Первую отечественную АПЛ планируют сделать музеем

Первую отечественную АПЛ планируют сделать музеем


На заводе "Севмаш" отметили юбилей первой советской атомной подлодки. Субмарина под названием "Ленинский комсомол" вступила в строй 55 лет назад. И вскоре она стала первой в мире подводной лодкой, достигнувшей Северного полюса. Атомоход вывели из состава флота в 91-м. Тогда же планировалось сделать на его основе музей. Однако деньги на это нашлись только сейчас.

Уникальные архивные кадры, совершенно секретные, сняты в те времена, когда о том, что на самом деле строят в Северодвинске, мало кто знал. "Ленинский комсомол"- первая атомная подводная лодка страны во всей красе. Спуск на воду. Это был 1957 год. Акт передачи подпишут через год, 17 декабря. А строили "Ленинский комсомол" в 42-м цехе "Севмаша", о чем имеется запись на памятной доске.


Некогда самый секретный цех Советского Союза. Здесь давали жизнь самым смелым и передовым идеям. Первый атомный реактор появился в этих стенах. "В 1954-м был "Наутилус", мы сразу же начали строить свою лодку, которая по всем показателям его обгоняла: и по глубине, по скорости", — рассказывает Радий Шмаков, главный конструктор АПЛ первого и второго поколений. — На этом стапельном месте строился "Ленинский Комсомол" и вся серия из семнадцати лодок".

Когда в 1962 году "Ленинский комсомол" дошел до Северного полюса, став первой АПЛ, достигшей "макушки" Земли. Это означало, что отныне советские ракеты долетят куда угодно. "Лодка была вооружена большой торпедой с ядерным зарядом, который предложил Сахаров Андрей. И эта торпеда была сделана. Эта лодка предназначалась для удара возмездия", — рассказывает Радий Шмаков.

О былых достижениях вспоминали на торжественном вечере инженеры, конструкторы, подводники. Они-то о заслугах страны и оборонной промышленности помнят, а потомки могут и не узнать. Американский "Наутилус" давно превратился в музей. Первая советская АПЛ рискует пойти на металлолом.

"На прошлой неделе я был в Главкомате, где обещали эти деньги через Шойгу достать, — говорит Радий Шмаков. — Если эти деньги нам выделят, если завод это сделает, а чертежи мы все уже выпустили, то лодка будет спущена на воду, и тогда можно говорить о превращении ее в музей". На первоначальном этапе необходимо 50 миллионов рублей. А всего – около полумиллиарда.
Автор: Алина Хусаинова
Первоисточник: http://www.vesti.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. ShturmKGB 18 декабря 2013 12:32
    Как это в лихие годы его на металлолом не пустили? Удивительно...
    1. klimpopov 18 декабря 2013 12:37
      За малым не пустили на лом...
      1. Гражданский 18 декабря 2013 13:41
        Первый авианосец ушел в азию, ладно тут сообразили,
    2. ПВОшник 18 декабря 2013 13:02
      Цитата: ShturmKGB
      Как это в лихие годы его на металлолом не пустили? Удивительно...

      Хоть что то сохраним потомкам, кроме фото.
      ПВОшник
    3. fzr1000 18 декабря 2013 17:18
      Пока что так...
      Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» будет утилизирована до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область). Такое решение было принято в Объединенной судостроительной корпорации в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект — утилизацию опасного судна «Лепсе». Для сохранения лодки, для последующего переоборудования в музей, требуется 50 млн рублей.
  2. Old_Kapitan 18 декабря 2013 12:43
    Слава тебе Господи! Уж и не чаял...
  3. Ариец 18 декабря 2013 12:45
    На такое дело деньги найдутся, общественность поддержит
    а нацелили бы торпеду сахарова на Кремль- и сразу бы деньги нашлись

    Только бы не получилось как подлодкой-музеем во Владивостоке - очень много из оборудования сняли и заменили фотками в рамочках, хотя никто не мешает это всё разместить в отдельном здании
  4. altman 18 декабря 2013 12:48
    Конфисковать деньги у Васильевой и Сердюкова - и на благое дело!!!
    1. данаш я 18 декабря 2013 19:11
      Мечтиать не вредно.Я, вот,калаш изучаю. soldier
      1. одинокий 18 декабря 2013 22:38
        belay только сейчас начали изучать автомат калашникова?
  5. avg 18 декабря 2013 12:48
    Радий Шмаков.
    Чувствуется дитя великой эпохи! good
    avg
    1. Deniska 18 декабря 2013 17:40
      ДА с Радием четко ;)
  6. иваныч47 18 декабря 2013 13:04
    И эта ПЛ и "Мрия" и "Буран", это все свидетели былого величия нашей страны. Пусть молодежь смотрит, в какой стране жили их отцы и деды. Доброе это дело - создать музей легенды советского Военно-морского флота.
  7. shpuntik 18 декабря 2013 13:06
    "На прошлой неделе я был в Главкомате, где обещали эти деньги через Шойгу достать, — говорит Радий Шмаков.

    Хорошо если сделают музей. Но, что-то разговоров много, не один десяток лет. Как бы денег нет, экономическая целесообразность провозглашается. Ну-ну... Может у Сэр-Дюка взять, с подельниками?
    Или у Ромы Абрамовича занять?
    Неплохо бы смотрелся музей под открытым небом, где-нибудь под Усть-Лугой, или Питером. Тогда туристы с Европы могли бы посмотреть на наши достижения, оставить копеечку нам. Было бы неплохо. И не одну лодку, а каждого проекта по одной, на площади в несколько гектар-вот это будет музей. Экскурсия-пару часов, группе выдают одноразовый комплект робы, которую можно забрать на память с собой и так далее.
    При "государственном мЫшлении" можно без труда организовать. Только вот деньги на другое идут. К сожалению.
    shpuntik
    1. Old_Kapitan 18 декабря 2013 13:22
      Как бы денег нет, экономическая целесообразность провозглашается.
      Блин! Да пусть сбор денег объявят - я и из Украины переведу. И уверен - не я один.
  8. avt 18 декабря 2013 13:10
    Дай то Бог!! Еще бы ,,Комvуну" и ,,Сметливого"пр 61 на ЧФ.
    avt
  9. Wedmak 18 декабря 2013 13:15
    Может уже организовать фонд, из которого будут выделятся деньги на подобные музеи? Я так думаю народ поддержит. Еще Акулу надо не резать, а в музей, чай самая большая подлодка в мире.
    1. Deniska 18 декабря 2013 17:42
      боюсь что деньги будут выделяться на очередной музей "Сердюк-Васильевой" recourse
  10. Goodmen 18 декабря 2013 13:15
    Испытываю двойственные чувства (примерно, как в том приколе, когда на новой дорогой иномарке гвоздём нацарапано "В сексе ты лучший"). )))))

    С одной стороны правильное решение. Нужно первую АПЛ отреставрировать и в музей превратить. Понимаю важность такого действия и поддерживаю.
    С другой стороны, 0,5 млрд - мне кажется многовато для такого музея. Есть вроде другие вопросы, которые можно решать. Да пусть не разбежишься на такие деньги в глобальных масштабах, но точечно можно.

    Зато есть чёткое понимание того, что значительную часть денег обязательно скрысят при любом раскладе)))))
  11. sub307 18 декабря 2013 13:20
    Ну наконец: "родила Маша!". Замечатедьное известие!
  12. ShadowCat 18 декабря 2013 13:31
    Новость то хорошая, но что там с уже имеющимся подлодкой-музеем в Москве(если я не ошибаюсь)? Вопрос решили с закрытием или нет?
  13. Old_Kapitan 18 декабря 2013 13:33
    "Лодка была вооружена большой торпедой с ядерным зарядом, который предложил Сахаров Андрей. И эта торпеда была сделана. Эта лодка предназначалась для удара возмездия", — рассказывает Радий Шмаков.
    Блин, таки вкралась ложка дегтя! Не было такой торпеды и 627-й никогда ею не вооружался - отказались в 1954-м на стадии чертежей! И не верю я, что это Шмаков сказал. Значит мадам Хусаинова напутала.
  14. alexbg2 18 декабря 2013 13:47
    Цитата: Goodmen
    ...С другой стороны, 0,5 млрд - мне кажется многовато для такого музея. Есть вроде другие вопросы, которые можно решать...

    Действительно, и Олимпиада и ЧМ по футболу...
    Если, что, это ирония.
  15. URAL72 18 декабря 2013 14:46
    Цитата: Old_Kapitan
    Как бы денег нет, экономическая целесообразность провозглашается.
    Блин! Да пусть сбор денег объявят - я и из Украины переведу. И уверен - не я один.


    Даже не сомневайся! drinks
  16. propolsky 18 декабря 2013 15:06
    Создать музей и детвору туда водить, что бы знали кто был и остается "крепким орешком"!
  17. pv1005 18 декабря 2013 15:23
    Благое дело. Но информация неполная. А где собственно собираются открыть этот музей? Если на Севмаше то фиг туда попадеш. И кто туда поедет из-за одной подводводной лодки. Да и сумма на открытие кажется сильно завышена. Для примера в Вытегре (Вологодская обл) уже несколько лет работает музей подводная лодка Б-440 (http://russos.livejournal.com/679304.html#) я не уверен что на его создание затрачены аналогичные суммы. Потому как нет таких свободных средств ни у Вытегры ни у Вологодской области.
    1. Old_Kapitan 18 декабря 2013 17:53
      Да и сумма на открытие кажется сильно завышена.
      Я видел К-3 в 81-м в Полярном, не думаю, что с тех пор оно улучшилось. А она уже тогда выглядела... no
      1. алекс 241 18 декабря 2013 18:01
        Музей "Подводная лодка" - подлодка В-396 - находится на берегу Химкинского водохранилища.
        алекс 241
  18. jagdpanzer 18 декабря 2013 20:15
    до завода этого еще хрен доберешься ведь..а так идея хорошая я за.
  19. Гронский 18 декабря 2013 23:43
    Сделать из "Ленинского комсомола" музей идея правильная, неужели и мы потихоньку учимся беречь свою историю. Горько смотреть на наши технические музеи(за редким исключением) и состояние экспонатов в них. Тут не грех поучиться у янки. У них все вылизано, надраено с великой любовью, все летает, тарахтит и катается, любо дорого посмотреть. Ну даст бог и мы научимся. Лично я уже умею. winked
    П.С. А вот с фактами надо быть тщательнЕй. "Ленинский комсомол" не была первой В МИРЕ лодкой, достигшей северного полюса. О на была ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ лодкой сделавшей это в 1962 году.
    А первой В МИРЕ была, как ни печально, американская "Наутилус", в 1958 году.
  20. БЧ-3 19 декабря 2013 10:07
    В 2005 по 2006 служил в п.Заветы Ильича Совгаванский р-н, там было 3 таких лодки, позже 2 утащили в Комсомольск на разделку, 3-ю скорее всего постигла та же судьба, а естчё там была масса остовов дизельных лодок, их пилили на месте за 1-2 недели.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня