Взятие “летающей крепости”

В последний период Великой Отечественной войны американские дальние бомбардировщики, базировавшиеся в Англии, совершали так называемые «челночные рейсы» — отбомбившись по объектам «третьего рейха», они приземлялись в Полтаве и на двух других советских аэродромах, потом, заправившись топливом и приняв бомбы, они тем же маршрутом шли на свои базы. Нередко американцам приходилось идти на вынужденные посадки. Причины были различные — повреждения машин от огня зенитчиков и истребителей люфтваффе, потеря ориентировки, приводившая к преждевременному израсходованию горючего. Обычно пилоты «летающих крепостей» выбирали подходящую площадку на территориях Польши, Чехословакии и Венгрии, уже частично освобожденных Красной Армией, а для того, чтобы избежать переворачивания машины через нос на неровной местности, сажали ее с убранными шасси, «на брюхо». В таких случаях самолет получал минимальные повреждения: подминался низ фюзеляжа и мотогондол, гнулись металлические винты, да и экипаж оставался целым. Все эти поломки исправляли полевые ремонтные бригады, после чего советские летчики осваивали незнакомую машину на земле и в воздухе и перегоняли в Москву. Впервые же подобную операцию довелось проделать нам.

Помню, весной 1944 года выдалось затишье, боевых полетов не было. И вдруг наш экипаж, состоявший из полярных летчиков, получил приказ отправиться в польский город Лодзь, вблизи которого сел четырехмоторный бомбардировщик с американскими опознавательными знаками. Машина в приличном состоянии, помят только низ фюзеляжа. Какого типа самолет, пока неизвестно. Забрав ремонтников, мы погрузились в дивизионный Си-47 и в тот же день прибыли на место.

В конце заброшенного, поросшего травой и кустарником поля лежал огромный самолет с яркими белыми звездами на крыльях и фюзеляже. Как нам сказали, 11 летчиков сразу после посадки встретили сотрудники «Смерша» и отвезли в Москву, в посольство США. Сели они здесь из-за того, что заблудились. Комендант Лодзи на наш вопрос, разговаривал ли он с американцами, ответил:


- Я спросил, откуда летели. Сказали, что из Англии и шли на Полтаву. Очень боялись, что мы их интернируем и отправим в Сибирь. Вообще были растерянны и напуганы...

— А как называли свой самолет?

— Вот, я записал: «Боинг», дальний бомбардировщик. Они почему-то называли его «летающей крепостью», а мы на нем брони не обнаружили, только бронеспинки, как у наших истребителей. Сейчас самолет опечатан и охраняется, приказ передать его вам получен.

Американские четырехмоторные бомбардировщики мы не знали, а оказались здесь лишь потому, что в штабе вспомнили о том, что до войны летали на американских транспортных машинах и летающих лодках. Вот и решили — кому, как не нам, осваивать заокеанскую технику!

Наш командир Г. К. Орлов, опытный полярный летчик, с которым я летал на Северный полюс, потом в блокадный Ленинград и возил разведчиков в тылы противника, был человеком сдержанным. А тут, увидя лежащую машину, не смог сдержать восхищения:

— Вот это фрегат! Нам бы такой, когда мы ходили за линию фронта!

— Нечто подобное мы видели с Черевичным в США,— вспомнил я.— Нам такие машины поставлять наотрез отказались. Судя по всему, это «Боинг» Б-17.

Взятие “летающей крепости”

Бомбардировщики американских ВВС Б-17 на аэродроме в Полтаве.


Распределив обязанности, приступили к изучению агрегатов и приборов, расположенных не только на приборных досках, но и по бортам и даже на потолке. Многое я знал по летающим лодкам «Каталина», только радиолокатор и что-то вроде большого котелка или судового магнитного компаса вызывали смущение — ни тот, ни другой включаться не желали. А зачем, интересно, две красные кнопки под предохранительными сетками? Никаких надписей об их назначении нет. Начал осторожно разбирать приборный щиток, чтобы посмотреть, куда от них идет электропроводка, и тут раздался глухой взрыв. Из передней части машины повалил зеленый дым, оттуда выскочил механик А. Самохвалов и радист Г. Низовцев, я следом за ними. Переведя дух, спросил:

— Что взорвалось?

— Что-то в рубке радиста,— ответил Самохвалов.— Мы возились со средневолновой рацией, она нормально включалась. Под ней была какая-то красная, без надписей, кнопка. Я решил, что это аварийный выключатель всех передатчиков, ну и...

— Спасайте машину, потом разберемся! — крикнул Орлов. Схватив огнетушители, мы ворвались в заполненную вонючим дымом радиорубку. Огня не было, но передатчик нельзя было узнать.

— Да это заряд для уничтожения секретных деталей! — догадался я.— Такие же кнопки есть и в штурманской. Надо немедленно отключить электропитание от них, иначе останемся без приборов.

— А если заминирован весь самолет? — предположил Низовцев.

— Ты что? Они подорвали бы его сразу после посадки, а так сохранили даже секретные приборы.

— А о кнопках не предупредили...

Обсудив варианты осторожного подхода к машине, мы принялись за работу. Поскольку отыскать формуляры и технические описания не удалось, все изучали на ощупь. Проще было с моторами, звездообразными «райтами», с которыми мы имели дело в Арктике. Сложнее было с переключением бензобаков, последовательностью расхода из них топлива. Быстро разобрались с навигационно-пилотажным оборудованием, но никак не поддавался локатор. К счастью, для полета в Москву он и не требовался — трассу мы знали хорошо.

Через неделю самолет подняли на шасси, поправили фюзеляж и винты, опробовали моторы. При рулежке машина вела себя послушно, рули, закрылки и тормоза действовали отлично.

По правилам, переучивание на новую машину занимает один-два месяца. А у нас на все ушло две недели. Правда, мы не знали полетного веса «крепости», длины разбега, поэтому лететь решили с минимумом горючего, чтобы дотянуть до Варшавы.

Вот только поля для взлета Б-17 явно не хватало. Решили удлинить полосу, вырубив в примыкающем лесу просеку. Для этого нам выделили под расписку батальон пленных. Вначале мы опасались, как бы они не разбежались, но... даже «самоволок» не было — знали, что местные жители не станут церемониться с недавними оккупантами.

Наступил день старта. Конечно, мы волновались, словно перед боевым вылетом. Еще бы, взлетать с ограниченной площадки да на незнакомой машине. Припомнили зенитчиков — не зная силуэта, американского бомбардировщика, они вполне могли принять его за вражеский. Такое не раз случалось в нашей 45-й дивизии авиации дальнего действия, единственной, оснащенной четырехмоторными бомбардировщиками Пе-8, который зенитчики и истребители ПВО путали с немецкими бомбовозами «Кондор». Так были сбиты Пе-8 под Ленинградом и Москвой, причем второго прихватили в ясную погоду, когда, хорошо виднелись опознавательные знаки, да и ПВО заблаговременно оповестили. Счастье еще, что большинство летчиков уцелело...


Советские и американские летчики на полтавском аэродроме обсуждают итоги только что завершившегося челночного полета. На фюзеляже дальнего истребителя «Мустанг» сопровождавшего «летающие крепости» черный крестик-обозначение победы в воздушном бою.


Продумав все, получив подтверждение, что ПВО предупреждена, пошли на взлет. Легко Нагруженная (всего с трехчасовым запасом бензина) машина пробежала всего 600 м и оторвалась при скорости 135 км/ч. Проверяя моторы, сделали три круга, и пошли на Варшаву.

Не забывая о зенитчиках, летели на малой высоте. Самолет оказался послушным, бесперебойно и ровно работали моторы, но в скорости Б-17 явно уступал Пе-8, впрочем, и в скороподъемности. Зато, если верить приборам, моторы были экономичнее.


Бомбардировщики дальнего действия Пе-8 и «Боинг» Б-17


В Варшаве нас ждали — об этом мы догадались, увидя необычное скопление санитарных и пожарных машин. Возможно, там приняли обычные меры предосторожности, но наше самолюбие было задето, и мы, демонстративно заложив крутой вираж, без традиционных кругов пошли на посадку. А через сутки были уже дома. Вот так закончилась история первого перегона брошенной американцами «летающей крепости».

Кстати, бронирование «боингов» действительно сводилось к стальным спинкам сидений летчиков да бронежилетам Бронеспинки были и на Пе-8, но никто их «крепостями» не именовал. Подобную защиту от пуль и осколков зенитных снарядов имели ленд-лизовские американские бомбардировщики Б-25 и А-20. Зато не премину отметить, что в заокеанских машинах экипаж размещался продуманнее, они оборудовались обогревом, камбузом, туалетом. А на Пе-8 температура не отличалась от наружной, то есть 50—60° мороза, поэтому мы облачились в меховые комбинезоны, унты, меховые перчатки, но все это не спасало от холода. Неудобной была кислородная маска, обраставшая сосульками. И до сих пор непонятно — зачем конструктор Пе-8 усадил пилотов гуськом? При нарушении телефонной связи даже жестами не поговоришь, а ведь размеры машины позволяли разместить их рядом, да и механику хватило бы места между ними.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДАЛЬНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ Пе-8 И Б-17


Первый полет Пе-8 (до 1942 года назывался ТБ-7 и АНТ 42) совершил в 1935 году. Тогда поднялся в воздух первый образец Б-17 «Флаинг фортресс» , опытную серию которого начали в 1936 году, затем машину выпускали на нескольких авиазаводах, не однократно модернизируя.

И все же, особенно после того, как на Пе-8 заменили ненадежные дизели бензиновыми моторами, наш бомбардировщик не уступал «летающим крепостям» по тактико-техническим данным, не говоря уж о живучести

Надо указать, что боевая работа экипажей дальнебомбардировочной авиации требовала неимоверного напряжения физических и моральных сил. Ночью часами добираемся до замаскированного объекта, заходим на него сквозь разрывы снарядов, а где-то рядом уже рыщут «мессеры». Возвращаемся на рассвете, идем над территорией «третьего рейха» и видим, как с аэродромов поднимаются истребители, как стреляют зенитки. К счастью, машина облегчена после сброса бомб и выработки топлива, и мы поднимаемся на предельную высоту, где нам никто не страшен.

Что касается «летающих крепостей», то нам их не давали, ссылаясь на секретность, а может, и по другим соображениям. От американцев мы получали двухмоторные бомбардировщики Б-25 и А-20, истребители «Эйркобра», «Кингкобра». «Киттихаук». Не скрою, машины высокого класса, но было их не очень много.

Американские историки не упускают случая напомнить, что отправили в СССР 14 тыс. самолетов. Но ведь до фронта дошли далеко не все — везли их главным образом на судах, за которыми яро охотились нацистские подводники, бомбардировщики и торпедоносцы. Так, летом 1942 года они разгромили союзный конвой PQ-17 и вместе с транспортами на дно Ледовитого океана ушло 210 самолетов. Только малая часть боевых машин шла своим ходом из Аляски и Ирана.

После войны «Каталины» и транспортные Си-47 с успехом применялись в полярной авиации. Запас горючего на «Каталине» позволял нам держаться в воздухе по 27 ч, получая данные о ледовой обстановке на всем Северном, морском пути, а на Си-47 мы с летчиком М. Титловым впервые совершили ночной полет к Северному полюсу. Кстати, «Каталину» и Си-47 мы производили по лицензии, присвоив новые обозначения ГСТ и Ли-2. И еще интересная деталь: в Арктике отлично работали уцелевшие и демобилизованные Пе-8, подтвердив репутацию надежной машины.
Автор:
Валентин Иванович Аккуратов, заслуженный штурман СССР, известный полярный навигатор
Первоисточник:
http://tehno-science.ru/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. svp67 Офлайн
    svp67 21 декабря 2013 08:23
    +17
    Автор Валерий Аккуратов
    Это ЧЕЛОВЕК - ЛЕГЕНДА и хорошо,что сейчас на сайте вновь перепечатывают его воспоминания. Их много и они очень и очень интересны и поучительны. Ждем продолжения...
    1. gsg955
      gsg955 21 декабря 2013 09:30
      +2
      А Валентин Аккуратов его отец?
    2. Chicot 1 Офлайн
      Chicot 1 21 декабря 2013 12:40
      +5
      Цитата: svp67
      ЧЕЛОВЕК - ЛЕГЕНДА

      Вы правы на все 100!.. В детстве просто зачитывался его (а еще Молодчего) воспоминаниями. И наверное именно поэтому в своих мальчишечьих мечтах хотел быть не истребителем, а бомбардировщиком. И именно дальней авиации...
      Цитата: gsg955
      А Валентин Аккуратов его отец?

      Возможно, что и так. Однако умные поисковики на сей счет не дают никакой конкретной информации...
      Или это опечатка (ошибка) автора материала. Но в любом случае ему "+"...

      Валентин Иванович Аккуратов (1909-1993 гг.), заслуженный штурман СССР
      1. svp67 Офлайн
        svp67 21 декабря 2013 12:41
        +4
        Цитата: Chicot 1
        И наверное именно поэтому в своих мальчишечьих мечтах хотел быть не истребителем, а бомбардировщиком. И именно дальней авиации...

        А мне больше его истории про полеты Полярной авиации нравились...
        1. Chicot 1 Офлайн
          Chicot 1 21 декабря 2013 12:47
          +5
          Цитата: svp67
          больше его истории про полеты Полярной авиации нравились

          Аналогично. Тем более, что родился и вырос на Северах... Но таки "военщина" все же перевешивала...

          Из арктического цикла...
  2. Su-9
    Su-9 21 декабря 2013 09:11
    +10
    Воспоминания Аккуратова очень интересны. Нужно учитывать что написаны были в советские времена, когда писать о том что Б-17 был несколько лучше Пе-8 было не принято, о проблемах в моторостроении, да и о массированных налётах авиации союзников особенно не распространялись. Это только придаёт объективности автору.
    А вот сделали Пе-8х всё таки 93 (с двумя прототипами).
  3. makarov
    makarov 21 декабря 2013 09:48
    +2
    познавательный экскурс в историю от очевидца. +
  4. Tirpitz
    Tirpitz 21 декабря 2013 10:27
    +5
    Немцы разбомбили потом в Полтаве аэродром вместе с "крепостями" не потеряв при этом ни одного самолета.
    1. xan Офлайн
      xan 21 декабря 2013 14:12
      +2
      Цитата: Tirpitz
      Немцы разбомбили потом в Полтаве аэродром вместе с "крепостями" не потеряв при этом ни одного самолета.

      такие вещи ссылками надо подтверждать без напоминаний.
      1. стас57 Офлайн
        стас57 21 декабря 2013 15:06
        +1
        Цитата: xan
        такие вещи ссылками надо подтверждать без напоминаний.


        а можно в гугле поискать
        Полтава "Фрэнтик" 22 июня 1944
    2. xan Офлайн
      xan 21 декабря 2013 14:12
      0
      Цитата: Tirpitz
      Немцы разбомбили потом в Полтаве аэродром вместе с "крепостями" не потеряв при этом ни одного самолета.

      такие вещи ссылками надо подтверждать без напоминаний.
      1. стас57 Офлайн
        стас57 21 декабря 2013 15:09
        +2
        Цитата: xan
        такие вещи ссылками надо подтверждать без напоминаний.

        ну если и в гугле бан...
        Однако немецким самолетам, преследовавшим американские «летающие крепости», выполнявшие очередной авиационный налет, удалось 21 июня засечь авиабазу в Полтаве. В небе над Полтавой появился немецкий самолет-разведчик. Значит, и налета немецкой бомбардировочной авиации долго ждать не придется. Командир АБОН генерал-майор Перминов предложил американцам передислоцировать самолеты, но те отказались.
        У люфтваффе заранее был разработан план нападения, не хватало только цели. Осуществить план должна была элитная часть люфтваффе – знаменитый 4-й корпус «Кондор».
        Буквально через несколько часов, в ночь на 22 июня, более 150 немецких бомбардировщиков HE-111 появились над аэродромом в Полтаве. Налёт продолжался 1 час 40 минут. Немцы сбросили на аэродром около 100 тонн бомб. В эту ночь от бомб и мин погибло 30 советских солдат и офицеров и 2 военнослужащих ВВС США. Из 78 самолетов В-17, находящихся на аэродроме, были уничтожены 44 и сильно повреждены 25. Также немцами было уничтожено 360 тонн бензина и весь бомбовый запас… От мин и бомб погибло 30 военнослужащих Красной Армии и 2 военнослужащих ВВС США...
        Позже американцы скажут, что это была самая крупная потеря воздушных сил США на аэродромах за один день за всю историю Второй мировой войны

        В мае 2010 года на территории музейного комплекса открыли монумент в память погибших участников операции "Фрэнтик" от немецкой бомбардировки аэродрома в Полтаве в июне 1944г.
  5. стас57 Офлайн
    стас57 21 декабря 2013 10:40
    +2
    Американские историки не упускают случая напомнить, что отправили в СССР 14 тыс. самолетов. Но ведь до фронта дошли далеко не все — везли их главным образом на судах, за которыми яро охотились нацистские подводники, бомбардировщики и торпедоносцы. Так, летом 1942 года они разгромили союзный конвой PQ-17 и вместе с транспортами на дно Ледовитого океана ушло 210 самолетов. Только малая часть боевых машин шла своим ходом из Аляски и Ирана.


    трололо

    В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

    Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

    http://topwar.ru/15174-lend-liz-istoriya-amerikanskoy-voennoy-pomoschi-sssr.html




    еще трололо
    От американцев мы получали двухмоторные бомбардировщики Б-25 и А-20, истребители «Эйркобра», «Кингкобра». «Киттихаук». Не скрою, машины высокого класса, но было их не очень много.

    В целом, 20% всех советских бомбардировщиков были получены по ленд-лизу. Истребителей – 16%. Самолётов морской авиации – 29%. Некоторые модели были особенно популярными среди советских лётчиков: истребители P-39 Aircobra, бомбардировщики A-20 Boston и B-25 Mitchell, транспортные самолёты С-47, а также английские Kittihawks. В целом, 20% всех советских бомбардировщиков были получены по ленд-лизу.
    20% бомбардировщиков это значительно или нет?это "не очень много" или как?
    16% истребителей, это много или мало?
    а треть морской авиации?
    Аккуратней надо быть, ув. В. Аккуратов
    1. xan Офлайн
      xan 22 декабря 2013 01:22
      -1
      Цитата: стас57
      20% бомбардировщиков это значительно или нет?это "не очень много" или как?
      16% истребителей, это много или мало?
      а треть морской авиации?

      И что? Будем на каждом углу кричать, что если бы не эти проценты, наши бы войну не выиграли? Западные лицемеры и так всем твердят, что это они войну выиграли, и что если бы не их ленд-лиз, наши бы войну проиграли.
      Пускай бы взяли свои 16 %, и сами бы пошли воевать против Гитлера, и намолотили хотябы 16 % от того, что намолотили наши. И даже тогда они бы не сделали даже половины того, что сделали наши.
      Вопрос лично к тебе - с какой целью интересуешься про проценты, лишний раз очко вылизываешь нашим честным союзничкам?
    2. bif Офлайн
      bif 23 декабря 2013 01:43
      +1
      Цитата: стас57
      трололо

      В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов

      НЕ будете ли вы так любезны, вот также скрупулёзно найти и озвучить СКОЛЬКО ТОНН ЗОЛОТА заплатил ЗА это СССР-РФ?
      1. Vidok
        Vidok 26 декабря 2013 18:06
        0
        Я стесняюсь спросить, а причем здесь РФ? Нас в СССРе было штук 15. Или я ошибаюсь?
    3. Я так думаю Офлайн
      Я так думаю 23 декабря 2013 20:28
      +1
      Уважаемый стас57. Я очень извиняюсь, но мне кажется это Вы ТРОЛОЛО!

      И вот почему. Откуда у Вас такие цифры? 20%, 16%, 29%? Кажется Вы взяли их с потолка и тут козыряете.
      Советская промышленность за годы войны выпустила 137271 самолет всех типов. И если взять поставки по ленд лизу 14000 машин (при этом часть их не дошла до фронта), то окажется, что это всего около 10% от советских. А Ваши цифры ВСЕ СПЛОШЬ больше, так как можно объяснить Ваши цифры мне не понятно. Может потрудились бы привести ссылки откуда Вы взяли такую информацию?
  6. avt Офлайн
    avt 21 декабря 2013 10:53
    +4
    Статья хорошая ,а вот таблица не очень.Надо бы указывать какой модели В-17 характеристики принадлежат . американцы существенно их подтянули в ходе войны и если в начале ,по воспоминаниям Энделя Пусепса доставившего Молотова в Англию и Америку,кипятком ссали от восторга ,глядя на машину .То в ходе войны совсем другой аэроплан сделали ,очень сильно его подтянули во всех отношениях . Круче только самолет нового поколения был-В-29.
  7. евген Офлайн
    евген 21 декабря 2013 11:30
    +1
    Беседовал с одним мужиком.Его отец летал на "крепости".Кое что похоже на байку,но кожаную куртку и логарифмическую линейку с того самолета я лично видел.Была полная комплектация.Это как "томпсоны" для экипажей амеровских танков.
    1. avt Офлайн
      avt 21 декабря 2013 11:51
      +2
      Цитата: евген
      Беседовал с одним мужиком.Его отец летал на "крепости".Кое что похоже на байку,но кожаную куртку и логарифмическую линейку с того самолета я лично видел.

      Ну так менялись на аэродроме под Полтавой ,ничего удивительного ,ну а вот что кто то из советских летал на ,,крепостях" ,то достоверных случаев не слышал ,инспектору ВВС ,другу Васи Сталина -Никичихину,по его воспоминаниям ,предложил слетать Новиков ,но знакомый особист посоветовал получить письменный приказ или распоряжение ,на этом все и заглохло .
  8. УВБ Офлайн
    УВБ 21 декабря 2013 11:44
    +11
    Автор почему-то Валерий Аккуратов, а не Валентин Иванович, заслуженный штурман СССР. Журнал "Техника-молодежи" №2-1990. А вообще, как изменилась авиация! Максимальная взлетная масса тяжелого дальнего бомбардировщика времен войны меньше чем у современного истребителя!
  9. Роман 1977 Офлайн
    Роман 1977 21 декабря 2013 11:46
    +6
    Кроме американских "Летающих крепостей" в Полтаве, на Севере, на аэродроме Ягодник в Архангельской области, базировались английские "Ланкастеры", которые в сентябре 1944 года нанесли удар по немецкому линкору "Тирпиц", ставший для него фатальным. На советской земле осталось шесть поврежденных "Ланкастеров" - один "Ланкастер" III и пять "Ланкастеров" I, из которых возможно было восстановить две. Обе восстановленные машины использовались не только и не столько для перевозки людей и грузов, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. "Ланкастер" тоже летал ∙на поиск подводных лодок (хотя не несли ни бомбового, ни стрелкового вооружения), на разведку отдаленных районов, где была очень ценна его большая дальность и продолжительность полета. Например, 24 января 1945 года "Ланкастер" провел ледовую разведку участка губы Белужья (Новая Земля) - Нарьян-Мар. Обе машины летали до 1946 года, пока не были списаны из-за нехватки запасных частей.
  10. Роман 1977 Офлайн
    Роман 1977 21 декабря 2013 15:00
    +5
    Использовали наши ВВС и другой американский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик В-24 «Либерейтор». Несмотря на не неоднократные заявки американцы по ленд-лизу тяжелые бомбардировщики так и не поставили. Однако на Камчатке до середины мая 1945 г. приземлились в общей сложности девять «Либерейторов», поврежденных в ходе ударов по японским объектам. Часть их них ввели в строй. При продвижении Советской Армии по Восточной Европе часто встречались совершившие вынужденные посадки американские бомбардировщики. К маю 1945 г. их нашли, в различном состоянии, 73 штуки. С 10 апреля 1945 г. обязанность заниматься брошенными бомбардировщиками возложили на 18-ю воздушную армию (в которую преобразовали АДД). «Либерейторы» начали концентрировать в 203-м гвардейском полку. На 1 июля 194 года там значились 17 Пе-8, два В-25 и 19 В-24. В-24 успешно эксплуатировались 203-м полком несколько лет, восполняя нехватку отечественных тяжелых бомбардировщиков. Из-за отсутствия запчастей количество машин постоянно уменьшалось. Особенно донимала нехватка покрышек для носовых колес. На некоторых самолетах на носовую стойку просто устанавливали основное колесо с Ил-4. В-24 превосходили Пе-8 по потолку и скорости, отличались хорошей путевой устойчивостью, а по управлению были даже легче, чем наши машины. Экипажи чувствовали себя комфортно, пользовались современным навигационным и радиооборудованием. Эксплуатация «Либерейторов» стала хорошей школой перед переходом на Ту-4. Бомбардировщики В-24 "Либерейтор" эксплуатировались советскими ВВС до 1951 года.

    В-24Н из 203-го Гвардейского Орловского тяжелого бомбардировочного авиаполка. 1948г
  11. Yarik Офлайн
    Yarik 21 декабря 2013 17:53
    +3
    А зачем бронировать В-17? Летали они, в основном,соединениями, под прикрытием истребителей сопровождения.Плотным строем, так что для немцев было проблемой и без истребителей их атаковать.Ну а с "Мустангами" и Р-47 дело становилось крайне опасным.
    1. stoqn477 Офлайн
      stoqn477 21 декабря 2013 23:37
      +3
      Хотя вооруженный 13 пулеметами, летающая крепость не застрахован от Люфтваффе. Боинг нуждается броню, чтобы выжить на пути к и от цели. Есть много фотографий тяжелораненых крепостей.Плотным строем, летать не гарантирует безопасность. Американцы поняли его на своей шкуре. Относительно безопасным летающий под прикрытием Р-51Mustang, но они появляются на более позднем этапе.
  12. kotvov Офлайн
    kotvov 21 декабря 2013 21:05
    0
    мужики,не знаю можно ли верить этой статье.служа в баку,я познакомился с бывшим сотрудником НКВД.как рассказывал он мне в 1945г. совершил вынужденную посадку В-17.экипаж эвакуировали,самолет был блокирован.были вызваны спецы из конструкторских бюро.самолет был обследован и изучен.после этого передан американской стороне.ну еще он рассказывал об поведении америконосов в то время во владике,и как они,насколько по его рассказам,были готовы,наши,спецслужбы.по крайней мере один из приемов действует безупречно.
    1. cdrt Офлайн
      cdrt 22 декабря 2013 03:13
      +1
      Цитата: kotvov
      мужики,не знаю можно ли верить этой статье.служа в баку,я познакомился с бывшим сотрудником НКВД.как рассказывал он мне в 1945г. совершил вынужденную посадку В-17.экипаж эвакуировали,самолет был блокирован.были вызваны спецы из конструкторских бюро.самолет был обследован и изучен.после этого передан американской стороне.ну еще он рассказывал об поведении америконосов в то время во владике,и как они,насколько по его рассказам,были готовы,наши,спецслужбы.по крайней мере один из приемов действует безупречно.


      Скорее всего ваш нквд-к попутал. Ровно такая история была именно на Дальнем Востоке с В-29. Собственно так их для копирования и добыли
  13. serezhafili Офлайн
    serezhafili 21 декабря 2013 22:36
    +2
    Странно только, что автор описывает "звездообразные Райты" На B-17F стояли однорядные 9-цилиндровые двигатели R-1820-97 (это первая серийная модификация B-17), да и на следующей модификации B-17G двигатели были те же. Вот на B-29 уже стояли двухрядные восемнадцатицилиндровые Райты R-3350-23, но они в Европе не летали...
  14. Kpox Офлайн
    Kpox 22 декабря 2013 13:09
    +2
    Сколько можно обсуждать лендлиз и его заслуги? Наши предки всё оплатили собственной кровью и жизнями, ТОЧКА!