Как в России электроэнергию удешевляли, или Тысяча и одна реформа Анатолия Чубайса

Одна из масштабных реформ России образца так называемых «нулевых» - реформа РАО «ЕЭС России» - настоящего энергетического гиганта на рынке страны. Начиная с 1992 года, когда эта госкомпания была образована, в неё входили производственные мощности, системы транспортировки и трансформации электрической энергии. РАО «ЕЭС» выступала главным энергетическим монополистом, по уровню обслуживаемых электрических мощностей опережающим все ведущие компании мира.




Примечательно, что одним из инициаторов грандиозной реформы энергохолдинга стал его тогдашний руководитель – Анатолий Чубайс. Главный посыл реформирования, который, что называется, запускался в народ, это то, что якобы после разделения государственного супермонополиста цена на электроэнергию для конечных абонентов-потребителей (в том числе и непосредственно граждан России (ну, назовём нас для простоты "потребителями")) обязательно снизится. Мол, тут и думать нечего, ведь был один поставщик услуг на рынке обеспечения россиян и российских производителей электрической энергией, а после реформы таких поставщиков станет много. Эта множественность и должна была (по крайней мере, об этом говорил Анатолий Чубайс и ряд членов тогдашнего правительства) обеспечить здоровую конкуренцию в отрасли с дальнейшим снижением цен. Мало того, было заявлено, что, в принципе, любой потребитель сможет выбирать для себя конкретного поставщика, и это тоже станет одним из толчков всё для того же снижения цен.

Масштабная реформаторская работа была развёрнута в 2005-м году, в результате чего частные компании получили возможность выхода на энергетический рынок в целях приобретения определённых долей генерирующего и сбытового сектора РАО «ЕЭС». За советами по ведению приватизационных кампаний огромных масштабов Анатолию Борисовичу ходить было не надо по понятным причинам. Ходить он никуда и не стал. Приватизация пошла такими активными темпами, что уже к 2007 году 48% российских электростанций из государственных превратились в частные. Свой статус изменили и 23 сбытовых подразделения бывшего монополиста.

Результаты приватизации энергохолдинга, как говорится, превзошли все ожидания… В 2008 году вместо одной крупной компании в России образовалось 23 более мелких, при этом общая выручка от продажи акций составила 25 миллиардов долларов при прогнозах в $15 млрд. Более 30% проданных активов компании перешли в руки представителей иностранного бизнеса.

На первый взгляд, солидные доходы в бюджет, наличие конкурирующих друг с другом частных компаний должны стать главным позитивом проведённой реформы в энергетической системе страны. Однако на деле оказалось, что множественные фирмы, ставшие «наследницами» РАО «ЕЭС России» не только не спешат начинать конкурентную борьбу друг с другом за абонента-потребителя, но ещё и самым подозрительным образом вполне синхронно повышают цены на электроэнергию для конечного получателя электроэнергии. Да и кто сказал, что все доходы от приватизации РАО пошли в бюджет?..

Такое положение вещей - повод задуматься над тем, насколько независимы новоиспечённые энергетические компании. Независимость в итоге оформилась разве что на бумаге. Покупатели крупных долей РАО «ЕЭС» (в числе покупателей были такие как «Газпром», «Мечел») не собирались устраивать конкуренции внутри самих себя, а потому наплодившиеся компании в итоге образовали этакие региональные группы, каждая из которых напоминала монополию – монополию, скажем так, местного разлива. То есть до реформы был один монополист, работу которого худо-бедно можно было (при желании, естественно) контролировать централизованно, а после реформы, когда самых настоящих поместных монополий стало множество, ни о каком централизованном контроле и речи не шло. Ни один государственный контролирующий орган для такого многовекторного контроля не вырос…

Из отдельных частных компаний в ходе постреформенного этапа были выделены более 3,5 тысяч так называемых ТСО – территориальных сетевых организаций. Эти самые ТСО должны были (по легенде реформы) вносить свой (естественно, существенный) вклад в итоговое снижение цен для конечных потребителей благодаря опять же конкуренции. Но, как можно было предположить, конкуренция на деле отсутствовала (и продолжает отсутствовать) как таковая. Цены разнятся разве что только регионально. Другими словами, если вы являетесь жителем субъекта федерации «А», но вас здесь категорически не устраивают цены на электроэнергию, то никакая смена территориальной сетевой организации вам не поможет. По факту, добиться смены поставщика соответствующих услуг внутри региона просто нереально. Не устраивает цена – как вариант – переезжай в регионе «Б» - там, может быть, дешевле… Такая вот здоровая конкуренция…

Регулярно растущие тарифы на электроэнергию дали всем понять, что главная суть реформы заключалась вовсе не в том, чтобы в конечном итоге выйти на удешевление энергии за счёт дробления супермонополиста, а в том, чтобы крупные игроки получили замечательные барыши в процессе приватизации. Барыши эти самые игроки получили уже на первом этапе грандиозной распродажи энергетического имущества. Так, общая стоимость акций компаний, которые родились на развалинах РАО «ЕЭС», превышала стоимость самой компании РАО «ЕЭС» почти на треть. То есть расходы частников при покупке госсообственности, если можно так выразиться, с головой окупились. Мало того, каждый частник получил возможность «играть» с ценой на производимую электроэнергию.

Хотя нужно отметить, что с ценами вообще сложилась странная ситуация. Первоначально речь шла об «отпуске» цен, то есть цены на электроэнергию должны были формироваться исключительно свободным рыночным образом. Однако государство оставило за собой контроль ценообразования электрической энергии, полученной на АЭС (около 18%) и ГЭС (около 22%). То есть сформировался некая половинчатая система, которая оказалась явно далекой от оптимальной.
После проведения реформы Анатолий Чубайс, в частности, заметил, что он удовлетворён реформой и не считает, что возврат к крупной госмонополии в секторе электроэнергетики необходим и возможен.

В этой связи нельзя не упомянуть предложения, которое сегодня исходит от депутатов Государственной Думы. Законодатели решили устроить своеобразный пересмотр итогов разделения РАО «ЕЭС», но только в весьма специфическом виде. Представитель думской фракции «Справедливая Россия» Иван Грачёв, являющийся председателем комитета по энергетике (соавтор законов об ипотеке, негосударственных пенсионных фондах и автор поправок в закон о такси) заявил, что парламентарии работают над документом, согласно которому упомянутые территориально сетевые организации будут упразднены, а вместо них снова появятся крупные компании. Эти компании в свою очередь будут контролироваться «Россетями» (главный акционер – государство почти с 56% акций).

По мнению депутата, такой ход может исправить положение в российской электроэнергетике.

С одной стороны, если реформа откровенно провалилась, то её пересмотр выглядит вроде бы правильным. Но где гарантии того, что после пересмотра не появится желание переприватизации с той целью, чтобы очередные «жирные коты» получили свои бонусы. Ведь в конечном итоге любой каприз придётся оплачивать рядовому гражданину.

Где гарантии того, что новая реформа не ляжет на плечи этого самого гражданина в виде очередного повышение тарифов. Почему бы в этом случае не спросить с тех, кто реформу в своё время затевал и её в жизнь воплощал, ведь получается, что от существенного роста капитализации появившихся компаний непосредственно российская электроэнергетика не выиграла, инфраструктура в большей части регионов осталась неизменной (немодернизированной), зато тарифы «модернизируются» в сторону увеличения регулярно. Почему за проведение реформы чиновники берутся с готовностью, а как отвечать, так сразу в кусты? Вопрос…

Не пора ли вводить прямую ответственность за провальные реформы? Ведь если и дальше реформаторский пыл будет ограничиваться «сказками о прекрасной жизни после реформы», то число желающих сначала приватизировать, потом отменять итоги приватизации, чтобы переприватизировать снова (уже по собственным правилам) будет только расти.

P.S. Сегодня, как многие читатели прекрасно знают, Анатолий Чубайс возглавляет госкорпорацию «Роснано». И если ответственность за провальные реформы в ближайшее время введена не будет (а, скорее всего, и не будет), то есть вероятность, что по пути РАО «ЕЭС» может пойти и «Роснано». Здесь есть грандиозный простор для манёвра главного реформатора всея Руси…
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

140 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти