Military Review

Soviet transport helicopter crane Mi-10K

12
The multipurpose heavy helicopter Mi-10K is a specialized crane helicopter. The Mi-10K helicopter can carry bulky cargo not only inside the fuselage, but also on the external sling. The helicopter crane is mounted a conventional cable external suspension assembly, which is designed for 8000 kg cargo. The helicopter is widely used when installing poles of power lines, filtration equipment at chemical plants, when installing radio relay towers and other construction and installation works.




Helicopters Mi-10 cranes found limited use not only in the armed forces, but also in the national economy. The versatility of the application was limited by the need to equip the cargo with counter units for hydraulic lifts. The gain from the lightweight weight of the chassis of the fuselage was negated by the length of the chassis. Anticipating these problems, the Mil Design Bureau in the 1964 year began the development of a "short-legged" modification of this helicopter. The lead designer was appointed A.A. Kh. Modification of the Mi-10K was developed specifically for construction and installation works.

Single-rotor helicopter with Mi-6 scheme: steering screw, two GTE and four-chassis. The design of the fuselage and chassis are somewhat different from its predecessor. The semi-monocoque fuselage has a two-seat cockpit in front, with an improved downward view. The bearing screw is like a Mi-6 helicopter. Structural tilt forward is reduced to 0 ° 45 '. Also the steering screw was no different. The transmission system and powerplant are the same as those of the predecessor, fuel is contained in 2 fuel tanks (total capacity 9000 liters) in front of the main landing gear on the sides of the fuselage.

Designers abandoned hydraulic grippers and external platform. Thus, the chassis height was reduced, which reduced weight and drag. Instead of cameras for control when loading and unloading, which did not justify themselves, the Mi-10K was equipped with a suspended cabin with a third set of control levers and all-round visibility. The gondola was located under the nose of the fuselage. When carrying out loading and unloading and installation work, one of the pilots goes into a suspended cabin. Sitting down facing the cargo, he was able to observe the cargo and at the same time control the helicopter. "Savings" on the racks made it possible to increase the mass of cargo transported on the external sling up to 11 tons. The bottom post provided high accuracy of assembly operations. In the 1975, all the Mi-10s were equipped with an external vibration damping and vibration system.



On the Mi-10K, the autopilot was installed, which had channels of direction, pitch, roll and height, as well as a rotor stabilizer. The autopilot was included in the control system in a differential scheme. Depending on the type and working conditions, the type of application, the number of crew members ranged from 3 to 5 people (3 pilot, flight operator and flight mechanic).

Main rotor - diameter 35 m, five-blade, with three-hinged mounting of the blades and hydraulic dampers. The blades are all-metal, rectangular shape. 20 sections consisting of a nose section with an anti-icing package and a counterweight, a tail section and an end fairing are attached to the steel one-piece tubular spar. The blades were equipped with an electric anti-icing system and a spar damage indicator. The pushing four-blade tail screw with a diameter of 6,3 m had a trapezoidal blade. The blades are wooden with a spar and steel tip, have anti-icing system and a sock trim.

The power plant - two gas turbine engine D-25V design Solovyov PA, power 5500 hp / 4045 kW. The engines operate independently, which makes it possible to fly with one engine running. Each engine has its own oil system with oil cooler and oil tank.

The chassis of the Mi-10K is a non-retractable four-bearing, truss with twin wheels and oil-air shock absorbers. The front have a lever wheel suspension. A truss guard was installed on the tail boom.

The external suspension system of the Mi-10K mounted on a special frame inside the fuselage had a lifting capacity with a cable length of less than 25 meters - 11 tons, with a length of up to 40 meters - 8 tons.



New modification created in a fairly short time. Flight tests began at GosNII GA. The first flight took place 6 September 1966 g. During the flight tests the machine was used in Leningrad for installation work and the mountains of Dagestan. Mi-10K in 1967 was presented at an aviation show in Paris. MGA in 1969, the year took the car to supply officially. Production began in the 1975 year at the Rostov helicopter plant (in just two years 17 helicopters were built, and the 4 was refitted from the Mi-10). Mi-10K used in the construction of high-rise objects and in the present. The Mi-10 and Mi-10K helicopters were used for transportation, when building drilling rigs in the oil-and-gas producing areas of the Far North and Eastern Siberia, and for unique installation work during the reconstruction and construction of industrial enterprises, significantly reducing the cost and time of work.

The Mi-10K helicopter during the reconstruction of the Gorky Automobile Plant carried out special installation work. The car lifted and laid on the roofs of three workshops in the carved openings two sloping galleries of tons of 6,2 and 7,3. If during the work they didn’t use a helicopter, then the assembly line of passenger cars had to be stopped for three months and the cranes installed directly in the workshops. With the help of the Mi-10K helicopter in Paris, the factory bridge crane with farms weighing 11 tons was dismantled.

Also, with the help of Mi-10K, a unique work was successfully completed at the Kostromskaya GRES. At the top of the 250-height pipe for meters, the Mi-10K helicopter pilots helped to install 150 tons of steel structures.

In 1980, the Ukhta division of the "flying cranes" used for the first time in world practice two helicopters simultaneously for the installation of heavy metal structures. A relay mast assembled on the ground with a length of 100 meters and a mass of 40 tons, mounted on the turn points, was raised by two Mi-10K to a vertical position. The following year, similar work was carried out in the Tyumen region.



This unique aircraft at one time played a prominent role in strengthening the position of the Soviet Union as a great helicopter power. Cost center them. M.L. Mile, having developed the Mi-10K, gained invaluable experience in the development of heavy crane helicopters.

A group of designers OKB Mil for the creation of the Mi-6 and Mi-10 received high government awards. In 1968, the State Prize was awarded to Mil M.L., Lapisov V.P., Nekrasov A.V., Leikand M.A., Solovyov P.A., Pivovarov M.N., Mazitsky V.T., Chumachenko D.M., Marinu L.N., Kalashnikov G.P., Evich I.P., Uspensky O.V.



Specifications:
Modification - Mi-10K.
The diameter of the main screw - 35,00 m.
Tail rotor diameter - 6,30 m.
Length - 32,86 m.
Height - 7,80 m.
Empty weight - 24450 kg.
Normal take-off weight - 37000 kg.
Maximum take-off weight - 38000 kg.
Domestic fuel - 6340 l + optional 1920 l.
Engine type - 2 GTE aircraft engine (Solovyov) D-25VF.
Power - 2 x 4847 kW.
Maximum speed - 256 km / h.
Cruising speed - 228 km / h.
Practical range - 770 km.
The range is 350 km.
Practical ceiling - 4750 m.
Static ceiling - 3000 m.
Crew - 3-4 person.
Payload - 3000 kg.
Load on the external suspension - 11800 kg.

Based on materials:
www.airwar.ru
www.helicopter.su
www.aviastar.org
www.vertolet-media.ru




















Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. makarov
    makarov 16 December 2013 09: 02
    +4
    Power! Powerful unit! However probably gluttonous?
  2. agent
    agent 16 December 2013 09: 10
    +1
    Cool transport, now it’s a pity only a monument of a bygone era ...
    1. Argon
      Argon 16 December 2013 11: 35
      +3
      The Mi-10 was created as a carrier platform for an operational tactical missile system (even in the preliminary project it was clear that it would not fit into the Mi-6 cargo compartment), but after a strong-willed decision that the missile of this complex (with a nuclear warhead) should be guided , it became clear that the MGK of the complex would significantly increase and the almost completely tested helicopter as a carrier would have to be abandoned. The idea of ​​a crane helicopter came to Mikhail Leontyevich's mind during a visit to the United States, he saw how technological equipment was delivered to a skyscraper under construction with the help of a helicopter (in suspended from a helicopter) for the manufacture of some kind of structure - "why not assemble it on the ground and install it in the assembly." And then the situation is suitable with the Mi-10. I must say that the Mi-10K was a very timely machine for the USSR. However, you shouldn't worry too much about it, each Mi-26 has equipment for transporting cargo on an external sling and any of the built ones can be converted (in the field) for air crane. Now the problem is that the crew for such a crane, capable of safely performing assembly operations and having the appropriate experience, will be very difficult to "gather" in Russia.
      1. EvilLion
        EvilLion 17 December 2013 15: 38
        0
        Small cargo on the Ka-32 carry for obvious reasons.
  3. Volodya Sibiryak
    Volodya Sibiryak 16 December 2013 09: 21
    +5
    Here, in Western Siberia, during the development of deposits and other objects, they were used very widely. The size is really impressive, during the flight it was possible to track individual rotor blades - they were so long.
  4. hohryakov066
    hohryakov066 16 December 2013 09: 26
    +4
    They also fly and work. I watched the installation of the r / r tower with such a crane - an enchanting sight! All grass in the surrounding forest is combed in a radius of 500 meters like a comb. The tower was assembled using this machine of three parts during daylight hours along with transportation. From close range it looks grandiose in work!
  5. Hort
    Hort 16 December 2013 11: 55
    +5
    you look at such machines and think: the publicist M. Kalashnikov is right when in his books ("The Broken Sword of the Empire", "Back in the USSR-2", etc.) he says that by the end of the 80s a new a civilization aimed at the stars ...
  6. Fitter65
    Fitter65 16 December 2013 12: 12
    +2
    Mi-10k during the Soviet era were in three air squads, the 223rd Ukhta, the 255th in Tyumen and a unit in Myachikovo near Moscow, one was in the Krasnodar VNII PANH.
  7. PANZER
    PANZER 16 December 2013 14: 51
    +5
    When the union was a lot of things that are now not deservedly forgotten and rotting in the parking lots.
  8. moroz656
    moroz656 17 December 2013 01: 35
    +1
    Such a helicopter is in the museum in Tolyatti .... Technical Museum named after Sakharov. The territory of about 100 hectares.
  9. Alf
    Alf 17 December 2013 22: 00
    0
    Miles Mi-10PP
    [1966]

    In 1966, one serial “ten” was converted into an experimental radio reconnaissance helicopter (direction finder) Mi-10GR Grebeshok. It was intended to determine the location of the transmitting radio stations, for which it was equipped with a special hanging container with dropable antennas.
    In 1970, the creation of the Mi-10PP jamming production helicopter was completed. It was intended to provide combat operations of front-line aircraft by creating interference with enemy ground radars. The machine was equipped with a ST-9000 “Step” container suspended on hydraulic grips, weighing 7125 kg. Inside it were three jamming stations “Buket”, which acted on the radar for detecting and guiding missiles, causing the illumination of indicators, and eight response-transmitting stations “Fasol” to create simulated interference (when they work in the “drift” mode on the screen of the radar operator several false labels appeared at once). In the cargo compartment of the helicopter, jobs were created for EW operators, and a power supply system was installed for equipment located in the container. In 1970–80 at the Rostov and Konotop aircraft repair plants, most military “dozens” were converted into jammers. The upgraded helicopter cost 7 million rubles - almost 6 times more expensive than the original version.
    In the 1970s a worthy occupation was found for the helicopter - he mastered a very important specialty of the radio interference director. The filling of the Steppe container included typical Soviet EW aviation stations, which, although they were capricious, but with a high level of training of ground and flight personnel, allowed them to effectively solve the tasks.
    Gradually, transport vehicles began to be sent to Rostov and Konotop, from where they returned to the troops in a new quality and with a new designation Mi-10PP. At the same time, helicopters often changed their registration. So, the only "dozen" of the 51st OGVP after re-equipment in Konotop was not in Alexandria, but in the distant Nerchinsk 112th regiment. According to the testimony of the former commander of this unit, V.K. Avdienko, one squadron included the Mi-10PP detachment. The combat training on the profile was led by the deputy. EW regiment. Helicopters carried containers suspended directly on hydraulic grips. A set of platforms was preserved, and if necessary, jammers were used for transportation.
  10. Alf
    Alf 17 December 2013 22: 03
    0
    A set of platforms was preserved, and if necessary, jammers were used for transportation. In the spring of 1983, the next Mi-112PP (No. 10K) was supposed to arrive from Konotop in the 8680603th AFP, but on May 16 it crashed during the flight. The car was driven by the crew of Art. l-that A. A. Ilchuk. During the passage of the route section of the Orel-Kustanay, the light of the fire alarm system of one engine came on and the fire extinguishing system worked. Acting according to the instructions, the commander decided to make an emergency landing on the ground. During the run, the helicopter capsized, a reduction gear shaft was cut, and the still-running engine turned off the NWTC. The crew was not injured, but the helicopter was broken. Later, the 112th AFP received at least two Mi-10PPs over the state.
    In addition to Nerchinsk, the Mi-10PP was operated in Brandis and Kobrin, as well as in the 825th AFP, which was transferred from Sredne-Belaya to the Garov-ka-2 airfield located near Khabarovsk. According to the memoirs of an officer at the same air base. A.V. Fishing, by the mid-1980s the 825th regiment included a squadron of jammers, in which concentrated helicopters, previously armed with units located in western districts and groups of troops. Obviously, by that time all the combat-ready Mi-10PPs had been assembled on the Chinese border.
    According to reports, “dozens” were operated in the Air Force until 1989, after which they began to be written off and entered for cutting. Moreover, their individual units and systems were used as spare parts for other equipment. Thus, the special containers of the 112th AFP were transferred to the 36th Special Occupational Aviation Administration (“court” regiment of the Chita 23rd VA), where their filling was used to maintain the electronic warfare equipment of the An-12PP aircraft. Two "long-legged" Mi-10s were on display at museums in Monino and Torzhok, and one was installed on a pedestal in Garovka.
  11. WS
    WS 19 December 2013 19: 38
    0
    In 2003, in the summer of Perm, UTair Mi-10K installed (this) communication mast [media = http: //mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/10483536.jpg]

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К

Многоцелевой тяжелый вертолет Ми-10К представляет собой специализированный вертолет-кран. Вертолет Ми-10К может перевозить крупногабаритные грузы не только внутри фюзеляжа, но и на внешней подвеске. На вертолете-кране монтируется обычный узел тросовой внешней подвески, который рассчитан на груз 8000 кг. Вертолет широко используется при установке опор линий электропередач, фильтрационного оборудования на химических предприятиях, при монтаже радиорелейных вышек и других строительно-монтажных работах.

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К


Вертолеты краны Ми-10 нашли ограниченное применение не только в вооруженных силах, но и в народном хозяйстве. Универсальность применения ограничивалась необходимостью оборудования грузов ответными узлами под гидравлические подъемники. Выигрыш от облегченного веса шасси фюзеляжа сводилось на нет длиной шасси. Предвидя эти проблемы, ОКБ Миля в 1964 году приступило к разработке «коротконогой» модификации данного вертолета. Ведущим конструктором был назначен Серман А.Х. Модификация Ми-10К разрабатывалась специально для осуществления строительно-монтажных работ.


Вертолет одновинтовой с Ми-6 схемы: рулевой винт, два ГТД и четырехопорное шасси. Конструкция фюзеляжа и шасси несколько отличались от предшественника. Полумонококовый фюзеляж имеет спереди двухместную кабину экипажа, имеющую улучшенный обзор вниз. Несущий винт — как на вертолете Ми-6. Конструктивный угол наклона вперед уменьшен до 0°45'. Также не отличался и рулевой винт. Система трансмиссии и силовая установка такие же, как у предшественника, топливо содержится в 2 топливных баках (общая емкость 9000 литров) перед главными опорами шасси по бокам фюзеляжа.

Конструкторы отказались от гидравлических захватов и внешней платформы. Таким образом, была уменьшена высота шасси, что снизило массу и лобовое сопротивление. Вместо телекамер для управления при погрузке-разгрузке, не оправдавших себя, Ми-10К был оборудован подвесной кабиной с третьим комплектом рычагов управления и круговым обзором. Гондола размещалась под носовой частью фюзеляжа. При проведении погрузочно-разгрузочных и монтажных работ один из пилотов переходит в подвесную кабину. Садясь лицом к грузу, он получал возможность наблюдать за грузом и одновременно управлять вертолетом. «Экономия» на стойках дала возможность увеличить массу перевозимого на внешней подвеске груза до 11 тонн. Нижний пост обеспечивал высокую точность монтажных операций. В 1975 году все Ми-10 были оснащены системой гашения вибраций и колебаний на внешней подвеске.

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К


На Ми-10К устанавливался автопилот, имеющий каналы направления, тангажа, крена и высоты, а также стабилизатор оборотов несущего винта. Автопилот был включен по дифференциальной схеме в систему управления. В зависимости от рода и условий работы, вида применения количество членов экипажа колебалось от 3 до 5 человек (3 пилота, бортоператор и бортмеханик).

Несущий винт — диаметром 35 м, пятилопастный, с трехшарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы. К стальному цельному трубчатому лонжерону присоединяются 20 секций, состоящих из носовой части с противообледенительным пакетом и противовесом, хвостовой части и концевого обтекателя. Лопасти оснащались электрической противообледенительной системой и сигнализатором повреждения лонжерона. Толкающий четырехлопастный хвостовой винт диаметром 6,3 м имел лопасти трапециевидной формы. Лопасти деревянные с лонжероном и стальным наконечником, имеют противообледенительную систему и оковку носка.

Силовая установка — два газотурбинных двигателя Д-25В конструкции Соловьева П.А., мощностью 5500 л.с./4045 кВт. Двигатели работают независимо, что дает возможность осуществлять полет с одним работающим двигателем. Каждый двигатель имеет собственную маслосистему с маслорадиатором и маслобаком.

Шасси вертолета Ми-10К — неубирающееся четырехопорное, ферменное со сдвоенными колесами и масляно-воздушными амортизаторами. Передние имеют рычажную подвеску колес. На хвостовой балке была установлена ферменная предохранительная опора.

Система внешней подвески вертолета Ми-10К, установленная на специальной раме внутри фюзеляжа, имела грузоподъемность при длине троса менее 25 метров — 11 тонн, при длине до 40 метров — 8 тонн.

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К


Новую модификацию создали в довольно сжатые сроки. Летные испытания начались в ГосНИИ ГА. Первый полет состоялся 6 сентября 1966 г. Во время летных испытаний машина использовалась в Ленинграде на монтажных работах и горах Дагестана. Ми-10К в 1967 году был представлен на авиационном шоу в Париже. МГА в 1969 году приняло машину на снабжение официально. Производство начали в 1975 году на Ростовском вертолетном заводе (всего за два года было построено 17 вертолетов, и 4 переоборудовано из Ми-10). Ми-10К используются на строительстве высотных объектов и в настоящее время. Вертолеты Ми-10 и Ми-10К использовались для транспортных перевозок, при создании буровых установок в газонефтепромысловых районах Крайнего Севера и Восточной Сибири и для уникальных монтажных работ при реконструкции и строительстве промышленных предприятий, значительно сокращая стоимость и время работ.

Вертолет Ми-10К при реконструкции Горьковского автозавода выполнял специальные монтажные работы. Машина подняла и уложила на крышах трех цехов в вырезанные проемы две наклонные галереи массой 6,2 и 7,3 тонны. Если бы при работах не использовали вертолет, то конвейер сборки легковых автомобилей пришлось остановить месяца на три и монтировать непосредственно в цехах подъемные краны. С помощью вертолета Ми-10К в Париже был демонтирован мостовой заводской кран с фермами массой 11 тонн.

Также с помощью Ми-10К была успешно выполнена уникальная работа на Костромской ГРЭС. На вершине трубы высотой 250 метров за короткий срок вертолетчики Ми-10К помогли установить 150 тонн металлоконструкций.

В 1980 году ухтинское подразделение «летающих кранов» применило впервые в мировой практике одновременно два вертолета для установки тяжелых металлоконструкций. Собранная на земле ретрансляционная мачта длиной 100 метров и массой 40 тонн, закрепленная на поворотных узлах, была поднята двумя Ми-10К в вертикальное положение. В следующем году аналогичная работа была проведена в Тюменской области.

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К


Этот уникальный летательный аппарат в свое время сыграл заметную роль в укреплении позиций Советского Союза как великой вертолетостроительной державы. МВЗ им. М.Л. Миля, разработав Ми-10К, получил бесценный опыт разработки тяжелых вертолетов-кранов.

Группа конструкторов ОКБ Миля за создание Ми-6 и Ми-10 получила высокие правительственные награды. В 1968 г. государственная премия была присуждена Милю М.Л., Лаписову В.П., Некрасову А.В., Лейканду М.А., Соловьеву П.А., Пивоварову М.Н., Мацицкому В.Т., Чумаченко Д.М., Марьину Л.Н., Калашникову Г.П., Эвичу И.П., Успенскому О.В.

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К


Технические характеристики:
Модификация — Ми-10К.
Диаметр главного винта — 35,00 м.
Диаметр хвостового винта — 6,30 м.
Длина — 32,86 м.
Высота — 7,80 м.
Масса пустого — 24450 кг.
Нормальная взлетная масса — 37000 кг.
Максимальная взлетная масса — 38000 кг.
Внутренние топливо — 6340 л + опционально 1920 л.
Тип двигателя — 2 ГТД авиадвигатель (Соловьев) Д-25ВФ.
Мощность — 2 х 4847 кВт.
Максимальная скорость — 256 км/ч.
Крейсерская скорость — 228 км/ч.
Практическая дальность — 770 км.
Радиус действия — 350 км.
Практический потолок — 4750 м.
Статический потолок — 3000 м.
Экипаж — 3-4 человека.
Полезная нагрузка — 3000 кг.
Нагрузка на внешней подвеске — 11800 кг.

Подготовлено по материалам:
www.airwar.ru
www.helicopter.su
www.aviastar.org
www.vertolet-media.ru


Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. makarov 16 декабря 2013 09:02
    Сила! Мощный агрегат! Однако вероятно прожорливый?
    makarov
  2. agent 16 декабря 2013 09:10
    Классный транспортник, жаль теперь только памятник ушедшей эпохи...
    1. Argon 16 декабря 2013 11:35
      Ми-10 создавался как платформа-носитель оперативнотактического ракетного комплекса(даже в аванпроэкте было понятно,что в грузовую кабину Ми-6 он не влезет).Но после волевого решения,о том ,что ракета этого комплекса(с ядерной БЧ)должна быть управляемая,стало понятно-МГК комплекса значительно возрастут и от практически полностью испытанного вертолета в качестве носителя придется отказаться.Идея вертолета-крана пришла в голову Михаилу Леонтьевичу во время визита в США,он видел как с помощью вертолета,на строящийся небоскреб доставляли технологическое оборудование(в подвешенном к вертолету состоянии)для изготовления какой то конструкции-"почему бы не собрать ее на земле и не установить в сборе"-.А тут подходящая ситуация с Ми-10.Надо сказать,что Ми-10К был очень своевременной машиной для СССР.Однако и переживать по его поводу сильно не стоит,каждый Ми-26 имеет оборудование для перевозки груза на внешней подвеске и любой из построенных может быть переоборудован(в полевых условиях)под авиа кран.Сейчас проблема в том,что экипаж для такого крана,способный безопасно производить монтажные операции,имеющий соответсвующий опыт,в россии"насобирать"будет очень сложно.
      1. EvilLion 17 декабря 2013 15:38
        Мелкие грузы на Ка-32 возят по понятным причинам.
  3. Володя Сибиряк 16 декабря 2013 09:21
    У нас, в Западной Сибири, во время освоения месторождений и прочих обьектов они применялись очень широко. Размер действительно впечатляет, во время полета можно было отследить отдельные лопасти несущего винта- настолько они были длинные.
    Володя Сибиряк
  4. hohryakov066 16 декабря 2013 09:26
    Летают еще и работают. Наблюдал установку р/р вышки таким краном - феерическое зрелище! Вся трава в окрестном лесу причесана в радиусе 500 метров как под гребенку. Вышку собрали при помощи этой машины из трех частей за световой день вместе с транспортировкой. С близкого расстояния смотрится в работе просто грандиозно!
  5. Хорт 16 декабря 2013 11:55
    вот смотришь на такие машины и думаешь: прав публицист М.Калашников, когда в своих книгах ("Сломанный меч Империи", "Назад - в СССР-2" и др.) говорит, что у нас к концу 80-х годов зрела новая цивилизация, нацеленная на звёзды...
  6. Fitter65 16 декабря 2013 12:12
    Ми-10к во времена СССР были в трёх Авиоотрядах,223-й Ухта,255-й в Тюмени и подразделение в подмосковном Мячиково,один был в краснодарском ВНИИ ПАНХ.
  7. P.A.N.Z.E.R 16 декабря 2013 14:51
    При союзе было много чего, что сейчас не заслужено забыто и гниет на стоянках.
  8. moroz656 17 декабря 2013 01:35
    Такой вертолет стоит в Тольятти в музее....Технический музей имени Сахарова.Территория около100га.
  9. Альф 17 декабря 2013 22:00
    Миль Ми-10ПП
    [1966]

    В 1966 г. одна серийная «десятка» была переоборудована в опытный вертолет радиоразведки (пеленгатор) Ми-10ГР «Гребешок». Он предназначался для определения местоположения передающих радиостанций, для чего оснащался специальным подвесным контейнером с опускаемыми антеннами.
    В 1970 г. завершилось создание вертолета-постановщика помех Ми-10ПП. Он предназначался для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС противника. Машина оснащалась подвешенным на гидрозахватах контейнером СТ-9000 «Степь» массой 7125 кг. Внутри него находились три помеховые станции «Букет», которые воздействовали на РЛС обнаружения и наведения ракет, вызывая засветку индикаторов, и восемь ответно-передающих станций «Фасоль» для создания имитационных помех (при их работе в режиме «увода» на экране у оператора РЛС появлялось сразу несколько ложных меток). В грузовой кабине вертолета были созданы рабочие места операторов РЭБ, а также установлена система энергоснабжения аппаратуры, размещавшейся в контейнере. В 1970–80 гг. на Ростовском и Конотопском авиаремонтных заводах в постановщики помех переоборудовали большинство военных «десяток». Стоил модернизированный вертолет 7 млн. рублей — почти в 6 раз дороже исходного варианта.
    В 1970-е гг. для вертолета нашлось достойное занятие — он освоил очень важную специальность постановщика радиопомех. Начинка контейнера «Степь» включала типовые советские авиационные станции РЭБ, которые хоть и отличались капризным нравом, но при высоком уровне подготовки наземного и летного персонала позволяли эффективно решать поставленные задачи.
    Постепенно транспортные машины стали отправлять в Ростов и Конотоп, откуда они возвращались в войска уже в новом качестве и с новым обозначением Ми-10ПП. При этом вертолеты часто меняли прописку. Так, единственная «десятка» 51-го ОГВП после переоборудования в Конотопе оказалась не в Александрии, а в далеком Нерчинском 112-м полку. По свидетельству бывшего командира этой части п-ка В. К. Авдиенко, в состав одной эскадрильи входил отряд Ми-10ПП. Боевой подготовкой по профилю руководил зам. комполка по РЭБ. Вертолеты возили контейнеры, подвешиваемые непосредственно на гидрозахватах. Комплект платформ сохранялся, и при необходимости постановщики помех использовались для транспортных перевозок.
  10. Альф 17 декабря 2013 22:03
    Комплект платформ сохранялся, и при необходимости постановщики помех использовались для транспортных перевозок. Весной 1983 г. в 112-й ОВП из Конотопа должен был прибыть очередной Ми-10ПП (№8680603К), но 16 мая при перелете он потерпел аварию. Машиной управлял экипаж ст. л-та А. А. Ильчука. Во время прохождения участка маршрута Орел-Кустанай загорелась лампочка системы сигнализации о пожаре одного двигателя и сработала система пожаротушения. Действуя согласно инструкции, командир принял решение совершить вынужденную посадку на местности. Во время пробега вертолет опрокинулся, произошел срез вала редуктора, а все еще работающий двигатель выключила СЗТВ. Экипаж не пострадал, но вертолет был разбит. Позднее 112-й ОВП получил сверх штата не менее двух Ми-10ПП.
    Помимо Нерчинска, Ми-10ПП эксплуатировались в Брандисе, Кобрине, а также в 825-м ОВП, который был переброшен из Средне-Белой на расположенный недалеко от Хабаровска аэродром Гаров-ка-2. По воспоминаниям служившего на той же авиабазе. А. В. Рыбалка, к середине 1980-х гг. в состав 825-го полка входила эскадрилья постановщиков помех, в которой сосредоточили вертолеты, ранее состоявшие на вооружении частей, расположенных в западных округах и группах войск. Очевидно, к тому времени на китайской границе собрали все боеспособные Ми-10ПП.
    По имеющимся сведениям, эксплуатировались «десятки» в ВВС до 1989 г., после чего стали списываться и поступать на разделку. При этом их отдельные агрегаты и системы находили применение в качестве запчастей для другой техники. Так, спецконтейнеры 112-го ОВП были переданы в 36-й ОСАП («придворный» полк читинской 23-й ВА), где их начинка использовалась для поддержания в исправности аппаратуры РЭБ самолетов Ан-12ПП. Два «длинноногих» Ми-10 попали в экспозиции музеев в Монино и Торжке, а один был установлен на постамент в Гаровке.
  11. WS 19 декабря 2013 19:38
    В 2003 году летом в Перми Ютэйр Ми-10К устанавливал (эту)мачту связи [media=http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/10483536.jpg]
    WS

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня