«Параметры впечатляющие — речь идет о десятках миллионов долларов»
Власти Перу объявили о завершении переговоров с Россией по закупке военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш. Как стало известно "Ъ", контракт на 24 машины обойдется перуанским военным в $500 млн, что сделает его одним из крупнейших в истории военно-технического сотрудничества (ВТС) двух стран. Первая партия, как ожидается, окажется в Перу в декабре 2014 года, а целиком контракт планируется закрыть в 2015 году.
О достигнутых договоренностях с российским спецэкспортером вооружений "Рособоронэкспортом" вчера сообщило Министерство обороны Перу. Оно заявило о готовности приобрести 24 военно-транспортных вертолета Ми-171Ш. "Вертолеты будут применяться войсками для борьбы против нелегального оборота наркотиков и терроризма в долине рек Апуримак, Эне и Мантаро",— подчеркнули в военном ведомстве.
Как уточнил источник "Ъ", близкий к спецэкспортеру, контракт был заключен еще 17 октября в Лиме, а подпись в нем с российской стороны поставил заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Сергей Ладыгин. По условиям сделки, первая партия машин должна быть поставлена в Лиму к 9 декабря 2014 года (к празднованию Дня сухопутных войск Перу), а все машины планируется отгрузить заказчику уже в 2015 году. Стоимость контракта перуанские военные раскрывать не стали, но, по словам источника "Ъ", близкого к сделке, она составила порядка $500 млн.
Контрактом, по словам собеседника "Ъ", также предусмотрено, что в 2016 году российская сторона откроет в Перу сервисный центр по обслуживанию и ремонту вертолетов. Это позволит поддерживать как планируемую к закупке, так и ранее приобретенную вертолетную технику в состоянии постоянной готовности. Всего, по данным российского спецэкспортера, с конца 70-х годов в Перу было поставлено около ста вертолетов советского и российского производства, в частности, Ми-8/17 и Ми-24. В октябре 2011 года завершилась поставка шести военно-транспортных Ми-171Ш и двух ударных вертолетов Ми-35П (сумма сделки — около $108 млн), а в 2011-2012 годах российские предприятия модернизировали семь вертолетов Ми-25 (порядка $20 млн). Параллельно специалистами велась также работа над контрактом по Ми-171Ш, который стал одним из крупнейших в истории ВТС двух стран. "Перу является одним из основных эксплуатантов нашей техники в том регионе, а этот контракт стал еще одним подтверждением высокой конкурентоспособности российских вертолетов",— заявил "Ъ" начальник международного департамента госкорпорации “Ростех” Сергей Гореславский.
Напомним, что в октябре этого года Перу посетила российская военная делегация во главе с министром обороны Сергеем Шойгу, где стороны провели переговоры с министром обороны страны Педро Катериано Бельидо по линии военно-технического сотрудничества. Высокопоставленный источник "Ъ" в Минобороны РФ вчера подтвердил информацию о том, что во время встречи обсуждались перспективы заключения этого контракта. Чиновники, работающие в сфере ВТС, отмечают, что интерес Лимы только вертолетным контрактам с Москвой не ограничивается: в ближайшее время Перу планирует потратить около $2,3 млрд на закупку военной техники и вооружения, рассматривая в приоритетном порядке образцы российской бронетанковой техники и систем ПВО.
***
В интервью “Ъ” советник главы «Рособоронэкспорта» и начальник международного управления госкорпорации «Ростех» СЕРГЕЙ ГОРЕСЛАВСКИЙ согласился рассказать о нюансах заключенного между Россией и Перу контракта на военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш.
— Сколько длились переговоры по этому контракту?
— Непосредственно предконтрактный период длился весь последний год, а в последние два месяца стартовал завершающий этап переговоров по согласованию деталей контракта… В общем, интенсивная работа велась два-два с половиной года во взаимодействии и при поддержке профильных российских ведомств — ФСВТС, МИД, Минобороны РФ.
— Когда будут осуществлены первые поставки вертолетов?
— Планируется, что первые машины будут поставлены в конце 2014 года, при условии что авансовый платеж будет перечислен заказчиком до завершения текущего года.
— А финальная поставка?
— Контракт на 24 машины рассчитан на два года.
— Была информация о том, что у России был серьезный конкурент со стороны Франции, но в итоге выбор пал на нашу продукцию. В чем была интрига?
— Нами была проведена большая маркетинговая работа, благодаря которой сегодня Перу является одним из основных эксплуатантов нашей техники в регионе. Прежде всего, конечно, вертолетной: сегодня в стране используется порядка 100 машин российского и советского производства. Это, безусловно, определяет перспективы сотрудничества.
Главный вопрос заключается в осуществлении ремонта всей этой техники, По ходу эксплуатации возникает потребность в поддержании вертолетного парка в постоянной оперативной готовности. Это необходимо для решения тех задач, которые стоят перед военными Перу: это и борьба с последствиями стихийных бедствий, и борьба с наркотрафиком, и борьба с терроризмом, а также работа в труднодоступных горных районах страны.
Нам удалось связать две вещи: с одной стороны, повысить уровень обслуживания техники и ремонтных работ, с другой — продолжить поставки новых партий военной техники. И у нас получилось сделать это в рамках офсетных программ: перуанские военные, выполняя свои задачи по обновлению техники, продолжают вести новые закупки, а мы в рамках этого контракта создаем специальный центр, который сконцентрируется на ремонте техники. В этом и была основная работа. Эксплуатантом Ми-171Ш будет являться армейская авиация.
— В какие сроки будет создан этот центр?
— Он будет создан после поставки техники и окончания гарантийного периода, то есть в 2016 году. Вообще, эта работа начнется уже сейчас, после состоявшегося подписания контракта: в Лиму приедут наши специалисты, которые будут оценивать инфраструктуру, устанавливать соответствующее оборудование и т. д. Центр позволит реализовывать текущий ремонт, а главное, решать задачи по капитальному ремонту целого ряда узлов и систем вертолета, его фюзеляжа. Отмечу, что наши шаги позволят заложить основу для создания полноценного ремонтного предприятия.
— Конкуренты не беспокоили?
—Как это бывает в большинстве случаев работа над контрактом шла в достаточно жесткой конкурентной борьбе. Со стороны мировых производителей я бы выделил французов, которые проводят очень целенаправленную работу с клиентами. По нашей информации, даже в кульминационный период нашей работы над контрактом французы предприняли попытки сделать свое альтернативное предложение по вертолету «Кугар». Перуанское руководство приняло решение в нашу пользу, во-первых, в силу высоких потребительских качеств нашей техники, доказанных в ходе ее эксплуатации в стране, а также благодаря предложенной офсетной программе, что впервые обусловлено контрактом такого рода. Я считаю это большим успехом для российской вертолетной отрасли.
— Какой потребуется объем инвестиций для того, чтобы он полностью был готов к 2016 году?
— Поскольку речь идет об офсетной программе, являющейся частью контракта, то озвучивать этого я не могу: это коммерческая тайна. Но параметры впечатляющие: речь идет о многих десятках миллионов долларов. Не исключаю, что объем инвестиций может возрастать по мере наращивания работ по техническому оснащению центра.
— В чьей собственности будет находиться центр?
— Центр будет находиться в собственности перуанской стороны: это фактически инвестиции и трансферт технологий в рамках осуществления контракта на поставку вертолетов. Это обусловлено требованием руководства Перу на проведение процесса индустриализации своей страны.
Информация