Передвижное пулеметное гнездо (ППГ), или «Объект 217»

В марте 1940 года в Ленинграде конструкторское бюро Кировского завода разработало легкую гусеничную танкетку «Объект 217». Разработка танкетки была начата зимой 1940 года, в разгар Зимней войны, что, естественно, сказалось на конструкции машины. Общее руководство осуществлялось Котиным Ж.Я., ведущий инженер — Сычев Л.Е. Специфика использования наземных сил рабоче-крестьянской Красной армии заключалась в том, что зачастую пехота бросалась в бой без поддержки танков, которые довольно часто выходили из строя в связи с сильными морозами. Поэтому основным предназначением машины было сопровождение пехоты в качестве подвижного пулеметного гнезда в период действий на Карельском перешейке во время Финской войны. В ходе работ танкетку так и назвали — ППГ.

Передвижное пулеметное гнездо (ППГ), или «Объект 217»
ППГ-1, «объект 217»


Танкетка представляла собой прямоугольный бронекорпус, поставленный на гусеничное шасси. Спереди находилось объединенное боевое отделение и отделение управления, сзади — моторно-трансмиссионное. Корпус танкетки сварной. Броня по бортам имела толщину 10 мм, а лобовая часть — 20 мм. Бронелисты устанавливались под небольшими углами наклона.


Ходовая часть одного борта: четыре опорных катка и ведущие звездочки сзади. Отсутствовало направляющее колесо, функции которого выполнял передний каток. Управление танкеткой осуществлялось при помощи рычагов. Двигатель устанавливался в кормовой части корпуса ППГ. Силовой агрегат танкетки — карбюраторный двигатель ПМЗ (мощность 16 л.с.). Двигатель позволял развивать скорость по шоссе до 18 километров в час. Из-за небольшой мощности двигателя «Объект 217» с трудом преодолевал подъем более 30 градусов, была неудовлетворительной и проходимость по бездорожью. На крыше корпуса для доступа экипажа имелся двухстворчатый люк. Экипаж танкетки — два человека.

В качестве вооружения служили два пулемета ДТ, установленные в лобовой части танкетки в шаровых опорах. Общий боезапас — 1575 патронов (25 дисковых магазинов по 63 патрона). Такое слабое вооружение обуславливалось тем, что передвижное пулеметное гнездо предполагалось использовать исключительно против пехоты. Характерной особенностью передвижного пулеметного гнезда являлось размещение экипажа. Задняя бронированная крышка в походном положении откидывалась, и экипаж танкетки управлял машиной сидя. Задняя бронекрышка в боевом положении закрывалась, и экипаж вел огонь из пары пулеметов в лежачем положении. Данное решение дало возможность радикально уменьшить высоту танкетки и обеспечить ей малозаметный силуэт. На большие расстояния ППГ должно была перевозиться грузовиком.

Передвижное пулеметное гнездо (ППГ), или «Объект 217»


В 1940 году был изготовлен один экземпляр. Передвижное пулеметное гнездо напоминала танкетку Sabathe образца 1926 года. Главным отличием были большая толщина брони и гусеничное шасси другой конструкции. ППГ был предъявлен на заводские испытания. Сразу встал вопрос о функциональности танкетки. Установленные на танкетке пулеметы имели ограниченные углы обстрела, а долговременное расположение членов экипажа в положении «лежа» отрицательно сказывалось на боеспособности и комфортабельности. В случае встречи с противотанковой артиллерией или танками противника пулеметное гнездо могло выжить лишь за счет лучшей подвижности или скорости, однако во время испытаний танкетка не смогла развить скорость более 18 км\ч.

Сопоставив имеющиеся показатели, АБТУ приняло решение не продолжать работы по передвижному пулеметному гнезду в виду их бесперспективности. Тем более война с Финляндией уже подходила к концу, и предварительный расчет на использование «Объекта 217» в наступлении на Карельском перешейке не состоялся. Предварительный заказ на пять опытных машин отменили.

Технические характеристики:
Боевая масса — 1730 кг.
Экипаж — 2 человека.
Длина — 2500 мм.
Ширина — 1630 мм.
Высота — 860 мм.
Клиренс — 300 мм.
Вооружение — два пулемета ДТ калибра 7,62 мм в лобовом листе корпуса.
Боекомплект — 1575 патронов.
Прибор прицеливания — оптический.
Бронирование:
Борт корпуса — 10 мм.
Лоб корпуса — 20 мм.
Корма корпуса — 8 мм.
Днище и крыша — 8 мм.
Двигатель — ЛМЗ, карбюраторный, двухтактный, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя — 16 л.с.
Удельная мощность — 9,4 л.с./т.
Удельное давление на грунт — 0,23 кг/см².
Скорость по шоссе — 18 км/ч.
Скорость по пересеченной местности — до 7 км/ч.
Запас хода по шоссе — 100 км.
Трансмиссия — механическая четырехступенчатая КПП, сухое однодисковые сцепление, простой дифференциал, колодочные тормоза, два бортовых редуктора.
Ходовая (на один борт) — заднее ведущее колесо, четыре опорных катка, мелкозвенчатая гусеница, стальные траки.
Преодолеваемые препятствия:
Угол подъема — 35 град.
Высота стенки — 40 мм.
Глубина брода — 0,5 м.
Ширина рва — 1000 мм.
Средства связи отсутствуют.

Подготовлено по материалам:
alternathistory.org.ua
feldgrau.info
www.redtanks.bos.ru
www.aviarmor.net
Автор: Петр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. makarov 13 декабря 2013 08:23
    В какие только крайности от нужды не кидались?
    makarov
  2. Владимирец 13 декабря 2013 09:04
    Интересная, но бестолковая техника. Тем более в финской войне.
    1. the47th 13 декабря 2013 12:54
      Как раз для прорыва укреплений такая техника помогла бы. Хоть как-то бы защитила от огня ДОТов.
      1. samoletil18 13 декабря 2013 22:02
        Цитата: the47th
        Как раз для прорыва укреплений такая техника помогла бы. Хоть как-то бы защитила от огня ДОТов.

        1730 кг на 16 л.с. Ну да, сзади подталкивать всем отделением.
      2. Владимирец 13 декабря 2013 23:40
        Цитата: the47th
        Как раз для прорыва укреплений такая техника помогла бы. Хоть как-то бы защитила от огня ДОТов.

        Вы шутите? Линию Маннергейма этими танкетками прорывать? Там Б-4 хорошо справлялись.
  3. Spring 13 декабря 2013 09:07
    Если ее довести до ума, то было бы отличным средством поддержки пехоты. Хотя у немцев тоже было то-то подобное, но для разведки. Очередная вундервафля: "Kugelpanzer"
    Spring
    1. Мак 13 декабря 2013 09:44
      что значит довести до ума? снабдить бронёй в 100 мм, чтобы её нельзя было подбить? идея подвижного дота - изначально ущербна - любой дот уничтожается
      1. Lесник 13 декабря 2013 23:14
        Цитата: Мак
        что значит довести до ума? снабдить бронёй в 100 мм, чтобы её нельзя было подбить? идея подвижного дота - изначально ущербна - любой дот уничтожается


        Кроме подвижного laughing
        Идея довольно не плоха hi
        Минусы поменять позицию - открыть люк и сесть - мишень;
        опять таки угол лобовой брони не рассчитали.
        Но идея неплоха wink
        Lесник
    2. Lесник 13 декабря 2013 23:16
      И где вы это чудо раскопали? +
      Lесник
    3. Lесник 14 декабря 2013 00:48
      Эта идея сейчас успешно применяется в разведывательны дронах
      Lесник
  4. Прохор 13 декабря 2013 09:39
    Интересно, за цену этой танкетки - сколько десятков пулемётов можно было сделать?
    Прохор
    1. cth;fyn 13 декабря 2013 11:24
      Интересно а сколько пулеметчик жил во время боя в среднем?
      2 минуты? а может 5?
      1. klimpopov 13 декабря 2013 11:54
        Зависит от места. В Сталинграде меньше минуты в среднем. Еслы мы о ВОВ.
        1. cth;fyn 13 декабря 2013 16:48
          А представте что рота захватила плацдарм на берегу, ничего практически не осталось, враг кидается в контратаку и разбивается о линию дотов которых ну никак не может там быть ведь прошло то всего пол часа. артиллерия наносит удар, но...
          Доты неуязвимы и продолжают вести огонь очередная атака отбита.
          Низкий силуэт позволил бы замаскировать такой едренбатон в два ковырка саперной лопаты, а после боя отвести на новую позицию и снова замаскировать.
          1. строоитель 13 декабря 2013 17:47
            Цитата: cth;fyn
            А представте что рота захватила плацдарм на берегу, ничего практически не осталось

            26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ – 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу. Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и утонули.
            В течение последующих четырех ночей советской пехоте удалось переправиться на левый берег Невы и занять там небольшой плацдарм. Вместе с пехотой удалось переправить и 29 танков, из них 16 Т-37А и Т-38 (9 Т-26 и 1 БТ-2 были перевезены через реку на пароме). На плацдарме танки сразу же ставились на позиции для их использования в качестве неподвижных огневых точек и окапывались. Но из-за открытой местности, сильного артиллерийского огня и бомбежек с воздуха, к 5 октября 1942 года 25 танков было подбито.

            Безполезные танки для Второй Мировой войны.
  5. Мур 13 декабря 2013 10:26
    зачастую пехота бросалась в бой без поддержки танков, которые довольно часто выходили из строя в связи с сильными морозами. Поэтому основным предназначением машины было сопровождение пехоты в качестве подвижного пулеметного гнезда

    А что, это чудо инженерии в связи с сильными морозами из строя не выходило? Или там выходить нечему было - костёр под ней развёл, маслице подогрел и поехал?
    Ну и сферическая в вакууме пехота противника без орудий и гранат в виде оппонента - это да, это сплошь и рядом встречается...
    С другой стороны - совершенно нормальный рабочий процесс: КБ предложило, умные дядьки из ГАБТУ отказались.
  6. cth;fyn 13 декабря 2013 11:34
    насколько я понял, она должна была быстро подъехать к захваченным пехотой позициям и встать в удобном месте и на свежеобретенных позициях должна была появляться, как по мановению волшебной палочки, линия минидотиков которые мог вскрыть только танк, да и то если заметит, замаскировать такой пипелац раз плюнуть. в целом концепция нормальная, но исполнение отстой, особенно учитывая что руководителем проекта был Ж. Котин.
    1. Аристократ 13 декабря 2013 11:51
      Цитата: cth;fyn
      в целом концепция нормальная, но исполнение отстой, особенно учитывая что руководителем проекта был Ж. Котин.


      Кто знает чья была инициатива создать данный агрегат?
      Дали задание Котину сделать "недотанк" во преки его желанию и видению вопроса и не откажешся ведь! 40-й год вам не хухры мухры. Может он этот бесперспективный проект и "завалил" ?:)
    2. Мур 16 декабря 2013 08:54
      Думается, что башенки (как на Т-26) в таком случае были бы предпочтительнее - над окопчиком они бы только и торчали, а не 2/5 корпуса...Но в этом случае всё было бы дороже, конечно.
      Работа же пулемётчика с рассеиванием по фронту в обороне через прицел шаровой установки,думается, была весьма затруднительна.
  7. Пеший 13 декабря 2013 11:56
    Машина поддержки пехоты
  8. the47th 13 декабря 2013 12:36
    Её бы не пулемётами оснастить, а безоткатной пушкой.
    1. samoletil18 13 декабря 2013 21:57
      Цитата: the47th
      Её бы не пулемётами оснастить, а безоткатной пушкой.

      Курчевского уже посадили за создание мертворожденных орудий. Но денег народных было загублено немало. С такой пушкой нельзя пехоте рядом находиться.
  9. sasska 13 декабря 2013 14:30
    Цитата: Пеший
    Машина поддержки пехоты

    прадедушка современного БТР
    sasska
  10. BigRiver 13 декабря 2013 17:54
    Специфика использования наземных сил РККА заключалась в том, что зачастую пехота бросалась в бой без поддержки танков, которые довольно часто выходили из строя в связи с сильными морозами.

    Изначально (в 30-е годы), тактика РККА была ущербной. Она не предполагала тесной увязки действий стрелковых соединений с артиллерийским воздействием, авиацией, танками и инженерной подготовкой. Любовь к танкеткам шла еще от Тухачевского. Который полагал, что оные могут заменить кавалерию. Только этот товарищ не знал, что механизированные средства требуют особых специалистов, особой тактики, обслуживания.., организации. Поверхностность и легкость была необычайная.
    Как и идея этой танкетки.
  11. PN 13 декабря 2013 20:54
    Всем фанатам WoT посвящается)))
    PN
  12. samoletil18 13 декабря 2013 21:54
    Молодец Котин! Не дал потратить деньги на ненужный проект, завалил на корню. Понимал, что нужны КВ и ИС.
    1. Jager 14 декабря 2013 00:27
      До ИСа в 40-м было как до Китая босиком. В то время пошли первые КВ.
      1. Lесник 14 декабря 2013 00:45
        КВ появились в войсках еще до войны
        Lесник
  13. DesToeR 13 декабря 2013 23:33
    Не такая уж и ущербная концепция. Например во время Зимней войны, из-за сильного пулеметного огня, бойцы РККА применяли передвижные стальные укрытия. Огонь из них велся винтовочный, ставили их на лыжи и тягали танками. Так что откуда родилась концепция очевидно: обычный бронированный "колпак", но на собственном ходу. Построили, испытали - не понравилось, таких не пошедших в серию концептов в танкостроении много.
  14. Jager 14 декабря 2013 00:37
    Зря вы так ругаете эту танкетку. По сути требования к ней предъявлялись такие: пара пулеметов в пулестойком корпусе, способный передвигаться. Это была передвижная ОТ и не более того, это даже по сути и не танкетка. Идея неплохая, но исполнение - полное гно! Даже дураку понятно, что ПОТ недееспособен: узкие гусеницы, хреновая проходимость, слабый двигатель, крайне ограниченный обзор, садистские условия для экипажа. По сути, Т-37 и Т-38 были бы более предпочтительны. А идеальной машиной поддержки пехоты были бы Т-60 и Т-70, "допилить" до их уровня Т-40 за пару месяцев не составило бы труда.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня