Первый Русский флот - пираты Грозного царя

Первый Русский флот - пираты Грозного царяЛистая страницы летописи Русского флота, мы вспоминаем походы русских князей под стены Царьграда, подвиги ушкуйников, рейды казаков на Черном, Каспийском морях и, конечно, строительство флота Петром Первым.

Но мало кто знает, что в школьных программах нет об этом пласте Русской истории ни строчки – о пиратском флоте Ивана Васильевича.

Внешнеполитические проблемы Ивана IV


Молодой царь получил в наследство ворох проблем, как внутриполитических, так и внешних. На юго-восточной границе сидели «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.

Блестяще решив проблемы Казанского и Астраханского ханств, Иван IV столкнулся с проблемой выбора – куда нанести главный удар, к какому морю пробиваться - к Чёрному или Балтийскому.

Окружение царя - «Избранная Рада» - выступило против удара по Ливонскому ордену, они считали, что главный удар надо нанести по Крымскому ханству, которое мешало развитию Московского царства и закрывало выход в Чёрному морю и к плодородным землям юга.

Справка: Избранная Рада - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. В неё входили: духовник царя Сильвестр, дворянин А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, князья Курбский и Курлятев и др.

Иван Васильевич решил нанести следующий удар по Ливонии - орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь легко пробьётся к Балтийскому морю. Хотя у Москвы и был в то время выход к Балтике - побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, устья рек Нарова, Нева, Луга. Но соблазн взять города, порты Ливонии, расширить своё присутствие на Балтике был силён. К тому же это можно было обосновать тем, что, мол, «возвращаем своё»: например, Дерпт-Юрьев основал ещё Ярослав Мудрый, а местные племена платили Руси дань и были под её дланью.

Выгода удара по Ливонии была ещё в военном аспекте – Москва могла выставить 100-тысячное вполне боеспособное войско, Ливонский же орден давно утратил боеспособность, он мог собрать не более 10 тыс. солдат, его главной силой были мощные крепости. Его самыми сильными отрядами были отряды наёмников, но они были очень немногочислены, местные же жители - ливы, эсты, летты - ненавидели своих хозяев и жили на положении движимого имущества, так что сопротивляться бы не стали. Воевать же с крымчаками, с десятками тысяч мобильного конного войска, за спиной которого могущественная Османская империя, было опасно.

Вехи Ливонской войны

В конце 1558 года русская армия вошла в Ливонию и к лету почти без сопротивления заняла большую часть её территории. В 1560 году Ливонский орден был окончательно разгромлен.

Но на такой «лакомый кус» нашлись и другие претенденты – первыми в войну ввязались литовцы. Великое княжество Литовское захватило Ригу и Курляндию, а воевода Вильно Николай Радзивилл провозгласил Ливонию частью Литвы. В 1561 году польско-литовское войско заняло одну из ещё не захваченных русской армией крепостей Ревель. Тут вмешалась Швеция, шведский десант внезапным ударом выбил польско-литовские силы из Ревеля.

Москва оказалась перед угрозой войны с двумя могучими европейскими державами. Московский «блицкриг» превратился в бесконечную, изматывающую войну с двумя первоклассными армиями и ещё с Крымской ордой на огромном фронте от Невы до Изюмского шляха.

Речь Посполитая предложила мир за часть территории Ливонии, но Иван Васильевич был непреклонен, он в ответ потребовал вернуть Руси земли Полоцкого и Киевского княжеств.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя


Проблема морского театра

Если с Речью Посполитой было удобно воевать – практически вся западная граница, от Чернигова до Вильно, то война с Швецией была проблематична. Например, в 1568 году русская армия не смогла взять Ревель именно из-за того, что шведский флот морем снабжал гарнизон крепости всем необходимым, от продовольствия и боеприпасов до подвоза свежих войск. Кроме того, шведский флот развернул охоту на торговые суда, которые шли к нам.

Польша, у которой не было флота, превратила вассальный Данциг и ливонский Пернау-Пярну в свои военно-морские базы, «нарвское мореплавание» практически было уничтожено.

Иван Васильевич хотел «ответить», нужен был флот. У Руси в Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.

И царь придумал блестящий план – на угрозу шведского и польского пиратства мы ответим тем же - наймем каперов.

Датская помощь

Кто читал и помнит про Северную войну, которую Пётр Первый вёл с Швецией, знает, что нашим союзником была Дания, давний соперник Швеции, в борьбе за первенство в Северной Европе.

Дания и при Иване Васильевиче нам помогла, в своих интересах, конечно, а не из гуманных побуждений. Швеция входила в состав Датских владений и вышла из её состава лишь в 20-е годы 16 столетия, Копенгаген был не прочь наказать шведов. Как только царь дал задания купцам и чиновникам Посольского приказа найти нужного человека, монарх Дании Фредерик II сам нашёл и лично порекомендовал.

Это был уже известный в Балтике капитан Карстен Роде. Довольно загадочная личность – нет данных ни о дате его рождения, ни о дате смерти, ни достоверных сведений о его жизненном пути до службы на русского царя. Есть только обрывочные данные о том, что он мог воевать на Средиземном море под командованием адмирала Дориа, был «королевским корсаром на службе короля Дании, воевал против шведов. Роде был на службе у брата датского короля – герцога Магнуса. А герцог Магнус был правителем Курляндии и Эзеля, считался верным союзником Ивана Грозного, поскольку мечтал получить из рук русского царя титул Короля Лифляндского.

Карстен Роде не был дворянского рода, был человеком сильным и высоким. Отличался большой Верой и мог казнить любого человека, «дабы не навлечь гнев Божий на судно». Что, видимо, также было грозному царю по нраву.

Русский царь присвоил Роде титул «наказного капитана» и «морского отамана», а также выдал жалованную грамоту – каперское свидетельство. Роде стал настоящим царским воеводой на море и получил царский указ: «…«Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «...самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить», но эта оговорка имела целью снять ответственность за действия капера с нанимателя и была обычной в такого рода делах.

Роде, в свою очередь, клялся поставлять в Нарву лучшие пушки с захваченных судов, десятину от добычи и каждый третий корабль.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя


Первый адмирал Русского флота

Фактически Карстен Роде – это первый адмирал Русского флота, правда, ему ещё надо было этот флот создать. В начале лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от герцога Магнуса. Корабль назвали «Весёлая невеста», 1-й корабль Русского флота Грозного царя. Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн. Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, 10-ю меньшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».

Справка: Пинк (англ. pink) — промысловое и торговое судно XV-XIX веков с плоским дном, выпуклыми боками и узкой кормой; в Северной Европе имело 2, а на Средиземном море — 3 мачты с косыми парусами. На Средиземном море пинки (от итальянского «pinco») были торговыми кораблями. Они напоминали шебеки, отличаясь от них большей высотой и более плоским дном. На Балтийском море и в Атлантическом океане пинком (от голландского «pincke») называли любое небольшое судно с узкой кормой. В XVII-XVIII веках в качестве торговых и военных кораблей использовались большие пинки с прямыми парусами. Многие капитаны ценили их за скорость и маневренность.

Но морской бог любит отчаянных: уже через несколько дней после выхода в море Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт. Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым стягом - «червленным стягом», флагом красного цвета. Шведский корабль лучше вооружен и больше, но попробовал уклониться от боя и бежать. «Велёлая невеста» с большим трудом догнала шведов, после артиллерийской дуэли корабль шведов взяли на абордаж.

Добычу привели на остров Борнхольм, который Дания сдавала в аренду Ганзе. Это остров был каперов, своего рода военно-морской базой. Тут же стояла датская эскадра, и датский адмирал, считая флот Ивана Грозного союзником, помогал лоциями и картами. Роде пополнил команду, включая присланных с Руси и датчан. Борнхольм станет одной из баз русского флота.

В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. Затем его флотилия двинулась южнее, к Данцигу. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов, которые шли с грузом ржи из Данцига-Гданьска. Купеческий караван оказал сопротивление, но Роде одержал вверх, лишь одно судно смогло бежать. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло.

В Нарву прибыл 1-й корабль, предназначенный для Русского флота. Нарва и Ивангород должны были стать главными базами Роде, но близость Швеции и шедшая война ставили их под удар, поэтому Роде базировался то на Борнхольме, то в Ревеле, то на островах Моонзунда, затем перебазировался в Данию.

Карстен Роде действовал весьма успешно и нагло, русские моряки под его началом быстро освоились, проявляли храбрость и дисциплину.

Большую помощь оказывала Дания: так, 31 июля 1570 года в Гданьске узнали о потере каравана и решили отправить карательную экспедицию. Польская эскадра дошла до Борнхольма, её встретил флот Дании. Узнав в чём дело, датский адмирал сообщил, что корабли Роде ушли в сторону Копенгагена (хотя они были в Борнхольме). Предложил их отконвоировать, чтобы не было недоразумений, до шведской столицы, поляки согласились. У гавани Копенгагена датский флот открыл огонь и вынудил польские корабли зайти в гавань. Там их захватили, а полякам сообщили, что раз поляки союзники Швеции, а с шведами у нас война, то корабли мы конфискуем. На жалобы шведских, польских, да и своих купцов датский король не реагировал.

Шведы устроили на русскую эскадру настоящую «охоту», даже один раз шведский флот настиг его эскадру. Несколько кораблей погибло, но остальные прорвались к Копенгагену и скрылись под защиту батарей датского короля.

К сентябрю 1570 года под командой Роде было 6 кораблей с вполне боеспособными командами. Роде под покровительством двух монархов создал фактически «пиратское государство». Он захватил более 20 судов общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона иоахимсталеров серебром меньше чем за год. Поляки додумались даже пожаловаться на Роде Ивану Грозному (!) за «бесчестные» методы войны.

Причём Швецию и Польшу раздражало не только «бесчинство» Роде, но и то, что у Москвы появился флот, возглавляемый настоящим профессионалом своего дела, который был «адмиралом царя» и матросы которого получали царское жалованье. Русский флот постоянно рос, насчитывая уже 17 вымпелов.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя


Конец «морского атамана»

Последний морской бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года, шведы устроили ловушку – за купеческим судном-«приманкой» шли три фрегата. Когда Роде атаковал «наживку», то фрегаты атаковали. Эскадра Роде понесла потери, но оправилась, и шведы были разбиты, русские канониры подавили их артиллерию, а затем шведские корабли взяли на абордаж.

Но тут датский король, оправдываясь тем, что Роде стал захватывать купцов в водах Дании, нарушая её торговлю, и под давлением соседей, приказал взять его под домашний арест. Команды были распущены, корабли и имущество конфискованы.

Роде несколько лет был под домашним арестом, а потом пропал. Иван Грозный требовал, чтобы его вернули на Русь, т. к. это его адмирал, и он сам мог провести над ним суд, но датский король отказал.

О Карстене Роде - первом русском адмирале - больше сведений нет. Может он бежал, может, откупился, или убили, чтобы «концы в воду» (связи с датским монархом).

Иван Грозный подумывал над созданием второй Балтийской эскадры, но война окончательно сложилась неудачно. Швеция, воспользовавшись тем, что основные силы русской армии отбивали нашествие Стефана Батория, ударом со стороны Финляндии захватили все русское побережье с Ивангородом. Ливонская война завершилась тяжёлым поражением. Московское царство, ведя войну на три фронта - южный (Крымское ханство), западный (Речь Посполитая), северный (Швеция) - потерпела поражение.

Но мы должны помнить, что именно по воле Ивана Грозного был создан Русский флот на Балтике, под командованием талантливого Карстена Роде, который успешно действовал на Балтийском театре военных действий. И сложись война иначе, создание Русского флота и «прорубание окна» на запад было бы связано с именем Ивана Васильевича, а не Петра Первого.

Первый Русский флот - пираты Грозного царя

Современная Дания и Борнхольм
Автор: Самсонов Александр
Первоисточник: http://topwar.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://topwar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. репа 16 марта 2011 12:43
    о времена о нравы
    репа
  2. Ash 29 июня 2011 11:51
    Опять слово "создание" и "первый" звучат - видимо флот Новгородской Республики уже забыт и Магдебургские ворота в Кремле просто так стоят
    Ash
  3. Бывалый22 7 января 2016 13:54
    Замечательная статья.Жаль именем Роде не называют корабли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня