В США создали беспилотник, который может взлетать с подводной лодки

19
5 декабря 2013 года официальные представители ВМС США сообщили о том, что в начале августа текущего года с подлодки, находившейся в подводном положении, был осуществлен успешный запуск беспилотного летательного аппарата XFC UAS (eXperimental Fuel Cell Unmanned Aerial System). Испытания новейшего аппарата велись американской Военно-морской исследовательской лабораторией (U.S. Naval Research Laboratory) в рамках финансирования работ по программе SwampWorks Службы технологий быстрого реагирования (Rapid Reaction Technology Office) и Службы военно-морских исследований (Office of Naval Research) Минобороны США.

Уникальность запуска состоит в том, что он был осуществлен из подводного положения. Запуск беспилотника была выполнен из торпедного отсека подлодки «Провиденс», относящейся к подлодкам класса «Лос-Анджелес», с использованием системы доставки под названием Sea Robin. Данная система была разработана так, чтобы разместиться внутри пустого пускового контейнера, такого же, который используются для запуска с подлодки ракет «Томагавк». Во время полета запущенный с подводной лодки БПЛА передавал на борт лодки, вспомогательных кораблей и на американскую базу в Норфолке (штат Вирджиния) разведывательную видеоинформацию. В качестве блока питания беспилотника выступил автономный электрический топливный элемент, который рассчитан минимум на 6 часов работы аппарата. Посадку БПЛА совершил на американской военно-морской базе на Багамах, на острове Андрос.

Запуск контейнера с борта подводной лодки осуществляется при помощи стандартного 533-мм торпедного аппарата. После отделения от пускового контейнера система Sea Robin с находящимся внутри беспилотником XFC всплыла на поверхность, после чего заняла вертикальное положение, которое аналогично плавающей вехе. По команде, которая поступает с борта лодки, осуществляется вертикальный старт аппарата, и на протяжении нескольких часов он совершает полет над поверхностью океана.

В США создали беспилотник, который может взлетать с подводной лодки
Подлодка класса "Лос-Анджелес"

Беспилотная система XFC UAS является автономной, полностью электрической системой, которая работает с помощью топливных ячеек. Беспилотный летательный аппарат имеет складные крылья. По словам разработчиков данной модели, применение в его конструкции топливных ячеек — это беспрецедентный сдвиг в истории разработки современных пусковых и движительных систем для БПЛА. Интерес представляет тот факт, что не только сам полет беспилотника, но и его взлет осуществляются при помощи применения электроэнергии. Благодаря этому аппарат отличается очень малым количеством демаскирующих признаков. Беспилотник XFC UAS будет довольно трудно обнаружить. В то же время негативной особенностью электрических летательных аппаратов, которые работают на топливных ячейках, является сравнительно небольшое время полета и маленькая грузоподъемность. В этом направлении американским инженерам предстоит провести еще достаточно много работы.

По информации, которая содержится в официальном пресс-релизе, первый успешный запуск беспилотника океанического базирования из подводного положения является очередным этапом на пути к укреплению разведывательных систем, систем рекогносцировки и наблюдения американского подводного флота. Сообщается, что разрабатываемая система носит именно разведывательный характер и не предполагает наличия какого-либо вооружения.

Первые сообщения ВМС США о работах над системой XFC UAS относят еще к августу 2009 года. Тогда в опубликованном материале говорилось о том, что специалисты Военно-морской исследовательской лаборатории США успешно провели шестичасовые полетные испытания новой беспилотной системы XFC, которая была показана в рамках работы конференции Международной ассоциации беспилотных систем (AUVSI), прошедшей в Вашингтоне в том же 2009 году. В документе говорилось о том, что система XFC UAS является одноразовой, то есть после того как беспилотник выполнит свое полетное задание к подводной лодке, он не вернется, а экипаж корабля не будет предпринимать никаких мер по поиску и обнаружению аппарата.


Контейнер Sea Robin и сам БПЛА, обладающий складным крылом, были спроектированы Научно-исследовательской лабораторией ВМС США (NRL) в сотрудничестве с компанией SwampWorks, Управлением технологий быстрого реагирования Министерства обороны (DoD/RRTO) и Научно-исследовательским управлением ВМС США (ONR). От проработок концепции беспилотного летательного аппарата до момента осуществления полноценных испытаний на флоте ушло чуть более 6 лет, что, по меркам разработки подобных программ, является очень коротким сроком.

Стоит отметить, что проект беспилотной системы XFC UAS не является единственным. Сегодня в интересах ВМС США американские военно-промышленные корпорации разрабатывают сразу несколько аппаратов, которые могут базироваться на борту подводных лодок. В конце 2009 года компании Northrop Grumman и Boeing выдвинули предложение по оснащению подлодок классов «Огайо» и «Вирджиния» беспилотными летательными аппаратами ScanEagle, которые уже состоят на вооружении на надводных кораблях и в сухопутных частях американской армии.

Беспилотник ScanEagle, так же, как и XFC, предназначен для осуществления разведки, рекогносцировки и наблюдения за местностью, однако он технологически значительно проще своего собрата. Данный БПЛА оснащается поршневым пропеллерным двигателем, развивающим мощность в 0,97 кВт, инфракрасной и/или оптической видеокамерой и различными системами связи, способными действовать на удалении до 100 км. При этом аппарат обладает достаточно большой продолжительностью полета — 20 часов. Длина беспилотника — 1,4 метра, размах крыла — 3,1 метра, масса — 20 кг. При этом ScanEagle в состоянии развивать скорость до 150 км/ч.

Беспилотник ScanEagle

Не стоит сомневаться в том, что результатом завершения испытаний и размещения аппаратов XFC UAS (а, возможно, и других беспилотников) на борту подводных лодок станет то, что потенциал автономности, скрытности и поражающего воздействия американского подводного флота увеличится. Этому помогут «глаза и уши», которые будут действовать в воздухе в интересах подлодки.

Создатели системы XFC UAS с гордостью говорят о том, что они обеспечили значительную экономию американских бюджетных средств, так как «традиционные программы очень часто приносят какой-то результат лишь спустя десятки лет». Приветствуя успешное окончание эксперимента, Уоррен Шульц, являющийся руководителем данной программы, отметил, что была создана технология, которая в полной мере отвечает потребностям сообщества сил спецназначения в США. Ранее профильные американские СМИ также писали, что американские инженеры ведут работы над созданием особой «подводной плавбазы», предназначенной для запуска не только летательных, но и подводных беспилотных систем.

При этом американские программы по применению беспилотников в военных операциях достаточно давно подвергаются критике всего мирового сообщества и правозащитников. Справедливости ради отметим, что речь идет об ударных дронах, оснащенных различными образцами наступательного вооружения, а не о разведывательных аппаратах.

Источники информации
http://svpressa.ru/war21/article/78777
http://lenta.ru/news/2013/12/06/xfcuas
http://vz.ru/news/2013/12/6/663043.html
http://takie.org/news/bespilotnik_zapustili_iz_pod_vody/2013-12-06-7927
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 декабря 2013 08:34
    Эту концепцию, на мой взгляд, можно применить в отношении ПВО подлодки, всплывает контейнер с Иглой и применяется по назначению, правда придется наверное наведение доработать
    1. +1
      12 декабря 2013 09:43
      тоже обдумывал такой вариант. только не с иглой ,а с чем то помощнее , но с ИК ГСН , что бы хокаи гонять. и наводить можно со спутника что бы не палить ПЛ.
      1. 0
        12 декабря 2013 16:06
        Цитата: просто экспл
        наводить можно со спутника что бы не палить ПЛ

        А всплытие, пуск и вообще наличие такой системы не палит ПЛ?
        1. 0
          12 декабря 2013 17:27
          Цитата: Gato
          А всплытие, пуск и вообще наличие такой системы не палит ПЛ?
          А сам факт присутствия этого беспилотника не палит саму ПЛ, которая его запустила?
          Беспилотник XFC UAS будет довольно трудно обнаружить.
          Но все таки можно. А раз присутствует вероятность обнаружения БПЛА, то и присутствует опастность обнаружения ПЛ. Так фейк а не полезная приблуда.
    2. +1
      12 декабря 2013 23:17
      Цитата: saag
      Эту концепцию, на мой взгляд, можно применить в отношении ПВО подлодки, всплывает контейнер с Иглой и применяется по назначению, правда придется наверное наведение доработать

      ПВО ПЛ уже не ново: Франция создает ЗРК для подводных лодок
      1. Lесник
        +1
        12 декабря 2013 23:24
        Цитата: saag
        Эту концепцию, на мой взгляд, можно применить в отношении ПВО подлодки, всплывает контейнер с Иглой и применяется по назначению, правда придется наверное наведение доработать


        В частном разговоре с уважаемым мной специалистом услышал мнение и позволю себе с Вами поделиться - "Мировая военная мысль на протяжении 20 последних лет разрабатывает не доведенные до ума разработки ВПК СССР" и я склонен с ним согласиться
  2. makarov
    0
    12 декабря 2013 09:11
    Это пока что опытные образцы, как бы не надували америкосы щеки, еще не известно, будет ли оно востребовано..
    1. AVV
      0
      12 декабря 2013 11:20
      Самое главное препятствие в принятие этой системы ,то что она одноразовая,взлететь то взлетит,а вот с посадкой то проблема,тем более в условиях волнения океана!!!Бредовая идея, использовать ее только во время штиля!!!
      1. +2
        12 декабря 2013 14:28
        может улететь на базу на берегу.
        1. 0
          12 декабря 2013 16:40
          А кто им будет управлять до берега-то? Думаете на беспилотнике настолько дальнобойный радиомодуль управления, особенно при управлении из под воды? Да и хватит-ли дальности полета беспилотника, чтобы долететь до берега?

          Мне кажется, как вариант, беспилотник будет с приводнением. А потом его просто будут забирать корабли поддержки или буксировать какие-нибудь катера.
  3. Бек
    0
    12 декабря 2013 09:29
    Объективности ради, задолбали США своими новейшими разработками. Объективности ради, умеют они это делать.

    Объективности ради, когда же ближайший союзник Казахстана, Россия, имеющая базу, научно-конструкторский потенциал, достойно ответит экономическому сопернику и потенциальному противнику? Или Табуреткины уже опустили все ниже плинтуса?
    1. +2
      12 декабря 2013 11:06
      Бек (4) US Сегодня, 09:29 Новый
      "Объективности ради, "....У Америки не было горбачева и перестройки..По масштабам нанесения урону это больше чем урон от фашистского нашествия ..
    2. vinni
      +2
      12 декабря 2013 11:30
      Объективности ради, супер-пупер армия США при поддержке не менее супер-пупер сил НАТО в течение 12 лет в Афгане безуспешно пытались "героически" сражаться талибами со старенькими АК-47 и древними дедовскими ружьями, а теперь не знают, как ноги унести по-возможности без больших потерь... Так что далеко не всё в этом мире зависит от супер-пупер, в т.ч. о таких залепух, как этот БЛА
      1. Бек
        0
        12 декабря 2013 15:53
        Цитата: vinni
        Объективности ради, супер-пупер армия США при поддержке не менее супер-пупер сил НАТО в течение 12 лет в Афгане безуспешно пытались "героически" сражаться талибами со старенькими АК-47


        А вот не надо зубоскалить над тем, о чём сами споткнулись.

        Активные боевые действия в Афганистане США вела наверное в первые три года. Теперь же подразделения сидят на своих базах и время от времени совершают вылазки. Нет в новостных лентах сообщений, что в том или ином регионе Афганистана идут упорные бои между талибами и американскими войсками, так единичные тер.акты.

        И когда Советская Армия вошла в Афганистан, у моджахедов даже стареньких АК-47 не было. Были допотопные английские винтовки Ли-Энфильда конца 19, начало 20 веков, отобранные у разгромленных англичан в первой и второй англо=афганских войн.
        1. 0
          12 декабря 2013 17:05
          Ну тогда нужно продолжить, что очень быстро у моджа.. духов, душманов(раньше их так называли) появились и современное оружие, и инструкторы, и снабжение.
          1. Бек
            0
            12 декабря 2013 17:56
            Цитата: fzr1000
            Ну тогда нужно продолжить, что очень быстро у моджа.. духов, душманов(раньше их так называли) появились и современное оружие, и инструкторы, и снабжение.


            Помогали им не спорю. А нам с какого панталыка и какого перепоя нужно было лезть в дремотную Азию. Что своих проблем не хватало? Только и насобирали, что грузы 200.
  4. 0
    12 декабря 2013 11:16
    Из подводы он не взлетает случайно?
  5. +2
    12 декабря 2013 11:44
    НЕ совсем понятно какие задачи может выполнять такой БПЛА? Как будет осуществляться управление им и приём информации? Любое выдвижное устройство и приемо-передающая аппаратура демаскирует ПЛ выдавая её местоположение, так что бесполезная вещь, хоть и интересная.
    1. 0
      12 декабря 2013 15:35
      Разведка побережья к примеру, да и мало ли чего.
    2. Комментарий был удален.
  6. -1
    12 декабря 2013 12:45
    На любой БПЛА всегда найдется достойный ответ, системы обнаружения тоже на месте не стоят.
  7. +1
    12 декабря 2013 14:11
    Крылатые ракеты уже давно запускают из под воды (крылатая ракета по сути тот же беспилотник), так что янки здесь революцию на сделали.
    1. +1
      14 декабря 2013 11:08
      Совершенно верно.
  8. 0
    12 декабря 2013 15:34
    Наш беспилотник от РСЗО, помещённый в "Калибр", отлично взлетит с подводной лодки.
  9. Sax
    Sax
    +1
    12 декабря 2013 15:43
    Цитата: AVV
    Самое главное препятствие в принятие этой системы ,то что она одноразовая,взлететь то взлетит,а вот с посадкой то проблема,тем более в условиях волнения океана!!!Бредовая идея, использовать ее только во время штиля!!!

    Представляете, на поверхности ни одного боевого корабля американцев. Но 3-4 таких аппарата за 6 часов при скорости даже 200 км/час "закрывают" огромную площадь океанской поверхности, выявляя все что только можно. А сколько будет стоить информация, которую передаст в боевых условиях сия штучка? После чего в район обнаружения полетят ударные средства, но уже с минимальным отклонением, барражирующие, с возможностями атопоиска и идентификации. Да пусть эти штучки потом самоликвидируются. Цена будет уже не сопоставима с результатом.
  10. +1
    12 декабря 2013 16:04
    Беспилотник с ПЛ, конечно, штука интересная, но вот есть один вопрос. Как он будет на ту же ПЛ передавать сведения ? Радиоволны и вода в общем-то не слишком дружат друг с другом.
    1. +2
      12 декабря 2013 16:16
      различными системами связи, способными действовать на удалении до 100 км.

      Мощность передающих систем БПЛА сильно ограничена его грузоподъемностью. Надо понимать, ПЛ должна находиться на перископной глубине, чтобы задействовать свои приемные антенны.
  11. -3
    12 декабря 2013 19:57
    И тут возникает вопрос ... а нахрена с подлодки запускать беспилотники? Достижение из разряда "Неуловимости Джо" ...
    1. +1
      13 декабря 2013 02:19
      Так написали же,для сил спецопераций.
      1. +2
        14 декабря 2013 11:11
        Раз для спецопераций , то на кой триндеть на весь белый свет?
  12. Fedya
    +1
    12 декабря 2013 21:26
    Мысль о этих разведчиках изложена в фантастическом романе Адамова "Тайны двух океанов".