Military Review

The main song of Russia. December 11 The 1833 of the Year at the Bolshoi Theater in Moscow for the first time performed a public anthem of the Russian Empire.

9
The main song of Russia. December 11 The 1833 of the Year at the Bolshoi Theater in Moscow for the first time performed a public anthem of the Russian Empire.The words of the anthem, presented as “Russian folk song”, were sung by the then famous bass Alexander Bantyshev, and then they were repeated by the whole chorus. The director of the imperial theaters, Mikhail Zagoskin, who attended the premiere, recalled: “I can’t describe to you the impression that this national song made on the audience; all men and ladies listened to her standing; first “hurray” and then “foro” rattled in the theater when it was sung ”.


The text of the anthem consisted of only six lines:

God save the Tsar!
Strong, sovereign
Reign in glory, in glory to us!
Reign for fear of enemies,
The Orthodox King!
God save the Tsar!


The music was written by Alexander Lvov, whom Nicholas I ordered - through Benkendorf - to write “Russian Anthem”. Prior to that, the melody of the English hymn "God Save the King!", Which appeared in 1743, was used in Russia. It was a kind of "international" of all the imperial houses of Europe. English melody was used as a hymn in 23 countries, including ours. In 1771, a hymn to poems by Gavriil Derzhavin and the music of Osip Kozlovsky “Thunder of victory, be heard!” Was written in honor of the capture of Ottoman fortress Izmail by Alexander Suvorov during the Second Turkish War, which pressed even the march of the “Preobrazhensky Regiment”:

Thunder of victory, resound!
Have fun, brave Ross!
Vivid glory adorn.
Mahometa you potres!


Before the appearance of the official “God Save the Tsar”, the text on verses by Mikhail Kheraskov and the music of Dmitry Bortnyansky “How Glorious is Our Lord in Zion” was also used. In the music editions of the nineteenth century, it was accompanied by the note “National Russian anthem”:

Kohl glorified our Lord in Zion
Can not explain the language.
He is great in heaven on the throne,
In the epic to the land is great.
Everywhere, Lord, everywhere You are glorious,
In the night, in days the radiance is equal.
You thy lamb goldstep
In himself portrays us:
Psalter we are the ten-string
We bring you incense.


“I felt the need,” Lvov later recalled, “to create a magnificent anthem, strong, sensitive, understandable for everyone, having an imprint of nationality, fit for a church, fit for troops, fit for a people - from a scientist to an ignoramus”.
And he succeeded. The agitated Lviv sat down at the table, and in a few minutes the anthem was written. To create the text, the patriotic poem created earlier by the poet Vasily Zhukovsky, “The Prayer of the Russians” was used:

God save the king!
Glorious long days
Give on the land!
To the proud humble,
Weak to the keeper,
To all comforter -
All come down!


In fact, it was a free translation of the words of the English anthem.

In 1816, the song with the words of Zhukovsky was performed in Warsaw at the arrival of Alexander I. Since then, he commanded that it should always be performed at the meeting of the emperor. And when Lvov composed a new melody by order of Nicholas I, Vasily Zhukovsky “fitted” his text “The Prayer of the Russians” to her. The majestic melody that Lviv composed and the poems appealed to Nicholas I, and after listening to the anthem, he ordered to “show” it to the general public, and as a reward the author handed over a diamond box and appointed him as an adjutant to the cavalier guard corps. Thus, this patriotic musical masterpiece appeared, which was performed in Russia until the February 1917 revolution of the year.

In an official setting, the hymn "God Save the Tsar" was performed for the first time on December 25 1833 on the anniversary of the expulsion of Napoleon's troops from Russia, in the halls of the Winter Palace, during the consecration of banners and in the presence of high military officials.
On New Year's Eve, the commander of the Separate Guards Corps, Grand Duke Mikhail Pavlovich, gave the order: “It was a pleasure for the emperor to express his permission to play newly composed music at parades, parades and divorces and other cases instead of the now used anthem from national English.”

Historians believe that the first hymn in Russia can be considered the battle cry and toast "For Russia!". Over time, solemn events began to be accompanied by church chants. Peter I replaced them with military marches, among which the most popular was the march of the Preobrazhensky regiment, in which the king himself served. To the sound of it, the Russian army entered 1814 in Paris. By whom it was written, we do not know, and at first the march was performed without text. Words written at the beginning of the XIX century, the poet-Guardsman Sergey Marin:

Come on, brothers, abroad
Beat the enemies of the Fatherland.
Recall Mother Queen,
Recall what her age is like!
Glorious age of Catherine
Every step will remind us
Those fields, forests, valleys,
Where fled from the Russian enemy.
Here is where Suvorov fought!
There Rumyantsev where struck!
Every warrior was different,
The path to glory found ...


The march was used as the anthem of the White Army during the Civil War and by the Russians in exile, where it was performed during flag raising ceremonies and dedicated to the memory of the fallen.

In the first months after the February revolution, the French “Marseillaise” was performed as a hymn in Russia.

It was played at the meeting of members of the Provisional Government, the reception of foreign delegations, before the start of performances in theaters, and hats were taken off. The orchestras performed the melody of the classic French version of Marseillaise, and sang the Russian Worker Marseillaise with the words of Peter Lavrov:

Renounce the old world
Shake his dust off our feet!
We don't need a golden idol,
We hate the royal palace.
We will go to our suffering brothers,
We will go to the hungry people
With him we will send curse to the wicked,
In the fight we will call him.
Get up, get up, working people!
Go to the enemy, people are hungry!
Break out the cry of people's revenge!
Forward, forward, forward, forward, forward!


The composer Alexander Grechaninov proposed the “Anthem of Free Russia” to the words of Konstantin Balmont. This option was not adopted by the Provisional Government.

"Marseillaise" was still the anthem of another state. Therefore, from the year 1918, the Internationale began to be used as the national anthem of the RSFSR - and then from the year 1922 of the USSR - to 1943.

The anthem of the Bolshevik Party, created in 1938 to the music of Alexander Alexandrov and to the words of Vasily Lebedev-Kumach:

Countries are unprecedented free children,
Today we are proud of the song we sing
About the party, the most powerful in the world,
About your biggest man!

Chorus:
Glory is fanned, it is soldered by will,
Strengthen and rejoice for ever and ever!
The Party of Lenin, the party of Stalin,
Wise party of the Bolsheviks!


But if the music remained, the text for the anthem was written by another. At the height of the war, in 1943, it was decided to announce a competition for the creation of a new hymn. The competition allowed 13 composers, among them - Dmitry Shostakovich, Isaac Dunaevsky, Vano Muradeli. And 14 poets, but Sergei Mikhalkov and El-Registan were not among them. A government commission was established, headed by Clement Voroshilov.

And here it happened downright mystical история. As Mikhalkov recalled, one morning his friend and poet and military journalist Gabriel El-Registan came to him and announced excitedly from the door: “I had a dream that we wrote the anthem of the USSR! And I have already written two lines! ”. El-Registan took the bill from the barbershop, where he wrote on the back: "Long live the great, mighty Soviet Union created by the will of the peoples." Today this account is in the folder with the documents on the creation of the anthem in the Russian center for storing and studying documents of recent history.

Friends sat down to write words and - wow! - it was they who won the competition, which was sent about 500 works.

Of the composers, the winner was A. Alexandrov. The leader said about his music: “The strength and power of this beautiful work can be compared with the dreadnought, dissecting raging waves of the boundless ocean with its bosom!”.
The wife of El-Registan, an Armenian born in Samarkand, later explained in a somewhat different interpretation how the text was written. According to her, at the beginning of September 1943, her husband suddenly jumped up at night - she decided that an air-raid had been declared - and rushed headlong to the table. There was not a single piece of clean paper, then El-Registan grabbed a hotel bill - they lived in "Moscow" - and wrote down the first lines of the future hymn that he dreamed in a dream:

Noble union
free republics
Rallied forever
Great Russia,
Long live
created
by the will of the nations
United, mighty
Soviet Union!


Barely waiting for the morning, El-Registan rushed to Mikhalkov, with whom he worked in the military newspaper "Stalin's Falcon", and invited him to write together. On the same day they wrote the first version of the chorus, which initially sounded like this:

Live for ages
Country of socialism!
Let our banner
The world bears.
Live and be strong
Glorious Fatherland!
Keeps you
Great your people


However, the authors categorically did not like this option, and soon they composed a new chorus:

Hail the Fatherland
our free
Friendship between nations
reliable stronghold.
Soviet banner
national banner
Us from victory
to victory leads.


After that, Mikhalkov and El-Registan submitted their text to the government commission. All members of the Politburo and Stalin personally took part in the consideration of the variants of the anthem sent to the competition. Critically discussed every word, every comma. As a result, the choice fell on the option Mikhalkov and El-Registan. They were invited to the Kremlin to Stalin, who invited them to work in a relaxed atmosphere. The leader was immediately embarrassed by the word "noble." “Cann’t the simple people associate the word“ noble ”with“ your nobleness? ”He asked thoughtfully. “Isn't it better to replace him?” The authors were confused, they did not come up with anything suitable. And Stalin, walking around the office with a pipe in his hand, suddenly suggested: “Indestructible!” So ​​the word “noble” was replaced in the text of the hymn by Stalin’s “indestructible”.

And Stalin, recalled El-Registan, phoned Mikhalkov at 2 one o'clock in the morning and said that the text is short, you need to add one verse with the chorus. In this verse, it is necessary to say about the Red Army, its power and strength, as well as the fact that we are beating fascism.
And the third verse of the hymn was born:

We raised our army in battles
We will scour the vile ones from the road
We in battles decide the fate of generations
We will lead our father to glory.


For the creation of the anthem, the authors received an award in 100 thousand rubles, but Stalin asked what they would like more. El-Registan asked for a Stalinist pencil, and Mikhalkov asked for an apartment. Both received requested. For the first time a new anthem was played on the night of January 1 1944, and since March 15 1944 was officially used as the USSR national anthem.

From 1956 to 1977, the year the anthem was sung without words, because it mentioned the name of Stalin. In 1977, Mikhalkov - El-Registan was already dead - created the second edition of the anthem, in which the name of the leader was not mentioned. In the 1990 year, when the winds of change were already “blowing over the USSR”, composer Rodion Shchedrin suggested taking the music of Mikhail Glinka’s “Patriotic Song” for the hymn. Some historians believe that this song was one of the variations of the hymn created in 1833. They referred to the fact that in the manuscript Glinka's hand made an inscription in French: “The motive of the national anthem”. In December 1993 of the year, President Boris Yeltsin, by his decree, approved the “Patriotic Song” as the national anthem of Russia, which was performed without words until the 2001 year.

However, this melody did not catch on; it did not gain popularity among Russians.

In December 2000, President Vladimir Putin suggested that the Federal Assembly leave the music of the former Soviet anthem, but with a new text written by the same Mikhalkov.
December 20 package of bills, which, including the law on the anthem, was approved by the Federation Council.

Many, however, probably don’t remember that instead of the updated “Mikhalkov’s” text, other options were proposed. There was a version of the famous politician and scientist Yevgeny Primakov, who writes poetry at his leisure:

Russia has passed a series of tests -
Now the fate of the motherland is in our hands
Let's go all up as one, Russians,
To make the country happy forever.

Chorus:
Hail, our united Fatherland,
Peace dignity, honor and stronghold!
Banner Russian invincible
To new challenges will lead us!
Fatherly home to many nations
Became the Holy Great Russia.
Covered in a spirit of goodness and freedom
I love you and proud of you.


Beautiful words. But others have chosen.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. kaktus
    kaktus 13 December 2013 08: 04
    +3
    Good words of Primakov. And the melody was offered by Sviridov, very beautiful ...
    1. Locksmith
      Locksmith 13 December 2013 14: 11
      +2
      Alexandrov’s melody is very beautiful and inspiring, since childhood he hated it when he played the anthem in the mornings, so you have to wake up and go to kindergarten, but the years have passed and this melody has become simply native. smile
  2. Volkhov
    Volkhov 13 December 2013 10: 23
    0
    Anthem is completely unnatural

    God save the Tsar!
    Strong, sovereign

    The king should protect God, and not vice versa, how the hand protects the head and according to the hymn it is necessary to break through the head with the head, which we constantly try to do.
    1. alebor
      alebor 13 December 2013 10: 53
      +2
      Quote: Volkhov
      The king must guard God, not vice versa


      People need God's help, not the other way around. Kings, like all people, are in the power of God.
      1. Volkhov
        Volkhov 13 December 2013 11: 08
        0
        This is Conscience and Reason, not the services of a loader.
    2. The comment was deleted.
  3. Volkhov
    Volkhov 13 December 2013 11: 23
    0
    -100 qualifying.

    Volkhov RU December 7, 2013 07:58 | Euro Maid Revolution Loses Pace


    Finally, one of the comments reached a three-digit rating index, which indicates a high civic engagement and concern. Why not come up with a site anthem for singing in choirs on special occasions?
    1. smile
      smile 13 December 2013 23: 31
      0
      Volkhov
      I’m celebrating free of charge! :))) I can’t give you the torn tail, I don’t tear it off ... :))) I’ll tell you right away, I didn’t draw any minus signs there ... :)))
      And do not swear at the people - and hint at choral singing - just few of the colleagues understand your uniqueness, many think that you are angry and sarcastic ... but in fact you are kind and humorous ... and generally unique ... it’s just that the aliens abducted you at the wrong time ... for experiments ... :)))
  4. George
    George 13 December 2013 15: 21
    +4
    For me, the anthem of the USSR remained - the anthem that I sang, and goose bumps ran.
    He remained a hymn for me, but I don’t know the new anthem, and for some reason I don’t feel much shame.
    I remember how our sports teams of the USSR necessarily sang a hymn, and I, snot then, also sang along.
    And now ? They don’t even move their lips.
    And in Italy, it seems, one player was punished for not singing the anthem of his country.
    Thank you for the article.
  5. uhjpysq1
    uhjpysq1 13 December 2013 15: 54
    -3
    yeah. the Lord looked at nikolashka, "what are you doing, come to me."
  6. valerei
    valerei 13 December 2013 17: 19
    0
    I do not agree that "Patriotic Song" was not popular among the people and therefore did not take root. Then there were many different conversations and speculations about this, including the fact that it was impossible to compose a text for this music. The music is beautiful and solemn, whether there were texts or not, no one told us. Yeltsin decided everything himself. That is why the new Russia has an imperial coat of arms and a Soviet anthem. And no one asked us and was not going to ask, just as they are not asking now.
  7. i.xxx-1971
    i.xxx-1971 13 December 2013 19: 17
    +1
    El-Registan asked for a Stalin pencil, and Mikhalkov asked for an apartment. Both received the request. And El-Registan turned out to be smarter. How much is the apartment now and how much is a STALIN pencil?
    1. George
      George 13 December 2013 21: 52
      +1
      Quote: i.xxx-1971
      El-Registan asked for a Stalin pencil, and Mikhalkov asked for an apartment. Both received the request. And El-Registan turned out to be smarter. How much is the apartment now and how much is a STALIN pencil?

      Vissarionovich loved modest people:
      Once, at a grand reception in the Kremlin, Stalin went up to Romm, Pudovkin, Pyryev, and Alexandrov, who were talking. After talking about the affairs of cinematography, Stalin went over to everyday life and asked how the famous directors live, whether they have any requests and wishes.

      Romm immediately complained that he was forced to live in cramped apartment conditions, which would be nice to expand the area ...

      “You will have a new apartment,” Stalin promised.

      After that, Pudovkin, who had everything in order with the apartment, asked for a country house to be allocated for fruitful work somewhere in the Moscow region, where you can walk under the trees and think about new films.

      “Tomorrow you can move to a new cottage,” said Stalin.

      Pyryev had a good apartment and a summer house, and therefore he asked that he be provided with a car, since he now and then goes to the shooting, to the theater, to the institute, in a word, every minute counts, and all these movements very interfere with creativity.

      - Get the car.

      To the surprise of the comrades, Aleksandrov, whose life at that time was much worse than that of his comrades and colleagues, when it was his turn to express his needs and requests, suddenly turned to Stalin like this:

      - Comrade Stalin, I would very much like for you to sign your book, "Questions of Leninism," which, incidentally, I took with me for this purpose.

      With these words, he pulled out a book and handed it to Stalin. Stalin grinned and set his autograph.

      A month later, Alexandrov received a new luxurious apartment, and a cottage in the near Moscow region, and a car.
  8. liter46
    liter46 13 December 2013 20: 44
    0
    Quote: i.xxx-1971
    El-Registan asked for a Stalin pencil, and Mikhalkov asked for an apartment. Both received the request. And El-Registan turned out to be smarter. How much is the apartment now and how much is a STALIN pencil?


    These are BABLOlyubov and ruined the country!

Главная песня России. 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы впервые был исполнен на публике гимн Российской империи

Главная песня России. 11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы впервые был исполнен на публике гимн Российской империиСлова гимна, представленного как «Русская народная песня», пропел знаменитый тогда бас Александр Бантышев, а потом они были повторены всем хором. Директор императорских театров Михаил Загоскин, присутствовавший на премьере вспоминал: «Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели».

Текст гимна состоял всего из шести строчек:

Боже, Царя храни!
Сильный, державный

Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!


Музыку написал Александр Львов, которому Николай I поручил - через Бенкендорфа - написать «Гимн русский». До этого в России использовалась мелодия английского гимна «Боже, храни короля!», появившегося в 1743 году. Это был своеобразный «интернационал» всех императорских домов Европы. Английская мелодия употреблялась в качестве гимна в 23 странах, в том числе и у нас. В 1771 году был создан гимн на стихи Гавриила Державина и музыку Осипа Козловского «Гром победы, раздавайся!», написанный в честь взятия войсками Александра Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй турецкой войны, который потеснил даже марш «Преображенского полка»:

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрес!


До появления официального «Боже, царя храни» использовался также текст на стихи Михаила Хераскова и музыку Дмитрия Бортнянского «Сколь славен наш Господь в Сионе». В нотных изданиях ХIХ века он сопровождался отметкой «Национальный русский гимн»:

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земли велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунной
В себе изображает нам:
Псалтырью мы десятострунной
Тебе приносим фимиам.


«Я чувствовал надобность, - вспоминал потом Львов, - создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа - от ученого до невежды».
И это ему удалось. Взволнованный Львов сел за стол, и в несколько минут гимн был написан. Для создания текста было использовано созданное ранее патриотическое стихотворение поэта Василия Жуковского «Молитва русских»:

Боже, царя храни!
Славному долгие дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все ниспошли!


Фактически это был вольный перевод слов английского гимна.

В 1816 году песнь со словами Жуковского была исполнена в Варшаве при прибытии Александра I. С тех пор он повелел, дабы она всегда исполнялась при встрече императора. А когда Львов сочинил по заказу уже Николая I новую мелодию, то Василий Жуковский «подогнал» под нее свой текст «Молитвы русских». Величественная мелодия, которую сочинил Львов, и стихи понравились Николаю I, и он, прослушав гимн, приказал «показать» его широкой публике, а автору в награду вручил табакерку с бриллиантами и назначил его флигель-адьютантом в корпус кавалергардов. Так и возник этот патриотический музыкальный шедевр, который исполнялся в России вплоть до февральской революции 1917 года.

В официальной обстановке гимн «Боже, царя храни» был исполнен впервые 25 декабря 1833 года в день годовщины изгнания из России войск Наполеона, в залах Зимнего дворца, при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов.
Под Новый год командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах и разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

Историки полагают, что первым гимном на Руси можно считать боевой клич и тост «За Русь!». Со временем торжественные события стали сопровождаться церковными песнопениями. Петр I заменил их военными маршами, среди которых наиболее популярным был марш Преображенского полка, в котором служил сам царь. Под его звуки русская армия вступила в 1814 году в Париж. Кем он был написан, мы не знаем, и поначалу марш исполнялся без текста. Слова написал в начале XIX века поэт-гвардеец Сергей Марин:

Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним, век ее каков!
Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг,
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг.
Вот Суворов где сражался!
Там Румянцев где разил!
Каждый воин отличался,
Путь ко славе находил...


Марш использовался в качестве гимна Белой армии в годы Гражданской войны и русскими в эмиграции, где исполнялся во время церемоний поднятия флага и посвященных памяти павших.

В первые месяцы после февральской революции в качестве гимна в России исполнялась французская «Марсельеза».

Ее играли при встрече членов Временного правительства, приеме иностранных делегаций, перед началом спектаклей в театрах, при этом снимались головные уборы. Оркестры исполняли мелодию классического французского варианта «Марсельезы», а пели русскую «Рабочую Марсельезу» со словами Петра Лаврова:

Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдем к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдем,
С ним пошлем мы злодеям проклятья —
На борьбу мы его позовем.
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Иди на врага, люд голодный!
Раздайся, клич мести народной!
Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед!


Композитор Александр Гречанинов предложил «Гимн свободной России» на слова Константина Бальмонта. Этот вариант не был принят Временным правительством.

«Марсельеза» была все-таки гимном другого государства. А потому с 1918 года в качестве государственного гимна РСФСР - а затем с 1922 года СССР - по 1943 год стали использовать «Интернационал».

Прообразом нового гимна СССР стал «Гимн партии большевиков», созданный в 1938 году на музыку Александра Александрова и на слова Василия Лебедева-Кумача:

Страны небывалой свободные дети,
Сегодня мы гордую песню поем
О партии, самой могучей на свете,
О самом большом человеке своем!

Припев:
Славой овеяна, волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков!
Партия Ленина, партия Сталина,
Мудрая партия большевиков!


Но если музыка осталась, то текст для гимна был написан другой. В разгар войны, в 1943 году, было решено объявить конкурс на создание нового гимна. К конкурсу допустили 13 композиторов, среди них - Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Вано Мурадели. И 14 поэтов, но Сергея Михалкова и Эль-Регистана в их числе не оказалось. Была создана правительственная комиссия, которую возглавил Климент Ворошилов.

И вот тут произошла прямо-таки мистическая история. Как вспоминал Михалков, однажды утром к нему приехал его друг поэт и военный журналист Габриэль Эль-Регистан, который с порога взволнованно объявил: «Мне приснился сон, о том, что мы с тобой написали гимн СССР! И я уже написал две строки!». Эль-Регистан достал счет из парикмахерской, где записал на обороте: «Да здравствует созданный волей народов великий, могучий Советский Союз». Сегодня этот счет находится в папке с документами о создании гимна в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории.

Друзья уселись сочинять слова и – надо же! – именно они победили в конкурсе, на который было прислано около 500 произведений.

Из композиторов победителем оказался А. Александров. О его музыке вождь отозвался так: «Силу и мощь этого прекрасного произведения можно сравнить с дредноутом, рассекающим своей грудью бушующие волны безбрежного океана!».
Жена Эль-Регистана, армянина, родившегося в Самарканде, в несколько иной трактовке рассказывала позднее о том, как был написан текст. По ее словам, в начале сентября 1943 года ее муж вдруг вскочил ночью - она решила, что объявлена воздушная тревога - и стремительно бросился к столу. Там не оказалось ни одного листочка чистой бумаги, тогда Эль-Регистан схватил гостиничный счет - они жили в «Москве» - и записал первые строки будущего гимна, которые приснились ему во сне:

Союз благородный
республик свободных,
Сплотила навеки
великая Русь,
Да здравствует
созданный
волей народов
Единый, могучий
Советский Союз!


Едва дождавшись утра, Эль-Регистан помчался к Михалкову, с которым работал в военной газете «Сталинский сокол», и предложил ему сочинять вместе. В этот же день они написали первый вариант припева, который поначалу звучал так:

Живи в веках,
Страна социализма!
Пусть наше знамя
Мир несет.
Живи и крепни,
Славная Отчизна!
Тебя хранит
Великий твой народ


Однако этот вариант авторам категорически не понравился, и вскоре они сочинили новый припев:

Славься, Отечество
наше свободное,
Дружбы народов
надежный оплот.
Знамя советское,
знамя народное
Нас от победы
к победе ведет.


После этого Михалков и Эль-Регистан представили свой текст в правительственную комиссию. В рассмотрении присланных на конкурс вариантов гимна принимали участие все члены Политбюро и лично Сталин. Придирчиво обсуждалось каждое слово, каждая запятая. В итоге выбор пал на вариант Михалкова и Эль-Регистана. Их пригласили в Кремль к Сталину, который предложил им поработать в спокойной обстановке. Вождя сразу смутило слово «благородный». «А не может ли у простого народа слово «благородный» ассоциироваться с «вашим благородием?» - задумчиво спросил он. – Не лучше ли его заменить?». Авторы растерялись, им не приходило в голову ничего подходящего. А Сталин, прогуливаясь по кабинету с трубкой в руке, вдруг предложил: «Нерушимый!» Так слово «благородный» было заменено в тексте гимна сталинским «нерушимый».

А еще Сталин, вспоминал Эль-Регистан, позвонил в 2 часа ночи Михалкову и сказал, что текст куцый, нужно прибавить один куплет с припевом. В этом куплете нужно сказать о Красной армии, ее мощи и силе, а также о том, что мы бьем фашизм.
И родился третий куплет гимна:

Мы армию нашу растили в сражениях
Захватчиков подлых с дороги сметем
Мы в битвах решаем судьбу поколений
Мы к славе Отчизну свою поведем.


За создание гимна авторы получили премию в 100 тысяч рублей, но Сталин спросил, что бы они хотели еще. Эль-Регистан попросил сталинский карандаш, а Михалков – квартиру. Оба получили просимое. Впервые новый гимн прозвучал в ночь на 1 января 1944, а с 15 марта 1944 стал официально использоваться в качестве Государственного гимна СССР.

С 1956 по 1977 год гимн исполнялся без слов, потому что в нем упоминалось имя Сталина. В 1977 году Михалков - Эль-Регистан уже умер - создал вторую редакцию гимна, в которой имя вождя не упоминалось. В 1990 году, когда над просторами СССР уже «веяли ветры перемен», композитор Родион Щедрин предложил взять для гимна музыку «Патриотической песни» Михаила Глинки. Некоторые историки считают, что эта песня была одним из вариантов гимна, созданного в 1833 году. Ссылались на то, что в рукописи рукой Глинки была сделана надпись по-французски: «Мотив национального гимна». В декабре 1993 года президент Борис Ельцин своим указом утвердил «Патриотическую песню» государственным гимном России, которая исполнялась без слов до 2001 года.

Однако эта мелодия не прижилась, популярности у россиян не получила.

В декабре 2000 года президент Владимир Путин предложил Федеральному Собранию оставить музыку прежнего советского гимна, но с новым текстом, написанным все тем же Михалковым.
20 декабря пакет законопроектов, куда, в том числе, входил закон о гимне, был одобрен Советом Федерации.

Многие при этом, наверное, и не помнят, что вместо обновленного «михалковского» текста предлагались и другие варианты. Была своя версия у известного политика и ученого Евгения Примакова, на досуге сочиняющего стихи:

Россия прошла череду испытаний –
Теперь судьбы Родины в наших руках
Поднимемся все, как один, россияне,
Чтобы сделать счастливой страну на века.

Припев:
Славься, Отечество наше единое,
Мира достоинство, честь и оплот!
Знамя Российское непобедимое
К новым свершениям нас приведет!
Отеческим домом для многих народов
Стала Святая великая Русь.
Овеяна духом добра и свободы,
Тебя я люблю и тобою горжусь.


Прекрасные слова. Но выбрали другие.
Автор: Андрей Соколов
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. kaktus 13 декабря 2013 08:04
    Хорошие слова Примакова. А мелодию предлагали Свиридова, очень красивую...
    kaktus
    1. Слесарь 13 декабря 2013 14:11
      Мелодия Александрова очень красивая и воодушевляющая ,с детства терпеть не мог когда играл гимн по утрам-значит надо просыпаться и идти в детсад,но годы прошли и эта мелодия стала просто родной . smile
  2. Волхов 13 декабря 2013 10:23
    Гимн совершенно противоестественный

    Боже, Царя храни!
    Сильный, державный

    Царь должен хранить Бога, а не наоборот, как рука оберегает голову а по гимну надо головой стены пробивать, что постоянно пытаемся делать.
    Волхов
    1. alebor 13 декабря 2013 10:53
      Цитата: Волхов
      Царь должен хранить Бога, а не наоборот


      Люди нуждаются в Божьей помощи, а не наоборот. Цари как и все люди во власти Божьей.
      1. Волхов 13 декабря 2013 11:08
        Это Совесть и Разум, а не услуги грузчика.
        Волхов
    2. Комментарий был удален.
  3. Волхов 13 декабря 2013 11:23
    -100

    Волхов RU 7 декабря 2013 07:58 | Евромайданная революция теряет темп


    Наконец один из комментов достиг трёхзначного индекса оценки, что говорит о высокой гражданской активности и неравнодушии. Почему бы не придумать гимн сайта для пения хором в торжественных случаях?
    Волхов
    1. smile 13 декабря 2013 23:31
      Волхов
      Праздравляю безвоздмездно!:))) Оторванный хвостик вам подарить не могу, бо не я оторвал...:))) Сразу вам скажу, я вам минусиков там не рисовал...:)))
      И не надо ругаться на народ - и намекать на хоровое пение - просто мало кто из коллег понимает вашу уникальность, многие думают, что вы злой и саркастичный...а на самом деле вы добрый и юморной... и вообще уникальный...просто вас не вовремя инопланетяне похитили...на опыты...:)))
  4. ЖОРЖ 13 декабря 2013 15:21
    Для меня остался гимн СССР - гимн , который я пел , и мурашки по телу бежали .
    Он остался для меня гимном , а вот новый гимн не знаю , и почему то особого стыда не испытываю .
    Помню как наши спортивные сборные СССР обязательно пели гимн , и я , сопляк тогда , тоже подпевал .
    А сейчас ? Даже губами не шевелят .
    А в Италии вроде , одного игрока наказали , за то что не пел гимн своей страны.Вот так вот.
    Благодарствую за статью.
  5. uhjpysq1 13 декабря 2013 15:54
    да уж.посмотрел Господь на николашку-"что ж ты творишь,иди ко мне".
    uhjpysq1
  6. valerei 13 декабря 2013 17:19
    Не согласен, что "Патриотическая песня" не была популярна в народе и поэтому не прижилась. Тогда много было разных разговоров и домыслов по этому поводу, в том числе и то, что на эту музыку невозможно сочинить текст. Музыка красивая и торжественная, были ли тексты или нет нам никто не сообщал. Ельцын решил всё сам. Вот почему у новой России и герб имераторский и гимн советский. А нас никто не спрашивал и спрашивать не собирался, как впрочем и сейчас не спрашивают.
  7. i.xxx-1971 13 декабря 2013 19:17
    Эль-Регистан попросил сталинский карандаш, а Михалков - квартиру. Оба получили просимое. А Эль-Регистан умнее оказался. Сколько сейчас стоит квартира и сколько СТАЛИНСКИЙ карандаш?
    i.xxx-1971
    1. ЖОРЖ 13 декабря 2013 21:52
      Цитата: i.xxx-1971
      Эль-Регистан попросил сталинский карандаш, а Михалков - квартиру. Оба получили просимое. А Эль-Регистан умнее оказался. Сколько сейчас стоит квартира и сколько СТАЛИНСКИЙ карандаш?

      Виссарионович любил скромных людей :
      Однажды на большом приеме в Кремле Сталин подошел к беседующим Ромму, Пудовкину, Пырьеву и Александрову. Поговорив о делах кинематографических, Сталин перешел к бытовым и поинтересовался, как живут знаменитые режиссеры, нет ли у них каких-нибудь просьб и пожеланий.

      Ромм немедленно пожаловался на то, что вынужден проживать в стесненных квартирных условиях, что хорошо бы расширить площадь…

      — У вас будет новая квартира, — пообещал Сталин.

      После этого Пудовкин, у которого с квартирой все было в полном порядке, попросил, чтобы ему для плодотворной работы выделили дачу где-нибудь в ближнем Подмосковье, где можно прогуливаться под деревьями и думать о новых фильмах.

      — Завтра можете переезжать на новую дачу, — сказал Сталин.

      У Пырьева была и хорошая квартира, и дача, а потому он попросил, чтобы его обеспечили легковым автомобилем, поскольку он то и дело ездит то на съемки, то в театр, то в институт, словом, каждая минута на счету, а все эти передвижения очень мешают творчеству.

      — Получите машину.

      К удивлению товарищей, Александров, у которого в то время быт был устроен гораздо хуже, чем у товарищей и коллег, когда пришел его черед излагать свои нужды и просьбы, вдруг обратился к Сталину так:

      — Товарищ Сталин, мне бы очень хотелось, чтобы вы подписали мне вашу книгу «Вопросы ленинизма», которую я, кстати, для этой цели захватил с собой.

      С этими словами он извлек книгу и протянул ее Сталину. Сталин усмехнулся и поставил свой автограф.

      Через месяц Александров получил и новую роскошную квартиру, и дачу в ближнем Подмосковье, и легковой автомобиль.
  8. liter46 13 декабря 2013 20:44
    Цитата: i.xxx-1971
    Эль-Регистан попросил сталинский карандаш, а Михалков - квартиру. Оба получили просимое. А Эль-Регистан умнее оказался. Сколько сейчас стоит квартира и сколько СТАЛИНСКИЙ карандаш?


    Вот такие БАБЛОлюбы и развалили страну!
    liter46

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня