Начались испытания катера на воздушной подушке «Ямал-730»

Начались испытания катера на воздушной подушке «Ямал-730»10 декабря в Санкт-Петербурге стартовали испытания первого катера на воздушной подушке «Ямал-730». Судно, ставшее результатом сотрудничества российских и белорусских конструкторов, имеет высокие характеристики и поэтому еще на стадии строительства заинтересовало потенциальных заказчиков. Утверждается, что «Ямал-730» выгодно отличается от всех существующих катеров своего класса.

Новый катер на воздушной подушке предназначен для выполнения патрульных, транспортных, спасательных и т.п. задач. Заявлена возможность работы в любом климате и в любых условиях. Катер способен передвигаться по любой ровной поверхности – по воде, песку, снегу и т.д. При разработке проекта были применены некоторые технические решения, обеспечивающие высокие мореходные характеристики. Кроме того, как утверждается, даже с максимальной полезной нагрузкой катер хорошо держится на курсе и имеет хорошую управляемость.

Проект «Ямал-730» был разработан петербургским Центральным конструкторским бюро «Нептун» и минским ОКБ ТСП. Сотрудничество проектных организаций началось в 2012 году, а на международном военно-морском салоне МВМС-2013 они подписали соглашение о совместном производстве новой техники. Необходимо отметить, что в проекте задействованы и другие предприятия. Так, изготовлением корпуса первого катера новой модели занимался Санкт-Петербургский завод гальванических покрытий №1.


Начались испытания катера на воздушной подушке «Ямал-730»


Катер на воздушной подушке «Ямал-730» похож на другие суда этого типа, однако в его конструкции применены несколько оригинальных идей, направленных на повышение характеристик. Так, катер оснащается двумя бензиновыми двигателями. Один из них, имеющий мощность 75 л.с., соединен с воздушным винтом, приводящим катер в движение. Второй, 30-сильный двигатель при помощи отдельного винта нагнетает воздух под корпус катера и создает воздушную подушку. В конструкции ограждения воздушной подушки используются баллоны, в оснастке которых отсутствуют съемные детали.

Корпус катера «Ямал-730», выполненный из композиционных материалов, вмещает достаточно крупную грузопассажирскую кабину. Полезная нагрузка катера – 700 кг, что позволяет перевозить различные грузы или до 10 человек при экипаже из одного человека. Посадка людей и погрузка различных грузов производится через крупные двери в бортах корпуса. Для обеспечения высокой прочности и малого веса корпус катера изготовлен из трехслойных композитных панелей, созданных в ОКБ ТСП.

Катер на воздушной подушке «Ямал-730» предлагается потенциальным заказчикам как универсальное транспортное средство, пригодное для выполнения различных задач, связанных с перевозкой людей и грузов или патрулированием каких-либо территорий. Таким образом, катер может быть интересен как силовым структурам или спасателям, так и коммерческим организациям, которые нуждаются в универсальном транспортном средстве, способном перемещаться по воде и по ровным участкам суши.

Начались испытания катера на воздушной подушке «Ямал-730»
Начались испытания катера на воздушной подушке «Ямал-730»


По словам первого заместителя гендиректора ЦКБ «Нептун» С. Котловича, свой интерес к катеру на воздушной подушке «Ямал-730» уже выразили российское министерство по чрезвычайным ситуациям, военно-морской флот и инженерные войска. Кроме того, в ближайшем будущем могут начаться переговоры с руководством белорусского МЧС. Таким образом, еще до окончания испытаний могут быть подписаны первые контракты на поставку новой техники. Оценки коммерческого потенциала подобных катеров разнятся. Количество катеров типа «Ямал-730», необходимых потенциальным покупателям, можно оценить в число от нескольких десятков до сотни с лишним.

Тем не менее, на данный момент производители не могут быстро обеспечить катерами всех желающих. Производственные возможности всех организаций, занятых в проекте, позволяют строить не более 24 катеров в год. Какая-либо информация о возможности расширения производства и увеличении темпов выпуска техники отсутствует. При этом известно, что серийный катер «Ямал-730» обойдется заказчику примерно в 4 миллиона рублей.

Имеется информация о том, что российские Минобороны и МЧС уже разместили предварительные заказы на новые катера. Подробности этого пока не оглашались, но некоторые сведения о проекте позволяют предположить, что военные получат доработанную версию катеров на воздушной подушке. По имеющимся данным, в настоящее время российские и белорусские судостроители работают над созданием дополнительных панелей бронирования, пригодных к установке на катерах «Ямал-730». Использование бронепанелей из композиционных материалов позволит защитить экипаж и агрегаты катера от пуль и осколков.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://vesti.ru/
http://neptun-ckb.ru/
http://zgp1.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 9
  1. jjj 16 декабря 2013 08:51
    Ну, это не первое, конечно, судно такого тоннажа на воздушной подушке. Лет тридцать назад в поселке Пинеге Архангельской области проходила опытная эксплуатация похожего судна. Возили почту по деревням. В одном рейсе довелось принять участие и мне. По впечатлениям, там очень плохая управляемость надо льдом. Судно буквально парит в воздухе. Порыв ветра, и мы пошли считать береговые кусты. Эксплуатация такого судна очень дорогая. Но воздушная подушка нужна, когда приходится летать над твердыми нескользкими поверхностями. Правда, в столбах поднимаемой пыли.
    А при эксплуатации над водоемами, включая периоды ледостава и ледохода отлично справляется катер завода "Торекс". У него вместо юбки и нагнетателя воздуха под нее под днищем укреплены баллоны с воздухом. А снизу конструкция укреплена толстым листом полиэтилена низкого давления. Получается, что баллоны играют роль амортизации, а лист полиэтилена берет на себя ударные нагрузки. Конструкция относительно недорогая. Несколько лет такие катера эскплуатирует МЧС Архангельска
    jjj
    1. Mister X 16 декабря 2013 12:51
      Цитата: jjj
      А при эксплуатации над водоемами, включая периоды ледостава и ледохода отлично справляется катер завода "Торекс".

      Да и цены у Торэкс намного ниже:
      Аэроцикл-амфибия "Патруль" с открытой кабиной стоит 900 тыс. руб.



      Аэросани-амфибии "Патруль" с отапливаемой кабиной стоят от 1.6 млн. руб.



      А это судно на воздушной подушке Christy 6143 Military от Christy Hovercraft.
      Кадр из фильма "Отставник-3" с Борисом Галкиным



      Цены на базовую модель 6143 от 3 млн. руб.
      Все равно дешевле чем "Ямал-730"
    2. clidon 16 декабря 2013 21:11
      Тоже был свидетелем эксплуатации малых катеров на ВП. Если честно, то они нужно только там где действительно нужна высокая проходимость по тонкому льду, топям, но не слишком нужна манёвренность. В эксплуатации капризен, топливо любит кушать, управляемость плохая.
  2. makarov 16 декабря 2013 09:20
    Желаю конструкторам и испытателям успехов на их поприще. Удачи.
    makarov
  3. Хорт 16 декабря 2013 11:52
    эмм...по Енисею подобные катера, в т.ч. и большей вместимости, гоняют уже года два как, если не больше. И зимой (по льду) и летом. Поэтому не вполне понятно, какие испытания? Новой модели если только
  4. mizantrop 16 декабря 2013 12:49
    Судя по всему, нужны более мощные двигатели. Такой аппарат вполне может пользоваться спросом как у "частников", так и у некоторых госструктур. Удачи !
  5. гора 16 декабря 2013 13:09
    А мне вот тоже не понятно, я и видел её и эксплуатировал и самоделкиных всяких разных видел, уже лет десять если не больше. А тут испытания и ничего конкретного, стал более управляемым, надёжным или какое ноу хау впердёлили не понятно. И через десять лет - идут испытания, готовы купить.......
  6. ehan 16 декабря 2013 14:31
    А почему не 3...4...5 двигателей? Что за маразм, ну неужто ТАК СЛОЖНО в 21 веке поставить 1 более мощный двигатель с валом отбора мощности. Я понимаю если бы военная машина и 2 двигатель при повреждении мог взять на себя часть функций 1-го (или наоборот), но в гражданской машине нафига такие сложности? Чем больше деталей, больше шансов у них сломаться, я уже не говорю, раз двигатели разные, так и "расходка" на них тоже разная. Вот нихера у нас не умеют проектировать.
  7. Асан Ата 16 декабря 2013 23:48
    У меня два таких чуда. Купил их в России. Жалею. Скажу честно - юбка стыдливо прекрывает два кега, на которых это чудо ползает. Движок от "Волги" на одном, что побольше, "Rotax" на другом, что поменьше, совершенно не в состоянии поднять с земли или воды судно с загрузкой, даже меньше стандартной. Из-за этого юбку жует, надо постоянно ремонтировать. Вот и ползает это чудо на кегах, при этом при малейшем ветре несет его черт знает куда, да и рябь на воде сдувает юбку мгновенно. Что говорить о боевой загрузке - так это просто смех. Что бы это чудо как-то нормально передвигалось, надо в разы увеличивать мощность движков или придумывать что-то новое. hi
    Асан Ата
  8. fan_ 17 декабря 2013 10:15
    Вот народ, полностью стырили идею и выдают за что то новое. Еще и про управляемость замечательную наврали. Рули точно такие же как на других СВП. Принцип работы тоже.

    Катер на воздушной подушке «Ямал-730» похож на другие суда этого типа, однако в его конструкции применены несколько оригинальных идей, направленных на повышение характеристик. Так, катер оснащается двумя бензиновыми двигателями. Один из них, имеющий мощность 75 л.с., соединен с воздушным винтом, приводящим катер в движение. Второй, 30-сильный двигатель при помощи отдельного винта нагнетает воздух под корпус катера и создает воздушную подушку. В конструкции ограждения воздушной подушки используются баллоны, в оснастке которых отсутствуют съемные детали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня