Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18

Вчера исполнилось 35 лет как F/A-18 был принят на вооружение.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Хорнет» на сегодняшний день является одним из самых удачных современных боевых самолетов и основным боевым самолетом авиации ВМС США. История его создания начинается с шестидесятых годов прошлого века, когда фирмой «Нортроп» был спроектирован самолет P.530 «Кобра». Впоследствии, будучи переработанным, он получил обозначение YF-17 и в 1976 году принял участие в конкурсе ВВС США на создание легкого многоцелевого истребителя. В нем он одержал верх над проектом аналогичного самолета фирмы «Дженерал Дайнэмикс» YF-16. Однако для разработки варианта самолета палубной авиации у «Нортроп» не имелось необходимого опыта. Поэтому дальнейшая работа над проектом проводилась в сотрудничестве с фирмой «Макдоннелл-Дуглас» (с 1997 г. – «Боинг»), у которой такой опыт был. «Макдоннелл Дуглас» взялся за разработку палубного истребителя F/A-18, в то время как «Нортроп» занимался созданием наземного варианта F-18L. Палубный истребитель F/A-18 получил название «Хорнет» («Шершень»).


В конце-концов, сотрудничество двух предприяий обернулось судебной тяжбой. «Нортроп» обвинил «Макдоннелл-Дуглас» в незаконном использовании своих разработок. «Дугласу» удалось прекратить дело, откупившись пятьюдесятью миллионами долларов. С этого времени, «Хорнет» стал полностью его проектом. А вариант F-18L так и не был запущен в серийное производство.

22 января 1976 г. было объявлено о начале разработки двух одноместных вариантов, Макдоннелл-Дуглас F-18 и A-18. Позднее самолет получил название Hornet. Он представлял собой свободнонесущий среднеплан со складывающимися крыльями; хвостовое оперение состояло из двух килей, наклоненных наружу, и цельноповоротных стабилизаторов, по одному с каждой стороны фюзеляжа, движущихся вместе или раздельно; убирающееся трехколесное шасси включало в себя носовое шасси, приспособленное для старта с помощью катапульты; имелс тормозной крюк для посадки на авианосец; силова установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей Дженерал Электрик (General Electric) F404-GE-400 с тягой по 71 кН.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18

YF-18A (третий прототип)


Первый из 11 прототипов самолетов поднялся в воздух 18 ноября 1978 г. В течение 12 месяцев все 11 аппаратов плюс два двухместных учебно-тренировочных самолета TF/A-18A (позднее переименованные в F-18B) прошли испытания. Первый серийный самолет F/A-18A был поставлен в ВМС США в мае 1980 г. В середине 1980-х гг самолет был усовершенствован за счет установки современного электронного и приборного оборудования и оснащения ракетами Maverick AIM-120 и AGM-65F, размещавшимися на девяти узлах подвески. Двигатель был заменен на более мощный турбовентиляторный F404-GE-402. Усовершенствованный самолет, названный F/A-18C, поднялся в воздух 3 сентября 1986 г.

При испытаниях самолета не обошлось без потерь. В 1980 г. были разбиты два "Хорнета". У одного отказал двигатель и возник пожар в воздухе. Второй вошел в плоский штопор и ударился о землю. Пилоты сумели катапультироваться. Последний случай особенно встревожил специалистов: нет ли у самолета тенденции к сваливанию в штопор.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


По своей конструкции самолет F/A-18 - моноплан нормальной схемы со среднерасположенным свободнонесущим крылом, с двумя двигателями в хвостовой части и двухкилевым оперением. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Сверху, в хвостовой части, между килями - расположен воздушный тормоз. Там же, в хвостовой части, под фюзеляжем, предусмотрен тормозной крюк. Одной из важных особенностей "Хорнета" являются удлиненные наплывы (наделки), идущие от передней кромки крыла вдоль фюзеляжа в направлении воздухозаборников. Наплывы, имеющие значительную площадь - 5,5 м2, намного увеличивают подъемную силу при больших углах атаки.

Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов большой площади (5,55 м2) и сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. В ходе эксплуатации отмечались повышенные напряжения в хвостовой части фюзеляжа и корневой части килей вследствие воздействия на них вихрей, и с 1988 г. на F/A-18С флота США сверху наплывов устанавливаются небольшие вертикальные гребни, которые служат для модификации сходящих с наплывов вихрей с соответствующим уменьшением усталости конструкции и улучшением путевого управления на углах атаки выше 45 град.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Крыло "Хорнета" - многолонжеронное, складывающееся по шарнирному стыку. Относительная толщина крыла 5%, удлинение 3,5. Оно имеет сложную систему механизации: по всему размаху - отклоняемые носки, закрылки, зависающие элероны с максимальными углами отклонения 30град. и 45град. . Характерно, что носки крыла и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и скорости, что значительно повышает скорость в горизонтальном полете и маневренность в бою.

Стабилизатор - цельноповоротный, дифференциально отклоняемый, применяется для продольного, а на сверхзвуковых скоростях и частично поперечного управления самолетом.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Два стреловидных киля имеют незначительный угол внешнего развала и небольшие по площади рули поворота. В верхней части правого киля расположена антенна станции предупреждения об облучении РЛС. Крыло, хвостовое оперение, закрылки, элероны, крышки смотровых люков выполнены с применением композиционных материалов, общая масса которых составляет 590 кг.

Шасси "Хорнета" - трехопорное. Основные стойки имеют по одному колесу, после поворота колес на 90град. они убираются назад в ниши, расположенные под каналами воздухозаборников двигателей. Носовая стойка с двумя колесами убирается вперед и имеет кронштейн для крепления к челноку катапульты. Пневматики основных стоек имеют размер 25x69 см, а носовые - 20x50 см. Интересно отметить, что при эксплуатации самолета с авианосца давление в пневматиках стоек - 24 кг/см2, а с наземной ВПП - всего порядка 12 кг/см2. "Гидравлика" самолета состоит из двух независимых систем с рабочим давлением 210 кг/см2 и предназначена для питания приводов поверхностей управления, тормозов, тормозного крюка, пушки и других агрегатов.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Кабина пилота - герметизированная, оснащена системами кондиционирования и кислородного питания. Фонарь открывается вверх - назад, а лобовое стекло при необходимости откидывается вверх - вперед. В кабине установлено катапультируемое кресло типа Мартин-Бейкер US10S, обеспечивающее аварийное покидание самолета экипажем даже на стоянке. Система управления самолетом - цифровая, электродистанционная, с резервной электрической проводкой ко всем поверхностям управления и резервной механической проводкой управления стабилизатором.

Силовая установка. На YF-17 были установлены двигатели YJ101 с форсированной/нефорсированной тягой 6800/4290 кгс, со степенью двухконтурности 0,20 и с полной степенью повышения давления более 20. Разработка YJ101 была начата фирмой Дженерал Электрик в 1971 г. на собственные средства. Для F/A-18 на его основе был создан ТРДЦФ F404-GE-400 модульной конструкции. Это двухвальный двигатель с трех- и семиступенчатыми компрессорами соответственно низкого и высокого давления, одноступенчатыми турбинами низкого и высокого (с охлаждаемыми лопатками) давления и кольцевой камерой сгорания. Сопло суживающееся-расширяющееся регулируемое. Система управления двигателем электрогидромеханическая. Степень двухконтурности 0,34, полная степень повышения давления 25, расход воздуха 64,4 кг/с, длина двигателя 4,03 м, максимальный диаметр 0,88 м, сухая масса 989 кг.

Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые расположены под корневыми наплывами крыла. Отсекатель пограничного слоя выступает перед каждым воздухозаборником примерно на 1 м и отводит пограничный слой фюзеляжа, направляя его вверх и вниз от воздухозаборника, непосредственно перед воздухозаборником отсекатель имеет перфорацию, через которую отводится собственный пограничный слой отсекателя. Плоскость отсекателя составляет угол 5 град, с направлением невозмущенного потока и обеспечивает предварительное сжатие воздуха при сверхзвуковых скоростях.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Расчетный ресурс планера - 6000 летных часов, или 2000 взлетов с помощью катапульты и 2000 посадок с аэрофинишером.

Внутренние баки топливной системы расположены в фюзеляже между кабиной пилота и двигателями, а также в центроплане крыла. Запас топлива в них - 5000 кг. Вместе с заполненными подвесными баками максимальное количество авиакеросина достигает 7990 кг, что позволяет достигать максимальной перегоночной дальности 3800 км. С правого борта в носовой части фюзеляжа установлена выдвижная штанга для заправки топливом в полете. Баки и пространство вокруг них заполняются пламегасящей пеной.

"Хорнет" оснащен первоклассным электронным оборудованием, позволяющим выполнять боевые задачи ночью и в сложных метеоусловиях. Он имеет две 16-разрядные БЦВМ Контрол Дейта AN/AYK-14, инерциальную навигационную систему Коллинз AN/ARN-118 TACAN, систему посадки по приборам, радиокомпас, систему опознавания "свой-чужой", радиовысотомер, две УКВ радиостанции, систему предупреждения о радиолокационном облучении Магнавокс AN/ALR-50, систему РЭБ, устройство для разбрасывания дипольных отражателей, ИК-трассеры и постановщик радиопомех.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


В кабине пилота расположены три индикатора: многофункциональный дисплей, дисплей состояния систем самолета и индикатор наблюдения обстановки. Все дисплеи взаимозаменяемы. В целом радиоэлектронное оборудование "Хорнета" включает в себя систему управления оружием, навигационную аппаратуру, аппаратуру радиосвязи и опознавания, а также средства РЭБ. Многорежимная цифровая импульсно-доплеровская РЛС "Хьюз" обеспечивает слежение одновременно за десятью целями и вывод на дисплеи информации о восьми из них. Эта РЛС работает в режимах воздух-воздух и воздух-поверхность и обеспечивает прицеливание при стрельбе из пушки, пуск управляемых ракет (УР) и бомбометании. У "Хорнета" применена еще одна новинка в оборудовании РЛ системы. При выполнении операций по наземным целям под воздухозаборниками устанавливаются контейнеры с ИК системой фирмы Форд и контейнер с лазерной системой целеуказания и панорамной фотокамерой фирмы Мартин.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18

Кабина пилота F/A-18A


Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18

Задняя кабина F/A-18B


Арсенал вооружения F/A-18 весьма разнообразен. Встроенная пушка М-61-А1 "Вулкан" калибром 20 мм. Боезапас - 570 снарядов, скорострельной 4000 или 6000 выстрелов/мин. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на девяти внешних узлах подвески - по одному на законцовках крыла, по два под каждой консолью и три подфюзеляжных. Максимальная нагрузка: концевые крыльевые подвески - по 136 кг, наружные и внутренние подкрыльевые - по 1100 кг, подфюзеляжные - 1090 кг и на воздухозаборнике - по 230 кг.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


В состав вооружения класса "воздух-воздух" на "Хорнете" входят УР "Сайдуиндер" и "Спэрроу". На самолете можно одновременно установить 8 таких ракет. По классу "воздух-поверхность" на F/A-18 могут быть использованы УР "Мейврик", противокорабельные УР "Гарпун", противорадиолокационные УР "Харм", а также управляемые бомбы "Уоллай" и обычные бомбы Мк.82, -83 -84. Кроме того, кассетные бомбы "Рокай" и ядерные - UAB-2000. Все это разнообразие смертоносного груза (за исключением разве что атомных бомб) вскоре пришлось применить в боевых условиях.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


В середине 80-х годов сложилась непростая политическая ситуация в Средиземноморье. Ряд ближневосточных стран захлестнула волна терроризма. По данным американской разведки главные опорные базы террористов находились на ливийской территории. В начале 1987 г. 6-й флот США с одобрения ООН прошел через Гибралтарский пролив и приступил к военной операции против Ливии. Вскоре дело дошло до стычек в воздухе между ливийскими пилотами на "МиГах" и американцами на F-14 и F/A-18. По мере нарастания конфликта F/A-18 с авианосцев стали привлекаться для штурмовых ударов по ракетным базам и другим военным объектам Ливии.

15 октября 1986-го самолеты, взлетевшие с авианосцев, соединились с группой из 18 "Хорнетов", прилетевшей из Англии. Цель акции "Эльдорадо-Каньон" состояла в том, чтобы совместными усилиями нанести удар по военному аэродрому в Бенгази. Основной задачей "Хорнетов" стало подавление ПВО Ливии. Они были вооружены самонаводящимися ракетами AGM-88. При подлете к цели F/ А-18 попали под обстрел зенитными ракетами С-75, но постановка помех и противоракетный маневр помогли избежать попаданий. Боевая задача была выполнена. Военный дебют "Хорнетов" оказался удачным, и их успех высоко оценили военные специалисты, лишний раз подтвердив мнение заказчиков F/A-18 в том, что они не ошиблись в выборе.

Модификации :

YF-18A опытный истребитель.
F/A-18A одноместный истребитель-бомбардировщик. Для ВМС и КМП США построен 371 самолет (1980-1987 гг.).
F/A-18B (прежнее обозначение TF-18A) - двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18A. Для ВМС и КМП США построено 39 серийных F/A-18B.
F/A-18С одноместный многоцелевой истребитель с усовершенствованным БРЭО и вооружением. Первый полет - 3 сентября 1986 г., поставки начались 21 сентября 1987 г. и закончились в 2000 г. С конца 1989 г. выпускается в модификации "Найт Аттэк" с оборудованием для всепогодных ночных ударов.
F/A-18D двухместный вариант самолета F/A-18C. Первый полет - 6 мая 1988 г., поставки начались в декабре 1989 г. и закончились в сентябре 2000 г. Выпускается с оборудованием для всепогодных ночных ударов. Модификация для КМП производится без командного поста управления самолетом в задней кабине и предназначена для выполнения только боевых задач, тогда как модификация для ВМС имеет двойное управление и используется только для тренировочных задач.
F/A-18E Super Hornet модернизированная версия самолета.
F/A-18F Super Hornet двухместный учебно-боевой вариант.
CF-18A и B одно- и двухместный варианты для ВВС Канады. Первый полет - 29 июля 1982 г., поставлено 138, из них 40 CF-18B - с 25 октября 1982 г. по 21 сентября 1988 г.
AF-18A и ATF-18A одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. Было заказано 75 самолетов, в том числе 57 AF-18А и 18 ATF-18А, из них первые два были получены из США, остальные собраны или построены по лицензии и поставлены с мая 1985 г. по май 1990 г.
EF-18 одноместный (испанское обозначение С. 15) и двухместный (СЕ. 15) варианты для ВВС Испании. Поставлены 72 с лета 1986 г. по июнь 1990 г.
F/A-18D(RC) двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS. Летные испытания F/A- 18с разведывательным оборудованием начались 15 августа 1984 г. Серийно не строился.
F-18L вариант наземного базирования. Серийно не строился.
F-18 HARV экспериментальный самолет для исследований в 1987-1994 гг. полетов на больших углах атаки, системы управления вектором тяги с использованием периферийных рулей и новых способов управления самолетом на больших углах атаки (с помощью расположенных в носовой части фюзеляжа поворотных гребней или системы выдува струй).


Характеристики Боинг F/A-18C«Хорнет»:

Страна-разработчик: США. Тип: тактический истребитель-бомбарди¬ровщик палубного и сухопутного базирования.
Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан»; бомбовая нагрузка до 7030 кг, в состав которой могут входить УР класса воздух-воздух АІМ-7М «Спэрроу», АІМ-9 «Сайдуиндер», AIM-120 AMRAAM; УР класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейврик»; противорадиолокационные УР AGM-88 HARM; тактические КР AGM-84ESLAM и AGM-154 JSOW; КАБ AGM-62 «Уоллай», GBU-10, GBU-12 nGBU-16; ПКРАЭМ-84 «Гарпун»; бомбы Мк.80; кассетные бомбы CBU-59; ядерные бомбы В57 или В61.
Количество точек подвески – 9.
Двигатели: два ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 тягой по 8035 на форсажном режиме.

ЛТХ:
максимальная скорость 1915 км/ч;
боевой радиус в качестве истребителя 740 км;
в качестве ударного самолета - 1065 км.
Потолок – 15240 м.
Массы:
пустого 10810 кг;
максимальная взлетная в качестве истребителя 15235 кг;
в качестве ударного - 21890 кг.
Размеры:
размах крыла (без учета УР на концах крыла) 11,43 м;
длина 17,07 м;
высота 4,66 м;
площадь крыла 37,16 м.

Результатом первой существенной модернизации истребителя F/A-18C/D«Хорнет», выполненной фирмой «Макдоннелл-Дуглас» до ее объединения в 1997 г. с «Боингом», стал истребитель-бомбардировщик F/A-18Е «Супер Хорнет». В первый раз новый самолет взлетел в ноябре 1995 г., а 15 января 1999 г. эскадрилья VFA-122 получила первую серийную машину. «Супер Хорнет» имеет ряд отличий от предшественника. В частности, основой усовершенствованного БРЭО стала новая БРЛС «Рейтеон APG-73», которую позднее устанавливали на истребители F/A-18C более поздних выпусков.
Встроенный комплекс РЭП ЮЕСМ состоит из трех основных элементов: системы предупреждения о радиолокационном облучении ALR-67(V)3, система постановки радиочастотных помех ALQ-214 и буксируемая с помощью оптоволоконного кабеля ложная цель ALE-55. Правда пока две последние системы находятся в стадии разработки и испытаний, так что сейчас на самолетах применяются буксируемые ложные цели ALE-50. У новой модификации была существенно снижена радиолокационная заметность со стороны передней и задней полусфер. Изменена форма воздухозабрников, являющихся сильным источником отражения электромагнитного излучения. Каналы воздухозаборников искривлены вниз и вбок для отражения излучения в сторону от продольной оси самолета. Внутренние поверхности воздушных каналов сделаны из радиопоглощающего материала. Вместо решёток, закрывающих различные всасывающи и выводящие отверстия на самолете применены экраны с перфорацией, «прозрачные» для электромагнитного излучения. Значительное внимание уделено подгонке большого числа панелей корпуса, и заполнению полостей между ними, что также способствовало снижению заметности самолета. По утверждению разработчиков, на самолете «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению радиолокационной заметности среди всех современных истребителей, за исключением F-22 и F-35. Кабина экипажа истребителя F/A-18E схожа с кабиной на самолете F/A-18C, за исключением размещенного на приборной доске одного крупноформатного многофункционального плоского жидкокристаллического дисплея, установленного вместо трех катодных дисплеев.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Для постройки "Супер Хорнетов" на авиазаводе в Сент-Луисе была специально организована новая сборочная линия. Выкатка первого опытного F/A-18Е состоялась 18 сентября 1995 г., а 29 ноября того же года он совершил первый полет. В феврале 1996 г. самолет передали в испытательный центр авиации ВМС в Патуксен-Ривер. В трехлетней испытательной программе участвовали семь машин: пять одноместных F/A-18E и два двухместных F/A-18F, все они поступили в Патуксен-Ривер в 1996 г. Самолеты облетывали десять летчиков-испытателей: пять "фирменных" и пять военных.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Появление F/A-18E/F позволит ВМС уменьшить разнотипность парка палубных самолетов. Предусматривается .в первой четверти XXI века все палубные авиакрылья (многоцелевое, ударное средней и ударное большой дальности) привести к новому типовому составу: одна истребительная эскадрилья VF (самолеты JSF), три - истребительио-бомбардировочных VFA (самолеты F/ A-18E/F и одна -самолетов обеспечения, а также самолеты ДРЛО. Всего - 70 самолетов, из них 38 -многоцелевые истребители "Супер Хорнет", которые будут находиться на вооружении по крайней мере до 2020 г.

Самолет «Супер Хорнет» имеет несколько увеличенные размеры, что позволило принять более эффективные меры по снижению радиолокационного сечения. Фюзеляж удлинен на 0,86 м, крыло увеличенных размеров имеет более толстый профиль и два дополнительных узла внешней подвески. Размеры наплыва по носку крыла в корневой части и площади горизонтального стабилизатора и килей увеличены. Конструкция планера истребителя «Супер Хорнет» доработана с целью снижения массы и уменьшения стоимости постройки без ущерба для прочности.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Самолеты также оснащены усовершенствованной цифровой ЭДСУ, резервная механическая система управления отсутствует. Самолет F/A-18F«Супер Хорнет» является двухместным вариантом истребителя F/A-18E. Задняя кабина у него имеет то же оборудование на приборной доске, что и передняя, т. е. она может использоваться как место оператора систем оружия, так и для размещения обучаемого курсанта. ВМС США вначале намеревались приобрести 1000 самолетов «Супер Хорнет», однако потом объем закупок было решено сократить. В настоящее время произведено 432 единицы данных машин. В настоящее время данные машины остаются основой авиационной мощи ВМС США, и в обозримом будущем эта ситуация вряд ли изменится.

Палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18


Характеристики Боинг F/A-18Е «Супер Хорнет»:
Страна-разработчик: США
Тип: одноместный тактический истребитель-бомбардировщик палубного и аэродромного базирования
Вооружение: одна встроенная 20-мм шестиствольная пушка М61А2 «Вулкан» с боекомплектом из 570 снарядов;
бомбовая нагрузка до 8050 кг, состав вооружения такой же, как и на истребителе F/A-18C.
Количество точек подвески – 11.
Двигатели: два ТРДЦФ Дженерал Электрик F414-GE-400 тягой по 9990 кгс на форсажном режиме.

ЛТХ:
максимальная скорость на большой высоте 1915 км/ч;
боевой радиус в качестве штурмовика при полете на большой высоте с четырьмя бомбами калибром 454 кг, двумя УР класса воздух-воздух AIM-9 «Сайдуиндер» и двумя сбрасываемыми ПТБ - 1095 км,
при 135-минутном патрулировании над морем с шестью УР класса воздух-воздух и тремя ПТБ - 280 км.
Потолок – 15240 м.
Массы:
пустого 13865 кг;
максимальная взлетная 29940 кг.
Размеры:
размах крыла 13,62 м (с учетом установленных на концах крыла ракет);
длина 18,31 м;
высота 4,88 м;
площадь крыла 46,45 м.

Источники:
http://www.liveinternet.ru/community/3629085/tags/fa-18+hornet/
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/157/
http://www.warships.ru/usa/Aircraft/Fixed_Wing/F-18_'Hornet'/Hornet.htm
http://www.modernarmy.ru/article/91
http://www.warships.ru/usa/Aircraft/Fixed_Wing/F-18_'Hornet'/Hornet.htm
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f18.html
Автор: Александр Иванов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. klimpopov 11 декабря 2013 09:32
    Спасибо за статью! С удовольствием прочитал!
  2. PROXOR 11 декабря 2013 09:34
    Прочитал всю статью. Написано доротно и подробно. Сам самолет чистый бомбер. В воздушном бою он слабоват.
    1. Bongo 11 декабря 2013 09:57
      Цитата: PROXOR
      Прочитал всю статью. Написано доротно и подробно. Сам самолет чистый бомбер. В воздушном бою он слабоват.

      "Чистым бомбером" его назвать нельзя, в ближнем бою F/А-18 вполне способен постоять за себя. А вот его возможности по перехвату, действительно весьма ограничены. После снятия с вооружения ВМС США F-14 возможности дальней ПВО АУГ существенно снизились. Впрочем, учитывая в каком состоянии находится наша морская авиация, для американцев это некритично.
      1. Argon 11 декабря 2013 15:21
        Позволю себе не согласиться,с уважаемым Bongo,потенциал"воздушного бойца"F-18 растет от модификации к модификации.Однако даже F\A-18A имел некоторое приемущество по дальности обнаружения и сопровождения над МиГ-23\29.Пилоты Су-33 констатировали,что в режиме обзора F\A-18C обнаруживает наши самолеты раньше,но его возможности по установке"захвата цели"несколько ниже,чем у Су-33.Большое приемущество нашим палубникам в ДВБ давали "энергетические" версии Р-27,однако наличие у F\A-18C ракет AMRAAM(возможность обстрела двух и более целей одновременно,возможность пуска в "процессе уклонения")делали его безусловным фаворитом на средних дистанциях.На ближних дистанциях приемущество переходило к Су-33(НСЦ-"щель",Р-73,работа с ОЛС).Учитывая то,что американцы традиционно лидируют в сфере РЛС,средствах АРЭП,принемая во внимание,что США осуществили в 2000е г прорыв в сфере твердотопливных газодинамических ЭУ,можно констатировать,что основные проблемы отстований F\A-18Е преодолел.В часности в зоне ДВБ он применяет AIM-120C7(дальность поражения 120км поставки в ВМС с 2006г).Так,что считать F\А-18 даже в какой то степени"недоистребителем"оснований нет,а по совокупности качеств,востребованных конкретным флотом(США разумеется)он пожалуй лучший в мире.
        1. bif 11 декабря 2013 16:13
          Соглашусь с вашими доводами, но согласитесь, что боевой радиус и 8тонн на внешней подвеске (вкл ПТБ)маловаты для ударного самолета, ну а функции перехватчика совсем слабо выражены
          bif
        2. bif 12 декабря 2013 00:02
          Цитата: Argon
          Однако даже F\A-18A имел некоторое приемущество по дальности обнаружения и сопровождения над МиГ-23\29

          Достаточно интересная серия переводных статей о учебных воздушных боях между МиГ-29А и F\A-18C, которые происходили с 1990-х по 2000-е года в Европе. Все особенности обоих самолетов,так сказать от первых лиц.
          http://suavia.info/page/23/
          bif
    2. EvilLion 11 декабря 2013 13:42
      Лучше, чем F-16 вообще-то.
    3. почтальон 11 декабря 2013 14:44
      Цитата: PROXOR
      В воздушном бою он слабоват.

      Вы так считаете?


      В апреле 1987 г. самолетами F/A-18 укомплектована пилотажно-демонстрационная группа ВМС США "Голубые ангелы",явно не как
      Цитата: PROXOR
      чистый бомбер
      используется?


      В варианте истребитель F/A-18E/F максимальной взлетной массой 29,9 тонны способен развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час и выполнять полеты на расстояние до 2,3 тысячи километров.

      Боевой радиус самолета составляет 722 километров. Super Hornet вооружен 20 миллиметровой пушкой и оснащен 11 точками подвески для вооружения общей массой до восьми тон.

      F/A-18 строился по лицензии в Австралии (75), поставлялся Канаде (138) и Испании (72), заказан Швейцарией (34), Кувейтом (40) и Финляндией (64)

      F-18 HARV: Highlights of High-Alpha Program
      почтальон
  3. avt 11 декабря 2013 09:51
    Хорошо написано . good Этот шершень еще долго служить будет ,эамены пока реальной нет .
    avt
  4. Wiruz 11 декабря 2013 09:58
    Непривычно говорить такое про американскую технику, но самолёт довольно таки хорош собой. Замена его на пингвин F-35 выглядит ну уж очень глупо.
    1. vinni 11 декабря 2013 15:07
      ...Особенно, если учесть, что фирмой предложен существенно улучшенный (в плане снижения заметности) вариант Super Hornet (иногда в прессе встречается Silent Hornet). По критерию "эффективность-стоимость" уж точно лучше F-35. Да только дело здесь в другом - америкосовский ВПК правит бал...
      vinni
    2. Vovka Levka 11 декабря 2013 16:19
      Цитата: Wiruz
      Непривычно говорить такое про американскую технику, но самолёт довольно таки хорош собой. Замена его на пингвин F-35 выглядит ну уж очень глупо.

      Не обольщайтесь, они отлично знают что делают. А основное это вертикальный взлёт F-35 и унификация. Да процесс идёт тяжело, что и не удивительно. Но возможность имеет полноценный истребитель с вертикальным взлётом это даёт возможность широченного маневра, а это очень серьёзно.
      Vovka Levka
  5. Макаров 11 декабря 2013 10:09
    да...толковый самолет..сейчас они таких не делают)
  6. Andreitas 11 декабря 2013 12:37
    F-18 лучшее что есть в авиации США в данный момент.
    1. почтальон 12 декабря 2013 00:46
      Цитата: Andreitas
      F-18 лучшее что есть в авиации США в данный момент.

      Лучшее(на сегодня),что есть в ВВС США это F-15 Eagle /F-15E Strike Eagle



      F-15 ACTIVE

      в полете над пустыней Мохаве 14 апреля 1998 года.




      http://www.boeing.com/assets/pdf/defense-space/military/f15/docs/F-15SE_overview



      .pdf


      Самое массовое и дешевое ,это F-16 Fighting Falcon:



      почтальон
  7. Fitter65 11 декабря 2013 12:45
    На 7 фото дана хвостовая часть F-14,ну а так хорошая статья про хороший самолёт.Как говориться лучше отметить 35-летие Шершня,чем 95-ие солженицина.
  8. Standby 11 декабря 2013 12:46
    Грамотно! Спасибо! Но, я бы слово одно заменил:

    силова установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей Дженерал Электрик (General Electric) F404-GE-400 с тягой по 71 кН.


    Скорее турбореактивных!?
    Standby
  9. Eugeniy_369 11 декабря 2013 12:47
    Доступно, по делу,познавательно, информативно+++. В моделисте первый раз прочитал про Шершня, там еще иллюстрации раскраски планера были. Ассортимент навешиваемого вооружения впечатляет. По мне рабочая лошадка амерской палубной авиации, эдакий мастер на все руки.
    Eugeniy_369
  10. русс69 11 декабря 2013 13:06
    Как ни крути, самолет весьма достойный....
  11. Aleks тв 11 декабря 2013 14:36
    Было интересно почитать.
    Спасибо автору.
    .................

    Шершень пытались сделать многофункциональным самолетом.
    Насколько, в итоге, у амеров это получилось ?

    Наш новый легкий МиГ-29К как многофункционал достойно конкурирует с шершнем ?

    В авиации дилетант, просто интересно.
    1. Nayhas 11 декабря 2013 18:05
      Цитата: Aleks тв

      Наш новый легкий МиГ-29К как многофункционал достойно конкурирует с шершнем ?

      Супер-Хорнет серии Блок2 лучше сравнивать с последней модификацией Рафаля с РЛС АФАР(корабельного пока к сожалению нет, но скоро будет), тут больше копий можно сломать. Миг-29К слабее по многим параметрам и к сожалению не совсем зависящим от самой машины. На Супер Хорнете РЛС с АФАР, на МиГ-29К нет, у Супер Хорнета боевая нагрузка 8 тонн, у МиГ-29К всего 4,5 тонны, на Супер Хорнете двигатели с ресурсом 4 тыс. часов, на МиГ-29К стоит морская модификация РД-33, не знаю на сколько ресурс его повысили, но раньше был около 300-400 часов. У МиГ-29К одно преимущество, выше тяговооруженность, но Супер Хорнету она особо не нужна. Далее начинается самое печальное. Т.к. Супер Хорнет взлетает с катапульты он может нести нагрузку и запас топлива по максимуму, МиГ-29 же для взлёта с трамплина необходимо иметь нагрузку и запас топлива такой, чтобы тяговооруженность не упала менее 1 ед. иначе он просто не взлетит. Поэтому мы никогда не увидим МиГ-29К взлетающий увешанный боеприпасами на всех пилонах или с ПТБ.
      1. tomket 11 декабря 2013 22:02
        с 1999 ресурс продлен до 2000 часов , ресурс на рд-33мк обещают до 4 тыс. что сопостовимо с Хорнетом. АФАР при желании поставить можно , что касается взлета с гроздьями бомб ,ну так взететь с минимумом топлива ,а потом дозаправка в воздухе, штанга для таких случаев имеется. Плюс к тому же основная концепция "Кузнецова" всетаки авиаприкрытие корабельных группировок и подводных лодок авиагруппой ,по караблям противника удар будут как раз подводные лодки наносить , вместе с кораблями серии "Орлан" , и совместно с полками ту-22 ,в теории конечно.
        1. Nayhas 12 декабря 2013 11:02
          Цитата: tomket
          АФАР при желании поставить можно

          Вопрос не в желании. Желание то у наших военных есть, вопрос в возможности.
          Цитата: tomket
          Плюс к тому же основная концепция "Кузнецова" всетаки авиаприкрытие корабельных группировок и подводных лодок авиагруппой

          МиГ-29К позиционируется как ударный самолёт.
        2. boom_bah 16 декабря 2013 16:17
          конечно в теории. основная концепция "Кузнецова" сейчас, к сожалению - до стенки добраться. да и "полков ту-22" в ближайшем грядущем не предвидится, как и массового появления ил-78 (что касается дозаправки в воздухе). да, про мотор: nayhas имел ввиду межремонтный ресурс, т.к. назначенный можно нарисовать какой угодно, эксплуатировать будут все-равно по техсостоянию.
        3. kplayer 12 января 2014 20:04
          "...вместе с кораблями серии "Орлан"..." - а смешно сказали, как будто речь как минимум о десятке кораблей, а о авиаполках Ту-22 просто снос башки. Бедный "Кузнецов" с двумя дюжинами Су-33 просто обязан удержать небо в зоне действия, внимание!: корабельных группировок(!).
        4. Комментарий был удален.
      2. bif 12 декабря 2013 02:19
        Цитата: Nayhas
        Миг-29К слабее по многим параметрам и к сожалению не совсем зависящим от самой машины. На Супер Хорнете РЛС с АФАР, на МиГ-29К нет, у Супер Хорнета боевая нагрузка 8 тонн, у МиГ-29К всего 4,5 тонны, на Супер Хорнете двигатели с ресурсом 4 тыс. часов, на МиГ-29К стоит морская модификация РД-33, не знаю на сколько ресурс его повысили, но раньше был около 300-400 часов. У МиГ-29К одно преимущество, выше тяговооруженность, но Супер Хорнету она особо не нужна

        Ваши сравнения, как всегда ничем, кроме собственного "авторитетного" мнения, не подкреплены. Факты и характеристики, указанные для ф-18 относятся к самой последней версии block2, зато для МиГа вы берёте данные чуть ли не 80-х годов. Давайте подходить обьективно.

        1. РЛС. На F/A-18E/F стоит AN/APG-73 многофункциональная импульсно-доплеровская БРЛС с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "истребитель" порядка 80 км. Она способна сопровождать "на проходе" до 10 целей и одновременно наводить на них четыре УР типа AMRAAM с активным радиолокационным самонаведением, т.е. не АФАР, а вот AN/APG-79,которая появится после модернизации (block2.Cтанция должна обладать способностью обнаруживать цели класса "истребитель" на дальности до 150-165 км,но ЛИШЬ в 2009 году "Компания Raytheon объявила о получении контракта ВМС США стоимостью $54 млн., предусматривающую оснащение боевых самолётов F/A-18E/F Super Hornet block II радарами APG-79 с активной фазированной решёткой (АФАР).С учётом прежних контрактов радары APG-79 планируется установить (вместо радаров APG-73) в общей сложности на 38 машин F/A-18 Super Hornet block II."

        На МиГ-29К стоит Радар "Жук-МЭ" по сравнению со штатной БРЛС имеет в полтора раза большую дальность обнаружения воздушных целей (до120 км.), позволяет сопровождать 10 целей и одновременно атаковать 4 из них. В радаре "Жук-МЭ" на практике реализован новый режим "воздух-поверхность" и режим картографирования местности.
        Отличительной особенностью радара "Жук-МЭ" является также то, что он обеспечивает маловысотный полет, распознавание типа и класса целей, работу по зависшему вертолету. Тоже не АФАР, но есть МиГ-35 (он же МиГ29м)стоит Жук-А с АФАР,способная обнаруживать истребители противника на дистанции 200 км.

        2.Двигатели. Супер Хорнет.Тяга максимальная: 2× 6400 кгс
        Тяга на форсаже: 2×10000 кгс, резурс 4т.часов.
        У МиГ-29К - РД-33МК «Морская Оса» — модернизированная версия двигателя РД-33. Максимальная: 2 × 5500 кгс,Форсажная тяга увеличена до 9000 кгс, ресурс - 4т.часов.
        bif
        1. bif 12 декабря 2013 02:20
          Продолжение.
          3.ЛТХ. Супер Хорнет:Максимальная скорость: 1,7+ М,Боевой радиус: 726 км, Масса топлива во внутренних баках: 6559 кг (+ внешние 7430 кг=до 5х 1 816 кг ПТБ),Боевая нагрузка: 8051 кг на 11 узлах,НО СЮДА ВХОДЯТ И ВНЕШНИЕ ПТБ, Тяговооружённость: 0,93
          МиГ-29К - скорость до 2300 км/ч (М=2,17),Боевой радиус Без ПТБ: 850 км, Масса топлива во внутренних баках: 4345кг (+ до 4140кг в 5 ПТБ), Боевая нагрузка: 4500 кг на 9 узлах(в т.ч. ПТБ).Тяговооружённостьпри максимальной взлётной массе: 0,84, а при с 3000л топлива(2300кг) и 4*Р-77 : 1,20.
          "Cледует признать, что истребитель F/A-18E/F обладает достаточно высоким экспортным потенциалом. Он способен составить конкуренцию таким машинам, как Су-30МК, Су-35, МиГ-29М(М2), МиГ-29К, F-16C/D Block 60, а также EF2000 и "Рафаль". Его ближайший российский аналог - МиГ-29К - имеет соизмеримые возможности системы управления вооружением (CУВ), лучшие скоростные, высотные и маневренные характеристики, однако несколько уступает американскому сопернику по параметру "боевая нагрузка/дальность". В то же время российская машина более компактна (что особенно важно при размещении истребителей на авианосцах небольшого тоннажа)."
          bif
          1. tomket 12 декабря 2013 09:11
            Экспорту"Супер Хорнета" мешает программа ф-35 ,которая никак неможет полноценно реализоваться ,и при том мешает продвижению "СеперХорнета" кто то связан субконтрактами по ф-35,кто то ожидает ,что ф-35 будет прорывным для их ВВС ,вот и не спешат и не торопятся ,что подрывает в конечном итоге потенциал ф-18
          2. Nayhas 12 декабря 2013 11:22
            Цитата: bif
            Факты и характеристики, указанные для ф-18 относятся к самой последней версии block2, зато для МиГа вы берёте данные чуть ли не 80-х годов. Давайте подходить обьективно.

            Не вижу где вы увидели разногласия. Блок2 выпускается с 2008г., уже пять лет, переоборудование Супер Хорнетов первых модификаций на РЛС APG-79 также производится с 2008г., тоже пять лет.
            Данные по боевой нагрузке вы не оспариваете, РЛС с АФАР на МиГ-29К не планируется. Двигатель всё тот же РД-33, но в морской модификации, что вас не устроило?
            Цитата: bif
            но ЛИШЬ в 2009 году "Компания Raytheon объявила о получении контракта ВМС США стоимостью $54 млн

            На январь 2007г. APG-79 были установлены на 28 машин, на июль 2008г. поставлено 100 РЛС. Модификация Блок2 производится с 2005г. Т.е. вариант Блок2 составляет не менее половины всего количества, кроме того модифицируются 135 ранее произведенных машин. Вопрос, сколько произведено МиГ-29К?
            Все перечисленные вами якобы преимущества МиГ-29К не значительны. Про радиус действия следует говорить только указывая с какой нагрузкой он осуществим.
            1. bif 13 декабря 2013 16:29
              Читать умеете? Только после выполнения контракта от 2009года ф18 с афар СТАНЕТ аж 38штук... Но бог с ними, принципиально это не важно, т.к. максимальная дальность ракет aim-120c 120км, т.е. Даже если пилот увидит раньше это сильно ему не поможет и атаковать с рубежа 120км могут оба пилота, важный момент что и никто не пускает ракеты с максимальной дистанции, т.к это дает минимальный шанс на попадение...поэтому в данном случае оба самолета находятся в равных условиях, обусловленных в основном свойствами уже ракет.
              bif
    2. boom_bah 16 декабря 2013 16:09
      конкурирует. если не стрелять)
  12. Nayhas 11 декабря 2013 15:03
    Автор забыл упомянуть, что с 2005г. на СуперХорнет ставят РЛС с АФАР APG-79,хотя на восьмом фото и привёл её так сказать образ. Также можно было бы привести её характеристики. Ну и про номенклатуру вооружения упомянуть не лишне было бы, всё таки юбилей у F/A-18E/F, 35 лет...
  13. 0255 11 декабря 2013 16:19
    сам по себе самолёт красивый. Жаль что используется, как и вся военная техника США, для бомбёжки отсталых стран, правительства которых не угодны Вашингтону sad
    Цитата: статья
    В середине 80-х годов сложилась непростая политическая ситуация в Средиземноморье. Ряд ближневосточных стран захлестнула волна терроризма. По данным американской разведки главные опорные базы террористов находились на ливийской территории. В начале 1987 г. 6-й флот США с одобрения ООН прошел через Гибралтарский пролив и приступил к военной операции против Ливии. Вскоре дело дошло до стычек в воздухе между ливийскими пилотами на "МиГах" и американцами на F-14 и F/A-18. По мере нарастания конфликта F/A-18 с авианосцев стали привлекаться для штурмовых ударов по ракетным базам и другим военным объектам Ливии.

    А это не перевод американской ура-патриотической статьи на тему "США самые крутые"? Автору Пентагон за такие статьи не приплачивает? Или автор искренне верит в то, что США воюет исключительно с террористами и за демократию?
    1. Витольд 11 декабря 2013 19:49
      Причём здесь милиционер, если поросёнка убило током. Автор всего навсего выложил тех. характеристику самолёта. У Вас наверное приступ великоросского патриотизма. Сходите попейте водички.
      1. tomket 11 декабря 2013 22:16
        Кстати ,а почему Израиль Хорнетом не заинтересовался ,как единым самолетом для ВВС? опыт использования как самолетов ВВС есть и у финнов и в Автралии с Канадой.
  14. аксакал 11 декабря 2013 23:21
    Цитата: Витольд
    Причём здесь милиционер, если поросёнка убило током. Автор всего навсего выложил тех. характеристику самолёта. У Вас наверное приступ великоросского патриотизма. Сходите попейте водички.

    автор САБЖа выложил для осбуждения, предполагающего изложение собственного мнения. Вам неприятен "великорусский патриотизм"? Уже догадались, куда в этом случае вам следует пройти? Не хотите туда топать - извольте относиться к этому терпимо, если что, здесь терпят, когда израильских тут иногда заносит на поворотах. И воздержитесь от оценок подобных постов - пусть сами россияне с этим разбираются.
  15. air wolf 12 декабря 2013 18:24
    Цитата: klimpopov
    Спасибо за статью! С удовольствием прочитал!


    Как рекламный проспект))) Парни, это обычный фарфоровый самолетик, реально не воевавший ни с МиГ-29, ни с др. современными самолетами.
  16. AirMax 25 марта 2014 03:23
    Замечательная машина с большим будущим!
    AirMax

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня