Мир ПЛАРБ. Часть 2-я



ФРАНЦИЯ

Ограниченная и густозаселённая территория Франции практически исключала возможность скрытного строительства и размещения защищённых шахт баллистических ракет наземного базирования. Поэтому правительство Франции решило развивать морскую составляющую Стратегических сил ядерного сдерживания.


Франция после выхода из НАТО, в отличие от Великобритании была практически лишена американской помощи в этой области. Проектирование и строительство французских ПЛАРБ, и в особенности создание реактора для них шло с большими трудностями.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

ПЛАРБ «Редутабль»


Головная ПЛАРБ «Редутабль» была заложена в 1964 году. В постройке она находилась около восьми лет. Из них на верфи - пять лет, в достройке на плаву - полтора года и столько же потребовалось для отработки оборудования перед вводом ее в боевой состав флота. В 1967 году ее даже возвращали на судоверфь, чтобы на стапеле исправить выявленные недостатки в конструкции. Сроки строительства последующих лодок этого класса были сокращены до пяти - шести лет. Кроме головной французские ВМС получили еще пять ПЛАРБ этого типа.


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа "Редутабль" пункте базирования в районе Иль-Лонг


Переданная флоту в 1971 году "Редутабль" (в январе 1972 года впервые вышла на боевое патрулирование) и следующая за ней "Террибль" были оснащены шестнадцатью БРПЛ М1 с максимальной дальностью стрельбы 3000 км., с моноблочной БЧ мощностью 0,5 Мт. В отличие от англичан которые получали оружие для своих ракетоносцев в США, французы сумели построить ракеты для своих лодок сами. Начиная с 1987 года в ходе очередных капитальных ремонтов, все лодки, кроме "Редутабль" выведенной в 1991 году из боевого состава, подверглись модернизации с целью размещения на них ракетного комплекса с БРПЛ М4, с дальностью 5000 км и 6 БЧ по 150 Кт. Последняя лодка этого типа выведена из состава ВМС Франции в 2008 году.

Головная в серии ПЛАРБ "Редутабль" после списания и вырезки реакторного отсека была превращена в музей.


"Редутабль" в качестве музея в порту Шербур


ПЛАРБ типа "Редутабль" были заменены четырьмя лодками следующего поколения типа «Триумфан».


ПЛАРБ типа «Триумфан»


Распад СССР в значительной мере повлиял на программу развития французских МСЯС. Количество планируемых к постройке ПЛАРБ сократилось с шести до четырех единиц. Кроме того, из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами «промежуточного типа» М45. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть с 6-ю боеголовками индивидуального наведения.

Последняя четвёртая лодка этого типа Le Terrible (S 619) вооружена шестнадцатью БРПЛ М51.1 с дальностью 9000 км. По своим массогабаритным характеристиками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5.

В настоящее время принято решение о переоснащении ракетами типа M51.2, с новой, более мощной головной частью, первых трёх лодок. Работы должны проводиться во время капитального ремонта. Первой лодкой, переоснащенной новой ракетой, должна стать Le Vigilant (S 618) - третья лодка серии, которая должна стать на капитальный ремонт в 2015 году.

Как и в Великобритании, основные силы ядерного сдерживания размещены на ПЛАРБ, в связи с этим интенсивность несения боевой службы весьма высока. Патрулирование ведётся обычно в Норвежском или Баренцевом морях, либо в Северной Атлантике. С 1983 года боевое патрулирование вели, как правило, три лодки одновременно, одна находилась в Иль-Лонге, а еще две на различных стадиях капитального ремонта в верфях Бреста или Шербура.


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа "Редутабль" превращённая в музей, в районе морского вокзала Шербура.


Средняя продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждая из лодок совершала по три патрулирования в год. Предположительно, каждая из лодок совершила около 60 патрулирований за весь срок службы. Для поддержания столь высокой интенсивности эксплуатации кораблей было создано (также как и в ВМС США) по два экипажа на каждую лодку — «синий» и «красный», которые поочередно сменяли друг друга.

КНР

Китай значительно позже, по сравнению с другими государствами-членами совбеза ООН вступил в гонку по созданию собственных ПЛАРБ.
Первая китайская ПЛАРБ "Ся" пр.092, созданная на базе АПЛ типа "Хань", была заложена в 1978 году на судостроительной верфи города Хулудао. Спуск подводной лодки на воду произошёл 30 апреля 1981 года, но из-за возникших технических трудностей в строй её удалось ввести только в 1987 году. ПЛАРБ проекта 092 «Ся» была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска двухступенчатых твердотопливных баллистических ракет JL-1, с дальностью пуска более 1700 км. Ракеты оснащены моноблочной БЧ мощностью: 200—300 Кт. В дальнейшем была перестроена для испытаний новых ракет JL-2 (дальность 8000 км, до 4 РГЧ ИН, испытания с 2001 г.), в настоящее время находится в строю, в качестве опытовой и учебной лодки.


китайская ПЛАРБ 092 "Ся"


Судя по всему, лодка "Ся" пр.092 оказалась не слишком удачной, и была построена в единственном экземпляре. Она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ, и весь период эксплуатации, не покидала внутренних китайских вод. Таким образом, ПЛАРБ "Ся" можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Тем не менее, она сыграла важную роль в становлении китайских морских ядерных сил, являясь «школой» для подготовки кадров и «плавучим стендом» для отработки технологий.

Следующим шагом стали ПЛАРБ класса 094 «Цзинь» разработанные в Китае для замены устаревшей и сравнительно ненадёжной подводной стратегической лодки класса 092 «Ся». Внешне она напоминает советские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин».

Подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8 тыс. км.


ПЛАРБ 094 «Цзинь»


Первая субмарина формально вошла в строй в 2004 году. Предполагается о наличии, по крайней мере, ещё трёх ПЛАРБ класса «Цзинь». По данным китайских СМИ, в марте 2010 года на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. По некоторым данным ввод в строй всех ПЛАРБ 094 «Цзинь» задерживается из-за неготовности комплекса вооружения.

В настоящее время в КНР идет разработка ПЛАРБ пр. 096 «Тэнг». Она должна быть вооружена 24 БРПЛ с дальностью стрельбы не менее 11000 км.

Учитывая экономический рост Китая можно предполагать, что к 2020 году ВМС страны будут иметь в своем составе не менее 6 ПЛАРБ пр. 094 и 096, с 80 БРПЛ межконтинентальной дальности (250-300 БЧ). Что примерно соответствует нынешним показателям России.

В КНР существуют три основных объекта для обслуживания и базирования ПЛАРБ.
Это Циндао, Санья недалеко от портового города Далянь и Юлин (о. Хайнань, Южно-Китайское море).

Первой китайской базой предназначенной специально для базирования и обслуживания АПЛ стал комплекс построенный северо-восточней Циндао.


Спутниковый снимок Google Earth: китайские АПЛ в районе Циндао, в сухом доке ПЛАРБ 092 "Ся"


В ВМБ Санья оборудованы капитальные укрытия для подводных лодок, что позволяет им выжить даже в случае ядерного удара.


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ 094 «Цзинь» в пункте базирования Юлин



Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ 094 «Цзинь» в пункте базирования Санья


ИНДИЯ

В настоящее время Индия взяла курс на создание своих МСЯС. Этот факт можно считать свершившимся, после того как поступила информация о спуске на воду первой индийской ПЛАРБ «Арихант» («Истребитель врагов») в Висакхапатнаме в июле 2009 года. Всего планируется построить четыре лодки этого типа. Конструкция индийского атомохода во многом повторяет советскую АПЛ пр.670. Лодка этого типа в конце 80-х годов была сдана Индии в аренду.


ПЛАРБ «Арихант»


В настоящее время«Арихант» проходит испытания, ввод в строй головного корабля планируется в 2013 году. Все корабли строятся в судостроительном центре «Вишакапатнам» на берегу Бенгальского залива. Там же пока не готова стоянка для новых лодок, осуществляется временное базирование индийского атомохода. Для этого недалеко от верфи, в плотную к пирсу сооружены лёгкие укрытия, скрывающие лодку от любопытных взглядов, в том числе и от средств космической разведки.


Спутниковый снимок Google Earth: судостроительная верфь «Вишакапатнам», рядом с пирсами сооружены укрытия для АПЛ

Основным вооружением индийских подводных лодок являются 12 баллистических ракет K-15 Sagarika, имеющих дальность полёта 700 км и относящихся к классу ракет средней дальности. В дальнейшем планируется перевооружить индийские ПЛАРБ более дальнобойными баллистическими ракетами.


Испытательный пуск индийской ракеты К-15


Согласно замыслу индийского руководства, новые АПЛ, оснащенные баллистическими ракетами с ядерной боевой частью, должны стать одним из факторов сдерживания потенциального противника. После принятия на вооружение ПЛАРБ «Арихант» Индия достигнет давно поставленной цели - обладать триадой ядерного оружия наземного, воздушного и подводного базирования.



Кроме создания ракетного подводного флота индусы ведут строительство пункта базирования ПЛАРБ. Новая база будет иметь специальные средства для обеспечения безопасности АПЛ и технического персонала, обслуживающего лодку.
База будет расположена на расстоянии около 200 км от Висакхапатнама (ее точное месторасположение засекречено) и по своему типу будет напоминать базу китайских АПЛ на острове Хайнань. На базе будут построены капитальные укрытия, жилье и другие объекты.

Создавая свой флот подводных ракетоносцев Индия, переходит разряд стран, чьё мнение невозможно будет игнорировать, так как у этой страны появляется потенциальная возможность нанесения ядерного удара в любой точке мира. Обладание стратегическими ядерными силами необходимо Индии, прежде всего для противостояния своим стратегическим противникам: Китаю и Пакистану.

Несмотря на то что за последние 20 лет количество ПЛАРБ в мире сильно сократилось ( из-за распада СССР) роль их в ядерном сдерживании только увеличилась. Более того, добавились новые страны обладающие этим оружием.

Источники:
http://flot.com/publications/books/shelf/vedernikov/ussr-usa/4.htm?print=Y
http://russianforces.org/blog/
http://geimint.blogspot.ru/2007/12/ssbn-home-ports-in-imagery.html
http://russian-ships.info/today/

Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля
Автор: Сергей Линник


Статьи из этой серии:

Мир ПЛАРБ. Часть 1-я
Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 25

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Stiletto (Алексей) 18 декабря 2013 09:16
    Масштабный обзор автор замутил. Хоть я и не специалист, однако же - интересно! Спасибо!
  2. Old_Kapitan (Валерий) 18 декабря 2013 09:30
    Хороший обзор! Респект и уважуха!
  3. -Patriot- 18 декабря 2013 10:05
    Обзор обширный,интересный.Понравилось.Автору спасибо.Плюс однозначно.
    -Patriot-
  4. avt 18 декабря 2013 10:55
    Ну вот и свершилось . Вторая часть с китайцами всякими laughing Хороший обзор ,популярный .Плюс конечно .
    avt
  5. sevtrash (Сергей) 18 декабря 2013 12:00
    У французов - 3 подлодки ПЛАРБ на дежурстве? Было бы интересно узнать по остальным странам сколько, кажется, что очень важный момент - не только наличие АПЛ, но и их реальная готовность к выполнению основной функции. Может автор статьи в курсе этих данных?
    Второе - способность к нанесению удара при необходимости, я имею ввиду возможность уничтожения АПЛ до пуска ракет. Понятно, что критическая ситуация резко не развивается, то есть АПЛ будут работать в условиях противодействия. Так вопрос - сколько ПЛАРБ смогут нанести удар в условиях противодействия в каждом флоте. Естественно, для каждого флота требуется предусмотреть наиболее вероятного противника.
    Наверняка, 100%, эти данные есть. Может и автор их имеет?
    Хотя и так понятно. У американцев максимальные шансы относительно всех вероятных противников, собственно их пока 2 - Россия и Китай. А у Китая соответственно минимальные, но относительно США.
    1. Bongo (Сергей) 18 декабря 2013 12:37
      Текущие данные по французским лодкам в настоящий момент являются закрытой информацией. Французы очень щепетильны в этой области, даже верфи в районе Шербура, где осуществляется ремонт, закрыты для детального просмотра с помощью Google Earth. Скорей всего на боевом патрулировании у французов находится как минимум одна лодка. О состоянии дел в других странах, в разных источниках данные приводятся весьма противоречивые, по этому в статью они не попали.Наверняка и без этого есть неточности.

      На снимке верфи в районе Шербура(нихрена не видно)
      1. sevtrash (Сергей) 18 декабря 2013 13:24
        Цитата: Bongo
        Скорей всего на боевом патрулировании у французов находится как минимум одна лодка.

        А насчет второго вопроса? Собственно этот вопрос реально интересен и дебатируем лишь относительно российских АПЛ. Насчет остальных более менее понятно. Насколько вероятно, что удар сможет нанести хотя бы одна подлодка при нынешнем положении дел? Или реален пуск прямо с места стоянки. Впрочем, если кризис разворачивается не моментально - то и там вероятный противник может нанести удар? Наверняка уже все просчитано.
        1. Bongo (Сергей) 19 декабря 2013 07:36
          Однозначно можно сказать, что на наши немногочисленные ПЛАРБ, находящиеся в районе базирования, нацелены "Топоры" с американских лодок. Теоритически пуск с места стоянки конечно возможен(хотя бу у части российских РПКСН), если их конечно не уничтожат раньше крылатыми ракетами.
          В более ранние времена районы базирования плотно прикрывались ЗРК, сейчас в этом "зонтике" очень много "дыр".
          1. sevtrash (Сергей) 19 декабря 2013 14:53
            Примерно так и представлял, разруха еще не кончилась.
            Получается из ядерной триады России только один компонент - наземного базирования - является реальной угрозой для потенциального противника. Разве что для Китая могут представлять угрозу 2 остальных компонента.
  6. Fuzeler (Дмитрий) 18 декабря 2013 12:00
    Обзор хороший, но, на мой взгляд, краткий. Хотелось бы побольше узнать о характеристиках скрытности ПЛАРБ.
    Я вот, кстати, не могу нигде найти инфу про французские ПЛАРБ "Ретутабль", в плане их малошуности, и пр., интересно это потому что французы свои лодки создавали сами, и хотелось бы знать на сколько они отличались от советских по шумности, т.к. если с индийцами все понятно, у китайцев лодки на уровне наших 2го поколения, то как оно у французов, по крайней мере, было раньше(думаю, про Триумфаны информация закрытая)
    1. Bongo (Сергей) 18 декабря 2013 12:26
      Кой какие наработки по снижению шумности из США французы на завершающей стадии строительства ПЛАРБ "Ретутабль" всё таки получили. Американцы коственно были заинтересованы в строительстве этих лодок. Никому не нужно объяснять на кого были нацелены ракеты этих ПЛАРБ. По американским оценкам шумность "французов" примерно соответсвовала шумности советских лодок второго поколения, находясь на одном уровне с ранними ракетоносцами пр.667.
  7. zyablik.olga (Ольга) 18 декабря 2013 12:42
    Откровенно говоря, для меня была новостью информация, о том что Индия самостоятельно строит подводные ракетоносцы. Интересно насколько они соответствуют современным требованиям? Хотя дальнобойность индийских ракет, что предназначены для этих лодок не впечатляет.
    1. Bongo (Сергей) 18 декабря 2013 12:48
      Как уже говорилось в статье, конструкция индийской ПЛАРБ «Арихант» базируется на советском пр.670. Эта лодка создавалась 40 лет назад, делайте выводы. Конечно она во многом будет уступать американским, российским, да и наверно китайским ПЛАРБ. Но для Индии это в любом случае большой прогресс, да и дальнось своих ракет они увеличат, в этом сомниваться не приходится.
      1. bif 18 декабря 2013 14:48
        Спасибо за крайне познавательный обзор. Французы молодцы самостоятельные и ядерные технологии на уровне. По англичанами вы "прошлись" очень скромно, хоть и большинство вооружений и технологий у них штатовские, было бы интересно! А вот по поводу Индии, читал, что наши специалисты принимали прямое участие и консультирование с командировками на всех этапах создания их "Истребителя врагов".
        bif
      2. alex86 (алексей) 18 декабря 2013 19:48
        В комменте к 1-й статье уже спросил, спрошу и здесь: нет ли смысла вернуться к ДЭПЛ с шахтами в ограждении рубки - четыре ракеты по четыре боеголовки - и ударная сила приличная, и заметность низкая, и частота выходов побольше будет, а необходимости уходить далеко от базы нет.
        1. Bongo (Сергей) 19 декабря 2013 07:48
          Раньше наши дизельные лодки пр.629 ввиду необходимости всплытия для зарядки батарей патрулировали в основном недалеко от своего берега, находясь в районах господства ВМФ СССР. Их относительно недальнобойные ракеты были нацелены на Западную Европу. Сейчас возможности нашего флота по прикрытию патрулирующих ПЛАРБ в разы меньше и районы безопасного патрулирования сократились. Конечно можно вооружить "дизелюхи" бальнобойными ракетами, но думаю, что это не рационально.
  8. rudolff (Rudolf) 18 декабря 2013 15:33
    Три БС в море за год и 60 за срок эксплуатации. У американцев похожие показатели. Вот так и надо корабли использовать, а не у пирса гноить! Но только чтоб такую интенсивность обеспечить, система планирования, обслуживания, всех видов плановых ремонтов должна как швейцарские часы работать! Я бы за такие вещи, как "выведена из состава сил постоянной готовности и находится в ожидании (год-пять-десять) ремонта под суд бы отдавал. Не должен корабль ожидать ПЛАНОВЫХ ремонтов!
  9. Kir (Castor) 18 декабря 2013 17:46
    Может конечно у путаю, но вроде как "Редутабль" находится в бассейне, да и на фото вроде как в нём, вот только видел её в воде а тут сухо, интересно датировка снимка. Но это так, интереснее другое Франция марку как второй по качеству атомных реакторов, и в отношении к реакторам на АПЛ держит, или тут другой расклад? Честно хотелось бы знать реальное положение дел по реакторам для АПЛ, а так-же по средствам спасения размещенных на их борту.
    Kir
    1. stjrm 18 декабря 2013 18:27
      Вот интересно, о каких средствах спасения Вы говорите?
      На корабле где весь л/с находится в одном отсеке, я понимаю, что ВСУ может спасти экипаж. Осталось изобрести такой пароход.
      Давайте так, к примеру, объёмный пожар в 5-пятом отсеке, а потом и поступление воды (любого нашего пларбического эсена). как добраться до ВСУ всем тем кто расписан в корме?
      stjrm
  10. rudolff (Rudolf) 18 декабря 2013 19:06
    По логике, всплывающих спасательных устройств/камер должно быть две, в носовой и кормовой частях. Но это малореализуемо, слишком тяжелая, сложная и габаритная. По сути, дополнительный водонепроницаемый отсек. В нынешнем виде с размещение ВСК в рубочном ограждении над (или вместо) прочной рубкой, польза от камеры сомнительна. На памяти только спасение одного человека, мичмана с Комсомольца. Может поэтому на иностранных пл подобными устройствами особо и не заморачиваются.
  11. andron352 (Андрей) 18 декабря 2013 19:27
    Завтра ручкой с "Ариханта" помашу, может спутник сфоткает!
  12. voliador (v) 18 декабря 2013 22:07
    Не радует только, что число стран, у которых есть подводные ракетоносцы растёт.
  13. romaskadarv 20 декабря 2013 00:08
    Спасибо за интересный обзор. Ждем продолжения.
    romaskadarv
  14. karal (karal) 20 декабря 2013 06:54
    Спасибо автору за обзор! hi
  15. барбитурат 20 декабря 2013 22:41
    во всем прав автор, пытаемся сделать, получается хорошо пока
Картина дня