Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К

12
Многоцелевой тяжелый вертолет Ми-10К представляет собой специализированный вертолет-кран. Вертолет Ми-10К может перевозить крупногабаритные грузы не только внутри фюзеляжа, но и на внешней подвеске. На вертолете-кране монтируется обычный узел тросовой внешней подвески, который рассчитан на груз 8000 кг. Вертолет широко используется при установке опор линий электропередач, фильтрационного оборудования на химических предприятиях, при монтаже радиорелейных вышек и других строительно-монтажных работах.



Вертолеты краны Ми-10 нашли ограниченное применение не только в вооруженных силах, но и в народном хозяйстве. Универсальность применения ограничивалась необходимостью оборудования грузов ответными узлами под гидравлические подъемники. Выигрыш от облегченного веса шасси фюзеляжа сводилось на нет длиной шасси. Предвидя эти проблемы, ОКБ Миля в 1964 году приступило к разработке «коротконогой» модификации данного вертолета. Ведущим конструктором был назначен Серман А.Х. Модификация Ми-10К разрабатывалась специально для осуществления строительно-монтажных работ.

Вертолет одновинтовой с Ми-6 схемы: рулевой винт, два ГТД и четырехопорное шасси. Конструкция фюзеляжа и шасси несколько отличались от предшественника. Полумонококовый фюзеляж имеет спереди двухместную кабину экипажа, имеющую улучшенный обзор вниз. Несущий винт — как на вертолете Ми-6. Конструктивный угол наклона вперед уменьшен до 0°45'. Также не отличался и рулевой винт. Система трансмиссии и силовая установка такие же, как у предшественника, топливо содержится в 2 топливных баках (общая емкость 9000 литров) перед главными опорами шасси по бокам фюзеляжа.

Конструкторы отказались от гидравлических захватов и внешней платформы. Таким образом, была уменьшена высота шасси, что снизило массу и лобовое сопротивление. Вместо телекамер для управления при погрузке-разгрузке, не оправдавших себя, Ми-10К был оборудован подвесной кабиной с третьим комплектом рычагов управления и круговым обзором. Гондола размещалась под носовой частью фюзеляжа. При проведении погрузочно-разгрузочных и монтажных работ один из пилотов переходит в подвесную кабину. Садясь лицом к грузу, он получал возможность наблюдать за грузом и одновременно управлять вертолетом. «Экономия» на стойках дала возможность увеличить массу перевозимого на внешней подвеске груза до 11 тонн. Нижний пост обеспечивал высокую точность монтажных операций. В 1975 году все Ми-10 были оснащены системой гашения вибраций и колебаний на внешней подвеске.



На Ми-10К устанавливался автопилот, имеющий каналы направления, тангажа, крена и высоты, а также стабилизатор оборотов несущего винта. Автопилот был включен по дифференциальной схеме в систему управления. В зависимости от рода и условий работы, вида применения количество членов экипажа колебалось от 3 до 5 человек (3 пилота, бортоператор и бортмеханик).

Несущий винт — диаметром 35 м, пятилопастный, с трехшарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы. К стальному цельному трубчатому лонжерону присоединяются 20 секций, состоящих из носовой части с противообледенительным пакетом и противовесом, хвостовой части и концевого обтекателя. Лопасти оснащались электрической противообледенительной системой и сигнализатором повреждения лонжерона. Толкающий четырехлопастный хвостовой винт диаметром 6,3 м имел лопасти трапециевидной формы. Лопасти деревянные с лонжероном и стальным наконечником, имеют противообледенительную систему и оковку носка.

Силовая установка — два газотурбинных двигателя Д-25В конструкции Соловьева П.А., мощностью 5500 л.с./4045 кВт. Двигатели работают независимо, что дает возможность осуществлять полет с одним работающим двигателем. Каждый двигатель имеет собственную маслосистему с маслорадиатором и маслобаком.

Шасси вертолета Ми-10К — неубирающееся четырехопорное, ферменное со сдвоенными колесами и масляно-воздушными амортизаторами. Передние имеют рычажную подвеску колес. На хвостовой балке была установлена ферменная предохранительная опора.

Система внешней подвески вертолета Ми-10К, установленная на специальной раме внутри фюзеляжа, имела грузоподъемность при длине троса менее 25 метров — 11 тонн, при длине до 40 метров — 8 тонн.



Новую модификацию создали в довольно сжатые сроки. Летные испытания начались в ГосНИИ ГА. Первый полет состоялся 6 сентября 1966 г. Во время летных испытаний машина использовалась в Ленинграде на монтажных работах и горах Дагестана. Ми-10К в 1967 году был представлен на авиационном шоу в Париже. МГА в 1969 году приняло машину на снабжение официально. Производство начали в 1975 году на Ростовском вертолетном заводе (всего за два года было построено 17 вертолетов, и 4 переоборудовано из Ми-10). Ми-10К используются на строительстве высотных объектов и в настоящее время. Вертолеты Ми-10 и Ми-10К использовались для транспортных перевозок, при создании буровых установок в газонефтепромысловых районах Крайнего Севера и Восточной Сибири и для уникальных монтажных работ при реконструкции и строительстве промышленных предприятий, значительно сокращая стоимость и время работ.

Вертолет Ми-10К при реконструкции Горьковского автозавода выполнял специальные монтажные работы. Машина подняла и уложила на крышах трех цехов в вырезанные проемы две наклонные галереи массой 6,2 и 7,3 тонны. Если бы при работах не использовали вертолет, то конвейер сборки легковых автомобилей пришлось остановить месяца на три и монтировать непосредственно в цехах подъемные краны. С помощью вертолета Ми-10К в Париже был демонтирован мостовой заводской кран с фермами массой 11 тонн.

Также с помощью Ми-10К была успешно выполнена уникальная работа на Костромской ГРЭС. На вершине трубы высотой 250 метров за короткий срок вертолетчики Ми-10К помогли установить 150 тонн металлоконструкций.

В 1980 году ухтинское подразделение «летающих кранов» применило впервые в мировой практике одновременно два вертолета для установки тяжелых металлоконструкций. Собранная на земле ретрансляционная мачта длиной 100 метров и массой 40 тонн, закрепленная на поворотных узлах, была поднята двумя Ми-10К в вертикальное положение. В следующем году аналогичная работа была проведена в Тюменской области.



Этот уникальный летательный аппарат в свое время сыграл заметную роль в укреплении позиций Советского Союза как великой вертолетостроительной державы. МВЗ им. М.Л. Миля, разработав Ми-10К, получил бесценный опыт разработки тяжелых вертолетов-кранов.

Группа конструкторов ОКБ Миля за создание Ми-6 и Ми-10 получила высокие правительственные награды. В 1968 г. государственная премия была присуждена Милю М.Л., Лаписову В.П., Некрасову А.В., Лейканду М.А., Соловьеву П.А., Пивоварову М.Н., Мацицкому В.Т., Чумаченко Д.М., Марьину Л.Н., Калашникову Г.П., Эвичу И.П., Успенскому О.В.



Технические характеристики:
Модификация — Ми-10К.
Диаметр главного винта — 35,00 м.
Диаметр хвостового винта — 6,30 м.
Длина — 32,86 м.
Высота — 7,80 м.
Масса пустого — 24450 кг.
Нормальная взлетная масса — 37000 кг.
Максимальная взлетная масса — 38000 кг.
Внутренние топливо — 6340 л + опционально 1920 л.
Тип двигателя — 2 ГТД авиадвигатель (Соловьев) Д-25ВФ.
Мощность — 2 х 4847 кВт.
Максимальная скорость — 256 км/ч.
Крейсерская скорость — 228 км/ч.
Практическая дальность — 770 км.
Радиус действия — 350 км.
Практический потолок — 4750 м.
Статический потолок — 3000 м.
Экипаж — 3-4 человека.
Полезная нагрузка — 3000 кг.
Нагрузка на внешней подвеске — 11800 кг.

Подготовлено по материалам:
www.airwar.ru
www.helicopter.su
www.aviastar.org
www.vertolet-media.ru




















12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +4
    16 декабря 2013 09:02
    Сила! Мощный агрегат! Однако вероятно прожорливый?
  2. +1
    16 декабря 2013 09:10
    Классный транспортник, жаль теперь только памятник ушедшей эпохи...
    1. +3
      16 декабря 2013 11:35
      Ми-10 создавался как платформа-носитель оперативнотактического ракетного комплекса(даже в аванпроэкте было понятно,что в грузовую кабину Ми-6 он не влезет).Но после волевого решения,о том ,что ракета этого комплекса(с ядерной БЧ)должна быть управляемая,стало понятно-МГК комплекса значительно возрастут и от практически полностью испытанного вертолета в качестве носителя придется отказаться.Идея вертолета-крана пришла в голову Михаилу Леонтьевичу во время визита в США,он видел как с помощью вертолета,на строящийся небоскреб доставляли технологическое оборудование(в подвешенном к вертолету состоянии)для изготовления какой то конструкции-"почему бы не собрать ее на земле и не установить в сборе"-.А тут подходящая ситуация с Ми-10.Надо сказать,что Ми-10К был очень своевременной машиной для СССР.Однако и переживать по его поводу сильно не стоит,каждый Ми-26 имеет оборудование для перевозки груза на внешней подвеске и любой из построенных может быть переоборудован(в полевых условиях)под авиа кран.Сейчас проблема в том,что экипаж для такого крана,способный безопасно производить монтажные операции,имеющий соответсвующий опыт,в россии"насобирать"будет очень сложно.
      1. 0
        17 декабря 2013 15:38
        Мелкие грузы на Ка-32 возят по понятным причинам.
  3. Володя Сибиряк
    +5
    16 декабря 2013 09:21
    У нас, в Западной Сибири, во время освоения месторождений и прочих обьектов они применялись очень широко. Размер действительно впечатляет, во время полета можно было отследить отдельные лопасти несущего винта- настолько они были длинные.
  4. +4
    16 декабря 2013 09:26
    Летают еще и работают. Наблюдал установку р/р вышки таким краном - феерическое зрелище! Вся трава в окрестном лесу причесана в радиусе 500 метров как под гребенку. Вышку собрали при помощи этой машины из трех частей за световой день вместе с транспортировкой. С близкого расстояния смотрится в работе просто грандиозно!
  5. +5
    16 декабря 2013 11:55
    вот смотришь на такие машины и думаешь: прав публицист М.Калашников, когда в своих книгах ("Сломанный меч Империи", "Назад - в СССР-2" и др.) говорит, что у нас к концу 80-х годов зрела новая цивилизация, нацеленная на звёзды...
  6. +2
    16 декабря 2013 12:12
    Ми-10к во времена СССР были в трёх Авиоотрядах,223-й Ухта,255-й в Тюмени и подразделение в подмосковном Мячиково,один был в краснодарском ВНИИ ПАНХ.
  7. +5
    16 декабря 2013 14:51
    При союзе было много чего, что сейчас не заслужено забыто и гниет на стоянках.
  8. +1
    17 декабря 2013 01:35
    Такой вертолет стоит в Тольятти в музее....Технический музей имени Сахарова.Территория около100га.
  9. 0
    17 декабря 2013 22:00
    Миль Ми-10ПП
    [1966]

    В 1966 г. одна серийная «десятка» была переоборудована в опытный вертолет радиоразведки (пеленгатор) Ми-10ГР «Гребешок». Он предназначался для определения местоположения передающих радиостанций, для чего оснащался специальным подвесным контейнером с опускаемыми антеннами.
    В 1970 г. завершилось создание вертолета-постановщика помех Ми-10ПП. Он предназначался для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС противника. Машина оснащалась подвешенным на гидрозахватах контейнером СТ-9000 «Степь» массой 7125 кг. Внутри него находились три помеховые станции «Букет», которые воздействовали на РЛС обнаружения и наведения ракет, вызывая засветку индикаторов, и восемь ответно-передающих станций «Фасоль» для создания имитационных помех (при их работе в режиме «увода» на экране у оператора РЛС появлялось сразу несколько ложных меток). В грузовой кабине вертолета были созданы рабочие места операторов РЭБ, а также установлена система энергоснабжения аппаратуры, размещавшейся в контейнере. В 1970–80 гг. на Ростовском и Конотопском авиаремонтных заводах в постановщики помех переоборудовали большинство военных «десяток». Стоил модернизированный вертолет 7 млн. рублей — почти в 6 раз дороже исходного варианта.
    В 1970-е гг. для вертолета нашлось достойное занятие — он освоил очень важную специальность постановщика радиопомех. Начинка контейнера «Степь» включала типовые советские авиационные станции РЭБ, которые хоть и отличались капризным нравом, но при высоком уровне подготовки наземного и летного персонала позволяли эффективно решать поставленные задачи.
    Постепенно транспортные машины стали отправлять в Ростов и Конотоп, откуда они возвращались в войска уже в новом качестве и с новым обозначением Ми-10ПП. При этом вертолеты часто меняли прописку. Так, единственная «десятка» 51-го ОГВП после переоборудования в Конотопе оказалась не в Александрии, а в далеком Нерчинском 112-м полку. По свидетельству бывшего командира этой части п-ка В. К. Авдиенко, в состав одной эскадрильи входил отряд Ми-10ПП. Боевой подготовкой по профилю руководил зам. комполка по РЭБ. Вертолеты возили контейнеры, подвешиваемые непосредственно на гидрозахватах. Комплект платформ сохранялся, и при необходимости постановщики помех использовались для транспортных перевозок.
  10. 0
    17 декабря 2013 22:03
    Комплект платформ сохранялся, и при необходимости постановщики помех использовались для транспортных перевозок. Весной 1983 г. в 112-й ОВП из Конотопа должен был прибыть очередной Ми-10ПП (№8680603К), но 16 мая при перелете он потерпел аварию. Машиной управлял экипаж ст. л-та А. А. Ильчука. Во время прохождения участка маршрута Орел-Кустанай загорелась лампочка системы сигнализации о пожаре одного двигателя и сработала система пожаротушения. Действуя согласно инструкции, командир принял решение совершить вынужденную посадку на местности. Во время пробега вертолет опрокинулся, произошел срез вала редуктора, а все еще работающий двигатель выключила СЗТВ. Экипаж не пострадал, но вертолет был разбит. Позднее 112-й ОВП получил сверх штата не менее двух Ми-10ПП.
    Помимо Нерчинска, Ми-10ПП эксплуатировались в Брандисе, Кобрине, а также в 825-м ОВП, который был переброшен из Средне-Белой на расположенный недалеко от Хабаровска аэродром Гаров-ка-2. По воспоминаниям служившего на той же авиабазе. А. В. Рыбалка, к середине 1980-х гг. в состав 825-го полка входила эскадрилья постановщиков помех, в которой сосредоточили вертолеты, ранее состоявшие на вооружении частей, расположенных в западных округах и группах войск. Очевидно, к тому времени на китайской границе собрали все боеспособные Ми-10ПП.
    По имеющимся сведениям, эксплуатировались «десятки» в ВВС до 1989 г., после чего стали списываться и поступать на разделку. При этом их отдельные агрегаты и системы находили применение в качестве запчастей для другой техники. Так, спецконтейнеры 112-го ОВП были переданы в 36-й ОСАП («придворный» полк читинской 23-й ВА), где их начинка использовалась для поддержания в исправности аппаратуры РЭБ самолетов Ан-12ПП. Два «длинноногих» Ми-10 попали в экспозиции музеев в Монино и Торжке, а один был установлен на постамент в Гаровке.
  11. WS
    0
    19 декабря 2013 19:38
    В 2003 году летом в Перми Ютэйр Ми-10К устанавливал (эту)мачту связи [media=http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/10483536.jpg]