок на всем Тихом океане. "
              это я не о торпедах, а о том, как лодка янки может себе позволить полдня атаковать одинокий танкер. Отсюда и герои на Тихом океане
              1. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 19:07
                Цитата: тлауикол
                "Отдельные случаи не имеют смысла."(с). Это вы про Эдинбург и Скапа-Флоу ? :))

                Нет, про конвой SC-121
                А эдинбург - случай не простой, золотой)))
                Цитата: тлауикол
                это я не о торпедах, а о том, как лодка янки может себе позволить полдня атаковать одинокий танкер. Отсюда и герои на Тихом океане

                Немчуры от них не отставали

                В 22.07 12 сентября 1942 года U-156 под командованием капитан-лейтенанта Вернера Хартенштейна торпедировала в 360 милях к северо-востоку от острова Вознесения (Южная Атлантика) британский лайнер "Лакония" (19695 брт). В это время лайнере находилось 136 человек команды, около 80 гражданских лиц, 160 польских охранников, сопровождавших 1809 итальянских военнопленных, и 268 человек военного персонала.
                Вскоре после потопления в 23.23 команда U-156 услышала голоса очутившихся в воде итальянцев. Хартенштейн тотчас же приступил к спасательной операции и вызвал по радио помощь, шифром обращаясь к капитанам других подлодок и в открытую - ко всем прочим судам. Командир подлодки дал обещание капитанам всех судов, которые придут на выручку "Лаконии", не атаковывать их. К рассвету 13 сентября U-156 подобрала около 200 уцелевших, и на протяжении следующих часов еще 200 человек были взяты на буксир в шлюпках.
                Согласно приказа Карла Дёница U-506 (командир - капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн) прибыла 15 сентября и продолжила операцию по спасению, позже к двум лодкам подключилась U-507 под началом корветтен-капитана Гарро Шахта.
                16 сентября появился бомбардировщик "Либерейтор", вылетевший с авиабазы на острове Вознесения. Он начал кружить над U-156, и ему наверняка было видно, что лодка буксирует две шлюпки. Кроме того, U-156 развернула на мостике большой флаг Красного Креста. Запросив указания, "Либерейтор" получил приказ атаковать. Он сделал два захода, каждый раз сбрасывая по две бомбы. В лодку они не попали, но одна из шлюпок была повреждена, а вторая перевернулась. Многих из спасенных людей, находившихся на палубе U-156, взрывной волной выбросило в море. Во избежание новых атак Хартенштейн отдал приказ на погружение.
                Позднее в тот же день вновь появился "Либерейтор", на этот раз он охотился за U-506. Лодка пошла на срочное погружение, повреждений она не получила, но были очень напуганы находившиеся на ее борту спасенные с "Лаконии". На помощь лодкам подошли французские корабли вишистского правительства "Глори", "Дюмон д^Урвилль" и "Аннамит", и итальянская подводная лодка "Каппелини". Действуя совместно, они подняли на борт всех уцелевших, кто еще оставался на подводных лодках и в шлюпках. Всего было спасено 1083 человека.
                17 сентября 1942 года Карл Дёниц издал приказ, содержащий следующее предупреждение командирам подводных лодок: "Вы не должны ни при каких обстоятельствах подвергать риску подводную лодку. Примите все меры к обеспечению безопасности, включая немедленное прекращение любых спасательных операций. Не доверяйте противнику."


                Причина подобных случаев - 2/3 судов ходят БЕЗ эскорта. Попытка наладить конвойную систему и водить суда только в охранении эсминцев - сразу замедлит и подорвет грузопоток (придется простаивать неделями, ожидая, когда сформируется конвой). Половина судов всегда будет ходить без прикрытия - на радость лодкам.
        2. avt 9 декабря 2013 17:20
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Каково вообще было соотношение побед/потерь у немецких подводников в 1944-45 гг.?

          Это вот по скудоумию я не понял .В табличке соотношение потерь в тоннах ,а не в штуках !? А если посмотреть сколько на одну погибшую лодку приходились потопленых судов ? А известно сколько немцы теряли лодок в Бискайском в зоне эскортирования своими кораблями и при самостоятельном форсировании до выхода на позицию ?Так что как только они закрыли ,,Воздушную брешь",создав новые базы в Исландии и на Азорских островах ,накрылись ,,волчьи стаи" 46% потопила авиация,все ,конкретный перелом в битве за Атлантику .
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          В чем?

          А до конца дочитать надо .
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Вы это пришете от незнания.

          А я действительно не знаю как осуществлялась ПЛО у японцев ,какими силами и техническими средствами ,очень мало данных . Знаю только что выпустили ОДИН специализированный тип самолета ПЛО , про систему их конвоев вообще не читал.
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          В Атлантике на 1 лодку к 1944 г. выставили по 10 противолодочных кораблей и самолетов -

          Ну о чем и говорю- закрыли немцам воздух и загнали ныряющие лодки под воду и разогнали главный козырь их козырь ,,волчью стаю".
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          лишь тогда соотношение потерь достигло 1:1

          Так мил человек , это и есть не то что поражение - крах подводной войны ,когда за один транспорт одна лодка .Вот немцы тогда это понимали ,отсюда и перевооружение на качественно новые ,уже не ныряющие лодки .Так что прикиньте когда на ХХIе техзадание выдали промышленности ,отмотайте назад немного на создание самого ТЗ и увидите когда они окончательно поняли что проигрывают ,причем в перспективе в чистую.
          avt
          1. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 17:44
            Цитата: avt
            .В табличке соотношение потерь в тоннах ,а не в штуках !?

            Табличка - масштабы потерь союзников, в тоннах.
            Я вас просил посмотреть - сколько лодок немцы теряли на 1 потопленный корабль/судно к концу войны. Размен - один на один.
            Это означает, что вы прогнали, когда писали:
            Цитата: avt
            закрыли им небо береговой авиацией и конвойными АВИАНОСЦАМИ ,враз накрылась у гансов вся ,,автономность боевых единиц

            Лодки дрались, гибли - при этом наносили противнику равный (если не больший ущерб - ведь среди трофеев имеется немало "звезд", их себе стоимость несравнима с себестоимостью постройки 700-тонной лоханки)
            Цитата: avt
            А я действительно не знаю как осуществлялась ПЛО у японцев ,какими силами и техническими средствами ,очень мало данных

            Самыми обычными. Эсминцы, сторожевики, катера-охотники.
            Естественно, это все оказалось совершенно неэффективным - что бы довести соотношение потерь до 1:1 - нужны горы противолодочной техники

            2/3 транспортов шли без прикрытия (как и в Атлантике) - и это нормально. Попытка наладить конвойную систему и водить суда только в охранении эсминцев - сразу замедлит и подорвет грузопоток (придется простаивать неделями, ожидая, когда сформируется конвой). Половина судов всегда будет ходить без прикрытия - на радость лодкам.
            Цитата: avt
            Ну о чем и говорю- закрыли немцам воздух и загнали ныряющие лодки под воду и разогнали главный козырь их козырь ,,волчью стаю".

            Т.е. для ликвидации подводной угрозы (хотя бы с разменом 1:1) союзникам пришлось затратить в десятки раз больше сил и средств, чем тратили немцы на Кригсмарине
            С этого и надо начинать.
            Пока силы были примерно равны (Германия vs Британия) - немецкие лодки равали "сбалансированный" британский фот, как грелку
            Цитата: avt
            Так мил человек , это и есть не то что поражение - крах подводной войны ,когда за один транспорт одна лодка

            А нефиг было воевать с заведомо превосходящим противником - было очевидно, что рано или поздно в войну вступят США и тогда у Германии не будет шансов

            Интересная табличка, дающая представление о потерях нем. лодок, строящихся лодках и самое важное - коэф. оперативного напряжения
            1. avt 9 декабря 2013 19:34
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              2/3 транспортов шли без прикрытия (как и в Атлантике) - и это нормально.

              Ага ,ну тогда брошенный 17конвой вообще дело житейское .
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Это означает, что вы прогнали, когда писали:

              С чего вдруг ? Именно когда 1к 1му стало ,немцы и завершили ,,жирные годы" и войну за Атлантику проиграли .
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              в десятки раз больше сил и средств, чем тратили немцы на Кригсмарине

              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              ведь среди трофеев имеется немало "звезд", их себе стоимость несравнима с себестоимостью постройки 700-тонной лоханки)
              Вот только художественного свиста а ля роман Крона ,,Дом и корабль" не надо ,давайте без диалогов из пьес .А то сейчас начнем - сколько всего надо на лодки потратить ,включая обучение экипажей и командного состава .
              Так можно и встречный вопрос до посинения приводить ,а желание сравнить лодки с самолетами ПЛО не приходило ? По системе стоимость эффективность ?
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Самыми обычными. Эсминцы, сторожевики, катера-охотники.

              Сталбыть и сами не знаете ничего конкретного ни по плав составу ,ни по техническим средствам .
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Пока силы были примерно равны (Германия vs Британия) - немецкие лодки равали "сбалансированный" британский фот, как грелку

              А кто говорил про ,,сбалансированный " флот бритов в начале войны !? Он таковым стал гораздо позже . Причем ,на радость немцев ,высокомерные бриты вообще похерили собственный опыт времен Первой мировой ,не говоря уж о его развитии,за что и поплатились ,получив от немцев и амерских союзников ,что за старые четырехтрубники и самолеты у них базы оттяпали навсегда .
              avt
              1. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 22:24
                Цитата: avt
                Ага ,ну тогда брошенный 17конвой вообще дело житейское .

                Нужно смотреть на характер груза. PQ17 вез дорогостоящую готовую продукцию - сотни танков, самолетов, машин, продовольствия и оружия.
                Золото вообще везли на военном кораблей - "Эдинбург" - правда не довезли, нарвались на U-456

                Но кто будет охранять пароход с грузом каучука или каждый отдельный танкер из США? И согласится ли капитан ждать недели/месяцы - пока сформируется конвой? Эсминцев несколько сотен и у них много других дел. А транспортов и танкеров многие тысячи.
                Цитата: avt
                Именно когда 1к 1му стало ,немцы и завершили ,,жирные годы"

                И кто в этом виноват, кроме чудовищной промышленности США - буквально завалившей немецкий флот противолодочной техникой.
                Цитата: avt
                ,а желание сравнить лодки с самолетами ПЛО не приходило ?

                Это не просто желание. Это необходимость. На развертывание сети аэродромов на побережье всей Северной атлантики, постройку тысяч Прайвэтиров и Каталин, их снабжение и обеспечение топливом - на все требуются средства.
                Цитата: avt
                Сталбыть и сами не знаете ничего конкретного ни по плав составу ,ни по техническим средствам

                Эсм, СКРы, переделанные яхты и траулеры - ничем не отличаются от европейских/американских
                Отсутствие гидролокаторов стало их преимуществом - японские эсминцы засекали амерские лодки по звукам их собственных сонаров. Янки в годы войны потеряли 50 подлодок. При том, что напряжение на Тихоокеанских коммуникациях было раз в 5 меньше, чем в атлантике
                Цитата: avt
                А кто говорил про ,,сбалансированный " флот бритов в начале войны !?

                Как же - линкоры, авианосцы, крейсеры, сотни эсминцев, тральщики, базы, патрульная авиация - все те же Сандерленды, что и в конце войны.
      2. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 16:29
        Цитата: avt
        Амерам здорово свезло в том что японцы не удосужились ,а порой не имели технических средств для конвойной работы ,ну хотя бы как в Атлантике

        Вы это пришете от незнания. В Атлантике на 1 лодку к 1944 г. выставили по 10 противолодочных кораблей и самолетов - лишь тогда соотношение потерь достигло 1:1
        Цитата: avt
        Ведь сам же и опровергает себя

        В чем?
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        В условиях господства в воздухе собственной авиации и получения качественных разведданных с самолетов (в наше время ИСЗ) - эффективность субмарин вообще становится запредельной.

        Фишка в том, что лодки создаются и строятся для других условий. Гораздо более жестких - действовать там, где нет поддержки. За "линией фронта". В этом и весь смысл скрытности ПЛ. Там, эффективноть не так высока. И имеются потери - но только лодка способна воевать в таких условиях, в тылу врага, когда на море и в воздухе господствует противник
  9. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 14:33
    В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев. А также тысячу рудовозов, транспортов и танкеров торгового флота

    "Бей по болевым точкам! Вступай на службу на подводный флот! 77% тоннажа - на нашем счету!"
    кто сумеет найти на картинке перископ подлодки?))) еще одно доказательство высочайшей скрытности субмарин)))
  10. SWEET_SIXTEEN 9 декабря 2013 14:36
    П. Улякину благодарность. Качественная статья + много редких иллюстанций из монографий
    +
  11. Пеший 9 декабря 2013 15:59
    Ждем продолжения.
  12. Saburo 9 декабря 2013 16:46
    Тогда уж стоит упомянуть что американские подводники потопили самый большой надводный боевой корабль в истории - авианосец Синано водоизмещением больше 70 000т. Потоплен 29 ноября 1944 года подлодкой USS Archer-Fish типа "Балао", фактический это была улучшенная версия "Гато".
  13. serezhafili 9 декабря 2013 19:07
    Не понял, почему автор присвоил победу в битве в Коралловом море американцам? В бою, продолжавшемся с 4 по 8 мая 1942 года американцы потеряли 1 большой авианосец "Лексингтон", эсминец "Симс" и танкер "Неошо", в то время, как японцы потеряли только один лёгкий авианосец "Сохо"! Да и у атолла Мидуэй американцам помог лишь случай и огромное личное мужество пилотов. Так что до победы было ещё очень, очень далеко!
  14. avt 9 декабря 2013 19:43
    Цитата: serezhafili
    Не понял, почему автор присвоил победу в битве в Коралловом море американцам?

    Тут вопрос конечно дискуссионный ,как считать . Вроде по штукам сходится .НО ! Потери летного состава у японцев были очень существенные ,если не сказать больше ,что просто выбили обученных летунов топивших все и вся ,а это при разнице подготовки летных кадров у противостоящих сторон ,была просто беда. Да и повреждения у ,,Журавлей" ,были такие что на Мидуэй не пошли . А самое главное - остановлено движение на юг ,стратегическое движение и Австралия могла спать спокойно .Можно сказать что не возврат на это направление и Мидуэйская авантюра поставила крест на японских успехах в Тихом океане .
    avt
    1. serezhafili 9 декабря 2013 20:24
      Тем не менее впереди впереди был Гуадалканал, был Атту, были "лягушачьи прыжки" с атолла на атолл! Победа досталась американцам намного тяжелей, чем принято у нас считать!Кстати в бою в Коралловом море США потеряли 66 самолётов а Япония 77.
      1. avt 10 декабря 2013 16:40
        Цитата: serezhafili
        Кстати в бою в Коралловом море США потеряли 66 самолётов а Япония 77.
        Так ведь
        Цитата: avt
        выбили обученных летунов топивших все и вся ,а это при разнице подготовки летных кадров у противостоящих сторон ,была просто беда

        Цитата: serezhafili
        Тем не менее впереди впереди был Гуадалканал, был Атту, были "лягушачьи прыжки" с атолла на атолл!

        Именно что
        Цитата: serezhafili
        "лягушачьи прыжки" с атолла на атолл!

        Главное то что
        Цитата: avt
        остановлено движение на юг ,стратегическое движение и Австралия могла спать спокойно .
        avt

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня