Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я


ФРАНЦИЯ

Ограниченная и густозаселённая территория Франции практически исключала возможность скрытного строительства и размещения защищённых шахт баллистических ракет наземного базирования. Поэтому правительство Франции решило развивать морскую составляющую Стратегических сил ядерного сдерживания.


Франция после выхода из НАТО, в отличие от Великобритании была практически лишена американской помощи в этой области. Проектирование и строительство французских ПЛАРБ, и в особенности создание реактора для них шло с большими трудностями.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

ПЛАРБ «Редутабль»


Головная ПЛАРБ «Редутабль» была заложена в 1964 году. В постройке она находилась около восьми лет. Из них на верфи - пять лет, в достройке на плаву - полтора года и столько же потребовалось для отработки оборудования перед вводом ее в боевой состав флота. В 1967 году ее даже возвращали на судоверфь, чтобы на стапеле исправить выявленные недостатки в конструкции. Сроки строительства последующих лодок этого класса были сокращены до пяти - шести лет. Кроме головной французские ВМС получили еще пять ПЛАРБ этого типа.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа "Редутабль" пункте базирования в районе Иль-Лонг


Переданная флоту в 1971 году "Редутабль" (в январе 1972 года впервые вышла на боевое патрулирование) и следующая за ней "Террибль" были оснащены шестнадцатью БРПЛ М1 с максимальной дальностью стрельбы 3000 км., с моноблочной БЧ мощностью 0,5 Мт. В отличие от англичан которые получали оружие для своих ракетоносцев в США, французы сумели построить ракеты для своих лодок сами. Начиная с 1987 года в ходе очередных капитальных ремонтов, все лодки, кроме "Редутабль" выведенной в 1991 году из боевого состава, подверглись модернизации с целью размещения на них ракетного комплекса с БРПЛ М4, с дальностью 5000 км и 6 БЧ по 150 Кт. Последняя лодка этого типа выведена из состава ВМС Франции в 2008 году.

Головная в серии ПЛАРБ "Редутабль" после списания и вырезки реакторного отсека была превращена в музей.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

"Редутабль" в качестве музея в порту Шербур


ПЛАРБ типа "Редутабль" были заменены четырьмя лодками следующего поколения типа «Триумфан».

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

ПЛАРБ типа «Триумфан»


Распад СССР в значительной мере повлиял на программу развития французских МСЯС. Количество планируемых к постройке ПЛАРБ сократилось с шести до четырех единиц. Кроме того, из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами «промежуточного типа» М45. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть с 6-ю боеголовками индивидуального наведения.

Последняя четвёртая лодка этого типа Le Terrible (S 619) вооружена шестнадцатью БРПЛ М51.1 с дальностью 9000 км. По своим массогабаритным характеристиками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5.

В настоящее время принято решение о переоснащении ракетами типа M51.2, с новой, более мощной головной частью, первых трёх лодок. Работы должны проводиться во время капитального ремонта. Первой лодкой, переоснащенной новой ракетой, должна стать Le Vigilant (S 618) - третья лодка серии, которая должна стать на капитальный ремонт в 2015 году.

Как и в Великобритании, основные силы ядерного сдерживания размещены на ПЛАРБ, в связи с этим интенсивность несения боевой службы весьма высока. Патрулирование ведётся обычно в Норвежском или Баренцевом морях, либо в Северной Атлантике. С 1983 года боевое патрулирование вели, как правило, три лодки одновременно, одна находилась в Иль-Лонге, а еще две на различных стадиях капитального ремонта в верфях Бреста или Шербура.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа "Редутабль" превращённая в музей, в районе морского вокзала Шербура.


Средняя продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждая из лодок совершала по три патрулирования в год. Предположительно, каждая из лодок совершила около 60 патрулирований за весь срок службы. Для поддержания столь высокой интенсивности эксплуатации кораблей было создано (также как и в ВМС США) по два экипажа на каждую лодку — «синий» и «красный», которые поочередно сменяли друг друга.

КНР

Китай значительно позже, по сравнению с другими государствами-членами совбеза ООН вступил в гонку по созданию собственных ПЛАРБ.
Первая китайская ПЛАРБ "Ся" пр.092, созданная на базе АПЛ типа "Хань", была заложена в 1978 году на судостроительной верфи города Хулудао. Спуск подводной лодки на воду произошёл 30 апреля 1981 года, но из-за возникших технических трудностей в строй её удалось ввести только в 1987 году. ПЛАРБ проекта 092 «Ся» была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска двухступенчатых твердотопливных баллистических ракет JL-1, с дальностью пуска более 1700 км. Ракеты оснащены моноблочной БЧ мощностью: 200—300 Кт. В дальнейшем была перестроена для испытаний новых ракет JL-2 (дальность 8000 км, до 4 РГЧ ИН, испытания с 2001 г.), в настоящее время находится в строю, в качестве опытовой и учебной лодки.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

китайская ПЛАРБ 092 "Ся"


Судя по всему, лодка "Ся" пр.092 оказалась не слишком удачной, и была построена в единственном экземпляре. Она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ, и весь период эксплуатации, не покидала внутренних китайских вод. Таким образом, ПЛАРБ "Ся" можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Тем не менее, она сыграла важную роль в становлении китайских морских ядерных сил, являясь «школой» для подготовки кадров и «плавучим стендом» для отработки технологий.

Следующим шагом стали ПЛАРБ класса 094 «Цзинь» разработанные в Китае для замены устаревшей и сравнительно ненадёжной подводной стратегической лодки класса 092 «Ся». Внешне она напоминает советские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин».

Подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8 тыс. км.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

ПЛАРБ 094 «Цзинь»


Первая субмарина формально вошла в строй в 2004 году. Предполагается о наличии, по крайней мере, ещё трёх ПЛАРБ класса «Цзинь». По данным китайских СМИ, в марте 2010 года на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. По некоторым данным ввод в строй всех ПЛАРБ 094 «Цзинь» задерживается из-за неготовности комплекса вооружения.

В настоящее время в КНР идет разработка ПЛАРБ пр. 096 «Тэнг». Она должна быть вооружена 24 БРПЛ с дальностью стрельбы не менее 11000 км.

Учитывая экономический рост Китая можно предполагать, что к 2020 году ВМС страны будут иметь в своем составе не менее 6 ПЛАРБ пр. 094 и 096, с 80 БРПЛ межконтинентальной дальности (250-300 БЧ). Что примерно соответствует нынешним показателям России.

В КНР существуют три основных объекта для обслуживания и базирования ПЛАРБ.
Это Циндао, Санья недалеко от портового города Далянь и Юлин (о. Хайнань, Южно-Китайское море).

Первой китайской базой предназначенной специально для базирования и обслуживания АПЛ стал комплекс построенный северо-восточней Циндао.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: китайские АПЛ в районе Циндао, в сухом доке ПЛАРБ 092 "Ся"


В ВМБ Санья оборудованы капитальные укрытия для подводных лодок, что позволяет им выжить даже в случае ядерного удара.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ 094 «Цзинь» в пункте базирования Юлин


Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ 094 «Цзинь» в пункте базирования Санья


ИНДИЯ

В настоящее время Индия взяла курс на создание своих МСЯС. Этот факт можно считать свершившимся, после того как поступила информация о спуске на воду первой индийской ПЛАРБ «Арихант» («Истребитель врагов») в Висакхапатнаме в июле 2009 года. Всего планируется построить четыре лодки этого типа. Конструкция индийского атомохода во многом повторяет советскую АПЛ пр.670. Лодка этого типа в конце 80-х годов была сдана Индии в аренду.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

ПЛАРБ «Арихант»


В настоящее время«Арихант» проходит испытания, ввод в строй головного корабля планируется в 2013 году. Все корабли строятся в судостроительном центре «Вишакапатнам» на берегу Бенгальского залива. Там же пока не готова стоянка для новых лодок, осуществляется временное базирование индийского атомохода. Для этого недалеко от верфи, в плотную к пирсу сооружены лёгкие укрытия, скрывающие лодку от любопытных взглядов, в том числе и от средств космической разведки.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Спутниковый снимок Google Earth: судостроительная верфь «Вишакапатнам», рядом с пирсами сооружены укрытия для АПЛ

Основным вооружением индийских подводных лодок являются 12 баллистических ракет K-15 Sagarika, имеющих дальность полёта 700 км и относящихся к классу ракет средней дальности. В дальнейшем планируется перевооружить индийские ПЛАРБ более дальнобойными баллистическими ракетами.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Испытательный пуск индийской ракеты К-15


Согласно замыслу индийского руководства, новые АПЛ, оснащенные баллистическими ракетами с ядерной боевой частью, должны стать одним из факторов сдерживания потенциального противника. После принятия на вооружение ПЛАРБ «Арихант» Индия достигнет давно поставленной цели - обладать триадой ядерного оружия наземного, воздушного и подводного базирования.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я


Кроме создания ракетного подводного флота индусы ведут строительство пункта базирования ПЛАРБ. Новая база будет иметь специальные средства для обеспечения безопасности АПЛ и технического персонала, обслуживающего лодку.
База будет расположена на расстоянии около 200 км от Висакхапатнама (ее точное месторасположение засекречено) и по своему типу будет напоминать базу китайских АПЛ на острове Хайнань. На базе будут построены капитальные укрытия, жилье и другие объекты.

Создавая свой флот подводных ракетоносцев Индия, переходит разряд стран, чьё мнение невозможно будет игнорировать, так как у этой страны появляется потенциальная возможность нанесения ядерного удара в любой точке мира. Обладание стратегическими ядерными силами необходимо Индии, прежде всего для противостояния своим стратегическим противникам: Китаю и Пакистану.

Несмотря на то что за последние 20 лет количество ПЛАРБ в мире сильно сократилось ( из-за распада СССР) роль их в ядерном сдерживании только увеличилась. Более того, добавились новые страны обладающие этим оружием.

Источники:
http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/ussr-usa/4.htm?print=Y
http://russianforces.org/blog/
http://geimint.blogspot.ru/2007/12/ssbn-home-ports-in-imagery.html
http://russian-ships.info/today/

Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля
Автор: Сергей Линник


Статьи из этой серии:

Мир ПЛАРБ. Часть 1-я
Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. Stiletto 18 декабря 2013 09:16
    Масштабный обзор автор замутил. Хоть я и не специалист, однако же - интересно! Спасибо!
  2. Old_Kapitan 18 декабря 2013 09:30
    Хороший обзор! Респект и уважуха!
  3. -Patriot- 18 декабря 2013 10:05
    Обзор обширный,интересный.Понравилось.Автору спасибо.Плюс однозначно.
    -Patriot-
  4. avt 18 декабря 2013 10:55
    Ну вот и свершилось . Вторая часть с китайцами всякими laughing Хороший обзор ,популярный .Плюс конечно .
    avt
  5. sevtrash 18 декабря 2013 12:00
    У французов - 3 подлодки ПЛАРБ на дежурстве? Было бы интересно узнать по остальным странам сколько, кажется, что очень важный момент - не только наличие АПЛ, но и их реальная готовность к выполнению основной функции. Может автор статьи в курсе этих данных?
    Второе - способность к нанесению удара при необходимости, я имею ввиду возможность уничтожения АПЛ до пуска ракет. Понятно, что критическая ситуация резко не развивается, то есть АПЛ будут работать в условиях противодействия. Так вопрос - сколько ПЛАРБ смогут нанести удар в условиях противодействия в каждом флоте. Естественно, для каждого флота требуется предусмотреть наиболее вероятного противника.
    Наверняка, 100%, эти данные есть. Может и автор их имеет?
    Хотя и так понятно. У американцев максимальные шансы относительно всех вероятных противников, собственно их пока 2 - Россия и Китай. А у Китая соответственно минимальные, но относительно США.
    1. Bongo 18 декабря 2013 12:37
      Текущие данные по французским лодкам в настоящий момент являются закрытой информацией. Французы очень щепетильны в этой области, даже верфи в районе Шербура, где осуществляется ремонт, закрыты для детального просмотра с помощью Google Earth. Скорей всего на боевом патрулировании у французов находится как минимум одна лодка. О состоянии дел в других странах, в разных источниках данные приводятся весьма противоречивые, по этому в статью они не попали.Наверняка и без этого есть неточности.

      На снимке верфи в районе Шербура(нихрена не видно)
      1. sevtrash 18 декабря 2013 13:24
        Цитата: Bongo
        Скорей всего на боевом патрулировании у французов находится как минимум одна лодка.

        А насчет второго вопроса? Собственно этот вопрос реально интересен и дебатируем лишь относительно российских АПЛ. Насчет остальных более менее понятно. Насколько вероятно, что удар сможет нанести хотя бы одна подлодка при нынешнем положении дел? Или реален пуск прямо с места стоянки. Впрочем, если кризис разворачивается не моментально - то и там вероятный противник может нанести удар? Наверняка уже все просчитано.
        1. Bongo 19 декабря 2013 07:36
          Однозначно можно сказать, что на наши немногочисленные ПЛАРБ, находящиеся в районе базирования, нацелены "Топоры" с американских лодок. Теоритически пуск с места стоянки конечно возможен(хотя бу у части российских РПКСН), если их конечно не уничтожат раньше крылатыми ракетами.
          В более ранние времена районы базирования плотно прикрывались ЗРК, сейчас в этом "зонтике" очень много "дыр".
          1. sevtrash 19 декабря 2013 14:53
            Примерно так и представлял, разруха еще не кончилась.
            Получается из ядерной триады России только один компонент - наземного базирования - является реальной угрозой для потенциального противника. Разве что для Китая могут представлять угрозу 2 остальных компонента.
  6. Fuzeler 18 декабря 2013 12:00
    Обзор хороший, но, на мой взгляд, краткий. Хотелось бы побольше узнать о характеристиках скрытности ПЛАРБ.
    Я вот, кстати, не могу нигде найти инфу про французские ПЛАРБ "Ретутабль", в плане их малошуности, и пр., интересно это потому что французы свои лодки создавали сами, и хотелось бы знать на сколько они отличались от советских по шумности, т.к. если с индийцами все понятно, у китайцев лодки на уровне наших 2го поколения, то как оно у французов, по крайней мере, было раньше(думаю, про Триумфаны информация закрытая)
    1. Bongo 18 декабря 2013 12:26
      Кой какие наработки по снижению шумности из США французы на завершающей стадии строительства ПЛАРБ "Ретутабль" всё таки получили. Американцы коственно были заинтересованы в строительстве этих лодок. Никому не нужно объяснять на кого были нацелены ракеты этих ПЛАРБ. По американским оценкам шумность "французов" примерно соответсвовала шумности советских лодок второго поколения, находясь на одном уровне с ранними ракетоносцами пр.667.
  7. zyablik.olga 18 декабря 2013 12:42
    Откровенно говоря, для меня была новостью информация, о том что Индия самостоятельно строит подводные ракетоносцы. Интересно насколько они соответствуют современным требованиям? Хотя дальнобойность индийских ракет, что предназначены для этих лодок не впечатляет.
    1. Bongo 18 декабря 2013 12:48
      Как уже говорилось в статье, конструкция индийской ПЛАРБ «Арихант» базируется на советском пр.670. Эта лодка создавалась 40 лет назад, делайте выводы. Конечно она во многом будет уступать американским, российским, да и наверно китайским ПЛАРБ. Но для Индии это в любом случае большой прогресс, да и дальнось своих ракет они увеличат, в этом сомниваться не приходится.
      1. bif 18 декабря 2013 14:48
        Спасибо за крайне познавательный обзор. Французы молодцы самостоятельные и ядерные технологии на уровне. По англичанами вы "прошлись" очень скромно, хоть и большинство вооружений и технологий у них штатовские, было бы интересно! А вот по поводу Индии, читал, что наши специалисты принимали прямое участие и консультирование с командировками на всех этапах создания их "Истребителя врагов".
        bif
      2. alex86 18 декабря 2013 19:48
        В комменте к 1-й статье уже спросил, спрошу и здесь: нет ли смысла вернуться к ДЭПЛ с шахтами в ограждении рубки - четыре ракеты по четыре боеголовки - и ударная сила приличная, и заметность низкая, и частота выходов побольше будет, а необходимости уходить далеко от базы нет.
        1. Bongo 19 декабря 2013 07:48
          Раньше наши дизельные лодки пр.629 ввиду необходимости всплытия для зарядки батарей патрулировали в основном недалеко от своего берега, находясь в районах господства ВМФ СССР. Их относительно недальнобойные ракеты были нацелены на Западную Европу. Сейчас возможности нашего флота по прикрытию патрулирующих ПЛАРБ в разы меньше и районы безопасного патрулирования сократились. Конечно можно вооружить "дизелюхи" бальнобойными ракетами, но думаю, что это не рационально.
  8. rudolff 18 декабря 2013 15:33
    Три БС в море за год и 60 за срок эксплуатации. У американцев похожие показатели. Вот так и надо корабли использовать, а не у пирса гноить! Но только чтоб такую интенсивность обеспечить, система планирования, обслуживания, всех видов плановых ремонтов должна как швейцарские часы работать! Я бы за такие вещи, как "выведена из состава сил постоянной готовности и находится в ожидании (год-пять-десять) ремонта под суд бы отдавал. Не должен корабль ожидать ПЛАНОВЫХ ремонтов!
  9. Kir 18 декабря 2013 17:46
    Может конечно у путаю, но вроде как "Редутабль" находится в бассейне, да и на фото вроде как в нём, вот только видел её в воде а тут сухо, интересно датировка снимка. Но это так, интереснее другое Франция марку как второй по качеству атомных реакторов, и в отношении к реакторам на АПЛ держит, или тут другой расклад? Честно хотелось бы знать реальное положение дел по реакторам для АПЛ, а так-же по средствам спасения размещенных на их борту.
    Kir
    1. stjrm 18 декабря 2013 18:27
      Вот интересно, о каких средствах спасения Вы говорите?
      На корабле где весь л/с находится в одном отсеке, я понимаю, что ВСУ может спасти экипаж. Осталось изобрести такой пароход.
      Давайте так, к примеру, объёмный пожар в 5-пятом отсеке, а потом и поступление воды (любого нашего пларбического эсена). как добраться до ВСУ всем тем кто расписан в корме?
      stjrm
  10. rudolff 18 декабря 2013 19:06
    По логике, всплывающих спасательных устройств/камер должно быть две, в носовой и кормовой частях. Но это малореализуемо, слишком тяжелая, сложная и габаритная. По сути, дополнительный водонепроницаемый отсек. В нынешнем виде с размещение ВСК в рубочном ограждении над (или вместо) прочной рубкой, польза от камеры сомнительна. На памяти только спасение одного человека, мичмана с Комсомольца. Может поэтому на иностранных пл подобными устройствами особо и не заморачиваются.
  11. andron352 18 декабря 2013 19:27
    Завтра ручкой с "Ариханта" помашу, может спутник сфоткает!
  12. voliador 18 декабря 2013 22:07
    Не радует только, что число стран, у которых есть подводные ракетоносцы растёт.
  13. romaskadarv 20 декабря 2013 00:08
    Спасибо за интересный обзор. Ждем продолжения.
    romaskadarv
  14. karal 20 декабря 2013 06:54
    Спасибо автору за обзор! hi
  15. барбитурат 20 декабря 2013 22:41
    во всем прав автор, пытаемся сделать, получается хорошо пока

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня