Их цель — доходный креативный патриот. К Стратегии Росмолодёжи до 2025 года

Их цель — доходный креативный патриот. К Стратегии Росмолодёжи до 2025 года

На днях Федеральное агентство «Росмолодежь» представило на суд общественности документ под названием «Стратегия развития государственной молодёжной политики до 2025 года». Глава агентства Сергей Белоконев призвал всех желающих обсудить стратегию и высказаться относительно её качества. Впрочем, принять её планируют уже в начале следующего года, так что времени на общественное обсуждение осталось совсем мало. Между тем, если стратегия пройдёт в её нынешнем виде — это будет очень печально для всех нас. Почему — порассуждаем ниже.

...Для начала напомним: «Росмолодёжь» — это то ведомство, которое с 2008 года ответственно за формирование молодёжной политики в стране. То, что эта самая молодёжная политика до сих пор отсутствует у нас как явление, исчерпывающе описывает результаты деятельности агентства. Собственно, результаты эти проявились лишь в создании и последующей ликвидации движения «Наши» и регулярном проведении «Селигеров». Вот, по большому счёту, и вся молодёжная политика.


Бывший глава агентства Василий Якименко ныне переметнулся в оппозиционеры и работает идеологом сети кафе «Ешьпирог». Сменивший его в 2012 году идейный продолжатель Сергей Белоконев пока отметился поразительным политическим чутьём, выступив с инициативой проводить «Селигеры» в США и Европе в самый разгар скандалов вокруг «Списка Магнитского» и «закона Димы Яковлева». Причём, несмотря на резко отрицательную реакцию как в обществе, так и во власти — по-прежнему с необъяснимым упорством продолжает лоббировать эту идею.

После недавнего призыва Владимира Путина заняться уже, наконец, «молодёжкой», агентство взялось за написание «стратегии» аж до 2025 года. Результат представлен в открытом доступе в виде доклада и самой стратегии. Всё вместе тянет более чем на 200 страниц. Их и проанализируем.

Процентов на 90 труд состоит из крайне нужных для дела исторических справок, рассказов из зарубежного опыта и неоспоримых истин (например: «Молодым людям необходимо создать условия и возможности для позитивного развития»), перемежаемых цитатами из В. В. Путина.

Остальное — собственно программа.

Мотивация: креаклы как идеал

Г-н Белоконев главной задачей своего ведомства избрал «повышение стоимости человеческого капитала в стране». Молодёжь предлагается рассматривать как объект для инвестиций. Это значит, что все нынешние вложения в молодёжь должны обеспечивать отдачу с прибылью для государства в будущем.

А ставка в таком инвестировании делается (внезапно) на креативный класс. Ключевые цитаты:

«Оттеснив традиционные факторы успеха – хорошую инфраструктуру, местоположение, природные ресурсы – на первый план вышли человеческие способности, мотивации, воображение и отношения»;

«Креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение»;

«Творческие индустрии — быстро растущий сектор экономики. Творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов»;

«Предпринимательство является одной из основ креативного общества. Креативность — неотъемлемое свойство предпринимательской деятельности»

и т.д.


Одно из двух. Или стратегия была написана лет пять-шесть назад. Или авторы как раз в нулевые годы последний раз что-то читали. Иначе трудно объяснить тот факт, что они делают упор на явление, как раз последние пять лет непрерывно доказывавшее и показывавшее, насколько его переоценили.

Что ещё любопытно. Упирая на развитие «креативного класса», авторы предлагают также воспитывать в молодёжи патриотизм и преданность традиционным ценностям. Есть мнение, что этот неожиданный синтез креативности с традиционализмом — не от глубинного осмысления обоих явлений. Будь так — этот синтез был бы как-то прописан. А он не прописан никак. Видимо, всё объясняется гораздо проще и грустнее: если на реальный смысл слов и понятий наплевать, можно их комбинировать как угодно. В этом случае — свою задачу росмолодёжные креаклы видели в том, чтобы угадать и назвать как можно больше «актуальных слоганов».

Упор на инвестиции в молодёжь с расчётом на дальнейшую отдачу можно было бы принять. Но подобный подход рождает кучу принципиальных вопросов. Например, как рассчитать эффективность таких вложений. Методики не существует, а значит, и инвестора найти не удастся. Удастся найти в лучшем случае жертвователя в лице государства, но это уже совсем не рыночный подход. Рассчитывать же на то, что вкладывать «в молодёжь» с неясными перспективами отдачи через 20–30 лет бросится частник, — в высшей степени наивно. Пока что он даже не спешит инвестировать в реальные российские проекты с куда меньшим сроком окупаемости.

Да и вообще, как представляется, подход к молодёжи как к объекту для инвестиций претит тем самым традициям, о необходимости поддерживать которые говорит концепция. Потому что родитель у нас в первую очередь растит и воспитывает своих детей не для того, чтобы они вернули ему долги в старости, а для того, чтобы смогли обеспечить свою жизнь и жизнь своих детей. Главная мотивация при этом заключается в осознании чувства выполненного долга перед самим собой, своей семьёй и страной в целом. Подход, при котором родители бы скрупулёзно высчитывали эффективность вложений в потомство, аккуратно занося расходы в ведомость, представляется чужеродным и в худшем смысле слова креативным.

Впрочем, оставив в стороне концептуальные цели — оценим технические детали их реализации.

Реализация: «надо закрепить в сознании установки»

Слово «реализация» или «поэтапная реализация» встречается в Стратегии неоднократно. Чтобы дать представление о степени конкретики, — приведём обширную цитату:

«Главные задачи в повестке дня молодежной политики:

1) формирование мировоззрения;

2) развитие компетенций молодого поколения.

В сознании должны быть закреплены следующие базовые установки: «успешный человек в успешной стране»; патриотизм и гражданственность; здоровый образ жизни, бережное отношение к природе.

Ориентиром деятельности является увеличение числа молодых людей, обладающих следующим набором востребованных компетенций:

  • креативное мышление, способность генерировать инновации;
  • коммерциализация идей, наличие предпринимательских навыков;
  • гражданское участие, осознанное и ответственное социальное поведение;
  • жизненная навигация, выстраивание карьерных траекторий;
  • проектное мышление, умение управлять проектами.

    Для достижения заявленной цели, решения поставленных задач и создания обозначенных социальных эффектов деятельности необходим системный поход к государственной молодежной политике и инвестиции в человеческий капитал (бюджетные ассигнования, фонды). Для обеспечения развития инновационной экономики молодежь должна стать основным объектов для инвестиций в человеческий капитал.»

    Или вот другая конкретика: «Творческие индустрии также являются важным показателем в различных условиях существования разных стран и регионов и определяют потенциал развития страны и общества:

    1) формируется творческая городская среда;

    2) инвестируются финансовые ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;

    3) формируется востребованность творческого потенциала через создание новых рабочих мест;

    4) разработка и продвижение интеллектуального продукта;

    5) поддержание экономической, культурной и политической коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильность»;

    6) выход из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

    7) выход из политического кризиса — новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти;

    8) новый имидж и формирование идентификации, возрождение регионов и пространств;

    9) решение социальных задач — развитие местных сообществ и их интеграция, и диалог сообществ.»

    Насколько всё это может претендовать на статус «стратегии» — сами оцените. Собственно механизмов воплощения этих пожеланий в действительность — в тексте просто нет.

    Единственная конкретная идея

    Чётко в Стратегии прослеживается только одна линия — «Росмолодёжи» надо выделить больше денег.

    Авторы документа прямо сообщают: нас ждёт катастрофическое сокращение численности и качества молодых. Нынешний бюджет «Росмолодёжи» не позволяет преломить эту тенденцию, а значит, его нужно радикально увеличить.

    Тут отметим, что бюджет действительно скромный. Сегодня он составляет 500 млн рублей, из которых 240 млн будут потрачены на «Селигер». Агентство хочет больше, но на пути у него стоит Минфин, который давать деньги категорически отказывается. И это тот случай, когда я полностью поддерживаю мнение финансистов, так как для того, чтобы получить больше, нужно как минимум обосновать своё желание, а лучше — подкрепить реальными достижениями.

    В «Стратегии» авторы обещают воспитать молодёжь при условии, что финансирование увеличат в 10 раз:

    «Реализация активного сценария потребует дополнительных расходов федерального бюджета в 2015–2016 гг. в 4,5–5 млрд рублей в рамках комплексной программы развития молодёжи для создания федеральной молодёжной инфраструктуры (сети молодёжных ресурсных центров), поддержки вышеупомянутых молодёжных организаций (1–1,5 млрд рублей), на повышение квалификации кадров по работе с молодёжью, на расширение проектной деятельности и на разработку комплексной программы развития молодёжи».

    При этом никаких обоснований 5 млрд, повторимся ещё раз для невнимательных, в документе нет. Просто дайте 5 млрд на «комплексную программу развития». Что это за программа — тоже неясно, её ещё предстоит разработать. Однако известны её цели. Это, среди прочего:

    « — развитие у молодёжи ответственного отношения к учёбе, труду, собственному здоровью;

    — развитие у молодёжи гражданского сознания, ответственности за развитие России»

    и т.д. В общем, полный перечень абстракций без какого-либо намёка на то, как отслеживать их воплощение в жизнь. И где отличать естественное развитие событий от результатов потных усилий «Росмолодёжи».

    Итого

    Вероятнее всего, агентство по делам молодёжи нарубило свой винегрет из неоспоримых банальностей, взаимоисключающих параграфов и бывших «актуальных тезисов» не со зла. А просто по причине спешки и желания, раз уж первые лица заговорили о важности «молодёжки», нарубить бюджета.

    Опять же: основная претензия не в том, что «Росмолодёжь» потребовала 5 млрд рублей. А в том, что за 5 лет существования сумела родить вместо осмысленной стратегии — только вот это.

    И эти люди хотят воспитывать «эффективные» поколения.

    ...Кстати, даже в «Единой России» восприняли «Стратегию» скептически.

    «Документ пока является сырым. Нам сказали, что его хотят принять в начале следующего года, но над ним надо работать ещё год. Я понимаю, что «Росмолодежь» отреагировала на призыв президента России Владимира Путина о формировании стратегии по поддержке молодёжи. Но она не пишется на коленке», — сказала заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Алёна Аршинова.

    «Росмолодёжь» призывает граждан (то есть нас с вами) обсудить «Стратегию» и внести свои замечания.

    По большому счёту, обсуждать там нечего: нужно её написать.
  • Автор:
    Евгений Супер
    Первоисточник:
    http://www.odnako.org/
    Ctrl Enter

    Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    18 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
    Уже зарегистрированы? Войти