Советский тяжёлый танк «Владимир Ленин»

ВЛ («Владимир Ленин») — проект сверхтяжелого танка, разработанного СССР в 1940 году. Весной 1940 года конструкторами Поповым и Нухманом была предложена серия трехбашенных танков ВЛ («Владимир Ленин»). Толчком к разработке данных машин послужила информация о возможном появлении новых тяжелых танков у Германии. По имеющимся данным, новые немецкие танки обладали мощной броневой защитой и вооружением. Кроме этого, использовался опыт боев на Карельском перешейке. Конструкторы предложили три проекта танков: ВЛ-С1, ВЛ-С2 и ВЛ-С3. Масса танков в зависимости от использовавшегося вооружения могла колебаться в диапазоне 260-460 тонн. Экипаж танка должен был составлять 15 человек.

Согласно проекту, танки имели три башни: одна основная и две дополнительных. Защита противоснарядная гомогенная. Для корпуса танков должны были использоваться бронеплиты толщиной 40, 60, 75 и 125 мм. Большие габариты танков и количество башен обуславливали количество членов экипажа — 15 человек (командир, помощник командира по тех. части, радист, 4 заряжающих, 4 наводчика, моторист, 2 механика-водителя, электрик). Для посадки и выхода членов экипажа использовались два люка в днище и два люка в крыше.

Советский тяжёлый танк «Владимир Ленин»
1,14,19,29 - ведущая колеса; 2,15,18,30 - тяговый электродвигатель; 3 - входной люк радиста; 4 - радист; 5,23 - заряжающий; 6,9,24,26 - наводчик; 7 - помощник командира по технической части; 8 - нижний входной люк; 10 - командир;11 - силовые электрокабели; 12 - двигатель; 16 - моторист; 17,28 - механик-водитель; 20 - вытяжной вентилятор; 21 - радиатор; 22 - втяжной вентилятор; 25 - электрик; 27 - входной люк механика водителя



В танке предусматривалось два поста управления — в передней и задней части танка. Данное техническое решение использовалось для увеличения маневренности. Большие габариты и масса не позволяли машине быстро разворачиваться на месте. По этой же причине танк «Владимир Ленин» оснащался четырьмя тяговыми электродвигателями (по два в передней и задней частях танка), работавших на четыре ведущих колеса. На танке с каждого борта имелось по две пары гусениц. Передние тяговые двигатели работали на передние ведущие колеса, приводящие внутреннюю пару гусениц, задние двигатели — на задние ведущие колеса, приводящие внешнюю пару гусениц. Подвеска — пружинная, балансирная. Прототипом подвески стала подвеска самоходки СУ-14.

В проекте предусматривалось применение электромеханической трансмиссии. Привод на ведущие колеса осуществлялся от тяговых электродвигателей, которые находились на одном валу с двигателем внутреннего сгорания (мощность 1760 кВт, 2400 л.с.). Если в силовой установке применялся 800-сильный (588 кВт) двигатель ГАМ-34, то предполагалось установить 3 таких двигателя. Каждый из них соединялся с генератором постоянного тока (мощность 650 кВт). В качестве тяговых электродвигателей предполагалось использовать заимствованные у серийных электровозов 4ДК — 3А (мощность 450 кВт). Для охлаждения агрегатов электромеханической трансмиссии и двигателя использовались два электрических вентилятора, которые размещались на входе и выходе воздушных тоннелей, в которых устанавливались радиаторы.

В качестве основного оружия, которое предполагалось использовать при уничтожении ДОТов и опорных пунктов, собирались использовать 130-миллиметровую морскую башню Б-13 (начальная скорость снаряда 870 м/с) или 305-миллиметровое орудие Б-23 (начальная скорость снаряда 638 м/с). Боекомплект для орудий Б-23 или Б-13 составлял 100 выстрелов. Данное орудие устанавливалось в центральной вращающейся башне. В этой же башне находились рабочие места двух наводчиков, двух заряжающих и командира танка. Броня крыши башни составляла 40 мм, лобовая броня — 125 мм.

Для борьбы с мелкими опорными пунктами, пулеметными гнездами и противотанковыми орудиями предусматривалось использование двух пушек калибра 76,2 мм. Боекомплект орудий составлял 300 выстрелов. Данные орудия устанавливались в двух башнях с ограниченным углом обстрела в передней части танка. В каждой из двух башен находились наводчик и заряжающий.

Для борьбы с пехотой и авиацией противника применялись пулеметы ДТ калибра 7,62 мм. Боекомплект пулеметов — 15000 патронов.

Из-за огромных габаритов танка скорость его движения была ограничена и его транспортировка должна была осуществляться по железной дороге, но и это представляло большие трудности. Для решения данной проблемы предполагалась разборка танка на главную и малые башни, ходовую часть и две разъемные (вдоль продольной оси корпуса) половины.

Основным предназначением варианта танка ВЛ-С3 было борьба с ДОТами. От предыдущих вариантов он отличался меньшой массой (с пушкой Б-13 — 260 тонн, с орудием Б-23 — 320 тонн) и габаритами. В результате этого корпус машины для транспортировки по железной дороге не разбирался. Пушки калибра 76,2 мм были заменены танковыми пушками 45 мм. Боекомплект танка уменьшили в два раза.

После того как проект был оценен, работы по нему прекратили в связи с нереальностью осуществления проекта в металле.

Технические характеристики:
Боевая масса — 260-460 т.
Компоновочная схема — классическая трехбашенная.
Экипаж — 15 человек.
Бронирование:
Тип брони — катаная стальная.
Лоб корпуса — 75 мм.
Борт корпуса — 60 мм.
Корма корпуса — 60 мм.
Крыша корпуса — 40 мм.
Лоб башни — 125 мм.
Борт башни — 60 мм.
Корма башни — 60 мм.
Крыша башни — 30 мм.
Крыша рубки — 40 мм.
Вооружение:
Пушки — 130-мм морская пушка Б-13 или 305-мм орудие Б-23 (длина ствола 50 калибров) + 2×76-мм пушка Л-11 (длина ствола 26 калибров).
Пулеметы — 7,62-мм ДТ.
Прицелы — телескопический.
Подвижность: три 12-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАМ-34 (мощность каждого 800 л.с.); генератор постоянного тока (мощность 650 кВт); тяговые электродвигатели 4ДК — 3А (мощность 450 кВт).
Подвеска — пружинная, балансирная.

Подготовлено по материалам:
alternathistory.org.ua
www.vokrugsveta.ru
bronetehnika.narod.ru
Автор: Пётр Улякин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. makarov 18 декабря 2013 09:36
    "После того как проект был оценен, работы по нему прекратили в связи с нереальностью осуществления проекта в металле."

    И это бы понимание нынешним деятелям, накрепили на базовую танковую платформу массу орудий, пулеметов, и ракет, вложили кучу денег, расхвалили на весь мир, а оно так и пылится ни кому не нужное
    makarov
    1. Vasia Kruger 18 декабря 2013 10:38
      Совершенно согласен!
  2. igordok 18 декабря 2013 09:46
    Следует ожидать появление в WoT? fellow
    1. Никита_Летчик 18 декабря 2013 20:12
      Такой монстр не появиться точно recourse .
      Никита_Летчик
    2. the47th 20 декабря 2013 16:01
      А от немцев добавить Ratte.
  3. kotvov 18 декабря 2013 10:31
    интересно,считали что он действительно сможет воевать или все же как опытная разработка.
    1. bazilio 18 декабря 2013 11:27
      Вот тоже интересно, на что был расчет, каково должно было быть целевое назначение этого танка? Борьба с немецкими свертяжелыми танками.... ну незнаю, насколько реальна угроза от сверхтяжелых танков, которые однозначно имели бы теже проблемы с передвижением. Борьба с ДОТами.... кажется что полевая артиллерия тоже справится с такой задачей, при этом с меньшими затратами.
      От себя могу добавить- самоходный ДОТ. Но без прикрытия с воздуха и без сопровождения и прикрытия пехоты- очень легкая мишень для штурмовиков и пехоты противника. Опять таки проблемы с передвижением. Вес в 260 тонн делает невозможным переправу через реки по существующим мостам.. Правильно сделали, что отказались от этого проекта. Кстати вспомнился немецкий Крыс "Ratt", этот был еще круче
      1. Astrey 18 декабря 2013 23:24
        Цитата: bazilio
        Вот тоже интересно, на что был расчет, каково должно было быть целевое назначение этого танка?


        Вообще то, подобные проекты - НЕОБХОДИМЫЙ этап развития ЛЮБОЙ индустрии. Смоделированные в бумаге машины-механизмы позволяют просчитать на бумаге же соотношение всего связанного с проектным изделием к всем показателям всего в стране-производителе.

        Соотношение затрат на проектирование изделия ВЛ-С к затратам на производство ОДНОГО неприменимого в реальных боевых условиях танка СМК, сами понимаете - ничтожны.

        А моделирование требований к танкостроению "от противного", от изделия, только один из методов разработки направления развития танкостроения.

        А на счёт "гигантомании", размеры (нематериализованной) машины не имели значения для наметки путей развития не принципиальны. Как не имеет принципиального значения размер исходного файла для написания программы. Принципиален масштаб. Решение было вынесен в пользу КВ. Вот и весь спор о перспективах развития. Соответственно ветка КВ закончилась на единственном КВ-122, переродясь в концепцию ИС-2.
    2. Комментарий был удален.
  4. вася 18 декабря 2013 10:31
    Спасибо. Не попадалась данная серия танков.

    Весной 1940 года конструкторами Поповым и Нухманом..
    Страшно далеки они были от народа (РККА), поэтому и фантазировали.
    До Финской и опытный образец КВ был с двумя пушками в одной башне.
    1. Karlsonn 18 декабря 2013 19:15
      Цитата: вася
      До Финской и опытный образец КВ был с двумя пушками в одной башне.


      Усе не так было wink

      Осенью 41-го конструкторы Л.И. Горлицкий и Н.В. Кудрин инициировали начало работ по созданию нового танка. Проект получил название "Объект 227" или КВ-7. Этот танк был трехпушечным, а вот его модификация - КВ-7-II двухпушечный, его сделали и начали испытывать в апреле 1942 года.

      На фото:

      "Объект 227" или КВ-7.
      1. Karlsonn 18 декабря 2013 19:19
        От обоих проектов отказались.Первый экземпляр «Объекта 227», оснащенный тремя орудиями, был разобран и в дальнейшем использовался в качестве платформы для испытаний другой техники. КВ-7-II с двумя пушками ЗиС-5 долгое время стоял в одном из цехов ЧКЗ, став в некотором роде музейным экспонатом.

        на фото:

        КВ-7-II.
  5. Умник 18 декабря 2013 13:08
    "Для посадки и выхода членов экипажа использовались два люка в днище и два люка в крыше и 15 человек экипажа...хммм... не танк а АЭРОГРИЛЬ ДЛЯ ЭКИПАЖА!
  6. Циник 18 декабря 2013 15:30
    Жаль , что эти данные были размыты

    В качестве основного оружия, предназначенного для уничтожения опорных пунктов и ДОТов, предполагалось установить во вращающейся башне 130-мм морскую башню Б-13 с начальной скоростью снаряда 870 м/с или 305-мм орудия Б-23 с начальной скоростью снаряда 638 м/с. Для борьбы с противотанковыми орудиями, пулемётными гнёздами и мелкими опорными пунктами, предусматривалось использование двух 76,2-мм пушек, установленных в башнях с ограниченным углом обстрела. Для борьбы с авиацией и пехотой противника применялись 7,62-мм пулемёты ДТ. Боекомплект танка составлял 100 выстрелов для орудий Б-13 или Б-23, 300 выстрелов для 76,2-мм пушек и 15000 патронов для пулемётов ДТ. Корпус машины имел толщину броневых листов 40, 60, 75 и 125 мм. Лобовая броня башни составляла 125 мм, крыши - 40 мм. Для посадки и выхода пятнадцати членов экипажа использовались два люка в крыше и два люка в днище корпуса машины.
    В проекте танка предусматривалось использование электромеханической трансмиссии с приводом на ведущие колёса от тяговых электродвигателей, находившихся на одном валу с двигателем внутреннего сгорания мощностью 2400 л.с. Если в силовой установке использовался двигатель ГАМ-34 мощностью 800 л.с., то предполагалось установить три таких двигателя, каждый из которых был соединён с генератором постоянного тока мощностью 650 кВт. Тяговые электродвигатели 4ДК - 3А мощностью 450 кВт были заимствованы у серийных электровозов. Для охлаждения двигателя и агрегатов электромеханической трансмиссии использовались два электровентилятора, расположенных на входе и выходе специальных воздушных тоннелей, в которых были установлены радиаторы.
    Гусеничный движитель машины имел четыре гусеницы - по две на борт, с самостоятельным приводом на каждую. У внутренних пар гусениц ведущие колёса находились впереди, а направляющие колёса сзади. У наружных пар гусениц ведущие колёса располагались сзади, а направляющие колёса впереди. Подвеска - балансирная, пружинная. Прототипом подвески являлась подвеска самоходной установки СУ-14. Управление танком осуществлялось с двух постов управления, переднего и кормового, что не требовало разворота танка и позволяло ему двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.
    При транспортировке по железной дороге танк разбирался на пять частей: главная башня, малые башни, ходовая часть и две разъемные (вдоль) половины корпуса.

    Вариант танка ВЛ-С3 предназначался только для борьбы с ДОТами и отличался от предыдущих меньшой массой (260 т - с пушкой Б-13 или 320 т - с орудием Б-23) и размерами, в результате чего для транспортировки по железной дороге корпус машины не разбирался. Две 76,2-мм пушки были заменены на две 45-мм танковые пушки. Боекомплект машины был уменьшен в два раза.
  7. Мак 18 декабря 2013 15:35
    гмгантомания
  8. лёшка 18 декабря 2013 18:22
    вот это дура belay
    лёшка
  9. alex86 18 декабря 2013 18:45
    Не очень давно в одном из обсуждений мне попало за то, что заступился за создателей какой-то нашей вундервафли (я сказал, что дело было новое, дороги непроторённые и т.д., и не надо сразу в лагерь и к стенке, а мой оппонент настаивал, что за сознательное растрачивание ресурсов социалистической Родины именно-что надо). Какова судьба этих, не к ночи будь сказано, творцов светлого будущего (учитывая, что кроме рабочего времени, как своего, так и начальственно-экспертного ничего потрачено не было) - их просто пожурили никогда так не делать, или приняли меры высшей социальной защиты от насекомых в голове? Кстати, их коллеги в 3-м Рейхе несколько позже похожим мозговым недержанием маялись, и с тем же результатом (в смысле степени реализации, а в смысле у стеночки постоять - так я не знаю).
  10. Никита_Летчик 18 декабря 2013 20:10
    Я слышал о бумажном танке ИС (не ис-7) с тремя башнями одна в корме ,одна большая посеридине ,и одна носовой части.Малые башни с орудиями 130мм "С-70" ну и в большой 280 мм от арт сау "РБТ-4".Экипаж 10-17 человек.
    Никита_Летчик
  11. perepilka 18 декабря 2013 20:56
    Сверхтяжёлыми танками переболели практически все страны, которые строили танки, но в самой тяжёлой форме, безусловно немцы laughing
  12. gekon 18 декабря 2013 21:04
    Хочу себе такого монстра в WoT.Буду гонять стадо маусов
    gekon
    1. Karlsonn 18 декабря 2013 21:43
      Цитата: gekon
      Хочу себе такого монстра в WoT.Буду гонять стадо маусов


      1 000 МС-1 перегрызет гусеницы. laughing
  13. DZ_98_B 18 декабря 2013 21:31
    НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ О ПОДОБНОМ, ЭТО ПРАВДА? Мне кажется т СТАЛИН может и рассматривал подобные проекты, но не более как дебильные проекты!
    DZ_98_B
  14. Lесник 18 декабря 2013 21:44
    Для того времени применение электродвигателя для перемещения танка БЫЛО РЕВОЛЮЦИОННЫМ!!!
    Lесник
  15. kafa 19 декабря 2013 07:02
    Немцы специально подбросили дезинформацию по строительству подобных монстров. sad
    1. Циник 19 декабря 2013 16:32
      Цитата: kafa
      Немцы специально подбросили дезинформацию

      Угу , а не наоборот ?
      Мыши , Крысы , Монстры проектируются позже ВЛ , а изготавливается только Мышь , сейчас Маус ( Panzerkampfwagen VIII «Maus» / Porsche 205 ) , вроде , только в Кубинке есть .
      А нормальный тяжёлый танк Германия с 37 г. готовила .
      И вот интересно сколько Тигров не досчитался вермахт из-за работ по изготовлению мышей ?
      hi
  16. gameover_65 19 декабря 2013 14:11
    интересно бы узнать, что принимали те, кто это предложил.
    это или больные или наркоманы. имхо.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня