Советский тяжёлый танк «Владимир Ленин»

24
ВЛ («Владимир Ленин») — проект сверхтяжелого танка, разработанного СССР в 1940 году. Весной 1940 года конструкторами Поповым и Нухманом была предложена серия трехбашенных танков ВЛ («Владимир Ленин»). Толчком к разработке данных машин послужила информация о возможном появлении новых тяжелых танков у Германии. По имеющимся данным, новые немецкие танки обладали мощной броневой защитой и вооружением. Кроме этого, использовался опыт боев на Карельском перешейке. Конструкторы предложили три проекта танков: ВЛ-С1, ВЛ-С2 и ВЛ-С3. Масса танков в зависимости от использовавшегося вооружения могла колебаться в диапазоне 260-460 тонн. Экипаж танка должен был составлять 15 человек.

Согласно проекту, танки имели три башни: одна основная и две дополнительных. Защита противоснарядная гомогенная. Для корпуса танков должны были использоваться бронеплиты толщиной 40, 60, 75 и 125 мм. Большие габариты танков и количество башен обуславливали количество членов экипажа — 15 человек (командир, помощник командира по тех. части, радист, 4 заряжающих, 4 наводчика, моторист, 2 механика-водителя, электрик). Для посадки и выхода членов экипажа использовались два люка в днище и два люка в крыше.

Советский тяжёлый танк «Владимир Ленин»
1,14,19,29 - ведущая колеса; 2,15,18,30 - тяговый электродвигатель; 3 - входной люк радиста; 4 - радист; 5,23 - заряжающий; 6,9,24,26 - наводчик; 7 - помощник командира по технической части; 8 - нижний входной люк; 10 - командир;11 - силовые электрокабели; 12 - двигатель; 16 - моторист; 17,28 - механик-водитель; 20 - вытяжной вентилятор; 21 - радиатор; 22 - втяжной вентилятор; 25 - электрик; 27 - входной люк механика водителя


В танке предусматривалось два поста управления — в передней и задней части танка. Данное техническое решение использовалось для увеличения маневренности. Большие габариты и масса не позволяли машине быстро разворачиваться на месте. По этой же причине танк «Владимир Ленин» оснащался четырьмя тяговыми электродвигателями (по два в передней и задней частях танка), работавших на четыре ведущих колеса. На танке с каждого борта имелось по две пары гусениц. Передние тяговые двигатели работали на передние ведущие колеса, приводящие внутреннюю пару гусениц, задние двигатели — на задние ведущие колеса, приводящие внешнюю пару гусениц. Подвеска — пружинная, балансирная. Прототипом подвески стала подвеска самоходки СУ-14.

В проекте предусматривалось применение электромеханической трансмиссии. Привод на ведущие колеса осуществлялся от тяговых электродвигателей, которые находились на одном валу с двигателем внутреннего сгорания (мощность 1760 кВт, 2400 л.с.). Если в силовой установке применялся 800-сильный (588 кВт) двигатель ГАМ-34, то предполагалось установить 3 таких двигателя. Каждый из них соединялся с генератором постоянного тока (мощность 650 кВт). В качестве тяговых электродвигателей предполагалось использовать заимствованные у серийных электровозов 4ДК — 3А (мощность 450 кВт). Для охлаждения агрегатов электромеханической трансмиссии и двигателя использовались два электрических вентилятора, которые размещались на входе и выходе воздушных тоннелей, в которых устанавливались радиаторы.

В качестве основного оружия, которое предполагалось использовать при уничтожении ДОТов и опорных пунктов, собирались использовать 130-миллиметровую морскую башню Б-13 (начальная скорость снаряда 870 м/с) или 305-миллиметровое орудие Б-23 (начальная скорость снаряда 638 м/с). Боекомплект для орудий Б-23 или Б-13 составлял 100 выстрелов. Данное орудие устанавливалось в центральной вращающейся башне. В этой же башне находились рабочие места двух наводчиков, двух заряжающих и командира танка. Броня крыши башни составляла 40 мм, лобовая броня — 125 мм.

Для борьбы с мелкими опорными пунктами, пулеметными гнездами и противотанковыми орудиями предусматривалось использование двух пушек калибра 76,2 мм. Боекомплект орудий составлял 300 выстрелов. Данные орудия устанавливались в двух башнях с ограниченным углом обстрела в передней части танка. В каждой из двух башен находились наводчик и заряжающий.

Для борьбы с пехотой и авиацией противника применялись пулеметы ДТ калибра 7,62 мм. Боекомплект пулеметов — 15000 патронов.

Из-за огромных габаритов танка скорость его движения была ограничена и его транспортировка должна была осуществляться по железной дороге, но и это представляло большие трудности. Для решения данной проблемы предполагалась разборка танка на главную и малые башни, ходовую часть и две разъемные (вдоль продольной оси корпуса) половины.

Основным предназначением варианта танка ВЛ-С3 было борьба с ДОТами. От предыдущих вариантов он отличался меньшой массой (с пушкой Б-13 — 260 тонн, с орудием Б-23 — 320 тонн) и габаритами. В результате этого корпус машины для транспортировки по железной дороге не разбирался. Пушки калибра 76,2 мм были заменены танковыми пушками 45 мм. Боекомплект танка уменьшили в два раза.

После того как проект был оценен, работы по нему прекратили в связи с нереальностью осуществления проекта в металле.

Технические характеристики:
Боевая масса — 260-460 т.
Компоновочная схема — классическая трехбашенная.
Экипаж — 15 человек.
Бронирование:
Тип брони — катаная стальная.
Лоб корпуса — 75 мм.
Борт корпуса — 60 мм.
Корма корпуса — 60 мм.
Крыша корпуса — 40 мм.
Лоб башни — 125 мм.
Борт башни — 60 мм.
Корма башни — 60 мм.
Крыша башни — 30 мм.
Крыша рубки — 40 мм.
Вооружение:
Пушки — 130-мм морская пушка Б-13 или 305-мм орудие Б-23 (длина ствола 50 калибров) + 2×76-мм пушка Л-11 (длина ствола 26 калибров).
Пулеметы — 7,62-мм ДТ.
Прицелы — телескопический.
Подвижность: три 12-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАМ-34 (мощность каждого 800 л.с.); генератор постоянного тока (мощность 650 кВт); тяговые электродвигатели 4ДК — 3А (мощность 450 кВт).
Подвеска — пружинная, балансирная.

Подготовлено по материалам:
alternathistory.org.ua
www.vokrugsveta.ru
bronetehnika.narod.ru
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    0
    18 декабря 2013 09:36
    "После того как проект был оценен, работы по нему прекратили в связи с нереальностью осуществления проекта в металле."

    И это бы понимание нынешним деятелям, накрепили на базовую танковую платформу массу орудий, пулеметов, и ракет, вложили кучу денег, расхвалили на весь мир, а оно так и пылится ни кому не нужное
    1. +1
      18 декабря 2013 10:38
      Совершенно согласен!
  2. +14
    18 декабря 2013 09:46
    Следует ожидать появление в WoT? fellow
    1. Никита_Летчик
      +1
      18 декабря 2013 20:12
      Такой монстр не появиться точно recourse .
    2. -1
      20 декабря 2013 16:01
      А от немцев добавить Ratte.
  3. +2
    18 декабря 2013 10:31
    интересно,считали что он действительно сможет воевать или все же как опытная разработка.
    1. +1
      18 декабря 2013 11:27
      Вот тоже интересно, на что был расчет, каково должно было быть целевое назначение этого танка? Борьба с немецкими свертяжелыми танками.... ну незнаю, насколько реальна угроза от сверхтяжелых танков, которые однозначно имели бы теже проблемы с передвижением. Борьба с ДОТами.... кажется что полевая артиллерия тоже справится с такой задачей, при этом с меньшими затратами.
      От себя могу добавить- самоходный ДОТ. Но без прикрытия с воздуха и без сопровождения и прикрытия пехоты- очень легкая мишень для штурмовиков и пехоты противника. Опять таки проблемы с передвижением. Вес в 260 тонн делает невозможным переправу через реки по существующим мостам.. Правильно сделали, что отказались от этого проекта. Кстати вспомнился немецкий Крыс "Ratt", этот был еще круче
      1. +1
        18 декабря 2013 23:24
        Цитата: bazilio
        Вот тоже интересно, на что был расчет, каково должно было быть целевое назначение этого танка?


        Вообще то, подобные проекты - НЕОБХОДИМЫЙ этап развития ЛЮБОЙ индустрии. Смоделированные в бумаге машины-механизмы позволяют просчитать на бумаге же соотношение всего связанного с проектным изделием к всем показателям всего в стране-производителе.

        Соотношение затрат на проектирование изделия ВЛ-С к затратам на производство ОДНОГО неприменимого в реальных боевых условиях танка СМК, сами понимаете - ничтожны.

        А моделирование требований к танкостроению "от противного", от изделия, только один из методов разработки направления развития танкостроения.

        А на счёт "гигантомании", размеры (нематериализованной) машины не имели значения для наметки путей развития не принципиальны. Как не имеет принципиального значения размер исходного файла для написания программы. Принципиален масштаб. Решение было вынесен в пользу КВ. Вот и весь спор о перспективах развития. Соответственно ветка КВ закончилась на единственном КВ-122, переродясь в концепцию ИС-2.
    2. Комментарий был удален.
  4. +2
    18 декабря 2013 10:31
    Спасибо. Не попадалась данная серия танков.

    Весной 1940 года конструкторами Поповым и Нухманом..
    Страшно далеки они были от народа (РККА), поэтому и фантазировали.
    До Финской и опытный образец КВ был с двумя пушками в одной башне.
    1. +1
      18 декабря 2013 19:15
      Цитата: вася
      До Финской и опытный образец КВ был с двумя пушками в одной башне.


      Усе не так было wink

      Осенью 41-го конструкторы Л.И. Горлицкий и Н.В. Кудрин инициировали начало работ по созданию нового танка. Проект получил название "Объект 227" или КВ-7. Этот танк был трехпушечным, а вот его модификация - КВ-7-II двухпушечный, его сделали и начали испытывать в апреле 1942 года.

      На фото:

      "Объект 227" или КВ-7.
      1. +1
        18 декабря 2013 19:19
        От обоих проектов отказались.Первый экземпляр «Объекта 227», оснащенный тремя орудиями, был разобран и в дальнейшем использовался в качестве платформы для испытаний другой техники. КВ-7-II с двумя пушками ЗиС-5 долгое время стоял в одном из цехов ЧКЗ, став в некотором роде музейным экспонатом.

        на фото:

        КВ-7-II.
  5. +1
    18 декабря 2013 13:08
    "Для посадки и выхода членов экипажа использовались два люка в днище и два люка в крыше и 15 человек экипажа...хммм... не танк а АЭРОГРИЛЬ ДЛЯ ЭКИПАЖА!
  6. +1
    18 декабря 2013 15:30
    Жаль , что эти данные были размыты

    В качестве основного оружия, предназначенного для уничтожения опорных пунктов и ДОТов, предполагалось установить во вращающейся башне 130-мм морскую башню Б-13 с начальной скоростью снаряда 870 м/с или 305-мм орудия Б-23 с начальной скоростью снаряда 638 м/с. Для борьбы с противотанковыми орудиями, пулемётными гнёздами и мелкими опорными пунктами, предусматривалось использование двух 76,2-мм пушек, установленных в башнях с ограниченным углом обстрела. Для борьбы с авиацией и пехотой противника применялись 7,62-мм пулемёты ДТ. Боекомплект танка составлял 100 выстрелов для орудий Б-13 или Б-23, 300 выстрелов для 76,2-мм пушек и 15000 патронов для пулемётов ДТ. Корпус машины имел толщину броневых листов 40, 60, 75 и 125 мм. Лобовая броня башни составляла 125 мм, крыши - 40 мм. Для посадки и выхода пятнадцати членов экипажа использовались два люка в крыше и два люка в днище корпуса машины.
    В проекте танка предусматривалось использование электромеханической трансмиссии с приводом на ведущие колёса от тяговых электродвигателей, находившихся на одном валу с двигателем внутреннего сгорания мощностью 2400 л.с. Если в силовой установке использовался двигатель ГАМ-34 мощностью 800 л.с., то предполагалось установить три таких двигателя, каждый из которых был соединён с генератором постоянного тока мощностью 650 кВт. Тяговые электродвигатели 4ДК - 3А мощностью 450 кВт были заимствованы у серийных электровозов. Для охлаждения двигателя и агрегатов электромеханической трансмиссии использовались два электровентилятора, расположенных на входе и выходе специальных воздушных тоннелей, в которых были установлены радиаторы.
    Гусеничный движитель машины имел четыре гусеницы - по две на борт, с самостоятельным приводом на каждую. У внутренних пар гусениц ведущие колёса находились впереди, а направляющие колёса сзади. У наружных пар гусениц ведущие колёса располагались сзади, а направляющие колёса впереди. Подвеска - балансирная, пружинная. Прототипом подвески являлась подвеска самоходной установки СУ-14. Управление танком осуществлялось с двух постов управления, переднего и кормового, что не требовало разворота танка и позволяло ему двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.
    При транспортировке по железной дороге танк разбирался на пять частей: главная башня, малые башни, ходовая часть и две разъемные (вдоль) половины корпуса.

    Вариант танка ВЛ-С3 предназначался только для борьбы с ДОТами и отличался от предыдущих меньшой массой (260 т - с пушкой Б-13 или 320 т - с орудием Б-23) и размерами, в результате чего для транспортировки по железной дороге корпус машины не разбирался. Две 76,2-мм пушки были заменены на две 45-мм танковые пушки. Боекомплект машины был уменьшен в два раза.
  7. +2
    18 декабря 2013 15:35
    гмгантомания
  8. лёшка
    +1
    18 декабря 2013 18:22
    вот это дура belay
  9. +1
    18 декабря 2013 18:45
    Не очень давно в одном из обсуждений мне попало за то, что заступился за создателей какой-то нашей вундервафли (я сказал, что дело было новое, дороги непроторённые и т.д., и не надо сразу в лагерь и к стенке, а мой оппонент настаивал, что за сознательное растрачивание ресурсов социалистической Родины именно-что надо). Какова судьба этих, не к ночи будь сказано, творцов светлого будущего (учитывая, что кроме рабочего времени, как своего, так и начальственно-экспертного ничего потрачено не было) - их просто пожурили никогда так не делать, или приняли меры высшей социальной защиты от насекомых в голове? Кстати, их коллеги в 3-м Рейхе несколько позже похожим мозговым недержанием маялись, и с тем же результатом (в смысле степени реализации, а в смысле у стеночки постоять - так я не знаю).
  10. Никита_Летчик
    0
    18 декабря 2013 20:10
    Я слышал о бумажном танке ИС (не ис-7) с тремя башнями одна в корме ,одна большая посеридине ,и одна носовой части.Малые башни с орудиями 130мм "С-70" ну и в большой 280 мм от арт сау "РБТ-4".Экипаж 10-17 человек.
  11. +2
    18 декабря 2013 20:56
    Сверхтяжёлыми танками переболели практически все страны, которые строили танки, но в самой тяжёлой форме, безусловно немцы laughing
  12. gekon
    +3
    18 декабря 2013 21:04
    Хочу себе такого монстра в WoT.Буду гонять стадо маусов
    1. +3
      18 декабря 2013 21:43
      Цитата: gekon
      Хочу себе такого монстра в WoT.Буду гонять стадо маусов


      1 000 МС-1 перегрызет гусеницы. laughing
  13. DZ_98_B
    0
    18 декабря 2013 21:31
    НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ О ПОДОБНОМ, ЭТО ПРАВДА? Мне кажется т СТАЛИН может и рассматривал подобные проекты, но не более как дебильные проекты!
  14. Lесник
    0
    18 декабря 2013 21:44
    Для того времени применение электродвигателя для перемещения танка БЫЛО РЕВОЛЮЦИОННЫМ!!!
  15. 0
    19 декабря 2013 07:02
    Немцы специально подбросили дезинформацию по строительству подобных монстров. sad
    1. 0
      19 декабря 2013 16:32
      Цитата: kafa
      Немцы специально подбросили дезинформацию

      Угу , а не наоборот ?
      Мыши , Крысы , Монстры проектируются позже ВЛ , а изготавливается только Мышь , сейчас Маус ( Panzerkampfwagen VIII «Maus» / Porsche 205 ) , вроде , только в Кубинке есть .
      А нормальный тяжёлый танк Германия с 37 г. готовила .
      И вот интересно сколько Тигров не досчитался вермахт из-за работ по изготовлению мышей ?
      hi
  16. 0
    19 декабря 2013 14:11
    интересно бы узнать, что принимали те, кто это предложил.
    это или больные или наркоманы. имхо.