Military Review

First Russian Fleet - Pirates of the Terrible Tsar

3
Leafing through the pages of the annals of the Russian fleet, we recall the campaigns of Russian princes under the walls of Constantinople, the exploits of ushkuyniki, the raids of the Cossacks in the Black and Caspian Seas, and, of course, the construction of the fleet by Peter the Great.

But few people know that in school programs there is no Russian about this stratum. stories not a line about the pirate fleet of Ivan Vasilyevich.

Foreign policy problems of Ivan IV

The young king inherited a bunch of problems, both domestic and foreign. On the southeastern border, fragments of the Horde — the Crimean, Astrakhan, Kazan, and Siberian Khanates — sat in thrusts. From the north-west hung Sweden, Poland.

Having brilliantly solved the problems of the Kazan and Astrakhan khanates, Ivan IV faced the problem of choosing where to strike the main blow, to which sea to break through - to the Black or Baltic Sea.

The Tsar's entourage, the “Chosen Rada,” opposed a strike on the Livonian Order, they believed that the main blow should be inflicted on the Crimean Khanate, which hampered the development of the Moscow kingdom and closed the exit to the Black Sea and the fertile lands of the south.

Help: Chosen Rada - the term introduced by Prince A. M. Kurbsky to designate the circle of persons who constituted the informal government under Ivan the Terrible in 1549 — 1560. It consisted of: the clergyman of Tsar Sylvester, the nobleman A. F. Adashev, the metropolitan Makary, the princes Kurbsky and Kurlyatev, and others.

Ivan Vasilyevich decided to deliver the next blow to Livonia - the order was "decrepit", militarily weak, and there was the appearance that Russia would easily make its way to the Baltic Sea. Although at that time Moscow had access to the Baltic - the coast of the Gulf of Finland between Ivangorod and Vyborg, the mouths of the Narova, Neva, Luga rivers. But the temptation to take the cities, the ports of Livonia, to expand its presence in the Baltic was strong. In addition, it could be justified by the fact that, they say, “we return ours”: for example, Dorpat-Yuryev was founded by Yaroslav the Wise, and the local tribes paid tribute to Russia and were under her hand.

The benefit of striking Livonia was still in military terms - Moscow could put 100-thousandth fully combat-ready army, the Livonian Order lost its combat capability long ago, it could assemble no more than 10 thousand soldiers, its main force was powerful fortresses. His strongest detachments were detachments of mercenaries, but they were very few in number, while the local people - Livs, Estonians, Letts - hated their masters and lived in the position of movable property, so they would not have resisted. It was dangerous to fight the Krymchaks, with tens of thousands of mobile cavalry troops, behind whose back the powerful Ottoman Empire.

Milestones of the Livonian War

At the end of 1558, the Russian army entered Livonia and by the summer almost without resistance occupied most of its territory. In 1560, the Livonian Order was finally crushed.

But other claimants were found on such a “tasty piece” - the Lithuanians were the first to get involved in the war. The Grand Duchy of Lithuania seized Riga and Courland, and Vilnius governor Nikolai Radzivil declared Livonia to be part of Lithuania. In 1561, the Polish-Lithuanian army occupied one of the Revel fortresses not captured by the Russian army. Then Sweden intervened, the Swedish landing with a sudden blow knocked the Polish-Lithuanian forces out of Revel.

Moscow faced the threat of war with two mighty European powers. The Moscow "Blitzkrieg" turned into an endless, exhausting war with two first-class armies and another with the Crimean horde on a huge front from the Neva to the Izyum route.

The Commonwealth offered peace for a part of the territory of Livonia, but Ivan Vasilyevich was adamant, in response, he demanded that the lands of Polotsk and Kiev principalities be returned to Russia.



Maritime Theater Problem

If it was convenient to fight with the Polish-Lithuanian Commonwealth - almost the entire western border, from Chernigov to Vilna, the war with Sweden was problematic. For example, in 1568, the Russian army was unable to take Revel precisely because the Swedish fleet supplied the fortress garrison with sea with everything necessary, from food and ammunition to the delivery of fresh troops. In addition, the Swedish fleet launched a hunt for merchant ships that came to us.

Poland, which did not have a fleet, turned the vassal Danzig and the Livonian Pernau-Pärnu into its naval bases, the "Narva navigation" was almost destroyed.

Ivan Vasilyevich wanted to “answer”, he needed a fleet. In Russia in Pomorie and Novgorodchina there were people familiar with the sea, from which teams could be recruited, there were carpenters who could build ships. But there were no navigators, naval military experts.

And the king came up with a brilliant plan - to the threat of Swedish and Polish piracy, we will answer the same - we hire privateers.

Danish help

Who read and remembers the Northern War, which Peter the Great led with Sweden, knows that Denmark, a longtime rival of Sweden, was our ally in the struggle for primacy in Northern Europe.

Denmark and under Ivan Vasilievich helped us, in their own interests, of course, and not from humane motives. Sweden was a part of the Danish possession and left its structure only in the 20-s of the 16 century, Copenhagen was not averse to punishing the Swedes. As soon as the king gave orders to the merchants and officials of the Ambassadorial order to find the right person, the monarch of Denmark, Frederick II, himself found and personally recommended.

It was already known in the Baltic captain Carsten Rode. A rather mysterious person — there is no information either about his date of birth, or about the date of death, or reliable information about his life journey to the service of the Russian tsar. There is only fragmentary information that he could fight in the Mediterranean under the command of Admiral Doria, was “the royal corsair in the service of the king of Denmark, fought against the Swedes. Rode was in the service of the brother of the Danish king, Duke Magnus. And the Duke Magnus was the ruler of Courland and Ezel, considered a loyal ally of Ivan the Terrible, because he wanted to get the title of King of Livonia from the hands of the Russian tsar.

Carsten Rode was not a noble family, he was a strong and tall man. He was distinguished by great faith and could execute any person, "so as not to incur God's wrath on the ship." Which, apparently, was also terrible to the king's liking.

The Russian tsar assigned Rode the title of "a punished captain" and "a sea otaman", and also issued a patent certificate - the letter of marque. Rode became a real royal governor at sea and received a royal decree: "..." With the power of enemies to take, and their ships with fire and sword to find, hook and destroy. And our voivods and clerks of men tovovo otman of Karsten Rode and his skipers, comrades and helpers, to our shelters on the sea and on land in saving and honor, stock, or what they need, how to bargain, raise, not to offend. ” The letter also contained a strict statement: “... by not attacking anyone and not repairing anybody’s losses,” but this reservation was aimed at removing responsibility for the actions of the privateer from the employer and was common in such cases.

Rode, in turn, vowed to deliver the best cannons from captured ships, the tithe of loot, and every third ship to Narva.

First Russian Fleet - Pirates of the Terrible Tsar


The first admiral of the Russian fleet

In fact, Carsten Rode is the first admiral of the Russian fleet, although he still had to create this fleet. In the early summer of 1570, Rode arrived at Ezel, where he bought a ship for the tsarist gold, where he received another letter of marque from Duke Magnus. The ship was named the "Merry Bride", the 1-th ship of the Russian fleet of the Terrible Tsar. It was a pink, three-masted cargo ship with a tonnage of 40 tons. Rode was recruited by a team man 35, armed the ship with three cast iron cannons, 10 with smaller tools (leopards), 8 with food and “two pickaxes for breaking the boards”.

Help: Pink (born pink) - fishing and merchant vessel of the 15th-19th centuries with a flat bottom, bulging sides and narrow stern; 2 was in northern Europe, and 3 masts with oblique sails on the Mediterranean. In the Mediterranean, the kicks (from the Italian "pinco") were merchant ships. They looked like shebeks, differing from them in greater height and a flatter bottom. On the Baltic Sea and in the Atlantic Ocean, any small vessel with a narrow stern was called a kick (from the Dutch “pincke”). In the 17th and 18th centuries, large kicks with straight sails were used as merchant and military ships. Many captains appreciated their speed and maneuverability.

But the sea god loves the desperate: just a few days after going out to sea, Rode attacked the first target - the Swedish military flutes. Interestingly, Rode went under the ancient Russian combat banner - “scarlet thread”, the flag of red. The Swedish ship is better armed and more, but tried to dodge the battle and escape. The "great bride" with great difficulty caught up with the Swedes, after an artillery duel the ship of the Swedes was taken aboard.

The booty was brought to the island of Bornholm, which Denmark rented out to the Hansa. This island was a privateer, a kind of naval base. A Danish squadron was also standing there, and the Danish admiral, considering the fleet of Ivan the Terrible to be an ally, helped by locations and maps. Rode joined the team, including those sent from Russia and the Danes. Bornholm will become one of the bases of the Russian fleet.

Within two weeks, Rode captured several more Swedish and Polish merchant ships. Then his flotilla moved south to Danzig. In the middle of summer, the Rode flotilla from 3's ships attacked a caravan of 5-ti ships that came with a load of rye from Danzig-Gdansk. The merchant caravan resisted, but Rode scrambled up, only one ship was able to escape. A little later, he defeated a caravan of 17-ti ships, marching from Danzig, not a single ship left.

The 1 ship for the Russian fleet arrived in Narva. Narva and Ivangorod were supposed to become the main bases of Rode, but the proximity of Sweden and the war that went on put them in jeopardy, so Rode was based on Bornholm, then Revel, then on the Moonsund Islands, then relocated to Denmark.

Carsten Rode acted very successfully and brazenly, the Russian sailors under his command quickly mastered, showed courage and discipline.

Great help was provided by Denmark: for example, 31 in July, 1570, in Gdansk, learned about the loss of the caravan and decided to send a punitive expedition. The Polish squadron reached Bornholm, it was met by the fleet of Denmark. Finding out what was wrong, the Danish admiral said that Rode’s ships had departed in the direction of Copenhagen (although they were in Bornholm). I offered to rally them, so that there were no misunderstandings, before the Swedish capital, the Poles agreed. At the harbor of Copenhagen, the Danish fleet opened fire and forced the Polish ships to enter the harbor. There they were captured, and the Poles were informed that once the Poles were allies of Sweden, and we are at war with the Swedes, we will confiscate the ships. The Danish king did not react to the complaints of the Swedish, Polish, and his merchants.

The Swedes staged a real “hunt” for the Russian squadron, even once the Swedish fleet overtook its squadron. Several ships died, but the rest broke through to Copenhagen and disappeared under the protection of the batteries of the Danish king.

By September, 1570, under the command of Rode, were 6 ships with quite combat-ready crews. Rode under the auspices of two monarchs created in fact a "pirate state". He captured more than 20 ships with a total value of half a million silver hoaximstalers in less than a year. The Poles thought of even complaining about the Kind to Ivan the Terrible (!) For the "dishonest" methods of war.

Moreover, Sweden and Poland were annoyed not only by the “excesses” of Rode, but also by the fact that Moscow had a fleet headed by a real professional in their field, who was the “admiral of the tsar” and whose sailors received a royal salary. The Russian fleet was constantly growing, already counting 17 pennants.



The end of the "sea chieftain"

The last sea battle squadron Rode took the fall 1571 year, the Swedes set a trap - for the merchant ship, "bait" were three frigates. When Rode attacked the "bait", the frigates attacked. The squadron Rode suffered losses, but recovered, and the Swedes were defeated, the Russian gunners crushed their artillery, and then the Swedish ships took to the boarding.

But here the Danish king, justifying himself by the fact that Rode began to seize merchants in the waters of Denmark, disrupting her trade, and under the pressure of her neighbors, ordered her to be placed under house arrest. The teams were disbanded, ships and property confiscated.

Rode was under house arrest for several years, and then disappeared. Ivan the Terrible demanded that he be returned to Russia, since this was his admiral, and he himself could hold a trial over him, but the Danish king refused.

About Carsten Rode - the first Russian admiral - no more information. Maybe he ran, maybe he bought off, or he was killed, so that “the ends in the water” (connection with the Danish monarch).

Ivan the Terrible was thinking about the creation of the second Baltic squadron, but the war was finally unsuccessful. Sweden, taking advantage of the fact that the main forces of the Russian army fought off the invasion of Stefan Batory, with a blow from Finland seized the entire Russian coast with Ivangorod. The Livonian War ended in heavy defeat. Muscovy, waging war on three fronts - southern (Crimean Khanate), western (Rzeczpospolita), northern (Sweden) - was defeated.

But we must remember that it was by the will of Ivan the Terrible that the Russian fleet in the Baltic was created, under the command of the talented Carsten Rohde, who successfully acted on the Baltic theater of operations. And if the war was different, the creation of the Russian fleet and the “cutting through the window” to the west would be associated with the name of Ivan Vasilyevich, and not Peter the First.


Modern Denmark and Bornholm
Author:
Originator:
http://topwar.ru"rel =" nofollow ">http://topwar.ru
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. turnip
    turnip 16 March 2011 12: 43
    0
    about times about morals
  2. Ash
    Ash 29 June 2011 11: 51
    0
    Again the word "creation" and "first" sound - apparently the fleet of the Novgorod Republic has already been forgotten and the Magdeburg Gate in the Kremlin just stands there
  3. Seasoned22
    Seasoned22 7 January 2016 13: 54
    +2
    Wonderful article. It is a pity that Rode does not name ships.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя

Первый Русский флот - пираты Грозного царяЛистая страницы летописи Русского флота, мы вспоминаем походы русских князей под стены Царьграда, подвиги ушкуйников, рейды казаков на Черном, Каспийском морях и, конечно, строительство флота Петром Первым.

Но мало кто знает, что в школьных программах нет об этом пласте Русской истории ни строчки – о пиратском флоте Ивана Васильевича.

Внешнеполитические проблемы Ивана IV


Молодой царь получил в наследство ворох проблем, как внутриполитических, так и внешних. На юго-восточной границе сидели «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.

Блестяще решив проблемы Казанского и Астраханского ханств, Иван IV столкнулся с проблемой выбора – куда нанести главный удар, к какому морю пробиваться - к Чёрному или Балтийскому.

Окружение царя - «Избранная Рада» - выступило против удара по Ливонскому ордену, они считали, что главный удар надо нанести по Крымскому ханству, которое мешало развитию Московского царства и закрывало выход в Чёрному морю и к плодородным землям юга.

Справка: Избранная Рада - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. В неё входили: духовник царя Сильвестр, дворянин А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, князья Курбский и Курлятев и др.

Иван Васильевич решил нанести следующий удар по Ливонии - орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь легко пробьётся к Балтийскому морю. Хотя у Москвы и был в то время выход к Балтике - побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, устья рек Нарова, Нева, Луга. Но соблазн взять города, порты Ливонии, расширить своё присутствие на Балтике был силён. К тому же это можно было обосновать тем, что, мол, «возвращаем своё»: например, Дерпт-Юрьев основал ещё Ярослав Мудрый, а местные племена платили Руси дань и были под её дланью.

Выгода удара по Ливонии была ещё в военном аспекте – Москва могла выставить 100-тысячное вполне боеспособное войско, Ливонский же орден давно утратил боеспособность, он мог собрать не более 10 тыс. солдат, его главной силой были мощные крепости. Его самыми сильными отрядами были отряды наёмников, но они были очень немногочислены, местные же жители - ливы, эсты, летты - ненавидели своих хозяев и жили на положении движимого имущества, так что сопротивляться бы не стали. Воевать же с крымчаками, с десятками тысяч мобильного конного войска, за спиной которого могущественная Османская империя, было опасно.

Вехи Ливонской войны

В конце 1558 года русская армия вошла в Ливонию и к лету почти без сопротивления заняла большую часть её территории. В 1560 году Ливонский орден был окончательно разгромлен.

Но на такой «лакомый кус» нашлись и другие претенденты – первыми в войну ввязались литовцы. Великое княжество Литовское захватило Ригу и Курляндию, а воевода Вильно Николай Радзивилл провозгласил Ливонию частью Литвы. В 1561 году польско-литовское войско заняло одну из ещё не захваченных русской армией крепостей Ревель. Тут вмешалась Швеция, шведский десант внезапным ударом выбил польско-литовские силы из Ревеля.

Москва оказалась перед угрозой войны с двумя могучими европейскими державами. Московский «блицкриг» превратился в бесконечную, изматывающую войну с двумя первоклассными армиями и ещё с Крымской ордой на огромном фронте от Невы до Изюмского шляха.

Речь Посполитая предложила мир за часть территории Ливонии, но Иван Васильевич был непреклонен, он в ответ потребовал вернуть Руси земли Полоцкого и Киевского княжеств.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя


Проблема морского театра

Если с Речью Посполитой было удобно воевать – практически вся западная граница, от Чернигова до Вильно, то война с Швецией была проблематична. Например, в 1568 году русская армия не смогла взять Ревель именно из-за того, что шведский флот морем снабжал гарнизон крепости всем необходимым, от продовольствия и боеприпасов до подвоза свежих войск. Кроме того, шведский флот развернул охоту на торговые суда, которые шли к нам.

Польша, у которой не было флота, превратила вассальный Данциг и ливонский Пернау-Пярну в свои военно-морские базы, «нарвское мореплавание» практически было уничтожено.

Иван Васильевич хотел «ответить», нужен был флот. У Руси в Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.

И царь придумал блестящий план – на угрозу шведского и польского пиратства мы ответим тем же - наймем каперов.

Датская помощь

Кто читал и помнит про Северную войну, которую Пётр Первый вёл с Швецией, знает, что нашим союзником была Дания, давний соперник Швеции, в борьбе за первенство в Северной Европе.

Дания и при Иване Васильевиче нам помогла, в своих интересах, конечно, а не из гуманных побуждений. Швеция входила в состав Датских владений и вышла из её состава лишь в 20-е годы 16 столетия, Копенгаген был не прочь наказать шведов. Как только царь дал задания купцам и чиновникам Посольского приказа найти нужного человека, монарх Дании Фредерик II сам нашёл и лично порекомендовал.

Это был уже известный в Балтике капитан Карстен Роде. Довольно загадочная личность – нет данных ни о дате его рождения, ни о дате смерти, ни достоверных сведений о его жизненном пути до службы на русского царя. Есть только обрывочные данные о том, что он мог воевать на Средиземном море под командованием адмирала Дориа, был «королевским корсаром на службе короля Дании, воевал против шведов. Роде был на службе у брата датского короля – герцога Магнуса. А герцог Магнус был правителем Курляндии и Эзеля, считался верным союзником Ивана Грозного, поскольку мечтал получить из рук русского царя титул Короля Лифляндского.

Карстен Роде не был дворянского рода, был человеком сильным и высоким. Отличался большой Верой и мог казнить любого человека, «дабы не навлечь гнев Божий на судно». Что, видимо, также было грозному царю по нраву.

Русский царь присвоил Роде титул «наказного капитана» и «морского отамана», а также выдал жалованную грамоту – каперское свидетельство. Роде стал настоящим царским воеводой на море и получил царский указ: «…«Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «...самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить», но эта оговорка имела целью снять ответственность за действия капера с нанимателя и была обычной в такого рода делах.

Роде, в свою очередь, клялся поставлять в Нарву лучшие пушки с захваченных судов, десятину от добычи и каждый третий корабль.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя


Первый адмирал Русского флота

Фактически Карстен Роде – это первый адмирал Русского флота, правда, ему ещё надо было этот флот создать. В начале лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от герцога Магнуса. Корабль назвали «Весёлая невеста», 1-й корабль Русского флота Грозного царя. Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн. Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, 10-ю меньшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».

Справка: Пинк (англ. pink) — промысловое и торговое судно XV-XIX веков с плоским дном, выпуклыми боками и узкой кормой; в Северной Европе имело 2, а на Средиземном море — 3 мачты с косыми парусами. На Средиземном море пинки (от итальянского «pinco») были торговыми кораблями. Они напоминали шебеки, отличаясь от них большей высотой и более плоским дном. На Балтийском море и в Атлантическом океане пинком (от голландского «pincke») называли любое небольшое судно с узкой кормой. В XVII-XVIII веках в качестве торговых и военных кораблей использовались большие пинки с прямыми парусами. Многие капитаны ценили их за скорость и маневренность.

Но морской бог любит отчаянных: уже через несколько дней после выхода в море Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт. Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым стягом - «червленным стягом», флагом красного цвета. Шведский корабль лучше вооружен и больше, но попробовал уклониться от боя и бежать. «Велёлая невеста» с большим трудом догнала шведов, после артиллерийской дуэли корабль шведов взяли на абордаж.

Добычу привели на остров Борнхольм, который Дания сдавала в аренду Ганзе. Это остров был каперов, своего рода военно-морской базой. Тут же стояла датская эскадра, и датский адмирал, считая флот Ивана Грозного союзником, помогал лоциями и картами. Роде пополнил команду, включая присланных с Руси и датчан. Борнхольм станет одной из баз русского флота.

В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. Затем его флотилия двинулась южнее, к Данцигу. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов, которые шли с грузом ржи из Данцига-Гданьска. Купеческий караван оказал сопротивление, но Роде одержал вверх, лишь одно судно смогло бежать. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло.

В Нарву прибыл 1-й корабль, предназначенный для Русского флота. Нарва и Ивангород должны были стать главными базами Роде, но близость Швеции и шедшая война ставили их под удар, поэтому Роде базировался то на Борнхольме, то в Ревеле, то на островах Моонзунда, затем перебазировался в Данию.

Карстен Роде действовал весьма успешно и нагло, русские моряки под его началом быстро освоились, проявляли храбрость и дисциплину.

Большую помощь оказывала Дания: так, 31 июля 1570 года в Гданьске узнали о потере каравана и решили отправить карательную экспедицию. Польская эскадра дошла до Борнхольма, её встретил флот Дании. Узнав в чём дело, датский адмирал сообщил, что корабли Роде ушли в сторону Копенгагена (хотя они были в Борнхольме). Предложил их отконвоировать, чтобы не было недоразумений, до шведской столицы, поляки согласились. У гавани Копенгагена датский флот открыл огонь и вынудил польские корабли зайти в гавань. Там их захватили, а полякам сообщили, что раз поляки союзники Швеции, а с шведами у нас война, то корабли мы конфискуем. На жалобы шведских, польских, да и своих купцов датский король не реагировал.

Шведы устроили на русскую эскадру настоящую «охоту», даже один раз шведский флот настиг его эскадру. Несколько кораблей погибло, но остальные прорвались к Копенгагену и скрылись под защиту батарей датского короля.

К сентябрю 1570 года под командой Роде было 6 кораблей с вполне боеспособными командами. Роде под покровительством двух монархов создал фактически «пиратское государство». Он захватил более 20 судов общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона иоахимсталеров серебром меньше чем за год. Поляки додумались даже пожаловаться на Роде Ивану Грозному (!) за «бесчестные» методы войны.

Причём Швецию и Польшу раздражало не только «бесчинство» Роде, но и то, что у Москвы появился флот, возглавляемый настоящим профессионалом своего дела, который был «адмиралом царя» и матросы которого получали царское жалованье. Русский флот постоянно рос, насчитывая уже 17 вымпелов.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя


Конец «морского атамана»

Последний морской бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года, шведы устроили ловушку – за купеческим судном-«приманкой» шли три фрегата. Когда Роде атаковал «наживку», то фрегаты атаковали. Эскадра Роде понесла потери, но оправилась, и шведы были разбиты, русские канониры подавили их артиллерию, а затем шведские корабли взяли на абордаж.

Но тут датский король, оправдываясь тем, что Роде стал захватывать купцов в водах Дании, нарушая её торговлю, и под давлением соседей, приказал взять его под домашний арест. Команды были распущены, корабли и имущество конфискованы.

Роде несколько лет был под домашним арестом, а потом пропал. Иван Грозный требовал, чтобы его вернули на Русь, т. к. это его адмирал, и он сам мог провести над ним суд, но датский король отказал.

О Карстене Роде - первом русском адмирале - больше сведений нет. Может он бежал, может, откупился, или убили, чтобы «концы в воду» (связи с датским монархом).

Иван Грозный подумывал над созданием второй Балтийской эскадры, но война окончательно сложилась неудачно. Швеция, воспользовавшись тем, что основные силы русской армии отбивали нашествие Стефана Батория, ударом со стороны Финляндии захватили все русское побережье с Ивангородом. Ливонская война завершилась тяжёлым поражением. Московское царство, ведя войну на три фронта - южный (Крымское ханство), западный (Речь Посполитая), северный (Швеция) - потерпела поражение.

Но мы должны помнить, что именно по воле Ивана Грозного был создан Русский флот на Балтике, под командованием талантливого Карстена Роде, который успешно действовал на Балтийском театре военных действий. И сложись война иначе, создание Русского флота и «прорубание окна» на запад было бы связано с именем Ивана Васильевича, а не Петра Первого.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя

Современная Дания и Борнхольм
Автор: Самсонов Александр
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. репа 16 марта 2011 12:43
    о времена о нравы
    репа
  2. Ash 29 июня 2011 11:51
    Опять слово "создание" и "первый" звучат - видимо флот Новгородской Республики уже забыт и Магдебургские ворота в Кремле просто так стоят
    Ash
  3. Бывалый22 7 января 2016 13:54
    Замечательная статья.Жаль именем Роде не называют корабли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня