«Протон-М» ждет серьёзная конкуренция с американской ракетой «Falcon 9»

8 декабря 2013 года с космодрома Байконур успешно была запущена ракета-носитель «Протон-М», которая вывела в космос английский спутник связи, являющийся одним из трёх аппаратов, при помощи которых англо-американская корпорация рассчитывает создать глобальную систему мобильной связи. Выведенный на орбиту спутник должен обеспечить телекоммуникационные услуги на территории стран Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока. Сейчас российская ракета-носитель «Протон» остается одной из наиболее востребованных для осуществления космических запусков. Однако уже в скором времени России, по всей видимости, придется серьезно подвинуться: рынок космических запусков ждет очень жесткая конкуренция. Американское космическое агентство НАСА занимается активным развитием программы частногосударственного партнерства в этой сфере.

Первым космическим коммерческим кораблем в этой программе стал запущенный в космос Dragon, разработанный компанией SpaceX. В мае 2012 года он успешно доставил на МКС 500 кг полезных грузов. Специально для данного космического аппарата была создана ракета-носитель Falcon. 4 декабря 2013 года с космодрома, расположенного на мысе Канаверал, данная ракета успешно вывела на орбиту спутник связи. И хотя старт удалось осуществить только с третьей попытки, спутник был успешно выведен на земную орбиту. Главное же в этом событии заключается в том, что запуск американской ракеты Falcon обошелся на 30 млн. долларов дешевле, чем использование для этих целей российских «Протонов».

Первоначально запуск ракеты Falcon 9 с телекоммуникационным спутником SES 8 на борту должен был состояться еще 25 ноября 2013 года, но во время подготовки ракеты к старту несколько раз отмечались различные технические неполадки, из-за этого старт был отложен. Запуск ракеты-носителя был перенесен на День благодарения — праздник, отмечаемый в США 28 ноября. Но и в этот раз при подготовке к старту произошел сбой: автоматика остановила старт ракеты уже после зажигания, так как мощности двигателей ракеты увеличивались недостаточно быстро. Ракета Falcon 9 была снята со стартовой площадки и отправлена в ангар для проведения процедуры проверки двигателей. Следующая попытка запуска была запланирована на 2 декабря, но запуск был отложен на 4 число для проведения дополнительной проверки. В итоге 4 декабря запуск все же состоялся и закончился успешно.


«Протон-М» ждет серьёзная конкуренция с американской ракетой «Falcon 9»
Запуск ракеты Falcon 9

Ракета Falcon 9 является двухступенчатым кораблем, который был разработан частной компанией из Калифорнии SpaceX. Основателем компании является американский миллиардер Элон Маск. Специалисты компании говорят о том, что созданная ими ракета является самым дешевым на данный момент времени средством для вывода различных аппаратов в космос. Стоимость запуска американской ракеты составляет от 56 до 77 млн. долларов. В то же время стоимость запуска в космос российского «Протона» составляет 100 млн. долларов, а европейской ракеты-носителя Ariane 5 — 200 млн. долларов.

Falcon 9 («Сокол 9») — это американская одноразовая ракета-носитель семейства Falcon, разработанная компанией «SpaceX». Первый запуск данной ракеты состоялся 4 июня 2010 года. В настоящее время предлагаются разнообразные варианты конфигурации данной ракеты-носителя, которые отличаются по массе полезной нагрузки доставляемой на орбиту. Ракеты Falcon в состоянии доставить на низкую опорную орбиту (НОО) грузы в диапазоне 10,4-32 тонн и на геопереходную орбиту (ГПО) в диапазоне 4,7-19,5 тонн. Стоимость запуска зависит от массы и объема полезной нагрузки (для ракеты «Фалкон 9» эти значения составляют 10 и 4,7 т соответственно). Контейнер полезной нагрузки имеет размеры в диапазоне 3,6-5,2 метра. Ракета Falcon 9 может использоваться также для запуска в космос коммерческого пилотируемого космического аппарата (ПКА) Dragon и его грузового аналога, предназначенного для доставки грузов на МКС. Данные корабли также разработаны компанией SpaceX.

Базовая версия ракеты-носителя состоит из 2-х ступеней. Первая ступень ракеты использует 9 ЖРД Мерлин 1C, а вторая ступень — 1 ЖРД Мерлин Вакуум, который является модификацией того же двигателя, адаптированного для работы в вакууме. Точно также, как и ракета-носитель Falcon 1, последовательность запуска ракеты Falcon 9 предполагает наличие возможности остановки процесса запуска в случае обнаружения проблем с системами и двигателями ракеты перед стартом. Если обнаружены какие-либо неисправности, процесс запуска прерывается и происходит откачка окислителя и топлива из ракеты. Благодаря этому для обеих ступеней ракеты-носителя предусмотрена возможность их повторного применения и проведения полноценных стендовых испытаний перед полетом в космос.

«Протон-М» ждет серьёзная конкуренция с американской ракетой «Falcon 9»
Пилотируемый космический аппарат (ПКА) Dragon

Еще одним ударом по российской космонавтике может стать отказ американцев от доставки астронавтов с помощью российского космического корабля «Союз». По подсчетам специалистов, каждое место для астронавта на борту российского корабля обходится американскому бюджету в 65 млн. долларов. Поэтому американское космическое агентство рассчитывает к 2017 году полностью отказаться от услуг «Роскосмоса». Предполагается, что к этой дате частные космические корабли будут доставлять в космос не только полезные грузы, но и астронавтов. На примете уже есть корабли Dragon и Cygnus. При этом еще 2 космических аппарата готовят компании Boeing и Sierra Nevada.

Ракета-носитель «Протон-М»

Российская ракета-носитель «Протон-М» является модернизированной версией ракеты-носителя «Протон-К», она отличается лучшими эксплуатационными, энергомассовыми и экологическими характеристиками. Первый запуск данной ракеты с разгонным блоком «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года. «Протон-М» — это трехступенчатая ракета-носитель, масса которой составляет около 702 тонн. Использование в составе ракеты «Протон-М» увеличенных головных обтекателей, в том числе диаметром 5 метров, позволяет более чем в 2 раза увеличить объем для размещения на борту полезной нагрузки. Проведенное увеличение объема головного обтекателя ракеты позволяет, помимо всего прочего, применять на «Протоне-М» некоторые перспективные разгонные блоки.

Основная задача модернизации ракеты заключалась в замене ее СУ — системы управления, которая была разработана еще в 1960-е годы и морально устарела, в том числе и по элементной базе. В результате модернизации ракета «Протон-М» получила новую СУ, которая построена на базе БЦВК — бортового цифрового вычислительного комплекса. Главные элементы данной системы прошли предварительно летные испытания на других ракетах-носителях, которые уже успешно эксплуатировались. Использование новой системы управления позволило существенно улучшить технико-эксплуатационные показатели ракеты. К примеру, удалось добиться улучшения показателя расхода бортового запаса топлива за счет более полной его выработки.

«Протон-М» ждет серьёзная конкуренция с американской ракетой «Falcon 9»

Важной задачей, которая была реализована при проектированной данной ракеты, стало уменьшение площади полей, которые отводятся для падения отработавших первых ступеней ракеты-носителя. Стоит отметить, что для России, которая осуществляет запуски с арендованного у Казахстана космодрома, это очень актуальная проблема. Уменьшение площади полей падения отработавших первых ступеней ракеты было реализовано с помощью управляемого спуска ускорителя 1-й ступени на ограниченную в размерах площадку.

Стоит отметить, что сокращение размеров полей падения ступеней ракеты, помимо сокращения арендной платы, позволяет также упростить задачи по сбору и последующей утилизации остатков 1-й ступени ракеты-носителя. Помимо этого, элементы первой ступени ракеты падают на землю уже почти «чистыми» — циклограмма работы ЖРД первой ступени ракеты построена таким образом, что обеспечивает полную выработку компонентов из баков ракеты, что ведет к росту экологических показателей «Протона-М».

Помимо этого, использование в составе ракеты-носителя нового разгонного блока «Бриз-М», который работает на таких компонентах топлива как несимметричный диметилгидразин и азотный тетраксид, позволило улучшить показатель полезной нагрузки, которая может выводиться на геостационарную орбиту — до 3,7 т, а на геопереходную орбиту — более 6 тонн.

Источники информации
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1164795
http://www.federalspace.ru/465
http://ria.ru/space/20131204/981732999.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Falcon_9
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. saag 20 декабря 2013 08:50
    ничего удивительного, у фалькона кислород-керосиновая пара, что дает ему преимущество
    1. Geisenberg 20 декабря 2013 13:50
      Цитата: saag
      ничего удивительного, у фалькона кислород-керосиновая пара, что дает ему преимущество


      По экологии видимо ... это та самая наука от которой гринпис работает ...

      Так в чем преимущество то ???

      Видимо меньшая полезная нагрузка основное достоинство Фалькона, вместо одного дорогого Протона можна два дешовых Фалькона запустить ...

      Как в анекдоте - украсть вагон водки, водку вылить, бутылки сдать, деньги пропить.
      1. saag 20 декабря 2013 14:31
        Выше удельный импульс
      2. Шур 20 декабря 2013 23:47
        Да действительно по цифрам ни понятно: Протон М
        "Применение разгонного блока «Бриз-М» в составе ракеты-носителя «Протон-М» позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту, до 3,5 т, а на переходную орбиту до более чем 6 т. Первый запуск комплекса «Протон-М»" и далее "Общая стоимость «Протон-М» с блоком «ДМ» или «Бриз-М» в середине 2011 года составляла порядка 2,4 млрд рублей (около $80 млн или €58 млн). Эта цена складывается из самой РН «Протон» (1,348 млрд), РБ «Бриз-М» (420 млн)[64], доставки компонентов на Байконур (20 млн) и комплекса услуг по запуску (570 млн)" Делим 80 000 000 $ на 3500 кг ответ 22 857 $ за 1 кг полезной нагрузки. И в чем фикус?
        Но "В конце 90-х годов XX века стоимость коммерческого пуска РН «Протон-К» с блоком ДМ составляла от $65 до $80 млн[58]. В начале 2004 года стоимость запуска была снижена до $25 млн из-за существенного усиления конкуренции[59] (сравнение стоимости запусков см. Стоимость доставки грузов на орбиту). С тех пор стоимость запусков на «Протонах» постоянно возрастала и в конце 2008 года достигла примерно $100 млн на ГПО с использованием «Протон-М» с блоком «Бриз-М». Однако с началом мирового экономического кризиса в 2008 году обменный курс рубля к доллару снизился на 33 %, что привело к снижению стоимости запуска до примерно $80 млн[60]." Т.е. аж до 25 млн$ снижали.. охренеть, какой тут Сокол 9-ть..
        Но впедии дают по стоимости у обоих 4,5 тыс $ /кг полезной нагрузки, чет ни понятно.
        Шур
    2. AVV 20 декабря 2013 14:45
      Пока Американцы свой Фалкон начнут запускать,у нас и Ангара подоспеет!!!
      AVV
      1. Nayhas 20 декабря 2013 16:20
        Цитата: AVV
        Пока Американцы свой Фалкон начнут запускать,у нас и Ангара подоспеет!!!

        Фалькон летает, а где Ангара?
        1. bif 20 декабря 2013 21:46
          Цитата: Nayhas
          Фалькон летает, а где Ангара?

          Фалькон 9 - сделал всего 2 полёта, это еще не летает...Т.е. вчера, когда речь шла о Буране и Шатле, вас не устроил одни удачный полет Бурана, а тут 2 полета у Фалькона 9 и всё...впереди только успех.
          Nayhas (2) RU Вчера, 10:15 ↑
          Дык потому что перед шаттлом никто такой задачи и не ставил. Да и Буран не предназначался для эксплуатации без экипажа, просто решили экипажем не рисковать. То что полёт закончился благополучно несомненно заслуга конструкторов, но полёт был только один. На основании одного испытательного полёта говорить о надежности системы довольно сложно. Один раз не космонавт...

          Двойные так сказать стандарты...
          bif
        2. rolik 21 декабря 2013 03:30
          Цитата: Nayhas
          Фалькон летает, а где Ангара?

          Подождите Восточного.
          rolik
      2. сибирский немец 21 декабря 2013 02:49
        как то верится с большим трудом - американцы методично делают своё дело а у нас метания
  2. tanit 20 декабря 2013 09:01
    О как! Один и тот же носитель и под ПКК и под ТГК и под спутники. wassat Мечтать не вредно.
    1. почтальон 20 декабря 2013 12:24
      Цитата: tanit
      Мечтать не вредно.

      А что мешает?
      В отличии от Протона, это не модифицированная боевая МБР(со специфическими показателями ускорения,активного участка,отсутсвия САС,токсичного топлива и ИЗНАЧАЛЬНО отсутствующей возможностью увести КА с пилотами от аварийного РН на любом участке)
      http://www.spacex.com/dragon?vid=dragon&width=900&height=520&inline=true#modal-d

      isplay

      и DRAGON унифицирован как ТК и как ПА и Фалкон унифицирован под dragon, и не только, под МКТС то же





      почтальон
      1. пакость 20 декабря 2013 14:22
        Цитата: почтальон
        А что мешает?
        В отличии от Протона, это не модифицированная боевая МБР(со специфическими показателями ускорения,активного участка,отсутсвия САС,токсичного топлива и ИЗНАЧАЛЬНО отсутствующей возможностью увести КА с пилотами от аварийного РН на любом участке)

        + Вам, за это уточнение. для любителей сравнивать стоимость ракет - обратите внимание на тот факт, что запускаемые в космос "протоны" именно УЖЕ ОТСТОЯВШИЕ своё БОЁВОЕ дежурство ветераны. для них запуск в космос с мирными целями - это фактически процесс утилизации.
        1. почтальон 20 декабря 2013 14:43
          Цитата: пакость
          УЖЕ ОТСТОЯВШИЕ своё БОЁВОЕ дежурство ветераны. д

          Эээ нет.
          Так было КОГДА ТО,сначала,давно,но НЕ СЕЙЧАС
          РОКОТ,ДНЕПР,МОРСКОЙ СТАРТ-то да

          а про стоимость-в стоимости пуска Протона -не УЧТЕНО,сколько страна потратила (СССР) на их разработку
          почтальон
        2. Шур 21 декабря 2013 00:10
          Хорошая утилизация все таки, но пора и ангару уже делать, а не бюджет пилить.
          Шур
      2. Шур 21 декабря 2013 00:08
        Дак ведь не от хорошей жизни у нас в космос МБР летают :) Расшевелить некому некоторых бюджетоедов, а давно "вчера" пора.
        Шур
  3. JackTheRipper 20 декабря 2013 09:51
    Старт "Фалкона-9":

    [/quote]
  4. sebast 20 декабря 2013 11:22
    Статья бред сравниваются абсолютно разные рк! Вы еще напишите что кит конкурент слона laughing
    sebast
    1. почтальон 20 декабря 2013 12:17
      Цитата: sebast
      я абсолютно разные рк!

      ? ПОЧЕМУ??????????

      Слева направо: «Фалькон 1», «Фалькон 9» v1.0, «Фалькон 9» v1.1, «Фалькон Хэви»
      Falcon 9- Сравнимые ракеты-носители: Зенит 3 - Дельта IV - Атлас V - Ариан 5 - GSLV Mk. III (Индия) - Великий поход 5 - Ангара 5 - H-IIB - Протон М
      Количество ступеней 2
      Длина версия 1.0: 55 м
      версия 1.1: 68.4 м
      Диаметр 3,7 м
      Стартовая масса версия 1.0: 333 т
      версия 1.1: 506 т
      Масса полезной нагрузки
      - на НОО версия 1.0: 10,4 т

      версия 1.1: 13 т
      - на ГПО версия 1.0: 4,2 т
      версия 1.0: 4,8 т

      «Протон-М»
      Количество ступеней 3 — 4 (здесь и далее для «Протон-М» третьей фазы модификации)
      Длина 58,2 м
      Диаметр
      Стартовая масса 705 т
      Вид топлива НДМГ + АТ
      Масса полезной нагрузки
      - на НОО ~ 23 т
      - на ГПО 6,15 т (с РБ «Бриз-М»)
      - на ГСО до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»)

      ===========================
      Компания SpaceX продолжает работу над ракетой-носителем Falcon Heavy

      Данная ракета будет состоять из пакета 3-ёх первых ступеней, а так же 1-й стандартной 2-й ступени «Фалькона-9». Подразумевается, что выводимая на геопереходную орбиту масса составит примерно 21 т., а на низкую - 53 т. Кроме всего прочего, сверхтяжелая ракета будет летать в частично многоразовом варианте с возвращаемыми блоками 1-й ступени РН.
      почтальон
      1. sebast 20 декабря 2013 13:03
        Ээээмммм.... топливо?
        sebast
        1. saag 20 декабря 2013 14:36
          кислород-керосин
        2. почтальон 20 декабря 2013 14:44
          Цитата: sebast
          Ээээмммм.... топливо?

          уже
          Цитата: sebast
          кислород-керосин

          американцы не "любят" НДМГ и АТ...
          ДА И СМЫСЛА НЕТ,это же не римейк боевой МБР (Протон)
          +энергетика
          почтальон
          1. sebast 20 декабря 2013 15:39
            Я бы не сел в ракету кроме как на керосин-кислород например, да и любой здравомыслящий человек тоже( В том числе на протон-м). Я к тому что это разные ракеты по определению
            sebast
            1. почтальон 20 декабря 2013 16:56
              Цитата: sebast
              Я бы не сел в ракету кроме как на керосин-кислород например, да и любой здравомыслящий человек тоже

              А какая разница?
              -Если "протечка"(что само маловероятно для таких РН),то КАпилотируемый врядли пострадает(ну если форточку открытой не оставят)
              -Если взрыв.... керосин+кислород не хуже бабахнут
              (для этого есть САС)

              Основная проблема- для обслуживающего персонала и утилизация(слив)
              почтальон
              1. sebast 20 декабря 2013 17:32
                Кто то летал из людей в космос кроме как на кислород-керосин летал?
                sebast
      2. Аскет 20 декабря 2013 16:11
        Василий! Про двигатели Merlin 1D есть у Вас инфа,про которые американцы говорят что это самые эффективные ЖРД на текущий момент.
        1. Аскет 20 декабря 2013 16:23
          Вот нашел ролик с работой этого двигателя.Утверждается, что
          Двигатель Merlin 1D полностью прошёл все необходимые наземные испытания. Он работал в течение 185 секунд с тягой 66000 кг. Именно столько нужно для того, чтобы ракета Falcon 9 оторвалась от земли. Испытания прошли на полигоне SpaceX в Техасе.

          Merlin 1D основан на проверенной технологии, на основе которой были изготовлены более ранние двигатели ракет SpaceX. Falcon 9, оборудованный девятью двигателями Merlin 1D, смогут выдавать 680 тонн тяги в вакууме. Таким образом, новые двигатели являются самыми эффективными ракетными двигателями из когда-либо созданных.

          Создатели двигателя Merlin 1D заявили о рекорде в соотношении тяги к весу двигателя (тяговооружённости). Оно составило 160:1. У РД-170 этот показатель составляет 83:1.двигатель НК-33. Его характеристики: тяга на уровне моря - 154 тонны, в вакууме - 171 тонна, соотношение тяги к весу - 136:1. Также можно вспомнить двигатели С2.253 (тяговооружённость - 155:1, года эксплуатации - 1949—1955), РД-701 (тяговооружённость на максимальном трёхкомпонентном режиме составляла аж 212:1, тяга достигала в вакууме 408 тонн, был разработан в 2000-х годах для многоразовой системы МАКС), РД-270 (тяговооружённость составляла 201:1, тяга в вакууме - 685 тонн, постройка и испытания - 1962-1969 года, тоже для лунной программы), РД-253 (тяговооружённость 172:1, тяга в вакууме - до 186 тонн, эксплуатировался с 1963 года). Так в чем фишка то?

          1. почтальон 20 декабря 2013 17:00
            Цитата: Аскет
            Он работал в течение 185 секунд с тягой 66000 кг

            The Merlin 1D engine was judged flight-ready after firing for a total of nearly 33 minutes over the course of 28 different tests at SpaceX's rocket-development facility in McGregor, Texas.



            Цитата: Аскет
            ак в чем фишка то?

            -наши (перечисленные) с дожиганием,Merlin 1D открытого цикла
            -Двигатель предполагается использовать повторно после приводнения и спасения отработавшей ступени в море.
            + это все же частники!!!!
            почтальон
          2. Aleks.Antonov 6 января 2015 23:15
            Фишка в том, что американцы хорошие маркетологи. Они в упор не видят, и не желают видеть достижения конкурентов, но свои достижения всячески выпячивают. Они сделали вид, что не знали об открытии воды на луне советскими учеными в начале 70-х годов прошлого века, но подняли шум когда пару лет назад сами установили этот факт. Они повторяют классический керосиновый двигатель, но кричат, что он самый лучший. Господа задумали возвращать первую ступень назад целой и невредимой, а возможно и вторую ступень, что означает на борту дополнительное топливо, а значит уменьшение полезной нагрузки. Но при этом следуют заявления, что у "сокола" будет самый высокий КПД. Однако лично мне на все это плевать! Меня расстраивает, что российская космическая программа топчется на одном и том же месте уже 28 лет. Ни четких целей, ни программ развития. Даже "Ангара" не радует. Для кого ее создаем? Для чего? Зачем летаем на МКС? Чтобы сохранить отряд космонавтов? Или что бы учить весь мир? Для нашей космонавтики это ведь давно пройденный этап. И просвета не видно. К сожалению.
        2. почтальон 20 декабря 2013 16:40
          привет,все что нарыл(быстро) в личку кинул
          почтальон
      3. 1c-inform-city 21 декабря 2013 00:36
        Потому , что в статье приводится ракета с полезной нагрузкой 6.5 т и янки заявили о стоимости 70мультов . Заявленная стоимость запуска Протона 100 это максимальная стоимость на 23т и учтите , поскольку протон серийная ракета думаю по стоимости ему можно подвинутся легко.Так что до Ангары вполне доживёт. А та будет в последствии ещё дешевле из за топлива. И ещё американцы скорее всего заявили себестоимость а по Протону это стоимость для заказчика , в общем лукавство.
  5. семург 20 декабря 2013 11:25
    что же конкуренция усилится что думаю будет благом всем кто пользуется услугами космических извозчиков .
    1. Deniska 20 декабря 2013 22:40
      Полностью поддерживаю!!! Тогда и наши зашевелятся и не будет такого что 3 спутника разом грохнули.
  6. Sirocco 20 декабря 2013 11:45
    . Специалисты компании говорят о том, что созданная ими ракета является самым дешевым на данный момент времени средством для вывода различных аппаратов в космос. Стоимость запуска американской ракеты составляет от 56 до 77 млн. долларов.
    Как то мало верю, в такие прорывные технологии от США в этой сфере, до сих пор они юзали наши движки, вероятно, банально просто слизали оные, да и не зря этим летом инженеры из ЮМЗ там работали. А в целом все это похоже на Сланцевую революцию, мол дешево и быстро, а тот факт что половину стоимости добычи газа из сланца, компенсируют государством ни гу гу. Время рассудит. Пока летают на нашем, да и Драгон про который некоторые шумели с пеной у рта, пока не приносит больших результатов.
    1. почтальон 20 декабря 2013 17:22
      Цитата: Sirocco
      вероятно, банально просто слизали оные,

      ,Merlin 1D открытого цикла
      у нас практически все закрытого

      Цитата: Sirocco
      Пока летают на нашем, д

      слишком мало пусков.
      почтальон
  7. Clegg 20 декабря 2013 12:23
    Чем можно заменить гептил на Протон-М?
    Clegg
    1. saag 20 декабря 2013 14:33
      ничем, по сути надо менять все, новое топливо - новая ракета
    2. почтальон 20 декабря 2013 17:27
      Цитата: Clegg
      Чем можно заменить гептил на Протон-М?

      Это не возможно.
      "замена" ТК это НОВЫЙ ЖРД +новые ТОПЛИВНЫЕ БАКИ,НОВАЯ АРМАТУРА,НОВЫЙ ТН... 99% стоимости новой ракеты
      ===========
      Да и зачем?
      Он ЖРД, да и она РН уже созданы:

      Korea Space Launch Vehicle #1, KSLV-1(85% РН) «Ангара» с РД-191

      ну и что что пока под "корейским " флагом, зато какая заноза американцам(они отказали Южной Корее в предоставлении технологий)
      почтальон
      1. Clegg 20 декабря 2013 17:33
        Цитата: почтальон
        Да и зачем?


        говорят что

        Обладает сильным токсическим и мутагенным действием (например, он в четыре раза токсичнее синильной кислоты). Действие на организм человека: раздражение слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и легких; сильное возбуждение центральной нервной системы; расстройство желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота), в больших концентрациях может наступить потеря сознания
        Clegg
        1. почтальон 20 декабря 2013 19:08
          1.Только при "разлитии",авариях.. сам лягушек растворял(по глупости)

          правда(чего греха таить) при падениях ступеней...мда. ОСТАТКИ ЕСТЬ ВСЕГДА
          2.Ну я имел ввиду "зачем на Протоне пытаться менять ТК"!! бессмыленно это.

          3.АНГАРА
          почтальон
          1. Clegg 20 декабря 2013 20:55
            рахмет за ответы и + от меня wink
            Clegg
            1. почтальон 20 декабря 2013 22:53
              Цитата: Clegg
              рахмет

              "Спасибо" -!!!
              А и не знал.
              Bitte Sehr
              почтальон
  8. i.xxx-1971 20 декабря 2013 13:31
    Что-то автор с массами полезной нагрузки напутал. Согласен с Sirocco.
    i.xxx-1971
  9. 1c-inform-city 20 декабря 2013 13:43
    В мае 2012 года он успешно доставил на МКС 500 кг полезных грузов. Специально для данного космического аппарата была создана ракета-носитель Falcon. запуск американской ракеты Falcon обошелся на 30 млн. долларов дешевле, чем использование для этих целей российских «Протонов».
    Автор явно передёргивает .Протон является носителем тяжёлого класса с нагрузкой по моему до 25000 кг.,вот и сравните 500 и 25000. Отсюда стоимость запуска дешевле на 30 миллионов не впечатляет 100миллионов минус тридцать равно семьдесят 100 к 25 или 70 к 0.5 ерунду несёт . Если бы он сравнивал со стоимостью зенита тогда куда ни шло.
  10. 1c-inform-city 20 декабря 2013 13:45
    американцы похоже опять великих Гудвинов изображают
  11. sevtrash 20 декабря 2013 14:10
    Наверное, главная проблема Протона - токсичность топлива. А для американцев и европейцев главная проблема Протона - что он российский.
    1. почтальон 20 декабря 2013 14:46
      Цитата: sevtrash
      Наверное, главная проблема Протона - токсичность топлива

      Нет,то ,что "папа" у него боевая МБР, да и технологиям уже более ПОЛУВЕКА( как и заводам)
      ЕВРОПЕЙЦЫ(помешанные на экологии) НА АРИАН СПОКОЙНО ИСПОЛЬЗУЮТ НДМГ и АТ!!!
      ... правда СК во французкой Гвиане имеет место быть
      Цитата: sevtrash
      А для американцев и европейцев главная проблема Протона - что он российский.

      -реально дороговато (у китайцев и индусов будет дешевлее)
      -не очень комфортно великой державе быть зависимой(рят все и на ТОПВАР тож)
      -стратегическая независимость
      почтальон
  12. iConst 20 декабря 2013 14:59
    Вот что вычитал:
    К преимуществам пары НДМГ+АТ относятся:
    превосходит пару кислород+керосин и пару кислород+водород по плотности (1170 против 1070 и 285 (кг/м³))
    большая взрывобезопасность по сравнению с парой водород+кислород
    самовоспламеняемость при контакте топливных компонентов
    возможность длительного хранения в заправленном виде при нормальных температурах
    К недостаткам НДМГ+АТ относятся:
    токсичность
    канцерогенность
    вероятность взрыва НДМГ в присутствии окислителя
    меньший удельный импульс, чем у кислородно-керосиновой пары
    цена НДМГ заметно выше цены керосина, что существенно для больших ракет[3]
  13. iConst 20 декабря 2013 15:01
    А вообще скоро китайцы заполонят космос. Ребята трудолюбивые...
    1. Deniska 20 декабря 2013 22:45
      товарися на товарися, товарися на товарися.... Здрася Товарися!!
  14. PetrHabara 20 декабря 2013 21:27
    Запустили? Молодцы. Дешевле? Хорошо. Шатлы у них тоже чудо из чудес было, где они сейчас? Идея хорошая, часть рынка под себя подомнут, но серьезной конкуренции протону не составят, потому как у нас проверенная МНОЖЕСТВОМ запусков ракета. А у них? Да и у нас конструктора чай не домино с коллегами играют :)
    PetrHabara
    1. Пупырчатый 20 декабря 2013 22:08
      Цитата: PetrHabara
      Запустили? Молодцы. Дешевле? Хорошо. Шатлы у них тоже чудо из чудес было, где они сейчас?

      Шатлы, на минуточку, были программой, которые свое очень неплохо отработали.
      1. dv-v 21 декабря 2013 04:30
        ничего подобного! - канеш, технологии, то се, но потом бюджет наса они сильно отожрали и вообще, чуть не похоронили совсем эту структуру.
        dv-v
  15. saag 20 декабря 2013 21:34
    Цитата: PetrHabara
    А у них?

    А у них после первого же успешного вывода спутника на ГСО, и если он будет дешевле Протона, сменится поставщик услуг
  16. kelevra 20 декабря 2013 23:01
    Заинтересовала одна строчка,а именно,это то,что запуск американской ракеты обошёлся на 30 миллионов дешевке!Как так,Россия не только славилась всегда высокими и точными технологиями,а ещё и сравнительно очень дешёвыми материалами и общими затратами!Как у американцев получилось сделать дешевле!Очень хочется надеяться,что все их проблемы с запусками,не одинарны и что стоимость просто занизили.чтоб сравняться с российскими ценами.
    kelevra
    1. Слесарь 21 декабря 2013 00:00
      Цитата: kelevra
      Заинтересовала одна строчка,а именно,это то,что запуск американской ракеты обошёлся на 30 миллионов дешевке!

      Тут уже говорили,американцы обожают сравнивать несравнимое ,подтверждать неподтверждаемое,протон выносит 2500 кг,ихняя чудо-пукалка -500,еще нужны аргументы? wink
  17. 1c-inform-city 21 декабря 2013 01:49
    Цитата: почтальон
    Цитата: sebast
    я абсолютно разные рк!

    ? ПОЧЕМУ??????????

    Слева направо: «Фалькон 1», «Фалькон 9» v1.0, «Фалькон 9» v1.1, «Фалькон Хэви»
    Falcon 9- Сравнимые ракеты-носители: Зенит 3 - Дельта IV - Атлас V - Ариан 5 - GSLV Mk. III (Индия) - Великий поход 5 - Ангара 5 - H-IIB - Протон М
    Количество ступеней 2
    Длина версия 1.0: 55 м
    версия 1.1: 68.4 м
    Диаметр 3,7 м
    Стартовая масса версия 1.0: 333 т
    версия 1.1: 506 т
    Масса полезной нагрузки
    - на НОО версия 1.0: 10,4 т

    версия 1.1: 13 т
    - на ГПО версия 1.0: 4,2 т
    версия 1.0: 4,8 т

    «Протон-М»
    Количество ступеней 3 — 4 (здесь и далее для «Протон-М» третьей фазы модификации)
    Длина 58,2 м
    Диаметр
    Стартовая масса 705 т
    Вид топлива НДМГ + АТ
    Масса полезной нагрузки
    - на НОО ~ 23 т
    - на ГПО 6,15 т (с РБ «Бриз-М»)
    - на ГСО до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»)

    ===========================
    Компания SpaceX продолжает работу над ракетой-носителем Falcon Heavy

    Данная ракета будет состоять из пакета 3-ёх первых ступеней, а так же 1-й стандартной 2-й ступени «Фалькона-9». Подразумевается, что выводимая на геопереходную орбиту масса составит примерно 21 т., а на низкую - 53 т. Кроме всего прочего, сверхтяжелая ракета будет летать в частично многоразовом варианте с возвращаемыми блоками 1-й ступени РН.

    Насколько я понял речь в статье идёт о ракете с полезной нагрузкой 6-7 тонн максимум и сравнивать сценой запуска изделия с нагрузкой 23 т не коректно.
  18. Enot-poloskun 21 декабря 2013 07:50
    Вопрос:

    Правильно ли я понимаю, что российский "Протон" может вывести на орбиту несколько крупногабаритных спутников, а "Фалькон" - только один?

    Тогда в чем конкурентное преимущество американцев?
    1. tanit 21 декабря 2013 11:24
      К сожалению, американцы тоже (с их слов) могут вывести клястер(не один спутник, а типа кучу)Но-вот когда выведут -тогда и будем кричать, что МЫ отстали. А так -у них отставание в 20 лет. У КНР -в 40. И чтобы не писали икспЕрды- это реальность.
  19. tanit 21 декабря 2013 11:15
    Озвученное и пропиаренное-преимущество явное. В реальности все немного не так.
  20. Andriuha077 22 декабря 2013 00:51
    "Полет советской сверхмощной ракеты «Энергия» тоже не прошел даром. Для американцев. Её двигатель РД-180, изготавливаемый на подмосковном «Энергомаше», сейчас поднимает в космос их «Атласы». Те самые, что доставляли к Марсу марсоходы."

    «Ракета, пришедшая с холода» / The Engine That Came In Fr...
    Речь идет об удивительной для американских конструкторов технологии «закрытого типа» ракетных двигателей НК-33, сконструированных С.Кузнецовым для носителя Н-1 в Самаре по советской «лунной программе».

    Вот что об этом говорят сами американские специалисты:
    — Данный двигатель …привел к пересмотру всех космических технологий США…
    — …Мы не знали таких технологий…
    — …Это лучшие двигатели на планете. Западные ученые считали эту технологию невозможной…
    — …советские специалисты еще 20 лет назад создали технологию, до настоящих дней недоступную американцам…
    — …Пусть кто-нибудь попытается объяснить, почему в США до сих пор тратят огромные деньги на разработку технологий, оставленных русскими позади еще в начале 60-х годов прошлого века…
    — …У нас, профессионалов, не было представления, как русские это делают…
    — …Этот уровень в США считали невозможным…

    Серия «Атлас II» выполнила 63 полёта с последним запуском 31 августа 2004 года. Она считается одной из наиболее надёжных ракет-носителей в мире. Хотя первоначально ракеты Атлас создавались как оружие против Советского Союза/России, Атлас III и Атлас V используют ракетные двигатели РД-180, разработанные и изготовляемые на российском заводе НПО Энергомаш. В США намечается производство этих двигателей по лицензии компанией Pratt & Whitney.

    Atlas IIIB
    В Atlas IIIB использована... нагрузку массой до 10218 кг на НОО и до 4500 кг на ГПО.
    Atlas V
    Atlas V Heavy
    Маршевый двигатель РД-180
    ПН на НОО ПН на ГПО 13 000 кг 29 400 кг
  21. Andriuha077 22 декабря 2013 02:27
    УР-500
    Двигатели первой ступени, ЖРД РД-253, были разработаны в КБ Энергетического машиностроения (генеральный конструктор В. П. Глушко). Этот двигатель был отвергнут С.П.Королёвым для использования в ракете Н-1 из-за токсичности компонентов его топлива и недостаточного удельного импульса.

    H-1
    Советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса. Разрабатывалась с середины 1960-х.
    Маршевый двигатель Н1: 30 x НК-15 / Н1Ф: 30 x НК-15, НК-33
    Носитель Н-1 был выполнен по последовательной схеме расположения и работы ступеней и включал 5 ступеней, на всех из которых использовались кислород-керосиновые двигатели.

    Протон-К
    В начальном варианте унаследовала первую ступень РН УР-500. Позже, в начале 90-х годов двадцатого века, тяга двигателей первой ступени РД-253 была увеличена на 7,7 %, и новый вариант двигателя получил название РД-275.

    Протон-М
    Хотя в основном конструкция РН «Протон-М» базируется на РН «Протон-К», серьёзные изменения в системе управления - заменена на БЦВК.
    Увеличение мощности двигателей первой ступени РН (замена РД-275 на РД-276).
    Модификация ЖРД «РД-275М» носит также название «РД-276», но на 2009 год наиболее распространено «РД-275М» (14Д14М).

    РД-253
    Топливо: Гептил
    Окислитель: N2O4
    Тяга: Вакуум: 166-186.8 тс
    (1.63-1.83 МН)[1]
    Ур.моря: 150-170.4 тс
    (1.47-1.67 МН)[1]
    Удельный импульс: Вакуум: 316 c
    Ур.моря: 285 c

    НК-33
    Топливо: керосин
    Окислитель: жидкий кислород
    Тяга: 171 Тс в вакууме
    154 Тс на уровне моря
    Удельный импульс: 331 с в вакууме
    297 с на уровне моря
    Время работы: 365 с
    AJ-26 — разработанная компанией Аэроджет и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Antares), создаваемая путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1).
    Первый полет ракеты Antares с двумя двигателями AJ-26 состоялся 21.04.2013
    21 апреля 2013 года в 21:00 GMT. Ракета-носитель Antares успешно вывела на орбиту габаритный макет космического грузовика Cygnus. Вместе с ним на орбиту были доставлены три малых спутника NASA PhoneSat и один коммерческий наноспутник ДЗЗ.
  22. Sax 22 декабря 2013 02:36
    NASA провело испытание необычного посадочного модуля в свободном полете
    Посадочный модуль проекта Morpheus отправился в свой второй полет. Испытание проводилось на территории Космического центра Кеннеди. На этот раз посадочный модуль пробыл в воздухе 81 секунду, почти на полминуты дольше, чем в прошлый раз. Аппарат поднялся на высоту 50 м, а затем совершил горизонтальный полет на 47 м в течение 30 секунд, после чего совершил успешную посадку, отклонившись от заданной точки приземления на 9 см.
    Sax

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня