Крылатая ракета Х-22

В середине девяностых годов завершилась эксплуатация бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22К. Эти заслуженные самолеты были списаны и утилизированы, а в частях, где они служили, продолжилось использование более новых бомбардировщиков Ту-22М нескольких модификаций. Ту-22К были сняты с вооружения по причине технического и морального устаревания. Характеристики этих самолетов и их радиоэлектронного оборудования перестали устраивать военных. Кроме того, у ракетоносцев этой модели в начале девяностых годов закончился ресурс, что и повлекло за собой массовое списание техники. Бомбардировщик Ту-22К создавался в качестве самолета-носителя ракетного комплекса К-22 с ракетой Х-22. Характеристики и модернизационный потенциал этого комплекса оказались столь высокими, что в середине девяностых его посчитали пригодным для дальнейшей эксплуатации. Более того, ракеты Х-22 нескольких модификаций до сих пор входят в номенклатуру вооружений бомбардировщика Ту-22М3.

Крылатая ракета Х-22


Разработка нового ракетного комплекса К-22 с крылатой ракетой Х-22 началась в 1958 году в соответствии с постановлением Совмина СССР. Разработка ракеты и оборудования для самолета-носителя были поручены конструкторскому коллективу ОКБ-155-1 (дубнинский филиал ОКБ-155) под руководством А.Я. Березняка. В то время он подчинялся фирме А.И. Микояна, но в 1965 году его сделали самостоятельной организацией. Ныне дубнинское ОКБ-155-1 известно как МКБ «Радуга». В соответствии с требованиями военных нужно было создать крылатую ракету воздушного базирования, предназначенную для поражения как точечных, так и площадных целей на дальности не менее 300 километров. Требовалось обеспечить скорость полета ракеты не менее 2500-3000 км/ч. Носителем боеприпаса должен был стать самолет Ту-22 с обновленным составом оборудования.


Изначально разрабатывались два варианта новой ракеты с различными системами наведения, соответствующими выполняемым задачам. Конструкцию, силовую установку, боевую часть и т.д. предполагалось унифицировать. Примечательно, что такой подход к созданию проекта позволил в дальнейшем разработать несколько модификаций ракеты, отличавшихся друг от друга различными узлами и агрегатами, боевой частью, а также имевших разные характеристики.

Требования к проекту определили аэродинамический облик новой ракеты. Оба варианта ракеты Х-22 имели цилиндрический корпус длиной 11,3 метра и диаметром 94 см. В средней части к корпусу крепилось среднерасположенное треугольное крыло малого удлинения и большой стреловидности размахом 2,4 метра. Хвостовое оперение состояло из двух килей, сверху и снизу корпуса, а также двух стабилизаторов по бокам. В первых версиях проекта нижний киль предлагалось устанавливать на ракету после ее подвески к самолету. В дальнейшем его выполнили складным. Верхний, в свою очередь, был стационарным и при подвеске под фюзеляж самолета находился в нише грузоотсека.

Для обеспечения высокой скорости полета ракета Х-22 получила двухкамерный жидкостный двигатель Р201-300. Камеры сгорания и сопла двигателя имеют различный размер: большая (верхняя) была предназначена для разгона ракеты и обеспечивала тягу порядка 83 кН, а меньшая (нижняя) отвечала за полет на маршевом режиме с тягой около 6 кН. Использованный двигатель обеспечил высокие летные характеристики. Во время нескольких испытательных пусков скорость ракеты превысила 3600 км/ч.

Крылатая ракета Х-22


Стартовый вес первых модификаций ракеты Х-22 равнялся 5,7 тоннам. Запас топлива и окислителя составлял 3 тонны, от 600 до 1000 килограммов стартового веса приходилось на боевую часть в зависимости от ее типа. Ракета Х-22 с самонаведением на цель могла нести осколочно-фугасную боевую часть, кумулятивную или ядерную с мощностью взрыва 200-350 кт (по разным данным). Вариант для стрельбы по площадям оснащался исключительно ядерной боевой частью, что компенсировало ее невысокую точность.

Вариант ракеты, предназначенный для атаки точечных целей, оснащался активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Важной ее особенностью был захват цели до отцепки от самолета-носителя. Эта модификация ракеты получила обозначение Х-22ПГ. Вторая версия, с индексом Х-22ПСИ, получила автономный счислитель пути на основе инерционной системы навигации и допплеровских измерителей.

После запуска ракеты Х-22 обеих версий работали самостоятельно, без какой-либо помощи от самолета-носителя. Сразу после отцепки от балочного держателя должно было происходить воспламенение компонентов топлива и запуск разгонной камеры двигателя. После набора скорости М=3,4 и высоты 22,5 км разгонная камера отключалась и начиналась работа маршевой. Активная радиолокационная ГСН ракеты Х-22ПГ могла находить цели типа крейсер на дистанции до 250-270 километров. Автоматика наведения следила за перемещением цели относительно ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При смещении цели по горизонтали выдавались команды на рули. На расстоянии около 60 км от цели ракета переходила в пикирование под углом 30° к горизонту, постоянно корректируя траекторию полета.

Крылатая ракета Х-22


Система наведения ракеты Х-22ПСИ работала иначе. Допплеровские измерители постоянно получали информацию о векторе движения ракеты. Эта информация и данные с инерциальной навигационной системы поступали на вычислитель. Последний обрабатывал все сигналы и выдавал команды на рулевые машинки.

В 1962 году завод №256 построил первые ракеты новой модели. Испытания ракет оказались сложными и длительными: регулярно возникали проблемы с различными узлами изделий, от систем наведения до двигателя. В частности, двигатель Р201-300 использовал токсичное топливо, из-за чего техникам приходилось работать в общевойсковых защитных комплектах. При этом ракеты новой модели требовалось заправлять непосредственно перед подвеской на самолет, что усложняло испытания и дальнейшую эксплуатацию.

Из-за всех проблем и недостатков ракета Х-22ПГ прошла государственные испытания лишь в 1967 году. Ракетный комплекс К-22 состоял из собственно ракеты Х-22 и самолета Ту-22К с набором специального оборудования. Стоит отметить, радиолокационная станция «ПН», применявшаяся на ракетоносцах Ту-22К, обеспечивала дальность пуска не более 300-310 километров. В дальнейшем использование новых РЛС позволило увеличить дистанцию обнаружения целей и, как следствие, дальность пуска. Доводка ракеты, предназначенной для уничтожения площадных целей, была еще более сложной и длительной. Ее приняли на вооружение лишь в 1971 году.

Крылатая ракета Х-22
Проекции ракеты Х-22


Несмотря на все сложности эксплуатации и недостатки, ракеты семейства Х-22 имели достаточно высокие характеристики. Скорость полета свыше 3000-3500 км/ч позволяла преодолевать любые системы противовоздушной обороны того времени, а благодаря автономным системам наведения и дальности полета около 300 километров снижался риск для самолета-носителя. Испытания показали, что осколочно-фугасная или кумулятивная боевая часть способны наносить серьезные повреждения даже крупным и хорошо защищенным кораблям. Так, после попадания ракеты, летящей со скоростью порядка 800 м/с, в борту корабля-мишени оставалась пробоина площадью до 22 кв. м, а кумулятивная струя поражала внутренние конструкции на глубину до 12 метров. При атаке наземных объектов боевая часть могла уничтожить цех какого-либо завода или железнодорожный мост.

Первым носителем ракет Х-22 стал бомбардировщик Ту-22К. Первые несколько самолетов этой модели были переоборудованы из серийных Ту-22, а строительство машин новой модели началось в 1965 году. Бомбардировщик Ту-22К получил радиолокационную станцию «ПН» и ряд вспомогательного оборудования. Самолет нес лишь одну ракету в полуутопленном виде в доработанном грузоотсеке.

В 1962 году сотрудники ОКБ-155-1 в Дубне начали работы по варианту ракеты Х-22 с пассивной радиолокационной ГСН. Этот боеприпас предназначался для уничтожения наземных радаров и кораблей противника. Разработка головки самонаведения нового типа оказалась достаточно сложным делом. Из-за этого работы по проекту Х-22П затянулись и испытания новой ракеты начались лишь в семидесятых годах. В 1976 году ракета Х-22П была принята на вооружение. Помимо пассивной радиолокационной головки самонаведения от других ракет семейства ее отличала боевая часть меньшей массы. По некоторым данным, габариты электронной аппаратуры заставили уменьшить полезную нагрузку. Летные характеристики остались на прежнем уровне.

Крылатая ракета Х-22

Схема наведения ракеты Х-22
1. Захват цели РЛС носителя и АРГСН ракеты. Пуск и отворот.
2. Расфиксация рулей и запуск ЖРД.
3. Разгон и набор высоты.
4. Полет на маршевой высоте 22500м, управление автопилотом по 3-м осям и по ГСН (курс и дальность). Двигатель на режиме поддержания скорости.
5. Для ракеты Х-22Н - полет на одной из заданных маршевых высот в диапазоне от 12000 до 22000м. Управление - программируемый автопилот и АРПГСН.
6. Выключение двигателя и перевод ракеты в пикирование под углом 30° после достижения определенного угла отклонения луча ГСН.
7. Подрыв БЧ по данным ГСН или при контакте с целью.


В 1974 году на вооружение были приняты сразу две крылатые ракеты семейства Х-22. От предыдущих боеприпасов они отличались доработанным двигателем и немного измененной конструкцией. Примененные нововведения позволили увеличить максимальную скорость полета до 4000 километров в час. Одновременно разрабатывались три подобных ракеты: Х-22МА с активной радиолокационной ГСН, Х-22МП с пассивной радиолокационной ГСН и Х-22М, предназначенная для атаки площадных целей. Необходимо отметить, что ракета Х-22М была доведена до ума после иных разработок с литерой «М» и принята на вооружение лишь в 1976 году. Последними модификациями ракеты Х-22 стали Х-22Н и Х-22НА, оснащенные инерциальной навигационной системой с коррекцией маршрута в соответствии с данными о местности.

В семидесятых годах также разрабатывалась ракета Х-22Б («Б» – баллистическая). На конечном участке полета это изделие должно было набирать высоту и переходить в полет по баллистической траектории. Расчеты и испытания прототипов показали, что в пикировании с высоты около 70 км ракета сможет разгоняться до скорости порядка М=6. Из-за сложности создания термостойкого корпуса и агрегатов ракета Х-22Б не была принята на вооружение, однако наработки по этому проекту позже применялись при создании экспериментальных и боевых ракетных систем.

Характерной особенностью всех ракет Х-22, принятых на вооружение в середине семидесятых, стали новые головки самонаведения. Они обеспечивали значительно большую точность попадания. Так, круговое вероятное отклонение крылатой ракеты Х-22Н не превышало нескольких десятков метров, а Х-22МА с активной радиолокационной ГСН могла с большой вероятностью поражать цели типа «крейсер». Кроме того, в поздних модификациях Х-22 была введена ампульная заправка топлива, что значительно упростило эксплуатацию этих ракет.

Основной целью ракетного комплекса К-22 на базе самолетов Ту-22К были корабельные группировки вероятного противника, прежде всего авианосные. Нанесение ударов по кораблям противника могло вестись по нескольким методикам. В зависимости от обстановки ракетоносцы Ту-22К могли запускать ракеты с одного направления или с нескольких. Кроме того, предусматривалось распределение ракетоносцев на несколько групп с пуском ракет в одну или две волны. Особенности работы активной радиолокационной головки самонаведения крылатых ракет Х-22, а именно работа на одной частоте, привела к появлению интересного предложения относительно боевого применения. Поскольку атака ракет могла быть сорвана при помощи средств радиоэлектронной борьбы, было предложено использовать в первой волне изделия с инерциальной системой наведения и ядерной боевой частью. Предполагалось, что взрыв такой ракеты повредит или уничтожит радиоэлектронные средства кораблей противника и позволит второй волне ракет без проблем добраться до цели.

Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22К, приспособленные для применения ракет семейства Х-22, имели достаточно высокие для своего времени характеристики, но при этом не были лишены недостатков. Прежде всего, претензии вызывал малый боекомплект – всего одна крылатая ракета. В первой половине семидесятых для использования новых крылатых ракет был доработан самолет Ту-95. Его модификация Ту-95К-22 могла нести две ракеты под крылом или одну под фюзеляжем, в полуутопленном положении. Использование в качестве носителя дальнего бомбардировщика позволило значительно поднять боевой радиус всего комплекса.

В 1974 году стартовали испытания ракетного комплекса К-22М, в котором самолетом-носителем стал новейший бомбардировщик Ту-22М2. В дальнейшем оборудование комплекса было доработано для самолетов Ту-22М3. Новые бомбардировщики, как и Ту-95К-22 имели грузоотсек в фюзеляже, предназначенный для перевозки одной ракеты Х-22 в полуутопленном положении, и два узла подвески под крылом. Ракетный комплекс К-22М был принят на вооружение ВВС в 1981 году.

Крылатая ракета Х-22
Ту-22М3


В рамках проекта К-22 было создано несколько крылатых ракет разного назначения с различным оборудованием. В качестве носителей этих ракет использовались несколько типов дальних бомбардировщиков. За четыре с половиной десятилетия, прошедшие с принятия на вооружение комплекса К-22, большая часть самолетов-носителей успела устареть. Самолеты Ту-22К и Ту-95К-22 были сняты с вооружения и утилизированы, но ракеты семейства Х-22 до сих пор применяются российскими ВВС. Единственным носителем этих ракет на данный момент остается бомбардировщик Ту-22М3.

Согласно различным источникам, за годы серийного производства советская промышленность изготовила не менее одной тысячи ракет семейства Х-22. Некоторое количество боеприпасов было использовано в ходе учений. После распада Советского Союза несколько сотен остававшихся ракет перешли вооруженным силам независимых государств. Поскольку ракеты Х-22 могут нести ядерную боевую часть, некоторые новые владельцы этого оружия приняли решение отказаться от него. По некоторым данным, в первой половине восьмидесятых годов небольшое количество ракет Х-22 (не более 20-25 единиц) было поставлено в Ирак. Несколько этих ракет сохранились до начала прошлого десятилетия.

Ракеты семейства Х-22, в том числе и поздние модификации, уже нельзя назвать в полной мере современными. Это оружие сих пор состоит на вооружении российских военно-воздушных сил, но его боевой потенциал сильно ограничен из-за некоторых особенностей оборудования ракеты. В первую очередь, это устаревшие радиолокационные головки самонаведения, подверженные помехам современных станций радиоэлектронной борьбы. Также есть основания полагать, что ракеты Х-22 не смогут прорваться через современную хорошо оснащенную систему противовоздушной обороны. Тем не менее, ракеты семейства Х-22 остаются на вооружении. Вероятно, в обозримом будущем военные окончательно откажутся от них в пользу новых ракетных систем.


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://airwar.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-139.html
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. zyablik.olga 20 декабря 2013 08:42
    При неплохих характеристиках, очень проблемные в эксплуатации ракеты.
    1. vaf 20 декабря 2013 11:23
      Цитата: zyablik.olga
      При неплохих характеристиках, очень проблемные в эксплуатации ракеты.


      Абсолютно с Вами согласен!+!
      Хотя ракеты и до сих пор стоят на вооружении немного поправлю уважаемого Автора wink

      1. Индексов Х-22ПГ и ПСИ, Кирилл,не существует. Пг и ПСИ это наименование "голов" ракеты.
      Индексы это изд.098 и 102, в "официозе" Х-22Н и Х-22М- всё..больше ничего нет.
      2. Про второй тип Вы рассказываете это сделали модификацию с низковысотной траекторией и возможностью пуска с малой высоты.
      изд.107 и 108, а в официозе Х-22НА и Х-22МА.
      Поэтому ваше выражение "..Х-22МА а активной ГСН"..это фантастика,т.к. это маловысотная ракета с головой ПСИ ..не более wink
      3. Все эти якобы "модификации" П и ПМ..это "хотелки" в реальности их никогда в войсках не было.
      4. Возможность "работы" станции ПГ по реальному обнаружению цели...это теория! На практике возможна только при уже взятиии на АС, после получения ЦУ от ПАН.
      5. В ПСИ никакой инарциальной навигационной системы нет- один ДИСС и тригерный счётчик дальности.
      6. Немного не верно с дальностями пуска,так как ПН и ПНА различаются очень не многими характеристиками, так что реально при устойчивой работе башки ракеты реально можно выполнить пуск ракеты с ПГ головой с дальности 340-350 км.
      7. В Ирак ракеты не поставлялись,т.к. в Ираке были только бомберы и несколько разведчиков и ни одного ракетоносца, а с Ту-16-х эти ракеты не применялись,там свои КСР-5П и КСР-11 wink
      8. Подрыв ракеты исключительно зависит от характера цели,от БЧ и задания soldier
      Вот такие "пожелания"..если очень и очень кратко!
      vaf
      1. sivuch 22 декабря 2013 16:07
        Я правильно понимаю,что все варианты с активной головой использовали только захват на носителе?
    2. Bongo 20 декабря 2013 12:35
      Применение ЖРД в советских ракетах было характерно для 50-60-х годов. Помимо КР Х-22 этот тип двигателя применялся в ЗРК С-25, С-75, С-200 и ПКР П-15.
      Использование ЖРД позволяло получить неплохие характеристики при минимальных затратах. Но требовало так же создания сложной инфраструктуры обслуживания и снаряжения ракет, и повышенных мер безопасности при работе с агрессивным окислетелем на основе двуокиси азота.
      1. vaf 20 декабря 2013 13:56
        Цитата: Bongo
        Помимо КР Х-22


        Заправка этой ракеты..такая головная боль recourse особенно если компоненты при заправке.."просифонили" crying
        "Умирало" всё огородное хозяйство в радиусе метров 500 от заправочной площадке.
        А "сифон" визуально определялся очень просто...облако ядовито-грязно-рыжего цвета и все в "панике"..в какую сторону подует ветер wassat
        Хоть площадка заправки хрен знает где..но всё таки...напряжённо бывало wink
        А "раскачка" ракеты после неудачной поытки пуска, особенно если уже выдана была команда на "наддув батарей", а затем.."дренаж" recourse
        АПЛ-овцы в полном смысле слова.."вешались" crying
        vaf
    3. AVV 21 декабря 2013 00:39
      Это был прорыв в свое время,а сегодня есть системы и получше!!!
      AVV
  2. Evgeny_Lev 20 декабря 2013 09:36
    Ну и правильно что остаются.
    Первой волной их пускать, пусть "партнёры" зенитные ракеты поизрасходуют.
    1. URAL72 20 декабря 2013 17:50
      "есть основания полагать, что ракеты Х-22 не смогут прорваться через современную хорошо оснащенную систему противовоздушной обороны."

      Хорошая штука, но пора менять на клабы и не экономить на работах по гиперзвуку. Мы-же должны как-то радовать китайских и гейропейских товарищей... laughing
  3. Sirocco 20 декабря 2013 11:26
    Статье плюс, что сказать? старушки сделали свое дело, на их место пришли достойные и современные ракеты и ЛА. А вот эта тема кажется актуальна и в наше время.
    было предложено использовать в первой волне изделия с инерциальной системой наведения и ядерной боевой частью. Предполагалось, что взрыв такой ракеты повредит или уничтожит радиоэлектронные средства кораблей противника и позволит второй волне ракет без проблем добраться до цели.
    good
    1. vaf 20 декабря 2013 12:33
      Цитата: Sirocco
      А вот эта тема кажется актуальна и в наше время.


      Не корректно выражаетесь,уважаемый!+! wink

      При применении хотя бы одной ракеты с СБЧ....уже всякая актуальность с применением второй волны ракет! wink

      А корабли РЕП и ПВО планировалось уничтожать в первой волне самолётами Ту-16К-11-16 и Ту-16К-26 с 2Рицой2 и ракетами КСР-5П и КСР-11.

      И .в принципе ракеты и первой волны могут добраться без проблем до цели (под проблемами понимать противодействие палубной авиации ПВО АУГ(АУС),ну и в крайнее время ракеты SAM-6).
      Если всё таки "домучают" Х-32 с комбинированной "башкой", то может быть и будет для нас..счастье! soldier
      vaf
  4. Громобой 20 декабря 2013 12:28
    Почему убралистатью про америанский космический беспилотник?Идеальная разведплатформа.На смену этого прототипа готовится платформа большего размера и задачи расширятся,вплоть до ударно-боевых.
    1. Волхов 20 декабря 2013 15:05
      Постеснялись правды про гамма - лазер с ядерной накачкой.
      Волхов
  5. samoletil18 20 декабря 2013 19:20
    А я не знал, что Ту-22 (которые с турбинами вокруг киля) до средины 1990-х летали.
    1. свобода2013 20 декабря 2013 22:16
      Барановичи, Мачулищи - это в БССР, после распада СССР достались РФ, после вывода - на распил. В 2006 году был в командировке в 924 омрап (аэр. Оленья, г. Оленегорск)- предназначение - уничтожение авианосцев наших заклятых друзей. Люди в авиации служат с прекрасным чувством юмора - они на Х-22 перед учебным пуском писали красной краской "Пейте Кока-Колу". laughing
      свобода2013
  6. duche 20 декабря 2013 19:32
    Спасибо. Познавательная статья. vaf -- а кому конкретно необходимо выкладывать подробные данные? А может выложите свой № карточки и пин код? laughing drinks
  7. Mista_Dj 25 декабря 2013 17:42
    Плюсанул, было интересно.
  8. rubin6286 14 января 2014 13:49
    С появлением в СССР в конце 50-х годов баллистических ракет, позволяющих в кратчайший срок доставить ядерный заряд до территории вероятного противника, политическим руководством страны были пересмотрены положения военной доктрины и определены приоритеты. Затем последовало глупое «хрущевское» сокращение армии на 1млн.200 тыс. человек. Отказ от многих перспективных проектов, вызвавший «резку» боевых кораблей, фронтовой и дальней авиации застал врасплох многие авиационные ОКБ, в т.ч. и Березняка, вынудив перестраиваться на выпуск иного, совершенно нового вида продукции, не располагая для этого достаточными научными и производственными кадрами, а «ракетчики» делиться своими достижениями не спешили, будучи, к тому же, скованными действовавшим в стране режимом строжайшей секретности.
    Это не могло не сказаться на качестве ракет воздушного базирования в сравнении с ракетами РВСН, выпускавшимися в тот же период. Советские ракеты воздушного базирования либо не имели аналогов за рубежом, либо превосходили их по ТТХ, но были «капризны» с точки зрения эксплуатации и боевого применения. Так было и с Х-22. Принятие на вооружение ее основной модификации « растянулось» почти на 20 лет, был налажен серийный выпуск, хотя уже тогда было ясно, что ракета с радиокоррекцией не сможет с достаточной точностью преодолеть средства ПВО и ПРО и поразить цель, а возможности американских АУГ позволяли уверенно сбивать советские дальние бомбардировщики на расстоянии 700-800 км.
    Заявления летчиков «Вы нас делаете смертниками!», привели к изменениям в тактике боевого применения, вызвав к жизни положения об «ударе волнами», «массированном воздушном ударе», «комбинированном ударе» и т.д. и т.п. Авторы некоторых комментариев и сегодня упоминают о них. Никто не хотел тогда думать и, видимо, сейчас не думает о том, что в отличие от МБР, являющихся «оружием сдерживания», авиационные ракеты дальнего радиуса действия класса «воздух-земля» и «воздух-корабль» могут быть реально применены в локальных конфликтах.
    Реальность такова, что для нанесения ракетного удара по АУГ, самолет-носитель не должен входить в зону действия корабельной ПВО, а пуск ракет должен быть обнаружен ее средствами слишком поздно либо вовсе не обнаружен.
    Думаю, что у авторов комментариев хватит фантазии определить облик такого рода авиационной ракеты и понять хотя бы минимум того, что предстоит сделать ученым, конструкторам, инженерам и техникам, рабочим, военным специалистам. Речь идет не о модернизации имеющихся образцов, хотя она, вероятно, возможна, а о кардинально новом оружии, высокоточном, эффективном, удобным в эксплуатации и приемлемым по габаритам для применения в авиации на любом театре военных действий.
  9. rubin6286 15 января 2014 01:15
    Цитата: AVV
    Это был прорыв в свое время,а сегодня есть системы и получше!!!


    Когда в 1981 году основную модификацию Х-22 принимали на вооружение, это уже был вовсе не прорыв, не говоря уж о КСР-5 и КР-11.Кстати и Х-55 тоже не прорыв. Она хоть и летит низко, но не очень быстро,т.к.дозвуковая,а если пущена с предельной дальности, то и довольно долго и хорошо видна на экранах РЛС. Мне кажется,что в авиации правильнее было бы сначала делать эффективное и надежное оружие, а потом под него средство доставки. Это избавило бы в будущем от многих проблем. С ТУ-22М3 так не получилось,а жаль....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня