Он не боялся ни моря, ни начальства. Как командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен спас столицу России в 1914 году

Он не боялся ни моря, ни начальства. Как командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен спас столицу России в 1914 годуНа свой страх и риск действовал адмирал Н.О. Эссен, решившись заблаговременно забросать минами Финский залив и тем самым предотвратить прорыв германского линейного флота к Петербургу. Это и спасло столицу России от разрушения тяжелыми крупповскими орудиями уже в первые часы Великой войны…

«Поздравляю Балтийский флот с великим днем, для которого мы живем, которого ждали и к которому готовились» - таковы чеканные строки приказа командующего Балтфлотом адмирала Николая Оттовича Эссена, изданного им 19 июля (1 августа) 1914 года в связи с началом Первой мировой войны.

Официальное объявление ее еще только витало в воздухе, дипломаты России, Германии, Франции и Австро-Венгрии предпринимали отчаянные усилия, чтобы найти хоть какой-то компромисс и удержать мир на краю пропасти, коварно вырытой Британской империей, одной из виновниц разразившейся катастрофы. А балтийский флотоводец уже понял, что враг у ворот, и он обязан исполнить священный долг перед Отечеством и государем. Долг же этот, как разумел его Эссен, состоял в том, чтобы немедленно, по собственному почину, привести флот в полную боевую готовность и предпринять превентивные шаги. Те шаги, которые не позволят германским военно-морским силам на Балтике осуществить план сокрушения России, рожденный в морском штабе принца Генриха – родственника германского императора.


План немцев был столь же коварен, сколь и незамысловат. Используя фактор внезапности и превосходящую более чем вдвое численность крупповских орудий, включавшей 15-дюймовые стволы башен главного калибра, немецкие дредноуты и миноносцы стремительно прорываются в Финский залив и всей своей огневой мощью в считанные часы сметают с лица Земли столицу Российской империи с ее пригородом Царским Селом. Дабы кайзер Вильгельм II смог немедленно продиктовать унизительный мир кузену Ники, то бишь Николаю II…

А теперь вернемся к мудрым строкам приказа адмирала Эссена: «Офицеры и команда (такНиколай Оттович, а по его примеру и другие руководители Балтфлота обращались к нижним чинам, видя в них не бессловесных исполнителей своей воли, а, прежде всего, спаянных дисциплиной и чувством долга самоотверженных помощников офицерского состава. – А.П.)!

С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели – защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны.

Война решается боем. Пусть каждый из Вас(именно так, с прописной буквы, втексте приказа! – А.П.)напряжет все свои силы, духовные и телесные, приложит все свои знания, опыт и умения в день боя, чтобы все наши снаряды и мины внесли бы гибель и разрушение в неприятельские боевой строй и корабли».

Исполняя этот приказ, миноносцы и минные крейсера Балтфлота всего за четыре с половиной часа плотно закупорили все подступы с моря к Финскому заливу, установив свыше 2 тысяч мин в 8 полос и тем сразу устранив саму возможность для проведения боевых операций немецкого флота против Петербурга и его пригородов.

И уже в тот час, когда германский посол граф Пурталес с напускной прискорбностью вручал министру иностранных дел России Сазонову ноту об объявлении вторым рейхом войны нашему Отечеству, русская столица была практически недосягаема для крупповского железа.

И принцу Генриху, с яростью узнавшему о русских минных постановках в балтийских проливах и шхерах, исключавших для его армады вообще какую-либо перспективу активных действий против русского побережья, ничего не оставалось, как от бессильной злобы впасть в многодневный запой

…Николай Оттович фон Эссен родился в Петербурге 11 декабря 1860 года. Его предком был отпрыск древнего голландского графского рода Курт Эссен. Он был принят на русскую мореходную службу в 1707 году. Как гласило семейное предание, 27 июля 1714 года в связи с проявленными в Гангутской морской битве со шведами отвагой и умением Петр I лично вручил ему именной абордажный кортик. За два столетия род Эссенов подарил России 12 блестящих военно-морских офицеров, семеро из них стали георгиевскими кавалерами.

Отец же Николая Оттовича Отто Вильгельмович пошел по гражданской части и к моменту рождения своего чада был уже действительным тайным советником и статс-секретарем. Он с пониманием отнесся к выбору сына, пожелавшего продолжить семейную традицию служения Отечеству под Андреевским флагом. Николай по благословению отца в 1875 году поступил в петербургский Морской корпус. В годы учебы он проявил замечательное упорство и трудолюбие и стал лучшим на своем курсе гардемарином. Его имя было выбито золотыми буквами на мраморной доске почета.

Много лет спустя, уже обращаясь к сыну, Николай Оттович так сформулировал главное условие успеха в любой карьере: «работать, не покладая рук, не зная отдыха».

Подобным образом складывалась вся служба будущего адмирала, главным жизненным принципом которого стал девиз служения Отечеству верой и правдой…

Гардемарином он ушел в двухлетнее заграничное плавание на фрегате «Герцог Эдинбургский», во время которого и получил первый офицерский чин мичмана. Затем в 26 лет он закончил механическое отделение Николаевской Морской академии. С 1892 по 1896 год служил на кораблях Тихоокеанской и Средиземноморской эскадр, пробыв в чине лейтенанта почти 14 лет и побывав почти во всех северных морях Земного шара. Произведенный в капитаны 2 ранга, он был назначен в 1902 году командиром легкого миноносного крейсера (тоже 2 ранга) «Новик», переброшенного вместе с другими русскими военно-морскими силами на Дальний Восток.

Перед этим он исполнял должность флаг-капитана у командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова – выдающегося флотоводца и ученого, руководителя двух кругосветных плаваний, героя русско-турецкой войны 1877-1878 гг., создателя тактики русского броненосного флота. Их совместная служба преподала фон Эссену такую школу, которую, по его собственному выражению, «забыть просто невозможно, а пренебрегать – преступно». Вместе со Степаном Осиповичем Николай Оттович формировал эскадру сначала в Кронштадте, затем в Ревеле и Либаве. Очень трудным оказался ее переход к дальневосточным берегам России, поскольку на всем этом пути не было ни одной нашей военно-морской базы, а встречавшиеся по пути следования порты некоторых государств под давлением одержимой недоброжелательством к русским Англии отказывались снабжать корабли, шедшие под Андреевским флагом, продовольствием и топливом…

Примечательно, что уже в те годы Эссен твердо определил неизбежность военного столкновения России с Германией. В 1898 году он неоднократно выступал в «Морском сборнике» со статьями о германском флоте и даже завел на него досье, которое пополнял до конца своих дней.

Годы русско-японской войны стали для Николая Оттовича звездным часом. Начало ее он встретил в Порт-Артуре. После внезапного нападения японцев в ночь на 27 января 1904 года капитан 2 ранга фон Эссен первым вывел свой крейсер навстречу неприятелю. Утром, когда неповрежденные японскими торпедами русские корабли только выходили с рейда, «Новик» уже атаковал врага, причем дважды. По отзывам очевидцев этих атак, будущий адмирал «на самом слабом корабле показал, что дух отваги в личном составе еще не убит».

При возвращении «Новика» в Порт-Артур вся гавань приветствовала доблестный экипаж восторженным «Ура!». За мужество в схватке с превосходящим по численности противником кавторанг был награжден Золотой георгиевской саблей с надписью «За храбрость», а 12 членов экипажа «Новика» получили георгиевские кресты.

Героический характер Эссена разглядели не только друзья, но и будущие враги. Так, германский военно-морской атташе в Порт-Артуре, впоследствии адмирал, Э. Гопман составил в те дни такой портрет Николая Оттовича:

«Мне представили маленького плотного капитана 2 ранга, шедшего мелкими быстрыми шагами по набережной. Чистое круглое лицо, большие умные синевато-серые глаза… Это лицо и глаза из тех, что надолго врезываются в память. Говорят, хрустально бескорыстный, крайне независимый человек».

Вскоре адмирал Макаров поручил неустрашимому офицеру командовать броненосцем «Севастополь». На нем Эссен сражался до последних дней обороны порт-артурской крепости. Покидая «Новик», Николай Оттович писал: «Расстаюсь с сожалением с судном, на котором я принял боевое крещение и на котором пережил столько разных событий и вынес столько испытаний как в мирное время, так и на войне».

Смерть адмирала Макарова, погибшего при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» 31 марта (13 апреля) 1904 года, стала тяжелым ударом для Эссена. Уход из жизни этого выдающегося флотоводца, сторонника активных морских операций, крайне отрицательно сказался на положении стоявшей в порт-артурской гавани русской эскадры. Возглавлявшие флот после гибели Макарова наместник адмирал Е.И. Алексеев и адмирал В.К. Витгефт полагали, что действия боевых кораблей должны носить лишь вспомогательный, оборонительный характер. Они почти полностью отказались от наступления, если не считать двух бездарных попыток прорвать блокаду Порт-Артура. Эссену оставалось безучастно наблюдать, как в пассивной обороне гибнет цвет нашего флота…

Все его предложения о выводе судов в море и нанесении серьезного удара по японским кораблям командование встречало в штыки. Но когда начался прямой расстрел русских кораблей в гавани, Николай Оттович, вопреки запрету выходить в море штормовой ночью, протаранил неразведенные боны и перевел «Севастополь» в бухту Белый Волк. Там он продолжил борьбу с японским флотом, утопил или серьезно повредил несколько вражеских миноносцев и даже обстрелял японскую пехоту, наступавшую в районе Голубиной бухты.

В эти трагические дни героизм капитана 1 ранга Эссена приобрел в России широчайшую известность. Журнал «Морской сборник» писал: «Красочные открытки с портретом командира «Севастополя» расходятся тысячными тиражами, ему пишут люди разных сословий. Незаметный в мирные дни офицер становится олицетворением крепости морского духа».

Ярким напоминанием о героизме дерзкого командира и его боевых соратников служит приказ начальника Квантунского укрепрайона генерал-лейтенанта А.М. Стесселя от 5 декабря 1904 года: «Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца «Севастополь», подвигом командира капитана 1 ранга Эссена, гг. офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать Родине и потомкам, как «Севастополь» один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен никогда изгладится из вашей памяти!.. Ура героям броненосца «Севастополь!»

После этого героический корабль еще три недели оставался на внешнем рейде и отражал минные атаки неприятеля. А в ночь на 6 (19) декабря 1904 года Эссен, к тому времени принявший командование над одним из районов обороны (ему подчинялись и стоявшие здесь сухопутные войска) получил приказ об уничтожении «Севастополя» и всех батарей. Затопление корабля в день капитуляции Порт-Артура стало для Николая Оттовича величайшим потрясением.

В те часы он, по всей видимости, решил погибнуть вместе с кораблем, которым командовал. Броненосец уже погружался в море, когда группа офицеров вернулась на тонущий корабль – за командиром.

Руки Эссена буквально силой оторвали от поручней и на руках унесли его с капитанского мостика, чтобы переправить на буксир...

После сдачи крепости капитан ее последнего броненосца вместе с другими портартурцами находился в плену, однако уже в марте 1905 года вернулся в Россию. За русско-японскую войну Эссен «в воздаяние особых подвигов храбрости и распорядительности» получил орден Св. Георгия 4-й степени. За ним также утвердили чин капитана 1 ранга, полученный перед падением Порт-Артура.

«Флот и работа!» - таков был полушутливый девиз Николая Оттовича, провозглашенный им вскоре по возвращении из японского плена. В сущности, ему он следовал всю жизнь. С ним и начал многотрудное дело возрождения Балтийского флота, лучшие корабли которого сгинули при Цусиме и в других сражениях с японцами. Назначенный начальником Стратегической части только что созданного Морского Генерального штаба, он организовал большую работу по изучению опыта минувшей войны, анализу многочисленных публикаций военных специалистов всего мира. Разумеется, богатейший опыт личных наблюдений и размышлений Эссена о проигранной кампании тоже не остался втуне… Наблюдая за трудами своих подчиненных и коллег (они войдут в историю русского флота с несколько ироничным названием «младофлотцы»), Николай Оттович требовал от них плодотворных идей по предотвращению подобных трагедий в будущих войнах.

В марте 1906 года он отправился в Англию для принятия командования над строящимся крейсером «Рюрик». Однако уже через полгода был возвращен домой и начал командовать Первым отрядом минных крейсеров, большая часть которых была построена на добровольные пожертвования. Видя в своем отряде уменьшенный прообраз нового Балтфлота, он считал своей главной задачей заложить в его организацию и жизнедеятельность те идеи и принципы, которые были выношены им в Порт-Артуре и на посту начальника Стратегической части. Ему предстояло, наряду с созданием прогрессивной тактики минного флота, добиться, чтобы личный состав в совершенстве овладел техникой и боевыми средствами, а также воспитать таких офицеров, которые были бы свободны, как он сам писал, от «доцусимской ограниченности».

Еще накануне русско-японской войны, будучи сам в невысоком чине и на довольно скромной должности, фон Эссен делился с читателями «Морского сборника» поразительно смелыми суждениями: «Весь старый скарб надо убрать, надо выдвинуть молодых, энергичных командиров и их можно найти, если этот скарб их не затрет и не заставит поседеть в лейтенантском чине».

Достигнув же командных высот, Николай Оттович активно искал таких же, похожих на него своей неуспокоенностью и влюбленностью в службу моряков и старался продвинуть их на ключевые посты, связанные с боевой подготовкой, организационными новшествами и перспективным стратегическим планированием.

Так, с его легкой руки, командный состав Балтфлота обогатился такими яркими личностями, как А.В. Колчак (замечательный полярный исследователь, проявивший впоследствии и талант флотоводца), И.И. Ренгартен (с его именем связаны превосходные успехи в организации службы связи, радиоразведки и пеленгования неприятельских судов), князь А.А. Ливен (будущий командир Первой минной дивизии), барон В.Н. Ферзен (возглавил Вторую минную дивизию) и др. Кстати, к своим офицерам Николай Оттович неизменно относился с отеческой благожелательностью, часто бывал на кораблях, и непременно поощрял отличившихся благодарственным словом, представлением к ордену или денежной премией.

В апреле 1907 года фон Эссен получил чин контр-адмирала, а еще через год стал фактическим командующим русскими ВМС на Балтике. Опираясь на кадры «своей» минной дивизии (сформированной на базе Первого отряда минных крейсеров), он быстро достиг стремительного прогресса в своих начинаниях. Так, контр-адмирал, как это констатировал журнал «Морской сборник», «добился подчинения себе всех портовых учреждений, совершив этим самую крупную ломку в организации наших морских сил и проводя идею, согласно которой все береговые учреждения должны служить для существования флота, а не наоборот».

Следующим шагом командующего стало введение практики плавания во все сезоны года. Фон Эссен доказывал: «Ходить пять суток в месяц 12,5-узловым ходом (то есть на скорости чуть больше 20 км/ч. – А.П.) – это не учеба, а бесполезная трата времени и угля».

С фон Эссеном русские корабли стали плавать на Балтике в любое время года и в любую погоду. Они появлялись в самых немыслимых уголках, в частности, в труднопроходимых шхерах, совершая тысячемильные переходы. Постепенно Николай Оттович все более усложнял условия плавания: моряки приучались ходить, да еще на возможно высокой скорости, в шторм и туман, ночью и во льдах… Так личный состав обретал бесценный мореходный опыт, привыкал мужественно переносить тяготы и лишения, связанные с дальними походами, понимая их важность для обороны Отечества. Офицеры Эссена становятся виртуозами управления кораблями и боевыми средствами, их отличают самостоятельность и уверенность в себе.

Ведь высшей похвалой из уст Николая Оттовича была такая аттестация: «Не боится ни моря, ни начальства!»

Разумеется, чтобы дальние и сложные плавания из мечты превратились в реальность, фон Эссену пришлось немало повоевать с Морским ведомством, все более превращавшимся в заповедник затхлой рутины. Обосновавшиеся там адмиралы предпочитали ничего не менять, их устраивал даже безнадежно устаревший Морской устав 1853 года, писавшийся большей частью для парусных кораблей. Командующий Балтфлотом, тем не менее, сумел добиться пересмотра многих отживших свой век теоретических положений и, в частности, приказа по Морведу от 1892 года, ограничивавшего учебное плавание «для сбережения машин». Открыто критикует он и позицию высших военных и морских руководителей страны, по-прежнему полагавших и официально заявлявших, что «флот не может быть рассматриваем как активный флот в широком понимании этого понятия, а должен ограничиваться высочайше указанной ему ролью оборонительной».

Будучи активным сторонником наступления в будущей войне, Николай Оттович вовсе не пренебрегал и обороной. Это под его началом был рожден тот план морской обороны, который он сумел так блестяще воплотить в жизнь, заставив принца Генриха Прусского буквально сразу отказаться от попыток прорваться к русской столице.

Подготовленный в 1912 году «План операций Морских сил Балтийского моря на случай возникновения Европейской войны», по которому раз­вертывался Балтийский флот в начале Великой войны, преду­сматривал решение важнейшей оперативно-стратегической зада­чи - недопущение флота противника в восточную часть Финско­го залива, - констатировал военный историк Д.Ю. Козлов. - Для этого с объявлением мобилизации в самой узкой части Финского залива - между островом Нарген и мысом Порккала-Удд планировалось создать минно-артиллерийскую пози­цию, основу которой составляли массированное минное заграж­дение, прикрываемое на флангах многочисленными береговыми батареями калибром до 356 мм и развернутые восточнее него ударные и обеспечивающие силы флота… В этой операции планировалось задействовать весь Балтий­ский флот - линейную и обе крейсерские бригады, две минные дивизии, бригаду подводных лодок, силы и средства береговой обороны, более 40 кораблей и вспомогательных судов. Предпо­лагалось, что на рубеже центральной минно-артиллерийской по­зиции Балтийской флот сможет задержать германский Флот от­крытого моря на 12-14 суток, достаточных для развертывания 6-й армии, назначенной для обороны столицы. План 1912 г. впер­вые предусматривал комплексное применение разнородных ма­невренных сил - надводных кораблей и подводных лодок, а так­же позиционных средств и береговой обороны - в их оператив­ном (в некоторых случаях и тактическом) взаимодействии. Это обстоятельство… поз­воляет считать его важной вехой в развитии отечественного, да и мирового военно-морского искусства… Оборона морских подступов к Петрограду на протяжении всей войны оставалась важнейшей задачей Балтийского флота. В основе ее решения лежало создание на театре глубоко эшело­нированной системы минно-артиллерийских позиций (централь­ная, фланговая шхерная, передовая, ирбенская и моонзундская) и оборонительных районов (Кронштадтский, Моонзундский, Або-Аландский). Важным элементом системы являлись оборонитель­ные минные заграждения (в общей сложности - 34 846 мин). Кроме того на флангах минно-артиллерийских позиций и на по­бережье к западу от о-ва Гогланд было построено 59 береговых батарей, насчитывавших 206 орудий калибром от 45 до 305 мм. Прикрытие оборонительных минных заграждений возлагалось на корабельные соединения флота, береговую артиллерию и морскую авиацию. Защита флангов позиций должна была осу­ществляться совместно с сухопутными войсками…»

Оборона Финского залива была настолько плотной, что немцы так и не решились нанести по ней удар всей мощью своих сил.


Единственная попытка прорыва через передо­вую позицию, предпринятая флотилией германских миноносцев в ночь на 11 ноября 1915 года, закончилась полным провалом - гибелью на минах семи из одиннадцати кораблей.

Эта яркая победа русского флота, ставшая возможной благодаря тесному сотрудничеству штаба Балтийского флота с русской разведкой, через свою сотрудницу Анну Ревельскую подбросившую немцам «подлинную» схему установки минных полей на пути в Финский залив, прекрасно описана в романе Пикуля «Моонзунд».

Кроме того, эссеновский секретный вариант боевых мероприятий включал в себя серию диверсий в шлюзах Кильского залива. Благодаря им германский Флот открытого моря прочно отделялся от кайзеровских ВМС на Балтике, и переброска судов из Северного моря на русский театр военных действий становилась невозможной. План включал также минную блокаду всего германского побережья. И хотя эти компоненты плана Эссена приняты не были, в годы Первой мировой моряки-балтийцы, и прежде всего, контр-адмирал Колчак, уже после смерти Николая Оттовича провели несколько ярких наступательных операций вблизи германских берегов...

Наконец, мы обязаны вспомнить и о той замечательной роли фон Эссена в принятии закона «Об императорском российском флоте», благодаря которому наши ВМС на Балтике, меньше чем за три года, получили минимально необходимое количество новых кораблей, способных активно противостоять германской военно-морской мощи, второй в мире после Англии.

Вообще, закон о флоте и связанная с ним судостроительная программа были плодом усилий Особого военного комитета при Го­сударственной думе. Эссен же, будучи членом этого комитета, выступал в роли важнейшей движущей силы. В архивах сохрани­лась запись одного из его выступле­ний: «Необходимость для России иметь сильный флот сознавалась до начала войны 1904 года лишь немногими. Но грянули выстрелы в Порт-Артуре и Чемульпо... и рус­ский флот, до того времени мало обращавший на себя внимание об­щества и признаваемый подчас из­лишней для России роскошью, сде­лался дорогим русскому сердцу. Безотлагательная необходи­мость постановки флота на дол­жную для поддержания силы Рос­сии высоту представилась с пора­зительной ясностью».

По предложению вице-адмирала на Балтике в течение 20 лет должны были быть сформированы три эскадры: две боевые и одна ре­зервная. Каждое из этих оперативных соединений могло состоять из 8 линейных кораблей, 4 линейных и 8 легких крейсеров, 36 эсминцев, 12 подводных лодок. Первые пять лет строительства выделялись в особый период. Согласно положениям «Программы усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.», за это время предполагалось построить 4 линейных и 4 легких крейсера, 30 эсминцев и 12 подвод­ных лодок. По расчетам Николая Оттовича на это требовалось чуть больше полумиллиарда рублей – сумма внушительная, но для России предвоенной поры вполне посильная.

Предложения Эссена Морской Генеральный штаб доложил императору. «Отлично исполнен­ная работа, — заключил Николай II. — Видно, что составитель стоит на твердой почве, расхва­лите его за меня».

Тем не менее, проект закона на взгляд непростительно вялого и апатичного Совета министров, дол­жен был быть представлен в Думу не ранее конца 1914 года, когда вы­полнение его первой части «...зна­чительно продвинется вперед и даст Морскому министерству ос­нование поставить вопрос о про­должении успешно начатого де­ла». И только под давлением Эссена законотворческая работа стала двигаться быстрее. Таким образом, на долю коман­дующего Балтийским флотом вы­пала трудная и почетная миссия со­бирателя (а фактически – и строителя) новых российских ВМС.

Реализация судостроительной программы стала в предвоенную пору важнейшим делом Эссена. Относился он к нему, по отзывам сослуживцев, вкладывая всю свою душу. Часто бывая на петербургском Балтийском заводе, лично присутствовал при закладке и спуске со стапелей кораблей, постоянно советуясь с профессором Морской академии И.Г. Бубновым и академиком Петербургской академии наук А.Н. Крыловым. В результате осенью 1913 го­да в строй вошли линкоры-дредно­уты типа «Севастополь», не уступа­вшие английским и немецким ко­раблям подобного типа. Они обладали скоростью до 23 узлов, дальностью автономного плавания свыше 1600 миль, имели двигатели общей мощностью более 42 тысяч лошадиных сил, несли 38 ору­дий калибром до 305 миллимет­ров. От Путиловской верфи флот получил несколько эскадренных миноносцев, в том числе прославленный Пикулем «Новик», унаследовавший имя погибшего в русско-японской войне крейсера. Во время ходовых испытаний этот корабль установил мировой рекорд скоро­сти — 37,3 узла. А в сентябре 1913 года на Балтийском заводе была заложена серия подводных лодок типа «Барс».

Параллельно со всеми прочими делами фон Эссен занимался и вопросами оперативного обо­рудования морских подступов к столице. Основу обороны восточ­ной части Финского залива тогда состав­ляли укрепления Кронштадта, имевшие на вооружении современные мощные орудия.

Созданная же Эссеном специальная комиссия под председательством начальни­ка этой морской крепости генерал-майора Н.И. Артамонова отвечала за «...обеспечение защиты порто­вых сооружений от бомбардиро­вок, преграждение доступа неприятеля к Петербургу, за обеспече­ние защиты от бомбардировок мест стоянок флота». По замыс­лу командующего флотом, передовая линия обороны крепо­сти была перенесена на более дальние морские рубежи, что обеспечивало недосягаемость Петербурга и пригородов от огня кайзеровских линкоров даже в случае их прорыва через минные заграждения, строящаяся же островная линия артбатарей становилась вто­ром оборонительным рубежом. Уже к началу 1913 года были гото­вы под установку вооружения фор­ты Николаевский, Алексеевский, Обручев и Тотлебен. Количество орудий в кронштадтской крепости было увеличено до 322.

На побережье Финляндии была своевременно за­вершена постройка форта Ино, в южной части Финского залива — фортов Красная Горка и Серая Ло­шадь. Они отличались прочными железобетонными казематами, удобными и надежными помещени­ями для личного состава, автоном­ными силовыми станциями. Здесь располагались батареи орудий ка­либром от 152 до 305 мм с достаточ­но большим запасом снарядов.

Слова фон Эссена о том, что «флот существует только для войны, и потому все, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное», с первых часов Первой мировой начали в полной мере претворяться в жизнь.

Однако уже в октябре 1914 года командующий Балтфлотом ощутил себя «связанным по рукам и ногам» приказом о запрещении боевых действий у неприятельских берегов и использовании новых линкоров. Тем не менее, в нарушение запрета минирование продолжалось всю осень и зиму, и германские ВМС несли от этого ощутимые потери. Упрямого же Николая Оттовича император наградил орденом Белого орла, а затем и орденом Св. Георгия 3-й степени.

Непрекращающиеся подрывы на русских минах боевых кораблей и транспортов совершенно дезорганизовали судоходство между Швецией и Германией, была закрыта старейшая паромная переправа Зассниц – Трелеборг. После потери 15 пароходов германский Союз судовладельцев был в полном отчаянии и даже потребовал снятия одного из кайзеровских флотоводцев - адмирала Беринга - с должности командующего действующим отрядом.

«Война в Балтийском море слишком богата потерями без соответствующих успехов!»-- констатировал кайзер, заслушав мрачный доклад принца Генриха Прусского об итогах бесславной для германского флота кампании на Балтике. Вместо снятого Беринга флагманом особого назначения был назначен контр-адмирал Э. Гопман – тот самый, что был немецким военно-морским атташе в Порт-Артуре и приглядывался к кавторангу фон Эссену… Но смена начальства не принесла кайзеровскому флоту на Балтике существенных успехов, даже несмотря на победы, одержанные на суше.

Предвидя попытки неприятеля прорваться через Ирбенский пролив, Николай Оттович, привыкший всюду поспевать сам, совершил ряд выходов на миноносцах к Ирбенам.

Серьезно простудившись на студеном балтийском ветру, он, несмотря на болезнь, продолжал оставаться в строю, пока его не доставили с обострением пневмонии в одну из ревельских клиник. 7 (20) мая 1915 года он скончался. По свидетельству очевидца, последние слова адмирала были обращены к любимому детищу – флоту: «Пойдем-пойдем… Вперед!»

Смерть адмирала оказалась тяжелейшим ударом для всего российского флота. Общее впечатление моряков-балтийцев один из ближайших сотрудников его И.И. Ренгартен выразил словами: «теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина».

Любимый миноносец фон Эссена «Пограничник», сопровождаемый почетным караулом из георгиевских кавалеров, 9 (22) мая 1915 года доставил гроб с телом командующего Балтфлотом в Петроград, к Английской набережной. Здесь его погрузили на орудийный лафет и шестерка лошадей, за которой выстроилась огромная процессия из пришедших петроградцев, доставила тело адмирала от храма Спаса на водах, где совершалось отпевание, на Новодевичье кладбище. Императрица Александра Федоровна прислала огромный венок в форме креста из живых белых цветов; ее супруг Николай II отозвался на смерть адмирала телеграммой, исполненной горестных нот; Государственная дума почтила память Николая Оттовича траурной лентой с надписью «Славному защитнику Андреевского флага, гордости русского флота». Гроб опускали в могилу под залпы орудийного салюта.

Морской министр адмирал И.К. Григорович тогда поклялся именем Эссена назвать лучший из новых кораблей. Но клятву свою он, увы, не сдержал. В налетевших вскоре социальных бурях Балтфлот был снова разорен и почти уничтожен. Погибли или рассеялись по миру выросшие под началом Эссена флотоводцы и офицеры, а само имя героического адмирала на многие десятилетия подверглось незаслуженному забвению.
Автор: Александр Пронин
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 42
  1. DDHAL 14 декабря 2013 09:56
    Наша большая страна всегда держалась на людях, способных принять ответственность на себя.
    DDHAL
    1. Корсар 14 декабря 2013 14:22
      Цитата: DDHAL
      Наша большая страна всегда держалась на людях, способных принять ответственность на себя.

      Причём зачастую ВМЕСТО ТЕХ ЛЮДЕЙ,которые за это отвечали...
  2. biglow 14 декабря 2013 09:58
    спасибо за статью..
    biglow
    1. Сахалинец 14 декабря 2013 16:44
      Поддерживаю, интересная статья об интересном человеке и талантливом адмирале.
  3. karavay1982 14 декабря 2013 10:05
    Пример для наших современных флотоводцов и других товарищей.
    Вот Вам пример четкого понимания - назначения флота, его задач, понимания как эти задачи нужно выполнять и ВЫПОЛНЕНИЕ этих задач при чем с привлечением лучших умов России.
    А не метания - нужен ли России авианосец или не нужен, сколько нам нужно стратегических ракетоносцев, чтобы Америку пугать, или хватит денег или не хватит денег на постройку новых подводных лодок и куда б нам свой флот послать.
    Именно правильно сказано было- это был Хозяин, а не пилильщики казны!!!
    karavay1982
    1. Корсар 14 декабря 2013 14:26
      Цитата: karavay1982
      сколько нам нужно стратегических ракетоносцев, чтобы Америку пугать

      Перед ВС РФ не стоит задача кого-то "пугать", вопрос в ДОСТАТОЧНОСТИ и КАЧЕСТВЕ средств и сил для решения ЛЮБЫХ задач,связанных с реализацией интересов и потребностей государства.
  4. РУСС 14 декабря 2013 10:23
    Ещё одна страница о "неизвестной" 1-ой Мировой.
    Автору спасибо.
    1. Eugeniy_369 14 декабря 2013 17:23
      Статья позновательная. Читал про Эссена. Флотоводец а не "дворцовый шаркун".
      P.S.
      включавшей 15-дюймовые стволы башен главного калибра

      У немцев было всего два 15 дюймовых дредноута. Байерн принят на вооружение 30 июня 1916, а Баден 19 октября 1916, и никак они не могли участвовать в планируемой операции принца Генриха.
      осенью 1913 го­да в строй вошли линкоры-дредно­уты типа «Севастополь», не уступа­вшие английским и немецким ко­раблям подобного типа.

      Корабли были спущены на воду в июне-сентябре 1911 года, введены в строй в ноябре-декабре 1914 года.
      Про превосходство некорректно, англичане уже с 1909-1910 г. стали строить корабли с 343-мм орудиями первыми были "Орионы". Немцы в тот момент уже 3 серию дредноутов клепали - тип "Кайзер". Проект первых дредноутов Российской империи был устаревший и списан с инальянского «Данте Алигьери».
      Eugeniy_369
  5. РУСС 14 декабря 2013 10:26
    Хотелось бы ещё добавить , надеюсь в новом учебники по истории России увижу имя этого ,не побоюсь сказать -великого Адмирала.
  6. La-5 14 декабря 2013 10:58
    Коммунисты много о ком умолчали в Императорской армии когда заново писали историю, а Героев там было побольше чем при СССР.
    1. EvgAn 14 декабря 2013 12:06
      Какая разница, когда Героев было больше? Разве они от этого перестают быть Героями?
      EvgAn
    2. smile 14 декабря 2013 14:00
      La-5
      Весьма подробно я узнал о яркой жизни этого выдающегося человека еще в школе, лет в 12 ...и не из радио Свобода - а из книг...и, О УЖАС!!!, эти книги были написаны коммунистами! И они им восхищались и воспитывали на его примере мальчишек...мой дед-коммунист (какой кошмар, правда?)мне эти книги подсовывал.... во какие коммунисты негодяи...кто бы мог подумать - уж так молчали, так молчали, что об Эссене знали даже двенадцатилетние дети....
      1. Корсар 14 декабря 2013 14:11
        Цитата: smile
        кто бы мог подумать - уж так молчали, так молчали, что об Эссене знали даже двенадцатилетние дети....

        Приветствую smile!
        Уж так повелось,что ещё при Горбатом на КПСС навешивали всех собак,правда не всегда безосновательно(чего уж там...), но потоки "чернухи" переливаясь через край отравляют уже РОССИЙСКУЮ действительность и её историю,её героев.
        И выводит на "первые роли" недоносков и предателей.
        1. smile 14 декабря 2013 15:52
          Корсар
          Здрав будь, боярин!
          Согласен полностью и безоговорочно...с каждым словом. Абыдна!
      2. La-5 14 декабря 2013 23:03
        Я ни чего ни имею против коммунистов, но то что они в учебниках истории всяко "поносили" царскую власть и о многих положительных вещах замалчивали - это факт. Не нужно смысл переиначивать - типа коммунисты хорошие, не коммунисты плохие, речь совершенно о другом.
      3. La-5 14 декабря 2013 23:03
        Я ни чего ни имею против коммунистов, но то что они в учебниках истории всяко "поносили" царскую власть и о многих положительных вещах замалчивали - это факт. Не нужно смысл переиначивать - типа коммунисты хорошие, не коммунисты плохие, речь совершенно о другом.
  7. ranger 14 декабря 2013 10:59
    Ранее сообщалось,что один из строящихся фрегатов будет носить название:" Адмирал фон Эссен". Лучше поздно чем никогда.
  8. Yarik 14 декабря 2013 11:16
    Сомнительно что-то,что немцы намеревались Флот Открытого моря бросить на Петроград.Их возня в 15-17 в Финском заливе- не более чем попытка обеспечения левого фланга наступающей армии.Как-то так.Для немецкого флота противник номер один был Грандфлит.А Эссен был действительно выдающийся адмирал и вообще моряк.Рекомендую "Капитальный ремонт" Соболева прочесть.Хоть и художественное изложение,но высокопрофессионально точное.Там как раз эта тема озвучена.
    1. smile 14 декабря 2013 14:08
      Yarik
      Согласен, немецкий флот был бы просто расстрелян береговой артиллерией, которой там столько понатыкано было - ни одна крыса не пробралась бы...
    2. klim44 14 декабря 2013 15:59
      Соглосен с Вами. Пока Эссен, бесспорно храбрейший и умный адмирал, "спасал" Питер, Флот открытого моря сам "спасался" от Грандфлита. Автор наверное начитался псевдо правдивого романа "Моонзунд" и изложил все своими словами.
      klim44
  9. рюрикович 14 декабря 2013 12:25
    Да. Эссен один из немногих людей в истории романовской России,всеми своими делами доказывающий, что он истинный патриот своей Родины.Хотел Флот открытого моря атоковать Питер, или не хотел- это оставим истории. Вопрос в том, что человек принимает решения и отвечает за них. Был план обороны залива, он был блестяще выполнен.Проводилась боевая подготовка, экипажи сплавались. Что было заметно в начале войны.Другое дело,что Эссен ушёл из жизни рано, как и С.О. Макаров при Порт-Артуре.И результаты не заставили себя ждать в обеих случаях. И если в Русско-японскую войну впоследствии ключевую роль сыграло бездарное командование, то в Первую Мировую процессы, происходящие на политической сцене. В итоге имеем то, что имеем.
    Нахимов,Ушаков, Макаров, Эссен, Колчак,Кузнецов - это лучшие представители нации в военно-морском деле. Честь и хвала им.
  10. Takashi 14 декабря 2013 14:52
    странно, что его именем не назван ни один корабль ВМФ
    1. кайман Гена 14 декабря 2013 15:04
      Цитата: Takashi
      странно, что его именем не назван ни один корабль ВМФ

      фрегат пр.11356р Адмирал Эссен строится на ссз Янтарь.
      1. Кислый 14 декабря 2013 16:20
        Цитата: кайман Гена
        фрегат пр.11356р Адмирал Эссен строится на ссз Янтарь.

        Если это правда - очень рад. Николай Оттович доблестный офицер (доказал в Русско-японскую)и настоящий патриот (доказывал каждым днём своей службы России).
        Может, и хорошо, что рано умер и не дожил до весны 1917 года, до кронштадских и гельсингфорсских событий, когда распропагандированные большевиками и анархистами матросы убивали своих командиров, водивших их в бой с врагом. Черноморский флот тогда избежал подобного позора.
  11. Андрей из Челябинска 14 декабря 2013 18:02
    Вопрос - что курил автор перед написанием статьи?
    П
    лан немцев был столь же коварен, сколь и незамысловат. Используя фактор внезапности и превосходящую более чем вдвое численность крупповских орудий

    Только вот все эти "вдвое превосходящие" орудия находились отнюдь не на Балтике, а в Северном море - готовились к Армагеддону с британским Ройал Нэви.В начале войны НИ ОДНОГО тяжелого корабля на Балтике у немцев не было.
    включавшей 15-дюймовые стволы башен главного калибра

    немецкие линкоры с 15-дм орудиями вошли в строй только в 1916 г, а в 1914 г они даже не были спущены на воду - стояли на стапелях
    немецкие дредноуты и миноносцы стремительно прорываются в Финский залив и всей своей огневой мощью в считанные часы сметают с лица Земли столицу Российской империи с ее пригородом Царским Селом. Дабы кайзер Вильгельм II смог немедленно продиктовать унизительный мир кузену Ники, то бишь Николаю II…

    ВО первых, немецкие дредноуты не смогли бы подойти к Питеру - глубины там не те, есть буквально несколько подходов...да и там, скорее всего линкоры пришлось бы разгружать. Во вторых - имелась вполне приличная Кронштадская крепость, для которой такие вот линкоры на фарватере представляли собой вполне лакомую цель. Про мины я вообще молчу...
    Немцы НИКОГДА не планировали прорыв флота к Петрограду.
    И принцу Генриху, с яростью узнавшему о русских минных постановках в балтийских проливах и шхерах, исключавших для его армады вообще какую-либо перспективу активных действий против русского побережья, ничего не оставалось, как от бессильной злобы впасть в многодневный запой

    Откровенная ложь.
    Балтийский флот Эссена 1 августа 1914 года располагал 4 линкорами- додредноутами (4 дредноута типа «Гангут» вступили в строй лишь к концу года), 3 броненосными и 7 бронепалубными крейсерами, одним новым большим эсминцем («Новик»), 12 средними и 36 малыми эсминцами, 12 подводными лодками, 6 канонерками
    Принц Генрих имел всвоем распоряжении ровно 5 современных кораблей 2 крейсера («Аугсбург» и «Магдебург», каждый из которых был слабее любого русского крейсера, даже Авроры, хотя в отличиее от русских крейсеров эти были быстроходными) и 3 эсминца: V-25, V-26 и V-186. Еще 5 крейсеров, 7 миноносцев, 2 подводные лодки, 1 канонерка и 3 дивизиона тральщиков составляли силы береговой обороны под командованием контр-адмирала Мишке. Кроме того, немцы держали в Балтийском море различные учебные и вспомогательные суда. Естественно, ни о каких "вторжениях" куда-то такими силами и речи не было
    1. Андрей из Челябинска 14 декабря 2013 18:02
      Задачей принца Генриха была ИМИТАЦИЯ наступления, с тем чтобы не позволять русскому флоту действовать активно.
      Остальное... никакими иными словами кроме как омерзительная ложь и охарактеризовать невозможно. "прекрасно подготовленный" Балтийский флот показал очень некачественную стрельбу. Подводные лодки...просто возьмите и сравните действия английских ПЛ на Балтике и наших."Прекрасные офицеры" Эссена драпали от немцев практически ВО ВСЕХ случаях боевого соприкосновения (за исключением ветерана "Варяга" Беренса, командира "Новика" одержавшего убедительную победу над двумя немецкими миноносцами)
      Единственная попытка прорыва через передо­вую позицию, предпринятая флотилией германских миноносцев в ночь на 11 ноября 1915 года

      Ложь. Это произошло в 1916 г, когда флотом командовал адмирал Непенин.
      П
      о предложению вице-адмирала на Балтике в течение 20 лет должны были быть сформированы три эскадры: две боевые и одна ре­зервная.

      Опять ложь. Такой состав флота разрабатывался специалистами Морского генерального штаба (МГШ), Эссен туда не входил и не имел отношения к разработке этих планов.
      Наконец, мы обязаны вспомнить и о той замечательной роли фон Эссена в принятии закона «Об императорском российском флоте», благодаря которому наши ВМС на Балтике, меньше чем за три года, получили минимально необходимое количество новых кораблей

      Еще большая ложь. Основная заслуга в принятии закона принадлежит морскому министру Григоровичу, разрабатывался закон о флоте в МГШ, а судостроительные программы и близко никогда не были в ведении Эссена.
      В результате осенью 1913 го­да в строй вошли линкоры-дредно­уты типа «Севастополь», не уступа­вшие английским и немецким ко­раблям подобного типа

      Ложь. Линкоры типа Севастополь фактически вошли в состав флота только в 1915 г. Впрочем в том, что первые отечественные дредноуты строились целых 5 лет Эссен не виноват - он просто не имел к этому никакого отношения.
      1. Андрей из Челябинска 14 декабря 2013 18:07
        В общем - Николай Отттович фон Эссен действительно был выдающимся адмиралом русского флота. его светлая память вовсе не нуждается в подобного рода статейках. Автору - позор и сто минусов
        1. кайман Гена 14 декабря 2013 18:17
          андрей, позор и сто минусов-это с лишком, просто аналитическую статью и публицистическую все же надо приводить к исторической правде. здесь я с вами согласен.
          1. Андрей из Челябинска 14 декабря 2013 22:41
            Цитата: кайман Гена
            просто аналитическую статью и публицистическую все же надо приводить к исторической правде

            Видите ли, уважаемый кайман Гена, будь там просто куча ошибок - мой текст был бы куда мягче. Но человек, знающий об Эссене и флоте столько, сколько знает автор статьи, просто не может допустить СТОЛЬКО ошибок. Ошибка, это не страшно и извинительно - все мы что-то знаем, а что-то не знаем. А вот сознательная ложь - это совсем другое.
        2. smile 14 декабря 2013 20:36
          Андрей из Челябинска
          Да ладно вам :)))- все статьи о выдающихся офицерах, генералах и адмиралах РИ, служивших в в начале 20 века, написаны здесь в таком стиле...уж не знаю почему тенденция именно такова, и именно начала 20 века...испортили красивую сказочку...:))) Не ругайтесь на бедного автора - он не со зла, а...по другим причинам...:)))
          1. Андрей из Челябинска 14 декабря 2013 22:45
            Ладно, не буду больше drinks
      2. Eugeniy_369 14 декабря 2013 18:31
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Ложь. Линкоры типа Севастополь фактически вошли в состав флота только в 1915 г. Впрочем в том, что первые отечественные дредноуты строились целых 5 лет Эссен не виноват - он просто не имел к этому никакого отношения.

        Я там вверху чуток про ляпы в статье написал, но у вас подробнее+
        Eugeniy_369
        1. Андрей из Челябинска 14 декабря 2013 22:43
          Ага, увидел:)))+ drinks
          Только вот насчет "Севастополей" Вы все же не правы, это наш проект, у итальянцев не слизывали.
          1. Eugeniy_369 15 декабря 2013 04:34
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Только вот насчет "Севастополей" Вы все же не правы, это наш проект, у итальянцев не слизывали.

            Не согласен wink
            Влияние итальянцев есть, тем более после Цусимского шока придти в себя не могли.
            "Андрей Первозванный" и его систершипы под влияние Цусимы строили эта тенденция и на дредноуты перенеслась. По броне мягко говоря аутсайдеры. "Все или ничего" только против средней артиллерии и фугасов. drinks
            P.S.
            устаревший и списан с итальянского «Данте Алигьери».

            Про слизывание я и не писал..., про
            списан
            погорячился what , "под влиянием итальянской школы" вот верное определение bully .
            Eugeniy_369
            1. Андрей из Челябинска 15 декабря 2013 12:39
              Цитата: Eugeniy_369
              Не согласен

              Тогда давайте немножко поспорим:))) drinks
              Цитата: Eugeniy_369
              Про слизывание я и не писал..., про

              Упаси Боже, я Вас ни в чем таком не упрекаю!
              Цитата: Eugeniy_369
              Влияние итальянцев есть

              И все же - нету.
              Начнем с того, что "Данте Алигьери" заложили 6 июня 1909 г. на верфи в Кастелламаре. "Севастополи" были заложены всего на 3 дня, но раньше. Проект "Данте Алигьери" был утвержден в 1908 году (проект контр-адмирала Эдоардо Маздео)В то же время наш МТК выдал ОТЗ перспективного проекта с 12 305-мм орудиями расположенными в 4 трехорудийных башнях установленных линейно годом раньше - в 1907 г
              Итальянцы водрузили свою переднюю башню на полубак. У нас тога считалось, что башни должны обязательно стоять на одном уровне
              Что до бронирования русских линкоров - тут вопрос сложный. Англичане, к примеру, бронировали свои линкоры (по Колоссус включительно, заложенный, кстати, в 1919 г) так - ууузенькая полосочка (порядка 2 метров) 250-мм брони и 178-мм броня выше. На их более современных линкорах (с 343-мм орудиями) было то же самое, только вместо 250-мм стояло 305-мм В результате по факту Ютландского сражения немецкие снаряды почти не попадали в узкий 250-305 мм бронепояс (который вообще по большей части оказывался под водой из за перегрузки), зато вовсю дырявили 178.
              У наших же линкоров было только 225 мм, но зато они защищали борт почти на 5 метров в высоту. В итоге там, где немецким снарядам противостояла 178-мм броня, у нас была бы 225 мм + 50 мм переборка за бронеплитой. Сами англичане (ретроспективно) считали, что лучше бы им было бронировать свои первые линкоры по русскому типу.
              А вот с башнями и барбетами - да, тут наши ЛК нехороши
              http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1996_06/07.htm
              http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/06/02.htm
              http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Kavur/01.htm
              1. Eugeniy_369 15 декабря 2013 14:29
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Тогда давайте немножко поспорим:)))

                Хорошо drinks
                Цитата: Андрей из Челябинска
                И все же - нету.

                В итоге кораблестроительный отдел, а затем и МТК в целом, по наибольшей сумме набранных бал­лов признал лучшим проект, представленный гер­манской фирмой «Блом унд Фосс». За ним после­довательно шли проекты Балтийского завода и ита­льянской фирмы «Ансальдо» — десятый вариант проекта инженера В.Куниберти.

                Однако именно проект В.Куниберти Морской ге­неральный штаб счел наилучшим.

                Затем из рассмотрения исключили проект инженера В.Ку­ниберти, который не смог убедить механический отдел МТК в возможности достижения требуемой мощности энергетической установки при заявлен­ной им массе механизмов, а кораблестроительный отдел в том, что заявленная им масса корпуса не занижена.

                не­смотря на то, что проект фирмы «Блом унд Фосс» в окончательном виде также был результатом до­полнительных переговоров и доработок, собрание большинством голосов признала его наилучшим.

                В итоге морской министр И.М.Диков вы­нужден был, выплатив «отступные», разорвать со­трудничество с фирмой «Блом унд Фосс».

                К 9 апреля 1909 года в техническом бюро Бал­тийского завода И.Г. Бубнов со своим коллективом под наблюдением А.Н.Крылова разработал техни­ческий проект. В апреле и мае чертежи, в том числе и теоретический проект, рассмотрели и утвердили специалисты МТК.

                http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/06/02.htm
                Немцев заставили французы кинуть what .
                Мое мнение Бубнов все же оглядывался на итальянский и немецкий проекты которые участвовали в конкурсе
                про "Данте Алигьери"-
                Линкор проектировался под руководством генерал-майора Эдуардо Масдеа и его непосредственного помощника подполковника Антонио Калабретта. Влияние Куниберти сказалось в применение башен с тремя 305-мм орудиями, размещенных исключительно в диаметральной плоскости корабля, распространении бронирования по возможно большей площади надводного борта с плитами брони переменной и умеренной толщины (по опыту русско-японской войны расчет делался главным образом на фугасные снаряды)

                Сами требования МТК к линкору совпадали с предложениями Куниберти.
                По броне думаю погорячился feel
                P.S. Приятно подискутировать с знающим человеком +)))))
                Eugeniy_369
                1. Андрей из Челябинска 15 декабря 2013 20:41
                  Цитата: Eugeniy_369
                  P.S. Приятно подискутировать с знающим человеком +)))))

                  Взаимно, уважаемый Евгений, взаимно! hi
                  Цитата: Eugeniy_369
                  Однако именно проект В.Куниберти Морской ге­неральный штаб счел наилучшим.

                  Так-то оно так, но Вы пишете о итальянском проекте, представленном на конкурс. А ведь до линейного расположения 4*3-305-мм мы додумались до конкурса:)))
                  В декабре 1907 года состоялось утверждение окончательного варианта технических условий на проектирование корабля... ...В окончательном варианте число 305-мм орудий до­стигло 12, а 120-мм —16. Возникла мысль о размещении орудий главного калибра в трехорудийных башнях с расстановкой последних линейно и рав­ноудаленно друг от друга. Несомненно, что принятию такого решения спо­собствовали итоги совещания, проведенного в сте­нах Морской академии. По мнению участвовавших в нем флотских специалистов, от эскадры линей­ных кораблей требовалось в первую очередь обес­печить ведение максимально возможного массиро­ванного и сосредоточенного огня при максимально возможной скорости маневрирования, позволяю­щей наиболее эффективно изменять расстояние до противника и переводить цель на курсовые углы, обеспечивая использование всей артиллерии глав­ного калибра.

                  Выполнение этой задачи, по глубокому убеж­дению участвовавших в совещании офицеров, было возможно только кораблями с линейной схемой раз­мещения орудий, позволявшей иметь наиболее широкий, общий для всех орудий, сектор ведения огня. Дело в том, что ромбическая схема располо­жения башен, рассматривавшаяся ранее комисси­ей С.К.Ратника как основная, дает сравнительно не­большой сектор обстрела на противоположный борт. Линейно-ступенчатое, или групповое, расположение позволяет вести погонный либо ретирадный огонь уже двум башням, но, с другой стороны, несколько уменьшает у нижележащих башен оконечностей сектора ведения огня в затраверзных направлени­ях. А вот линейное расположение, то есть располо­жение башен в диаметральной плоскости, дает всем орудиям максимально возможные сектора обстре­ла на любой из бортов

                  Таким образом мы все же додумались до схемы "Севастополей" до того, как Куинберти представил свой проект. А в остальном - система бронирования вполне самобытная, теоретический чертеж - Крылов в бассейне обкатывал... Взять что-то от проекта Куинберти было сомнительно еще и потому, что это был весьма слабо детализированный проект
                  1. Eugeniy_369 15 декабря 2013 21:31
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    Таким образом мы все же додумались до схемы "Севастополей" до того, как Куинберти представил свой проект

                    Ну вот я не верю хоть тресни что спецы из МТК и генштаба не мониторили зарубежные тенденции при разработке техзадания на дредноут, и идеи Куинеберти остались ими не замеченными.
                    Предлагаю мировую drinks .
                    Проект дередноута типа "Севастополь" собственная разработка Бубнова и Крылова, но влияние идей и предложений Куинберти имело место при составлении требований к проекту.
                    Консенсус? wink
                    Eugeniy_369
                    1. Андрей из Челябинска 16 декабря 2013 07:03
                      Цитата: Eugeniy_369
                      Ну вот я не верю хоть тресни что спецы из МТК и генштаба не мониторили зарубежные тенденции при разработке техзадания на дредноут, и идеи Куинеберти остались ими не замеченными.

                      Почему же остались незамеченными? Конечно же не остались. Правда тут бы еще посмотреть, что там Куинберти с 1903 г нафантазировал, потому что его первые проекты чем-то на "Нассау" смахивали http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1996_06/Draw/01.jpg
                      Цитата: Eugeniy_369
                      Предлагаю мировую

                      С нашим удовольствием:) drinks
                      1. Eugeniy_369 16 декабря 2013 16:55
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Правда тут бы еще посмотреть, что там Куинберти с 1903 г нафантазировал, потому что его первые проекты чем-то на "Нассау" смахивали

                        Прожекты laughing
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        С нашим удовольствием:)

                        На том и порешим)))) drinks
                        Eugeniy_369
      3. неглавный 15 декабря 2013 01:34
        Убедительно и со знанием дела! А статья написана в духе Новикова-Прибоя,Степанова,Пикуля.Уже за это плюс! А факты или некоторое несоответствие исторической хронологии видны профессионалам!Для современного обывателя даже эта статья неподъёмный труд!А Эссен достоин чтобы о нём помнили потомки!
  12. Reisender 14 декабря 2013 19:18
    Вот про таких людей и надо рассказывать, а не устраивать конкурсы выборов "лучшего полководца"
  13. паниковский 14 декабря 2013 19:48
    Цитата: Reisender
    Вот про таких людей и надо рассказывать, а не устраивать конкурсы выборов "лучшего полководца"

    вы сначала своим штатникам обьясните, что вторую мировую выиграл не Шварцнеггер на Иводзиме.
    1. Reisender 14 декабря 2013 19:50
      Здравствуйте, не знаю почему у меня стоит флажок US, я сам из Казахстана, может мой провайдер через Америку подключён, а американцам в основном смысла нет объяснять, только время потратишь
      1. паниковский 14 декабря 2013 21:59
        я обьясню-на ...уй нищих, бог подаст.
  14. ded10041948 14 декабря 2013 21:13
    При всех "ляпах" статьи, нельзя отметать ее значение для понимания самой личности Н.О.Эссена. Это был Офицер и Флотоводец, который занимался СВОИМ делом и меньше всего думал о личной славе и выгоде (если вообще думал об этом!).
    ded10041948
  15. паниковский 14 декабря 2013 21:54
    Цитата: Reisender
    Здравствуйте, не знаю почему у меня стоит флажок US, я сам из Казахстана, может мой провайдер через Америку подключён, а американцам в основном смысла нет объяснять, только время потратишь

    и тем не менее, обьясните своим ср..ым штатникам их место под нашим солнцем.
  16. Комментарий был удален.
  17. Cristall 15 декабря 2013 05:13
    Добавлю что крейсер Новик(тот что затоплен возле Корсаковского) вовсе не был самым слабым кораблем эскадры. Так можно и Лейтенанта Буракова обьявить..
    но он был самым быстроходным крейсером и на пару с броненосным Баяном--посылались на разные рубежи
    Именно Новика чаще всего посылали вперед. Был бы он слабее(типа Богинь флота-Дианы Паллады и тд) его бы никуда не посылали..
    Степан Осипович сам любил на крейсерах походить, то на Аскольде то на Новике то на Баяне..
    Вообще как то странно--те адмиралы которые душа флота-рано гибнут в боевых действиях... Причем нелепо..
    С.О.Макаров от подрыва минной банки на броненосце(а он их избегал, ему выгоднее было на быстроходных) его ученик Эссен-от простуды... Григорович...да лучше бы его сразу назначили после смерти Макарова или Витгефта..хотя бы контр адмиралом..ах ладно увлекся
    Эссен--это герой 2 войн. Пусть не совсем удачных по исходу, но герой он был за его дела. И характер.
    1. Кислый 15 декабря 2013 10:27
      Цитата: Cristall
      Добавлю что крейсер Новик(тот что затоплен возле Корсаковского) вовсе не был самым слабым кораблем эскадры.

      Всё-таки главным козырем "Новика" была скорость, оттого он и действовал в разведке и авангарде. Артиллерийское вооружение было слабоватым. В бою у Корсаковского поста против шести 120-мм орудий "Новика" у японского крейсера "Цусима" было шесть 152-мм орудий и десять 76-мм. Перевес более чем внушительный. Это при том, что водоизмещение кораблей не сильно отличалось. "Новик" был построен прежде всего для разведки и боевого охранения, но не для борьбы с крейсерами противника.
      К тому моменту Н.О.Эссен уже не командовал "Новиком".
  18. Nu daaaa... 15 декабря 2013 12:26
    Malenkaja popravka- ne адмирал Н.О. Эссен, a адмирал Н.О. фон Эссен. Tak kak on byl baltiski nemets(Baltendeutsche) i dvorjanskogo proishozdenia.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%
    D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D1%84%D0%BE%
    D0%BD
    Nu daaaa...
  19. барбитурат 15 декабря 2013 14:19
    начал читать и офигел, такая ахинея, но умные люди уже в комментах все описали
  20. blizart 15 декабря 2013 17:40
    Вот так надо ассимилировать иноземцев для блага Отечества
    1. ranger 15 декабря 2013 20:47
      Любопытный факт - составитель известного словаря руского языка по происхождению был датчанином...
    2. ranger 15 декабря 2013 20:47
      Любопытный факт из этого ряда - составитель известного словаря русского языка по происхождению был датчанином...
  21. ekzorsist 15 декабря 2013 21:04
    Про ассимиляцию тут накорпали - это бред предателя и вражины !
    А адмирал флота Эссен ни когда не считал себя - "не россиянином" , более того где то в его высказываниях было ( дословно и точно не помню , но желающие могут найти в архиве ВМФ МО СССР ) " ...я человек российский и будущее России для меня - моё будущее ..." как то так или около этого .
    Это всё для бывших "братьев" из бывших "братских" республик ( blizart KZ Сегодня, 17:40 Вот так надо ассимилировать иноземцев для блага Отечества ) ... это вы всё пытаетесь выгадать , ассимилировать кого то , так чтоб вам жировалось по лучше ... , но при этом и на свою родину и на другие государства вам наплевать .
    Да если бы Эссен прочитал ваш "blizart" коментарий ... он бы вас пристрелил бы к чёртовой матери и долго бы плевался . Не позорьте славных сынов России , пожалуйста , Россия многонациональна и ваш бред с "титульными нациями " - это ваш бред .
    ekzorsist
  22. bbss 16 декабря 2013 01:30
    Собирались немцы или не собирались наносить удар по Питеру с моря совершенно без разницы. Идея прикрытия минно-артиллерийскими позициями бытовала еще со времен Крымской войны. Скорее всего от такого удара и отказались супостаты по причине неизбежных больших потерь (или полного уничтожения) при прорыве. А Эссен несомненно образец деятельного, грамотного русского офицера.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня