Кораблестроение: без права на раскачку

Кораблестроение: без права на раскачку

Государственная программа вооружений на 2011–2020 годы, реализуемая ныне в России, обозначила масштабный поворот государства к вопросам военно-морского строительства и обновления отечественного Военно-морского флота. Достаточно указать, что по данной программе из общего количества выделяемых на вооружение более чем 19 триллионов рублей на приобретение техники и вооружения для ВМФ на период до 2020 года намечено выделить около 5 триллионов рублей, или более четверти.

НАМЕЧЕН ввод в строй ВМФ в течение нынешнего десятилетия восьми атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения типа «Юрий Долгорукий», восьми атомных подводных крейсеров нового поколения типа «Северодвинск», до десяти неатомных подводных лодок, значительного количества фрегатов и корветов. Активно ведётся строительство малых единиц для ВМФ, вспомогательных судов, судов базового обеспечения.


Основными задачами обновляющегося ВМФ России всё более явственно становятся реализация российского присутствия в различных районах мира, обеспечение там российских интересов, борьба с пиратством и защита судоходства. Российский флот возвращается в Мировой океан.

Очевидно, что для такого возвращения к активным задачам в удалённых водах ВМФ нуждается в новых боевых кораблях. Не секрет (достаточно обратиться к общеизвестным ежегодным справочникам Jane’s), что пока может быть задействовано не так много надводных единиц океанской зоны: тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», три ракетных крейсера типа «Москва», некоторое число больших противолодочных кораблей типа «Удалой» и «Адмирал Чабаненко», два сторожевых корабля типа «Неустрашимый» плюс пара черноморских «ветеранов», а десантные корабли представлены двумя десятками БДК польской и советской постройки.

В ЭТИХ УСЛОВИЯХ главным пополнением надводного флота станут в ближайшее время два десантных вертолётных корабля-дока (универсальных десантных корабля) типа «Мистраль», заказанных во Франции. Подписанный в июне 2011 года контракт стоимостью 1,12 млрд. евро, вокруг которого в своё время было сломано столько копий, реализуется французскими судостроителями точно в сроки.

15 октября этого года на французском судостроительном предприятии STX France в Сен-Назере состоялась церемония официального спуска на воду (фактически всплытия в сухом строительном доке) первого построенного для ВМФ России по данному контракту десантного вертолётного корабля-дока «Владивосток». Корабль уже в значительной мере готов, хотя с начала работ прошло менее двух лет. Передача корабля ВМФ России предварительно запланирована на 1 ноября 2014 года.

Тем временем в Сен-Назере в том же сухом доке активно ведётся строительство второго однотипного корабля «Севастополь», и можно быть уверенными, что и этот корабль будет сдан в контрактные сроки к концу 2015 года.

Темпы постройки французами обоих заказанных Россией кораблей выглядят просто невероятными на фоне отечественных долгостроев. Конечно, в случае с кораблями типа «Мистраль» можно сделать поправку на уже отработанную серийность строительства (три корабля ранее были построены для французского флота) – но тем не менее.

Ведь речь идёт о крупных авианесущих единицах водоизмещением более 21 тысячи тонн. Быстрота постройки «Владивостока» произвела впечатление даже на закоренелых скептиков и противников приобретения кораблей типа «Мистраль» в России.

РЕАЛЬНОСТЬЮ стало то, что Российский флот в самые сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям ценных боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил отечественного ВМФ за почти четверть века.

Как бы критически не относиться ни к самому факту заказа крупных боевых кораблей во Франции, ни к целесообразности расходования средств на корабли такого класса, ни к избранному конкретному типу кораблей типа «Мистраль», всё равно очевидно, что ввод в состав ВМФ России двух таких единиц станет для нашего флота крупным прорывом.

Два корабля типа «Мистраль» резко увеличат возможности Российского флота по развёртыванию в удалённых водах и впервые придадут ему реальные экспедиционные возможности. Как десантные корабли, эти единицы, пожалуй, впервые в ВМФ России позволят на деле реализовать как задачи длительной боевой службы со значительными подразделениями морской пехоты и вертолётной авиации на борту, так и возможности пресловутого «вертикального охвата».

Важную роль «Владивосток» и «Севастополь» могут сыграть в качестве штабных кораблей управления во всё более активных российских военно-морских группировках. Наконец, крупные вертолётонесущие корабли в составе флота потребуют активизации разработок и закупок корабельных вертолётов и неизбежно будут способствовать росту численности вертолётного парка морской авиации ВМФ и общему усилению внимания к авианизации флота.

Не стоит сбрасывать со счетов и значение для отечественного флота получения опыта эксплуатации современного крупного западного военного корабля, требующего внедрения современных методов поддержания технической готовности, технического обслуживания, норм снабжения, обеспечения и ремонта, новой корабельной организации. Моряки воочию ознакомятся с современными стандартами обитаемости. Бесспорную ценность флот получит и от ознакомления с установленными на «Мистралях» современными французскими автоматизированными системами управления – как корабельными, так и управления соединением.

В то же время очевидно, что для личного состава и командования ВМФ эксплуатация «Владивостока» и «Севастополя» станет серьёзным вызовом – особенно с учётом того, что неизбежным будет сравнение с весьма интенсивной и разнообразной эксплуатацией трёх однотипных «систершипов» во французском флоте. Российские моряки из экипажей этих новых кораблей должны быть готовы поддержать возросшую репутацию ВМФ России.

В ЭТОЙ СВЯЗИ уместно упомянуть о накопившихся проблемах отечественной судостроительной промышленности – имеется в виду в первую очередь надводное кораблестроение. Конечно, можно вести речь о причинах, уходящих корнями в 1990-е годы, а то и глубже... Но дело, видимо, не только в них. У сформированной государством в 2007 году Объединённой судостроительной корпорации огромные организационные и финансовые усилия долгое время уходили на деприватизацию частных предприятий, создание управляющих надстроек в центре и в регионах с увеличением управленческого аппарата, разработку многочисленных стратегий развития...

Несмотря на быстрое наращивание поступления финансовых средств, промышленность испытывает немалые трудности со строительством новых надводных кораблей. Да, с 2006 года на стапелях «Северной верфи» и завода «Янтарь» заложено уже немало фрегатов, но их ещё предстоит сдать флоту. Головной фрегат нового поколения проекта 22350 «Адмирал Горшков» строится на «Северной верфи» уже почти восемь лет. На «Янтаре» в Калининграде уже десятый год строится единственный заложенный за всё постсоветское время в России большой десантный корабль «Иван Грен».

«Спотыкаются» и сами судостроительные предприятия, и предприятия-контрагенты – в первую очередь разработчики и изготовители новых электронных и огневых систем. Поэтому очевидна необходимость комплексного оздоровления надводного кораблестроения.
Автор:
Руслан Пухов
Первоисточник:
http://redstar.ru/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

52 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти