Военно-транспортный самолёт Airbus A400M

33
Airbus A400M — это современный турбовинтовой четырехмоторный военно-транспортный самолет, который производится корпорацией Airbus Military. Предполагается, что появится также гражданская версия машины. Первый экземпляр A400M был показан в Севилье 26 июня 2008 года. Первый полет самолета состоялся 11 декабря 2009 года. В планах компании выход на выпуск 30 самолетов в год. Первые серийные военно-транспортные самолеты Airbus A400M должны быть переданы ВВС Франции.

Всего по состоянию на март 2013 года было заказано 174 самолета данного типа. Из них для ВВС Германии предназначено 53 самолета, для ВВС Франции — 50 машин, для Испании — 27 и для Великобритании — 22. Помимо этого, самолет был заказан для нужд ВВС Бельгии, Турции, Люксембурга и Малайзии. В прессе также появлялась информация об интересе к самолету казахских военных, которые хотели приобрести 2 самолета. Первоначально количество заказанных машин превышало 200, но затем Италия вышла из этого проекта, и количество заказанных самолетов сократилось.

Соглашение по разработке единого европейского военно-транспортного самолета было подписано более 30 лет назад — еще в 1982 году, однако из-за возникших разногласий между странами-участницами и компаниями-производителями проект на время был отложен. В 2003 году Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Турция и Франция подписали совместное соглашение о приобретении у компании EADS 212 военно-транспортных самолетов А400М.

Военно-транспортный самолёт Airbus A400M

Стоимость воплощения проекта создания нового военно-транспортного самолета в жизнь составила 20 млрд. евро. При этом концерн запросил у 7 европейских стран-покупателей дополнительно 5 млрд. евро на окончание работ по созданию А400М. Первый полет нового самолета был запланирован на январь 2008 года, а ввести самолет в эксплуатацию планировалось в 2009 году. Однако дата первого полета первоначально была перенесена на июль, а затем и на сентябрь 2008 года. Уже в сентябре представители компании разработчика объявили о задержке первого полета машины на неопределенный срок, до того момента как будут полностью доработаны двигатели. В итоге машина поднялась в воздух с большим опозданием — в самом конце 2009 года.

В 2013 году первые серийные самолеты начали поступать на вооружение французских ВВС. Поставки самолетов начались в 3 квартале 2013 года. Интересно, что компания Airbus Military совместно с другими участниками проекта — компаниями Flabel (Бельгия) и Turkish Aerospace Industries (Турция) — пришла к выводу о том, что в эпоху ограничения военных бюджетов и других расходов любой военный самолет должен выполнять сразу несколько различных задач. В дополнение к своей основной транспортной функции новый европейский самолет с самого начала создавался и как воздушный танкер. Таким образом, он не просто заменить военно-транспортные самолеты С-130, но и сможет осуществлять воздушную заправку других летательных аппаратов еще более эффективно.


Главным образом новый широкофюзеляжный военно-транспортный самолет (ВТС) Airbus A400M предназначен для замены устаревших самолетов С-130 и С-160 первых модификаций в странах Европы — членах военного блока НАТО. Самолет создается в рамках программы FLA (Future Large Aircraft) в широкой европейской кооперации. По замыслу создателей, новый самолет должен обеспечивать переброску войск и различных грузов, их десантированием посадочным или парашютным способом в любое время суток, в любых погодных условиях. Самолет может использоваться в том числе и с неподготовленных ВПП, даже грунтовых. Самолет должен был выполнять полеты на достаточно высокой дозвуковой скорости, в том числе в составе группы и на малых высотах. Предусматривается бронирование кабины экипажа и всех жизненно важных систем самолета. В качестве средств защиты предусмотрена установка на 4 подкрыльевых пилона контейнеров системы РЭБ, также пилоны могут предназначаться для установки на них специальных подвесных устройств для заправки самолетов в воздухе.

По оценкам разработчиков, срок службы ВТС Airbus A400M должен составить не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур простирается от +50 до –50 градусов Цельсия. Все системы и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета должны быть объединены мультиплексной шиной распределения данных (стандарт 1553 В). Новый военно-транспортный самолет — это широкофюзеляжный моноплан, обладающий высокорасположенным крылом, хвостовым оперением, имеющим Т-образную форму и грузовой рампой, расположенной в задней части фюзеляжа машины. В конструкции самолета широко используются современные композиционные материалы и различные агрегаты и узлы модульного типа.


В состав силовой установки самолета планировалось включить 4 турбовинтовых двигателя, обладающих мощностью не менее 13 тысяч л.с. каждый. В роли основного рассматривался вариант перспективного авиационного двигателя TP400-D1 M88, который является совместной разработкой компании MTU (ФРГ), SNECMA (Франция), ITP (Испания) и «Фиат авиа» (Италия). Двигатель создавался на базе газогенератора двухконтурного турбореактивного двигателя М88, который используется на современных французских тактических истребителях «Рафаль». В начале 2000 года компании — участники проекта договорились о создании нового предприятия — TIP (Turboprop International), главной задачей которого стала разработка, доведение до ума и серийное производство двигателей TP400-D1 M88. Впоследствии в качестве основного был выбран двигатель TP400-D6, обладающий мощностью в 11 тысяч л.с. Использование данных двигателей позволяет добиться заданных тактико-технических характеристик машины.

Планируемый состав БРЭО Airbus A400M будет состоять из современной РЛС, высокоточной системы навигации и перспективных средств отображения информации в кабине пилотов («стеклянная кабина»). Предполагается установка аппаратуры отображения информации на лобовом стекле кабины пилотов, а также различных многофункциональных цветных индикаторов. Также планируется наличие системы встроенного контроля, которая, по мнению создателей самолета, сможет значительно уменьшить нагрузку на экипаж машины и сократить его всего до 2-х человек.


Объем грузового отделения ВТС A400M составит порядка 340 м3, что практически в два раза больше, чем у используемых в Европе самолетов аналогичного назначения. Такие размеры позволят разместить в грузовой кабине все основные типы вооружений и боевой техники, не проводя их предварительной разборки, включая вертолеты А.129, АН-64, «Тигр», HNH-90, артиллерийские установки, в том числе и 203-мм гаубицы M110A, бронетранспортеры и реактивные системы залпового огня. Максимальная грузоподъемность самолета составляет 37 тонн.

По расчетам создателей нового ВТС, перспективная машина будет обладать улучшенными эксплуатационными характеристиками и высокой боевой эффективностью в сравнении с существующими на данный момент военно-транспортными самолетами тактического назначения. Благодаря усовершенствованной конструкции шасси и своим взлетно-посадочным характеристикам новый самолет сможет выполнять взлет/посадку даже с неподготовленных грунтовых площадок длиной до 900 метров, а также выполнять маневры с небольшим радиусом разворота. Также на базе А-400М планируется разработать вариант транспортно-заправочного самолета, обладающего несколькими точками заправки. Разработчики считают, что, имея на борту до 41 тонны отдаваемого топлива, самолет сможет вести патрулирование в течение 3 часов на удалении порядка 900 км от аэродрома своего базирования.


26 июня 2008 года в небольшом городке Сан-Пабло, расположенном недалеко от Севильи, в Испании на авиационном заводе CASA, который входит в состав EADS, прошла церемония выкатки первого прототипа среднего ВТС Airbus A400M. Компоненты самолета изготавливаются на территории Германии, Великобритании, Франции, Турции, ЮАР, а конечная сборка производится в Испании. В перспективах EADS построит порядка 400 самолетов данного типа. На торжественном мероприятии по случаю показа первого собранного самолета присутствовал испанский король Хуан Карлос I.

Летно-технические характеристики A400M:
Габариты: размах крыла — 42,40 м, длина — 45,1 м, высота — 14,7 м, площадь крыла — 221,5 м2.
Масса самолета максимальная взлетная — 141 000 кг, масса пустого — 70 000 кг.
Силовая установка — 4 ТВД Europrop International TP400-D6 мощностью 4х11000 л.с.
Крейсерская скорость — 780 км/ч.
Практический потолок — 11 280 м.
Практическая дальность полета — 7 220 км.
Перегоночная дальность — 9260 км.
Экипаж — 2-3 чел.
Полезная нагрузка — до 37 0000 кг груза или 41 000 кг топлива, до 120 солдат-десантников или 66 носилок с ранеными плюс сопровождающие.

Источники информации:
http://airspot.ru/catalogue/item/airbus-a400m-fla
http://bastion-karpenko.ru/a400m
http://www.arms-expo.ru/053049049048124051050048050054.html
http://thebrigade.thechive.com/2013/12/15/a400m-atlas-in-high-res-48-hq-photos (фото)





















33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 декабря 2013 08:59
    Что-то там на вчерашней пресс-конференции Янукович говорил о испытаниях и производстве Ан-70, не знаю насколько это найдет воплощение в жизнь
  2. +4
    18 декабря 2013 09:56
    доводить Ан-70 до серии беспереспективно, нету рынка сбыта. гейропе он не нужен, а Россия не рискнёт покупать на Украине. сегодня дружим, завтра нет. жаль а самолётик очень даже хороший.
    1. 0
      18 декабря 2013 10:43
      Цитата: ядро
      доводить Ан-70 до серии беспереспективно, нету рынка сбыта. гейропе он не нужен, а Россия не рискнёт покупать на Украине. сегодня дружим, завтра нет. жаль а самолётик очень даже хороший.

      Ан-70 был в серии. Нужна только модернизация.
      Речь шла о Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями.
      Меня последнее время (после полета Эрбас А 380-800) интересовало: возможен был пассажирский вариант "Мрии", если бы СССР сохранилось?
      1. +5
        18 декабря 2013 11:09
        Цитата: вася
        возможен был пассажирский вариант "Мрии", если бы СССР сохранилось?

        Вряд ли. Уж больно специфический самолет. Вот пассажирский вариант Ил-96-400 - это да, он мог состояться. Фрегат-Экоджет может быть состоится, но .... Наша авиапромышленность в глубочайшем кризисе.
        1. 0
          18 декабря 2013 12:57
          Сергей приветствую! Очень давно Вас не было слышно. А вообще осталась ли наша гражданская авиапромышленность? Знаете как фото с какого-нибудь завода посмотришь, можно фильм-апокалипсис снимать без всяких декораций. Увы.
          1. +4
            18 декабря 2013 14:56
            Цитата: SrgSoap
            Знаете как фото с какого-нибудь завода посмотришь, можно фильм-апокалипсис снимать без всяких декораций. Увы

            Вы фотографии смотрите, а я по этим заводам езжу, в командировки. Уже более 30 лет... Последние 15 лет впечатления... сами понимаете какие.
      2. 0
        18 декабря 2013 14:43
        в какой серии он был? два испытательных экземпляра? и два для мин. обороны Украины, и то не факт .
    2. Akim
      +2
      18 декабря 2013 11:19
      Цитата: ядро
      доводить Ан-70 до серии беспереспективно, нету рынка

      Рынки есть. И в Азии и в Африке и в Южной Америке. Но проект совместный и Россия пока него не выходит.
      1. AVV
        +2
        18 декабря 2013 11:45
        Но производство Ан-70 будет запущено,только когда на Украине будет стабилизирована обстановка,кто захочет рисковать вложениями!!!Украина говорит России давайте работать вместе,но наш выбор остается прежним -Евроинтеграция!!! Это все равно ,что невеста жениху говорит,дорогой давай распишемся в ЗАГсе,а свою первую брачную ночь и последующие у меня будут с твоим другом!Ты не возражаешь???
      2. 0
        18 декабря 2013 15:03
        Китай строит свой самолёт, индия совместно с Россией ведёт разработку. остальные рынки микроскопичны, на один два самолёта. у некоторых стран азии вся армия поместится в этот самолёт. soldier
        1. +1
          18 декабря 2013 15:21
          Цитата: ядро
          индия совместно с Россией ведёт разработку.

          Индусы сами, скорее всего, самолет построят. ОАК только разговорами занимается, да продает уже готовые разработки.
          1. 0
            18 декабря 2013 16:18
            но факт, индусам украинский ан-70 не нужен, без лицензии на производство и за такие деньги.
            1. Akim
              +2
              18 декабря 2013 16:30
              Цитата: ядро
              и за такие деньги

              По прайсу, он в 1,5 раза дешевле Бусика.
              1. +2
                18 декабря 2013 16:43
                Заказывать кто будет? Даже если цена ниже. Да и авионику кто поставит? ЭДСУ и САУ российские...
                1. Akim
                  +2
                  18 декабря 2013 18:50
                  Цитата: ССИ
                  Да и авионику кто поставит? ЭДСУ и САУ российские..

                  Вот, поэтому это пока не реально. А400М тоже не весь из себя хвранцуз, но комплектующие поставляются. Что мешает России, даже если она выйдет из проекта, поставлять свои детальки на самолет себе же в выгоду. Вы же сами Сергей критиковали С/Дж. Но тем не менее там много не отечественных комплектующих, а его пиарят, как российский самолет.
                  1. +2
                    18 декабря 2013 19:18
                    Цитата: Akim
                    Вы же сами Сергей критиковали С/Дж.

                    И буду критиковать. Ан-70 очень приличная машина, очень приличная и со своей нишей, но... Кризис, понимаете. МО два транспортника не потянет, Ил-476 расхваливается как НОВЫЙ российский самолет (хоть это глубокая модернизация Ил-76), ведутся игры с Ил-112, который вроде тоже нужен нашим военным, но будут его строить или нет - это вопрос. ОАК очень странная контора, странная. Именно поэтому, я считаю, что Ан-70 не будет, хотя очень жаль, очень.
                    1. Akim
                      +1
                      18 декабря 2013 20:15
                      Цитата: ССИ
                      ведутся игры с Ил-112,

                      Кстати, на Ил-112В может стоять украинский двигатель
                      http://boguslayev.com.ua/news/312-Legkiy-voenno-transportnyiy-samolet-Il-112V-mo

                      zhet-byit-osnaschen-razrabatyivaemyim-v-Zaporozhe-turbovintovyim-dvigatelem-povy

                      ishennoy-moschnosti.html

                      Что до российских ВТА. Слово ваших военных имеет все больше вес. А Шаманов хочет Ан-70.
                      1. 0
                        18 декабря 2013 20:21
                        Цитата: Akim
                        Кстати, на Ил-112В может стоять украинский двигатель

                        Под Питером на фирме Климов построили мотор ТВ7-117В. Его и планируется на Ил-112 ставить. Как-то так.
              2. 0
                18 декабря 2013 19:04
                по прайсу цена как у си-130
  3. Vld
    Vld
    +2
    18 декабря 2013 10:41
    В феврале должны закончиться гос испытания Ан-70, тогда Россия и примет решение по этому проекту плюс что-то должно измениться во внешней политике. Я думаю несколько самолетов может заказать и сама Украина..
  4. 0
    18 декабря 2013 11:37
    Интересно было бы сравнить А400 с АН70, С17, Ил76 и не только по грузоподъемности, а и по экономической эффективности, сервису, затратах на обслуживание. В Руслане экипаж 2 летчика, плюс еще 4 человека бортинженеры, механики, радисты, штурманы. Это не считая тех, кто работает с грузом. У эйрбаса только 2 летчика. Уже на этом экономия. А дальше стоимость обслуживания, читал, что Ан124 значительно дороже в сервисе, чем С5.
    1. sapran
      0
      18 декабря 2013 11:43
      интересное предложение. Но его уже не однократно проводили...
      За исключением цены и времени А400 очень достойная машина. Хотя общаясь с помощником немецкого военного атташе было высказано туча претензий к французам (цена, сроки, характеристики) звучит смешно но он высказался крайне негативно о разрыве кооперации с Антоновым в ползу А-400 ( у них возникли серьезные проблемы с логистикой при вводе войск в Афганистан)
    2. +6
      18 декабря 2013 11:44
      Цитата: sevtrash
      У эйрбаса только 2 летчика.

      Вы сами перечислили кабинный экипаж. Не может самолет ВТА обходится только двумя пилотами, не может. Кто будет отвечать за погрузку, крепление грузов и т.д.? Согласен, что без штурманов можно обойтись, но как быть без инженера-механика при посадке на необорудованных аэродромах?
      1. sapran
        +1
        18 декабря 2013 11:52
        Не подскажите на Ан-72 там 2 или 4 членов экипажа? а то на память приходит 2 , а прочитав вашь пост задумался об инженере... На Ан-178 экипаж 2 человека (пока)
        1. +2
          18 декабря 2013 11:57
          Это только летный экипаж - 2 человека. У граждан экипаж меняет самолет как перчатки. Да и сами экипажи формируются перед отлетом, что летный, что кабинный (стюардессы и стюарды). У военных - самолет и экипаж закреплены, во всяком случае у нас. Летный экипаж - это летный экипаж, но кто-то должен и за исправность самолета отвечать....
        2. 0
          18 декабря 2013 13:13
          Цитата: sapran
          Не подскажите на Ан-72 там 2 или 4 членов экипажа? а то на память приходит 2 , а прочитав вашь пост задумался об инженере...

          На сайте антоновцев указано 3 человека, к 2 пилотам еще бортинженер. В англо-русско-украинских википедиях - 3-5.
          Думаю, антоновцам виднее.
      2. vtur
        0
        21 декабря 2013 10:25
        Цитата: ССИ
        Не может самолет ВТА обходится только двумя пилотами,

        Вот интересный фильмик про C-130 на лыжах:
        http://www.youtube.com/watch?v=nT-R_zX7Yyw
        Lockheed LC-130 Skibirds Mighty Planes Full Episode
        В каком кол-ве экипаж летает на выполнение миссий и сколько самолетов для этого нужно; как героически преодолевают трудности и т.д. Люди, близкие к транспортной авиации с удивлением приподымут брови в некоторых моментах...
  5. +3
    18 декабря 2013 13:13
    Немного не про самолет: Понравились фотографии, где турбуленция с винтов и законцовок. Фотографу большой зачет. Очень красиво и наглядно.
    good
    1. Algor73
      +1
      18 декабря 2013 19:32
      Это не фото. Это кадр из рапид-съемки (ускоренной съемки).
      1. 0
        19 декабря 2013 10:05
        Да хоть акварель или дагерротип на асфальте. Все равно, очень наглядное изображение такого явления.
        hi
  6. 0
    18 декабря 2013 20:13
    Хорош аппарат для НАТО. Насколько наивны и беспочвенны были потуги властей Украины протолкнуть вместо него Ан-70. У чужих покупать бы не стали, даже если бы Ан-70 был не хуже, при том, что наверняка дешевле feel
    1. +4
      18 декабря 2013 20:24
      Цитата: xomaNN
      Хорош аппарат для НАТО. Насколько наивны и беспочвенны были потуги властей Украины протолкнуть вместо него Ан-70

      А-400М - это Ан-70. Украинцы в 90-х совместно с Аэрбасом собирались строить этот самолет, но европейцы, получив разработки с Украины, просто украинцев кинули....
      1. алекс 241
        +3
        18 декабря 2013 20:33
        Привет Сереж.Сегодня существует несколько версий на сей счет.

        Первая: «В Германию были командированы украинские специалисты, которым руководство АНТК еще и приплачивало хорошие деньги, за то чтобы они выложили всю идеологию и все возможности Ан-70».

        Вторая: «История «сотрудничества» Украины с европейскими странами по проекту этого самолета стала, пожалуй, самой блестящей из известных операцией разведок европейских стран против Украины в плане технического шпионажа».

        Третья: «Во время тендера часть чертежей на «Ан-70» перекочевала на Запад: то ли их украли, то ли продали, то ли в предвкушении победы сами открыли слишком много информации».

        Четвертая: «В ходе всей этой работы Ан-70 продолжал оставаться секретным самолетом, ключевая информация по которому не раскрывалась. То есть, конечно, при рассмотрении тех или иных пунктов ЕШТ приходилось отвечать на вопрос, сможет самолет на базе Ан-70 выполнить данное требование или нет. Однако способы достижения конкретных характеристик не раскрывались, методики расчетов не показывались, детали конструкции не обсуждались, техническая документация не передавалась».

        Пятая: На пресс-конференции Airbus Militari на авиасалоне ILA2000 президент корпорации Ричард Томпсон сказал: «Могу вас заверить, что полученная нами информация никоим образом не была использована в нашем проекте и не оказала на него никакого влияния».

        Шестая: «Президент ПО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев в ходе международной выставки «Двигатели-2012» заявил, что мы «двадцать лет в кооперации с Россией вымучиваем транспортный Ан-70. За это время в Европе сделали клон с точностью до сантиметра — самолёт А400М. К счастью, двигатель им скопировать не удалось. Поэтому французская машина не дотягивает до заявленных характеристик и поднимает груз на 10 тонн меньше».

        Как бы там ни было, но на авиакосмическом салоне Le Bourget-13 Ан-70 и А400М внешне выглядели как близнецы-братья. Если поставить их рядом, то обыватель мог бы различить эти самолеты разве только по окраске. Как в шутку заметил один фотолюбитель, что даже при простом наложении слайдов их очертания совпадают. Да и демонстрационные полеты были похожими.
        1. +2
          18 декабря 2013 20:40
          Привет, Саша! Вот и встретились! Да уж история темная, но европейцы таких машин до Ан-70 не делали.
          1. алекс 241
            0
            18 декабря 2013 20:45
            Сереж на ум приходит только американский С-130,и руководство арбузников заявило ,что будет препятствывать продвижению Ан-70.
            1. +1
              18 декабря 2013 20:51
              Не будут наши его строить. У нас ни одного заказа на его авионику нет, даже на следующий год.
              1. алекс 241
                +2
                18 декабря 2013 20:58
                По этому поводу Сереж,кто то собирается сотрудничать с Украиной по этой теме,но кто не разглашается.
  7. Алексей Приказчиков
    0
    18 декабря 2013 20:36
    Когда ни будь и в РФ будет так же красиво. Надеюсь...
  8. ramsi
    +1
    18 декабря 2013 21:00
    кто бы вот доходчиво объяснил преимущество турбовинтового двигателя перед реактивным... Нет, ну с вертолётом понятно, а в самолётном исполнении - такой ли уж смысл?
    1. +2
      18 декабря 2013 21:07
      Топливо, турбопроп экономичнее реактивного. Большая скорость не нужна, не боится загрязненных полос....
      1. алекс 241
        +1
        18 декабря 2013 21:29
        .........................................................................
        1. +1
          18 декабря 2013 21:37
          Надеюсь, спрашивавший о достоинствах, будет удовлетворен...
          1. ramsi
            0
            18 декабря 2013 22:08
            так нет, ни фига не понял. В плане скорости - 700км/ч - видимо естественный предел, и большая будет в ущерб экономичности (хотя и 700 тоже); в плане полёта - реактивный явно обтекаемее на всех скоростях; стартануть с места - вот может быть, единственное преимущество по длине разбега и грузоподъёмности?..
  9. fedorovith
    +2
    18 декабря 2013 21:20
    Ни сколько не удивляет и не удивит продажность наших крахоборов.
  10. Beiderlei
    0
    7 января 2015 17:07
    Мой любимый!!!!!!!!!!!!!
  11. 0
    11 мая 2015 07:25
    Разбился 9 мая 2015 года!-)) В день победы над Гитлеровцами!-)) Как драматично, и как урок НАТОвцам.