Программы модернизации бронированных машин британской армии

8
Программы модернизации бронированных машин британской армии
Разведывательная бронированная машина Spartan CVR(T) остается на вооружении британской армии


В Великобритании объемы финансирования новых программ постоянно пересматриваются и корректируются, в связи с этим армия пытается привести к единому знаменателю разнородный парк боевых машин на фоне вывода своих войск из Афганистана. В статье рассматривается текущее состояние британской стратегии бронированных машин.

Британская армия составляет планы по наведению порядка в своем нынешнем парке бронированных машин, но при этом активно защищает будущие программы приобретения техники, которые могут быть уязвимы перед финансовыми передрягами.

Ее флагманская программа по бронированной машине среднего класса — Scout Specialist Vehicle (SV) — по всей видимости, была сдвинута по срокам, так как три прототипа, которые должны быть поставлены к середине 2013 года, так и не появились. Платформа предназначена для замены устаревшей боевой разведывательной машины CVR(T) (Combat Reconnaissance Vehicle (Tracked)) которая начала поступать в войска еще в 1972-73 годах.



Художественное представление проекта Scout


Компания General Dynamics UK (GD UK) получила в июле 2010 года контракт стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов от британского министерства обороны на этап демонстрации и квалификации программы Scout, которая должна завершиться в 2015 году. Но пока не ясно даже, нарезаны ли стальные листы на первые три прототипа машины Scout SV. Еще три прототипа других вариантов (машина снабжения и эвакуации, машина снабжения и ремонта, разведывательная машина) должны быть готовы к концу 2013 года для демонстрационного этапа RB1.

Компания показала модель прототипа на выставке DSEi 2011, дело сдвинулось с мертвой точки с открытием нового центра перспективных армейских систем в декабре 2012 года, который обошелся в 12 миллионов фунтов. Завершился также предварительный анализ конструкции и испытания SV, во время которых проверялась интеграция 40-мм пушки CTA International (CTAI), брони и электроники.

Мобильная испытательная установка MTR (mobile test rig) с установленным дизельным двигателем MTU 8V199 и автоматической трансмиссией Renk HSWL 256B была изготовлена в июне 2012 года и должна была в 2013 году пройти ускоренные ресурсные испытания в Испании. В компании GD UK не смогла ответить на вопросы по теме, а в минобороны отказались комментировать состояние своих программ и поэтому неизвестно завершены ли испытания MTR. Маловероятно, что программа Scout дошла до этапа критической оценки проекта.

Машина Scout — это все, что осталось от закрытой программы FRES (Future Rapid Effects System — перспективная система быстрого реагирования) согласно которой первоначально предусматривалось изготовление свыше 3300 легких машин (массой до 30 тонн) пяти типов в 16 различных вариантах общей стоимостью 13 миллиардов фунтов. Предполагалось также разработать универсальную машину Utility Vehicle (UV), которая также была отменена. Нынешние весовые рамки для SV варьируются от 34 до 42 тонн.

Контракт по демонстрационному этапу включает опционы на первую партию серийных машин в количестве от 400 до 589 штук, за которой последует вторая партия. Но состояние дел на сегодня таково, что эти опционы могут быть и не исполнены, поскольку всё в основном зависит от бюджетного планирования министерства обороны. Стоимость этапа демонстрации и производства составляет 1,39 миллиарда фунтов.


Машина Jackal популярна благодаря своей превосходной проходимости по пересеченной местности, она используется в британской армии для ведения дальней разведки


Время соперничества

За финансирование, выделяемое в следующие десять лет на британскую бронированную машину, программа Scout будет соперничать с программой продления возможностей Warrior (WCSP), которая также находится на этапе демонстрации, но продвигается быстрее, и с программой продления срока службы танка Challenger (CSP), которая до сих пор находится в концептуальной стадии, хотя решение по началу разработки намечено на 2014 год.

Бригадир Бен Бэрри, старший исследователь в международном институте стратегических исследований (IISS), сказал: «Великобритания оставит три полка танков Challenger в обозримом будущем как часть трех бронетанковых бригад, поэтому нам необходима программа Challenger CSP. Однако, мы не знаем имеются ли финансовые возможности для танка Challenger, которые позволили бы внедрить сохранить весь парк».

Бэрри сказал, что во время иракского конфликта примерно 30 танков Challenger были модернизированы за счет установки бортовой брони, лобовой брони, комплекта глушения бомб в носовой части, глушителей на башне, решетчатой брони от РПГ по бортам и в корме, дистанционно управляемого боевого модуля и дополнительных прицелов. Вопрос до сих пор открыт, будет ли всё это устанавливаться на все танки.

«Для того, чтобы восстановить возможности бронетанковых бригад, им нужны не только танки, БМП Warriors и Scout, им необходимо множество бронированных машин общего назначения. Планировалось, что машина FRES UV возьмет на себя роль БТР для пехотных батальонов и также станет основой для всех машин общего назначения, которые нуждаются в замене. Напрашивается большой вопрос: а где же FRES UV?»

На горизонте

В июне на выставке Defence Vehicle Dynamics бригадный генерал Роберт Райс, глава программы по бронированным машинам, сказал, что на горизонте видны программа по машине поддержки бронетанковых групп ABSV (Armoured Battlegroup Support Vehicle) и программа по машине общего назначения (UV). На бронированные машины будет потрачено примерно 10 миллиардов фунтов в ближайшие десять лет, а 380 миллионов фунтов должны быть израсходованы в этом финансовом году.

Программа UV пока находится на ранних этапах, и Райс сообщил, что всего один человек в группе работает полный рабочий день над ее требованиями. Он предположил, что требования к UV будут соответствовать требованиям к уже готовой военной машине после проведения ускоренного и формального конкурса. Как ожидается, финансирование откроется в 2015-16 финансовом году.

«У меня там большая сумма денег. В последние годы армия всё крутит головой, соображая, сколько точно машин UV ей необходимо и как она желает двигаться вперед», заметил он.

«Мое мнение, которое я вынес из дискуссий со штабными офицерами, состоит в том, что они, возможно, попробуют удовлетворить эти требования различными способами. Поэтому, может быть немного больше машин ABSV, или других платформ, которые у нас уже есть, может больше Foxhound, больше машин Scout или может что-то еще… Мы предполагаем, что всё-таки готовый проект составит часть ключевого требования».

Если финансирование не откроется до 2015-2016 года, тогда может образоваться неравенство возможностей по машине общего назначения. «Например, если бронетанковая бригада должна быть сформирована в 2017 году, но машина UV не поступает на вооружение до 2020 года, тогда это становится рискованным», — заметил Бэрри.

«Если мы взглянем на график, то Великобритания выходит из Афганистана в 2014 — 2015 годах. Мы не знаем и не можем сказать публично, когда армия должна создать возможности, которые описаны в программе Army 2020 как три полностью боеспособные бронетанковые бригады».

«Warrior для проекта UV — вот вариант. Имеются машины Warrior, которые не нужны в качестве боевых машин и поэтому их можно использовать для выполнения части требований по UV. Если вы посмотрите на потребности по машине общего назначения UV еще до Афганистана, до 11 сентября 2001 года, то они выполняются за счет сочетания БТР Saxon, БТР FV432 и CVR(T)», — сказал Бэрри.

В соответствии с программой WCSP 65 БМП модернизируются за счет установки 40-мм пушки CTAI и новых башен поставленных Lockheed Martin. Армия намеревается модернизировать дополнительно еще 300 машин.

Райс заметил: «Нам необходимо решить со штабом армии, что мы можем сделать с этими платформами и сколько это будет стоить. Эту работу необходимо проделать, но затраты в этом случае могут легко выйти превысить финансовые рамки проекта UV, например».


БМП Warrior (на снимке — машина канадской армии с родной башней) получит башню от Lockheed Martin, что позволит вести огонь в движении


Новые машины Warrior

По программе WCSP компанией Lockheed Martin модернизируются пять вариантов Warrior: транспортер пехоты, объектовый номер 510; командный пункт 511; эвакуационная машина 512; ремонтная машина 513; и вариант артиллерийского наблюдения 514.

Программа WCSP сосредотачивается на трех основных областях: модернизация летальности (установка пушки CT40 в башню, интеграция огневых и маневренных возможностей); модернизация электронной архитектуры (интеграция средств связи и информационной системы данных, соответствующее улучшение энергоснабжения); и живучесть (повышение защиты башни плюс места крепления на корпусе для модульной брони). Компания Lockheed Martin также устанавливает новую систему охлаждения и перекомпоновывает отделение экипажа.



Опытный образец БМП Warrior, изготовленный в рамках программы WCSP (слева, на выставке DSEi 2011)


Компания Lockheed уже имеет одну машину по снижению риска «Minus 1» из предконкурсного этапа программы WCSP, которую до сих пор используют для испытаний. Вторая машина под обозначением «Unit Zero», не прошедшая квалификацию, но полностью функциональная, будет принимать участие в официальных испытаниях по снижению рисков.

Компания далее изготовит 11 предсерийных машин для ресурсных испытаний во всех вариантах: шесть 510, две 511 и по одной 512, 513 и 514.


Видео краткого обзора программы продления срока службы БМП Warrior

Далее в соответствии с производственной частью контракта предусматривается модернизация до 380 машин. Все они пройдут общую модернизацию своих электрических систем и систем жизнеобеспечения, на 250 машин будет установлена новая башня. В армии надеются модернизировать все 643 машины.

Компания Lockheed Martin завершила анализ проекта и архитектуры систем в ноябре 2012 года.

С тех пор компания провела еще один анализ программного обеспечения системы управления платформой и увеличила число работающих над проектом с 35 до 130 человек. В настоящее время идет предварительный анализ проекта, а испытания по снижению рисков будут идти весь 2013 год. В данное время (август-сентябрь 2013 года) ведется изготовление, доработка и интеграция машины Unit Zero с целью подготовки стрельб в ручном режиме назначенных на начало 2014 года. После завершения проектирования и отработки функциональности начнется изготовление 11 предсерийных машин с намеченными на 2015 год ходовыми испытаниями. Производство начнется в 2016 году, а начальная партия машин будет готова для принятия на вооружение в 2018 году.

Те из БМП Warrior, которые не получат новую башню, получат обозначение ABSV. Они будут выполнять медицинские, ремонтно-эвакуационные задачи, будут служить в качестве командного пункта и БТР. Как ожидается, будет выделено примерно 100 БМП на эти варианты, но программа пока находится на стадии концепции, и пока не ясно, как она будет развиваться. Это зависит от прогресса программы по Scout, которая заменит машины серии FV430.

Наследие неотложных оперативных требований

Впрочем, программы по модернизации и новым машинам являются, возможно, наименьшими из проблем министерства обороны. Начиная примерно с 2005-2006 годов, когда начались атаки повстанцев на войска НАТО в Афганистане, возникла острая необходимость в большем числе машин защищенных от СВУ и мин. После чего британская армия начала бессистемную закупку машин по неотложным требованиям и внедрила в эксплуатацию восемь новых типов машин в многочисленных вариантах.

И вот теперь предстоит сложная задача: внедрить их в основной парк машин, чтобы создать новые адаптируемые силы быстрого реагирования, определенные в стратегии развития армии «Force — 2020».

«Главное здесь: кто будет пользователями этих бронированных машин? Имеется три бронетанковых бригады со всей своим боевым и материальным обеспечением и имеется три адаптируемых силовых бригады с легкими разведывательными батальонами защищенной мобильности. Есть ли у нас уверенность, что планы и фонды, доступные для бронированных машин до 2020 года, воплотятся в реальные поставки? Вот в чем вопрос», — сказал Бэрри.

Представитель минобороны сообщил, что «в настоящее время ведутся работы над внедрением всех машин, выпущенных по неотложным требованиям, в основной парк армейских машин. Большая часть этой работы чувствительна с коммерческой точки зрения и поэтому было бы неправильным давать по этому поводу дополнительные комментарии».

Генерал-лейтенант Крис Деврел, глава отдела наземных систем в Управлении оборонного снабжения, заявил, что все «неотложные» машины будут внедрены в основной парк в соответствии с разработанной стратегией. По всей видимости, к настоящему моменту все машины Pinzgauer Vector уже сняты с вооружения, и, возможно, это прецедент для всех оставшихся типов.

В качестве промежуточной меры и с целью замены Snatch Land Rover в 2007 — 2009 годах в эксплуатацию были введены 196 легких бронированных машин Pinzgauer Vector 6x6 общей стоимостью 40 миллионов фунтов. Далее размещение новых заказов было приостановлено, поскольку машины Vector как выяснилось, не имели достаточной защиты командира и водителя в передней кабине и фактически были заменены машинами Mastiff MRAP. Машины не эксплуатировались некоторое время и, как уже сказано, были сняты с вооружения.



Машина FV432 с разных ракурсов. Она останется на вооружении британской армии до середины 20-х годов



Легкий танк FV430 в варианте Mk 3 Bulldog


Большая часть машин FV430 также была выведена из эксплуатации, но вариант 432 продолжает нести службу. Начиная с 2006 года, Управление военного снабжения минобороны поставило 124 модернизированные машины в варианте FV430 Mk 3 Bulldog общей стоимостью 184 миллиона фунтов, что позволит FV432 остаться в войсках до середины 20-х годов. Это стало частью программы по замене машин Snatch Land Rover на колесные Pinzgauer Vector и Mastiff и гусеничные FV432. Новые варианты Bulldog позволят выполнять более широкий круг задач, тем самым освободив БМП Warrior для более сложной боевой работы.

Основное вооружение

По всей видимости, были приняты решения по оставшимся машинам, но пока не определены мероприятия по обеспечению этого процесса. Что точно известно из отредактированного документа «Трансформация британской армии 2020», изданного в июле 2013 года, так это то, что основной машиной трех регулярных легких разведывательных полков станет Supacat Jackal, хотя эта машина имеет защиту только от мин и СВУ. Ожидается также, что легкий защищенный патрульный автомобиль Foxhound LPPV (light protected patrol vehicle) будет применяться для выполнения универсальных мобильных задач и шесть батальонов новых адаптируемых сил получат эту модель.



Автомобиль Supacat Jackal 4x4 защищен только от подрывов на минах и СВУ


Компании Supacat и Babcock Marine поставили машины Jackal 4x4 дальнего патрулирования, поступившие в войска в 2008-2009 годах, вариант боевого обеспечения Coyote 6x6 в 2009-2010 годах, и модернизированные машины Jackal 2 и 2a в 2009-2010 годах. Они заслужили популярность в войсках специального назначения: там эксплуатируются свыше 300 Jackal 1, 76 машин Coyote и более 300 машин Jackal 2.



Foxhound LPPV имеет улучшенную защиту от СВУ. Эта машина заменила Snatch Land Rover


Самый последний контракт стоимостью 46 миллионов фунтов на 51 машину Foxhound LPPV 4x4 с V-образным корпусом был выдан министерством обороны в ноябре 2012 года. Таким образом, всего заказано 376 таких машин, и 196 уже поступили в войска. Машина Foxhound предназначена для замены Snatch Land Rover, она была выбрана в сентябре 2010 года и изготавливается компаниями Force Protection (в настоящее время General Dynamics Land Systems) и Ricardo. На машине установлен дизельный двигатель Steyr-Daimler-Puch объемом 3,2 л, электронная архитектура от Thales UK, броня от QinetiQ и отделение экипажа от Formaplex. Машина Foxhound стоит на вооружении в Афганистане, начиная с 2012 года.

В уточненном варианте «Трансформации британской армии 2020» также заявлено, что машины Mastiff и Wolfhound будут задействованы в тяжелых мотопехотных батальонах. Первая машина Mastiff 6x6 MRAP поступила в войска в 2007 году, в Афганистане свою службу она начала в апреле 2009 года. Машины были изготовлены в США (где получили имя Cougar) компанией Force Protection и доработаны компанией NP Aerospace по британским спецификациям. Всего в войска было поставлено 407 машин. Поставка варианта Ridgeback 4x4 MRAP началась в середине 2008 года, всего 177 этих машин было поставлено в войска.


Машина Wolfhound TSV (tactical support vehicle) от компании Integrated Survivability Technologies


Совместное предприятие компаний NP Aerospace и Force Protection, Integrated Survivability Technologies, получило первый контракт в 2009 году на поставку 97 машин тактической поддержки Wolfhound TSV (tactical support vehicle). Этот заказ был позднее увеличен, и всего было поставлено 125 машин TSV, включая 81 вариант общего назначения, 39 машин обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов и пять машин транспортировки служебных собак. Также в этот период была изготовлена и поставлена в армию компанией BAE Systems 401 машина управления и разведки Panther CLV (command and liaison vehicle). Эти машины базируются на универсальной машине Iveco, там они заменили некоторое количество командирских машин из семейства CVR(T).

Компания ST Kinetics изготовила 115 сочлененных внедорожников Warthog для Великобритании в 2010 году, все они были поставлены в британскую армию в 2011 году. Они были заказаны с целью замены шведских BvS 10 Viking. Однако не ясно, будут ли размещены новые заказы, поскольку машины Viking ожидает модернизация.


Сочлененный бронетранспортер Warthog от компании ST Kinetics


Машины Viking были изготовлены шведской компанией BAE Systems Hägglunds для королевской морской пехоты. После службы в Афганистане они представляют собой смешение всевозможных стандартов, поскольку с целью повышения противоминной защиты проводились многочисленные модернизации в соответствии с различными неотложными требованиями. Необходимо восстановить их плавучесть, также внести изменения в защиту и полезную грузоподъемность и снизить логистические требования. В сентябре 2012 года правительство дало согласие на модернизацию 99 машин стоимостью 38 миллионов фунтов, которая должна завершиться к концу 2014 года.

Компания BAE Systems уже модернизировала 58 машин CVR(T) до стандарта Mk 2, все они были поставлены в 2012 году. На корпус машин FV103 Spartan установили башни Scimitar с пушкой Rarden 30 мм, а также дополнительные комплекты бронирования для защиты от СВУ. Были установлены силовые блоки повышенной мощности, чтобы машина сохранила маневренность несмотря на повышение массы с 8 тонн до 12,5 тонн.


Боевая разведывательная машина серии CVR(T) Mk 2 с башней Scimitar Mk 2


Много работы еще нужно сделать, но если на обновление парка бронированных машин выделено фактически 10 миллиардов фунтов стерлингов на десять лет, то армия при наличии таких средств и твердого стремления безусловно обязана довести свои возможности до стандартов, определенных документом «Трансформация британской армии 2020».
Краткий обзор программы продления срока службы БМП Warrior c моими субтитрами
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 декабря 2013 12:14
    Интересная статья, автору + good
  2. AVV
    +1
    18 декабря 2013 12:25
    При тотальном сокращении военных бюджетов,хочется иметь и хорошую систему и не дорогую,а это не всегда получается!Так ,что задача ,для военных ведомств не самая простая!!!А мы понаблюдаем,что из этого получится!!!
  3. +1
    18 декабря 2013 13:08
    Новый Шакал - теперь хоронить ребят вдвое проще!
  4. +1
    18 декабря 2013 13:17
    БМП Warrior и Foxhound LPPV - интересные машины Причём интересной особенностью Warrior является 40мм автомат!и 0 плавучесть! + не плохая защищённость и заднее расположение десантного отделения (в пику нашей БМП-3
  5. Rex
    +2
    18 декабря 2013 13:54
    Из всей статьи обратил внимание на 2 пункта:
    их понимание лёгких машин (до 30 тн)
    и "машине поддержки бронетанковых групп" - жаль нет информации
  6. +1
    18 декабря 2013 16:42
    Все печально у бывшей Великой Британии.
  7. ko88
    0
    18 декабря 2013 18:17
    думаю нам тоже нужно модернизировать бмп,смущают задние дверци с которых десант покидает машину.
  8. 0
    18 декабря 2013 18:44
    При нынешней развитости космической разведки и беспилотников, на кой нужны еще и бронированные разведывательные машины?
    1. Rex
      0
      18 декабря 2013 21:16
      По той причине, что технологи в кинои преувеличены раз в 100
  9. 0
    18 декабря 2013 23:44
    Нда, такое ощущение что британия живет по времени ВОВ, БТР и БМП реплики немецких механизмов. а шакал за гранью добра и зла..этож надо такое сделать. они когда воюют гдето.. то там дождь не идет, холодов нет. песчаных бурь не бывает не говоря уже о снегопаде ,погоде за крепкий минус, и снежных вьюгах?Атлична так держать!Особенно понравилось заявление о великолепной проходимости, а фото хоть одно! где данный агрегат в колее , болоте, другом слабонесущем грунте? где они ?Как обычно с буржуйской техникой.. их нет, а потом читаем в статьях вероятных противников (как в статье о испытаниях т72, т80 в швеции) что проходимость образцов противника превзошла ожидаемую, да особо радует отсутствие хоть какой нибудь броневой защиты персонала в принципе..Так держать английские "товарищи"-" у короля много"не жалко.. Надеюсь в нынешнем МО РФ не найдется подражателей британских традиций.
  10. дядька Яр
    +1
    19 декабря 2013 05:13
    Ух. какой страшный! :) Особенно, если учитывать, что эти наглосаксы всегда воюют чужими руками...даже не знаю, зачем она им? наверно, будут гонять арабов по пустыне!!