Подводные лодки класса Gato
Результаты боевых действий ВМФ США на Тихом океане во Вторую мировую войну стали подлинным триумфом американских военно-морских сил. Огромный вклад в победу над Японией был внесен американскими субмаринами, которые потопили японские суда и корабли суммарным водоизмещением 5 миллионов тонн.
Формирование современного американского подводного флота началось в 1930-х годах с постройки нескольких больших подлодок, способных действовать в океане. Друг от друга они отличались оборудованием и характеристиками. Анализ опытной эксплуатации данных субмарин дал возможность сделать выбор наиболее удачного образца. Именно его начали совершенствовать и использовали в серийном производстве.
Это была подлодка Cachalot SS-170. При ее производстве вместо традиционной клепки использовалась сварка. Это снижало массу конструкции при увеличении ее прочности. Кроме этого, данная субмарина выгодно отличалась наличием электромеханического вычислительного устройства TDS, позволяющего решать задачи прицеливания во время ведения огня торпедами. TDS автоматически вводил в систему управления торпеды упреждение, угол цели, а также глубину хода.
На базе субмарин Cachalot в 1933 году заложили серию из 10 подлодок «Туре Р». Новые подводные суда, в отличие от прототипа, имели большие водоизмещение и размеры, что позволяло установить на борт дизель-электрическую энергетическую установку большей мощности (Cachalot был оснащен обычным дизельным двигателем с прямой передачей) и систему кондиционирования воздуха. Последнее усовершенствование было самым важным. Системами кондиционирования не только улучшались условия обитаемости, но и обеспечивалась безопасность, устраняя в отсеках повышенную влажность воздуха (основную причину коротких замыканий в электроцепях).
Максимальная глубина погружения подлодок «Туре Р» равнялась 75 метрам. Основное вооружение состояло из 16 торпед и четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Десять построенных подлодок «Туре Р» можно разделить на две серии. Первая (4 субмарины) вступила в строй в 1935—1936 гг. и вторая (6 подлодок) — в 1936—1937 гг. Подводные лодки второй серии отличались более мощной дизельной энергоустановкой.
Вслед за «Туре Р» американским флотом было заказано 16 субмарин типа Salmon, имеющих усиленное вооружение. На них смонтировали еще пару дополнительных кормовых торпедных аппаратов. Таким образом, количество торпедных аппаратов увеличилось до десяти: 6 носовых и 4 кормовых. Количество торпед возросло до 24. По мнению некоторых специалистов, электродвигатель на подлодках «Туре Р» можно вывести из строя путем повреждения силового кабеля. В связи с этим на первых шести подлодках серии «Salmon» (вступили в строй в 1937—1938 гг.) разработчики не стали устанавливать дизель-электрической энергоустановки, а вернулись к прямой передаче от двигателей к гребному валу.
Но сильные вибрации, большая шумность и увеличение времени для зарядки аккумуляторов заставили разработчиков в остальных десяти подлодках (по имени головного судна их выделяют в отдельный тип «Sargo») вновь вернуться к схеме с использованием дизель-электрической энергоустановкой, в которой отсутствовали вышеперечисленные недостатки. В ходе переделки на подводной лодке удалось дополнительно разместить 44 т топлива и увеличить вдвое емкость аккумуляторов, что увеличило дальность надводного хода (на 1000 миль) и подводного плавания (85 миль).
Следующей ступенью совершенствования американских подводных лодок стали субмарины «Tambor», несущие на борту 24 торпеды и 10 торпедных аппаратов. «Tambor» — последняя серийная подводная лодка, вступившая в строй на Тихом океане до начала войны. По остальным характеристикам, включая и тип энергоустановки, она не отличалась от первой серии подводных лодок «Salmon».
После Перл-Харбора стало понятно, что остановить японскую экспансию получится только с помощью асимметричных ответных действий. Адмиралами Нимитцем и Кингом было предложено действовать в двух направлениях: вести сдерживающие бои и наносить удары в глубь территории Японии. В распоряжении командования флотом были несколько авианосцев, около 30 эскадренных подлодок, 10 старых субмарин класса V и несколько ветхих подводных лодок класса S.
Силами авианосцев удалось сдержать наступление японцев. Японцы проиграли в Коралловом море, а у атолла Мидуэй были полностью разгромлены. В принципе, Соединенные Штаты выигрывали войну на тихоокеанском театре, достаточно было лишь затянуть ее и дождаться, пока Япония истощит ресурсы. Но две эти решительные операции ускорили поражение Японской империи.
Глубокие удары наносились почти исключительно субмаринами. За исключением налета на Токио Дулиттла в апреле 1942 года, самолеты США не могли достать до территории Японии вплоть до середины 1943 г. Американские подводные лодки с первых дней войны действовали в глубине вражеской территории, нанося удары по конвоям. Поначалу эффективность действий подлодок была ниже ожидаемой. Главной причиной была чрезмерная осторожность командиров лодок, еще не получивших реального боевого опыта. Заметную проблему представляла и ненадежность торпедных взрывателей, и частые сходы торпед с курса. Наконец, подлодок было слишком мало для создания серьезной угрозы на коммуникациях противника. 40 с небольшим лодок, включая десяток старых, было явно мало.
Последняя проблема решалась проще всего. Оригинальный бюджет 1941 г., предполагавший строительство 6 подводных лодок, с началом войны был пересмотрен в сторону резкого увеличения их количества. Капитуляция Франции также заставила правительство США резко увеличить финансирование программы по строительству судов. 20 мая 1940 г. к 6 запланированным подлодкам добавили строительство еще 22, а 16 августа заказали еще 43 субмарины. Все подлодки были заказаны фирмами: Electric Boat Company (41); Portsmouth Naval Shipyard (14); Mare Island Naval Shipyard (10). Вскоре у компании Mare Island Naval Shipyard освободились 2 стапеля, и в апреле 1941 г. она получила заказ на 2 дополнительные подлодки. Таким образом, до нападения на Перл-Харбор строилось 73 подводные лодки класса «Gato». К 07.12.1941 г. в строй успели ввести лишь одну подлодку данного типа — «Drum» (SS 228), однако в первые дни после налета было спущено еще 10 лодок, а заложили 21. Темпы производства постоянно увеличивались.
Семидесяти трем подлодкам класса «Gato» были присвоены номера от SS 212 до SS 284. В отличие от флотов других стран, где тактические номера присваиваются произвольно и могут меняться, на американском флоте корабль получает постоянный номер. Как правило, номер состоит из двухбуквенного индекса (тип судна) и порядкового номера. Номера выделяются блоками для различных верфей. Например, блок номеров SS 212-227 выделили Electric Boat Company, a номера SS 228-235 — Portsmouth Naval Shipyard. Данные номера не несли информации об очередности закладки, спуска или введения в строй корабля. Поэтому подводную лодку «Drum» (SS 228) заложили и приняли в строй раньше формально первой подлодки серии «Gato» (SS 212). Номера судов, строительство которых было прекращено, выпадали из последовательности. Хотя последней подлодкой серии «Gato» стала «Grenadier» (SS 525), в серии были промежутки среди младших номеров. Также аннулировали дальнейшую серию, вплоть до SS 562. В связи с этим первой послевоенной серией подлодок стали 6 субмарин класса «Tang» с номерами, начиная с SS 563. В случае, если судно переделывалось, изменялся буквенный префикс, но номер оставался неизменным. Так, например, «Cavalla» (SS 244) в 1952 г. была переделана в ПЛО, ее обозначение изменилось на SSK 244.
От своих предшественниц, подводных лодок класса «Tambor», субмарины класса «Gato» отличались деталями. «Gato» была тяжелее на 51 тонну и длиннее на 1,4 м. Дополнительная длина позволила установить более мощные дизельные двигатели и дополнительные переборки между двигательными отделениями. Первые субмарины «Gato» оснастили старыми дизелями, как у «Tambor». Однако удлинение корпуса улучшило гидродинамику, что дало возможность выиграть в надводном положении пол-узла скорости (21 узел). На подводную лодку также установили более мощные аккумуляторы, что увеличило скорость в подводном положении на четверть узла (до 9 узлов). Дополнительный объем использовался для увеличения запасов топлива и масла до 94000 гал (355829 л). Это обеспечило дальность хода 12 тыс. миль при скорости 10 узлов. По результатам эксплуатации субмарин класса «Tambor» внутренняя арматура была усилена, увеличив на 15 м предельную глубину погружения (до 91,5 метров). Расчетная глубина раздавливания не изменилась — 152 м. Предельная глубина погружения равнялась глубине, на которой подлодка может действовать без проблем и протечек, связанных с ростом давления. Во время боевых действий капитаны довольно часто превышали предельную глубину, стремясь избежать глубинных бомб.
Между подводными лодками, выпускавшимися разными верфями, существовали небольшие различия. Наиболее заметным из них была конфигурация дренажных отверстий. Дренажные отверстия на субмаринах, построенных на правительственных верфях, были более многочисленны и заходили дальше на корму и нос, нежели у подлодок, выпущенных Electric Boat. Позднее многие подлодки получали дополнительное оснащение и вооружение, поэтому их внешний вид мог меняться в широких пределах.
Подводные лодки класса «Gato» имели два корпуса. Внутренний прочный корпус был окружен легким наружным корпусом, внутри которого размещались топливные баки, дифферентные цистерны и балластные цистерны. Центральная часть прочного корпуса — цилиндрическая конструкция из стали 14,3 мм. Прочный корпус к носу и корме конически сужался, а к корпусу сверху крепился цилиндр боевой рубки. Прочный корпуса имел максимальный диаметр 16 футов (4,9 метров).
К внешнему корпусу сверху палубы и крепилась надстройка. Формой наружного корпуса обеспечивалась высокая скорость надводного хода. На носу находились кабестан и якорь, цистерна плавучести и передние рули глубины. Конструкция палубы перед мостиком и позади него была усилена. Здесь устанавливались две пушки калибра 76,2 мм (длина ствола 50 калибров), но на практике оставляли одну пушку или обе демонтировали.
Под палубой скапливался воздух, что замедляло погружение субмарины. Для устранения этого недостатка в палубе проделывали дренажные отверстия. Сверху боевую рубку закрывало ограждение мостика. Палуба за рубкой получила прозвище «сигаретной», поскольку именно туда выходили матросы покурить. Здесь же устанавливался зенитный пулемет: Browning калибра 12,7 или 7,62 мм. При погружении пулемет убирался внутрь подлодки.
Прочный корпус подводной лодки класса «Gato» внутри разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков.
Носовой торпедный отсек
Носовой торпедный отсек служил для размещения шести торпедных труб (4 — выше уровня палубы, 2 — под палубой). Отправляясь в боевой поход, лодка несла по одной торпеде в каждой трубе. К 4 верхним торпедным аппаратам имелось по 2 запасных торпеды, к подпалубным аппаратам — только по одной. Всего к носовым трубам имелось 16 торпед. Из переднего торпедного отсека наружу выдвигался и вращался сонар, а также гидродинамический лаг. Кроме этого, в носовом торпедном отсеке имелось 14 спальных мест.
В отсеке было установлено следующее оборудование: гидронасос; механизм управления носовыми рулями глубины; гидродвигатель для управления рулями; воздухопровод для вентиляции и продувания торпедных аппаратов; баллоны со сжатым воздухом для запуска торпед; клапанная коробка продувки; коллектор и клапаны нормальных топливных цистерн №№ 1 и 2; коллектор и клапаны санитарной цистерны №1; коллектор и клапаны цистерн с пресной водой №№ 1 и 2; механизмы управления клапаном продувки балластной носовой цистерны и управления продувкой цистерны главного балласта.
Носовой батарейный отсек
Носовой батарейный отсек располагался между шпангоутами 35 и 47. От носового торпедного отсека он отделялся герметичной переборкой. Подлодка несла 252 аккумуляторные батареи (6 рядов по 21), половина из которых находилась под палубой носового батарейного отсека. Возникавший при работе аккумуляторов водород удалялся специальной вентиляционной системой. Палуба отсека служила для размещения помещений для офицерского состава: буфетная; кают-компания; 3 жилые офицерские каюты. Одна из кают предназначалась для 3 младших офицеров. Во второй каюте жили первый лейтенант и старший помощник капитана. У капитана подводной лодки имелась отдельная каюта, он был единственным человеком на субмарине, у которого было отдельное помещение. В четвертой каюте размещалось 5 старших унтер-офицеров. Экипаж лодки в некоторых случаях мог насчитывать до 10 офицеров, в офицерских каютах было довольно тесно. Унтер-офицерская каюта служила для хранения и ведения корабельного журнала.
В отсеке размещалось следующее оборудование: переборочные захлопки; вытяжные и нагнетающие вентиляционные магистрали; компрессоры вентиляции аккумуляторных батарей; механизм управления вентилем цистерны балласта 2А-2В; внешние и внутренние штуцеры аварийной подачи воздуха.
Пост управления
В центральной части подлодки между шпангоутами 47 и 58 размещался пост управления. Отсюда управляли курсом, скоростью и глубиной погружения подводной лодки. Пульт управления рулями, люк в насосное отделение, главный гироскоп, а также шахты радиолокационной мачты и перископов находились в диаметральной плоскости отсека. На подволоке смонтировали магистрали системы вентиляции, штуцеры внешней аварийной подачи воздуха, люк в боевую рубку и переборочные захлопки.
По правому борту на палубе отсека были установлены клапанная коробка системы воздуха высокого давления, электрические распределительные щитки, 225-фунтовый воздушный коллектор, коллекторы продувки 10- и 600-фунтовых цистерн главного балласта, а также распределительный щит силовой сети вспомогательных механизмов.
По левому борту размещались сигнальный эжектор, оружейная группа, клапанная коробка гидросистемы, клапан вентиляции цистерны быстрого погружения, боевой пост всплытия и погружения и управление кормовыми горизонтальными рулями, аварийные вентиляционные захлопки и клапанная коробка дифферентовочной магистрали. Здесь же размещалась панель индикаторов отверстий прочного корпуса, в шутку прозванная «рождественской елкой». Данное прозвище было дано потому, что каждый люк в прочном корпусе имел два огня: красный и зеленый. Красный сигнал означал открытие люка, зеленый — закрытие. Отсюда появилось сленговое выражение green board («зеленая панель»), означавшая, что все люки задраены, и субмарина может погружаться.
Под палубой поста управления располагалось насосное отделение, служащее для размещения ручного и гидравлического механизмов управления отрицательной плавучестью, компрессоров воздуха высокого давления, компрессора низкого давления, трюмного насоса, насоса дифферентной системы, вакуум-насоса, гидравлического аккумулятора, машины системы кондиционирования, холодильника и кладовой.
В кормовой части поста управления находилась радиорубка, в которой были установлены радиостанция, шифровальная машина CSP-888 (скорость работы 45—50 слов в мин.), индикатор радиопеленгатора.
Боевая рубка
Особый, довольно тесный отсек, расположенный за пределами обводов корпуса над постом управления, цилиндрической формы, оснащенный собственной системой вентиляции и кондиционирования. В ней располагались приборы управления стрельбой, навигационное оборудование, гидроакустическое оборудование, перископы, гирокомпас, пульт управления рулями, различные индикаторы и датчики давления. Боевая рубка соединялась с постом управления через нижний рубочный люк.
Здесь размещалось оба перископа. Первые субмарины класса «Gato» оснащались перископом «тип 2» или «тип 3». Перископ «тип 2» также назывался боевым или игольчатым, он был малозаметен, имея минимально возможный диаметр. «Тип 3» обеспечивал большее поле зрения, но был толще. Начиная с 1944 г. на подлодки начали ставить перископы «тип 4» или вместо перископа «тип 3» ночной перископ. Перископ «тип 4» был короче и толще, поэтому имел большую светосилу. На перископе стоял радар-дальномер ST, который помогал осуществлять ночные подводные атаки. По левому борту на задней переборке размещался калькулятор курса торпед (TDC, Torpedo Data Computer). Рядом находились дисплеи сонара и радаров, а также запасные органы управления субмариной. Во время подводной атаки в боевом отделении становилось тесно, поскольку здесь размещались боевые места капитана, первого помощника, одного или двух операторов сонара и радара, одного или двух операторов TDC и телефонист.
Кормовой батарейный отсек
Под палубой кормового батарейного отсека между 58 и 77 шпангоутами находились остальные 126 аккумуляторных батарей, а также трубопроводы и компрессор системы вентиляции. На палубе размещались камбуз, главный буфет, морозилка и холодильник. Здесь же стояла корабельная аптечка и была оборудована столовая матросов. Кроме того, здесь находились 36 спальных мест и шкафчики для личных вещей экипажа. Здесь же были двухместная матросская душевая и посудомоечная машина. Кормовой батарейный отсек был самый вместительный на субмарине.
Носовое машинное отделение
Размещалось между 77 и 88 шпангоутами. В нем размещались дизели №№ 1 и 2, которые вращали валы электрогенераторов. Кроме этого, здесь устанавливались масляные и топливные насосы, штуцеры аварийной подачи воздуха, переборочные захлопки, клапан общекорабельной системы вентиляции, нагнетатели воздуха, сепаратор жидкого топлива и откачивающие компрессоры.
Кормовое машинное отделение
За носовым машинным отделением между 88 и 99 шпангоутами располагалось кормовое машинное отделение. Оборудование данного отсека от предыдущего отличалось входным люком в подволоке. Под палубой отсека устанавливался вспомогательный дизель-генератор (мощность 300 кВт), который снабжал электроэнергией зарядные устройства аккумуляторных батарей и вспомогательные механизмы.
В зависимости от производителя подводные лодки оборудовались дизельными двигателями фирм Fairbanks-Morse или General Motors. Fairbanks-Morse 38D81/8 (мощность 1600 л.с.) — 10-цилиндровый, двухтактный, с оппозитным расположением цилиндров. General Motors 16-278А (мощность 1600 л.с.) — 16-цилиндровый, двухтактный, с V-образным расположением цилиндров. Воздух для двигателя подавался компрессором.
Топливный насос (производительность 37,9 л/мин) работал от электродвигателя постоянного тока (мощность при 1150 об/мин 0,736 кВт). Система охлаждения работала на пресной воде, охлаждаемой перед повторным использованием забортной водой. Двигатели запускались от 200-атмосферной воздушной магистрали.
Каждый дизель был соединен с валом генератора (мощность 1100 кВт). При частоте 750 об/мин генератор вырабатывал ток напряжением 415 В. Генераторы постоянного тока имели воздушное охлаждение и параллельное возбуждение. Во время плавания они приводили в действие электродвигатели или заряжали аккумуляторы.
Рулевой/моторный отсек
Размещался между шпангоутом 99 и 107. При этом на палубе размещался пост управления силовой установкой, пульт дистанционного выключения двигателей, вспомогательный распределительный электрощит и токарный станок. Под палубой отсека устанавливалось четыре гребных электродвигателя (мощность каждого при 1300 об/мин 1000 кВт), попарно вращавших гребные валы: на правом борту — правого вращения, на левом борту — левого.
Электродвигатели №№ 1 и 3 через понижающие редукторы (снижали частоту вращения до 280 об/мин), приводили во вращение гребной вал по правому борту, а электродвигатели №№ 2 и 4 — по левому. Кроме этого, под палубой были установлены масляные и циркуляционные насосы.
На подводных лодках поздних выпусков редукторы не устанавливались, поскольку монтировались двухякорные электродвигатели, которые могли менять мощность при частоте вращения 67..282 об/мин в пределах 15 — 2000 кВт.
Кормовой торпедный отсек
В кормовом торпедном отсеке, находящимися между шпангоутами 107 и 125, имелось четыре торпедные трубы (перед походом заряжались торпедами) и четыре запасные торпеды. Также здесь находились инструментальный ящик боцмана и пятнадцать спальных мест. Хотя на субмарине было 70 спальных мест (формально на каждого матроса по одному месту) экипаж лодок на практике был больше, в связи с чем матросы спали в две смены, точнее три матроса спали по очереди на двух постелях. Численность экипажа к концу войны обычно превышала 80 человек. Некоторые постели в торпедных отсеках опускались лишь после того как торпедные аппараты перезаряжались. К концу войны значительно убавилось количество целей в море, подлодки могли возвратиться из похода, так и не сделав ни единого выстрела.
Кроме торпед, подводные лодки класса «Gato» несли и другие виды вооружения. Например, на «сигаретной» палубе устанавливался 7,62- или 12,7-миллиметровый зенитный пулемет Browning. Во время погружения пулемет убирался внутрь лодки.
Пулемет «Browning» калибра 7,62 мм стал первым зенитным оружием, которое устанавливалось на подлодки класса «Gato». Первоначально использовался пулемет со стволом, имеющим водяное охлаждение, однако появился вариант с воздушным охлаждением. Как правило, подлодка оснащалась несколькими пулеметами, устанавливаемыми по периметру рубки на станки. Крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет «Браунинг» популярности не получил. Хотя он и имел большую эффективность при ведении огня по воздушным целям, он имел большие размеры и массу, что затрудняло уборку пулемета при экстренном погружении.
Заменить зенитный пулемет должна была 20-мм пушка «Oerlikon» (длина 70 калибров) швейцарского производства. В Соединенных Штатах ее выпускали по лицензии. Многие подводные лодки после начала войны получили по одной такой пушке. Одноствольные пушки в дальнейшем заменили на спаренные.
Шведская 40-мм пушка «Bofors» (длина 60 калибров) на американском флоте была принята на вооружение вскоре после того, как выяснилось, что американская зенитная пушка калибра 28 мм малоэффективна против современных самолетов. В 1944 году на подлодки класса «Gato» начали ставить по одной пушке «Bofors». Пушка себя отлично зарекомендовала, и ее начали устанавливать на все подводные лодки еще до конца 1944 г.
Перед и позади мостиком палуба имела усиленную конструкцию для монтажа пушек. Артиллерийское вооружение подводных лодок «Gato» отличалось разнообразием. Места и тип расположения орудий зависели от пожеланий командира лодки и времени ее ввода в строй.
У подлодок класса «Gato» перед и позади рубки на палубе имелись усиленные площадки, которые предназначались для установки пушек. Лишь некоторые подлодки несли сразу пару пушек. На субмаринах могли устанавливаться следующие орудия:
76,2-мм пушка с длиной ствола 50 калибров являлась стандартной палубной пушкой американских подводных лодок времен Второй мировой войны. Выпускалось множество модификаций, имеющих разные обозначения. Между собой модификации различались главным образом типом нарезки. Хотя пушка в эксплуатации была проста, в ней использовались слишком легкие снаряды (5,9 кг — 13 фунтов), чтобы быть эффективной даже в противостоянии с небольшими кораблями. Боевой опыт заставил оснастить подлодки артсистемой большей мощности.
Первоначально 102-мм пушки с длиной ствола 50 калибров устанавливалась на нескольких подлодках класса S. В дальнейшем они устанавливались и на субмаринах класса «Gato». Для 102-мм пушки уже использовались 15-кг снаряды. Главным недостатком орудия была высокая начальная скорость снаряда составлявшая 884 м/с, поэтому снаряд часто пробивал легкие цели навылет, не причиняя серьезных повреждений.
Ствол 127-мм пушки (длина ствола 25 калибров) изготавливался из нержавеющей стали, в связи с чем пушке не требовалась заглушка на дульном срезе. Это упрощало перевод орудия из походного положения в боевое. Пушка стреляла 24,4-кг фугасными снарядами (масса фугасного заряда — 2,55 кг). Начальная скорость составляла 808 метров в секунду. Данное орудие считали идеально соответствующим требованиям, которые предъявлялись к палубной артиллерии подлодок.
Между субмаринами, произведенными различными верфями, существовало большое количество визуальных отличий. Наиболее заметными были расположение, число и конфигурация шпигатов. Некоторые подлодки оснащались дополнительными оборудованием и вооружением. Именно поэтому историки флота утверждают, что найти две абсолютно одинаковые подлодки типа «Gato» невозможно.
Модернизация подводных лодок типа Gato продолжалась до конца Второй мировой войны, при этом работа касалась не только вооружения и конструкции, но и оборудования.
Например, постоянно модернизировалось гидроакустическое оборудование. На первых сериях подлодок устанавливали гидролокаторы WCA с гидрофоном JT, работавшем в диапазоне 110 Гц — 15 кГц. Его дальность действия составляла 3429 метров. Он давал возможность определить дальность до цели и пеленг, а если цель — подлодка, то определялась и глубина погружения. В 1945 г. на вооружение был принят более совершенный гидролокатор WFA.
Все 73 подлодки класса «Gato» принимали участие в боях. Из 10 наиболее успешных американских подводных лодок (по величине потопленного тоннажа) 8 относятся к данному классу. Погибло 19 лодок. Одна из них (SS-248 «Dorado») была потоплена американским самолетом по пути к Панамскому каналу в Карибском море, 18 были потеряны в результате противодействия противника в Тихом океане.
Среди подводных лодок типа «Gato» наиболее известными в годы войны стали «Flasher» SS-249 (лидер по потопленному тоннажу, 100231 брт), «Barb» SS-220, «Growler» SS-215, «Silversides» SS-236, «Trigger» SS-237, и «Wahoo» SS-238.
Капитан SS-215 «Growler» Говард В. Гилмор стал первым подводником, награжденным Медалью Почета. Гилмор 7 февраля 1943 г., будучи на мостике, был ранен с японского транспорта «Hayasaki». Капитаном был отдан приказ на немедленное погружение, хотя сам Гилмор не успел добраться вовремя до люка.
SS-227 «Darter» — единственная американская субмарина, затонувшая в результате удара о дно.
SS-238 «Wahoo» под командованием Дадли «Маш» Мортона стала первой из американских подводных лодок, которая проникла в Японское море. В 1943 году она была потоплена во время возвращения из второго похода в тот район.
SS-245 «Cobia» была потоплена японскими транспортами, которые шли с танковыми частями на Иводзиму в качестве подкрепления.
SS-257 «Harder» под командованием Samuel D. Dealey — единственная подлодка, потопившая за свою карьеру пять эскортных кораблей. Четыре из них были потоплены за один поход.
SS-261 «Mingo» после войны была продана в Японию и служила под именем «Kuroshio».
SS-244 «Cavalla» потопила авианосец Shōkaku, который принимал участие в атаке на Перл-Харбор.
Некоторые подводные лодки класса «Gato» сохранились в качестве памятников: в Seawolf Park установлена USS Cavalla (SS-244), в морском музее в Висконсине — USS Cobia (SS-245), в музее Battleship Memorial Park — USS Drum (SS-228).
Технические характеристики:
Длина — 95 м.
Ширина — 8,3 м.
Надводное водоизмещение — 1526 т.
Подводное водоизмещение — 2410 т.
Рабочая глубина погружения — 90 м.
Надводная скорость — 20 узлов.
Подводная скорость — 8 узлов.
Силовая установка:
4 дизеля мощностью по 1400 л.с.
4 электромотора мощностью по 1370 л.с.
2 аккумуляторные батареи по 126 элементов в каждой.
Автономность плавания — 75 суток.
Экипаж — 60/85 человек.
Вооружение:
Артиллерия — палубное орудие калибра 76 мм.
Торпедное вооружение — 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм, 24 торпеды.
Противовоздушное вооружение — 2 пулемета калибра 12,7 мм или 7,62 мм.
Подготовлено по материалам:
dic.academic.ru
wunderwafe.ru
anrai.ru
Информация